МБДОУ Д\С «Солнышко»

Модель центра исследовательской деятельности в ДОУ

(подготовительная группа)

Воспитатель: Капичникова.Е.А.

«Только через деятельность можно реализовать познавательные задачи и развивать познавательные навыки. Надо не погасить «почемучек», а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране» (А. Г. Асмолов, председатель рабочей группы по разработке ФГОС, руководитель Федерального института развития образования.)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н Подъякова, в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

В ходе экспериментально-исследовательской деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, считаем основной задачей ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, создать необходимые условия для этого. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада должны быть созданы детские лаборатории, научные центры, уголки экспериментальной деятельности. Они должны развивать не только познавательный интерес, но и служить специфической базой игровой деятельности. Дети проводят опыты, эксперименты и наблюдения по разной тематике. Детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими как наблюдение и труд. Так же тесная связь прослеживается с развитием речи, изобразительной деятельностью, ФЭМП.

Экспериментальная работа вызывает интерес к следованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала.

В уголке исследовательской деятельности (мини-лаборатория, центр науки и т.д.) должны быть выделены:

  • место для выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (камни, ракушки и т.д.);
  • место для приборов;
  • место для хранения материалов (природного, бросового);
  • место для проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки и т.д.);
  • место для выращивания растений).

Материалы данной зоны должны располагаться по следующим направлениям: «Песок-вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Резина», «Свет», «Стекло и пластмасса».

При оборудовании лабораторий, должны быть учтены следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения.

Детей нужно познакомить с учёными и их основными трудами, в доступной для детей форме, для этого в центре экспериментирования и исследования необходимо расположить их портреты, где данные люди находятся в работе, проводят опыты и эксперименты.

Всё групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем дошкольном возрасте это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
  • способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

Примерное оборудование центров для детского экспериментирования

(подготовительная группа)

Центры «Вода Песок» и «Наука и Природа»

Колбы, пробирки, резиновые груши, разного размера, баночки и бутылочки, крышки, ведёрки, тазы, ванночки, бисер, весы, воронки, глобус, губки, деревянные предметы, детская посуда, дневники наблюдений за посадками растений, иллюстративный материал, календари природы и погоды, карта мира, картотеки опытов, клеёнчатые фартуки, коллекция ракушек, коллекция семян, коллекция трав, коллекция крупы, мерные ложки, лупа, фонарик, шприцы без игл, зеркало, лампа, магниты, мерные чашки и стаканы, микроскоп, монеты, железные предметы, деревянные палочки, бруски, дощечки, песчаные часы, пипетки, природный материал (жёлуди, шишки, семена, ракушки, пробки, крышки, пуговицы, сито, дуршлаг, трубочки, соль, сахар, тёрка, пищевые красители, резиновые перчатки, тематические материалы, материал для игр со снегом и льдом, формочки для льда, материал для изучения почвы (земля, песок, глина, мел), материал для игры с мыльной пеной, мыльные пузыри.

Центр «Кулинария».

Картографы «Повар», кондитерский шприц, консервный нож, контейнеры, миски, деревянная лопатка, поварёшка, мука, соль, сахар, подсолнечное масло, кухонные ножи, вилки, ложки, овощерезка, разделочные доски, подносы, книга рецептов, сто, дуршлаг, скалка, тёрка, шинковка, толкушка, фартуки, косынки, духовка, формы для печенья, и кексов, венчик, пищевые красители, тарелки, кастрюля, сковорода.

Центр «Книги».

Алфавит, буквы, бумага, ручки, прописи, игры для занятий по звуковой культуре речи, картотека скороговорок, чистоговорок, разрезные картинки, упражнения для пальцев рук, книжки самоделки, кроссворды, ребусы, загадки, комплекс артикуляционной гимнастики, кубики с азбукой, магнитофон, аудиокассеты, различные виды театра.

Центр «Искусство».

Краски, гуашь, акварель, миски, палитры, кисточки, карандаши, восковые мелки, бумага разного размера и текстуры, свечи, газеты, губки и штампы, дырокол, зубные щётки, клей, нитки, коробочки, крупы, ножницы, трафареты, пенопласт, пластилин, тесто для лепки, пуговицы, синтепон, степлер, тряпочки, фломастеры, художественная литература по ИЗО, цветная бумага, цветной картон, тушь, чернила, копировальная бумага.

Центр «Манипуляторный»

Балансовые весы, геометрические фигуры, домино, шашки, игры Монтессори, коллекция крышек, коллекция часов, конструкторы, кубик Рубика, кубики Никитина, линейки, ручки, лото, настольно-печатные игры, пазлы, мелкие игрушки (матрёшки, грибочки и т.д.), мерные ёмкости, монеты, пуговицы, палочки Кюизенера, счётные палочки, песочные часы, рабочие листы с заданиями, разрезные картинки головоломки, семена, природный материал, счёты, тетради в клетку, цифры, ящик ощущений или чудесный мешочек, блоки Дьёнеша.

Весь предложенный материал должен использоваться с учётом техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.


1.4. Основные направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой
культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого
высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой
задачи, и меняются методы обучения.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошко-
льного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих
возрастах, однако усложняется каждая задача, как в смысле со-
держания, так и в методике обучения.

А) Воспитание звуковой культуры речи,

Основная задача работы по усвоению и правильному
произношению всех звуков родного языка - дальнейшее со-вершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой,
правильной, выразительной речи.

Б) Словарная работа.

Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь
детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого
сделан предмет (дерево, металл, стекло), широко используются
загадки и описание предметов, их свойств Качеств, действий.
Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной
слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие
к ситуации,

Для обогащения и уточнения словаря используют следующие приемы~;

А) воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и прелагает повторить его;

б) детям предлагается поразмышлять над новым словом
(Стоял погожий осенний день, - начинает воспитатель свой
рассказ и интересуется - Как вы думаете, какой это был день?);

в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов и просят, ориентируясь на его внешний
вид, выбрать ту, которая им кажется более точной.

К приемам активизации словаря, наиболее часто используемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста, от-
носятся следующие;,

а) вопросы к детям (Что это? Какой? Что делает? Где? Когда? Как?

б) словесные дидактические упражнения; «Кто скажет
точнее?», «Кто расскажет подробнее?». «Кто скажет иначе?»
(упражнение на подбор синонимов), «Скажи, наоборот" (на ис-
пользование антонимов) "

в) дидактическая игра «Отгадай загадку», При этом вос-
питатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает
их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Разновидностью этой игры является игра «Вершки-корешки.> Де-
ти по ботве определяют овощ или же к овощу подбирают бот-
ву"

" г) дидактические игры на группировку и квалификацию

предметов. Они могут быть словесными с использованием на-
глядного материала. В качестве примеров можно назвать сле-

дующие: «Что лишнее? "Назови одним словом "(клещи, молоток, рубанок, пила- это инструменты), "Ничего не забудь",
"Продолжи сам" и т.д. Помня, что основой группировки и клас-
сификации является сравнение, в работе с детьми необходимо
использовать игры типа "Похожи-непохожи" (апельсин и ли-
мон, корова и лошадь). При формировании умения сравнивать особое внимание обращается на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья)

д) игры - небылицы (Что не так?),
в) формирование грамматического строя речи.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных
(особенно среднего рода), образование трудных форм глагола в
повелительном наклонении.

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать
языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Особое внимание уделяют синтаксической стороне речи
умение строить не только простые распространенные, но и
сложные предложения разных типов.

Составление коллективного письма в «ситуации письменной речи» (ребенок диктует, взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения.

Формирование синтаксической стороны речи детей является необходимым для развития связной речи.

г) Развитие связной речи.

В пересказывании литературных произведений дети
учатся связно, последовательно и выразительно передавать
текст без помощи взрослых.

Дети упражняются в рассказывании по картинке, по серии сюжетных картин, рассказыванию об игрушках, составляют рассказы из собственного опыта. Занятия по обучению рассказыванию проходят еженедельно. Дополнительно (один-два раза в месяц) планируются дидактические игры и упражнения на формирование монологической речи.

Поскольку все виды работы по развитию связной речи
одинаково важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется между ними равномерно. На каждый месяц
планируются пересказы небольших сказок и рассказов, занятий
по описанию игрушек и приемов; по описанию сюжетных картинок, по составлению рассказов из опыта.

Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь,
грамматику, связность речи, должны быть интересными и увлекательными.

Наряду с играми, имеющие широкое обще развивающее
влияние на речь, в методике имеются дидактические игры. В
них вешаются вопросы активизации, уточнения той или иной

грамматической формы, чтобы помочь детям освоить трудные

формы в словоизменении (родительный падеж множественного
числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в
роде и т.д.), способы образования слов (наименование детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

Игры и упражнения признаны активизировать детскую
поисковую активность в форме грамматики, воспитывать у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Ради словесных приемов словарной работы особое место
занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей.
Они формируют у детей практические навыки: умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различить оттенки в зна-
чении слов.

В старшем дошкольном возрасте в игровой форме ис-
пользуются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического
ударения, на составление предложения по слову, по схеме. Для
этого используют такие игры: "Живые слова", "Надо сказать по-другому", "Какие слова вы слышали" и так далее.

Для совершенствования структуры высказываний важную
роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое
может иметь игровую форму.

Игровую форму обучению может придать сюжет, включение задания - рассказать в сюжетно-ролевую игру: фотовыставка, магазин, киоск открыток, экскурсия по родному городу.
В игре используются такие приемы на вопрос (проблемные вопросы: почему, когда, а что если...), распространение высказываний ребенка, обогащение высказываний ребенка в рассказ,
пересказ начала фразы.


Работающим как в специализированных дошкольных учреждениях, так и в специальных группах общеобразовательных детских садов. Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. По моему мнению, работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями...

Физико-химическим, но и к социальным условиям внешней среды. Так как для дефектолога понимание специфики мотивирующих ощущений и образов разной степени сложности и логики их преемственного развития составляет основу коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, то очевидна необходимость дальнейших целенаправленных исследований в этом направлении, прежде всего психолого-педагогического...

Ни одного разработанного отечественными учёными метода исследования интеллекта детей с отклонениями. Вышесказанное позволяет называть Г.И. Россолимо один из основоположников отечественной дефектологии. Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми - "План исследования детской души...

Между тем, пожалуй, именно в этом звене отбора обнаруживаются наиболее существенные недостатки. Чтобы правильно оценить современное состояние, положительные стороны и недостатки психологической диагностики в области дефектологии, необходимо рассмотреть эту диагностику в трех планах: теоретическом, методическом и практическом. Рассмотрение в теоретическом плане ведет к выявлению теоретической...