Налоговое планирование является одним из функциональных направлений в системе финансового менеджмента малых организаций. В системе налогообложения малого бизнеса оно должно обеспечивать сбалансированность финансового состояния и налоговой нагрузки в соответствии с достигнутым уровнем экономического роста малой организации.

Налоговая система России постоянно находится в состоянии модификации: меняются объекты налогообложения, ставки налогов, условия их взимания, налоговая база, порядок исчисления и уплаты налогов. Вопросы финансовой поддержки малого бизнеса, установления механизмов налоговой системы, стимулирующих его развитие, являются важными задачами современной экономики.

При формировании принципов налогообложения субъектов малого предпринимательства следует руководствоваться общими принципами налогообложения. Основными началами таких принципов являются правила налогообложения, сформулированные А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» , которые включают: справедливое распределение налогов в обществе, соразмерность налогов с имуществом или доходом каждого; строгую определенность взноса; удобство для плательщика; минимизацию издержек взимания налогов.

Классические принципы налогообложения применяются при построении налоговых систем и реализуются через законодательство о налогах и сборах. В практическом осуществлении они трансформируются в ряд более конкретных принципов, по которым непосредственно строится налоговая система страны. Исполнение этих принципов зависит от конкретной налоговой политики правительства. Основой эффективной системы регулирования деятельности субъектов малого бизнеса выступает адекватная организация налогообложения, что определяет приоритетные вопросы государственной политики России по данному направлению. При рассмотрении вопросов налогового планирования малых организаций важно четко установить критерии, по которым можно обозначить субъекты малого бизнеса и на этой основе установить механизм налогообложения этих организаций.

В различных научных и практических подходах отсутствует единство в вопросе отнесения экономических субъектов к категории малого предпринимательства. Решение такой важной задачи, как эффективное налогообложение, невозможно без четкого определения субъектов этих правоотношений, хотя в настоящее время разные структуры (банки, налоговые органы, государственные фонды) определяют малые организации, исходя из своих критериев.

В мировой практике применяются два основных подхода к налогообложению малого предпринимательства .

Первый подход заключается в сохранении для малых организаций всех видов налогов, но предусматривает упрощение порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). Второй подход предполагает оценку потенциального дохода налогоплательщика на основе ряда косвенных признаков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

Первый подход применяется на практике в ряде развитых стран. Второй подход в чистом виде в развитых странах не применяется, хотя во многих странах оценка налоговой базы по аналогии с другими налогоплательщиками используется в тех случаях, когда налоговая администрация имеет основания сомневаться в правильности исчисления налоговых обязательств.

В Российской Федерации действует несколько режимов налогообложения, относимых к субъектам малого предпринимательства:

  • 1) общеустановленная система;
  • 2) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;
  • 3) единый налог на вмененный доход;
  • 4) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • 5) патентная система налогообложения.

Первый режим налогообложения, в наименьшей степени выделяющий субъекты малого предпринимательства среди остальных налогоплательщиков, основан на общеустановленной системе налогообложения. Данный режим заключается в сохранении всех видов налогов для малого предпринимательства, но предусматривает для данной категории налогоплательщиков целый ряд льгот или же каких-либо налоговых стимулов.

Одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых организаций, является применение в рамках общеустановленной налоговой системы прогрессивных ставок налогообложения, т.е. увеличение налоговой ставки по мере роста налоговой базы. Данное положение направлено не только исключительно на малый бизнес, однако малые организации и индивидуальные предприниматели в большей степени выигрывают от применения прогрессивных ставок. Как отдельные меры стимулирования в отношении малого предпринимательства могут применяться менее строгие требования по ведению налогового и бухгалтерского учета, а также может быть заметно упрощен порядок предоставления различной отчетности.

Наиболее действенной льготой, предоставляемой вновь созданным малым организациям, являются так называемые налоговые каникулы. Законом установлен срок, в течение которого эта специфическая категория налогоплательщиков освобождается от уплаты того или иного налога. Данная льгота подразумевает под собой период, в течение которого субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты налога на прибыль либо платят его только с какой-то определенной части прибыли. В Российской Федерации до 2001 г. применялся механизм, когда прибыль малых организаций, осуществляющих производство отдельных видов продукции, в первые два года их работы освобождалась от уплаты налога на прибыль. Дополнительно в отношении временных факторов немаловажным преимуществом для малых организаций является используемое достаточно часто освобождение от обязанности по уплате авансовых налоговых платежей.

Режим налогообложения субъектов малого предпринимательства, основанный на общеустановленной системе, в большей степени, чем другие режимы, соответствует принципу нейтральности. В то же время данный режим в меньшей степени направлен на использование совокупности различных инструментов стимулирования развития субъектов малого предпринимательства. Соответственно, менее эффективен при проведении целенаправленной политики в области регулирования роста и развития субъектов малого предпринимательства.

Однако нельзя не отметить преимущества данного режима налогообложения при достижении определенных целей в рамках какого-либо установленного периода. Так, для увеличения числа вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства огромную роль может сыграть введение налоговых каникул, для достижения роста инвестиций в НИОКР - установление специальных налоговых скидок и т.д. Общеустановленную систему налогообложения целесообразно применять для достижения определенных целей в краткосрочном периоде. Применение данного режима в долгосрочной перспективе приводит к усложнению общеустановленной системы в целом, не стимулирует малые организации на долгосрочные программы развития.

Вторым видом налогообложения субъектов малого предпринимательства является упрощенная система налогообложения, учета и отчетности. При этом виде малые организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов. Данный режим предусматривает комплекс мер, направленных на принципиальное упрощение порядка расчетов и взимания налогов, уплачиваемых данной категорией налогоплательщиков. Применение упрощенного режима налогообложения в большей степени подразумевает под собой не столько упрощение порядка налогообложения, сколько упрощение отчетности. Обычно в рамках данного налогового режима субъектам малого предпринимательства предоставляется возможность максимального упрощения бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности. Эта категория организаций и индивидуальных предпринимателей может быть освобождена от необходимости ведения счетов бухгалтерского учета, заполнения ведомостей, журналов-ордеров, а также от составления бухгалтерского баланса. Упрощенный режим в ряде случаев предусматривает возможность уплаты налогов один раз в квартал, а не раз в месяц, и так же как и первый режим, освобождение от обязанности по уплате авансовых налоговых платежей. Объектом налогообложения и налоговой базой в упрощенной системе налогообложения признается один из двух показателей:

  • а) доходы;
  • б) доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом право выбора объекта налогообложения кодекс оставляет за налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения .

Кроме того, в рамках данного режима субъекты малого предпринимательства могут быть освобождены от уплаты некоторых видов налогов (наиболее часто в международной практике таким налогом является НДС). Возможна также замена уплаты совокупности нескольких налогов уплатой единого налога. Но в таком случае применяются различные косвенные методы определения налоговых обязательств налогоплательщика.

Упрощенный режим позволяет данной категории налогоплательщиков получать значительную экономию за счет снижения налоговой нагрузки, и, естественно, за счет сокращения управленческих расходов. Упрощенному режиму налогообложения присуще максимальное упрощение взаимоотношений субъектов малого предпринимательства с бюджетом и на этой основе создание у них заинтересованности в добровольном и объективном декларировании своих доходов.

Однако в качестве отрицательного момента применения упрощенного режима налогообложения можно выделить вероятность возникновения определенных потерь бюджетов, связанных с усложнением контроля за достоверностью исчисления и, как следствие, величины уплачиваемых налогов. Упрощенному режиму налогообложения присуще максимальное упрощение взаимоотношений субъектов малого предпринимательства с бюджетом и на этой основе создание у них заинтересованности в добровольном и объективном декларировании своих доходов.

Третий вид режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства полностью основывается на использовании косвенных методов определения налоговых обязательств налогоплательщика. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предполагает установление (вменение) отдельного уровня доходности для сфер предпринимательской деятельности, в которых затруднено осуществление налогового контроля.

Основой применения косвенных методов налогообложения являются различные способы определения размера вмененного дохода. Вмененный доход в данном случае употребляется в широком смысле, т.е. как налоговая база, для расчета которой используются косвенные методы, отличные от методов, основанных на общепринятом учете. Фактически налогообложение вмененного дохода подразумевает не непосредственный расчет налоговой базы, исключительно исходя из данных бухгалтерского и налогового учета, а определение ее расчетной величины на основе косвенных признаков и различных физических показателей. Причем применение налога на вмененный доход целесообразно исключительно в том случае, когда эти косвенные признаки и физические показатели просты и для измерения, и для контроля со стороны налоговых органов.

Объектом налогообложения является вмененный доход, который определяется на основе косвенных показателей, характеризующих масштаб и доходность бизнеса. Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой по определенному виду предпринимательской деятельности и величины корректирующих коэффициентов - К1, К2. Коэффициент К1 - коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары; К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности и величину доходов . При расчетах вмененного дохода необходимо руководствоваться принципом соответствия налоговой нагрузки доходу малой организации.

Применение режима косвенных методов налогообложения в первую очередь упрощает порядок расчета налоговых обязательств субъектов малого предпринимательства, делает более прозрачным механизм учета доходов и расходов. Замена обязанности по уплате ряда налогов уплатой единого налога на вмененный доход способствует снижению налоговой нагрузки, связанной с возложенной на налогоплательщиков обязанностью уплачивать эти налоги.

Для государства введение режима косвенных методов налогообложения способствует минимизации потерь бюджетов, возникающих вследствие сокрытия (занижения) налогоплательщиками налогооблагаемой базы, а также необоснованного завышения затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Кроме того, в ряде случаев косвенные методы налогообложения позволяют привлечь к уплате налога организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, т.е. таких налогоплательщиков, которые внушительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной денежной форме. Но в то же время основным недостатком косвенных методов налогообложения является повышенная сложность расчета и экономического обоснования суммы вмененного дохода, устанавливаемой государством. Причем основная сложность заключается в необходимости установления отдельных значений вмененного дохода для достаточно мелких групп налогоплательщиков, что подразумевает под собой расчет и экономическое обоснование по каждой отдельной группе.

Применение налога на вмененный доход целесообразно исключительно в том случае, когда косвенные признаки и физические показатели, используемые для расчета суммы вмененного дохода, просты и для измерения, и для контроля со стороны налоговых органов. Единый налог на вмененный доход может быть универсальным инструментом налоговой политики в отношении субъектов малого предпринимательства только в том случае, когда государство обладает достаточными ресурсами для разработки и обоснования методики расчета суммы вмененного дохода в отношении каждой, в достаточной степени отличной и в то же время небольшой, группы налогоплательщиков.

С 1 января 2006 г. вступила в действие новая редакция гл. 26.2 НК РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ. Наиболее значимые изменения были внесены законодательством в порядок применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями. В частности, для предпринимателей, осуществляющих один из 58 названных в ст. 346.25.1 НК РФ видов предпринимательской деятельности без привлечения наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера с 1 января 2006 г., появилась возможность применять упрощенную систему налогообложения на основании патента. Решение о введении упрощенной системы налогообложения на основании патента в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности принимаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации. Решение о переходе на упрощенную систему налогообложения на основании патента принимается индивидуальным предпринимателем добровольно, равно как и о применении упрощенной системы налогообложения. Более того, введение законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации упрощенной системы налогообложения на основании патента не препятствует индивидуальным предпринимателям применять упрощенную систему налогообложения в соответствии со ст. 346.11-346.25 НК РФ.

Кроме того, увеличены пороги значений выручки, которые являются критерием определения права экономического субъекта перейти на упрощенную систему налогообложения и продолжать применение специального налогового режима в текущем налоговом периоде. Теперь пороговые значения выручки будут ежегодно индексироваться на опубликованный в установленном Правительством РФ порядке коэффициент-дефлятор.

Специальную систему налогового планирования для малых организаций можно определить как совокупность элементов налоговой системы, установленную в рамках действующей налоговой системы Российской Федерации, обладающую отличительными признаками, присущими исключительно для данной категории налогоплательщиков.

Для малых организаций как категорий налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах установлены специальные режимы налогообложения, т.е. фактически отдельные виды налогов. Принципы налогообложения малого предпринимательства в большей степени, чем в отношении остальных налогоплательщиков, направлены на стимулирование и развитие данной категории. Кроме того, ведется целенаправленная политика по упрощению порядка расчетов и способов уплаты, пролонгации сроков уплаты налогов субъектами малого предпринимательства. Налоговый контроль в отношении данной категории налогоплательщиков, хоть на данный момент и не в полной мере, имеет какую-то отдельную форму, все же должен осуществляться с учетом отличий от общеустановленных методик.

Использование всех трех вариантов режимов налогообложения должно основываться на единой, целенаправленной политике государства в отношении субъектов малого бизнеса. При этом, как уже отмечалось, немаловажную роль сыграет достоверно обоснованное, единое определение данной категории экономических субъектов.

В экономической литературе используются близкие по содержанию определения понятий «налоговое планирование» и «оптимизация налогообложения». Одни авторы отмечают: «Уменьшение налогов (налоговая оптимизация) в общем смысле слова - это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей» .

Другие авторы считают, что налоговой оптимизацией принято называть «уменьшение размера налоговых обязанностей посредством целенаправленных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов» .

По нашему мнению, уменьшение налогов необходимо рассматривать как двойственное явление. Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства приводит к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе и незаконными, стремится сэкономить на налогах, а деятельность исполнительных органов государства, в свою очередь, направлена, прежде всего, на выявление таких случаев «налоговой экономии».

Снижение налогов, с одной стороны, - это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой - стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в бюджет. Уменьшение налогов - это процесс, обязательными участниками которого являются плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.

Противодействие налогам как социально-экономическое явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить их в меньшем размере являются постоянными. Данное явление объективно и не зависит от государственного строя, качества налоговых законов и общественной морали. Оно обусловлено основной функцией налогов - фискальной, а также экономикоправовым содержанием налога - принудительное и обязательное изъятие части собственности граждан и организаций для государственных нужд. Стремление избежать налогов есть своеобразная реакция на любые фискальные мероприятия государства. Однако в какой-то степени эта реакция представляется естественной, поскольку обусловлена попыткой собственника так или иначе защитить свое имущество, капитал и доходы от любых посягательств, даже от тех, которые определены законом. В то же время государству необходимо признать объективность и неизбежность уклонения от уплаты налогов как социально-экономического явления и от действий по неоправданной борьбе с налогоплательщиками переходить к его регулированию в рамках законодательства. Решение проблемы уменьшения налогов должно осуществляться посредством детальной, более четкой регламентации налоговых отношений на уровне законодательства.

Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставляемых законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

Различия налоговой оптимизации и уклонения от уплаты налогов заключаются в том, что при непосредственном уклонении от уплаты налогов снижение размеров налоговых обязательств достигается путем нарушения налогового законодательства.

Юридические причины заключены в сложности налоговой системы. Сложность этой системы препятствует эффективности налогового контроля и создает налогоплательщику возможности избежать уплаты налогов.

Кроме того, необходимо отметить, что само налоговое законодательство зачастую дает предпринимателю все возможности для поиска путей снижения налоговых выплат. В частности, это обусловлено:

  • а) наличием в законодательстве налоговых льгот, что заставляет предпринимателя искать пути для того, чтобы ими воспользоваться;
  • б) наличием различных ставок налогообложения, что также толкает налогоплательщика выбирать варианты для применения более низкого налогового уровня;
  • в) наличием различных источников отнесения расходов и затрат: себестоимость, финансовые результаты, прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Данное положение непосредственно влияет на расчет налогооблагаемой базы и соответственно размер налога;
  • г) наличием недочетов в налоговых законах, объясняемых несовершенством юридической техники, возникающих при исчислении или уплаты того или иного налога;
  • д) нечеткостью и «расплывчатостью» формулировок налоговых законов, позволяющих по-разному толковать одну и ту же правовую норму.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ «акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить». Согласно п. 7 указанной статьи, «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)». При появлении у налогоплательщика таких «неустранимых сомнений», «противоречий» и «неясности» он может выбирать наиболее удобную для себя трактовку налоговой нормы. Фактически данные нормы провозгласили новый принцип налогообложения - принцип презумпции правоты плательщика налогов. Презумпция правоты налогоплательщика в тех случаях, когда сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах неустранимы, направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика и гарантирует, в первую очередь, защиту прав собственности.

Налоговая оптимизация в зависимости от периода времени, в котором осуществляется легальное уменьшение налогов, классифицируется на долгосрочную и текущую.

Долгосрочная налоговая оптимизация предполагает применение таких приемов и способов, которые уменьшают налоговую нагрузку налогоплательщика в процессе всей его деятельности. Долгосрочная налоговая оптимизация осуществляется в течение нескольких налоговых периодов и достигается, как правило, посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений и др.

Текущая налоговая оптимизация предполагает применение совокупности методов, позволяющих снижать налоговую нагрузку для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например при осуществлении определенной операции путем выбора оптимальной формы сделки.

Комплексное и целенаправленное принятие налогоплательщиком мер, направленных на полное использование совокупности всех методов налоговой оптимизации, составляет налоговое планирование.

При реализации конкретного способа минимизации налоговой нагрузки необходимо придерживаться следующих принципов:

  • принцип разумности - разумность в налоговой оптимизации означает, что схема налоговой оптимизации должна быть обоснована до мелочей;
  • запрещается базировать метод налоговой оптимизации исключительно на недочетах в законодательстве;
  • не разрешается определять способы оптимизации налогообложения только на смежных с налоговым правом других отраслях права - гражданском, банковском, бухгалтерском и т.д. Налоговое законодательство реализуется практически в собственной правовой плоскости. Наиболее существенный отрыв произошел от сферы гражданского законодательства. Так, согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». Иными словами, по общему правилу нормы гражданского права к налоговым правоотношениям не применяются. И это несмотря на то, что гражданское законодательство выступает основанием для большинства операций, порождающих обязанность по уплате налогов. Следовательно, порядок регулирования отношений с точки зрения гражданского законодательства и порядок регулирования тех же отношений, установленный налоговым законодательством в целях налогообложения, существенно различаются. Однако, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, «Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». Иными словами, в ряде случаев фискальное содержание тех или иных терминов в российском законодательстве сохраняется;
  • принцип комплексного расчета экономии и потерь - при формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты операции, а также деятельности организации в целом. Глубокому анализу должны быть подвергнуты возможные последствия внедрения конкретного метода налогового планирования с точки зрения всей совокупности налогов. При выборе метода налогового планирования необходимо учитывать требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного, валютного и т.д.);
  • при выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд «политических» аспектов: состояние бюджета территории; роль, которую играет организация в ее пополнении;
  • при осуществлении налоговой оптимизации необходимо уделять внимание документальному оформлению операций - отсутствие необходимых документов может послужить формальным основанием для переквалификации налоговыми органами всей операции и, как следствие, привести к применению более обременительного для организации порядка налогообложения;
  • при планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчеркивать разовый характер операций - так, необходимо учитывать, что существенно повышает риск усиленного налогового контроля многочисленное проведение однотипных операций, результатом которого выступает налоговая экономия;
  • принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов). Существует несколько групп методов налоговой оптимизации:
  • разработка учетной политики для целей налогообложения;
  • оптимизация через договор;
  • специальные методы оптимизации;
  • применение льгот и освобождений.

Формирование учетной политики организации следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации.

Адекватная учетная политика позволяет организации выбрать оптимальный вариант учета, эффективный и с точки зрения режима налогообложения. Значимость данного документа особенно возросла в связи с вступлением в действие гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Дело в том, что впервые в системе российского налогообложения законодательно установлена самостоятельная учетная система - учет операций в целях налогообложения. В связи с этим при разработке учетной политики в целях налогообложения необходимо обратить внимание на ряд положений, таких как метод признания дохода в целях налогообложения, амортизации (метод начисления, выбор срока полезного использования объектов, применение повышающих коэффициентов), создание резерва по сомнительным долгам, работе с просроченной дебиторской задолженностью и др.

При оптимизации через договор необходимо провести анализ формы сделки, контрагентов, предмета и цены договора, установлении штрафных санкций. И на основании этого анализа сделать выбрать наиболее подходящих положений договора, что будет способствовать снижению налоговых платежей.

Специальные методы включают несколько подгрупп методов - метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налогообложения и метод офшора.

Использование льгот и освобождений предполагает использование льгот, которые закреплены в НК РФ или в законодательных актах в области налогообложения законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Рассмотрим некоторые схемы, используемые налогоплательщиками для оптимизации налоговых платежей. Данные схемы можно разделить на две группы.

«Простые» схемы, т.е. схемы, реализация которых не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К данной группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы (проценты или фиксированная сумма) и т.д. Ведь большинство предпринимателей решает вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческой деятельности. Так, многие руководители организаций используют статус индивидуального предпринимателя для существенного сокращения выплачиваемых налогов, получая льготы, предоставленные гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», фактически заменяющих налог на доходы физических лиц, который должен выплатить предприниматель, извлекая при этом высокие не облагаемые налогом доходы при использовании оборотных средств руководимого ими предприятия. Следует отметить, что больше всего нарушений и спорных моментов приходится не на сами схемы оптимизации (как правило, юридически они построены грамотно), а на сопроводительные условия данной схемы, например использование льгот, предоставляемых малым предприятиям, довольно часто сопровождается фальсификацией количества работников организации.

«Сложные» схемы, требующие для их реализации материальных затрат, например по их обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых реально имеющиеся правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов (замена заработной платы страхованием жизни работников и т.д.). К данной группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции.

Следует отметить, что использование некоторых льгот предполагает возможность создания «серых» схем оптимизации. Такой схемой является возможность пользования льготой по налогу на прибыль, предоставляемой некоторыми субъектами Российской Федерации, лицами при перечислении средств на благотворительные цели.

Суть льготы заключается в уменьшении суммы налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, на величину фактически произведенных затрат в случае перечисления этой суммы, например на поддержку детских спортивных сооружений, лечение инвалидов, подвергшихся радиационному воздействию, и т.д.

После перечисления спонсорских средств, засчитываемых как часть налога на прибыль, часть средств (от 15 до 70%) возвращается инвестору в виде наличных денежных средств. Для этого организация, которой перечисляются средства, завышает затраты, произведенные на благотворительную целевую деятельность.

Специальные налоговые режимы применяются исключительно к субъектам малого бизнеса. Отсутствие в соответствующих разделах НК РФ категории малого предпринимательства не позволяет однозначно подходить к трактовке этого понятия. Введение в текст Кодекса данного понятия сузило бы возможности законодателей, поскольку при разработке исследуемых систем налогообложения в этом случае приходилось бы корректировать текст с учетом понятия малого предпринимательства.

Специальные налоговые режимы являются дополнительными альтернативными вариантами налогообложения, призванные заменить применение общего режима налогообложения. Мотивация введения или перехода на конкретный вариант специального налогового режима имеет свои разновидности. Упрощенная система налогообложения учитывает мотивы именно налогоплательщика. Процедуры перехода на этот режим и возврата к общему режиму основаны на свободном волеизъявлении налогоплательщика. В свою очередь, волеизъявление налогоплательщика в данном случае исходит из его мотивов в отношении применения упрощенной системы. Следовательно, необходимо выявить обстоятельства, привлекающие предпринимательство к упрощенной системе налогообложения, это направление и следует развивать.

  • Митрофанов Р.А. Перспективы и проблемы налогового планирования и налоговой оптимизации // Финансовый менеджмент. 2005. № 5. С. 98.
  • Кучеров И.И. Налоговое право России. С. 123.
          • Похожие бизнес-идеи:

    Какую систему налогообложения выбрать? Предлагаем обзор систем налогообложения, действующих на территории Российской Федерации.

    На каждый отдельно взятый бизнес определенный вид налогов оказывает разное финансовое влияние и предоставляет разные возможности. Системы налогообложения действующие на территории РФ:

    • Общая система налогообложения (ОСНО);
    • Упрощенная система налогообложения (УСН);
    • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
    • Патентная система налогообложения;
    • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

    Перечень всех налогов, плательщиками которых может являться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель , установлен статьями 13, 14 и 15 НК РФ. В данной статье предлагается обзор каждой системы налогообложения, действующей на территории Российской Федерации.

    Общая система налогообложения (ОСНО)

    Общая система налогообложения (ОСНО) - традиционная и самая сложная система налогообложения, которая включает уплату полного перечня налогов (Налог на прибыль, НДС и т.д.) и ведения бухгалтерского учета в полном объеме. Если при регистрации бизнеса в налоговую не подавать никаких заявлений, то организация или ИП автоматически становятся плательщиками ОСНО. Общая система налогообложения предполагает уплату следующих видом налогов: 1) НДС - 18% (основная ставка, действующая в большинстве случаев). Существуют также льготные ставки: НДС - 10%, при реализации некоторых продовольственных и детских товаров, медикаментов и печатных изданий; НДС - 0%, льготная ставка применяется при экспорте товаров; 2). Налог на прибыль - 20%; 3). Налог на имущество - 2,2%; 4). НДФЛ (с дохода работника) - 13%; 5). Страховые взносы с оплаты труда (30% — 2013 год): в ПФР (22%), ФФОМС (5,1%), ФСС (2,9%); 6). Местные налоги: земельный налог, транспортный налог, за негативное воздействие на окружающую среду и прочие. Основные минусы ОСНО:

    • Необходимость вести бухгалтерский учет;
    • Полное и сложное налогообложение бизнеса;
    • Первичная документация должна храниться не менее 4 календарных лет;
    • Налоговые органы более тщательно проверяют организации находящиеся на ОСНО, так как из-за сложности ведения бух. учета у них проще выявить ошибки.

    Когда выгодно применять ОСНО для ИП и юридических лиц:

    • Если бизнес связан с экспортом товаров, то есть внешнеэкономической деятельностью, так как на таможне всегда учитывается НДС;
    • Если бизнес предполагает большие денежные обороты. Так как при ОСНО отсутствуют ограничения на прибыль, штат сотрудников, размер торговых площадей и т.д.;
    • Если большая часть клиентов (контрагентов) являются плательщиками НДС. В данном случае, клиенты, оплатив Вам товары или услуги могут уменьшить налог, подлежащий уплате в бюджет на сумму НДС.

    П.С.: Предпринимателю, открывшему шиномонтаж или продуктовый киоск не целесообразно применять ОСНО.

    Упрощенная система налогообложения (УСН)

    Упрощенная система налогообложения (УСН) является добровольным режимом налогообложения. УСН - один из самых «гуманных» налоговых режимов, который используют большинство небольших организаций и ИП. Данная система налогообложения освобождает юридическое лицо или ИП от уплаты таких налогов как НДС, налог на имущество, налог на прибыль. На УСН существует два объекта налогообложения, которые ИП или юр. лицо выбирают самостоятельно: 1). Доходы - 6%. При таком режиме налогоплательщик платит 6% от выручки от реализации товаров или услуг. 2). Доходы, уменьшенные на величину расходов - 15% . При таком режиме налогоплательщик платит 15% от прибыли от реализации товаров или услуг. Для каждой отдельно взятой организации (ИП) будет выгоден свой объект налогообложения (6% от выручки или 15% от прибыли). Выбор объекта налогообложения, как было сказано выше является добровольным. Основные критерии перехода на упрощенную систему налогообложения: 1). Величина доходов организации за последние 9 месяцев не превысили 45 млн. рублей.; 2). Численность сотрудников организации за налоговый период не превысило 100 человек; 3). Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации не превышает 100 миллионов рублей. Данный критерий не распространяется на ИП; 4). В момент перехода организации на УСН, доля участия сторонних организаций составляет не более 25% (п.3 ст. 346.12 НК); 5). Переход на УСН возможен с начала года, после представления заявления в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября предыдущего года. Если же юридическое лицо или ИП создаются впервые, то у них есть 5 дней на то, чтобы написать заявление на УСН , в противном случае их ждет ОСНО. Плюсы УСН:

    • Сниженная налоговая нагрузка на бизнес. Отсутствует необходимость уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество;
    • Более упрощенная процедура ведения бухгалтерского учета;
    • Упрощенная сдача отчетности в налоговую инспекцию.

    Минусы УСН:

    • Существует вероятность утери права применять УСН. В этом случае необходимо доплатить налог на прибыль и начисленные пени;
    • Отсутствие обязанности уплаты НДС одновременно является и минусом, так как значительно снижает количество клиентов-плательщиков НДС (которые не могут сделать вычет, если будут работать с вами);
    • При потере права на УСН необходимо восстановить все бухгалтерские документы за весь период работы по упрощенной системе;
    • Отсутствует возможность заниматься определенными видами деятельности, открывать филиалы и представительства, заниматься внешнеэкономической деятельностью.

    Патентная система налогообложения

    Патентная система налогообложения с 2013 года заменила действующую до конца 2012 года упрощенную систему налогообложения на основе патента и приобрела статус самостоятельного спецрежима. Переход на патент является добровольным и он может совмещаться с иными режимами налогообложения. Патент выдается налоговым органом индивидуальному предпринимателю по месту его постановки на учет и действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте.

    Патент получают на срок от 1 до 12 месяцев (и не более). При этом предприниматель освобождается от уплаты таких налогов как НДФЛ, НДС, налог на имущество физических лиц. Налоговая ставка при патенте устанавливается в размере 6%. Сумма налога к уплате рассчитывается путем умножения налоговой ставки (6%) на налоговую базу (потенциально возможный доход по виду деятельности) в соответствии с положениями ст.346.51 НК РФ.

    В налоговом кодексе выделено 47 видов деятельности, по которым действует патентная система налогообложения. Это такие виды деятельности как парикмахерские услуги , ремонт жилья, транспортные услуги, розничная торговля и т.д. Применять патентную систему могут только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численностью работников, за налоговый период, не должна превышать 15 человек, а выручка в течении календарного года не должна быть более 60 млн. руб.

    Плюсы патентной системы налогообложения:

    • Налоговая декларация при применении патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется;
    • Предприниматель может отказаться от использования ККМ;
    • Стоимость патента не зависит от конечных результатов хозяйственной деятельности предпринимателя (в отдельных случаях это минус).

    Минусы патентной системы налогообложения:

    • Отсутствует возможность уменьшить налог на сумму уплаченных страховых взносов;
    • Срок действия патента не более 1 года, при этом ограничены сроки получения патента;
    • Патентную системы могут применять только ИП.

    Единый налог на вмененный доход

    Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) является специальным режимом налогообложения. Принципиальным отличием данной системы от остальных является то, что база налогообложения определяется не по отчетности налогоплательщика, а на основе дохода от различных видов деятельности. Данный налог вводится в действие нормативными правовыми актами муниципальных образований и в регионах, где такие акты не приняты, ЕНВД применяться не может.

    Данная система налогообложения регулируется гл. 26.3 Налогового кодекса РФ. С 2013 года ЕНВД является не обязательным налоговым режимом, то есть предприниматель может выбрать нужен ли ему ЕНВД, или можно выбрать другую систему, например УСН или патент.

    Основной смысл ЕНВД и принцип расчета заключается в следующем. Для определенного вида деятельности государство устанавливает размер потенциального возможного дохода - так называемый вмененный доход. Данный доход и является налогооблагаемой базой. Размер реального дохода организации или ИП при применении ЕНВД ни как не влияет на размер налога к уплате. Ежемесячный налог зависит от величины натурального физического показателя, характеризующего тот или иной вид деятельности, и рассчитывается по формуле:

    ВД = Базовая доходность х физический показатель х К1 х К2, где:

    К1 - корректирующий коэффициент, который учитывает инфляцию. Устанавливается федеральными органами власти (в 2013 году к1 = 1,569);

    К2 - корректирующий коэффициент, учитывающий особенности ведения деятельности на территории субъекта РФ. Устанавливается муниципальным образованием. При этом К2 не может быть больше единицы, меньше — пожалуйста. То есть в отдельных случаях местная власть на свое усмотрение может уменьшить размер налога на определенный вид деятельности.

    Сам налог на вмененный доход рассчитывается ежеквартально по формуле: ЕНВД = 15% х ВД х 3

    Для отдельного вида деятельности налоговым кодексом установлен свой физический показатель и базовая доходность. К примеру, для оказания услуг физическим показателем является количество работников. Установлено, что каждый работник в месяц приносит 7500 рублей - это и есть базовая доходность. Для розничной торговли физический показатель — 1 кв. м площади торгового зала, и установлено, что он приносит ежемесячно 1800 рублей дохода.

    При применении ЕНВД налогоплательщик освобождается от уплаты следующих налогов:

    • налог на прибыль организаций (для ИП — НДФЛ);
    • налог на имущество;
    • НДС - за исключением налога, подлежащего уплате при импорте товаров на территорию РФ.

    Минусы ЕНВД:

    • Налоговым кодексом установлены лимиты физических показателей, при которых применять ЕНВД невозможно. Например, в розничной торговле для применения ЕНВД площадь торгового зала не должна быть больше 150 кв.м.;
    • Организация или ИП обязаны вставать на налоговый учет в том районе, где непосредственно осуществляется деятельность;
    • Так как при ЕНВД налогом облагается конкретный вид деятельности, то при осуществлении организацией или ИП разных видов деятельности, в частности которые не облагаются ЕНВД, у компании или предпринимателя возникает ситуация совмещения разных налоговых режимов. Фактически компанией одновременно может применяться и ЕНВД и УСН (или ОСНО), а это предполагает ведение раздельного учета доходов и расходов и уплаты всех налогов в рамках УСН и ОСНО. В отдельных случаях данный пункт является плюсом.

    Плюсы ЕНВД:

    • Упрощенная система ведения бухгалтерского учета и сниженная налоговая нагрузка на бизнес;
    • Фиксированный размер налоговых платежей является большим плюсом при получении большой прибыли организацией или ип.
    • С 2013 года ИП на ЕНВД имеют право уменьшить налог на сумму уплаченных за себя (ИП) взносов в ПФР и ФФОМС;
    • При наличии работников налог по ЕНВД можно уменьшить на сумму страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию работников.

    Единый сельскохозяйственный налог

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - это система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. К налогоплательщикам ЕСХН относятся физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели и КФХ), а также организации — производители сельскохозяйственной продукции , которые согласно положениям главы 26.1 НК РФ написали заявление о переходе на уплату ЕСХН в установленном законом порядке.

    При применении ЕСХН налогоплательщик освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество и НДФЛ (только для ИП). Налоговая база при ЕСХН определяется как: доходы минус расходы помноженные на ставку 6%. В этом плане ЕСХН - один из самых выгодных налоговых режимов.

    Условия перехода на ЕСХН:

    • организации и ИП производят, перерабатывают и реализуют сельхозпродукцию;
    • доля доходов от реализации сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки сырья собственного производства) в общем объеме доходов от реализации продукции составляет не менее 70%;
    • организации или ИП, планирующие перейти на ЕСХН в следующим году, написали заявление о переходе на уплату ЕСХН до 31 декабря текущего года.

    Если организация или индивидуальный предприниматель платят ЕНВД по одному или нескольким видам деятельности, то они вправе перейти на ЕСХН по другим видам деятельности. При этом доля доходов от реализации сельхозпродукции, при которой возможен переход на ЕСХН, определяется исходя из суммарного дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по всем видам деятельности, включая ЕНВД.

    Налоговое планирование – это основной рычаг, с помощью которого организации имеют реальную возможность минимизировать свои затраты на уплату налогов и сборов и, как следствие, увеличить прибыль. На сегодняшний день создано огромное количество рекомендаций и постулатов, с помощью которых можно составить грамотную схему налогообложения каждой конкретной фирмы. Этот вопрос продолжает активно развиваться и совершенствоваться.


    Значение налогового планирования

    Планирование налогов на предприятии – это важнейшая составляющая практически любого бизнеса, существующего в современной, развивающейся стране. Так, оно позволяет структурировать бухгалтерию, пополнить бюджет, увеличить конкурентоспособность предприятия. Большинство теоретиков выделяют такие преимущества, как:

    • Обеспечение финансовой и налоговой стабильности в деятельности организации;
    • Правильное и эффективное распределение ресурсов;
    • Прогнозирование и анализ будущих условий, которые будут благоприятны для корпорации;
    • Выявление уже существующих проблем и др.

    Проектирование необходимо, как правило, для крупных организаций. Однако, и многие частные фирмы осуществляют проектирование обязательных платежей и сборов. Это вполне обоснованно, так как грамотное распределение прибыли и выявление расходов позволяет субъектам мелкого предпринимательства устойчиво держаться на конкурентном рынке.

    Принципы налогового планирования

    Специалистами в области платежного права многие годы разрабатываются основные начала налогового планирования. В этом процессе удалось выделить несколько составляющих:

    1. Законность.

      Этот принцип распространяется на все сферы деятельности хозяйствующего субъекта. Он означает, что весь процесс бюджетного проектирования должен проистекать в рамках налогового законодательства и чтобы при этом не нарушались права и интересы других лиц. Например, не должно происходить уклонения от обязательных платежей.

    2. Оптимальность.

      Означает, что лицо, которому поручено спланировать налоги, обязано осуществить это способом, который принесет минимальные негативные последствия для деятельности компании в целом. Например, не рекомендуется слишком сильно снижать платную нагрузку в календарном году, так как в следующем периоде такая нагрузка может значительно увеличиться. Необходимо рационально распределять уплату обязательных платежей между периодами, тогда планирование будет эффективным.

    3. Оперативность.

      Принцип подразумевает, что все изменения, вносящиеся в учет доходов и расходов, должны быть динамичными, то есть при достаточной степени необходимости можно было бы вписать дополнительные позиции без ущерба для общего плана.

    4. Профессионализм.

      Это положение означает, что налоговое планирование на предприятие должно осуществляться только специалистами, которые имеют достаточные навыки и знания в области бюджетного контроля и бухгалтерского учета.

    Важно! При осуществлении проектирования следует изучить положения налогового кодекса, чтобы избежать ситуации, когда налоговые органы могут воспринять планирование как уклонение от уплаты налогов.

    Выделяют и иные принципы, которые имеют уже второстепенное значение. Особое внимание необходимо уделить формам такой деятельности, так как наравне с принципами они имеют основополагающие значения.

    Формы планирования

    Методы налогового планирования

    Анализ денежного проектирования производится ежегодно в каждой конкретной фирме. В определенных случаях он может быть проведен ежеквартально или раз в полугодие. Это зависит от того, уплата какого налога или сбора оптимизируется и какой отчетный период для них предусмотрен.

    Все решения, принимаемые в рамках планирования организации и деятельности предприятия, основываются на таких методах, как:

    1. Использование льгот.

      НК РФ предлагает налогоплательщикам множество льгот, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Если организация подпадает под какую-либо из категорий, то они имеют право собрать необходимые документы и подать заявление в налоговый орган для применения к ним льготных условий.

    2. Отсрочка платежа.

      Налоговый учет и планирование может осуществляться посредством отложения расходов на налоговые выплаты. Это возможно с помощью подачи заявления в налоговый орган в целях предоставления отсрочки или рассрочки платежа. Это предоставляет возможность заплатить по обязательству позже или по частям.

    3. Операции с объектом, облагаемым налогом.

      В этом случае речь идет об отчуждении объекта налогообложения или же заморозке операций с ним, с помощью чего возможно управлять общей массой выплат, подлежащих передаче налоговикам.

    Внимание! При выборе того или иного метода необходимо учитывать его влияние на доходы и расходы фирмы. Например, отчуждая объект налогообложения нельзя допустить уменьшение доходности в данный налоговый период.

    Правила налогового планирования

    Осуществление налогового учета и планирования происходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляются различного рода мероприятия, направленные на сбалансирование организации деятельности конкретного вида предприятия.

    Выявление рисков

    Этот этап заключается в подробном изучении и анализе всех возможных негативных вариантов налогового планирования деятельности организации. Выявляются риски, к которым относятся:

    • риск бремени контроля, проводимого налоговыми органами;
    • риск возможного увеличения обязательных выплат в бюджет государства;
    • риск осуществления планирования вне рамок налогового законодательства и возможного привлечения к ответственности.

    После осуществления действий в рамках этого этапа, лицо, осуществляющее финансовое и налоговое планирование переходит к анализу существующих проблем.

    Выявление налоговой проблематики и построение принципиальных направлений деятельности

    На этом этапе происходит детальный анализ деятельности хозяйствующего субъекта, рассматриваются сделки, которые он заключал на протяжении отчетного периода, а также ведется подсчет возможной прибыли. После чего составляется подробный список налогов, которые необходимо заплатить. Это и налог на прибыль, на имущество, НДС, акцизы и другие.

    Выбор форм и методов планирования

    На этом этапе рассматриваются все возможные варианты применения льготных условий налогообложения. Также выявляются возможные сокращения расходов на иного рода затраты и обязательства, изучаются практики и примеры налогового планирования в управлении иных организаций и корпораций. После выбора того или иного метода наступает завершающий этап планирования.

    Выработка схемы

    В этом случае, составляется единый документ, на котором отображены результаты всех предыдущих этапов и подводится общий итог процесса налогового планирования.

    На ней обязательно указываются:

    • Доходы;
    • Расходы;
    • Налоги, которые необходимо уплатить;
    • Порядок и сроки выплат;
    • Бухгалтерские методы проводки;
    • Льготы;

    Далее происходит указание на возможные сделки и личности предполагаемых контрагентов. Производятся необходимые расчеты и выводятся примерные итоги, где указывается предполагаемый объем выручки, расходов и общее число прибыли. Образец планирования в каждой организации свой, так как он является локальным актом.

    Таким образом, налоговое планирование – это неотъемлемая часть выгодного ведения дел хозяйствующим субъектом. Как правило, если по итогам финансового года схема оказалась грамотно выверенной, то в следующем периоде она берется за основу нового планирования. В нее вносятся необходимые корректировки по поводу объемов денежных вливаний и подлежащих уплате налогов.

    Налоговое планирование и совместная деятельность

    Законодательством для кафе предусмотрены такие системы, как: ОСНО, ЕНВД, УСН и ПСН.

     

    Большинство предпринимателей и компаний предпочитают специальные системы, которыми являются УСН, ЕНВД, а также ПСН. В то же время некоторые владельцы кафе выбирают ОСНО, так как в ряде случаев эта система может оказаться более выгодной. Поэтому стоит рассмотреть каждую систему по отдельности, а для расчёта будут использованы данные ООО «Рыбацкая хижина».

    Какое налогообложение выбрать для кафе: УСН или ЕНВД

    Самыми популярными системами налогообложения в общепите являются УСН и ЕНВД. Суть их заключается в том, что это спецрежимы для малого и среднего бизнеса, которые могут использовать как ИП, так и ООО.

    Преимущества данных режимов в упрощении ведения учёта, а также уменьшении количества уплачиваемых налогов. По спецрежимам уплате не полежат:

    • НДФЛ (за себя), для ИП;
    • налог на имущество организаций или физических лиц, используемое для предпринимательской деятельности (при условии, что объект недвижимости не находится в списке, по которому налог на имущество исчисляется от кадастровой стоимости);

    Но необходимо помнить, что в отличие от ОСНО, при спецрежимах, владельцу придется осуществить обязательные платежи в бюджет, даже если кафе не имеет прибыли или работает в убыток, что, например, может встречаться в некоторые сезоны года. Помимо этого, уменьшение количества налогов не исключает их полностью, а оттого предприятие на УСН и ЕНВД, помимо фиксированных ставок, также осуществляет уплату:

    • НДФЛ за сотрудников;
    • страховые взносы, которые ранее уплачивались в ПФР, ФСС и ФФОМС (сбор всех взносов осуществляет ФНС);
    • транспортный налог;
    • земельный налог;
    • налог на имущество, если в регионе, где находится кафе, действует закон о применении кадастровой стоимости в качестве базы для налогообложения

    Теперь рассмотрим каждый из режимов более детально.

    Единый налог на вмененный доход

    ЕДНВ - сбор в виде единого налога с максимальной ставкой в 15%, но пошлина удерживается не из суммы фактического, а из вмененного (предполагаемого) дохода, размер которого определяется на основе базовой доходности, указанной в НК РФ и умноженной на физическую величину. Помимо этого, при расчёте необходимо осуществлять корректировку на поправочные коэффициенты К1 и К2.

    Важно знать: ИП имеют право снизить налог за счёт страховых взносов не только за сотрудников, но и за себя, правда не более, чем на 50%. Ранее такая возможность предоставлялась только за счёт взносов сотрудников.

    Таблица основных параметров ЕДНВ для кафе, которые необходимо учитывать при выборе данной системы:

    Характерная особенность

    Кто вправе использовать

    Ограничения сотрудников

    100 человек

    Период действия

    Доля участия юридических лиц

    Не более 25 %

    Ограничение по региону

    Решения в конкретном регионе принимаются местными властями

    Лимит годовой выручки

    Неограниченно

    Отсутствует

    Ставка налога

    15% (в отдельных регионах может быть снижена до 7,5%)

    Коэффициент К1

    Коэффициент К2

    Устанавливается местными властями

    1000 рублей за квадратный метр

    4500 рублей на одного работника, включая предпринимателя

    Налоговый период

    Предоставление декларации

    По итогам квартала

    Итак, с учётом данных особенностей, рассмотрим пример расчёта:

    Единая система налогообложения для кафе на вмененный доход предусмотрена в регионе местными властями. Коэффициент К2 равен 0,7.

    Таким образом, осуществляется расчёт по ЕДНВ за три месяца по следующей формуле: 1000 * (55 + 55 + 55) * 0,7 * 1,798 * 15% = 31 150,35 рублей. Остальные показатели для расчёта не нужны, учитывается исключительно размер зала.

    Если бы кафе «Рыбацкая хижина» не имело помещения, то расчёт осуществлялся бы по такой формуле: 4 500 * (4 + 4 + 4) * 0,7 * 1,798 * 15% = 10 194,66 рублей. При этом, если владелец произвел бы регистрацию на ИП, то при расчёте налога необходимо было бы всчитывать и себя по такой формуле: 4 500 * (5 + 5 + 5) * 0,7 * 1,798 * 15% = 12 743,32 рублей.

    Упрощенная система налогообложения

    УСН также представляет собой налоговый сбор по единой ставке вместо уплаты нескольких налогов. Но, в отличие от ЕДНВ, в УСН предоставляется на выбор плательщику два вида сборов:

    • 6% на доходы;
    • 5 - 15% на доходы минус расходы (размер ставки определяется решением региональных органов власти).

    В первом варианте необходимо выплачивать 6% от общей суммы доходов деятельности кафе, независимо от размеров расходов. Во втором случает налог в размере от 5 до 15% уплачивается из разницы, которая образовалась при уменьшении дохода, расходом.

    Также предусмотрена ставка минимального налога, в размере 1% от суммы общего дохода за период без вычета расходов. К примеру, при доходе в 5 000 000 рублей, минимальная ставка будет составлять 50 000 рублей, которые необходимо уплатить, даже если деятельность кафе станет убыточной.

    Помимо этого, расходы, за счёт которых осуществляется уменьшение дохода, должны быть документально подтверждены. При этом, в отличие от общего режима налогообложения, перечень расходов, которые можно учесть при УСН, менее обширен.

    Также учёт расходов требует проведения более сложных бухгалтерских операций, а ещё необходимо учитывать актуальные позиции налоговых органов, Минфина и судебную практику. В противном случае ФНС может посчитать налоговую базу заниженной и доначислить налог со штрафными санкциями и пеней.

    Важно знать, что в Госдуму был внесён законопроект №939-7, которым предусмотрено снижение ставок по УСН до 1-3%, по системе «доходы», и 3-8%, по системе «доходы минус расходы».

    Таблица основных параметров УСН для кафе, которые необходимо учитывать при выборе данной системы:

    Характерная особенность

    Кто вправе использовать

    Ограничения сотрудников

    100 человек

    Ограничения по площади зала обслуживания посетителей

    Отсутствует

    Период действия

    Не ограничено

    Доля участия юридических лиц

    Не более 25 %

    Ограничение по региону

    Местными властями принимается решение о размере ставки по УСН «доходы минус расходы» в пределах 5-15%

    Лимит годовой выручки

    120 млн. руб. и не больше 90 млн. руб. за 9 месяцев, для перехода на УСН с других режимов

    Лимит остаточной стоимости основных средств

    Не более 150 млн. руб.

    Коэффициент-дефлятор

    Базовая доходность для заведений общепита, имеющих залы обслуживания посетителей

    Отсутствует

    Базовая доходность для заведений общепита, не имеющих залы обслуживания посетителей

    Отсутствует

    Налоговый период

    Календарный год

    Предоставление декларации

    По итогам года

    Итак, с учётом указанных особенностей, рассмотрим пример расчёта ООО «Рыбацкая хижина» при тех же исходных данных:

    Как видно из расчёта, система «доходы минус расход» не выгодна при деятельности кафе. Рациональным использование данной программы является только если расходы бизнеса составляют не менее 60% от дохода.

    Патентная система, как альтернативный вариант

    ПСН - это менее популярная, но также подходящая для кафе система налогового обложения по спецрежиму. Суть её заключается в том, что предприниматель получает патент на налоговую ставку в размере 6% от дохода, что освобождает его от уплаты таких налогов, как НДС, НДФЛ за себя и налога на имущество, связанного с деятельностью.

    Помимо этого, ПСН освобождает от использования ККМ, а также предоставляет возможность приобретать патент сроком от 1 до 12 месяцев. Это очень удобно, например, при сезонной работе кафе.

    Важно знать: в Госдуме рассматривается законопроект, отменяющий освобождение от ККМ для ПСН с 2018 года.

    Cущественным недостатком данной системы является то, что не во всех регионах страны местное законодательное собрание утвердило применение ПСН. Также патенты могут приобретать только ИП, что не всегда выгодно для работы в сфере общепита, так как, к примеру, разрешение на продажу алкогольных напитков могут получить только юридические лица. Единственным исключением для ИП стали напитки на основе пива.

    Также стоит отметить, что ставка начисляется на потенциальный годовой доход, который определяется отдельным региональным законом, но в пределах от 100 000 до 1 млн. рублей, с учётом пересчета на коэффициент-дефлятор, который составляет 1,425. Соответственно, максимальная сумма потенциального дохода может быть равна 1 425 000 рублей.

    Расчёт годового налога кафе «Рыбацкая хижина», при условии, что регистрация бы осуществлялась на ИП:

    Размер потенциального годового дохода для деятельности кафе в Москве составляет 360 000 рублей. Таким образом, расчёт осуществляется по следующей формуле: 360 000 *6% = 21 600 рублей.

    Кто выбирает ОСНО

    Самым редким видом налогообложения кафе является общая система, так как она предусматривает уплату всех видов пошлин, включая НДС, НДФЛ, налог на прибыль и другие. В связи с этим бизнесменам приходится столкнуться с необходимостью вести более сложный бухгалтерский учёт. Как правило, такие кафе нуждаются в услугах высококвалифицированных профессионалов. Но преимущество этой системы заключается в необходимости удерживать налог за фактический доход. Благодаря этому убыточный бизнес налогов не платит.

    Как правило, ОСНО выбирают предприниматели, готовящие к запуску масштабный проект, требующий длительных подготовительных работ, - это позволяет не оплачивать пошлины за периоды простоя. Также ОСНО дает возможность минимизировать выплаты по отдельным налогам, но подобное, опять-таки, возможно при реализации крупных проектов.

    Вывод

    Как видно из таблицы расчётов, самым оптимальным видом налогообложения является ПСН. Но данная система применяется только для ИП, что подходит не всем владельцам кафе. Поэтому наилучшим вариантом для ООО «Рыбацкая хижина» является ЕДНВ, как при наличии помещения, так и его отсутствия.