Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.

Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная" . Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.

Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она" , то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.

Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд" . Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

В последней строфе игра света утренней зари ("денницы" ) так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна" , "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать" , "жаль мне" . Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.

В заключение остается добавить, что слова "ветви" , "денница" , свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Анализ «Печальной березы» - не единственное сочинение по творчеству Фета:

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета

Снова и снова возвращаясь к творчеству любимого мною поэта – Афанасия Фета, не перестаю восхищаться простотой и законченностью его мысли и, при этом, каждый раз убеждаюсь, что не так-то однозначны его доступные для понимания каждого стихи. Вот и его «Печальная береза» – короткое и вроде бы понятное стихотворение при более детальном изучении заставляет думать и размышлять.

Но при этом украшенная, разряженная услужливой зимушкой-зимой. И непонятно, то ли радоваться нам за эту застывшую красавицу, то ли сочувствовать ее печали.

Автор заставляет читателя поволноваться, да и как же иначе? Как понять хорошо ли березе в ее наряде, похожем на гроздья винограда? Думается, что и автор, наблюдающий за жизнью зимней красавицы, и само дерево с нежностью думают об ушедшем лете, о теплой поре, когда вместо искусственного «винограда» украшали главный символ России настоящие, простые, но до боли родные сережки.

И все же, омертвевшая на морозе береза, словно в саван наряженная, не является

В данном стихотворении знаком конца, поскольку денница играет на ее ветвях – и это замечает поэт. А раз так, то придет весенняя пора, когда не птицы, а сама природа стряхнет с березки зимнюю красу, и оденется она в свою привычную, такую родную и знакомую резную зелень, и будет радовать наблюдателя, доказывая вновь и вновь, что жизнь продолжается.

С другой стороны, конец стихотворения наводит на мысль, что состояние березы как нельзя больше соответствует нынешним чувствам и переживаниям поэта. Именно потому он боится, что птицы потревожат холодную красоту березы и прервут ту невидимую душевную связь, что возникла между окоченевшим деревом и автором. Какой-то трагизм, надрыв чувствуется в этом небольшом стихотворении, не смотря на его некоторую высокопарность и торжественность.

И только подумайте, 12 строк, а сколько смысла, сколько глубины. И в этом весь Фет.

Афанасий Афанасьевич Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Береза — один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

Стихотворение «Печальная береза» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением Есенина «Береза», написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь — бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.

«Тютчев и Фет» - Каковы особенности поэтического языка каждого стихотворения? Отметим время написания. Прослушивание сообщений и беседа: ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич - известный русский поэт. Чтение стихотворений. «Летний вечер». Какой личностью предстаёт каждый поэт? Особенности поэтического мира Тютчев Фет.

«Лирика Фета» - Лирика и судьба А. А. Фета (1820-1892) II урок. Природа никогда не оставляла Фета равнодушным. Сочетание реалистичного и суггестивного: реалистичного с непрояснённым. Природа, пейзаж- лишь I план стихов, основная же тема-любовь. Определим тему: о чём стихотворение? Критики эстетич. направления. В стихотворении нет сюжета, нет события.

«Жизнь Фета» - Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет. Покупка имения. С.Соловьёв. Литературные успехи побудили Фета оставить службу. Военная служба. В доме всегда царило взаимное уважение. Автограф стихотворения «Alter Ego». Долгие годы поэт добивался получения дворянства. Начало творческого пути.

«Фет стихи» - Продолжал писать стихи. Фет Афанасий Афанасьевич 1820 - 1892. В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.).

«Поэт Фет» - Жорж Санд французская писательница. Закурила и спичку бросила на пол. И личность, и судьба, и творческая биография Фета необычны и полны загадок. Но венчание Фета и Марии Боткиной состоялось. Все как обычно в девичьем альбоме. Так Афанасий «поменял фамилию» во второй раз и превратился в Фета. «Отечественных записках».

«Стихотворение Фета» - Ночь. Идет на казнь. Заря. Тайны бытия. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения. Ночь прекрасна. 1820 - 1892. «Одним толчком согнать ладью живую …» 28 октября 1887 г. В стихотворении А. Фета совсем не случайно появляется ночной пейзаж. Ф. Тютчев И А. Фет. А. Фет.

«Печальная береза…» Афанасий Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Анализ стихотворения Фета «Печальная береза…»

Береза — один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

Стихотворение «Печальная береза» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением , написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь — бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.