П. 3 ст. 59 Конституции РФ гласит, что в случае если вероисповеданию гражданина противоречит служба в армии, он имеет право на ее замену альтернативной гражданской службой.

Следует обратить внимание, что в Конституции РФ использован именно термин "вероисповедание", а не "религиозное убеждение". Анализируя эту формулировку, можно утверждать, что эти два термина должны рассматриваться как равнозначные.

Если главным аргументом в заявлении является противоречие несения службы вероисповеданию, то необходимо также представить доказательства того, что:

1. Вы вообще что-либо исповедуете, придерживаетесь какой-либо религии;

2. В этом вероисповедании есть запреты (прямые или косвенные) держать оружие или нести военную службу. Христианская религия запрещает приносить клятву, убивать людей, отрицает насилие. Однако различные его ветви по разному относятся к службе в армии.

Христианство - одна из основных религий мира. Однако внутри него существует множество различных течений и направлений. Основное деление христианства - на католицизм, православие и протестантизм.

Среди протестантских религий насчитывается наибольшее количество отказников от военной службы.

Одной из наиболее массовых христианских церквей протестантского толка является Церковь Адвентистов Седьмого Дня. Общее количество членов Церкви на 1995 год насчитывало более восьми миллионов человек в 208 странах мира. Церковь АСД возникла в результате дальнейшего развития реформации. Целью реформации было восстановление христианской церкви таковой, какой она была у истоков своей истории. Адвентистское движение началось в Европе и Америке в середине 19 столетия в связи с ожиданием второго пришествия Христа на землю. Люди, объединенные этой надеждой, соединились организационно во всемирное братство в 1863 году. Первые адвентистские общины возникли в России в 1986 году в Крыму и Поволжье.

На современном этапе Церковь АСД имеет четкую позицию по вопросу о воинской повинности.

Отношение Церкви Адвентистов Седьмого Дня
к вопросу о воинской повинности

Историческая и принципиальная позиция Всемирной Церкви адвентистов седьмого дня по вопросу о воинской повинности основана на священном писании.

Государство сегодня видит свою функцию в защите граждан от нападения извне и от насильников и грабителей изнутри - это его неотъемлемое право и обязанность.

Церковь же занимается духовным просвещением людей и приведению их к спасению. Согласно учению Иисуса Христа, Его Царство - не от мира сего (Матф.18:36), а также Церковь Его не от мира сего (Иоан. 17:16). Однако она оставлена в мире сем для совершения полученного ею служения. Священное Писание (Быт. 9:6; Ис. 33:1; Матф. 26:52; Откр. 13:10) определенно осуждает насилие и кровопролитие. В то же время оно также учит, что христиане всегда должны быть лояльными к своему правительству, насколько это не противоречит Слову Божьему (Римл. 13:1; 1 Петр. 2:3; Матф. 22:21; Деян. 5:29).

На основании вышеизложенного позиция Церкви АСД по вопросу воинской повинности следующая:
1. Как в мирное, так и в военное время мы уклоняемся от участия в актах насилия и кровопролития.
2. Мы не рекомендуем нашим членам идти на добровольную военную службу или быть наемниками по контрактам.
3. В случае обязательной воинской повинности мы должны заявить о своих религиозных принципах и искать возможности альтернативной службы.
4. Молодых людей, находящихся на действительной военной службе, мы поощряем к сохранению их духовной жизни с Богом, к молитве и соблюдению Его заповедей.
5. Советуем молодым людям, которым предстоит воинская служба, приобретать медицинскую специальность, чтобы иметь возможность проходить службу в медицинских частях.

Комитет Евро-Азиатского отделения Всемирной Церкви АСД

Некоторые вопросы, ответы на которые помогут более четко обосновать отношение к религии.
1. Дата принятия веры?
2. Что или кто побудил к принятию веры?
3. Что привлекло в этом вероисповедании? Почему именно оно?
4. Как в жизни проявляется то, что Вы являетесь верующим?
5. Несколько эпизодов из Вашей жизни, которые характеризуют Вас как верующего?
6. Можете ли Вы пояснить структуру Священного писания, ориентируетесь ли в нем, знаете ли его содержание?
7. Можете ли сформулировать основные идеи и принципы вероучения?
8. Почему служба в армии противоречит Вашему вероисповеданию?

Нужны доказательства, что Вы действительно верующий и Ваши поступки соответствуют требованиям религии. Это предполагает, что Вы:

1. Хотя бы в общих чертах знаете основные принципы и учения данной религии.

2. Соблюдаете все остальные требования данной религии (посещаете церковь, синагогу, мечеть и т. п., соблюдаете посты, проповедуете учения данной религии другим и т. д.).
Для суда доказательством искренности убеждений будут являться:
а) Отменное знание всех священных писаний.
б) Предпринятое паломничество в какие-либо святые места.
в) Внешний вид, соответствующий требованиям данного вероисповедания. (Например, классическое конфуцианство обязывало носить туфли с загнутыми носками, чтобы случайно не изменить положение песчинок на земле.)
г) Другие поступки или действия, которые свидетельствуют о том, что Вы верующий.
Для суда потребуются свидетели: духовные наставники, специалисты-религиоведы, соратники по вере и т.д.

«Альтернативная гражданская служба, иногда ее называют альтернативная военная служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву». Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1.

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3.

Альтернативная гражданская служба (в сокращении АГС) - это право гражданина Российской Федерации на замену военной службы, которое гарантировано 3 частью, 59 статьи конституции РФ. АГС - это мирная служба без оружия в руках на благо общества и государства, которая практически ничем не отличается от обычной работы.

В соответствии с Конституцией РФ был разработан и введен в действие Федеральный закон №113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года. В законе приведен перчень лиц, имеющих право на замену срочной службы в армии альтернативной службой.

В Федеральном Законе об альтернативной службе разъясняется, кто может быть отправлен на альтернативную гражданскую службу:

  • Так как АГС является заменой военной службы, то и требования к призывнику одни и те же: призывник должен быть совершеннолетним и попадать в рамки призывного возраста от 18 до 27 лет.
  • Призывник должен быть годен к прохождению военной службы, т.е. иметь категорию годности «А» или «Б». С категорией годности «В» призывник освобождается от призыва и зачисляется в запас. К слову, наша компания «ПризываНет.ру» оказывает помощь в освобождении от армии по состоянию здоровья и добивается присвоения призывнику именно этой категории годности .
  • Если у призывника есть действующая отсрочка от армии , то призвать его как на военную службу, так и на альтернативную службу нельзя.
  • На АГС могут направить гражданина, лично или посредством почтовой связи подавшего заявление о замене срочной службы в армии на альтернативную гражданскую службу в установленный законом срок.
  • На альтернативную службу направляются призывники, которым призывная комиссия вынесла решение о направлении на АГС.

Право на альтернативную гражданскую службу

Право на АГС имеют призывники:

  • для которых деятельность, связанная с прохождением военной службы, идет в разрез с моральными принципами и убеждениями гражданина или его религией/верой, например, призывник не хочет держать в руках боевое оружие, способное причинять вред другим людям;
  • которые относятся к малочисленному коренному народу, живущему и ведущему традиционную деятельность или хозяйство.

Стоит отметить, что ко второй категории призывников, имеющих право на замену военной службы альтернативной службой по призыву, можно отнести лишь небольшую часть людей, а к первой - практически всех лиц призывного возраста по тем или иным причинам не желающим жить в казарме и обучаться стрельбе из оружия. Правда, на сегодняшний день, порядка 3% призывников, проходящих АГС принадлежат к малочисленным коренным народам и порядка 80% призывников выбрали АГС по религиозным соображениям. Но только 17% оставшихся призывников добились замены военной службы на альтернативную, хотя заявлений на АГС было подано куда больше - военкомат не особо заинтересован в «альтернативщиках по убеждениям» и многим призывникам приходится через суд добиваться направления на АГС.

Замена военной службы на альтернативную


Если рассмотреть ситуацию детально, заменить военную службу на АГС можно по двум факторам, таким как религиозная вера и личные убеждения. Для того, чтобы поступить на альтернативную службу по религиозным соображениям, желательно предоставить военкомату документ, подтверждающий вашу принадлежность к религиозной организаии, которая запрещает держать в руках оружие. Закон не обязывает вас предоставлять такого рода документы, но в таком случае военкомат практически без проблем одобрит замену военной службы на АГС и вам не придется тратить свое время на доказательство своего вероисповедания. Но куда сложнее доказать военкомату тот факт, что вы не желаете проходить военную службу по личным убеждениям и не приемлете даже потенциальные мысли об уничтожении противника или насилие и все что с ним связано. Очень сложно предоставить объективные доказательства наличия ваших убеждений, кроме заявления на АГС с формулировкой, почему вы хотите поступить именно на альтернативную службу в Российской Федерации.

Заявление на альтернативную службу

Для того, чтобы реализовать свое право на замену военной службы на АГС, необходимо подать заявление в военкомат. Федеральный закон об альтернативной гражданской службе регламентирует подачу заявления за 6 месяцев до призыва в армию. Как правило, заявление на АГС подается за один призыв. К примеру, если вас призывают этой осенью, то вы были должны подать заявление в прошлый призыв весной.

По большей части, это норма, созданная для удобства работы призывных комиссий и военкоматов. По закону, право гражданина на АГС - является конституционным, гарантированно государством и не может быть оставлено без удовлетворения из-за процедурных норм. Заявление можно подать когда угодно, за исключением случаев принятия присяги в воинской части. То есть пока вас не призвали, даже если вы уже прошли медицинское освидетельствование - у вас есть шанс попасть на альтернативную гражданскую службу. Но лушче позаботиться о заявлении на АГС заблаговременно, убережете нервы и время на тяготы с военкоматом.

Если вы подали заявление на АГС, военкомат меняет порядок призывных мероприятий в соответствии ФЗ-№113, ст.10:

  • явка на заседание призывной комиссии, на котором, будет рассматриваться ваше заявление на АГС;
  • явка на медицинское освидетельствование;
  • явка на заседание призывной комиссии, на котором с учетом вашей степени годности, будет принято решение - годны ли вы к прохождению АГС;
  • явка в военкомат и получение предписания для убытия к месту прохождения АГС.

Если же вас вызывают в военкомат для проведения медицинского освидетельствования до вынесения решения по вашему заявлению о замене военной службы на альтернативную, это грубейшее нарушение закона об АГС .

Срок альтернативной службы

Срок альтернативной службы в Российской Федерации составляет 21 месяц для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ; 18 месяцев – для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Столь большие строки альтернативной службы обусловлены иными условиями прохождения службы, об этом мы расскажем ниже.

Условия альтернативной службы

Условия альтернативной службы намного мягче, чем военная служба по призыву.

  • Несмотря на то, что срок службы больше, чем военная служба, проходящему альтернативную службу полагается оплачиваемый отпуск и выходные.
  • Если гражданин проходит службу в родном городе, он и продолжает жить у себя дома. Никакой казармы! Если же гражданин был направлен на АГС в другой регион, ему предоставляется общежитие.
  • Денежное довольствие солдата-срочника порядка 2000 рублей в месяц, а доход гражданина на АГС составляет более 6000 рублей, а в некоторых случаях и на порядок выше.
  • У простого срочника такое понятие как отпуск отсутствует, но при АГС полагается ежегодный оплачиваемый отпуск, на котором гражданин волен делать все, что захочет.
  • Из минусов АГС: нельзя уволиться до окончания срока гражданской службы, но у солдат-срочников строгий распорядок дня, запрет на покидание военной части и в некоторых случаях запрет на выезд из страны после окончания службы.
  • АГС можно совмещать с учебой!

Списки профессий альтернативной службы

Альтернативная служба в армии имеет ограниченный список профессий. Перечень профессий для призывников, избравших альтернативную гражданскую службу следующий:

  1. Водитель автомобиля
  2. Грузчик
  3. Дворник
  4. Дезинфектор
  5. Животновод
  6. Кладовщик
  7. Кухонный рабочий
  8. Лифтёр
  9. Маляр
  10. Машинист (кочегар) котельной
  11. Машинист автогрейдера
  12. Машинист бульдозера
  13. Машинист по стирке и ремонту спецодежды
  14. Машинист сцены
  15. Механик по техническим видам спорта
  16. Мойщик посуды
  17. Монтёр пути
  18. Монтировщик сцены
  19. Оленевод
  20. Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм
  21. Оператор связи
  22. Оператор стиральных машин
  23. Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
  24. Осветитель
  25. Официант
  26. Парикмахер
  27. Пекарь
  28. Плотник
  29. Повар
  30. Подсобный рабочий
  31. Пожарный
  32. Помощник воспитателя
  33. Почтальон
  34. Рабочий зелёного хозяйства
  35. Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий
  36. Рабочий по уходу за животными
  37. Рыбак прибрежного лова
  38. Садовник
  39. Санитар
  40. Слесарь аварийно-восстановительных работ
  41. Слесарь по ремонту автомобилей
  42. Слесарь по ремонту подвижного состава
  43. Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования
  44. Слесарь-ремонтник
  45. Слесарь-сантехник
  46. Слесарь электрик по ремонту электрооборудования
  47. Сортировщик
  48. Сортировщик почтовых отправлений и произведений печати
  49. Столяр
  50. Столяр строительный
  51. Сторож (вахтер)
  52. Токарь
  53. Тракторист
  54. Уборщик производственных и служебных помещений
  55. Уборщик территорий
  56. Установщик декораций
  57. Штукатур
  58. Электрогазосварщик
  59. Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
  60. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
  61. Электросварщик ручной связи
  62. Электослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования

Наиболее часто призывники, проходящие альтернативную службу, работают санитарами в больницах или почтальонами. Правда, если у гражданина есть соответствующее образование и опыт, его могут направить на особую специальность. Нередки случаи, когда граждане проходили АГС работая хирургами, получавшими нормальную зарплату.

Уклонение прохождения альтернативной службы

Уклонение от альтернативной службы - ч. 2 ст. 328 УК РФ, бывают в России в единичных случаях. Не так давно, в 2009 году за это осудили всего 4-х человек (трое получили штрафы, а один был направлен на обязательные работы), в 2014 году - 7 лиц (троим назначены штрафы в т.ч. двум до 25 тыс. руб., а четверым обязательные работы).

Как правило, призывники, желающие попасть на АГС, не склонны к уклонению от прохождения альтернативной службы. Они потратили довольно много времени на получения направления на АГС от военкомата и скрываться от службы не намерены.

Мифы об альтернативной службе

К сожалению, военкомат не особо афиширует сведения о праве на АГС, а СМИ не распространяют эту информацию. Из-за этого возникает много додумок и мифов об альтернативной службе. Развеем некоторые из них.

МИФ: Право на АГС имеют только верующие определённых конфессий.

На самом деле, заменить военную службу альтернативной может не только глубоко верующий, но и любой гражданин, подлежащий призыву, убеждениям которого противоречит несение военной службы (ст. 59, ч. 3 Конституции России, ст. 2 ФЗ об АГС).

МИФ: На АГС вправе претендовать лишь тот, кому религиозные или пацифистские убеждения не позволяют брать в руки оружие.

Никакой связи права на альтернативную службу с отказом от ношения оружия закон не устанавливает. Религиозный или иной запрет ношения оружия на самом деле может быть одним из оснований отказа от военной службы.

МИФ: Необходимо представить «справки» о принадлежности к определённой религиозной или пацифистской организации.

К заявлению на альтернативную службу прилагаются автобиография и характеристика с места работы или учёбы. Никаких других документов военкомат требовать не вправе, гражданин вправе приложить другие документы только по своему усмотрению (ст. 11 ФЗ об АГС).

МИФ: Утверждения гражданина о невозможности прохождения военной службы по убеждениям или вероисповеданию должны подтвердить свидетели.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ст. 11 ФЗ об АГС).

МИФ: Гражданин должен доказать, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Призывная комиссия вправе отказать гражданину, если придет к выводу об отсутствии у него соответствующих убеждений.

Доказывать наличие убеждений или вероисповедания не требуется. Убеждения недоказуемы. Необходимо лишь обосновать свой выбор. В заявлении должны быть изложены не фактические подтверждения наличия убеждений, а мотивы выбора гражданской службы взамен военной. Отказать гражданину, претендующему на АГС, весьма непросто: законных оснований для отказа у призывной комиссии, как правило, быть не может, если заявление подано с соблюдением сроков и других формальностей. Бремя доказывания недостоверности доводов гражданина о том, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию, лежит на призывной комиссии (ст. 12 ФЗ об АГС).

МИФ: Заявление на прохождение альтернативной службы не может быть принято без санкции областного (краевого, республиканского) военкома.

Заявление подается в военкомат, в котором гражданин состоит на учете без каких-либо санкций и согласований (ст. 11 ФЗ об АГС).

В качестве заключения

Если вы по каким-то причинам не желаете проходить военную службу по призыву, вы вправе заменить ее альтернативной гражданской службой. Срок службы увеличится, но зато изменятся условия прохождения службы, вы сможете даже совмещать прохождение АГС с получением образования по заочной или вечерней форме обучения. Но стоит отметить, если вы не годны к службе по состоянию здоровья, то и на АГС вас не имеют права призвать. Если вы сомневаетесь, пройти АГС или попробовать найти у себя непризывное заболевание, прочитайте нижесказанное. Исходя из нашего опыта работы с 2009 года, большинство призывников может иметь заболевания, освобождающие от призыва, но не у всех парней есть достаточная история болезни, чтобы быть списанным в запас по состоянию здоровья, да и за медицинской помощью обращаются единицы, только в крайне тяжелых случаях. К примеру, история от одного из наших консультируемых. Парень в 17 лет катался на мотороллере, упал, повредил колено, но к врачам не обращался и думал, что ничего страшного не произошло. Документов о травме такой призывник не имел, следовательно, в военкомате посчитали его полностью здоровым и уже готовились отправить служить на Дальний Восток. Но стоило призывнику пройти несколько независимых обследований, сделать необходимые анализы и заручиться поддержкой юристов, как оказалось, что повреждение оказалось настолько серьезным, что призывника в армию не взяли и списали в запас.

Владимир Можайский

Владимир Можайский - Автор статей и, пожалуй, лучший онлайн-консультант компании «ПризываНет». Более 9 лет консультирует призывников и их родителей по вопросам освобождения от армии на законных основаниях в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, он имеет право заменить ее на альтернативную гражданскую службу. Замена военной службы на альтернативную гражданскую службу допускается также в иных случаях, установленных законом (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

Основания для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если (ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ):

Несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (убеждения могут быть любыми - миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими, правовыми либо иметь взаимодополняющее содержание);

Гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов РФ.

При этом само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу не дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой (Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 N 2204-О).

Порядок замены военной службы на альтернативную гражданскую службу

Для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подайте заявление и документы для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу

Если вы желаете пройти альтернативную гражданскую службу, обратитесь с заявлением в военный комиссариат муниципального образования, где состоите на воинском учете (п. 1 ст. 10 Закона N 113-ФЗ).

Для обращения с заявлением установлены следующие сроки:

Заявление должно быть подано до 1 апреля гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

Заявление должно быть подано до 1 октября гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

При пользовании отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой должен был закончиться после окончания очередного призыва на военную службу, гражданин в случае преждевременного прекращения отсрочки вправе подать заявление о прохождении альтернативной гражданской службы после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

При пользовании отсрочкой, срок действия которой должен истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, гражданин подает заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Решение о предоставлении права на альтернативную гражданскую службу принимает только призывная комиссия. В связи с этим сотрудники военного комиссариата обязаны принять заявление на альтернативную гражданскую службу, даже если оно подано с нарушением срока, и вынести его на рассмотрение призывной комиссии. При этом призывная комиссия может вынести положительное заключение по заявлению, даже если оно подано с нарушением срока его подачи, особенно если данная задержка произошла по уважительным причинам (например, убеждения окончательно сформировались только в этот период).

Отказ призывной комиссии в праве на альтернативную гражданскую службу можно обжаловать в суд. Имеются положительные решения судов, обязывающие предоставить гражданину право на альтернативную гражданскую службу, даже если заявление подано с нарушением срока подачи. Конституционный Суд РФ своим Определением от 17.10.2006 N 447-О указал, что соответствующая норма Закона N 113-ФЗ не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом, то есть в первую очередь самой призывной комиссией.

О требованиях к составлению заявления

Гражданин, желающий пройти альтернативную гражданскую службу, должен обосновать, почему несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (п. 1 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

В связи с этим в заявлении необходимо указать причины и обстоятельства, побудившие просить о замене военной службы альтернативной гражданской службой, а также лиц, которые согласны подтвердить доводы заявителя.

Следует подчеркнуть, что от гражданина не могут требовать справку либо иной документ от религиозного объединения, какой-либо другой общественной организации, подтверждающие его вероисповедание либо убеждения.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы. Иные документы гражданин приложить вправе, но не обязан (п. 2 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 2. Получите документы о регистрации заявления

После принятия заявления вам обязаны выдать документ о его регистрации (п. 3 ст. 11 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 3. Получите копию заключения (решения) призывной комиссии

Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в вашем присутствии. При этом призывная комиссия:

Анализирует заявление и приложенные к нему документы;

Выслушивает лиц, которые согласились подтвердить достоверность ваших доводов;

Анализирует полученные дополнительные материалы и по итогам заседания выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заявление рассматривается в течение одного месяца с момента окончания срока подачи заявления. Этот срок может быть продлен на один месяц в случае истребования призывной комиссией дополнительных материалов (п. п. 2, 3 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Основания отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу

Вам могут отказать в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в случае (п. 4 ст. 12 Закона N 113-ФЗ):

Нарушения сроков подачи заявления;

Представления документов, которые противоречат доводам гражданина о замене военной службы;

Представления призывной комиссии заведомо ложных сведений;

В случае повторной неявки на заседание призывной комиссии без уважительных причин или уклонения от ранее предоставленной возможности пройти альтернативную гражданскую службу.

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения (п. 7 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Шаг 4. Пройдите медицинское освидетельствование

Если призывная комиссия выносит решение заменить вам военную службу на альтернативную гражданскую службу, то впоследствии, перед направлением на службу, вы обязательно должны пройти медицинское освидетельствование. Если вы признаетесь годным к военной службе, то призывная комиссия выносит решение о направлении на альтернативную гражданскую службу. Если вы не годны по состоянию здоровья, то вы получаете освобождение и от альтернативной гражданской службы, и от военной службы по состоянию здоровья и направляетесь в запас (п. 6 ст. 12 Закона N 113-ФЗ).

Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу может быть принято только по достижении гражданином возраста 18 лет (п. 3 ст. 13 Закона N 113-ФЗ).

В случае несогласия с решением призывной комиссии гражданин вправе оспорить его в суд. В этом случае выполнение решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (ст. 15 Закона N 113-ФЗ).

Подготовлено на основе материала
адвоката Тригнина В.Г.,
Коллегия адвокатов г. Москвы
"Военная коллегия адвокатов"

"Электронный журнал "Азбука права", актуально на 24.06.2019

Другие материалы журнала "Азбука права" ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы "Азбуки права" доступны в .

Пацифизм и антимилитаризм являются наиболее явно выраженными убеждениями, которым противоречит несение военной службы. Признание де факто этих воззрений, как противоречащих несению военной службе уже почти состоялось в общественном сознании.

Но понятия «отказ по убеждениям совести», «Убеждения, которым противоречит несение военной службы» не являются чем-то раз и на всегда установленным. Каждая эпоха приносит свои обоснования отказа от военной службы. Меняется и само явление – военная служба, что тоже не может не влиять на характеристику убеждений, которым она противоречит.

Понятно, что несение военной службы в 19 веке сильно отличается от сегодняшнего дня. Не «скачивайте» из интернета готовые заявления. Это выглядит иногда смешно, когда люди используют при написании заявления стереотипы, сложившиеся в ином контексте. Например, известно, что когда человек по религиозным или иным убеждениям совести не может держать в руках оружие – это убеждения, противоречащие несению военной службы. И многие призывники начинают вставлять этот штамп в свои заявления. Мне всегда хочется возразить: «Не волнуйся, тебе оружие не дадут! Будешь держать лопату и метлу!»

То же в общем касается присяги: одно из распространенных обоснований – не могу давать клятву (а присяга – это клятва), т.к. в Библии сказано «Не клянись». Но ведь даже в советской армии были случаи отказа принимать присягу по религиозным убеждениям. Это было, конечно чрезвычайное событие, но такие случаи были. Принятие присяги не влияет на статус – человек все равно военнослужащий, но допуска к оружию у него нет. Вот и все.

Теперь, когда Вы поставили барьер скачиванию штампов, начинайте работать над заявлением по существу.

Попытайтесь для начала честно ответить себе самому на вопрос, что отталкивает Вас от несения военной службы, что в Вашей душе противится походу в армию? Попытайтесь описать это словами.

Второе направление Вашей работы - начинайте читать статьи, литературу, общаться, попытайтесь увидеть, как близкие Вам мысли и чувства выражали другие люди в текстах, статьях иных произведениях.

Это позволит Вам, во-первых, четче сформулировать Ваши убеждения, которым противоречит несение военной службы. Убеждения – это твердое, последовательное мнение о чем-либо. Во-вторых, знакомство с существующими мнениями по этому поводу позволит усилить культурный бэкграунд Вашего отказа от военной службы.

Как правило, убеждения против военной службы носят комплексный характер: не что-то одно, а целый комплекс воззрений вступает в противоречие с военной службой.

Приведу несколько, показавшихся мне интересных обоснований отказа от военной службы, с которыми автор встречался в процессе работы. Не для того, чтобы читатель перенес их в свое заявление, но для того, чтобы расширить представления и сломать стереотипы.


Александр Горбановский писал о том, что считает институт призывной армии изжившим себя и вредным для страны, а он не может соучаствовать в том, что считает вредным для своей страны. Он же писал о том, что в российской армиии распространено нарушение базовых прав человека, а это противоречит его убеждениям.

Похожие убеждения высказал призывник Сергей. Он заявил, что исповедует принципы Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948г, провозгласившей Достоинство человека, запрет пыток и унижающее человеческое достоинство обращение. У него сформировалось твердое представление, что сегодня унижение человеческого достоинства стало повседневностью в армейской среде, и он не может согласиться поддерживать проникнутый духом насилия институт армии своим участием в нем.

Последнее время все больше молодых людей в своих заявлениях стали писать о том, что доверяют мнению ряда экспертов о том, что призывная система в России и связанная с ней массовая мобилизационная армия неэффективна, экономически нецелесообразна и вредна для страны. Пришло время отказаться от такой модели армии. Гражданин не может соучаствовать в том, что считает вредным для страны. При этом они ссылаются на статьи Александра Гольца, Виталия Цымбала и Виталия Шлыкова, опубликованные в инетрнет-изданиях «Военно-промышленный курьер», «Ежедневный журнал» и др.

Виктор Андреев заявлял, что у него есть убеждение, что в случае нарушения его права в армии, государство не гарантирует эффективных механизмов защиты и восстановления этих прав, что противоречит его правовым убеждениям. В своем заявлении на альтернативную службу он указывал, что считает право на индивидуальность важным, а служба в армии лишает человека этого права через ношение формы, требование подчиняться уставам.

Он также указал, что он для себя воспринимает как моральное унижение ходить строем, по приказу отжиматься, ползать, по команде принимать пищу и т.д. Это обстоятельство можно характеризовать как убеждения о себе как личности.

Убеждения о себе как личности так же могут входить в противоречие с несением военной службы. Так, Федор написал, в заявлении о том, что он обладает определенными качествами, которые не позволяют ему принять иерархические отношения в армии. Он так же убежден, что его психологические особенности не позволят ему ужиться в замкнутом мужском коллективе, что он, обладая определенными качествами (медлительность, замкнутость, необщительность) будет провоцировать сослуживцев на неуставные отношения.

Не важно, из чего проистекают убеждения – из личного опыта, чувств, полученной информации или чего-то другого. Важно, что эти убеждения входят в противоречие с военной службой как с явлением.

Встречались обоснования, которые проистекают из противоречия определенных нравственных ценностей человека и военной службы.

Так, Борис написал в своем заявлении, что считает Свободу важнейшей ценностью, которая дается человеку от рождения, и именно Свобода составляет важнейшую сущность человека. Армия, наряду с тюрьмой является местом, где максимально ограничена свобода человека. Он даже не может выйти за пределы части без специального разрешения, а нарушение этого запрета расценивается как уголовное преступление. И хотя международное законодательство исключает обязательную военную службу из категории принудительного труда, он, воспринимает обязательную военную службу как лишение свободы, подобное тюремному заключению или рабству.

Всеволод написал в своем заявлении, что считает право на частную жизнь ценностью. Но это право нарушается жизнью в казарме. Вся повседневная жизнь происходит там прилюдно. Нет никакой возможности оставаться наедине со своим миром, своими мыслями, любимыми занятиями, друзьями, семьей. Военная служба противоречит его убеждениям о ценности частной жизни.

Максим написал в своем заявлении на АГС, что на формирование его убеждений против военной службы огромное влияние оказали записи в твиттере блогера Василия из ВДВ (Тула), а также история самого блогера, опубликованная на сайте «Real Army». Максим указал, что считает право на свободу слова важнейшим и неотъемлемым правом, а армия грубейшим образом его нарушает. Человек в армии не только лишен права свободно высказывать суждения- это регламентирует устав и жизнь в армии. Он, как показала история блоггера, лишен даже возможности свободно излагать свои мысли даже в такой интимной форме, как инетрнет-дневник, твиттер. Блогер Василий писал об армейской повседневности: о пьянстве и грубости офицеров, о бессмысленности пребывания в армии, о казарменном свинстве. Он не указывал номер части, указав лишь, что он в ВДВ и в Туле. Когда количество читателей его странички в твиттере перевалило за полторы тысячи, им заинтересовалась прокуратура. Его «вычислили». Как не трудно догадаться, для того, чтобы вычислить, кто вел блог с телефона, нужно было как минимум забрать телефоны у солдат и проверить их содержимое, что уже унижает достоинство человека. Вместо того, чтобы искать тех, чьи преступления в блоге описаны, искать стали того, кто описал это в своем дневнике. Унизительно. И хотя командование публично заявляло, что блогер никак не наказан, а лишь переведен в другую часть для его же пользы, никаких сомнений не вызывает у Максима то обстоятельство, что человек практически лишен права на свободу высказывания в армии не только в казарме, но и в интернете. Кроме того, из устного общения с ребятами, служившими вместе с блогером, Максим узнал, что самого парня демонстративно и жестоко унизили перед строем. Причем, по рассказам ребят, в часть приезжали ФСБ-шники и всех сильно запугали, чтобы никому ничего не рассказывали об этой истории.

Дмитрий написал, что помимо моральных убеждений, у него имеются прагматические убеждения против военной службы, т.к. полагает бессмысленным тратить год в армии, не приобретая там никаких знаний или умений, которые могли бы использовать в дальнейшем и которые он не сможет приобрести вне армии. Более того, они может утратить ряд профессиональных или иных навыков, поскольку не сможет их поддерживать, находясь в армии. Можно дискутировать, насколько такое убеждение является убеждением совести, но оно вполне, на наш взгляд, соответствует формулировке российского законодательства, как «убеждение, которому противоречит несение военной службы». Таким образом, призывник даже ввел в обиход понятие «прагматические убеждения», хотя сам по себе открытый отказ от военной службы по прагматическим соображениям уже безусловно, имел место в истории молодежного движения, так в 1960 – ых именно этот довод выдвигали «яппи», американская молодежь, преимущественно из среды клерков.

Арсений написал в своем заявлении, что является убежденным противником военно-патриотического воспитания молодежи, в котором служба в армии, образ армии играет важную роль. Арсений указал, что является сторонником космополитического и пацифистского воспитания. Он разделяет представления Л.Н.Толстого о том, что патриотизм был чувством, которое объединяло народы на стадии формирования национальных государств, но по мере развития общества патриотизм стал разъединять народы. Тем более в 21 веке патриотизм представляется как архаическое чувство. Арсений ощущает себя космополитом и стоит на позициях «Наше отечество все человечество». Тем более чуждо ему по духу культивирование милитаризма. Военно-патриотическое воспитание Арсений считает атавизмом, доставшимся нам из прошлого.

Встречались и самые неожиданные обоснования отказа. Например, Михаил написал, что служба в армии противоречит его эстетическим убеждениям, т.е. его представлениям о прекрасном. В военных частях существует своя эстетика: например, ходьба строем и с песней. Но песня по приказу представляется ему уродливым явлением. Песня – символ свободы души исполняется людьми, которых обязали служить в армии, маршировать и петь. Кроме этого, его эстетическим взглядам противоречит репертуар, который исполняется в воинских частях. Он неоднократно навещал своих друзей и знает эту сторону армейской жизни. Вид казармы, столовой и войсковой части в целом также противоречит его эстетическим убеждениям: одинаковые, выстроенные в ряд койки, плац – все эти черты интерьера и ландшафта словно предназначены, чтобы уничтожить всякую мысль об индивидуальности, уединенном размышлении наедине с природой. Вся эстетика войсковой части нацелена на подчинение индивиуального общему. Михаилу претит эстетика строя и «марсовых полей однообразаная красивость». Форма и прическа военнослужащих так же вызывает возмущение эстетических чувств Михаила, поскольку абсолютно лишает человека возможности отражать свою индивидуальность во внешнем облике. Кроме этого форма военнослужащих по силуэту напоминает ему образ заключенного, что вызывает в нем негативные переживания.

Георгий написал в своем заявлении на АГС, что он никак не связывает службу в армии с патриотизмом. Патриотизм – это любовь к стране, где ты живешь, к людям, к родному языку или языкам, если ты вырос в двуязычье, желание видеть свою страну цивилизованной, развитой, культурной, страной, где человек живет в безопасности и ощущает свое достоинство и свободу, где люди выстраивают отношения с другими членами общества на основах уважения и ненасилия. Служба в армии, по убеждению Георгия, входит в противоречие с его представлениями о патриотизме.

В некоторых заявлениях убеждения изложены не как отрицание военной службы, а как тезис в том, что альтернативная гражданская служба по сути больше соответствует качествам конкретного человека. Нередко ребята ссылались на то, что убеждены, что они гораздо больше пользы принесут обществу, проходя альтернативную гражданскую, а не военную службу. Эта позиция связана с восприятием альтернативной гражданской службы как социального служения. Такие ребята писали, что хотят своим трудом помогать людям и считают, что их труд является защитой отечества в не меньшей степени, чем военная служба.

Петр написал, что его представления о справедливости правовые убеждения расходятся с существующей системой военного следствия и военных судов, которые, на его взгляд носят обвинительный характер и часто выносят несправедливые решения в отношении военнослужащих. Он так же заявил, что считает, что военнослужащий по призыву и офицеры не равны перед правосудием.

В случае конфликта между офицером и рядовым, следствие и суд действуют против военнослужащего по призыву. Так известен случай, когда рядовой Александр Скворцов, вступился за своего друга, которого молодой лейтенант бил по голове за то, что тот уходил за территорию части. Александр вбежал в комнату, где это происходило, и стал оттаскивать молодого офицера от своего друга, а тот в ответ ударил и Александра. Офицер написал заявление в прокуратуру на Александра, которому оставалось служить несколько месяцев. В результате суд приговорил к двум годам дисциплинарного батальона.

Этот случай показал, что никто не защищен от произвола, а военная юстиция настроена защищать «честь мундира», а не человека и, как правило, действует против солдата. Знакомые и друзья, вернувшиеся из армии рассказывали Петру, что молодые офицеры (а офицеры бывают почти одного возраста с военнослужащими по призыву, а иногда и младше) демонстрируют свою власть, говорят, что если они ударят солдата, им ничего не будет, а если рядовой их ударит, то его «посадят». Петр написал, что у него сложилось твердое убеждение, что в существующая армейская система де факто включает в себя неравенство перед судом, препятствует доступу военнослужащих по призыву к справедливому суду. Это противоречит нравственным ценностям и представлениям о справедливости, которые Петр разделяет.

Члены призывной комиссии в весьма агрессивной форме попытались уверить Петра, что это лишь частные случаи. Петр же был убежден, что эти случаи, хоть и не повсеместны, но отражают системные язвы армии как закрытого, изолированного от общества института. Петр выразил нежелание спорить с членами призывной комиссии о том, кто прав, но заявил, что придерживается своей точки зрения и своих убеждений и прекращает дискуссию на эту тему.

Артур написал в заявлении, что у него есть филологические, психологические биоэнергетические убеждения, которым противоречит несение военной службы. Артур считает допустимым употребление ненормативной лексики в особых ситуациях, когда эта лексика позволяет быстро выразить очень сильные, как правило, отрицательные эмоции. Такой выплеск эмоций позволяет человеку справиться с какой-то экстренной ситуацией, служит психологической разрядкой. Однако, постоянное употребление в речи ненормативной лексики, грубых выражений, матерщины, во-первых, носит оскорбительный характер для окружающих и для самого сквернослова, во-вторых, приводит к созданию тяжелой психологической обстановки, способствующей развитию депрессивного состояния. В-третьих, обилие бранных слов создает негативную ауру. В-четвертых, постоянное употребление «крепких» выражений обесценивает их изначальный смысл и назначение. Они перестают быть своеобразным способом «выпуска пара», а становятся просто мусором в языковой среде. Все это противоречит его убеждениям о ценности живого языка.

Илья написал в своем заявлении, что еще в школе и училище ощутил несправедливость и неправильность принципа «все за одного», который часто применяется как инструмент управления группой людей, а в армейской практике стал повсеместным. Так, например, кто-то один или несколько человек сделали что-то, что вызывает порицание у учителя или мастера или старшины. (Вполне возможно, что этот поступок действительно, заслуживает порицания). Но наказывают всю группу людей (класс, группу, роту). И не важно при этом, какую форму имеет наказание: отменили поездку или вечеринку, устроили дополнительную проверочную работу или заставили всех бежать кросс в противогазах или отжиматься. Сам факт того, что всех демонстративно наказали из-за одного или нескольких – это во-первых, несправедливость и проявление тиранических качеств того, кто это наказание установил. Во-вторых, это по сути подлость, т.к. провоцирует агрессию в адрес того, из-за кого люди были подвергнуты наказанию.

Кроме того, по мнению Ильи, один человек вообще не имеет права наказывать другого.

Редко, когда у молодого человека имеется какое-то одно убеждение, которому противоречит несение военной службы. Как правило, это комплекс убеждений.

Нужно ли обосновывать, что несение военной службы противоречит убеждениям гражданина, если он подает на АГС?


Интересная дискуссия разгорелась под одним из наших прошлых постов - про коварный вопрос в военкомате, который задают тем, кто подал заявление на АГС. https://vk.com/stoparmy?w=wall-11355367_62054

Александр: почему все зациклены на позиции ненасилия? Ведь люди выбирают АГС по разным причинам. Мне может просто не нравится, что государство ставит свои интересы, выше моих и по этой причине я не хочу проходить службу и масса других причин может быть
А в большинстве своем люди просто не хотят проходить службу, без каких-либо причин и это факт

Евгений: без причин агс получить нельзя, к сожалению
Попова: можно
Евгений: нужны же убеждения
Евгений: Елена, нашел вот такое определение КСа: "право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на её замену альтернативной гражданской службой"

Действительно, Конституционный суд вроде бы не противоречит в данном случае позиции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ)

ЕСПЧ признал, что неприятие военной службы, если оно мотивировано серьёзным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и совестью человека либо его глубокими и действительными религиозными либо иными убеждениями, представляет собой взгляды либо убеждения достаточных неопровержимости, серьёзности, последовательности и важности для того, чтобы пользоваться гарантиями защиты, предоставляемыми статьёй 9 Конвенции (Bayatyan v. Armenia , no. 23459/03, § 110, ECHR 2011).
В указанном постановлении Большой палаты по делу Bayatyan v. Armenia Суд исходил из того, что предусмотренное статьёй 9 Конвенции право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может стать следствием наличия не только религиозных, но и иных убеждений, если они являются глубокими и действительными. Этот подход соответствует сложившейся практике конвенционных органов, согласно которой право на свободу совести (статья 9 Конвенции) охватывает не только религиозные, но и философские убеждения, например, пацифизм (Arrowsmith v. UnitedKingdom, no. 7050/75, CommissionReport,§ 69, 12 October 1978).

Благодарю Александра Передрука за подкинутую цитату из решений ЕСПЧ

Суд, в тч ЕСПЧ, - это важный инструмент в защите прав людей. Именно инструмент, а не истина в последней инстанции, господь Бог или что -то сверхъестественное, раз и на всегда неизменное. С этой точки зрения мнение ЕСПЧ на сегодняшнм этапе развития этого инструмента ОЧЕНЬ важно для того, чтобы успешно защищать базовые права человека.
Но инструмент развивается в ходе практики, следует за ней. В современной Финляндии уже нет необходимости доказывать и даже излагать убеждения, по которым человек предпочитает альтернативную гражданскую службу военной. Подразумевается, что если человек предпочитает службу, срок которой длиннее военной, то уже это означает, что он идет на это из каких -то внутренних глубоких убеждений. И нечего лезть человеку в душу,заставляя его излагать убеждения.

В сегодняшней Финляндии (как, кстати было и в Германии незадолго до отмены призыва) любой человек, заявивший о желании пройти АГС вместо военной службы, без проблем получает желаемое. Популряность военной службы среди призывников в Финляндии несравненно выше, чем была в Германии, где в последние годы существования призыва 2/3 призывников выбирали АГС.
Итоги разные: в Германии призыв был отменен, а в Финляндии он сохраняется и отменять его не планируют. Знаете, как объясняют в Финляндии сохранение призыва? Тем, что считают опасным давать в руки оружие исключительно тем людям, которые этого очень хотят. Потому что это подозрительно.

Мой ответ суду (любому) по поводу того, что призывник якобы должен обосновать, что его убеждениям противоречит несение военной службы, что он должен донести суть своих взглядов, показать, что у него есть непреодолимое препятствие морального характера к прохождению военной службы, как ни сранно очень похож на то, по какой причине в Финляндии сохраняют призыв.

Я вот убеждена, что ситуация, когда человек, не желающий служить в армии, должен обосновывать это какими-то теориями - это абсурдная ситуация. Потому что согласно моим глубоким убеждениям, как раз нормально и очень по-человечески, когда человек не хочет по воле каких -то посторонних лиц уезжать из дома и делать вещи, которые ему навязывают, жить в дали от дома, в казарме, носить форму, ходить строем, учиться стрелять да и вообще любые вещи,которые ему навязывают, которые он не выбрал сам осознанно, тем более военную службу.

Вот если человек по каким то причинам заявляет о своем желании служить в армии, то надо насторожиться: что заставляет человека добровольно пойти на ограничение своей свободы. А я думаю, что никто не будет ставить под сомнение, что служба в армии - это ограничение свободы человека (он не может покинуть воинскую часть свободно, он не может делать массу вещей, которые он делает, находясь не на службе). На мой взгляд, человек должен внятно обосновать, почему он сремится попасть на военную службу. Может это связанно с его психологическими травмами или проблемами? Из всех молодых людей, которые решили пойти на военную службу "добровольно" самыми распространенным внятным ответом было: "Чтобы военкомат от меня отстал".
Я ни разу не слышала в приватных беседах версии про "родину защищать". Были еще такие несколько инфантильные ответы: "Ну решил посмотреть, как там, в армии"

Когда говорят, что простое нежелание проходить военную службу - это еще не основание дать возможность проходить альтренативную гражданскую службу вместо военной - это, на мой взгляд, садо-махохистский взгляд на мир и извращение. Те человек заявляет, что ему глубоко неприятно это действие, - военная служба, -но номенклатурная система упорно пытается его туда загнать, сообщая, что у человека не достаточно оснований, чтобы не делать это.

При этом очевидно, что слова про обязанность защиты отечества- это лишь "фиговый листочек"для номенклатурной (чиновничьей) системы для прикрытия своего страстного желания заставить всех подчиняться.
Но это уже тема для отдельного поста про такой способ мышления.

Полагать, что человек должен доказывать, что он имеет право не служить в армии по убеждениям - это перевернутый мир. Это все равно, что человек должен доказывать, что он имеет право ходить на ногах, а не на руках.
При желани, конечно, можно доказать, что ходить на руках безопасней для людей, тк если что-то упадет сверху, то попадет не на голову, а совсем на другое место.
Практика обязывания служить в армии - есть порочная и вредная практика для личности, для человека, для многих и многих молодых людей, а значит и для общества в целом.

Нет, если есть люди, которым там понравилось - это их личное дело, а также возможно, тема для работы психолога. Но не надо навязывать это как норму поведения всем.

Я вот считаю, что служить в армии - это не нормально. В моем личном представлении. Почему не нормально? Ну не знаю, а почему не нормально взять и начать ходить в купальнике по улице или в одежде, надетой на изнанку? Или взять и начать подбегать к людям на улице и что-то сообщать им в лицо (например, что солнце взошло).Или вдруг имея жилье, решить спать по ночам на лестничной площадке, а не дома.
Такое поведение воспринимается как странное, хотя по сути оно никому не наносит вреда. Многие юродивые именно так и делали. В психиатрической практике встречались случаи, когда человек ставил полки поперек двери и говорил, что очень полезно тренироваться и перешагивать через них постоянно.
По мне так служить в армии - это тоже очень странное поведение, но гораздо менее безвредное, чем приведенные примеры.. Является ли желание служить в армии проявлением психической нормы или следствием отклонения от нормы - решать в каждом конкреном случае не мне, а специалисту (психологу или психиатру).
Но я вот воспринимаю службу в армии именно как очень странное и небезвредное поведение.

Вот интересно, это мое глубокое убеждение является, следуя формулировке Конституционного суда, просто "отрицательным представлением о военной службе и нежеланием в связи с этим проходить военную службу" или является "убеждением, которому противоречит несение военной службы"?

Ей Богу, господа члены призывных комиссий! Вы бы вместо того, чтобы заниматься словоблудием и поиском разницы между этими формулировками, взяли бы да и заменили военную службу на гражданскую всем, кто подает заявления! Ведь сами понимаете, что в армию человек все равно не уйдет, будет с вами судиться до 27 лет.А то еще и до ЕСПЧ дойдет. Вот вам лично это надо, господа патриоты? А справкой, которой вы грозитесь вместо военного билета, такой отказчик будет только гордиться.

Никакой реальной "угрозы безопасности страны" отказчик от военной службы, к тому же подающий заявление на АГС, не представляет, тем более, что даже говоря на языке законодательства, альтернативная гражданская служба, наряду с военной службой является формой реализации обязанности граждан по защите отечества. Достаточно вчитаться в смысл ст 59 Конституции РФ декларирующая обязанность защты отечества его гражданами. Конституция не исключает альтернативную гражданскую службу из понятия "защита отечества". На этом же принципе стоит ФЗ"Об альтернативной гражданской службе". А в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" вообще недвусмысленно утверждается: "Основными формами реализации конституционной обязанности по защите Отечества являются призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также прохождение альтернативной гражданской службы вместо военной службы по призыву в порядке, установленном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".