уникальную .

Доработать
  1. Проблемы взаимодействия человека и природы
  2. Экологический подход к существованию человека
  3. Природа перспективы развития человека

Логическое задание
Список использованной литературы

1. Проблемы взаимодействия человека и природы

Современный этап общественного развития характеризуется обострением противоречий во взаимодействии общества и природы. Использование новейших технических средств превратило человеческую деятельность в мощную геологическую силу, превосходящую по своим масштабам действие стихийных сил природы. Ныне в хозяйственный оборот вовлечены громадные территории. Подсчитано, в частности, что человек эксплуатирует около 55% суши, использует 50% прироста леса, добывает около 150 млрд. т полезных ископаемых. Более того, эти показатели значительно возрастут уже в ближайшие годы, что не может не сказаться на характере протекания природных процессов.

Беспрецедентное возрастание научно-технического потенциала подняло на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды и открыло перед ним необычайные перспективы. В то же время во взаимодействии человека с природной средой его обитания проявляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода. Имеются в виду прогрессирующее загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т. д., а также проблемы, которые и в прошлом стояли перед человечеством (нехватка продовольствия и др.), но сейчас заметно обострились, особенно в развивающихся странах в связи с демографическим взрывом и другими обстоятельствами.

Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием современного общества с природной средой, объединяется под общим названием экологической проблемы. Слово «экология» в последние годы стало очень модным. И сфера его применения существенно расширилась с того момента, когда 3. Геккель более ста лет тому назад предложил его для обозначения конкретного научного направления, изучающего взаимоотношения животных и рас гений со средой их обитания. Слово «экология» сейчас встречается в лозунгах, под которыми проходят демонстрации в западных странах (так называемое движение «зеленых»); упоминается в официальных государственных документах, в статьях ученых, юристов, журналистов и представителей других профессий. Экологический взгляд на мир в самом широком смысле слова предполагает при определении ценностей и приоритетов человеческой деятельности учет последствий влияния, которое эта деятельность оказывает на природную среду, равно как и влияние природной среды на человека.

От понятия экологии как точки зрения следует отличать, по крайней мере, еще два случая употребления этого термина. Первый из них характерен для современной науки, в которой под экологией традиционно понимается раздел биологии, изучающий взаимоотношения живых существ с окружающей их средой (в русле понимания экологии, идущего от Геккеля) Второй вариант употребления термина «экология» чаще встречается в трудах философов, географов и представителей других профессий, интересующихся соответствующей проблематикой. В этом случае имеют в виду некое синтетическое научное направление или совокупность существующих направлений, изучающих проблему взаимоотношения человеческого общества со средой его обитания и называемых чаще всего экологией человека, социальной экологией, глобальной экологией и даже современной экологией в отличие от традиционной экологии. В данной работе без специальной оговорки термины «экология» и «экологическая проблема» будут пониматься многоемко.

Проблема взаимоотношения человека и природы во всей целостности всегда была предметом глубокого философского интереса к ней так или иначе обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшиеся определить место и роль человека в Универсуме. В связи с этим встает вопрос, как соотносится экологическая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующая неотложных естественно-научных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечной философской проблемой взаимоотношений человека и природы?

Философское поле анализа данной проблемы простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы в трех ее основных значениях: 1) Универсума; 2) соотносящейся с обществом части Универсума, 3) внутренней основы человека. Экологическое поле значительно уже. Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений понятие среды, его можно определить как часть природы, в которой существует человек, средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности. Термин «природная среда» имеет важный практический и психологический смысл, поскольку акцентирует внимание именно на той части природы, в центре которой находится человек и которая является сферой его обитания и объектом изучения и преобразования. Важность этого термина определяется еще и тем, что природа все в большей степени понимается в наше время как нечто внешнее для человека и противостоящее ему. Понятие же «природная среда» подводит природу к человеку, ориентирует на рассмотрение природы для человека. Природная среда - природа, влияющая на нас, природа для нас. Усиление влияния человека на природу и обратного влияния природы на человека и фиксация внимания на этом отражаются в понятии «природная среда».

В отечественной экологической литературе часто употребляется термин «окружающая среда» как перевод английского слова «environment». С точки зрения традиций русского языка этот термин менее точен, чем понятие «природная среда», ибо под окружающей средой обычно понимается не только окружающая человека природа, но также и человеческое окружение. В тех случаях, когда речь идет о среде, окружающей отдельного индивида или некоторый человеческий коллектив, данное различие следует иметь в виду. Если же говорят о человечестве в целом, то понятие «окружающая среда» можно считать синонимом понятия «природная среда». Тем не менее различия остаются в содержательном плане, если учесть хотя бы этимологию русских слов «природа» и «среда». В понятии «природа» отражается генетический аспект происхождения человека (слово «природа» сокоренно словам «род», «родник»), чего нет в понятии «среда». На конкретно-экологическом уровне это различие может элиминироваться, но оно приобретает важное значение на уровне философского анализа.

Следует отметить, что между философским и конкретно-экологическим уровнями, как и между понятиями «природа» и «природная среда», нет непроходимой пропасти. Совокупность учитываемых характеристик природной среды возрастает по мере того, как человек получает все больше информации о влиянии природы на его существование и все большую часть природы превращает в среду своего обитания. В теоретическом же плане, имея в виду известное диалектическое положение «все связано со всем», понятие «природная среда» можно рассматривать в качестве некоторого эквивалента понятию «природа» в значении Части Универсума, соотносящейся с человеческим обществом.

Экологическую точку зрения приближают к философии и обстоятельства иного плана. Экология в широком смысле слова пытается определить место человека в окружающей его природной среде, в то время как философия размышляет о месте человека в Универсуме. Экология обращена в будущее и стремится к возможно более далекому прогнозу, философия обращена в бесконечность и вечность. Поэтому можно сказать, что экология есть нечто переходное между конкретными науками и философией в предметом плане, так же как общая методология является переходной от конкретных наук к философии в гносеологическом плане. Есть и другие обстоятельства, сближающие философию с экологией, о которых будет сказано позже. Отсюда, однако, не следует, будто можно отождествить экологическую проблему с философской проблемой взаимоотношений человека и природы.

Последнее возможно только в том случае, если бы экологическая проблема включила в себя проблему человека, т. е. преодолела границы самой себя. Обычно же разговоры об экологической философии не идут дальше экстраполяции на философскую проблему взаимодействия человека и природы данных экологии растений и животных. Такая философия ограничивается представлением, по которому главная проблема, стоящая перед человечеством, - проблема выживания (сообразно тому, как смотрит эколог на цели биологических организмов и сообществ), а основное средство ее решения - обеспечение равновесия человека со средой его обитания (аналогично стратегии развития естественных экологических систем). Подобная точка зрения была бы в какой-то мере оправдана в том случае, если бы у человечества осталась одна важная проблема - экологическая и не было бы других социальных проблем, решение которых, кстати сказать, во многом связано и определяет решение экологической проблемы.

Данное соображение, конечно, не должно ставить под сомнение ни актуальность самой экологической проблемы, ни значение философской проблемы взаимоотношений человека и природы, ни действенность философского анализа экологической проблематики, которую философ рассматривает на своем уровне, как и любую иную. Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться плодотворным для правильной постановки экологической проблемы, глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский взгляд особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать основополагающие принципы, относящиеся к ней. При этом часто положение обостряется и требует эффективных конкретных решений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалась бы человеческая деятельность в данной области.

В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления. Они формируют основные стратегии природоохранительной деятельности: ограничительную, стратегию оптимизации, стратегию замкнутых циклов.

Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и соответственно потребления. С этой точки зрения всякий рост производства чреват увеличением нагрузки на природную среду. Следовательно, сама по себе тенденция к непрерывному экономическому росту неизбежно увеличивает экологическую напряженность. Сторонники ограничительной стратегии настаивают на «нулевом росте», требуют немедленного закрытия экологически вредных производств, призывают к добровольному ограничению потребления и т.д.

Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень, разумеется, должен не превышать критического порога загрязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен обмен веществ между обществом и природой, не отражающийся отрицательно на состоянии окружающей среды.

Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств, построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние вновь могут быть использованы для создания полезных человеку продуктов.

Названные три стратегии не являются альтернативными: в зависимости от конкретных обстоятельств может быть применена та или другая стратегия. Две последние (оптимизации и замкнутых циклов) сильно зависят от технологического совершенства производственного процесса. Первая же (ограничительная) не всегда возможна там, где уровень производства и потребления и соответственно качество жизни невысоки. Все три стратегии противостоят безоглядному и хищнически - расточительному отношению к природе. Они основаны на понимании выживания человечества.

Сейчас формулируется концепция «устойчивого развития», то что академик Н.Моисеев назвал стратегией человечества. В ракурсе построения этой глобальной стратегии идет прогнозный поиск выхода из экологического кризиса. В центре его находятся те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения сопряженного развития Человека и Природы. Биосфера планеты уже пришла в состояние неравновесия и эта ее нестабильность все более и более усугубляется. Уже ясно, что людям Земли придется (хочется того или нет) уменьшить свои потребительские аппетиты. И в первую очередь чрезмерную гордыню и изнеженную комфортность господствующих элит. Нравится это благоденствующим верхам или нет, но без утверждения справедливости покоя не будет. Но как же всего этого добиться? Этого в полном объеме никто не знает. И главная цель прогнозистов ныне состоит в том, чтобы дать анализ альтернатив деятельности, хода и исхода глобальных процессов.

Нет сейчас надежных социальных теории и философско-аптропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более - завтра. Страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования. Один из влиятельных американских философов Ричард Popти; весной 1995 г. в Институте философии РАН рассказал, что в американском философском сообществе все настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления о том, каким оно должно быть.

Из всего выше сказанного следует, что главным звеном в решении экологических проблем является человек, вооруженный необходимыми знаниями. И здесь залогом успеха послужит хорошая подготовка специалистов по экологическим проблемам. В то же время необходима широкая пропаганда экологических знаний среди населения, способствующая формированию у людей экологического сознания. А это в свою очередь требует активного взаимодействия самых различных областей знания, обеспечивающих разностороннюю подачу информации о многообразных аспектах природы, общества и их взаимоотношений.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную .

Доработать
  • Следующий материал →

    Философы древней Греции о воспитании и обучении детей

  • ← Предыдущий материал

    Философская мысль Беларуси

Введение…………………………………………… ………………..…3

1. Природа как проявление бытия…………………………………..6

2. Проблема отношения человека и природы в философии………...10

3. Исторические формы отношения человека к природе.…………22

Заключение….………………………………… ……………………….28

Список использованных источников………………..………………31

ВВЕДЕНИЕ

Природа в философии понимается как все сущее, весь мир, подлежащий изучению методами естествознания. Общество - особая часть природы, выделившаяся как форма и продукт деятельности человека. Взаимоотношение общества с природой понимается как отношения между системой человеческого общежития и средой обитания человеческой цивилизации. В широком смысле слова под природой понимается все сущее, в узком смысле она рассматривается как то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа – это объект естествознания, рамки которого определяются технологическими возможностями человечества для познания закономерностей мира и его изменения в соответствии с потребностями человека. Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете - в существование Вселенной.

В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обществом, поскольку она является естественным условием существования людей. Общество предстает как обособившаяся часть природы, условие и продукт человеческой деятельности. Взаимоотношение природы и общества – вечная и всегда актуальная проблема философии и всего гуманитарного знания. Самой острой проблемой современности считается соотношение человечества и живой и неживой сфер нашей планеты. Общество и природа пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых, в том, что общество возникло как продукт природы, в результате ее длительной эволюции. Во-вторых, общество не может существовать отдельно и независимо от природы. Человек живет природой, она - его часть. С нею человек, чтобы не умереть, должен оставаться в процессе постоянного общения. В-третьих, единство природы и общества заключается в их материальности. Материальность находит свое выражение в общей связи процессов и предметов. Природа и общество существуют объективно, вне сознания человека и независимо от него. В-четвертых, единство между обществом и природой подтверждается тем, что в обществе, как и в природе, действуют единые, общие законы развития. 1

С появлением человеческого общества природа стала испытывать на себе антропологическое влияние (влияние деятельности человечества). В ХХ столетии резко усилилось воздействие человека на природу. Уже в конце XIX века появились первые признаки ухудшения качества биосферы вследствие развития техногенной цивилизации. Это стало началом эры покорения природы. Природа стала рассматриваться человеком не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник в производственной деятельности. В результате произошедшей в XX веке научно-технической революции антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому порогу. Главная проблема антропологического влияния – несоответствие потребностей человечества и его влияния на природу и возможности самой природы. 2

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу - Вселенной.

Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху.

Основные задачи данного реферата: а) раскрыть проблему отношения человека и природы в философии; б) рассмотреть исторические формы отношения человека к природе.

1. Природа как проявление бытия.

В наши дни слово «природа» используется во многих значениях, ему может придаваться различный смысл. В толковом словаре Вл. Даля природа объясняется как живое естество, все вещественное, Вселенная, все мироздание, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более распространено: наш мир, земля, все созданное на ней. Определились в основном устойчивые употребления этого понятия. Так, одно из них связано с отношением к природе как среде обитания, другое подразумевает превращение природы в объект научного познания и практической деятельности человека. Слово «природа» употребляется в широком и узком значении. Широко понимаемая природа - это бытие, Вселенная, все разнообразие движущейся материи, ее многообразные состояния и свойства. В этом случае природа включает в себя и общество. Однако сложилась и другая точка зрения, согласно которой природа - все то, что как бы противостоит обществу, без чего общество, то есть люди вместе с созданным их руками продуктом не могут существовать.

Природа как материальный объект - развивающееся образование, обладающее сложной структурой. Основу природы составляют элементарные частицы и поля, образующие космическое пространство, Вселенную. Из элементарных частиц формируются атомы, из которых составляются химические элементы. Русским химиком Д. И. Менделеевым (1834 - 1907) были вскрыты закономерности возникновения химических элементов, ему принадлежит открытие периодического закона химических элементов. В нем отражен скачкообразный характер изменений химизма в зависимости от изменения массы или атомного веса. Закон Менделеева указывает на единство противоположных свойств в каждом элементе, определяет его место во всеобщем единстве.

Космическое пространство заселено гигантскими по массе и энергии сгустками материи - звездами и планетами, образующими Галактику. В свою очередь, совокупность галактик, движущихся в огромных пространствах Вселенной, образуют Метагалактику. Природа в границах Метагалактики отличается своеобразным строением. Существенным признаком структуры природы является ее состояние - подвижное и изменчивое, меняющееся в каждый момент времени и никогда не возвращающееся к прежнему образу равновесие. Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский определял такое строение природы понятием организованность. Эволюция планет приводит к возникновению органического мира и появлению живого вещества.

Подобный взгляд на природу стал возможен вследствие длительного изучения ее человеком. Одно из первых упоминаний о природе сохранили и донесли до нас памятники древней культуры, среди которых важное место занимает мифология. Так, в мифопоэтическом мировоззрении центральная роль отводилась космогоническим мифам и представлениям, поскольку в них описывались пространственно-временные параметры Вселенной, можно сказать, космические условия существования человека. Не нужно быть категоричными в оценке творцов этих представлений за их наивность и примитивность, бросающихся в глаза современному человеку. Они были плодом своего времени и воплощали в себе еще весьма слабые возможности наших предков в познании мироздания и человеческого бытия.

Согласно мифологическим взглядам, существовала, как правило, однозначная связь природы (макрокосма) и человека (микрокосма). Такая связь подразумевала, что человек создан из элементов мироздания и, наоборот, Вселенная происходит из тела первочеловека. Поэтому, будучи подобием Вселенной, человек есть лишь один из элементов космологической схемы. Более того, космологические принципы по аналогии переносились и в социальную сферу (мезокосм). Антропоцентристский взгляд на космос усматривает в нем вместилище жизни человека.

Эти принципы составили основу различных мифологических вари-антов творения природы, в частности, Земли. В соответствии с ними, от-ношения человека с природой осуществлялись через богов, которые были вольны выполнить или не выполнить различные, в том числе самые сокровенные и интимные, просьбы человека. К примеру, ценнейшие сведения о мифологических отношениях человека и природы содержатся в «Псалтыре» главы финской реформации Микаэля Агриколы. Из этого произведения известно, что финны поклонялись Тэпио - божеству леса, посылавшему добычу охотникам; Ахти – богу вод, дававшему рыбу; Льекио - богу трав, корней деревьев и т. п. От воли богов зависели как природные условия, так и регламент социальной жизни. Ильмаринен определял погоду на море, удачное плавание; Турисас помогал победить в сражении; Кратой заботился об имуществе человека; Тонту “обеспечивал” ведение домашнего хозяйства; Эйнемойнен создавал песни. Перечень подобных примеров можно продолжить. Каждый народ творил собственных богов, наделяя их свойствами, в наибольшей мере отражающими специфику условий их жизни, наличие насущных потребностей.

Таким образом, в древней мифологии, хотя и шла речь о взаимосвязи человека с природой, связь эта получала односторонний, зависимый характер: человек ощущал и признавал свое неразрывное единство с природой, но не мог идти дальше осознания того, что жизнь его всецело находится в распоряжении богов. Отсюда и почтительное отношение к природе, доходящее, как правило, до слепого поклонения олицетворявшим ее богам, закрепленное в ритуалах и обрядах, существовавших на протяжении многих веков. Их влияние без особого труда мы обнаруживаем и сегодня, следы их в современной культуре отражают взаимосвязь природы и общества, осознанную на самом первоначальном этапе истории.

Мифология, очевидно, еще долго будет оказывать свое воздействие на развитие культуры; искусство и по сей день черпает в ней вдохновение и образы для своеобразной реконструкции прошлого.

В последующем взгляд на природу приобретал натурфилософский характер. Натурфилософия - умозрительное истолкование природы (рассматриваемой в ее целостности), опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Начиная с античности - периода наибольшего влияния натурфилософии, ее роль исторически менялась. Утратив прогрессивные позиции, которые определялись объективной логикой развития науки, натурфилософия постепенно превратилась в фактор, сдерживающий познание противоречивых объектов природы и социальных отношений.

Творчество античных философов содержит немало гениальных догадок об устройстве Вселенной. Под природой они подразумевали реальность, не зависящую ни от воли людей, ни от их социальных устремлений. Для них природа выступала как фюсис, что, собственно, и означало это слово на греческом языке. Природа - это мировой процесс порождения. Само слово природа переводится как производить на свет, взращивать, порождать, создавать, расти... Аристотель в фюсисе усматривал первоматерию, лежащую в основе каждого из тел, имеющих в себе самих начало движения и изменения. Древние были заняты поиском первооснов. Так, например, Фалес полагал, что звезды состоят из такого же вещества, что и Земля. Анаксимандр утверждал, что миры возникают и разрушаются. Анаксагор был одним из первых приверженцев гелиоцентрической системы. Для древних греков вода, огонь, воздух олицетворяли не только начала жизни, но имели божественный статус.

На первых порах формирование взглядов на природу определяется восприятием ее как целостного бытия. Наиболее показательны в этой связи воззрения Гераклита, для него природа - это истинное бытие, скрытое от взоров. Познание природы предполагало снятие покрова таинственности. “Природа любит таиться”. Отсюда тяготение к антропоморфизации природных сил. Тенденция, сохранившаяся до наших дней. Отсюда выражения: «мать – природа», «душа природы», «роковые силы природы»... С особой выразительностью единение и неразрывность человека с природой запечатлелись в мировой культуре и прежде всего в поэзии. Так, уже в XIX столетии русский поэт-философ Ф. И. Тютчев (1803– 1873) писал:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Христианское мировоззрение, опираясь на учение Птолемея, считало Землю средоточием Вселенной. В XV- XVIII вв. представления о природе формируются в рамках пантеизма – Бог растворяется в природе. Крушение птолемеевой системы связано с именем польского астронома Н. Коперника (1473-1543), в соответствии с воззрениями которого Земле отводилось место одной из рядовых планет, обращающихся вокруг Солнца. Тем самым человечеству было впервые показано его истинное место во Вселенной.

Изобретение телескопа позволило итальянскому ученому Г. Галилею (1564-1642) установить, что планеты – это небесные тела, во многих отношениях похожие на Землю.

Часть IV. Человек в природе, истории, обществе и культуре.

1. Взаимосвязь человека и природы.

2. История взаимоотношений общества и природы.

3. Глобальные экологические проблемы.

4. Пути решения экологических проблем.

5. От биосферы - к ноосфере.

Природа - это естественная среда обитания человека. Взаимосвязь человека и природы очевидна. Человек возник в ходе эволюции природы, существует в природе и абсолютно от нее зависит. Но в тоже время человек, в какой-то степени, существо надприродное. На определенном этапе своей эволюции, он начал преобразовывать природу и на ее базе создавать новый искусственный мир - мир культуры (вторая природа). В состав этой окультуренной природы входят не только здания, оборудование, транспорт, бытовые вещи и т.п., но и живые организмы: сорта растений и породы животных, выведенные человеком. По мере развития человечества, роль искусственной среды постоянно возрастает, а роль природных факторов уменьшается. Окультуренное пространство постепенно, но неотвратимо теснит дикую природу и уже сейчас во много раз превосходит ее. В настоящее время практически вся пригодная для жизни суша освоена человеком и началось активное освоение океанов, на очереди практическое освоение ближнего Космоса. Некоторые люди, даже посчитали, что человек установил полное господство над природой. Все это, порождает у части человечества иллюзию независимости от природы, самодостаточности и всемогущества.

Но это очень опасное заблуждение, человек, при всем своем желании, не перестал быть природным существом. Он существует в очень ограниченной части природного мира - биосфере, в которой все взаимосвязано и подчинено определенным законам. Любое неразумное вмешательство в эту отлаженную систему, может привести к необратимым последствиям, в том числе к ее разрушению, а значит и гибели человечества.

Мощь природы и человечества несоизмеримы. Природные силы в любой момент могут стереть человечество с лица Земли. Человечество, к счастью, не в силах уничтожить природу в целом, но оно способно оказывать на нее влияние, как положительное, так и отрицательное. К сожалению, в последнее время отрицательное воздействие человека на природу, прежде всего биосферу, значительно усилилось, что поставило перед нами, новую, невиданную ранее проблему - проблему выживаемости не отдельного человека или народа, а всего человечества.

Чтобы лучше разобраться с сутью этой проблемы, необходимо рассмотреть историю взаимоотношений человека и природы. На различных этапах своего развития люди, по разному относились к природе, а значит по разному, и взаимодействовали с ней. На начальном этапе своей истории человек обоготворял природу и относился к ней с глубочайшим почтением. Такой тип отношений, конечно, был обусловлен практически полной зависимостью первобытного человека от природы, так как люди в то время занимались в основном собирательством, охотой, рыболовством, а также примитивным земледелием и скотоводством, Плотность населения была, довольно низкой и это позволяло древним людям жить в гармонии с природой, не нанося ей никакого вреда.



В средние века отношение человека к природе резко изменилось. Человек отказывается от поклонения природе, возвышает себя над ней и объявляет себя ее хозяином. Связано это было с распространением христианской религии, которая утверждала богоподобие человека и то, что Бог сотворил природу, именно, для человека. И хотя средневековые люди изменили отношение к природе, но практически никакого вреда ей не приносили, потому, что уровень развития производительных сил в то время, был по-прежнему очень низким.

В Новое время (в связи с переходом от феодализма к капитализму) начинается переход от пассивного чувства превосходства над природой, к ее практическому покорению. Главным побудительным мотивом хозяйственной деятельности человека становится получение прибыли. Поэтому природа начинает рассматриваться как потребительская ценность, способная приносить доходы. Начинается широкомасштабная, иногда варварская, эксплуатация природных ресурсов. Именно в Новое время началась массовая вырубка лесов, были полностью истреблены многие виды животных и птиц, но самое главное, именно в это время начинается добыча и переработка полезных ископаемых. Причем никаких очистных сооружений на предприятиях, в то время, не устанавливалось и все вредные отходы производства выбрасывались в окружающую среду. Это приводило к довольно значительному загрязнению природы и появлению первых экологических проблем. Но так как, промышленность развивалась лишь в странах Европы и на территории США, то эти проблемы носили локальный характер, и у природы хватало собственных сил, чтобы справиться с ними.

В Новейшее время рост населения и научно-технического потенциала, в корне изменили характер воздействия общества на природу. Загрязнение окружающей среды стало повсеместным, глобальным. Природа исчерпала запас прочности и не может уже самостоятельно справиться с этим разрушительным воздействием. И, как результат, во второй половине 20 века перед человечеством во весь рост встали глобальные экологические проблемы.

Какие же экологические проблемы встали перед нами? В чем их конкретные причины и суть? Какими последствиями они грозят человечеству? Среди тысяч экологических проблем, особо выделяются так называемые глобальные экологические проблемы, угрожающие не отдельным регионам и странам, а всему человечеству. Таких проблем по большому счету четыре. Рассмотрим их более обстоятельно.

1.Истощение природных ресурсов Земли. Как мы знаем, население планеты довольно быстро увеличивается. Еще быстрее растут его потребности и запросы. Чтобы удовлетворить возрастающие потребности человечества и обеспечить его поступательное развитие, необходимо задействовать все большее количество природных ресурсов. Поэтому добыча и переработка этих ресурсов постоянно растет, а запасы их не безграничны. В принципе все природные ресурсы можно разделить на два вида: возобновимые (это, прежде всего биоресурсы - древесина, рыба, животные и т.д.) и невозобновимые (минеральное сырье и энергоносители). Если даже взять возобновимые ресурсы, то их потребление намного превышает восстановление. Мы видим, как сокращаются площади лесов, степей, лугов, количество рыбы и диких животных. Невозобновимые ресурсы тоже сокращаются довольно быстрыми темпами. Особенно остро в настоящее время встала проблема энергоносителей (нефти и газа). По прогнозам экспертов основные месторождения нефти и газа будут исчерпаны уже, через несколько десятилетий.

Чем все это нам грозит? Первые последствия нехватки энергоносителей начали проявляться уже в наши дни. Это рост цен на топливо, горюче­смазочные материалы и электроэнергию, а значит и на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. В свою очередь, это привело к усилению политической и военной напряженности в мире, из-за обострения борьбы за энергоресурсы. Поэтому вероятность крупного военного конфликта резко возросла. В более отдаленной перспективе истощение ресурсов грозит человечеству регрессом и резким сокращением численности населения на Земле.

2. Глобальное потепление в результате парникового эффекта. По мнению многих ученых на Земле уже началось глобальное потепление. Главная причина потепления - хозяйственная деятельность человека, а если точнее выбросы в атмосферу парниковых газов (углекислый газ, метан и др.). Каждый год наша промышленность (прежде всего тепловые электростанции) выбрасывают миллионы тонн углекислого газа в окружающую среду. Эти газы свободно пропускают солнечные лучи, те нагревают атмосферу и поверхность Земли, но образовавшееся тепло эти газы задерживают. Таким образом, нарушается тепловой баланс Земли (большую часть тепла Земля отдает в космическое пространство) и начинается глобальное потепление. Среднегодовая температура уже поднялась почти на 1 градус по Цельсию и по прогнозам, к середине 21 века достигнет порогового значения в 4 градуса. Что это значит? Пока температура будет подниматься до критической точки, изменения климата будет происходить довольно медленно и своевременное вмешательство человека сможет вернуть ситуацию в исходное состояние. При достижении порогового значения, начнется резкое, лавинообразное изменение климатических условий и вмешательство человека будет уже бесполезным, т.е. ситуация выйдет из-под контроля.

Чем это грозит человечеству? Прежде всего, стихийными бедствиями: количество и сила ураганов, смерчей, наводнений, засух, резко возрастут. Но самое главное начнется массовое таяние ледников и довольно быстрый подъем уровня Мирового океана. По прогнозам около 70 % суши поглотит море, а это, прежде всего низменные самые плодородные земли. Наступление океана непременно приведет к разрушению промышленной и транспортной инфраструктуры, военным конфликтам, голоду и в конечном итоге к регрессу и сокращению численности человечества.

3. Загрязнение окружающей среды промышленными, транспортными и бытовыми отходами. Как мы уже выяснили, в Новейшее время происходит бурное развитие промышленности и транспорта. Но для нормальной работы промышленных предприятий требуется воздух, вода и сырье. Все это берется из природы, но в процессе производства, вода и воздух загрязняются вредными химическими соединениями, а из сырья получаются не только полезные вещи, но и ядовитые отходы, И вся эта грязь неизбежно попадает в окружающую среду. Добавьте сюда выбросы транспортных средств: автомобилей, тепловозов, речных и морских судов, авиации и космической техники.

Также резко изменился быт населения. Нас уже не устраивают просто товары, нам подавай все в ярких, герметических упаковках. А это, как правило, химия и всю эту полиэтиленовую тару мы выбрасываем. Все вы видите, сколько бытового мусора дает наш небольшой город, представьте, сколько мусора скапливается в огромных мегаполисах. Если темпы загрязнения останутся такими как сейчас, а они, к сожалению, усиливаются, то уже к концу 21 века мы сделаем среду своего обитания непригодной для жизни, а это приведет уже не к регрессу, а к полному вымиранию человечества.

4. Разрушение озонового слоя. Существование жизни на Земле зависит от множества факторов, но одним из важнейших условий ее нормального функционирования является небольшая прослойка озона в атмосфере. Озон защищает все живое на Земле от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Озон - это особая форма кислорода и образуется он естественным путем, прежде всего при грозах. Но в последнее время, естественное восстановление озонового слоя не поспевает за процессом его разрушения в результате хозяйственной деятельности человечества. Главные враги озона - это фреоны (охлаждающая жидкость в холодильных установках) и некоторые аэрозоли, входящие в состав парфюмерной и косметической продукции. Они вступают в реакцию с озоном и уничтожают его. Большой урон озоновому слою наносит реактивная авиация и запуски ракет. В результате этого озоновый слой начал быстро разрушаться, а над полюсами возникли так называемые озоновые дыры, Если темпы разрушения озонового слоя не снизятся, то Земля вскоре лишится этого защитного слоя и все живое на суше погибнет, жизнь сохранится только в глубинах океана.

Возможно, я привел слишком пессимистический сценарий развития событий, но народная мудрость говорит: «Готовься к худшему, а лучшее само придет». В любом случае без продуманной, решительной деятельности всех людей, эти проблемы не решить, и чем быстрее мы начнем действовать, тем большая вероятность их успешного решения.

Что же необходимо предпринять, чтобы решить глобальные экологические проблемы ? В принципе ученые уже давно разработали комплекс мер по предотвращению экологической катастрофы и предложили его международному сообществу. Рассмотрим кратко эти предложения.

1.Для ликвидации экологических проблем необходимо провести модернизацию всех очистных сооружений, т.е. установить качественно новые очистные сооружения на всех фабриках и заводах.

2. Разрабатывать и внедрять безотходные и энергосберегающие технологии.

3.Осуществить перевод электроэнергетики от сжигания топлива, на альтернативные источники энергии.

4.Развернуть широкомасштабное строительство заводов по переработке мусора.

5. Ужесточить наказания за нарушение экологического законодательства.

б. Также необходимо в корне изменить отношение людей к природе. Пора отказаться от чисто потребительского отношения к природе. Каждый человек должен понимать значимость природы и заботиться о ней. А для этого надо разработать и внедрить систему экологического воспитания.

Осуществляется ли все это на практике? Да, но явно в не достаточных масштабах. И самое главное, пока не удается наладить широкомасштабное международное сотрудничество в этой сфере. Судьба «Киотского протокола» и «Гаагской конвенции» показывает, что человечество еще не осознало всей глубины опасности и не готово к согласованным действиям по решению экологических проблем.

Но даже если человечество одумается и претворит все эти планы в жизнь, мы получим лишь кратковременную передышку, Весь комплекс экологических проблем вставших перед человечеством показывает, что тот путь, по которому сейчас, движется земная цивилизация - тупиковый путь. Цивилизация, основывающая свой прогресс на жесточайшей эксплуатации природы, не имеет будущего. Поэтому в настоящее время назрела необходимость в переосмыслении прошлого, настоящего и будущего человечества. Перед человечеством встала задача не просто выхода из кризиса, а перехода на качественно новую ступень развития.

Один из таких перспективных путей развития предложил русский ученый и философ В.И. Вернадский (1863-1945 гг.). Еще на рубеже 19-20 веков он понял, что человечество становится основной геологообразующей силой планеты. Исходя из этого, он делает вывод, что на определенном этапе развития цивилизации человечеству придется взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию Земли. Если же развитие мира будет носить стихийный характер, если нагрузки на биосферу будут увеличиваться неконтролируемым образом, то это может привести к гибели и биосферы, и человечества. Так как человечество не может развиваться без использования природных ресурсов и без изменения в своих интересах окружающей среды, то необходимо это делать разумно. Главная задача добиться гармонизации отношений человека с природой и придать новый разумный импульс развитию человечества и биосферы. Таким образом, постепенно биосфера, как сфера стихийной жизни, -трансформируется в ноосферу - сферу разумной жизни.

Однако Вернадский указал только перспективу и не раскрыл конкретных механизмов достижения этой цели. В условиях первой половины 20 века это было не реально, а значит и не разумно, так как он понимал, что этот процесс займет очень продолжительное время, и будет требовать постоянной корректировки, исходящей из конкретно складывающейся ситуации.

Но в настоящее время уже чувствуется настоятельная необходимость философской проработки первоочередных мер для поворота человеческой цивилизации на новый перспективный путь развития.

Вопросы и задания.

1. Что такое природа? Покажите взаимосвязь природы и человека.

2. Охарактеризуйте историю взаимоотношений человека и природы. Почему возникли экологические проблемы?

3. Назовите и охарактеризуйте глобальные экологические проблемы: причины, суть, последствия.

4. Какой комплекс мер необходимо предпринять, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?

5. В чем суть учения Вернадского о ноосфере? Каким видится будущее взаимоотношений человека и природы лично вам?

Природа называется естественной средой обитания человека, в которой он рассматривается в качестве открытой системы: изменения в природе влияют на человека, а его деятельность сказывается на состоянии природы. Поэтому с появлением людей в природе начинается процесс коэволюции, т.е. совместной эволюции природы, общества, культуры и человека. Природная сущность человека «записывается» в генах - материальных носителях наследственной информации, которые предопределяют не только биологическое развитие человека, но и оказывают влияние на социальные изменения личности. Поэтому некоторые ученые считают, что человек, прежде всего, является существом природным, а его вторичные, социальные и культурные качества формируются над биологическими с целью наиболее эффективной реализации программы продолжения рода, заложенной в генах.

Представители философской антропологии, отстаивающие позицию биологической недостаточности человека, выраженную в его незащищенности перед природной стихией, хищными животными и в длительном периоде «выхаживания», считают разум (практический интеллект) единственным способом приспособления природы к человеку. В результате биологической неспециализированности человек с помощью орудийной деятельности создал собственную среду обитания - мир культуры, сделав его искусственной основой жизни.

В философии понятие «природа» употребляется в двух смыслах: в первом природа -- это вся Вселенная. В этом случае:

  • а) в материализме: природа -- это синоним понятий «Вселенная», «материя», «бытие», «объективная реальность»;
  • б) в идеализме: природа -- это творение Бога, абсолютной идеи;
  • в) в пантеизме: природа тождественна Богу.

В любом случае общество возникает с появлением человека и рассматривается как часть природы, как совокупность форм деятельности людей. философия миропонимание природа духовный

Но так как общество -- это такая часть природы, которая противостоит всей остальной, то термин «природа» употребляется более узко, как то, что противостоит обществу. То есть природа -- это вся совокупность условий существования человека и общества.

Природа неоднородна. Первое, что человек выделяет в ней, это живое и неживое. Различие между живым и неживым было уже у первобытных людей. Это было вызвано тем, что человек по-разному использовал живое и неживое в своей практической жизни. Живое -- это то, чем человек может питаться. Но в то же время оно -- источник опасности (хищник). Поэтому уже в тотемизме человек осознает себя как существо, наделенное жизнью, находящееся в родственном отношении со всем живым. Это отношение в виде отголосков прошлого сохранилось до наших дней, например, в йоге -- в сочувствии всему живому, в почитании каких-либо животных (коров, кошек и т.д.).

С выделением живого в природе возникла необходимость объяснения его возникновения. Появились следующие объяснения:

  • 1 Креационизм -- это объяснение сотворения живого существа и всего мира в едином акте творения (религия). Разновидностью креационизма являются и другие объяснения сверхъестественного происхождения жизни.
  • 2 Витализм -- считают, что существует особая жизненная сила -- энтелехия, которая одушевляет мертвую материю. При таком подходе остается признать либо божественное происхождение жизни, либо ее вечное существование.
  • 3 Материалистическое объяснение происхождения жизни -- это объяснение ее как результат развития природы. Живое происходит из неживого. Но у живого есть в химическом составе такие элементы, которых нет в неживой природе -- белки и нуклеиновые кислоты. Поэтому Энгельс определил жизнь как «способ существования белковых тел, и этот способ состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических частей этих тел».

Людям достоверно известна лишь земная жизнь. Считается, что ни на одной из планет Солнечной системы жизни нет. Возможно, нет ее и в видимой части Вселенной. (Ученые ищут доказательства естественного происхождения жизни на Земле. По современным представлениям, она возникла 3,8 млрд лет назад, а 2 млрд лет назад возникли первые клетки, способные к фотосинтезу. Это радикально изменило атмосферу и позволило жизни распространиться по всей поверхности Земли. Возникла новая целостная система -- биосфера). Но сегодня считается, что жизнь -- это не обязательно белок.

С точки зрения современной науки, одним из основных противоречий, движущих развитие материи, является борьба энтропии и негаэнтропии. В мире нарастает энтропия, но островки живой материи движутся против течения. В них, наоборот, накапливается информация, обеспечивающая возрастание порядка. Поэтому можно считать сущностью, основной функцией жизни накопление информации, борьба с энтропией. То есть самосохранение и развитие путем изменения своего поведения в изменяющейся среде. А обмен веществ выполняет подсобную функцию. Он поставляет энергетические ресурсы для борьбы с энтропией.

В учениях, связывающих жизнь с какой-либо нематериальной силой, смертно лишь тело, сама эта сила, например душа, бессмертна.

В материализме считается, что бесконечная жизнь отдельных организмов закрывала бы возможность порождения и отбора новых форм, то есть для эволюционного развития жизни.

В науке этот вопрос тоже открыт, мы не знаем причину смерти. То ли это результат повреждения клеток, засорения их мембран, то ли это результат дифференциации клеток, которая приводит к невозможности сосуществования новых органов. В первом случае, если будет найден способ устранения повреждений клеток, способ их очистки, смерть будет побеждена. Во втором случае смерть кажется неизбежной, так ликвидировать дифференциацию означает ликвидировать организм.

Но нам известны бессмертные существа. Это одноклеточные. Они практически бессмертны, так как при делении клетки она сохраняется. В обществе тоже нет смысла приспосабливаться к среде за счет гибели людей, так как здесь механизм накопления информации другой. И, возможно, прав остается русский философ Федоров, который считал, что в будущем люди не будут умирать и даже воскреснут все умершие. Сделать это -- долг детей по отношению к родителям.

В ходе материального производства человек преобразует природу своей деятельностью. Освоенную, преобразованную человеком природу называют культурой. Человек, общество и культура одновременно и противостоят природе, и включены в нее. Такие внутренне противоречивые взаимоотношения человека и природы являются источником различных позиций по отношению к природе. Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, более низкое. Такое отношение порождает позицию подчинения природы человеку. Другая позиция, наоборот, исходит из того, что развитие общества определяется природой, например, особенности различных стран видят в особенностях климата, рельефа местности, наличии или отсутствии полезных ископаемых. Эта позиция требует подчинения человека природе, которая объявляется образцом совершенства (бионика). Эти две позиции представлены и в истории, и в сегодняшней жизни.

Так, античность рассматривала человека как часть природы, ее идеалом была жизнь в согласии с природой. В христианской культуре Средневековья природа рассматривалась как нечто более низкое, как источник зла.

В эпоху Возрождения в природе видели источник наслаждения, а затем как убежище от порочной жизни цивилизации. В Новое время целью науки и техники провозгласили господство над природой (Базаров у Тургенева: «Природа -- это не храм, а мастерская»). До середины ХХ в. этот взгляд был господствующим. Он и породил экологическую проблему -- проблему выживания человека в им же созданной искусственной среде обитания, которая получила названия техносфера, антропосфера, социосфера, ноосфера. Особенно актуальной эту проблему сделала НТР. Решения этой проблемы предлагаются в соответствии с пониманием ее причин. Есть разные точки зрения.

  • 1. Марксизм считал, что экологическая проблема -- это результат классовых антагонизмов, частной собственности. Ее решение видел в социальной революции, в создании бесклассового общества.
  • 2. Позиция, которую принято называть «руссоистской» или «неоруссоистской» считает, что надо восстановить единство человека с природой. Ее лозунг: «Назад к природе». Решение экологической проблемы сторонники этого подхода видят в запретах, в ограничении развития науки и техники.
  • 3. «Зеленые», как и большинство людей, считают, что экологическая проблема -- это результат экологической безграмотности и безответственности (Байкал, Арал, Каспий, гербициды, промышленные отходы и выбросы, вырубка лесов -- всего этого можно было бы избежать). Проблема эта глобальна. Она требует изменения отношения к природе на всей планете. Нужно безграмотных просветить, безответственных наказать. Для этого предлагается изменить не только правовое регулирование этих вопросов в каждой стране, но и международное право. Большое значение имеет и экологическое просвещение, и воспитание. (Например, партия «зеленых» в ФРГ добилась многого и в законодательной, и в просветительной деятельности).
  • 4. Научный взгляд на экологическую проблему. Противоречие между обществом и природой не есть досадное недоразумение, вызванное простым неведением или неосторожным воздействием на природу. Глубинное противоречие между человеком и природой (и его собственной природой тоже) порождает ныне и будет порождать постоянно проблему выживания и развития. Полной гармонии с природой нет и у животных. Об этом свидетельствуют сезонная миграция животных, периодические вспышки численности некоторых животных и насекомых. Природа довольно жестко регулирует численность и для любого вида в мире остра проблема выживания. Способна ли природа обеспечить выживание человека? -- так ставится вопрос. Сегодняшние знания не внушают оптимизма в том, что наступит равновесие в отношениях человека и природы. Общечеловеческая потребность в выживании и дальнейшем развитии может столкнуться с пределами природного существования человека. Тогда стоит ли ему надеяться на природу? Надо уже сейчас думать о том, как «обустроить человеческий дом». При высокоразвитой науке и технике от природы мало что надо человеку.

Зависимость человека от природы , от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.

С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того как взаимоотношения человека с естественной средой обитания все более опосредовались создаваемой им «второй природой», человек повышал свою защищенность от стихийного буйства природы. Совершенствование одежды, создание обогреваемых и искусственно охлаждаемых жилищ, строительство дамб, защищающих от наводнений, и сейсмостойких сооружений - все это и многое другое позволяет не только обеспечить более стабильные и более комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории Земли, а теперь и ближнего космоса.

Наряду с этими процессами, ослабляющими зависимость человека от природы, с развитием производительных сил связана и другая тенденция. В орбиту человеческой деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.

Изобретая, скажем, способы получения и использования железа и его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с природой. Вместе с тем с течением времени само развитие цивилизации оказывается зависимым от имеющихся на планете запасов железных руд, от их разведки и хозяйственного использования.

Или возьмем другой пример. Уголь и нефть долгое время использовались почти исключительно в качестве топливно-энергетического ресурса, попросту говоря - сжигались. Однако затем помимо такого их применения человечество научилось получать из угля и нефти обширнейшую гамму продуктов самого разнообразного применения. Так, современная нефтехимия производит порядка 8 тыс. видов продуктов различного назначения.

Подобного рода примеры можно множить до бесконечности, и каждый из них будет раскрывать все ту же тенденцию возрастающей зависимости человека от природы . В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования человечества, приводят к исчерпанию имеющихся на планете запасов этих ресурсов. В большей или меньшей мере это относится к рудам черных и многих цветных металлов, к имеющимся на земле запасам нефти и угля, воды и древесины и т. п. Подсчеты специалистов говорят о том, что при сохранении сложившихся тенденций экономического развития, связанных с быстро растущим потреблением этих видов ресурсов, их запасы окажутся исчерпанными через несколько десятков лет.

Мы видим, таким образом, что не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от него, от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном, достигающем предельных значений, вовлечении в его деятельность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире, причем производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы.

Все более интенсивно потребляя природные ресурсы с помощью колоссально возрастающих по своей мощи технических средств, человечество в прогрессирующей форме улучшало условия развития своей цивилизации и своего роста как биологического вида. Однако, «завоевывая» природу, человечество в значительной мере подорвало естественные основы собственной жизнедеятельности. Известно, например, что за последние 500 лет при участии человека было истреблено до 2/з покрывающих Землю лесов. Но самый мощный удар по биосфере был нанесен за время начиная с конца XIX века и в особенности в нашем столетии, когда стало развиваться индустриальное производство.

С одной стороны, оно принесло, разумеется, значительные блага. За последние 100 лет человечество увеличило в тысячу раз энергетические ресурсы. Общий объем товаров и услуг в развитых странах удваивается теперь каждые 15 лет, и наблюдается тенденция к сокращению этого срока. Однако соответственно удваивается и количество отходов хозяйственной деятельности, засоряющих и отравляющих атмосферу, водоемы, почву. Современное производство, взяв от природы 100 единиц вещества, использует 3 - 4, а 96 единиц выбрасывает в природу в виде отравляющих веществ и других отходов. В расчете на каждого жителя индустриально развитых стран ежегодно из природы извлекается около 30 т вещества, из которых лишь 1 -1,5% принимает форму потребляемого продукта, а остальное составляют отходы, обладающие нередко весьма вредоносными свойствами для природы в целом.

В итоге заметно снизилось самоочищение биосферы, которая уже не справляется с инородным грузом, выбрасываемым в нее человеком (накопление углекислоты в атмосфере, запыленность возросли во многих городах в десятки раз и глобально - на 20% по сравнению с состоянием в начале XX века). В результате образования вокруг Земли слоя углекислого газа, покрывающего ее подобно стеклянному колпаку, появилась угроза неблагоприятного изменения климата, при котором наша голубая планета уже в течение ближайших десятилетий может превратиться в огромную теплицу с возможным катастрофическим эффектом: изменением энергетического баланса и постепенным повышением температуры, что приведет к превращению плодородных до сих пор районов в засушливые, к поднятию уровня воды в океанах (из-за таяния полярных и дрейфующих льдов) и затоплению множества прибрежных земель и городов.

Возникла опасность нарушения баланса кислорода, разрушения озонового экрана в нижней стратосфере при полетах сверхзвуковых самолетов, а также вследствие широкого использования на производстве и в быту фреона (разрушение этого экрана на 50% в 10 раз увеличит ультрафиолетовую радиацию, что резко изменит условия существования животных и людей). Увеличилось загрязнение Мирового океана, и оно проявляет тенденцию стать глобальным.

Все это в очень существенной степени и весьма отрицательно влияет на состояние здоровья людей, на производительность их труда и творческую активность, требует возрастающих капиталовложений для поддержания плодородия земель и очистки водоемов, так как вода в них делается непригодной для хозяйственного и бытового использования. Загрязнение природной среды химическими, физическими и биологическими агентами и появление в связи с этим устойчивых к лекарствам и ядам микробов и сельскохозяйственных вредителей, увеличение количества и видов ионизирующих излучений приводят, кроме всего прочего, к росту мутагенного действия этих факторов на людей, т. е. к патологическому изменению их наследственности.

Результат - появление большого числа врожденных пороков развития, наследственных заболеваний и возрастание генетически детерминированной предрасположенности к тяжелым и хроническим болезням, что подрывает жизнеспособность людей, ведет к их генетическому вырождению. По расчетам ученых, повышение естественного фона радиации всего на 10 рад может привести к появлению в каждом новом поколении 6 млн. наследственно отягощенных людей. Из опубликованных американским Национальным институтом рака данных о смертности от различных видов рака следует, что не менее 60% случаев раковых заболеваний из 500 тыс. в год вызывается различными канцерогенными факторами окружающей среды.

В результате деятельности человека, в особенности в последние десятилетия, в дикой природе к настоящему времени исчезли многие виды животных и растений. Не менее тревожно и то, что происходит неуклонное падение численности и сокращение ареалов других видов.