Формы и методы ЛФК

Основные формы ЛФК: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), процедура (занятие) ЛГ, дозированные восхождения (терренкур), прогулки, экскурсии, ближний туризм.

Формы ЛФК

· Утренняя гигиеническая гимнастика;

· Занятия лечебной гимнастикой;

· Самостоятельные занятия физическими упражнениями;

· Прогулки, ходьба;

· Массовые формы оздоровительной физической культуры;

· Дозированные восхождения;

· Дозированные плавание, гребля, ходьба на лыжах;

· Элементы спортивных игр;

· Ближний туризм;

· Элементы спорта;

· Экскурсии;

· Физкультурные массовые выступления, праздники .

Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы, это хорошее средство перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма. Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбирают упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы, с учетом состояния здоровья, физического развития и степени трудовой нагрузки больного. Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин. В комплекс включают 9-16 упражнений: общеразвивающие для отдельных мышечных групп, дыхательные, упражнения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса. Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп .

Лечебная гимнастика

Процедура (занятие) ЛГ - основная форма проведения ЛФК. Каждая процедура состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного.

Вводный раздел занятия постепенно готовит организм больного к возрастающей физической нагрузке. Используют дыхательные упражнения и упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов. На протяжении основного раздела происходит тренирующее (общее и специальное) воздействие на организм больного. В заключительном периоде проводят дыхательные упражнения и движения, охватывающие мелкие и средние мышечные группы и суставы - это снижает общее физическое напряжение.

Правильное применение физических упражнений предусматривает распределение физической нагрузки с учетом ее оптимальной физиологической кривой, т.е. динамики реакций организма на физические упражнения на протяжении всей процедуры. Распределение физической нагрузки в процедурах Л Г осуществляется по принципу многовершинной кривой .

Исходные положения. В ЛГ различают три основных положения: лежа (на спине, на животе, на боку), сидя (в постели, на стуле, на кушетке и др.) и стоя (на четвереньках, с опорой на костыли, брусья, спинку стула и др.).

Задачи ЛГ. Лечебную задачу можно определить как цель восстановительных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния. Задачи лечения (в том числе ЛФК) определяются представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы.

В ряде случаев лечебные задачи определяются не патологическими сдвигами, свойственными основному процессу, а индивидуальной картиной болезни и измерениями других органов и систем (например, предупреждение деформаций ОДА при заболевании позвоночника). В комплексной терапии могут фигурировать задачи нормализации вегетативных нарушений, восстановления утраченных или нарушенных двигательных навыков или нормальной структуры движения после травмы (реконструктивных операций) и т.д. Подбор средств ЛФК в соответствии с лечебными задачами Специальные задачи характерны только для определенной формы патологии и сочетания морфофункциональных изменений. Общие задачи связаны с изменениями защитных сил организма, реактивности, роста и развития пациента, эмоциональной сферы и т.д., характерными, как правило, для многих заболеваний .

Для решения общих лечебных задач приоритетно стимулирующее и нормализующее действие ЛФК, при этом лечебный эффект распространяется на организм в целом. Используют общеразвивающие физические упражнения, общий массаж, подвижные игры, адекватные лечебно-охранительному режиму, средства закаливания.

Дозировка физической нагрузки в занятиях ЛГ имеет большое значение, поскольку во многом определяет лечебное действие физических упражнений и массажа. Передозировка может вызвать ухудшение состояния, а недостаточная дозировка не дает необходимого эффекта. Только соответствие физической нагрузки состоянию больного, его возможностям может оптимально улучшить функции различных систем организма и оказать лечебное действие .

Физическую нагрузку дозируют в зависимости от задач конкретного периода лечения, проявлений заболевания, функциональных возможностей, возраста больного, его толерантности к физической активности. Изменять физическую нагрузку можно с помощью различных методических приемов.

В зависимости от задач, стоящих в различные периоды лечения, дозировки нагрузок бывают лечебными, тонизирующими (поддерживающими) и тренирующими.

Частная систематизация физических упражнений - основа построения дифференцированных методик ЛФК. Правильный выбор физических упражнений в известной степени определяет их эффективность. Частная систематизация физических упражнений с учетом их направленного влияния на пораженную систему или орган в зависимости от этиологии - необходимый элемент обоснованного построения любой дифференцированной и эффективной методики .

Следует предусматривать влияние физических упражнений на различные физиологические механизмы, участвующие в регуляции функции кровообращения, а также на сглаживание клинических проявлений заболевания. В основном при систематизации и выборе физических упражнений необходимо учитывать их влияние на перераспределение крови как при переходе от относительного покоя к физической активности, так и при использовании различных исходных положений. Необходимо распределять физическую нагрузку на различные мышечные группы (мелкие, средние, крупные); учитывать силовое напряжение мышц, а также простоту и динамичность физических упражнений. В целом предусматривают активацию энергетических процессов (общая нагрузка), многообразное воздействие физических упражнений на функцию сердца, а также мобилизацию экстракардиальных факторов с целью улучшения циркуляции и профилактики застойных явлений .

Методы проведения процедуры ЛГ. Процедуру ЛГ можно проводить индивидуальным и групповым методами.

· Индивидуальный метод применяется у больных с ограничением двигательной активности вследствие тяжелого состояния. Вариант индивидуального метода - самостоятельный, его назначают больным, которым трудно регулярно посещать лечебное учреждение, или выписанным для долечивания в амбулаторных или домашних условиях.

· Групповой метод наиболее распространен в медицинских учреждениях (поликлиника, стационар, санаторно-курортное лечение). Группы формируют с ориентировкой на основное заболевание и функциональное состояние пациентов .

Оценка эффективности применения ЛФК в комплексном лечении

1. этапный контроль - перед началом лечения и перед выпиской; он включает углубленное обследование больного и использование методов функциональной диагностики, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы, дыхательной, нервной систем и опорно-двигательного аппарата. Выбор методов обследования определяется характером патологии. Работа с больными пульмонологического профиля наряду с оценкой функционального состояния сердечно-сосудистой системы требует включения специальных методов исследования дыхательной системы: спирографии, пневмотахометрии, оксигемографии, отражающих состояние внешнего дыхания, потребления и использования кислорода. При работе с кардиологическими больными используют методы ЭКГ, ФКГ, и др. Обследование больных с патологией хирургического и травматического характера, помимо уже указанных методов включает миотонометрию, миоэлектрографию;

2. текущий контроль проводится на всем протяжении лечения больного не реже 1 раза в 7-10 дней с использованием простейших методов клинико-функционального обследования и функциональных проб, антропометрии, контроля пульса, АД, ЭКГ и др.;

3. экспресс-контроль для определения реакции больного на определенную физическую нагрузку. Объем исследований определяется в каждом случае реальными возможностями и задачами обследования. Он может проводиться по расширенной или ограниченной программе. В обоих случаях оцениваются такие показатели, как самочувствие больного, внешние признаки утомления, реакция пульса и АД. В расширенную программу включают функциональное обследование .

Методы и средства лечебной физической культуры.

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения , состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилак тическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность.

​ Лечебное плавание.

​ Гидрокинезотерап ия.

​ Механотерапия.

​ Трудотерапия , обучение бытовым навыкам и ходьбе.

​ Игры, спортивные игры.

​ Туризм .

​ Терренкур .

​ при заболеваниях опорно-двигатель ной системы (ЛФК при коксартрозе , при нарушенииосанки , приостеохондрозе ,сколиозе …);

​ при заболеваниях сердечно-сосудис той системы;

​ при заболеваниях дыхательной системы;

​ при заболеваниях пищеварительной системы;

​ при нарушенииосанки ;

​ при травмах;

​ при операциях на грудной клетке;

​ при беременности;

​ обучение ходьбе с опорой на трость…

Существует очень много методик ЛФК и для развития мелкой моторики используются:

Гимнастика для пальчиков

Упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующие развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственног о восприятия, воображения. Каждое упражнение сопровождается рисунком-схемой, наглядно показывающим правильное положение рук, стихотворением и цветным сюжетным рисунком.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательнос ть движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории (пример смотрите далее).

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

развитие образного, эстетического восприятия действительности, формирование умения отразить предметы и явления окружающей жизни.

Например, в Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев.

Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М.Мастюкова, М.И.Ипполитова и Л.А.Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированн ых движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Если рассматривать задачи с точки зрения развития мелкой моторики у детей с ДЦП, то следует выделить:

Работу над мышцами кистей рук и пальцев;

Развитие тактильных ощущений;

Совершенствован ие зрительно-двигат ельной координации.

Организация работы над развитием тонкой моторики на уроках ЛФК происходит по трем приоритетным направлениям:

1.Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: нормализация тонуса рук, развитие чувства равновесия, координации, согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пальчиковым играм).

2. Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).

3. Формирование захвата, то есть умения дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.

Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Тем не менее, она весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, так как заставляет ребенка с ДЦП искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Размять пластилин одной рукой трудно, тем более, если движения этой руки далеко не совершенны.

Главная задача этих занятий - обучение ребенка с двигательной патологией и нарушением пространственног о восприятия способам изготовления различных форм, умению соразмерить количество материала и размеры деталей, способам создания деталей для одного и того же изделия.

Нарушения тактильных ощущений, стереогноза можно преодолеть, включая в занятия игры на узнавание предметов без зрительного контроля. С учетом этого должны подбираться и игрушки, используемые на занятиях, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игры, органично добавляя их в занятия с целью обследования объектов которые предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие также хорошо совершенствовать посредством известной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления стереоагноза.

Однако, у детей с двигательными нарушениями зрительно - двигательная координация вырабатывается далеко не сразу и с большим трудом. Это обусловлено поражением корковых и близлежащих к коре двигательных зон больших полушарий. Дети с ДЦП не могут совершать точные движения в заданном направлении и с определенным усилием, допускают много нерациональных движений.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. В результате занятий происходит постепенное совершенствовани е тонкой моторики рук. Процесс требует от ребенка определенного уровня сформированности таких компонентов ручной умелости, как технические навыки, освоение формообразующих движений.

2. У детей, страдающих детским церебральным параличом, нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук: нарушению тонуса мышц, наличию насильственных движений - гиперкинезов, неправильной установке конечностей, неточности движений рук. Перечисленные нарушения указывают на то, что процесс освоения навыков протекает у них иначе.

Метод проведения лечебной процедуры выбирают соответственно состоянию больного , его функциональным возможностям и различным видам ЛФК. ЛФК проводится индивидуальным, групповым и самостоятельным методами. Индивидуальные занятия применяются у тяжелобольных с ограниченной способностью к движению. Преимущество индивидуального метода заключается в точности дозировки и выполнения упражнений, более надежном контроле за состоянием больного.

Наиболее распространены групповые методы ЛФК , при которых занятия проводят с группой больных. В группы подбирают лиц с одинаковыми заболеваниями (по возможности в одной стадии) и тренированностью. Групповой метод обладает большей эмоциональностью, однако дозировка и качество выполнения упражнений не очень точны. Оптимальное количество человек в группе - 10-15. Различают также малогрупповые занятия - 3-5 человек в группе.

Самостоятельный (консультативный) метод применяется, если больной не может регулярно в отведенное ему время посещать закрепленное за ним лечебное учреждение или он, закончив лечение в стационаре или поликлинике, продолжает реабилитацию на дому. Самостоятельные занятия являются незаменимыми при травмах, парезах, параличах, хронических заболеваниях органов дыхания, когда только многократное повторение упражнений в течение дня может привести к восстановлению функции или развитию компенсации. Перед тем как приступать к самостоятельным тренировкам, больной должен освоить необходимый комплекс упражнений под руководством специалиста. При проведении ЛФК дома больному необходимо периодически приходить к врачу или методисту лечебной физкультуры для получения указаний к дальнейшим занятиям.

К основным разновидностям форм ЛФК относят:
  • гигиеническую гимнастику,
  • лечебную гимнастику,
  • непродолжительную, дозированную ходьбу,
  • легкий оздоровительный бег,
  • прогулки,
  • экскурсии,
  • ближний туризм,
  • спортивные упражнения,
  • терренкур,
  • игровые занятия.

Наиболее важной формой применения ЛФК принято считать процедуру лечебной гимнастики (ЛГ). Располагая огромным выбором физических, силовых упражнений, она может применяться в любом возрасте, практически при любом заболевании, в любых условиях: непосредственно в палате, или же постели больного, специализированном кабинете ЛФК, на природе на воздухе, в естественной или искусственной водной среде.

Терапевтические цели ЛГ достигаются в основном путем правильной, регулярной, длительной дозированной физической тренировки.

Определяющим мерилом в выборе характера физического тренинга, его дозы, начальных исходных положений является физическое состояние, самочувствие больного . При этом также учитываются клинические особенности протекания заболевания, и уж тем более выраженность, глубина морфологических нарушений в органах и тканях больного, так и его возраст, пол, физическое развитие, навыки, предшествующая физическая подготовленность, умение правильно дышать.

Методически правильное проведение процедур ЛГ возможно лишь при соблюдении следующих принципов:
  • физические упражнения обязаны производить воздействие на весь организм пациента;
  • должны сочетаться как общеукрепляющие, так и узкоспециализированные упражнения;
  • соблюдение постепенности и последовательности наращивания и снижения уровня физических нагрузок;
  • чередование мышечных групп, вовлекаемых в физические упражнения;
  • ритмичное выполнение каждого упражнения с постепенным возрастанием амплитуды движений;
  • введение дыхательных упражнений в промежутках между гимнастическими упражнениями для снижения физической нагрузки;
  • ежедневное частичное обновление, усложнение упражнения, введение 10-15% новых упражнений в процессе лечебного курса;
  • обучение больных упражнениям, рекомендованным для последующих тренировок в домашних условиях в завершающие 3-4 дня курса;
  • соблюдение основных дидактические принципов (сознательность, активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность) при обучении больных физическим упражнениям;
  • характер тренингов, физиологическая нагрузка, темп, ритм, дозирование, исходные положения должны отвечать режиму движений пациента.

Грамотное использование физических упражнений подразумевает распределение физических нагрузок в соответствии с оптимальной физиологической кривой. Тут понимается динамика реакций организма на силовые упражнения в течение всей проходящей процедуры. Нормирование и распределение средств физической нагрузки имеет вид многовершинной кривой, для построения которой обычно используется частота пульса.

Как правило, любая процедура ЛГ состоит из трех составляющих: вводного, главного (или основного) и завершающего (заключительного). Вводный раздел, продолжительностью 10 - 20% от суммарного времени тренинга, состоит из элементарных упражнений; его задача - постепенно привести организм пациента к нарастающей нагрузке. В главном разделе, составляющем 65-85% общего времени занятия, производится общее и специализированное тренирующее воздействие на организм. Равновесие общеразвивающих и специальных упражнений вычисляется индивидуально, в зависимости от фазы патологического процесса и уровня двигательной активности. На данной стадии физиологическую нагрузку нежно делать максимальной. В финальном разделе (10-20% суммарного времени) путем элементарных гимнастических, а также дыхательных упражнений нагрузка медленно, поэтапно снижается.

В ЛГ различают 3 главных исходных положения – горизонтальное или лежа (вариации: на спине, животе, боку), сидя (на койке, в постели, на табурете, кушетке, полу и прочие) и вертикальное или стоя (вариации: на четвереньках, с опорой или же без опоры и прочие).

При проведении ЛГ следует уделять особое внимание позитивным эмоциям , содействующим установлению и фиксации условно-рефлекторных связей. Для их создания используют игровой метод проведения занятий (особенно у детей), музыкальное сопровождение, применяют упражнения с всевозможными предметами и спортивными снарядами, которые визуально подтверждают совершенствование качества и уровня двигательных навыков занимающихся.

Гигиеническая гимнастика - это цикл упражнений, используемых для повышения комплексного тонуса, укрепления иммунитета, здоровья и уровня физического развития. Она доступна для проведения в разное время суток. Используемая после пробуждения, она имеет название зарядки, а также утренней гигиенической гимнастики (УГГ). Зачастую УГГ, являющаяся самой известной формой занятия физкультурой, как в лечебных учреждениях, так и непосредственно в домашних условиях. Как правило, состоит из 10-15 разнообразных упражнений, выполняемых за 10-15 мин.

Дозированная ходьба как форма ЛФК применяется на всех стадиях лечения. Ходьбу по скорости разделяют:

  • прогулочным шагом с темпом до 40 шагов в мин,
  • медленную - 50-70 шагов в мин,
  • среднюю - 80-100 шагов в мин,
  • быструю - до 120 шагов в мин
  • очень быструю - 120- 140 шагов в мин.

Оздоровительный бег (по-другому бег трусцой) применяется в чередовании с ходьбой или дыхательными тренировками, а также в форме непрерывного и продолжительного бега.

Терренкур (дозированное восхождение) соединяет в себе просто ходьбу по горизонтальной плоскости с подъемами, спусками в пределах уклона в 3-20° на дистанцию 500-5000 м. Его используют в санаториях в качестве укрепляющего средства для сердечно-сосудистой системы пациентов. При этом физическая нагрузка нормируется длиной маршрута, градусом подъема, числом привалов для отдыха.

Спортивно-прикладные упражнения (плавание, гребля, езда на велосипеде, лыжи, коньки и др.) используют в лечебной физической культуре дозированно, без решения спортивных задач. Их целебное и гигиеническое значение обуславливается умеренным тренингом, закаливанием организма пациента и положительным воздействием на его нервно-психическую зону.

Такие формы ЛФК, как прогулки , экскурсии , ближний туризм позволяют сочетать активное восприятие природы и окружающей среды с дозированной физической нагрузкой (преимущественно ходьбой). Эффективность их лечебно-профилактического действия значительно повышается в сочетании с курортно-ландшафтными факторами.

Частные методики лечебной физкультуры строятся, исходя из основных лечебных задач, поставленных лечащим врачом, которые должны быть известны инструктору лечебной физкультуры, применяемых методов лечения, клинической картины заболевания, состояния больного, возраста, особенностей его поведения, приспособленности к физическим нагрузкам и т. д. Поэтому инструктор лечебной физкультуры должен работать в тесном контакте с лечащим врачом, при постоянном его наблюдении и консультации.



Не имея возможности ознакомить с частными методиками лечебной физкультуры при всех заболеваниях, мы ограничиваемся изложением частных методик при заболеваниях, наиболее распространенных.

Лечебная физкультура при заболевании внутренних органов

Применение средств лечебной физкультуры в комплексе лечебных мероприятий при разнообразных заболеваниях внутренних органов находит все большее применение.

Заболевания внутренних органов вызывают резкие изменения в деятельности всего организма больного: нарушения кровообращения, обмена веществ, пищеварения, выделительной системы и т. д. В процессе выздоровления происходит восстановление нарушенной болезнью деятельности органов и систем организма.

Дозированные физические упражнения, прогулки, игры на свежем воздухе при правильном проведении улучшают деятельность органов и систем (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.) и способствуют быстрейшему выздоровлению больного.

Помимо общеукрепляющего воздействия на организм, с помощью лечебной физкультуры можно разрешать и специальные, более узкие лечебные задачи: тренировка сердечной мышцы, ослабленной в связи с заболеванием, улучшение дыхания и предотвращение спаечного процесса при плеврите, сохранение движения в пораженных суставах при артритах и т. д.

Лечебная гимнастика при заболеваниях сердечно-сосудистой системы

Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы используется широко. Она применяется при недостаточности кровообращения, гипертонической болезни, пороках сердца, миокардите, эндокардите, стенокардии, инфарктах миокарда и других заболеваниях.

Вместе с общим тонизирующим воздействием на организм больного лечебная физкультура разрешает и специальные частные задачи.

Так, при пороках сердца, т. е. при наличии анатомических (органических) нарушений клапанов сердца, задача лечебной физкультуры заключается в систематической последовательной тренировке физическими упражнениями с целью приспособления организма больного к физическим нагрузкам.

При инфаркте миокарда лечебная физкультура должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для деятельности сердечной мышцы и максимально улучшить периферическое кровообращение.

В качестве примера разберем методику применения лечебной гимнастики при недостаточности кровообращения.

Лечебная гимнастика при недостаточности кровообращения преследует цель облегчить работу сердца путем развития и тренировки вспомогательных (экстракардиальных) факторов, обусловливающих кровообращение.

Улучшая функцию вспомогательных механизмов кровообращения (ритмические сокращения и расслабления мышечных групп, движения в дистальных отделах конечностей, внешнее дыхание), физические упражнения облегчают деятельность самой сердечной мышцы, снижая явления сердечной недостаточности (см. ориентировочный комплекс).

Методические указания

  • 1. Лечебную гимнастику следует применять после того, как в клинической картине отмечаются определенные сдвиги в сторону улучшения (уменьшение отечности, застоя в печени, одышки и др.).
  • 2. При проведении занятий лечебной гимнастикой необходимо подбирать исходные положения (лежа, сидя, стоя), соответствующие общему состоянию больного и клинической картине заболевания.
  • 3. При проведении занятия необходимо следить за реакцией больных на нагрузку, допуская проявления лишь легкой усталости.
  • 4. В комплексе занятий по лечебной гимнастике рекомендуется использовать дыхательные упражнения и паузы, особенно после упражнений для туловища.
  • 5. Нужно обращать особое внимание на санитарно-гигиеническое состояние помещения для занятий, обеспечивая предварительное его проветривание.

Лечебная гимнастика при заболеваниях органов дыхания

Основной задачей лечебной гимнастики при заболеваниях органов дыхания является восстановление нарушенной функции дыхания. Это осуществляется путем общеукрепляющего воздействия на весь организм физическими упражнениями и специальными упражнениями в статическом и динамическом дыхании из различных исходных положений.

Наиболее типичными исходными положениями при занятиях физическими упражнениями для больных с заболеваниями органов дыхания являются положения лежа и стоя, при которых создаются наиболее благоприятные условия для деятельности дыхательного аппарата.

При проведении занятий в постели используется исходное положение лежа на спине, на животе или на боку. Основное исходное положение лежа на спине может быть в следующих вариантах:

  • а) лежа на спине, голова - на подушке; применяется в тех случаях, если у больного не имеется выраженной легочной недостаточности (пневмония, плеврит);
  • б) лежа на спине без подушки под головой; применяется при наличии нагноительных процессов (бронхоэктатическая болезнь, абсцесс легкого); в этих случаях используется также положение лежа на боку, на животе;
  • в) лежа на спине с приподнятой головой и верхней частью туловища; применяется при наличии выраженной легочной и сердечно-легочной недостаточности, когда больному трудно дышать.

Положение стоя используется в основном при занятиях с ходячими больными.

Разберем для примера методику лечебной гимнастики при крупозной пневмонии.

Курс лечебной гимнастики при крупозной пневмонии продолжается в среднем 10-12 дней, распадаясь на: а) подготовительный период - 2 дня, б) основной период - 7-8 дней, в) заключительный период-1-2 дня.

Занятия по лечебной гимнастике в подготовительном периоде проводятся обычно в палате, лежа в постели. Производятся элементарные физические упражнения для рук, ног и туловища и дыхательные упражнения. Дозировка нагрузки определяется количеством повторений упражнений и темпом их выполнения.

По мере нарастания тренированности количество повторений увеличивается.

В основном периоде занятия лечебной гимнастикой могут проводиться как в палате, так и в специальном кабинете лечебной гимнастики или на воздухе. Комплекс физических упражнений более сложен по выполнению и по физиологической нагрузке. В занятия могут включаться снаряды: мячи, палки. Рекомендуется тренировка дозированной ходьбой (см. комплекс).



Лечебная гимнастика при артритах

Лечебная гимнастика при артритах применяется в под-острой и хронической стадиях заболевания. Острое течение обычно сопровождается симптомами, характеризующими воспалительный процесс (повышенная температура, лейкоцитоз, высокая РОЭ), и наличием болевого синдрома, в результате чего применение лечебной физкультуры противопоказано.

Основные задачи лечебной физкультуры при артритах:

  • 1) тонизирование организма больного с целью повышения деятельности основных систем и органов, деятельность которых нарушается в связи с ограничением двигательной функции, в частности нервно-мышечного аппарата, кровообращения и т. д.;
  • 2) разработка движений в пораженных суставах;
  • 3) профилактика возможных изменений в здоровых суставах;
  • 4) воздействие на связочный аппарат, вовлеченный в заболевание;
  • 5) приспособление двигательного аппарата к дозированным нагрузкам;
  • 6) снятие болевого синдрома.

При составлении комплексов лечебной гимнастики специальные упражнения, связанные с движениями в пораженных суставах, следует чередовать с движениями в здоровых суставах и дыхательными упражнениями. Имеющийся болевой синдром всегда должен учитываться при проведении занятия. Для его снижения рекомендуется предварительно проводить тепловые процедуры: теплую ванну, лечение озокеритом, парафином, а также лечебный массаж.

В целях уменьшения боли в пораженном суставе вначале производят только пассивные движения и по мере привыкания к ним переходят на активные движения. В начале курса лечения физические упражнения делаются только в здоровых суставах. Большое значение имеет сознательное отношение больных к занятиям лечебной гимнастикой, для чего с больными проводится беседа о механизме действия физических упражнений при данном заболевании.