Логопедическое занятие по лексической теме «Осень. Деревья»

Программное содержание:

1. Уточнить представление об осени и ее приметах.

2. Расширить и активизировать словарь по теме.

3. Совершенствовать грамматический строй речи.

4. Развивать длительный плавный выдох.

5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.

Материалы:

Листья дуба, клена, осины, березы вырезанные из картона; листья на ниточках из цветной бумаги; сюжетные картинки по теме «осень» , картинка по теме «лето»; наложенное изображение листьев; наборное полотно; корзинка; мяч.

I. Организационный момент

1. Л .: – Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев.

Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

(Ребенок: – Это оранжевый лист клена.)

Л.: – Правильно. Это оранжевый кленовый лист.

(листья: клен, береза, дуб, осина).

Л.: – Молодцы. Положите листочек на свой стол.

– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

(О листьях, об осени .)

II. Беседа об осени с рассматриванием картинок.

(На наборное полотно выставить сюжетные картинки об осени).

2. Л.: – Ребята, посмотрите на картинки. Какое время года нарисовано?

(На картинках нарисована осень. )

Л.: – Что ты видишь на 1-ой картинке, Маша?

Что нарисовано на этой картинке, Лиза?

Что ты видишь на этой картинке, Паша?

Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках.

А какие еще приметы осени вы знаете?

Молодцы, вы назвали все приметы осени.

3. Упражнение «Подуй на листочки»

– Встаньте прямо, возьмите листочек за ниточку, поднесите его к губам, немного отодвиньте его от лица. Начинайте дуть по моей команде.

Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

4. Игра «Четвертый лишний» (на наборное полотно выставить 3 картинки осени и 1 лета).

Л.: – Посмотрите на картинки внимательно и подумайте, какая из них не относится к осени. Какая картинка лишняя?

5. Игра «Один-много» (с мячом).

Л.: – Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например: стол – столы, кот – коты).

Лист… зонт… туча…

Дерево… гриб… птица…

Л.: – Молодцы. Садитесь на места.

6. Игра «Что лишнее?».

Л.: – Я буду называть слова. Все они будут иметь что-то общее, но одно слово будет лишним.

Дуб, рябина, ромашка, береза;

Береза, трава, тополь, клен;

Туча, лед, дождь, ветер;

Грибы, урожай, листопад, подснежник;

Зонт, сапоги, шорты, куртка.

Л.: – Все верно назвали. Теперь надо немного поработать и пальчикам.

7. «Осень».

Ветерпо лесу летал, Плавные волнообразные движения

Ветер листики считал: ладонями.

Вот дубовый, вот кленовый, Загибают по одному пальчику

Вот рябиновый резной, на обеих руках.

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.

8. Л.: – Немного отдохнули. Теперь будут ваши глазки смотреть внимательно. Здесь стоят листочки (4-5 листьев). Запомните их. Теперь закрывайте глаза, я уберу 1 листочек. Открывайте глазки.

– Какого листочка не стало?

– Все внимательные.

9. Игра «Найди листья».

(Посмотрите внимательно на картинку и скажите, что вы видите, затем обведите изображение пальцем. – Я вижу кленовый лист.)

10. Игра «Посчитай листья».

Л.: – Посмотрите сколько здесь листьев. Давайте посчитаем сколько листьев будет в букете. (Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев. Также считаем листья дуба, березы.)

Ш. Окончание занятия, оценка детей.

Картотека логопеда:

задания по лексическим темам воспитателям подготовительной к школе группы.

Выполнила:

учитель-логопед ГБДОУ № 125

г. Санкт-Петербурга

Овеснова Светлана Петровна

Лексическая тема: «Осень. Деревья». 3

Лексическая тема: «Лес. Грибы и ягоды». 5

Лексическая тема: «Овощи. Огород». 7

Лексическая тема «Фрукты. Сад». 9

Лексическая тема: «Сад – огород. Домашние заготовки». 11

^ Лексическая тема: «Осень» (обобщение). 12

Лексическая тема: «Наше тело. Правила гигиены». 14

Лексическая тема: «Дикие животные. Подготовка к зиме». 16

Лексическая тема: «Животные холодных и жарких стран». 18

^ Лексическая тема: «Перелётные птицы». 20

Лексическая тема: «Зимующие птицы». 22

Лексическая тема: «Одежда, обувь, головные уборы». 24

Лексическая тема: «Новогодний праздник». 26

^ Лексическая тема: «Зима» (обобщение). 28

Лексическая тема: «Дом. Строительство». 30

Лексическая тема: «Квартира. Мебель. Электроприборы». 32

Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания». 34

^ Лексическая тема: «Домашние животные и их детёныши». 36

Лексическая тема: «Дикие животные зимой». 38

Лексическая тема: «Защитники Отечества». 40

Лексическая тема: «Ранняя весна». 42

Лексическая тема: «Мамин день. Семья». 44

Лексическая тема: «Профессии». 46

Лексическая тема: «Комнатные растения». 48

Лексическая тема: «Рыбы. Животный мир океана». 49

^ Лексическая тема: «Транспорт. Профессии на транспорте». 51

Лексическая тема: «Космос». 53

Лексическая тема: «Наш город (Санкт-Петербург)». 55

Лексическая тема: «Наша Родина – Россия». 58

^ Лексическая тема: «Цветы». 60

Лексическая тема: «Насекомые и пауки». 62

Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности». 64

Список литературы 66

^

Лексическая тема: «Осень. Деревья».

Расширение словарного запаса детей:

Предметный словарь:

Время года, осень, зима, весна, лето, сезон, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай, деревья, куст, листья, ковёр (из листьев), берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, древесина, пень, шишка, хвоя, крона, плод, семена.

^ Глагольный словарь:

Наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть, срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.

^ Словарь признаков:

Осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые (дни), промозглый, мокрый, проливной, моросящий, косой, красный, жёлтый, бордовый, багряный, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, рыжий, поздняя, хвойный, лиственный, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, трухлявый.

^ Словарь наречий:

Мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.
Лексико-грамматический строй речи:


  • ^ Дидактическая игра «Скажи наоборот» ( подбор антонимов: ярко-тускло, ранний - поздний и др.. см. расширение словарного запаса).

  • Дидактическая игра «Сосчитай листочки» (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными).

  • Дидактическая игра «В лесу» (упражнение в образовании мн. числа существительных и их употреблении в именительном и родительном падежах. Пример:
^ У дома растёт берёза, а в лесу растут…(берёзы). В лесу много…(берёз) .

  • Дидактическая игра «С какого дерева, чей листочек?» (образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист).

Развитие связной речи:

^ Составление описательного рассказа «Осень» с использованием схематичного плана.

Подробный пересказ рассказа «Лес осенью» (по Г. Скребицкому и В. Чаплиной)

^ Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.

Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

^ Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

Вопросы:


  1. О каком времени года говорится в рассказе?

  2. Какого цвета лес был летом?

  3. Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?

  4. Какого цвета стали осины осенью?

  5. Какие деревья не изменили своего цвета?

  6. Как кружатся листья в воздухе?

Развитие общей моторики.

Подвижная игра «Деревья»:


Ветер дует нам в лицо,

Дети обмахивают руками лицо.

Закачалось деревцо.

Поднимают руки вверх, наклоняют туловище влево - вправо.

Ветер дует тише, тише.

Опускают руки, приседают на корточки.

Деревце растёт всё выше, выше.

Тянутся на носочках, руки вверху.

Ветер сильный набежал,

Энергично машут руками.

Много листиков сорвал.

Перебирая пальцами, опускают руки.

Развитие мелкой моторики:

^ Выкладывание по образцу листьев разной конфигурации из мелкой мозаики, гороха, пуговиц.

чернова надежда
Фронтальное занятие для детей средней группы. Лексическая тема: «Осень. Деревья»

Фронтальное занятие для детей средней группы .

Лексическая тема : «Осень . Деревья

Тема занятия : составление рассказа об осени .

Цели :

Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий;

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень » ;

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением;

Развивать координацию речи с движением;

Развивать мелкую моторику;

Продолжать развивать у детей память , внимание, наглядно – образное мышление;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Оборудование : таблица по теме «Осень » , предметные картинки с изображением деревьев , листья с разных деревьев .

Подготовка к занятию : рассматривание иллюстраций по теме «Осень » , беседы с детьми, рисование по теме «Осень » .

Ход занятия:

1. Организационный момент :

Здравствуйте, ребята!

Расскажите мне, пожалуйста, что вы сегодня увидели по дороге в детский сад?

- (Ответы детей )

Я хочу сегодня с вами отправиться в сказочный лес. Но перед тем, как нам туда отправиться, отгадайте загадку. (Загадка написана на кленовом листочке)

Несу я урожаи, птиц к югу отправляю,

Деревья наряжаю , затем их раздеваю,

Бываю золотая, поздняя,

А зовут меня все (осень ) .

Правильно! И сегодня мы отправимся в не простой лес, а какой? (осенний )

Лес наш не простой, волшебный. И в нём есть разные задания.

Посмотрите, стоит дерево . Это (дуб) . Правильно! Вот с дуба упал листик. Он какой? (дубовый) . И вот на дубовом листике первое задание.

2. Игровое упражнение : «Ласковые слова» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

Например, я говорю слово «солнце» , а вы мне говорите, как оно будет звучать ласково – «солнышко» .

Ветка – веточка, лист – листик, дождь – дождичек, трава – травка, туча – тучка, дерево – деревце .

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Можно идти дальше.

Вот ещё одно дерево . Это (берёза) . А вот и листик с него упал. Он какой? (берёзовый) . А на нём ещё одно задание.

3. Развитие координации речи с движением.

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

А как называется это дерево ? Это рябина! Правильно! Вот и с рябины упал листик. Он какой? (рябиновый) . И на нём тоже задание.

4. Игровое упражнение : «Подбери действие» - образование глаголов настоящего времени.

Листья осенью (что делают) – желтеют, опадают.

Дождь осенью (что делает) – идёт, моросит.

Птицы осенью (что делают) – улетают.

Деревья осенью (что делают) – роняют листья.

5. Составление предложений об осени по картине .

Осенью солнце греет слабо .

Часто идут дожди.

Листья желтеют и опадают.

Дует сильный, холодный ветер.

Появляется много луж.

Люди надевают тёплую одежду.

Молодцы ребята! Со всеми заданиями справились. Осенний лес вас благодарит , но не хочет просто так отпускать. Он вам даёт домашнее задание. Вам нужно будет угадать, какие листики находятся на зашифрованной картинке.

6. Подведение итогов занятия .

Публикации по теме:

Календарное планирование в средней группе «Осень. Деревья и кустарники» Тема недели: «Осень» (деревья и кустарники) (с 21.09 по 25.09) Итоговое мероприятие___ Понедельник.

Конспект НОД компенсирующей направленности в старшей группе для детей с ОНР Тема «Осень. Деревья. Лес» Программные задачи: Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью; активизация словаря по темам «Осень», «Деревья»;.

Конспект занятия по хозяйственно-бытовой деятельности для детей с ЗПР 5–7 лет (лексическая тема недели «Зима») Конспект занятия по хозяйственно-бытовой деятельности для детей с ЗПР 5-7 лет (лексическая тема недели «Зима»). Педагог Гарина Татьяна Владимировна.

Коррекционно-развивающее занятие. Лексическая тема «Весна» РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА ПЕРВОМ И ВТОРОМ ЗАНЯТИЯХ Наблюдение за сезонными изменениями в природе, рассматривание.

Лексическая тема «Насекомые» Кузнечик, муравей, стрекоза, пчела, бабочка, жук, муха, божья коровка, комар, оса, шмель, таракан, гусеница. Программное содержание. Способствовать.

Лексическая тема «Посуда» Лексическое занятие «Посуда» Цель: Развитие лексико-грамматической категории на материале лексической темы «Посуда» Задачи: 1. Обогащать.

Цель:

  • уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к сущ.;

  • развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оздоровительные задачи:

Развитие координации речи с движением, самомассаж, су-джоко терапия.

Оборудование: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, су-джок мячики, схема рассказа.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, о деревьях, разучивание упражнения «Клен».

Ход занятия.

I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Ежик!

Логопед: давайте поприветствуем ежика.

Это что же за комочек (сжимать кулаки)

Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами)

На себе несёт комочек

(сжимать кулаки)

Два листочка и грибочек.(

разжимать пальцы в стороны)

Логопед: И ежик принес на своих иголках намек на то, о чем мы сегодня будем говорить.

Давайте попробуем угадать?

Дети: вспоминают, что принес ежик, логопед подводит к теме «Деревья осенью».

Логопед: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Су-джок)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью. (Ответы детей. Например, листья желтеют, опадают, появляются плоды – перечисляем, какие. Логопед добивается полного ответа).

Логопед: Молодцы, вы очень наблюдательны.

Логопед: А сейчас давайте покажем ежику, что мы умеем с помощью язычка показывать истории (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика».)

Наступила осень, тучки все чаще закрывают солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). Из этих тучек поливает дождь (цокать языком). Ежик выглянул в окошко (тянем язычок), потеплее оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка ежика на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался (заборчик). Скоро тучек стало еще больше, и они вот-вот совсем спрячут солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Ежик поспешил домой.

Логопед: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (логопед кидает мяч, ребенок, поймавший его, называет дерево). А теперь назовите части дерева (корни, ствол, стебель, листья, плоды, семена, ягоды, гроздья, сережки, кора, шишки, крона). А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина)

Логопед: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка)

Дерево стоит, пошатываясь на ветру, вдруг налетел сильный ветер и сорвал листочки. Листочки медленно опускаются на землю. А дерево снова раскачивается, дышит свежим осенним воздухом. Но нут пошел дождь (похлопывания по себе), дождь становился все сильнее и сильнее… а потом затих. Тучки расступились и дерево снова стоит, раскачиваясь на ветру.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Назови дерево ласково, а потом со словом «много». (с мячом)

Дуб – дубок, много дубов – много дубочков

Береза - ………………………………………..

Рябина - ………………………………………

Осина - ………………………………………

Сосна - ………………………………………

Ель - …………………………………………

Клен - ……………………………………….

Пень - ………………………………………..

Логопед: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии. Вы знаете, что это такое? (добавь нужное слово)

Упал с дуба лист….(дубовый)

Упал с клена лист….(кленовый)

Упал с березы лист…(березовый)

Молодцы, прекрасный получился гербарий!

Логопед: Ребята, вы мне рассказывали, что к огда наступает осень, вся природа меняется, давайте с вами ощутим эти изменения

(Проводится массаж лица.)

Солнышко светит все меньше - поглаживаем лицо.

Часто льет холодный дождь. - постукивание подушечками пальцев

Ветер пронизывает насквозь. - пощипывание

И мы радуемся каждому лучику солнца. - снова поглаживание

Логопед: Еж живет в лесу, а осенью с деревьев падает много листьев, и поэтому у него их много. И ему очень хочется похвастаться. (Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)

Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист,кленовый лист, еловая шишка)».

Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки)».

Логопед: А теперь давайте скажем, что делает ежик. Он устал и сел … (согласование с предлогами)

Он сидит … на пне (слез с пня, спрятался за пень, вышел из-за пня и т.д.)

Логопед: И вот сидел он на пне, сидел и придумал интересную историю. Хотите послушать?

(логопед обращает внимание детей на су-джок) Давайте возьмем наши маленькие ежики и будем участвовать в истории.

4. Су-Джок-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик. Показать шарик в открытой ладони.

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок

Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

Круговые движения шариком по ладони.

На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке!

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

Катать шарик по ладони вперед- назад.

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать шарик в ладошке.

Логопед: Ребята ежик рассказал вам свою историю, а давайте покажем ежику, как мы умеем составлять рассказ по схеме?

Дети: Да.

Логопед: Давайте приготовимся, выпрямим спину, сядем красиво.

Дети составляют рассказ по схеме.

http://logoped-anna.blogspot.ru/2012/11/blog-post_7607.html

Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. О чем мы сегодня говорили? Давайте попрощаемся с ежиком!

Вы молодцы, отлично поработали.

Планирование подгрупповой логопедической работы

В подготовительной к школе группе для детей с ОНР

по лексической теме «Деревья».

1. Лексико-грамматические упражнения.

а). Активизация словаря. Развитие слухового внимания и памяти.

В тени деревьев так приятно:

Удобно, зелено, прохладно.

Деревья мы благодарим,

О них сегодня говорим.

Игра «Запомни больше». Дети повторяют за логопедом ряд слов –

названий деревьев по основным видам: лиственные, хвойные, плодово-

ягодные. Например: вишня, сосна, тополь. Вишня, сосна, тополь, ясень.

Словесный ряд постепенно увеличивается.

б). Обогащение словаря. Развитие воображения, моторики.

Вспоминай, рисуй, воображай:

Часть дерева друзья ты загадай

Игра «Воздушные рисунки». Одному из детей предлагается изобразить

пальцем в воздухе ствол, веточку, листик (то есть любую часть дерева.)

Остальные дети отгадывают изображенную часть дерева.

в). Словоизменение: Творительный падеж множественного числа

существительных. Согласование существительных с прилагательными

в числе и в падеже.

Букет осенний ярок.

Он осени подарок

Игра «Собери букет». Детям предлагается собрать листья деревьев

из цветной бумаги (либо гербарий). По ходу действия каждого спрашивают:

За какими листьями ты пошёл? (Я пошёл за дубовыми листьями.)

г). Работа над фразой. Сложносочиненное предложение с союзом А.

Сравним мы дерева с кустом:

Различия мы в них найдем!

Например: Дерево высокое, а куст низкий.

д). Работа над семантическим значением слова.

Люди по лисам гуляют…

РАЗНЫЕ леса бывают!

Запомним, как их называют.

Игра «Объяснялки». Детям предлагают объяснить понятия: березовая

роща, сосновый бор, дубрава, ельник, яблоневый сад, липовая аллея.

2. Общие речевые навыки. Работа над слоговой структурой слова

а). Проговаривание скороговорки:

Дуб дубовистый, широко зеленистый.

б). Воспроизведение ритмов деревянными ложками.

По тропинке осторожно

скакать по - разному нам можно.

Дети слушают с закрытыми глазами предложенную серию ритмов.

(Если сложно – с открытыми). Повторяют, воспроизводя сильные (/) и

слабые (-) удары: /-, //-, ///-; /-, //-, -///.

в). Тренировка длительного речевого выдоха.

А потом и отдыхать.

Вдыхать и долго выдыхать.

Дети делают вдох и на одном выдохе произносят фразу, с каждым

последующим выдохом ее увеличивая. Например: «Вот какая сосна», «Вот какая высокая сосна», «Вот какая высокая, красивая сосна».

г). Работа над интонацией.

Коль понравилось – скажи,

Настроение покажи.

Детям раздаются пиктограммы, с учетом которых произносится фраза-

отношение к прогулке. Например: Я очень хорошо отдохнула.

(Пиктограмма «радость»). Я сильно устал. (Пиктограмма «грусть»).

Если дети затрудняются сами подобрать текст для отображения их

пиктограммы, то фразы составляет взрослый (или «сильный» ребенок),

а «хозяин» пиктограммы повторяет.

3. Фонетико – фонематические процессы. Грамота.

Моторика. Психические процессы.

а) Развитие зрительного внимания, мелкой моторики рук.

Закрепление графического образа букв.

Буквы с листьями играли,

силуэт запоминали.

Детям раздаются контуры листьев (внутренний контур) и предлагается на листе

с буквами: буквы А «спрятать» в дубовые листья, буквы У – в кленовые листья.

б). Упражнение в звуковом анализе слов. Развитие слуховой памяти на линейный

ряд.

Мы с буквами тоже умеем играть.

Давайте к схемам словам подбирать.

Д/и «Угадай порядок гласных».

Детям предлагается соединить чертой рисунки с подходящей названием картинок

схемой. На схеме написаны только гласные. Например, А_____У, У_______А.

К первой схеме подходят картинки: парус, фартук, арбуз, страус, кактус.

Ко второй схеме: буква, сумка, шуба, ручка, булка и другие.

в). Развитие тактильной памяти, мелкой моторике.

Чудесные мешочки в ряд

Уже готовы для ребят.

В любой рукою заберись,

С чем он - скорей определись!

Дети выкладывают заданные буквы из того материала, который окажется

у них в мешочке. Например: Из семян, из крышечек от сока из пуговиц.

г). Развитие ориентации на листе. Цветовая дифференциация.

Дифференциация букв.

Приз деревья дарят нам.

А какой? Ответ не дам.

На столе разложены буквы из цветной бумаги. На них «подарки» плодово -

ягодных деревьев. (Муляжи фруктов и ягод). Варианты заданий: Собрать

мандарины. На каких буквах они были? Или: Собери плоды с фиолетовых букв.

(Назвать эти буквы и эти плоды). Или: Возьми плод с буквы в верхнем правом

углу. Какая это буква? Какой плод? И т. д.

д). Выделение первого звука в слове. Профилактика дисграфии. Развитие

мелкой моторики рук.

С деревцами поиграйте,

Первый звук вы угадайте,

Буковкой обозначайте.

Запись букв пальцами на манном «поле».

е). Развитие внимания, переключаемости.

Будь внимательным, мой друг!

Встаем в большой и ровный круг.

Растения ты различай,

Второе слово подбирай.

Словесная игра «Подбери слово». Например: Сирень - куст, дуб - ….(дерево).

4. Связная речь.

а). Составление рассказа по сюжету.

В лес с собакой мы пойдем,

Что в лесочке мы найдем?

Сюжет «Случай в лесу» из книги Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо

говорит»). Более сложный вариант – составление рассказа по этому сюжету, но

от имени девочки.

б). Составление предложений по опорным словам и объединение их по цепочке

в рассказ.

Деревья растут не только в лесу:

В саду и на даче их тоже найду.

Сюжет «На даче» из пособия Т. А. Ткаченко «Рассказывание по картинам

с проблемным содержанием».

Литература.

1. Османова Г. А, Позднякова Л.А. «Игры и упражнения для развития у детей общих

речевых навыков». (6 – 7 лет). С – Пет. «КАРО» 2007.

2. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям».

(Для преодоления нарушения лексико- грамматического недоразвития речи у дошкольников

с ОНР.). С – Пет. «ДЕТСТВО –ПРЕСС». 2003г.

3. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». С.-Пет. «ДЕТСТВО – ПРЕСС».1999г.

4. Ткаченко Т.А. «Рассказывание по картинам с проблемным содержанием». С. – Пет.

«ДЕТСТВО – ПРЕСС». 2001г.