Лаборатория зоопсихологии при кафедре общей психологии

Лаборатория зоопсихологии при была создана в 1977 году стараниями , бывшего тогда заведующим кафедрой и деканом факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, и доцента этой же кафедры , известного специалиста в области этологии и зоопсихологии, последователя Н.Н.Ладыгиной-Котс. С 1990 по 2008 гг. лаборатория работала под руководством ученицы К.Э.Фабри - .

За прошедший с того времени период из стен лаборатории вышли специалисты, нашедшие приложение своим знаниям в области психологии и поведения животных в институтах и научных центрах СНГ и России, в научных отделах зоопарков и заповедников. Защищено несколько диссертаций, посвящённых ориентировочно-исследовательской деятельности животных, исследованию мотивации игр животных, сравнительному анализу манипуляционной активности разных видов млекопитающих, онтогенезу интеллекта антропоидов.

В настоящее время лаборатория зоопсихологии при кафедре общей психологии продолжает работать небольшим составом, тематика исследований, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня несколько поменялась. Наряду с проблематикой, относящейся к области фундаментальных исследований – изучением психологических закономерностей и механизмов, лежащих в основе антропогенной эволюции высших позвоночных животных (итогом работы стала монография Н.Н.Мешковой и Е.Ю.Федорович “Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде” М. Аргус.) - появились темы прикладного характера, такие как «роль животных–домашних питомцев в современной городской семье», «отклоняющееся от нормы поведение животных, содержащихся в неволе» и др.

Лаборатория зоопсихологии ведёт активную педагогическую деятельность. Сотрудники лаборатории читают базовый курс лекций по зоопсихологии и сравнительной психологии для студентов и слушателей, получающих второе высшее образование, проводят практикумы по наблюдению за животными, руководят научно-исследовательскими работами студентов. Для поддержания учебного процесса была издана «Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии» под ред. Н.Н.Мешковой, Е.Ю.Федорович, дополняющая учебник К.Э.Фабри «Основы зоопсихологии».

Сотрудники:

  • ст.н.сотр. Федорович Елена Юрьевна;
  • мл. н. сотр. Емельянова Светлана Анатольевна

Основные публикации:

  1. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Постановка А.Н.Леонтьевым проблемы филогенеза образа мира и современные исследования в зоопсихологии // Вестн. Моск. Ун-та, Сер.14. Психология - 1994.- №1.
  2. Мешкова Н.Н., Котенкова Е.Ю., Федорович Е.Ю. Исследовательское поведение // Домовая мышь. Происхождение, распространение, систематика, поведение. - М., 1994. - С. 214-229.
  3. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. М., Аргус. - 1996. - 226 с.
  4. Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через шестьдесят лет. //Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл. 1999.
  5. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Актуальные проблемы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии / Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007г. N 3. С. 109-113.
  6. Варга А.Я., Федорович Е.Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье. //Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические Науки. №3, Т.1, 2009. С. 22-35.
  7. Варга А.Я., Федорович Е.Ю. «Домашний питомец в семейной системе» «Вопросы психологии» 2010. № 1.

Другие публикации:

  1. Федорович Е.Ю., Мешик В.А. “Обучение обезьян рисованию в Московском Зоопарке”. Научные исследования в зоологических парках. Вып. 11. Москва, 2000 г. С. 131-134.
  2. Федорович Е.Ю., Непринцева Е.С. “Работа кинолога вместе с психологом - излишество или необходимость? К вопросу о создании киноголо-психологической службы”. Животные в городе. М. 2000 г. С. 144-146
  3. Федорович Е.Ю., Непринцева Е.С. Обращение владельца собаки к инструктору-дрессировщику: мотивы и мотивировки. Научный сборник РФСС №1. 2000 г. С. 21-30.
  4. Федорович Е.Ю., Тихонова Г.Н., Давыдова Л.В., Тихонов И.А. Особенности исследовательского поведения Microtus rossiaemeridianalis в связи с её склонностью к синантропии. Животные в городе. М. 2000 г. С. 117-119.
  5. Федорович Е.Ю. Всегда ли собака друг человека? Сб.: Проблемы фауны города. М. Изд-во МСХА. 2001 г. С. 70-76.
  6. Федорович Е.Ю., Непринцева Е.С. Новая форма работы с владельцами собак: кинолого-психологическая консультация. Научный сборник РФСС №2. 2001 г. С. 44-59.
  7. Непринцева Е.С., Федорович Е.Ю. Коррекция проблемного поведения собак при временной изоляции. Научный сборник РФСС №2. 2001 г. С. 34-43.
  8. Федорович Е.Ю., Непринцева Е.С. Влияние ранней депривации на психику и поведение собак. Научный сборник РФСС №3. 2002 г. С. 50-68.
  9. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Психика как фактор антропогенной эволюции животных. Ежегодник Российского психологического Общества “Психология и её приложения”. Т.9, вып.2, М. 2002 г. С. 64-65.
  10. Ефимова Ю.В., Федорович Е.Ю. Феномен отклоняющегося от нормы поведения у диких животных в условиях неволи. Ежегодник Российского психологического Общества. Специальный Выпуск.. Т.2, М. 2005 г. С. 282-284
  11. Тихонова Г.Н., Тихонов И., Федорович Е.Ю., Давыдова Л.В. Сравнительный анализ ориентировочно-исследовательского поведения видов-двойников Microtus в связи с разной склонностью к синантропии. Зоологический журнал. 2005, т. 84, №5, стр. 618-627.
  12. Шапиро А.Г., Федорович Е.Ю. Домашние питомцы в семейно-психологическом контексте. // Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции. 23-24 ноября 2006 г. МГУ: 2006. С. 340-341
  13. Мешкова Н.Н., Федорович. Биологизаторские тенденции в преподавании зоопсихологии и сравнительной психологии сегодня и их причины. // Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции. 23-24 ноября 2006 г. МГУ: 2006. С. 44-45.
  14. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Специфика преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии сегодня // «Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Традиции и перспективы развития зоопсихологии в России»», посвященной памяти Н.Н. Ладыгиной-Котс, 24-26 октября 2006 года, Пенза, 2007, С. 86-91 (0,2 п.л.)
  15. Федорович Е.Ю. Активность психического: поведение в ситуациях новизны в зависимости от ранга особи в группе // там же, С. 115-122 (0,2 п.л.)
  16. Ефимова Ю.В., Федорович Е.Ю. Коррекция разных видов отклоняющегося от нормы поведения у диких животных в условиях неволи // там же, С. 41-45 (0,2 п.л.).
  17. Федорович Е.Ю., Варга А.Я. Животные-домашние питомцы как элементы семейной системы: взгляд с точки зрения Теории Семейных Систем М. Боуэна. Материалы 4-ой Международной конференции «Психология современной статьи» (0,25 п.л.) С 660-663.
  18. Федорович Е.Ю., Непринцева Е.С., Мешкова Н.Н. Инициирование феральными собаками контакта с людьми: этологический и социологический анализ. // Поведение и экология млекопитающих. Материалы научной конференции. 9-12 ноября 2009г., г. Черноголовка. М.: Тов-во научных изданий КМК. 2009. 142 с. С. 113.
  19. Федорович Е.Ю. Антропоморфизм как одна из сторон коммуникации человека и животных.// Журнал Международного Института Чтения им. А.А. Леонтьева. Понимание в контексте науки, культуры, образования (Материалы 14-й научно-практической конференции по психологии и педагогике чтения, 14-16 января 2010 г., МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва.№9. 2010. С. 129-132.

Полулегальная торговля четвероногим живым товаром в России стала мощной отраслью бизнеса с миллиардными теневыми оборотами.
Не удивительно, что на этой ниве подвизаются многие искатели легкой наживы.

Предложение порождается спросом.
Поэтому начнём с тех обывателей, которые под гипнозом зомбоящика вдруг впадают в шопинг-экстаз и начинают повально скупать модные породы собак и кошек. Таких же, как у героев их любимых передач и сериалов.

Заводчики чутко реагируют на ажиотажный спрос и начинают массовое производство востребованных пород. Благо подобная деятельность в России никак официально не регулируется и налогами не облагается.

При этом недобросовестные владельцы котячьих и щенячьих фабрик не брезгуют инбридингом и жесточайшей эксплуатацией самок, которых принуждают рожать и рожать без передышки, в жутких антисанитарных условиях.

Как следствие, производимый "продукт" (котята и щенки) зачастую получается бракованным, то есть с дефектами психики.
В отличие от недостатков экстерьера, эти пороки сразу не видны. И покупатели начинают замечать их лишь когда собака или кошка уже подросли.

Народ у нас, в основном, - добрый, а заодно и жадный. И потому не у всех поднимается рука усыпить либо вышвырнуть за порог оказавшееся некачественным дорогостоящее приобретение. Иногда даже в кредит купленное.

И вот тут наступает праздник на улице тех, кто именует себя зоопсихологами.
Они предлагают за умеренную плату "починить" кошку или собаку, сделав их "пригодными к эксплуатации".
То есть устранить все поведенческие проблемы делающие некомфортным сосуществование хозяев с данным животным.

Деятельность подобных «специалистов», которые вместо диплома о высшем психологическом образовании показывает вам какую-нибудь справку об окончании курсов или иной подобный документ, сводится к сомнительным экспериментам над психикой вашего животного в отрыве от ваших личных особенностей, потребностей, мотивов и психологических проблем.
К тому же, часто они прибегают к элементам дрессировки, не являясь дрессировщиками, пытаются назначать медикаментозное лечение, не являясь ветеринарными врачами, в итоге нанося неизгладимый вред и вам, и вашему любимцу.

В связи с этим Фонд развития зоогуманизма "Добрый Мир" предлагает читателям некоторые сведения, которые помогут сориентироваться в данном вопросе.

ИТАК.

Начнем с того, что в России отдельной специальности "Зоопсихолог" официально не существует.

Да и за рубежом тоже.

В развитых европейских государствах, где давно (по сравнению с Россией) существует отработанная практика обучения и сертификации специалистов в области поведения домашних животных.

Например, в США, Великобритании, Австралии специалист, работающий с проблемами поведения домашних животных, называется Applied Animal Behaviorist . Специалист высшей квалификации в данной сфере деятельности называется Certified Applied Animal Behaviorist или Certified Applied Animal Behavior Concultant.

Как видите, термин «зоопсихолог» не упоминается вовсе, т.к. профессиональная деятельность в области коррекции поведения животных (особенно домашних) предполагает огромный багаж прикладных знаний. (При этом, разумеется, базовое профильное образование - обязательно).

Даже ветеринарные врачи, имеющие большой опыт общения с домашними животными, не могут считаться консультантами по поведению потому что изучение психики домашнего животного невозможно в отрыве от владельца и тех условий, которые он создает своему воспитаннику.
Это подразумевает работу с животным в качестве зоопсихолога и с владельцем в качестве психолога одновременно , то есть возникшие проблемы необходимо рассматривать в системе «человек - животное», а не в отрыве одного от другого. Только при таком подходе возможно добиться желаемых результатов.


Иными словами, зоопсихология является отраслью психологии и работа зоопсихолога с домашними животными теснейшим образом связана с работой с их владельцами!

К примеру, в России существует Лаборатория зоопсихологии кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, и в этом же ВУЗе, в 2008 году, на факультете психологии в рамках постдипломного дополнительного образования открылась специализация «Психология домашних животных» для лиц с высшим психологическим, ветеринарным, биологическим и зоотехническим образованием.

В настоящее время кафедры зоопсихологии уже имеются на психологических факультетах многих ВУЗов, но специальность «зоопсихолог» не значится в реестре специальностей ни одного из российски государственных высших учебных заведений. Поэтому выпускник получает в первую очередь государственный диплом о высшем профессиональном образовании по специальности ПСИХОЛОГ и, в дополнение к нему, справку о прохождении курса по зоопсихологии.


Зоопсихология - узкая специализация, которую выбирают люди, любящие животных и изучающие их психику.
Далеко не каждый дипломированный психолог может работать зоопсихологом.
Поэтому настоящих специалистов зоопсихологов, - единицы и их вы не увидите на экранах своих телевизоров и не услышите на любимых радиостанциях. В то же время самозванцы раздают советы налево и направо в средствах массовой коммуникации и чувствуют себя достаточно уверенно, обманывая многотысячную аудиторию.

Какие ещё признаки, кроме наличия диплома о высшем психологическом образовании, позволят владельцу животного отличить настоящего зоопсихолога от шарлатана!?

Предлагаем обратить внимание на следующее:

1. Зоопсихолог ни в коем случае не должен предлагать какие-либо методы насилия для коррекции поведения (игнорирование, специальные ошейники).

2. Не должен давать готовых рецептов для коррекции поведения. Любая работа с собакой должна строиться на индивидуальном подходе.

3. Перед началом работы с собакой он должен выявить: не больна ли она чем-то, нет ли у нее хронических заболеваний или боли. Он должен расспросить обо всех источниках стресса у собаки и показать хозяину способ ликвидировать этот стресс.

4. Он не должен пытаться лечить собаку медикаментами.

5. Работа с собакой не должна проводиться без присутствия хозяина, например, во время передержки. Собаку ни в коем случае нельзя оставлять специалисту для того, чтобы он «поработал с ней сам» — здесь всегда работает только сам хозяин. Специалист только ищет путь решения проблемы и помогает хозяину в работе.

6. Специалист работает над улучшением контакта собаки и человека. Для этого он должен понять, как построен контакт хозяина и собаки, и помочь хозяину создать такой контакт, в котором собака чувствовала бы себя комфортно. Для этого хозяину надо объяснить некоторые правила коммуникации с собакой, ее язык. В данном случае мы говорим о сигналах примирения собаки, о ее факторах, вызывающих у нее стресс, о правильном питании и т. д.

7. Когда специалист вперые встречается с собакой, собака должна уже через короткое время (максимум 1—2 встречи) испытать к нему симпатию, не отторгать его!

8. Сам специалист должен вести себя спокойно, расслабленно, движения его должны быть мягкими и медленными, голос спокойным. Он не должен приставать к собаке и насиловать ее своим общением. Он должен быть приятен и хозяину, и собаке. Собака не должна нервничать от общения со специалистом.

В заключение приведем рассказ о том, как штампуют доморощенных "зоопсихологов" в Санкт-Петербурге.

На днях столкнулся с любопытным фактом.
Пара лиц, гордо именующих себя зоопсихологами, с пеной у рта защищали некую Светлану Ильинскую из АНО "Центр правовой зоозащиты", выступающую за умерщвление бездомных животных и широкое рапространение контактных зоопарков в России.

В связи с этим задумался я, - что же это за штука такая, зоопсихология, адепты которой считают нормальными явлениями убийство попавших в беду собак и кошек, а также мучительство животных в частных зоотюрьмах!?

Ну то, что многие т.н. "зоопсихологи" зарабатывают себе на жизнь в КЗ (контактных зоопарках) проговорился сам Дмитрий Тарасов - владелец центра "Компаньон", где в течение всего 6-ти месяцев (!) и примерно за 700 евро можно получить сертификат зоопсихолога государственного образца:


Животные в КЗ " ...имеют прекрасное питание, круглосуточное ветеринарное обслуживание, а во многих местах даже психолога.... " сообщил Дмитрий Тарасов в Фейсбуке:

Иными словами, профессия зоопсихолога является востребованной и "отбить" затраты на приобретение у Тарасова сертификата можно довольно быстро. Ведь даже если не удастся устроить в КЗ при каком-нибудь ТРЦ, то всегда можно подработать на дому, и получить немалые деньги поучая собаковладельцев в режиме он-лайн:

Какими знаниями и каким образованием обладает лицо, берущее на себя смелость присваивать желающим звание "зоопсихолог" !?

Ответ на этой вопрос мы нашли на странице этого самого Дмитрия Тарасова, титулующего себя как Заведующий кафедрой Зоопсихологии Зооветеринарного факультета (Национальный открытый институт России г. Санкт-Петербург) .

Вот как он сам описывает полученное образование:

В этом Университете можно не только получить платное высшее образование, но и пройти курсы, повышение квалификации. Многие такие курсы бесплатны, деньги берутся только за сертификат, а он может быть разным и получить его можно разными способами. За 25 рублей вам дадут этот сертификат скачать, и вы сами сможете его распечатать. На сертификате указано название курса, количество часов, печать ВУЗа и подпись ректора. Также можно скачать сертификат на английском языке. После оплаты сертификата вам будет доступна и ссылка на него, которую вы можете размещать в резюме и в Интернете...
это учебное заведение предназначено для дистанционного обучения, а диплом вполне даже котируется у работодателей.

С ноира выходят дипломированные балбесы
Национальный Открытый Институт России (НОИР), расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая, д.6.

В данном институте в основном учатся люди, закончившие в свое время вечерние школы и ПТУ, данный институт дает возможность всем желающим двоешникам получить диплом о высшем образовании, но ЗНАНИЙ, НИКАКИХ, если только студент сам не захочет, получить не реально. Курсовые работы -защищать не нужно, просто в электронном виде отправляй и все!!! На лекции ходить не нужно, а экзамены и зачеты надо сдавать в виде теста, естественно с возможностью пользоваться шпаргалками, например, скаченными в группе социальной сети "контакт" ВЫВОД: С этого института выходят люди такимиже балбесами и двоешниками, как и поступили!!!

Похоже, что 6-ти месячные

Все, что вы хотели знать о собаках.

15 лет моего опыта + опыт и знания десятков специалистов из разных областей (от ветеринарии до психологии людей) + сотни научных трудов - в одном курсе.

Да, у меня есть своя методика и точка зрения, но на курсе я стараюсь показать все многообразие подходов в изучении, дрессировке и коррекции поведения собак. Ведь чтобы исправить свою собаку или помогать чужим - надо научиться думать свободно, а не повторять зазубренные факты или чужое мнение.

Этот курс создан интерактивным, с возможностью общения с лектором. Потому что запись лекции не научит думать, самостоятельно искать ответы на вопросы, импровизировать и верить в себя.

Юлия Беспятых

(Беларусь)

"Курс Юлии Исламовой по Прикладной Зоопсихологии очень крутой. Это не схемка, не догма, не прописная истина. Он для ищущих людей, любящих учиться и думать, искать ответы, а не получать их на блюдечке.
Юля - поразительный человек, очень талантливый учитель и, безусловно, профессионал своего дела. И это особенно приятно после нескольких посещенных мною семинаров и вебинаров других кинологов, после которых, если честно, хотелось сказать "отдайте обратно мои деньги!"

Марина Засим

(Россия, Миасс)

"После этого курса, как после прочтения хорошей книги, вы уже никогда не станете прежним. Одновременно вы посмотрите на себя, свою собаку, свою семью и окружение. У вас появится круг общения в теплой, дружественной группе fb, вы будете, радоваться и грустить, хохотать до слез и рыдать.

Кроме всего того, что написано выше, я получила огромное вдохновение, новые цели в жизни, понимание куда двигаться и зачем это надо."

НУЖЕН ЛИ ВАМ ЭТОТ КУРС?

Веб-курс по прикладной зоопсихологии рассчитан на всех, кто хочет учиться, понимать и знать больше о собаках.

Это не только люди, которые хотят работать в сфере дрессировки и коррекции поведения. Это и обычные собаковладельцы, которым не хватает их знаний, чтобы исправить проблемы поведения своей собаки. Это и те, кто просто любит собак и любит учиться.

Единственное требование, которое я хочу выдвинуть - это понимание того, что я не даю знания на блюдечке. Я учитель. Я учу думать. И помогаю понять.

Почему я не хочу просто давать готовые знания? Потому что знания без понимания, осознания и логики ничего не стоят. А логику, понимание и осознание нельзя передать от Учителя к ученику.

И еще. Обучаться я зову только тех, кто уверен в том, что готов ломать мозги, чувствовать себя идиотом, ошибаться и проклинать меня и мою дотошность последними словами. Я вас честно предупреждаю - тем, кто будет у меня учиться, легко не будет))

Если вы готовы - я рада. Если нет, но у вас есть знакомые/друзья, которые захотят - расскажите им об этой возможности.

О ЧЕМ ЭТОТ КУРС?

Курс поделен на 4 взаимосвязанные части:

1. Построение общего представления о собаке (анатомия, физиология, скорая доврачебная помощь, мышление, социальность, инстинкты, потребности и их реализация, особенности психики и гормональной системы, периоды взросления, собачий язык, породные особенности, и т.д.)

Эта часть необходима для понимания нормы поведения собак, для понимания логики, по которой живет данный вид, для того, чтобы научиться видеть связь между анатомией, физиологией, психическими процессами и поведением, потому что они взаимосвязаны и влияют друг на друга постоянно и во всем.

2. Обучение и дрессировка (способы обучения и системы дрессировки, возможности воздействия на собаку, особенности восприятия собакой поведения людей, особенности обучения собак разных возрастов/пород/темперамента/характера, воспитание щенка и взрослой собаки, и т.д.)

Эта часть необходима для того, чтобы связать воедино все знания, полученные в первой части и научиться понимать конкретных живых собак, а также понимать как, почему и на что собака реагирует и как это использовать в воспитании и дрессировке. В том числе дрессировка рассматривается как неотъемлемая часть коррекции поведения.

3. Коррекция поведения и психокоррекция (стресс, привычки собак, страхи, агрессия, боязнь одиночества, нечистоплотность, неврозы, невротические состояния и прочие проблемы поведения - что это, что с этим делать, почему и как это происходит, способы лечения, и т.д.)

Эта часть самая сложная, она полностью посвящена различным отклонениям от нормы поведения собак, причинам этих отклонений, умению видеть, понимать и диагностировать проблемы, а также самостоятельно подбирать возможные варианты коррекции.

4. О людях (ошибки хозяев и их последствия, влияние отношения к собаке на ее характер, как работать с людьми разных типов, взаимозависимость псих. проблем хозяев и проблем поведения собак, человеческая психология и ее использование во время работы с хозяевами и собаками, и т.д.)

Эта часть особенно интересна, поскольку собака и человек живут бок о бок в своеобразном симбиозе, и необходимо научиться понимать себя, свой язык тела, чтобы научиться правильно контактировать с особью другого вида. А также научиться взаимодействовать с хозяевами собак, которым нужна помощь - это самое сложное в работе корректора поведения. Мало уметь хорошо понимать собак, ведь каждая собака неразрывно связана со своим хозяином и невозможно исправить их отношения, подходя только со стороны собаки.

Во время курса будет не только обучение, но и возможность проверить свои силы на тестовых заданиях. После каждой части предусмотрена контрольная лекция, на которой можно будет разобрать все возникшие вопросы и проверить полученные знания.

Практика под руководством бесплатная!

Если вы проживаете в Москве или недалеко от нее - практика открыта круглый год.

Для иногородних: с середины весны и до середины осени вы можете приехать в Москву на любой срок и учиться работать с собаками, применяя знания на практике и обретая уверенность в своих силах, умениях и способностях.

Так же есть возможность бесплатно проходить практику со своей собакой на .

ЧЕМУ ВЫ НАУЧИТЕСЬ?

В результате обучения слушатели должны

Знать:
- основные положения строения и особенностей систем органов собак: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС);

Основы скорой доврачебной помощи собаке;

Основы диагностики распространенных заболеваний собак;
- основы физиологии высшей нервной деятельности;
- основы элементарной рассудочной деятельности животных в целом и собак в частности;
- физиологические основы поведения псовых (потребности, эмоции, мотивации, ФКД и пр.);
- основные составляющие поведения домашней собаки;
- инстинктивное поведение псовых;
- социальное поведение псовых;
- звуковую и невербальную коммуникацию собак;
- периодизацию онтогенеза псовых и особенности формирования психики домашней собаки в каждый период;
- структуру психики и поведения домашней собаки;
- эволюционно-биологические и психофизиологические основы агрессии, типы агрессии, влияние доместикации на выраженность агрессивного поведения у собак;
- понятие стресса, неконтролируемого стресса, срывов ВНД;
- происхождение породных групп и поведенческие портреты каждой из групп пород;
- принципы кормления, физических нагрузок, профилактики заболеваний и прочие особенности выращивания собаки;
- особенности воспитания и дрессировки щенка;
- формы, методы и приемы дрессировки собак;
- назначение и использование специального инвентаря и оборудования для дрессировки;
- специфику дрессировки собак в зависимости от породы, пола, возраста и темперамента;
- специфику специальной дрессировки собак;
- технику безопасности при общении, дрессировке и коррекции поведения собак;
- правила диагностики проблем поведения собак;
- методы коррекции проблемного поведения собак;
- основы диагностики, профилактики и коррекции агрессии, страха, нечистоплотного поведения, деструктивного поведения, чрезмерной вокализации, неадекватного полового и игрового поведения, пищедобывательного поведения на улице и копрофагии и пр.;
- основы возникновения, развития, диагностики, профилактики и коррекции невротических состояний собак, в том числе неврозов, фобий, тревожных состояний, стереотипного поведения и пр.;

Основы фармакологической коррекции поведения;

Вспомогательные методы и способы коррекции поведения;
- основы тестирования свойств нервной системы и их коррекция;
- особенности выбора собаки для конкретной семьи;
- основы профилактики нарушений поведения у собак;
- основы психологии человека, семейной психологии;

Основные защитные механизмы психики человека;
- этику профессиональных взаимоотношений;
- основные правила проведения индивидуальных занятий и консультаций по дрессировке и коррекции поведения собак.

Уметь (после прохождения практики):
- определять анатомические и возрастные особенности животных;
- определять необходимость обращения к ветеринарному врачу;
- применять теоретические знания по анализу поведенческого акта собаки на практике;
- использовать невербальное общение для установления контакта с собакой и облегчения дрессировочного или коррекционного процесса;
- определять тип агрессивного или тревожного поведения собаки по анамнезу и наблюдению за ней;
- диагностировать развитие тревожного состояния или невроза у собаки по анамнезу и наблюдению за ней;
- применять знания об анатомии, физиологии и поведении собаки для улучшения качества жизни собак, профилактики заболеваний и проблем поведения;
- определять породную группу и поведенческий портрет собаки по ее внешнему виду и истории породы, использовать эти знания при дрессировке и коррекции поведения;
- обучать свою собаку командам и трюкам с помощью наиболее подходящей ей методики;
- своевременно и результативно корректировать проблемы поведения своей собаки;
- определять индивидуальную методику и способ для дрессировки любой собаки с учетом породы, возраста, пола и темперамента, а также индивидуальных особенностей собаки;
- обучать и корректировать поведение щенков различных пород;
- опрашивать и анкетировать владельцев собак для сбора анамнеза;
- проводить осмотр собаки, налаживать с собакой контакт, соблюдать технику безопасности;
- определять проблемы конкретной собаки в соответствии с ее видовыми, породными и индивидуальными особенностями;
- практически применять знания по психологии собак различных пород, пола, возраста с различными типами конституции и свойствами нервной системы;
- подбирать метод коррекции поведения в зависимости от проблемы поведения, породы, пола, возраста и индивидуальных особенностей конкретной собаки;
- подбирать породу и щенка для конкретной семьи и конкретного человека с учетом предназначения породы и потребностей человека;
- составлять план профилактики возможных проблем поведения для владельцев щенков.


ГДЕ, КАК и КОГДА?

Веб-курс по Прикладной Зоопсихологии - это лекции-вебинары, доступные любому, у кого дома есть интернет.

Никакие дополнительные программы не нужны, необходимы только компьютер, наушники и доступ в интернет.

Обучение возможно из любой страны мира.

Общая длительность курса - более 150 часов (2 раза в неделю по 3 часа в течение 6 месяцев).

Стоимость курса (на 2017 г):

При оплате целиком (50 лекций) - 24 000 р.

При оплате по частям (одна часть - 10 лекций - 6000 р.) - 30 000 р.

В стоимость курса входит:

Возможность прослушать/скачать уже прослушанную или пропущенную лекцию для всех участников

Записи тематических семинаров по темам: агрессия, страхи и пр.

Дословные конспекты лекций с иллюстрациями

Презентации с лекций

Участие в секретной группе в ФБ для слушателей Веб-курса этого года

Консультирование по вопросам проблем поведения личных собак слушателей

Практика со своей собакой на Курсе Прикладной Дрессировки

Практика на консультациях и любых групповых занятиях на площадках УДЦ «Собачье Дело»

После прослушивания курса, сдачи всех тестов и контрольных работ - выдается официальный сертификат . Отдельные сертификаты выдаются после прохождения практики и стажировки.

Сертификаты не гос.образца.

Курс всегда начинается в октябре текущего года

Расписание занятий:
вторник 20.00-23.00
пятница 20.00-23.00

Запись на Веб-курс по Прикладной Зоопсихологии по почте [email protected]

Заголовок письма "Запись на Веб-курс по Прикладной Зоопсихологии".

ЕСЛИ У ВАС НЕТ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Есть возможность прослушать курс оффлайн (заочное обучение)!

Для себя и своей собаки это подходящий вариант - много знаний, возможность просматривать записи в удобное время всей семьей.

Плюсы оффлайн-обучения:
- курс стоит дешевле. 12 т.р. при оплате всего курса и по 7500 т.р. за половину курса (при оффлайн обучении оплата частями производится в два этапа).
- вы сможете просматривать или скачивать лекции в удобное для вас время
- на вас не ложится нагрузка в виде контрольных и тестовых заданий
- вы можете по договоренности со мной подъехать на площадку (если вы проживаете в районе Москвы) или связаться по телефону для обсуждения интересующих вас вопросов после каждой части курса. Услуга платная.
- после каждой части лекций по желанию слушателей возможен отдельный бесплатный вебинар для всех вольнослушателей с возможностью попробовать свои силы в тестовых заданиях и задать накопившиеся вопросы.

Минусы оффлайн-обучения: - вы сможете прослушать/скачать только первые 3 части (поскольку последняя часть предназначена для тех, кто собирается использовать знания в профессиональной сфере деятельности) - вы не сможете задавать свои вопросы в процессе семинаров и вам придется их записывать, чтобы потом задать их лектору - у вас не будет практики (возможность практики остается, но за дополнительную оплату)

Все организационные моменты решаются через администратора.

Подробности о сроках записи, времени проведения и стоимости обучающего курса можно уточнить по почте [email protected]

Елена Белоусова

(США)

"Это было интереснейшее приключение и очень необходимые мне знания за минимальные деньги, потому что такое количество полученного материала - бесценно.
Первый раз за 4 года проживания в США, я пожалела, что не нахожусь в России и не могу иметь реальную практику на площадке у Юли в доступном режиме. Но даже вот так, на расстоянии, у нас с ней получилось. Получилось!

Зоопсихолог – это специалист, занимающийся изучением характера животного и корректировкой его поведения.

Описание профессии зоопсихолога

Профессия зоопсихолога относится к молодым и набирающим популярность в мире. В России, впрочем, она не так известна как специальности кинологов и дрессировщиков.

Зоопсихология является научной отраслью, которая изучает особенности характера и поведения животных как в дикой природе, так и среди одомашненных особей. Впрочем, основная специализация ученых-зоопсихологов – изучение диких животных. Предметом изучения выступают различные поведенческие стратегии особей в природе: как они реагируют на внешние воздействия, изучают и познают мир, как взаимодействуют с другими особями, как устроена их память и интеллект и т.д.

Впрочем, ничего удивительного, что наработки ученых в конечном итоге перекочевали в прикладную отрасль в виде коррекции поведения домашних питомцев.

Особенности профессии зоопсихолога

Животные, как и люди, подвержены стрессам, испытывают психологические травмы и страхи. Основная проблема в том, что человек может рассказать психотерапевту о своих проблемах. В случае с собакой или кошкой специалист должен самостоятельно найти причины.

Зоопсихолог, работающий с домашними животными, сталкивается с несколькими основными проблемами: агрессивное поведение питомца, или его страх перед какими-либо опасностями. В этом случае специалист должен понять причину странного поведения, а затем совместно с владельцем попытаться исправить проблему.

Впрочем, зоопсихологи лечат не только комнатных домашних любимцев. Их знания нужны в сельском хозяйстве. К примеру, зоопсихолог может найти причину уменьшения надоев у коров.

Основные обязанности зоопсихолога:

    налаживание контакта между хозяином и питомцем;

    коррекция поведения животного;

    поддержка во время социальной адаптации;

    дрессировка, воспитание и обучение животного (для собак курсы ОКД и УГС);

Зоопсихолог и дрессировщик: в чем разница?

Профессия зоопсихолога достаточно молодая, поэтому их часто путают с кинологами и дрессировщиками. Однако всё-таки отличия более чем существенные. Во-первых, зоопсихолог не обучает животных командам. Во-вторых, он главным образом помогает разобраться в психике питомца и выстроить у него правильную систему поведения, реакции на хозяина. Впрочем, основной контингент зоопсихологов - это владельцы собак, поэтому ничего удивительного, что их не отличают от кинологов.

Кроме того, зоопсихолог по большей части работает и с самим хозяином вплоть до того, что дает рекомендации по выбору того или иного животного.

Профессиональные требования к зоопсихологу

Работа зоопсихолога требует от специалиста постоянного развития, изучения новых техник. В ней нет места рутине, ведь каждый случай требует индивидуального решения.

Зоопсихолог должен помочь хозяевам и питомцам найти контакт друг с другом, понять причины для аномалий в поведении животного, обнаружить источник стресса.

Зоопсихологу требуются такие качества как:

    чуткость;

    твердость характера;

    убедительность;

    гибкость;

    терпение.

Чаще всего к зоопсихологу обращаются владельцы собак или кошек, но бывают и случаи, когда приходится работать с лошадьми или крупным рогатым скотом.

Зоопсихолог должен уделять большое внимание работе с заводчиками животных. Так же как и в случае с психологией человека, ранний опыт сильно влияет на животное и его поведение. Если не приручать его к определенным действиям с самого раннего возраста, затем это может проявиться в идее различных отклонений.

Зоопсихологу необходимы познания в таких областях как:

    психология;

    физиология;

    нейрофизиология;

    этология.

Вакансии для зоопсихолога на рынке труда и уровень зарплаты

Так как специальность зоопсихолога не очень широко известна в России, то и найти открытые вакансии непросто.

Опытные специалисты не скрывают, что чаще всего клиенты передают информации о них друг другу «по старинке». Поэтому на начальном этапе, когда нет достаточно опыта и наработанной базы заказчиков, стоит попытаться устроиться на стажировку в команду опытных профессионалов.

Где может работать зоопсихолог

Зоопсихологи, как правило, работают в таких организациях как:

    НИИ со специализацией в зоологии и животноводстве;

    ветеринарные клиники;

    сельскохозяйственные предприятия;

    частная практика.

Где учат на зоопсихологов

Чтобы получить высшее образование по специальности зоопсихолога можно поступить на факультет психологии или биологии.

Также существуют краткосрочные курсы, дающие начальные знания по зоопсихологии, которые также подходят для владельцев животных. Учат на зоопсихологов там же, где и на обычных психологов.

Плюсы и минусы профессии зоопсихолога

  • интересная профессия для любителей животных;
  • возможность оказывать частные услуги;

    совмещение с научно-исследовательской работой.

  • малая известность профессии;
  • небольшая востребованность;

    невысокая зарплата;

    в целом, опасность для здоровья.

Зоопсихолог - это специалист, который применяет различные методики при обучении и решении проблем поведения: дрессировщицкие, психологические, этологические, ветеринарные. Благодаря этому удается решить саму проблему, а не снять симптомы, причем эффект в этом случае закрепляется на всю жизнь.

При воспитании и обучении собаки учитываются ее права, налаживается ее комфортное проживание. А если собаке хорошо, то и выполнять ваши команды она будет охотно и с радостью! И потребность в нежелательном поведении тоже отпадет.

Зоопсихолог в Москве (Галина Власова) проведет обучение по курсам:

Преимущества зооконсультации в школе "Джильда":

В нашей школе работает профессиональный дипломированный зоопсихолог Галина>> . Она решит проблемы с Вашей собачкой всего за один-два визита к Вам! Обычно требуется всего один такой визит. В сумме это получается намного дешевле, чем взять курс коррекции поведения, состоящий как минимум из 10 занятий. После визита к Вам зоопсихолог гарантирует бесплатную поддержку-сопровождение в течение 3-х недель от встречи любым из удобных Вам способов: телефон, почта, скайп.

Особенностью нашего зоопсихолога является тот факт, что после ее уникального обучения взаимодействию с собакой возможность возникновения новых проблем и конфликтов сводится практически к нулю. Результат останется с Вами и после ухода специалиста (в случае соблюдения Вами всех рекомендаций). Галина работает по уникальной авторской методике, которой пока нет аналогов. Ее опыт в кинологии - более 25ти лет.