В декабре прошлого года Госдума РФ приняла в первом чтении поправки в закон «О теплоснабжении». Они предполагают переход на новую модель определения стоимости тепла — так называемый метод «альтернативной котельной». сайт выяснил, что он подразумевает, и зачем понадобились изменения в регулировании теплоснабжения.

Тепловые сети Красноярской теплотранспортной компании (КТТК)

Источник: sibgenco.ru

Что изменится с принятием «альтернативной котельной»?

Поправки в закон «О теплоснабжении» предполагают новую модель рынка тепловой энергии. А именно — отказ от ежегодного государственного регулирования тарифов организаций, входящих в систему теплоснабжения: производителей и продавцов тепла, и сетевых компаний.

Вместо этого цена на тепло будет устанавливаться по соглашению сторон в рамках предельного уровня, контролируемого государством. Этот предельный уровень будет рассчитываться по тому самому методу «альтернативной котельной»: он позволяет определить такую стоимость гигакалории, при которой потребитель сможет отказаться от центрального теплоснабжения и построить собственный источник тепла. Собственно, отсюда и термин — «альтернативная котельная».

«Проще говоря, „альтернативная котельная“ — это формула, которая позволяет нам рассчитать стоимость строительства некоего „виртуального“ источника тепла, и таким образом определить, во сколько нам будет обходиться его тепловая энергия. К примеру, мы хотим построить котельную для одного микрорайона: закладываем в формулу стоимость нового оборудования и котлов, рассчитанных на жилой фонд, больницу, школу и детский сад. Также забиваем в нее расходы на строительство, зарплату рабочих, стоимость земельного участка, количество дней отопительного сезона и т. д. Затем, исходя из итоговой суммы, рассчитываем стоимость одной гигакалории и сопоставляем ее с ценой гигакалории центрального источника теплоснабжения», — поясняет директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова.

К слову, на сайте Минэнерго РФ уже существует так называемый «калькулятор», где каждый гражданин может посчитать стоимость конечной цены на тепло в случае перехода на «альтернативную котельную» в своем регионе.

Подорожает ли тепло для потребителя?

Расчеты, произведенные СГК совместно с Минэнерго, показали, что стоимость одной гигакалории «альтернативной котельной» в регионах Сибири будет составлять 2,3-2,6 тыс. руб. Это в два раза выше нынешних цен — 1,2-1,3 тыс. руб. Однако в СГК подчеркивают, что причин для паники нет — речь идет о предельной цене, рассчитанной по стоимости «альтернативной котельной», и это не значит, что стоимость тепла в регионах автоматически подскочит до этого уровня.

«Мы исходим из того, что нам нет необходимости продавать тепло по максимуму. Поэтому совместно с Минэнерго подготовили поправку в законодательство о том, что можем продавать тепло намного дешевле цены „альтернативной котельной“, скажем, по текущим ценам. Сейчас в законопроекте есть формулировка, которая гласит, что по соглашению между администрацией региона, города и единой теплоснабжающей организацией может быть установлена сниженная цена по отношению к цене „альтернативной котельной“.

К примеру, тепловая энергия торгуется по цене „альткотельной“ с применением коэффициента 0,7 или 0,5 в зависимости от региона. Мы понимаем, что у нас объекты уже стоят, их не надо строить заново, и с нашей стороны будет неправильно брать с потребителя плату по стоимости „альтернативной котельной“. В принципе, сейчас примерно найдена та цена, которая нас устраивает и при которой мы готовы вкладывать в систему теплоснабжения в наших регионах значительные инвестиции», — заявила Екатерина Косогова.

В Минэнерго также не прогнозируют резкого скачка цен на тепло при вводе «альтернативной котельной». Так, по данным министерства, 20% потребителей не почувствуют никаких ценовых изменений, для 40% цены вырастут на инфляцию плюс 1-2%, для 36-37% — на инфляцию плюс 4-5%, и только для 3-4% потребителей цена вырастет на 10%.

Красноярская ТЭЦ-1

Источник: sibgenco.ru

В чем необходимость «альтернативной котельной»?

Возникает естественный вопрос: если текущие тарифы устраивают участников системы теплоснабжения, более того, и в дальнейшем плата за тепло фактически не изменится, в чем необходимость перехода на новую модель ценообразования?

Как поясняют в СГК, текущий механизм формирования тарифа не дает возможности долгосрочных инвестиций. Дело в том, что по нынешнему тарифному законодательству, как только инвестор вкладывает деньги в развитие мощностей, он улучшает экономику, а на следующий год это приводит к снижению тарифа. Иначе говоря, законодательство сейчас не гарантирует инвесторам возврата инвестиций, что делает невозможным развитие отрасли.

«То регулирование, которое на данный момент сложилось, сдерживает наши инвестиционные возможности. Создана абсолютно нерациональная искаженная среда, которая не дает нам реализовывать длинные проекты», — констатирует основной акционер СГК Андрей Мельниченко.

При этом участники системы теплоснабжения подчеркивают, что требуют немного — единожды посчитать тариф и зафиксировать его. Именно такую возможность предоставляет схема «альтернативной котельной». При ней установленный тариф ежегодно будет изменяться только на размер инфляции, и этого будет достаточно, чтобы гарантировать инвесторам возврат инвестиций.

«По регионам нашего присутствия могу с уверенностью сказать — для того чтобы решить наболевшие проблемы теплоснабжения и улучшить ситуацию в этой сфере, нам не нужно как таковое повышение тарифа — тот, что есть, достаточен. Все, что нам нужно — чтобы он рос вместе с инфляцией и не более того. При этом мы принесем миллиарды инвестиций, решим застарелые проблемы, не повышая тарифов, а в некоторых случаях можем снизить действующие тарифы. Это произойдет потому, что у нас будут гарантии возврата вложенных средств. У нас будет уверенность, что тариф будет расти по инфляции, а не так, как захочется руководителю РЭК, или губернатору, или кому-то в ФАС», — заявил генеральный директор СГК Михаил Кузнецов.

В Минэнерго РФ признают, что отрасли теплоснабжения необходим колоссальный объем вложений в модернизацию, однако существующие механизмы управления делают ее непривлекательной для инвесторов. В то же время, как отметил замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, новая модель рынка тепла позволит привлечь инвесторов в отрасль, сделать стоимость тепловой энергии более предсказуемой и решить проблему высокой изношенности инфраструктуры.

По предварительным оценкам переход на «альтернативную котельную» позволит привлечь в теплоснабжение 2,5 трлн руб., увеличит ВВП не менее чем на 600 млрд руб., даст более 35 тыс. новых рабочих мест и более 800 млрд руб. налоговых отчислений.

Красноярская ТЭЦ-3. Закрытое распределительное устройство.

Что думают в регионах?

Как уже было сказано, поправки в закон «О теплоснабжении» относительно «альтернативной котельной» были приняты Госдумой в первом чтении в декабре 2016 года. Ожидается, что второе чтение пройдет до осени 2017 года. Законопроектом предполагается, что переход на новую модель рынка будет добровольным — решение будут принимать региональные и муниципальные власти — и постепенным — в течение 5-10 лет.

В Минэнерго РФ говорят, что ряд регионов уже вызвались в качестве пилотных для внедрения у себя модели «альтернативной котельной». В их числе Татарстан, Ханты-Мансийский округ, Алтайский край. В рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» губернатор Красноярского края Виктор Толоконский заявил о том, что край также готов в числе первых начать отрабатывать у себя новую модель определения стоимости тепла. Он подчеркнул, что изменения должны быть направлены на то, чтобы при тех же тарифах, потребители получали лучшее качество.

«Переход на новую модель не только привлекает инвестиции, но меняет серьезно тарифную политику. Если ориентироваться на тариф преобладающего производителя энергии, не было бы никаких вопросов, тогда как на отдельных котельных тариф в три раза выше», — отметил Толоконский.

В СГК заявляют, что никаких препятствий для внедрения «альтернативной котельной» в регионах своего присутствия не видят.

«Мы прогнозируем, что успешная реализация одного проекта, предположим, в Хакасии, потянет за собой другие регионы. В том числе, Красноярск», — заметила Екатерина Косогова.

В целом, ожидается, что потребители в регионах выиграют от введения новой модели рынка тепла. Расчеты станут понятными и прозрачными, каждый покупатель сможет прогнозировать свои затраты на тепло на долгосрочный период. А в случае реализации мероприятий по повышению энергоэффективности и снижению объемов потребления у него появится возможность реальной экономии — при новой системе будет регулироваться только предельный уровень цены, при этом платеж за счет снижения объемов потребления может оказаться ниже, чем при нынешней системе тарифного регулирования.

Алтайский моногород станет первым муниципалитетом в России, который в 2019 году перейдет на новую модель рынка тепловой энергии, так называемую «альтернативную котельную». Что это такое? И почему именно этот город станет первопроходцем?

На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение №1937-р , которым отнес город Рубцовск (более 140 тыс. населения) в Алтайском крае к ценовой зоне теплоснабжения. В 2019 году этот муниципалитет первым в стране перейдет на новый метод тарифного регулирования - так называемую модель «альтернативной котельной». Для этого еще предстоит актуализировать схему теплоснабжения города. А также подписать соглашение о ее исполнении с единой теплоснабжающей организацией (ЕТО) - АО «Рубцовский теплоэнергетический комплекс», предприятием Сибирской генерирующей компании (СГК).

«Соглашение закрепляет обязательства поставщика тепловой энергии по выполнению мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов тепловой инфраструктуры, а также ответственность за их нарушение. Также в соглашении будет закреплен предельный уровень цены на тепловую энергию для потребителей», - говорится в сообщении Минэнерго РФ .

Михаил Кузнецов

Генеральный директор СГК


Действительно, СГК в этом году завершает начатый во второй половине 2016 года масштабный для отрасли проект в Рубцовске. Этот город долгие годы оставался головной болью краевых властей, ежегодно стоял на краю катастрофы при подготовке и прохождении осенне-зимнего периода. Для того, чтобы повысить надежность и качество системы теплоснабжения, СГК полностью перестроила ее конфигурацию: вместо двух теплоисточников остался один - Южная тепловая станция (ЮТС). Там установили два новых котла мощностью по 30 Гкал*час каждый и отладили топливоподачу. До конца года запустят еще и турбину мощностью 6 МВт для покрытия собственных нужд в электроэнергии - по факту, ЮТС станет ТЭЦ. Кроме того, в Рубцовске проложено заново или реконструировано порядка 20 км тепловых сетей.

Распоряжение, подписанное Медведевым, совпало с началом нового отопительного сезона: 17 сентября СГК начала заполнение 271,5 км магистральных и внутриквартальных сетей отопления Рубцовска. По словам директора АО «Рубцовский теплоэнергетический комплекс» Максима Новова, предприятие уже сформировало необходимые запасы топлива: порядка 40 тыс. тонн каменного угля и 2 тыс. тонн мазута. «Опираясь на информацию, предоставленную руководством компании и руководством города, я спокойно могу говорить, что в Рубцовске в этом отопительном сезоне все будет хорошо», - заявил в начале сентября в ходе поездки в город глава Алтайского края Виктор Томенко.

«Спасение» Рубцовска от коммунальной катастрофы обошлось СГК в 2 млрд рублей. Модель «альтернативной котельной» позволит компании вернуть вложенные средства в течение 12 лет. Но новый механизм тарифного регулирования подходит не только для муниципалитетов, доведенных, что называется, «до ручки». «Альтернативная котельная» - универсальная модель, которая подойдет и для городов, где пока все может выглядеть даже совсем неплохо. Важно то, что там можно будет не «тушить пожары», а спокойно и планомерно заниматься модернизацией инфраструктуры. Не дожидаясь, когда счастливые времена закончатся и для выхода из кризиса придется принимать болезненные решения… «Сейчас руководители российских муниципалитетов получили эффективный инструмент привлечения инвестиций в отрасль. Надеемся, они изучат опыт Рубцовска и примут верные решения о возможности применения нового метода тарифного регулирования в своих городах, не дожидаясь наступления негативных последствий», - уверена Екатерина Косогова.

Так что же такое «альткотельная»?

Отнесение Рубцовска к ценовой зоне теплоснабжение стало возможным после закрепления в законе новой модели рынка тепловой энергии - она прописана в изменениях в ФЗ №190 «О теплоснабжении» , утвержденных 29 июля 2017 года президентом Владимиром Путиным. Энергокомпании этих поправок заждались. Производство и распределение тепла, в отличие от электроэнергии, в нашей стране до сих пор полностью регулируется государством. Для киловатт в стране есть рынок, пусть и часто критикуемый; но на гигакалориях генераторы зачастую вообще ничего не зарабатывают. А несут социальную нагрузку (города ведь нельзя «заморозить»), покрывая убытки от выработки тепла доходами от продажи электроэнергии. «Это продукт, который производится не для того, чтобы греть дома, а для того, чтобы горели лампочки, но за него платят. Нас фактически вынуждают перекрестно субсидировать одной деятельностью другую. Я не считаю это справедливым», - говорил в интервью НГС генеральный директор СГК Михаил Кузнецов.

Но, что еще печальнее, действующая в теплоснабжении схема расчета тарифов на основании затрат совершенно не стимулирует энергокомпании вкладываться в модернизацию, прежде всего, тепловых сетей - как правило, наиболее изношенного и проблемного элемента инфраструктуры. В отличие от крупных ТЭЦ, не обновляются и многочисленные котельные - это негативно влияет не только на экологию городов, но и снижает эффективность и надежность всей системы. Причина: при снижении издержек тариф на следующий год пересчитывается и снижается. В конце прошлого года в интервью газете «Коммерсант» Михаил Кузнецов описывал этот изъян предельно красочно: «Допустим, в городе сложилась некая система теплоснабжения — с текущими трубами, полузагруженными котельными, неэффективными источниками тепла, и мы видим, что, если сократить избытки, она станет эффективнее. Для этого, скажем, нужно вложить 8 млрд рублей, и мы после этого начнем зарабатывать 800 млн рублей в год. В течение девяти-десяти лет мы вернем вложенные деньги с учетом процентов по кредиту. Но регулирование таково, что, как только я эти 8 млрд рублей вложу и заработаю 800 млн рублей, эти 800 млн рублей у меня изымут, и я не смогу вернуть вложенное. Так устроена регуляторика тарифов по методу «затраты плюс»».

Что же измениться при новой модели? Прежде всего, теперь власти на местах смогут устанавливать предельный уровень цены на тепловую энергию для конечного потребителя - и не на один год, а сразу лет на 5-10. Чтобы понять, каков этот «потолок», и будет использована цена поставки теплоэнергии от замещающего централизованное теплоснабжение источника - той самой «альтернативной котельной». Никто не будет в действительно строить такой объект; он будет фигурировать лишь в расчетах. Более того, там, где стоимость тепла окажется выше уровня альтернативной котельной, тариф будет заморожен и не поднимается до тех пор, пока естественная инфляция не приблизит его к этому потолку. А там, где ниже — будет плавно расти в течение переходного периода.

Согласно некоторым расчетам, стоимость одной гигакалории «альтернативной котельной» в регионах, например, Сибири может составить 2,3-2,6 тыс. рублей. Это в два раза выше нынешних тарифов. Ряд экспертов уже сеет панику - мол, потребителям в городах СФО пора готовится к кратному скачку стоимости Гкал, чреватому социальной напряженностью и ростом протестной активности. Однако подобное развитие событий маловероятно. Во-первых, на это точно не пойдут власти; во-вторых, это не нужно и самим ЕТО. Платежная дисциплина и стабильный денежный поток для компаний важнее краткосрочных финансовых рекордов.

«Расчеты роста тарифов, которые показывают эксперты, в очередной раз подтверждают: нынешний уровень цен критически отстал от экономически обоснованных. Это значит, что теплосетевая инфраструктура в большинстве узлов деградирует. То есть рост тарифов при справедливом ценообразовании возможен. Другое дело, что закон предусматривает право муниципалитетов на установление переходного периода, в который такой рост можно осуществить плавно. Пятилетний срок может оказаться интереснее для газовых регионов, а десятилетний — для угольных. Поэтому ни о каком единовременном ценовом шоке не может быть и речи», - говорит Роман Нижанковский, заместитель генерального директора - исполнительный директор ПАО «Т Плюс».

В это сложно поверить обывателям, но, как подчеркивал замминистра энергетики РФ Вячеслава Кравченко, для инвесторов в тепло важен не столько сам принцип формирования тарифов, сколько понимание, что сэкономленные средства у них не отнимут.

Михаил Кузнецов

Генеральный директор СГК

«Мы понимаем, куда в каждом городе можно было бы вложить миллиарды. В Барнауле есть куда вложить миллиардов девять: заместить котельные-однодневки, на содержание которых нужно выделять горы муниципальных и областных денег, при этом в городе иногда трудно дышать. Нужны серьезные вложения, но дайте нам «альткотельную» с небольшим ростом тарифа — 1,5-2% к инфляции — на десять лет и будем нормально работать»


По предварительным оценкам Минэнерго РФ, сделанным еще в 2016 году, переход на «альтернативную котельную» позволит привлечь в теплоснабжение порядка 2,5 трлн рублей, увеличить ВВП не менее чем на 600 млрд рублей, создать более 35 тыс. новых рабочих мест и наполнить бюджета на 800 млрд рублей налоговых отчислений. Помимо повышения инвестиционной привлекательности, «альткотельная» явно в лучшую сторону повлияет на показатели надежности систем теплоснабжения, простимулирует рост энергоэффективности, а также централизации - за счет ухода с рынка неэффективных и потому чересчур дорогих теплоисточников.

«Схема «альтернативной котельной» впервые делает возможным и законным возврат инвестиций в тепловом бизнесе. Это долгосрочный механизм с ясными сценарными условиями, который поощряет использование наиболее эффективных технологий. Это очень важно, поскольку именно распределительная инфраструктура как правило является «болевой точкой» тепловых узлов. У муниципалов нет ни средств, ни компетенций, чтобы эффективно эксплуатировать тепловые сети. С другой стороны, грамотный частный оператор может существенно повысить качество теплоснабжения, поскольку это отвечает и его бизнес-интересам. Теперь у местных властей есть инструменты для того, чтобы привлекать таких хозяйственников», - резюмирует Роман Нижанковский, заместитель генерального директора - исполнительный директор ПАО «Т Плюс».

В последние годы активно ведутся мероприятия по повышению технического уровня систем теплоснабжения путем внедрения автоматизации, инновационных подходов и реконструкции объектов с применением высокотехнологического оборудования. Эти мероприятия позволяют сократить непроизводительные затраты, а также расходы на топливо, необходимое для выработки единицы тепловой энергии.

Несмотря на вышеуказанные мероприятия, итоги принятой стратегии развития в сфере энергетики признаны неудовлетворительными. Это обусловлено наличием таких негативных факторов, как рост износа основных фондов, увеличение потерь в сетях теплоснабжения, а также расхода потребляемой электрической энергии, затрачиваемой на передачу тепловой энергии потребителям.

Исходя из «плачевного» опыта прошлых лет, становится логичным решение министерства энергетики РФ - привлечение инвестиций в сферу теплоснабжении при одновременном замораживании роста стоимости тепловой энергии. В отдельных регионах планируется развитие сферы теплоснабжения на основе геотермальных источников, планируется применение атомной, солнечной энергии и биомассы. Также прорабатывается вопрос о выводе системы из кризиса путем ее перестройки.

Под перестройкой подразумевается переход на эффективную комбинированную выработку электрической и тепловой энергии (когенерационные, паро-, газотурбинные, газопоршневые и дизельные установки). При этом, производимая электрическая энергия может быть использована, как для нужд источника тепла, так и для обеспечения объектов потребления (жилые дома, производственные объекты, социально значимые объекты и прочие).

Создание условий для привлечения инвесторов - одно из основных направлений теплоэнергетики на сегодняшний день. Как только частные инвестиции будут вовлечены в данную сферу, можно будет, наконец, перейти к новой системе ценообразования, а именно, применение метода обеспечения доходности инвестированного капитала. В последующем, это приведет не только к оздоровлению всей системы, но и остановке роста и даже снижению тарифа на тепловую энергию.

Метод «Альтернативная котельная»

Данный метод подразумевает переход от регулирования тарифов на тепло уполномоченными органами на местном уровне. Для потребителей будет установлен максимальный (предельно допустимый) уровень цен. В крупных городах будут определены единые теплоснабжающие организации (ЕТО), которым и будут утверждаться «альтернативные тарифы». От ЕТО будет зависеть вся система ценообразования. Такой подход также нацелен на привлечение инвестиций и создание конкурентной среды в сфере теплоснабжения.

Принцип таков, что, если дешевле построить новый альтернативный источник теплоснабжения и питаться от него, то цены на тепло от существующего теплоисточника следует заморозить, а вот если наоборот, тариф, ниже, то его будут повышать под контролем уполномоченных органов.

Предложение о применение такого метода основано на неэффективной действующей системе тарифообразования. Она лишь покрывает расходы и не позволяет получить тариф на тепловую энергию на уровне небольшой котельной, стоимость выработки которой, значительно дороже.

В итоге появилось перекрестное субсидирование, что также негативно сказалось на объектах электро-, теплоэнергетики. Для восстановления надежности, бесперебойности и «омоложения» системы требуется инвестиции в 30 раз больше того, каков текущий объем средств инвестируется в отрасль.

Помимо повышения инвестиционной привлекательности, данный метод позволит увеличить показатель надежности системы теплоснабжения, а также сократить время отключения горячей воды до 2-3 дней (по сравнению с 14 днями, допустимыми на сегодняшний день) в период проведения ежегодных гидравлических испытаний тепловых сетей.

Конечно, данный метод еще до конца не проработан и требует прояснения в некоторых нюансах. Например, если выработка тепла небольшой котельной, единственной на конкретной местности (техническая возможность подключения потребителей от другого теплоисточника отсутствует) превышает установленный «потолок», то разница будет являться убытком теплоснабжающей организации. Что делать и как поддержать такого поставщика пока не предложено.

Данный законопроект рассмотрен и утвержден комитетом Государственной Думы по энергетике, пилотные проекты планируется запустить уже в 2018 году.

Экология потребления.Наука и техника:На пресс-конференции председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Павла Завального было объявлено о подготовке поправок в закон «О теплоснабжении»: вместо регулирования тарифов на местном уровне будет установлен предельный уровень цены для потребителей, так называемая «альтернативная котельная»: ниже можно, выше нет.

На пресс-конференции председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Павла Завального было объявлено о подготовке поправок в закон «О теплоснабжении»: вместо регулирования тарифов на местном уровне будет установлен предельный уровень цены для потребителей, так называемая «альтернативная котельная»: ниже можно, выше нет. Возникнут единые центры ответственности за развитие систем теплоснабжения и качество услуги для каждого потребителя: единые теплоснабжающие организации (ЕТО). Они получат право заключать договоры на поставку тепла с наиболее эффективными поставщиками по свободной цене.

Ожидается, что закон вступит в силу с 2018 года сперва в ряде пилотных регионов.

Метод «альтернативной котельной» – это ценообразование по расчётной стоимости строительства альтернативной котельной. Это, по сути, продолжение модернизации системы теплоснабжения, – рассказал Павел Завальный. –Законопроект нацелен на поддержку комбинированной генерации, конкуренции на рынке тепла по модели рынка электроэнергетики, на модернизацию системы теплоснабжения, повышение её эффективности и привлечение инвестиций в этот сектор экономики. Этот закон должен быть действенным, универсальным, применимым. Так, чтобы через 10-15 лет привести систему теплоснабжения к энергоэффективным показателям и в целом повысить эффективность теплоэнергетики.

Что же касается ВИЭ, то Завальный считает их слишком дорогим для России удовольствием. На данный момент стоимость электроэнергии для конечного потребителя в России для населения равна примерно 2,5 рубля за кВт/ч, для промышленности – чуть больше трёх рублей, полагает он. «В Германии, при пересчёте на наши деньги, электроэнергия стоит сегодня 20–22 рубля. Вот что такое возобновляемые источники энергии», – объяснил Павел Завальный.

Сегодня доля ВИЭ в энергетике России составляет 18%, причём более 98% возобновляемой энергетики приходится на гидроэнергетику.

К концу 2021 года суммарная установленная мощность ВИЭ в России вырастет на 3,9% или на 2 ГВт, до 53 ГВт. Основной рост ВИЭ в России будет достигнут благодаря ГЭС: более чем 1 ГВт к концу 2021 г. В итоге установленная мощность ГЭС вырастет на 2,2% до 52,1 ГВт в 2021 году, солнечных станций – в 7 раз до 0,7 ГВт, ветровых станций – в два раза до 0,2 ГВт.

На «Российской энергетической неделе» (РЭН-2017) обсудили ход мероприятий в рамках подготовительного этапа реформы системы теплоснабжения, предусматривающей переход от государственного регулирования тарифов к долгосрочным договорным ценам на тепловую энергию. Сейчас реформа нуждается в полном законодательном обеспечении. В том, что она может дать отрасли и людям — разбирался +1.


Фото: Александр Ельшевский | Пресс-служба АСИ

Суть реформы

Изменения в Федеральном законе «О теплоснабжении» предполагают полную трансформацию рынка. Действующие нормы не гарантируют инвесторам возможность закладывать вложенные средства в тариф и отбивать их в запланированные сроки. Из-за этого сети изнашиваются, инфраструктура ветшает, а отрасль не приносит прибыль и не работает как бизнес. Ожидается, что «альтернативная котельная» привлечет 2,5 триллиона рублей инвестиций в теплоснабжение. Реформа обеспечит увеличение ВВП на 600 млрд рублей и позволит создать 35 тысяч новых рабочих мест.

Ожидается, что «альтернативная котельная» привлечет 2,5 триллиона рублей инвестиций в теплоснабжение

Эксплуатация старых сетей сопряжена с авариями и перебоями с теплом, с долгами поставщика перед ресурсоснабжающей организацией. Инвесторы не только возьмут на себя роль «ремонтника» — теперь цены получится регулировать предсказуемо. Бизнес займет клиентоориентированную позицию и будет заинтересован в повышении собственной эффективности.

Все тарифы продавцов тепла и сетевых компаний сейчас регулирует государство. При новой модели все будет иначе. Тариф будет определяться соглашением сторон по предельному уровню цены на тепло для конечного потребителя — то есть стоимости гигакалории, при которой он сможет отказаться от центрального теплоснабжения и перейти на другую котельную.

Появятся ценовые зоны, внутри которых за тарифы будет отвечать ЕТО (единая теплоснабжающая организация). Это не означает, что цены уменьшатся, но они будут прозрачно отрегулированы, а средства будут уходить на конкретные действия — модернизацию теплосетей и обеспечение стабильности работы. Проще говоря, платить нужно будет или за строительство нового источника тепла, или за модернизацию старого. Каждый гражданин сможет посчитать для себя тариф по «альтернативной котельной», а бизнес почувствует отдачу от своих инвестиций и сможет их окупить.

Подорожает ли тепло — большой вопрос. Минэнерго обещает, что резкого скачка не будет, но окончательный результат будет определяться особенностями конкретных регионов и объемами инвестирования в каждом из них. Как отметил замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, 20% потребителей вообще не почувствует разницы, на 40% скажется инфляция и рост составит 1-2%, и лишь 3-4% получат повышение более 10%. Предполагается, что наибольший рост тарифов будет фиксироваться в первые годы после модернизации, после чего снизится.

Минэнерго обещает, что резкого скачка цен на тепло результате реформы не будет

Государство из новой схемы полностью не уходит: оно будет утверждать правила подключения к системам теплоснабжения и определять предельный уровень цены на тепло.

Ждем закона

Переход на «альтернативную котельную» — дело добровольное для каждого региона. Однако еще при обсуждении закона его поддержало более пятидесяти субъектов федерации. Сейчас готовится финальный пакет документов, который регламентирует четкую схему перехода на новую систему.

«Первый блок — это пакет документов, который будет регулировать нормативную базу по расчету цены „альтернативной котельной“. А второй блок документов будет регулировать деятельность единой теплоснабжающей организации на рынке теплоснабжения. (...) Третий блок регламентирует деятельность органов власти субъектов РФ и муниципалитетов по утверждению собственно тех самых уровней цен на тепло и соглашения, которое должно возникнуть между единой теплоснабжающей организацией и органами местного самоуправления», — объяснил замгендиректора ПАО «Т Плюс» Роман Нижанковский.

Итоговые положения помогут местным властям подсчитать стоимость перехода на новую модель. Четкое законодательное регулирование позволит рационально выстроить отношения между субъектами, ЕТО, местной властью и бизнесом, который займется модернизацией теплосетей.

Пример реализации

С учетом заложенного в реформу принципа добровольности, пилотного проекта по переходу на «альтернативную котельную» не предусматривалось. Но он все-таки возник. Им стал город Рубцовск Алтайского края.

Чиновники считают, что его опыт можно распространить и на другие проблемные малые города и регионы. Решение об имплементации реформы может поспособствовать притоку инвестиций.

Из-за износа оборудования и нехватки топлива и ресурсов Рубцовск в 2016 году рисковал замерзнуть. Дома в буквальном смысле было нечем топить. «Утром мы думали, где взять уголь, а вечером — где взять деньги за уголь», — рассказал на РЭН-2017 глава администрации города Дмитрий Фельдман.

Город, оказавшись в экстренной ситуации, принял решение о переводе потребителей на мощности Южной тепловой станции. При этом городские власти приняли решение о закрытии Рубцовской ТЭЦ, поскольку она сильно устарела. Это будет сделано только после объединения сетевых контуров двух станций, для чего необходимо построить 6,3 километра трубопроводов. Еще порядка 16 километров сетей заменят на трубы большего диаметра, а мощность ЮТС увеличат.

Проект реализует «Сибирская генерирующая компания» (СГК) — в модернизацию она инвестирует порядка 1,7 миллиарда рублей. Город заключил с СГК концессионное соглашение на 15 лет — за это время вложения компании должны окупиться. Срок реализации — 2017-2018 годы. После завершения работ жители получат бесперебойное тепло.