Рождение населенного пункта Верхне-Макеевка относится ко второй половине XVIII века. Населяли край беглые крепостные крестьяне из центральных губерний России и Украины.

В 1763г. эти земли приобретает помещик полковник Василий Иванович Иловайский. В те времена большинство поселений получали название от фамилий или имен своих хозяев. Василий Иванович решил назвать хутор в честь своего деда Макея — отсюда и название села Макеевка.

Хозяйский быт крестьян был весьма незавидный, частые падежи скота и неурожаи, голод, нищета и болезни вот удел тогдашних жителей многих поселений.

Несколько кряду засушливых лет, все чаще заставляют крестьян обращаться за помощью к Богу. По преданию, Василию Ивановичу приснился сон, в котором ему ясно было указано, что надо в селе возвести храм, на одном из самых красивейших уголков села, на берегу речки Ольховой. В 1784г. было начато строительство храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Как известно из ведомости за 1839г. хранящейся в Ростовском государственном архиве: Построена церковь в 1794г. Тщанием умершего полковника Василия Ивановича Иловайского. Зданием деревянная, с такою же колокольнею, при ней ограда каменная с деревянным между столбами частоколом.. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью достаточна. Причта по штату положено: священников-3, диаконов-2 и Причетников-6.

Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной особо отмежеванной, узаконенной пропорции не имеется, а пользуется оною священнослужители с жителями через полосно-межевальном количестве.

Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, кроме одного полугосподского в коем жительствует диакон Николай Попов.

Зданий сей церкви принадлежащих не имеется, кроме одной деревянной караулки.

Расстоянием сия церковь от консистории в 200-х, от Духовного Правления в 170-ти, от местного Благочиния в 60-верстах.

Приписанной к сей церкви никакой нет другой.

Домовой в приходе сей церкви ни у кого из помещиков не числится.

Опись церковного имущества есть, выданное в 1818г. из бывшего Черкасского Духовного Правления за печатью оного скрепою присутствующего священника Василия Рубашкина, и кроме оной имеется тетрадь, выданной 1818г. октября 30 дня из того же правления для записи прибылей, вещей.

Приход расходные книги, выданные в 1835г. из Нижнее Черкасского Духовного Правления зашнуром и печатью, о суммах свечной и церковной ведется исправно и хранится в целости.

Копии с метрических книг с 1784 г. хранятся в целости.

Православных прихожан в то время числилось около 6 тысяч человек.

Из прошения попечительского Совета в Донскую Духовную консисторию в 1897г. Хранящегося в Ростовском государственном архиве, известно, что: 13 апреля 1894г. после пасхальной службы нас постигло большое несчастье, наш деревянный храм с главным алтарем и переднею его частью сгорел до основания, остались в совершенной трапезная, отделенная капитальной стеной от сгоревшей части и фундамент…

Далее попечительский Совет просит Донскую Духовную консисторию разрешить произвести пристройку к сохранившейся колокольне и трапезной, средней части церкви, на месте сгоревшего, на оставшемся в целости фундаменте из отряженного кирпича, …с двумя престолами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Хрисанфа и Дарьи, согласно плану и прилагаемых чертежей, полученному попечителями от епархиального архитектора. Это время постройки нынешнего деревянного храма.

Здесь же с восточной стороны предлагалось строительство склепа под алтарной частью для захоронения священнослужителей. Он был построен вместе с новой пристройкой, но в 60-е годы могилы были разграблены, вход разрушен и в последствии засыпан.

В 30-40-е годы прошлого столетия, когда повсеместно один за другим закрывались церкви и насаждалась атеистическая пропаганда, Господь сохранил храм Пресвятой Богородицы Первые богослужений в храме совершал игумен Паисий (Павлов), назначенный настоятелем, но вскоре его переводят на другое место службы. Окормлять приход назначается о. Григорий (Келеберда) служивший в г. Миллерово. С 1 октября 1992 года по 1 октября 1995 года настоятелем прихода был иеромонах Алипий (Филин) диаконом служил иеродиакон Антоний (Денисов), который был рукоположен в сан пресвитера в октябре 1995 года и был назначен настоятелем Свято-Покровского прихода а иеромонах Алипий настоятелем Свято-Никольского прихода села Кашары.

Монашеская жизнь на приходе зарождалась постепенно. Сначала, в 1995г. Указом Митрополита Владимира (Котлярова), в то время правящего архиерея Ростовской епархии, был образован Свято-Покровский скит. Первым постриг в монашество принял Неживое А. Б. с наречением имени Алим, вторым постриг принял Боков A. M. с наречением имени Викентий и третьим был пострижен в монашество Криничный С. с наречением имени Серафим.

В 2003г. по благословению архиепископа Пантелеимона началось строительство монашеского корпуса на 20 мест. Ведется строительство ограды монастыря, хозяйственных построек. Планируется построить домовую церковь, часовню на Свято-Покровском источнике, расширить трапезную, медицинский пункт и канцелярию.

17 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, по представлению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона Свято-Покровский приход с. Верхне-Макеевка Кашарского района Вешенского благочиния был преобразован в Свято-Покровский мужской монастырь. Наместником был назначен игумен Алипий.

В пятистах метрах от Свято-Покровского монастыря находится Покровский источник. По преданию источник появился, когда был построен Свято-Покровский храм. Неоднократно у источника были отмечены явления Божией Матери. Многие верующие получают исцеления от чудотворной воды.

17 мая 2004 года Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон совершил освящение источника. С этого времени здесь постоянно совершаются крестные хода и водосвятные молебны.

Да умножит Господь лета, нашего вновь создавшегося мужского монастыря!

Наместник Свято-Покровского мужского монастыря игумен Алипий.

Сайт Верхнедонского благочиния (veshkiblag.ru)

Так выглядел монастырь в 1899 году.

Согласно преданиям преподобный Авраамий родился в Ростове Великом, его мирское имя и год рождения нам неизвестны. По сообщению его древнейшего жития, опубликованном незадолго до революции, первоначально преподобный Авраамий подвизался в Вознесенском Печерском монастыре вблизи Нижнего Новгорода, откуда перешёл в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен в монашество преподобным Сергием.

Проведя в обители в радонежских лесах несколько лет, преподобный Авраамий, как говорится в его житии, «по мнозех же трудах и пощении... высхотя конечного безмолвия и просяще на то благословения руководца своего, святого отца Сергия». Преподобный Сергий, «видев успех и тщание его <...> благослови блаженного Авраамия идти в пустыню».

В поисках места для уединения преподобный Авраамий ушёл из Троице-Сергиева монастыря в костромские пределы, в тогдашнее Галичское княжество. В житии сказано, что «Богом водим» преподобный «прииде к озеру Галичскому». С этого времени начинается служение святого на костромской земле. Уединённо живущий на берегу Галичского озера подвижник, как магнитом, притягивает к себе людей - и мирян, и иноков. Вскоре происходит чудесное явление преподобному иконы Божией Матери Умиление (позднее Авраамия на образах будут всегда изображать с этой небольшой иконой в руках). На протяжении нескольких десятилетий преподобный Авраамий последовательно основывает в галичско-чухломском крае четыре монастыря, посвящённых Божией Матери (не зря писатель Борис Зайцев называл его «верным рыцарем Святой Девы»).

Первым таким монастырём стал Авраамиев Заозерский (или Новоезерский) монастырь Успения Божией Матери на берегу Галичского озера, вторым - Авраамиева Великая пустынь Положения пояса Пресвятой Богородицы, третьим - Авраамиева Верхняя пустынь Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге. Последним, четвёртым, монастырём преподобного Авраамия стал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанный им на северном берегу Чухломского озера на месте древнего чудского «городца».

В житии святого говорится, что за полгода до кончины преподобный Авраамий, оставив вместо себя игуменом своего ученика Иннокентия , уходит «в малую часовню, яже на едино поприще от монастыря». Последние 6 месяцев жизни преподобный провёл, «безмолвствуя един и единому Богу беседуя в молитвах и всенощном стоянии». Согласно житию преподобный Авраамий преставился 20 июля (2 августа) 1375 года, однако большинство историков полагает, что его смерть произошла несколько позднее, так как в житии говорится о встречах святого с галичским князем Юрием Димитриевичем (сыном Димитрия Донского), получившим Галич в удел в 1389 году. Преподобного Авраамия Галичского и Чухломского причислили к лику святых в 1553 году (по другим данным - в 1621 году). Его житие было составлено на рубеже 50-х годов XVI века игуменом Авраамиево-Городецкого монастыря Протасием .

На протяжении нескольких столетий все строения монастыря были деревянными. Каменное строительство в нём началось в XVI веке. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского в обители заложили первый каменный храм - пятиглавый, двухстолпный и трёхапсидный собор Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей преподобного Авраамия (скончавшегося в день Илии Пророка).

Из-за свержения в 1610 году царя В. И. Шуйского и последующих событий Смутного времени собор закончили лишь в 1631 году (его освящение состоялось в 1632 году). Каменное строительство в монастыре возобновилось в середине XVII века. В начале 50-х годов были возведены Святые врата с надвратным одноглавым Никольским храмом. Во второй половине XVII века (точная дата не известна) был построен увенчанный тремя шатрами двухэтажный собор честь Рождества Христова (к сожалению, этот храм разобрали в 60-годы XIX века).

Строительство обители продолжалось и в XVIII-XIX веках. В 1764-1768 годах монастырь окружила каменная ограда с четырьмя небольшими угловыми башнями. В 1857-м году Ильинский придел над гробницей преподобного Авраамия разобрали, взамен его к Покровскому храму был пристроен пятиглавый четырёхстолпный собор во имя иконы Божией Матери Умиление, освящённый в 1867 году. В 70-х годах XIX века над монастырём вознеслась высокая пятиярусная колокольня.

В ХV-ХIХ веках Авраамиево-Городецкий монастырь на берегу озера являлся основной обителью Чухломского края, главным центром его духовной жизни. На монастырском кладбище издавна хоронили представителей местных дворянских родов. В обители были погребены княжна Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя М. Ф. Романова), многочисленные представители рода Лермонтовых (в том числе, как полагают, и основатель рода обрусевший шотландец Джордж Лермонт), князей Шелешпанских , Катениных , Черевиных , Перелешиных и других.

На начало XX века основными святынями обители являлись мощи преподобного Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе во имя иконы Божией Матери Умиление, икона Божией Матери Умиление - старинный список с иконы, явленной преподобному на берегу Галичского озера. В начале 1896 года на средства местных крестьян- отходников, проживавших в Петербурге, над местом упокоения мощей преподобного Авраамия была установлена серебряная рака (вес 4 пуда 48 фунтов), украшенная чеканными изображениями из жизни святого, - выдающийся памятник ювелирного искусства того времени. 28 января 1896 года при большом стечении народа рака была освящена епископом Костромским и Галичским Виссарионом (Нечаевым ).

Накануне революции монастырь обладал большим образцово-организованным хозяйством, в котором применялись новейшие сельскохозяйственные машины, приобретались лучшие сорта семян, удобрений. Четыре ярмарки, ежегодно проходившие возле стен обители (Крестоходовая - 3 июля, Авраамиевская - 19 июля, Ильинская - 20 июля, Покровская - 1 октября), играли большую роль в экономической жизни Чухломского и соседних с ним уездов. В гостинице монастыря, кроме богомольцев, находили ночлег партии рабочего люда, приходящего на заработки и в отхожий промысел. Налаженная многовековая жизнь обители на берегу Чухломского озера круто изменилась после революции. В 1922 году вместе с другими монастырскими ценностями, являвшимися в основном вкладами, была изъята серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия (сама гробница, к счастью, избежала в советское время вскрытия). В 20-е годы, потеснив монахов, в монастыре разместился большой детдом, просуществовавший здесь до середины 30-х годов.


В конце 1928 года Авраамиево-Городецкий монастырь был окончательно закрыт (обращения верующих во ВЦИК, разумеется, ни к чему не привели). В середине 30-х годов в бывшей обители разместилась Жаровская машинно-тракторная станция, причём в Покровском соборе, воздвигнутом над мощами преподобного Авраамия, были поставлены трактора (толстый слой мазута, покрывший пол в храме в это время, сохранялся в нём и несколько десятилетий после ликвидации МТС в конце 50-х годов). В 30-е годы ансамбль обители понёс большие утраты: была разрушена большая часть ограды, стёрто с лица земли монастырское кладбище.

После ликвидации МТС единственным хозяином в монастыре оставалась неполная средняя школа, размещавшаяся в корпусе бывших келий. С её закрытием в 1975 году бывшая обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, оказалась окончательно заброшенной, всё больше и больше превращаясь в руины, зарастающие травой, кустарниками и деревьями...

Первый шаг к возрождению древнего монастыря был сделан 1 августа 1990 года, когда епископ Костромской и Галичский Александр впервые после 1928 года при большом стечении народа отслужил среди монастырских развалин молебен. 25 марта 1991 года весь ансамбль монастыря был возвращён Костромской епархии, началась большая работа по его восстановлению, возглавляемая наместником обители архимандритом Никандром (Анпилоговым ).

За минувшие годы в обители сделано немало: возрождены храмы, на колокольне вновь установлены колокола, звон которых, как и века назад, вновь разносится над окрестностями, над гладью озера. В сентябре 1997 года по инициативе ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтовых - «Лермонтов во всём мире», в монастыре была освящена деревянная часовня, поставленная в память о Джордже Лермонте и его потомках, погребённых в стенах обители. Лампада монашеского делания вновь возжена в одной из древнейших обителей костромского края.

«О, преблаженне и богоносне отче наш. Авраамие, изрядный чудотворче! Прииме сие малое, приносимое тебе, моление наше, и умоли Господа и Пречистую Его Матерь избавити обитель сию, всех нас и вся грады и страны христианская от всех зол и бед, паче же избегнути скверн мира и очиститися от страстей греховных, да сподобимся и мы, в покаянии живот свой скончавше, небесных селений достигнути, и в них вместе с тобою во Святей Троице славимому Богу вечно воспевати: Аллилуиа».

«Как тело Господа, когда вошёл Он на гору, прославилось и преобразилось в Божественную славу и в бесконечный свет, так и тела святых прославляются и делаются блистающими. Ибо как внутренняя слава Христова в тот день будет преизливаться вовне - на тела их, потому что ещё ныне умом своим причащаются они Христовой сущности и Христова естества. Ибо написано: «и святяй бо и освещаемии, от Единаго» (Евр. 2: 11); и: «славу, иже дал еси Мне, дах им» (Ин. 17: 22). Как одним огнём зажигаются многие светильники, так необходимо и телам святых - этим членам Христовым - соделаться одним и тем же с Самим Христом» (преподобный Макарий Египетский «Духовные беседы»).

Святыни монастыря:

  • святые мощи преподобного Авраамия, пребывающие под спудом в подклете Покровского храма;
  • старинный покров от раки с мощами преподобного;
  • колодец, ископанный основателем монастыря прп. Авраамием.

Адрес: Костромская обл., Чухломский район, с. Ножкино.

Авраамиево-Городецкий мужской монастырь основан в XIV в. Основание обители положил преподобный Авраамий Чухломский, ученик преподобного Сергия Радонежского.

В 1350 году преподобный поселился на берегах Галичского озера, где совершилось чудесное явление ему иконы Божией Матери «Умиление». Основав на месте явления монастырь, получивший название Нового Заозерского, преподобный затем удалился на пустынные берега реки Виги, затем еще выше по течению реки и, наконец – на берега Чухломского озера. Каждое место пребывания святого Авраамия, укрывавшегося от людской славы, было ознаменовано созданием иноческой обители. Последним из четырех монастырей, основанных подвижником в Костромском крае, стала Свято-Покровская обитель «на городце» – городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу Чухломского озера напротив города Чухломы.

Еще при жизни преподобного Авраамия число братии Городецкой обители достигло ста человек. Ее основатель после смерти в 1375 году был погребен в монастыре у алтаря деревянного Покровского храма.

Первый каменный храм монастыря, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, начали строить в 1608 году, однако Смутное время и его последствия привели к тому, что работы затянулись надолго: лишь в 1631 году завершилось возведение храма, в Ильинском приделе которого под спудом покоились мощи преподобного Авраамия. В конце сороковых годов XVII века в обители возвели Святые врата с надвратной Никольской церковью, во второй половине XVII столетия – двухэтажный собор в честь Рождества Христова (разобранный во второй половине XIX века). В 1764–1768 годах монастырь обнесли каменной оградой с четырьмя башнями.

При проведении монастырской реформы 1764 года Авраамиево-Городецкая обитель – единственная из четырех, основанных преподобным на Костромской земле – не претерпела закрытия и обращения в приход. В 1857–1867 годах на месте Ильинского придела Покровского храма был возведен величественный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление»; в первой половине семидесятых годов XIX века монастырь украсила пятиярусная колокольня. На берегу озера, в «подгории», где подвизался преподобный, над выкопанным им самим небольшим колодцем стояла деревянная часовня; ежегодно в день памяти святого Авраамия сюда из обители совершался крестный ход.

В 1919 году Авраамиево-Городецкий монастырь был упразднен, однако его последнему настоятелю архимандриту Серапиону (Михайлову; 1875-1942) и братии удалось зарегистрироваться как приходской общине. Богослужения в обители продолжались до декабря 1928 года, когда храмы окончательно закрыли, а насельники были изгнаны из монастыря. На его территории с середины двадцатых годов размещался детский дом, с 1935 года до конца пятидесятых годов – машинно-тракторная станция. До 1975 года в келейном корпусе располагалась средняя школа, переведенная затем в новое здание в селе Ножкино.

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 марта 1991 года. Уже в 1992 году был восстановлен Никольский надвратный храм, в 1993 году – расчищен колодец преподобного Авраамия; 31 июля 1993 года в монастырь из Успенского храма города Чухломы перенесли хранившийся там с 1928 года старинный надгробный покров с раки святых мощей городецкого подвижника. 1 августа 1994 года состоялось первая Божественная литургия в соборе в честь иконы Божией Матери «Умиление».

При монастыре действуют братство во имя преподобного Авраамия Городецкого, детский приют для мальчиков-сирот, Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество.

На монастырском кладбище похоронены предки М.Ю. Лермонтова (Лермонты), имевшие владения в окрестностях монастыря.

Святыни монастыря:

святые мощи преподобного Авраамия;

старинный покров с раки мощей преподобного;

колодец, ископанный основателем монастыря.

Костромская епархия

Свято-Покровский мужской монастырь, села Верхне-Макеевка, Кашарского района Рождение населенного пункта Верхне-Макеевка относится ко второй половине XVIII века. Населяли край беглые крепостные крестьяне из центральных губерний России и Украины.

В 1763г. эти земли приобретает помещик полковник Василий Иванович Иловайский. В те времена большинство поселений получали название от фамилий или имен своих хозяев. Василий Иванович решил назвать хутор в честь своего деда Макея - отсюда и название села Макеевка. Хозяйский быт крестьян был весьма незавидный, частые падежи скота и неуро-жаи, голод, нищета и болезни вот удел тогдашних жителей многих поселений.

Несколько кряду засушливых лет, все чаще заставляют крестьян обращаться за помощью к Богу. По преданию, Василию Ивановичу приснился сон, в котором ему ясно было указано, что надо в селе возвести храм, на одном из самых красивейших уголков села, на берегу речки Ольховой. В 1784г. было начато строительство храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Как известно из ведомости за 1839г. хранящейся в Ростовском государственном архиве: Построена церковь в 1794г. Тщанием умершего полковника Василия Ивановича Иловайского. Зданием деревян-ная, с такою же колокольнею, при ней ограда каменная с деревянным между стол-бами частоколом.. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью достаточна.

Православных прихожан в то время числилось около 6 тысяч человек.

Из прошения попечительского Совета в Донскую Духовную консисторию в 1897г. Хранящегося в Ростовском государственном архиве, известно, что: 13 апреля 1894г. после пасхальной службы нас постигло большое несчастье, наш деревянный храм с главным алтарем и переднею его частью сгорел до основания, остались в совершенной трапезная, отделенная капитальной стеной от сгоревшей части и фундамент...

Далее попечительский Совет просит Донскую Духовную консисторию разрешить произвести пристройку к сохранившейся колокольне и трапезной, средней части церкви, на месте сгоревшего, на оставшемся в целости фундаменте из отряженного кирпича, ...с двумя престолами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Хрисанфа и Дарьи, согласно плану и прилагаемых чертежей, полученному попечителями от епархиального архитектора. Это время постройки нынешнего деревянного храма.Здесь же с восточной стороны предлагалось строительство склепа под алтарной частью для захоронения священнослужителей. Он был построен вместе с новой пристройкой, но в 60-е годы могилы были разграблены, вход разрушен и в последст-вии засыпан.

В 30-40-е годы прошлого столетия, когда повсеместно один за другим закрывались церкви и насаждалась атеистическая пропаганда, Господь сохранил храм Пресвятой Богородицы Первые богослужений в храме совершал игумен Паисий (Павлов), назначенный настоятелем, но вскоре его переводят на другое место службы. Окормлять приход назначается о. Григорий (Келеберда) служивший в г. Миллерово. С 1 октября 1992 года по 1 октября 1995 года настоятелем прихода был иеромонах Алипий (Филин) диаконом служил иеродиакон Антоний (Денисов), который был рукоположен в сан пресвитера в октябре 1995 года и был назначен настоятелем Свято-Покровского прихода а иеромонах Алипий настоятелем Свято-Никольского прихода села Кашары.

Монашеская жизнь на приходе зарождалась постепенно. Сначала, в 1995г. Указом Митрополита Владимира (Котлярова), в то время правящего архиерея Ростовской епархии, был образован Свято-Покровский скит. Первым постриг в монашество принял Неживое А. Б. с наречением имени Алим, вторым постриг принял Боков A. M. с наречением имени Викентий и третьим был пострижен в монашество Криничный С. с наречением имени Серафим.

В 2003г. по благословению архиепископа Пантелеимона началось строительство монашеского корпуса на 20 мест. Ведется строительство ограды монастыря, хозяйственных построек. Планируется построить домовую церковь, часовню на Свято-Покровском источнике, расширить трапезную, медицинский пункт и канцелярию. 17 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, по представлению архиепископа Ростовского и Ново-черкасского Пантелеимона Свято-Покровский приход с. Верхне-Макеевка Кашарского района Вешенского благочиния был преобразован в Свято-Покровский мужской монастырь. Наместником был назначен игумен Алипий.

В пятистах метрах от Свято-Покровского монастыря находится Покровский источник. По преданию источник появился, когда был построен Свято-Покровский храм. Неоднократно у источника были отмечены явления Божией Матери. Многие верующие получают исцеления от чудотворной воды.