Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Вконтакте

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает. Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают. Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов. Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти. Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений , нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания. Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях. Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

Внутренние функции:

  • формирование бюджета, контроль за его исполнением;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • разработка мер социальной поддержки общества;
  • обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
  • формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.

Понятие государства - объект изучения и дискуссий политологов, философов, историков, социологов. Первые государства известные официальной науке появились в древние времена на территории современной Индии, Китая, Ирана, Египта. За все это время ученые так и не пришли к единому, четкому и общепризнанному определению «государства».

Единственный документ во всей истории международного права , где звучит определение понятия государства, это Конвенция Монтевидео 1933 года. До того момента государство становилось таковым, если его статус основывался на «праве давности», - как видите, очень нечеткое определение. Конвенция разработала четыре признака государства :

  • постоянное население;
  • конкретная территория;
  • наличие правительства;
  • намерение сотрудничать с другими государствами.

Интересно, что признание другими государствами не указано, то есть новое государство может само заявить о себе (самопровозглашение ).

По поводу признания государства нужно добавить еще кое-что. На официальном сайте ООН была опубликована статья на эту тему, согласно которой признать одно государство может только другое государство. ООН - не государственное образование, и не имеет полномочий признавать или не признавать кого-либо. ООН может только давать членство государству на основании его признания существующими государствами-членами ООН. Например, Республика Косово, признанная США и странами Евросоюза, не может стать членом ООН, так как ее не признает Россия и Китай. Существует много государств с более или менее ограниченным признанием (за примером далеко ходить не надо), но это не отрицает факт их существования. Более того, существуют государства, мало кем признанные, но при этом имеющие более развитую экономическую и социальную сферы , чем некоторые государства-члены ООН. Касательно частично признанных государств есть несколько интересных фактов:

  • Пакистан не признает Армению;
  • 29 различных арабских и мусульманских государств не признают Израиль;
  • Турция не признает Кипр;
  • 23 государства-члена ООН, признающие Тайвань, не признают Китай (КНР) (интересно, что они думают по поводу надписи Made in China на половине импортированной продукции?);
  • Южная Корея, Франция, Япония и Эстония не признают Северную Корею (при чем тут Эстония - непонятно);
  • Собственно, Северная Корея не признает Южную.

Вернемся к определению государства. Вот несколько популярных (порой - спорных) определений понятия:

  1. Государство - это особая политическая организация общества, которая осуществляет управление и охрану социальной и экономической структур.
  2. Государство - это сила поддержания порядка.
  3. Государство - это устойчивая политическая единица, осуществляющая власть и администрирование.
  4. Государство - это машина для угнетения одного класса другим.
  5. Государство - это воплощение права в обществе.
  6. Государство - это частная собственность бюрократии (Карл Маркс имел ввиду коррупции, откаты, взятки, сговор чиновников с олигархами).
  7. Государство - это не способ превратить жизнь в рай на земле, а способ не дать ей окончательно превратиться в ад.

Чтобы лучше понять определение государства, рассмотрим его признаки.

Признаки государства.

  1. Наличие организационных документов (цели и задачи государства), например, конституция, законодательство.
  2. Управление и планирование:
    • правительство;
    • парламент;
    • политическая деятельность;
    • экономическая деятельность;
    • казна;
    • ресурсы;
    • территория;
    • население.
  3. Наличие подчиненных организаций (правоохранительные органы, армия, административные органы).
  4. Государственный язык (или языки), гражданство, символы государства (флаг, герб, гимн).

Формы государства.

Формы государственного правления :

  1. Монархия :
    • абсолютная (в настоящее время пример - халифат - Саудовская Аравия);
    • ограниченная - конституционная, дуалистическая (Монако), парламентская (Великобритания).
  1. Республика - парламентская (Германия), президентская (США) или смешанная (Российская Федерация).
  2. Смешанные формы:
    • республиканская монархия (Ангола и, по сути, Беларусь);
    • монархическая республика (Ватикан).

Существует также три формы государственного устройства :

  1. Унитарное государство , с единой правовой системой, которое может быть:
    • централизованное (Украина);
    • децентрализованное (Испания);
    • сложное (КНР с разноуровневыми автономиями);
    • простое (Польша);
    • национальное (Израиль).
  1. Федерация (РФ, США, Германия).
  2. Конфедерация - объединение нескольких суверенных государств (в истории - Речь Посполитая, Швейцария до 1848 года, США в период 1861-1865гг; сейчас конфедераций практически нет, разве что Босния и Герцеговина, а также неофициальной конфедерацией является Евросоюз и - не поверите - ДНР и ЛНР в виде Новороссии).

Функции государства.

Внутренние функции:

  • правовая (правопорядок);
  • политическая (стратегия развития);
  • организаторская (контроль);
  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • культурная ;
  • образовательная .

Внешние функции:

  • дипломатические отношения;
  • национальная безопасность;
  • обеспечение мирового порядка;
  • взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами .

Напоследок стоит привести неофициальную классификацию государств. Итак, в повседневной жизни, например, в средствах массовой информации , выделяют такие виды государств :

  • карликовое государство - Ватикан, Лихтенштейн, Монако, Люксембург и т.д.;
  • государство-середнячок - Швеция, Дания, Ирландия, Венгрия и т.д.;
  • великие державы - постоянные члены Совета Безопасности ООН, обладающие серьезным превосходством над другими государствами (страны большой семерки и РФ);
  • ядерные державы - члены ядерного клуба (государства, разрабатывающие, производящие и испытывающие ядерное оружие - США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Израиль, Пакистан, Северная Корея);
  • космические державы (Россия, США, Франция, Япония, Китай, Великобритания, Индия, Израиль, Украина, Иран, Северная и Южная Кореи).

Понятие государства очень часто упоминается как синоним понятия «страна». В общих чертах это верно, так как оба понятия описывают практически одно и то же явление, только «государство» - более правовой, политический и экономический термин, а «страна» - географический, общеисторический, культурный и более повседневный.

1. Определение государства и его признаки.

2. Основные концепции происхождения государства.

3. Типы и формы государства. Форма правления и государственного устройства.

4. Характерные черты правового государства.

    Определение государства и его признаки.

Госуда́рство - особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления, систему безопасности и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Термин обычно используется в правовом, политическом, а также социальном контекстах. В настоящее время вся суша на планете Земля, за исключением Антарктиды и прилегающих к ней островов, разделена между примерно двумястами государствами.

По сравнению с общиной, которая является простым (неорганизованным) обществом, государство содержит в себе социальный класс (или классы), профессиональным занятием которого (или которых) является управление общими делами (при общинном устройстве, каждый общинник причастен к управлению таковыми).

Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство». И всё-таки постараемся дать четкие определения в этих областях.

Определение государства в международном праве.

На 2005 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация - ООН - не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций - это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.»

Один из немногих документов, дающих определение «государства» в международном праве, - Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 только несколькими американскими государствами.

Определение государства в науке

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры.»

«Государство - это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство - это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) - охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер. с англ. - М.: Прогресс. С.28).

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л. Е. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).

«Государство - это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт - правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).

Признаки государства.

Общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся:

1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого;

2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества;

3) публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;

4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:

а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

б) прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:

в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.;

5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);

6) обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.);

7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.

    . Теологическая теория

Рассматриваемая теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Её нельзя ни доказать, ни опровергнуть без решения вопроса о существовании бога.

Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства и права характеризуются крайне широким многообразием. Это вполне объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований, как Древнего Востока, так и Древнего Запада, Месопотамии или Африки. Только впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других.

В теологической теории - учении богослова Фомы Аквинского (1225- 1274), которая в более позднее время, именовалось как «томизм», процесс возникновения государства и права рассматривался аналогично сотворению Богом мира. Религия, по учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение (монарх - помазанник божий) государственной власти божественным ореолом придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха.

В древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, - Аристокл, под прозвищем Платон (427-347 до н.э.), основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского - Аристотель (384-322 до н.э.) – также является сторонником божественного происхождения государства и права. Сократ, Платон и Аристотель выражали позицию, заключающуюся в том, что наряду с законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписанные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих ощущениях, но и "во всем строе мироздания". Однако наряду с ним на возникновение и развитие государства и права решающее влияние оказали жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты.

Своего рассвета теологическая теория достигла в эпоху средневековья. На стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период на рубеже XII-XIII веков в Западной Европе получила развитие теория «двух мечей». Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права "не от бога".

    . Патриархальная теория

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое обществе изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. По Аристотелю, государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения.

В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх" (1680). Так происхождение государства и теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата.

Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной теории происхождения государства и права для обоснования неограниченной власти монарха - отца своих подданных и всей нации.

Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), а на Западе - английского историка права Г. Мэна и других.

Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается.

Характерно, что не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения государства и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством.

    . Договорная и естественно-правовая теории

Эта теория содержит чрезвычайно много аспектов, противоречива и непоследовательна на различных исторических этапах развития. Она вобрала в себя разноречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях. Ряд авторов выделяет договорную - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права.

Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:

    возникновению государства предшествует естественное состояние людей;

    государство возникло и основано на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом людей. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из "естественного" (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях, и они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод. А государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор;

    в результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая – естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая – позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное – вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.

Позитивное право - это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.

Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). Последний полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных.

Считается, что первым предпринял попытку приспособить теорию естественного права к интересам буржуазии Г. Гроций (1583-1645). Теоретической основой и идеологическим обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Рассматривая государство как продукт Общественного договора, он считал, что каждый человек передает в общее достояние свою личность и все свои силы. В результате образуется коллективное целое, которое раньше именовалось "гражданскою общиною", позднее - "республикою или политическим организмом...". В Декларации прав человека и гражданина (1789), программном документе Великой Французской революции (1789-1794), записано: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

В принятой, по проекту Т. Джефферсона (1743-1826), Декларации независимости США (1776) говорится: "Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью". Для официальной государственной доктрины это было абсолютное новшество.

С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что наибольшее распространение современные теории естественного права имели в середине прошлого столетия. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности.

    . Психологическая теория

Эта теория получила распространение в начале XX столетия в Германии, Франции, России. Представители этой теории: Цице­рон, Н.М. Коркунов, 3. Фрейд, Дж.Ф.Мейтленд-Джонс. Одним из её основоположников является российский правовед Л.И. Петражицкий (1867-1931). Согласно его представлениям, право подразделяется на: интуитивное – это внутренне присущие человеку, правовые представления, убеждения, переживания, взгляды. И позитивное - совокупность официальных правовых норм.

Цицерон же полагал, что государство есть достояние народа. Народ не любое соединение людей, собранных каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных с собой в вопросах права и общности интересов.

Из психологической потребности индивида повелевать или повиноваться выводил необходимость создания государства и права австрийский психиатр 3игмунд Фрейд (1856-1939). Он исходил из существования первоначальной патриархальной орды, деспотический глава которой еще на заре истории будто бы был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимы­ми особыми биопсихологическими, сексуальными инстинктами («Эдипов комплекс»). Для подавления в дальнейшем агрессив­ных влечений человека и понадобилось, по Фрейду, создать го­сударство, право, всю систему социальных норм и вообще циви­лизацию.

В противовес подобным воззрениям сторонники социально-психологического направления этой школы (французский философ Э. Дюркгейм (1858-1917) и др.) развивает в традициях Аристотеля взгляд на человека как на существо, прежде всего общественное по своей природе, а не психобиологическое.

В государстве отдельная личность естественно поглощается коллективом, а законы - суть коллективных представлений людей о должном. Высоко оценивая концепцию естественного права, видный дореволюционный российский государствовед Н.М. Коркунов возводил государство и право к "психологическому единению людей". Государство, по его мнению, возникает в результате осознания людьми своей зависимости от внешней власти. Государство и право получают в глазах людей значение некоего объективного порядка, "не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола".

    . Органическая теория

Все теории, объясняющие происхождение государства и права с тех или иных материалистических позиций, в той или иной мере служили своего рода противовесом, господствующим до того теологической и естественно-правовой теориям. Появление в XIX столетии дарвинизма (материалистической теории эволюции органического мира) породило

попытки механического перенесения биологических закономерностей (межвидовая и внутривидовая борьба за выживание, естественный отбор, биологическая эволюция и др.) на социальные процессы. В социологии это общее направление получило наименование социального дарвинизма.

Заметное место здесь заняла органическая теория происхождения государства и права, исходящая из аналогии общества с развивающимся биологическим организмом. Ее истоки в философском плане мы опять-таки находим в сочинениях некоторых древнегреческих мыслителей, в том числе Платона (IV-III в.в. до н.э.), которые сравнивали государство с живым организмом, а принимаемые государством законы - с процессами человеческой психики.

Крупнейшим представителями органической теории происхождения государства и права, в пору её рассвета были: один из родоначальников позитивизма английский философ и социолог Г. Спенсер, а также Блюнчли, Вормс, Прейс. Государство, по мнению представителей этой теории, есть произведение сил природы. Оно образуется в ходе многовековой эволюции человека и само подобно человеческому организму. Государственная власть рассматривается как выражение господства целого организма над составляющими его частями (подобно животным организмам, у которых все части подчинены благу целого). По оценкам представителей данной доктрины, государство - это организм, постоянные отношения, между частями которого аналогич­ны постоянным отношениям между частями живого существа. Госу­дарство - продукт социальной эволюции, которая является лишь раз­новидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (под­данных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естест­венного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Но нельзя механически распространять закономерности, при­сущие биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологичес­ким. Наука, убедительно доказывает несовпадение биологических и социальных процессов.

    . Теория насилия

В XIX веке на Западе получила распространение теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909), а также "ревизионист марксизма" и один из теоретиков II Интернационала К. Каутский (1854 - 1938) и другие.

Зачатки этой теории можно обнаружить в сочинениях древнегреческих софистов (V-IV в.в. до н.э.). Подтверждением этого служили завоевательные войны Древней Спарты и в последствии и Древнего Рима.

Л. Гумплович, внесший заметный вклад в окончательное формирование основных положений теории насилия на рубеже XIX и XX вв., в своих воззрениях опирался на эволюционную теорию Спенсера и разделял позиции так называемого социального дарвинизма. При этом биологический подход к социальной эволюции сочетался у Гумпловича с психологизацией общественной жизни. В своей фундаментальной работе "Общее учение о государстве" Гумплович писал: "История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи насилия, а как-нибудь иначе".

Теория насилия в конечном итоге сводилась к двум практическим выводам:

1) "Классический вариант" (Л. Гумплович). Исходя из примеров образования ряда государств Европы (раннегерманские, венгерские и др.) и Азии, следует считать, что государство возникает в ходе "естественного отбора» (борьбы с соседними племенами), вследствие завоевания сильными племенами слабых при этом победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - "класс рабочих и служащих"; "вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство".

2) По К. Каутскому, - поскольку в буржуазном обществе рабочий добровольно заключает договор с капиталистом-предпринимателем, буржуазное государство не принуждает рабочих и трудящихся в целом продавать свою рабочую силу, поэтому такое государство является демократическим, свободным и выражает волю всего народа. Революция, полагает Каутский, закономерна в борьбе против феодального государства, но она не нужна при наличии буржуазного государства.

Анализируя теорию насилия с указанных позиций, известный немецкий государствовед и правовед Г.Еллинек (1851-1911) не без основания утверждал, что она имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем. Не случайно, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии.

Характеризуя захватнические войны в историческом плане, следует иметь в виду, что они становятся возможными лишь после того, как общество экономически оказывается в состоянии обеспечить содержание государственного аппарата и, прежде всего армии.

    . Историко-материалистическая (марксистская) теория

Вопросам происхождения государства и права в их единстве посвящено одно из основных произведений марксизма - труд Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана (1884). Во многом основанная на материале работы Фридриха Энгельса, существует и известная лекция В.И. Ленина "О государстве", прочитанная в 1919 г., в которой он писал, что "государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу". Государство есть продукт общества на известной ступени развития...".

Возникая из потребностей общества, государство изначально стремится обеспечить общественные интересы (например, на Востоке - орошение больших площадей земли) и защиту от внешних врагов. По мере появления и накопления частной собственности, имущественного расслоения общества на классы и развития классовых противоречий государство стало приспосабливаться для обеспечения интересов экономически господствующего меньшинства по отношению к зависимому и эксплуатируемому большинству. По марксистской теории непосредственным основанием появления государства, определяющим его классовую сущность, является определенная социально-классовая структура общества, а именно существующие различные классы и их отношения: антагонистические и неантагонистические противоречия, сотрудничество, борьба за влияние или нейтралитет.

Марксистское учение о государстве и праве содержит следующие основные положения:

1) Государство и право - всегда классовые по своей сущности явления, а потому имеются только в классовом обществе.

2) Они возникают с делением общества на классы как объективно необходимый результат их борьбы и общественного разделения труда. Развитие государства и права обусловливается, в конечном счете, производственными отношениями: государство и право, обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное воздействие на все сферы общества.

Государство и право - орудия классового господства, они осуществляют, поддерживают, охраняют всю систему этого господства. Представляя волю и интересы господствующих классов, государство и право в своих функциях аккумулируют, формируют и реализуют главным образом волю и интересы этих классов. Изменение государства и права не меняет их сущности. Со сменой типов классового общества меняется тип государства и права. С исчезновением классов в рамках коммунистической формации государство и право отмирают. Следует заметить, что только последнее обстоятельство не нашло своего исторического подтверждения, возможно, в силу того, что до настоящего времени после своего возникновения классы не исчезали ни в одном обществе ни одной страны в мире.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

    . Историко-материалистическая (немарксистская) теория

Именно историко-материалистическая теория происхождения государства и права имеет под собой строго научные основы. Со второй половины 80-х и в 90-е гг. в отечественной науке произошел существенный сдвиг в изучении вопросов происхождения государства и права. В историко-материалистической концепции стали формироваться два подхода. Один – марксистский. Второй подход – немарксистский, исходящий из того, что к возникновению государства и права приводят потребности совершенствования управления первобытным обществом, необходимость решать "общие дела". При внимательном сопоставлении обоих материалистических подходов можно заметить, что второй подход принципиально отличается от марксистского. Главным образом, - критикой последнего в излишнем преувеличении роли классов и классовой борьбы и в утверждении, - государство не отомрет с исчезновением классов, а будет существовать, пока вообще существует человеческая цивилизация, то есть "вечно".

Критически оценивая ряд положений работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", А.Б. Венгеров специально подчеркивает, "что это никак не умаляет ее конкретно-исторического значения, роли, которую сыграла эта книга в понимании происхождения государства, вообще в истории духовной жизни XX века". И относит к достоверным "материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, а также утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства. Поэтому эта теория может быть названа и классовой теорией происхождения государства. Считая ошибочным "преувеличение роли классов в создании государства, особенно господствующего класса", А.Б. Венгеров подчеркивает, что именно марксистская "теория выделила в происхождении государства те черты, которые либо не были замечены в иных теоретических представлениях, либо были сознательно закамуфлированы опять же в угоду определенным идеологическим представлениям и интересам".

    . Ирригационная теория

Ирригационную теорию (или концепцию о "гидравлическом" происхождении и развитии государственности в некоторых странах Древнего Востока) связывают с именем современного немецкого ученого К.А. Витфогеля. В его работе "Восточный деспотизм" возникновение государства в ряде стран Древнего Востока связывается с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Согласно этой концепции, необходимость и приводит к образованию "менеджериально-бюрократического класса", порабощающего общество.

Действительно, процессы создания и поддержания мощных иррига­ционных систем происходили в регионах образования первичных горо­дов-государств: в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и других наиболее неблагоприятных для веде­ния сельского хозяйства регионах. Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жёстко централизованную политику, выступает в качестве единственного соб­ственника и одновременно эксплуататора. Оно управляло, распределяло, учитывало, подчиняло. Подобные факторы катализировали весь этот процесс, «доводили» режим конкретного государства до крайних деспотических форм. То есть практически бесспорным можно считать факт влияния географических и климатических (почвенных) условий на становление государственности. Также оче­видна и связь этих процессов с формированием многочисленного класса управленцев-чиновников, служб, «государевых» людей, защищающих каналы от заилива­ния, обеспечивающих судоходство по ним, достигая эффективного использования этих сооружений, путём эксплуатации остальных граждан.

В целом же нельзя не согласиться с исторической достоверностью наблюдений о том, что в реальной жизни со времен возникновения государства нет ни «чисто классовых», ни «чисто общечеловеческих» государственно-правовых институтов. При определении понятий и закономерностей происхождения государства и права важно учитывать как их классовые элементы и соответствующие признаки, так и внеклассовые «общечеловеческие» признаки и черты. Хотя современными исследованиями не добыто конкретных фактов, противоречащих общим закономерностям возникновения государства. Поэтому в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые.

Таким образом, в ходе разложения родового общества на антагонистические слои в виде бедных и богатых, неизбежно возникновение потребности общества иметь силу (государство), способную умерять столкновения этих социальных слоев, чтобы не дать им возможности уничтожить друг друга в непрерывной борьбе.

Что такое государство? Основные аспекты

Государство - это понятие, которое употребляется часто, которое знают почти что все, начиная с самого маленького возраста. С того еще возраста, когда царь-батюшка правит в сказках своим царством-государством. Но о том, что же это такое, рассказать могут далеко не все.

Ответить на вопрос о том, что такое государство, можно множеством способов. Вот некоторые из них:

  • государство – это организация политической власти, призванная обеспечить жизнедеятельность людей на своей определенной территории, обладающая органом принуждения и собирающая налоги и сборы для обеспечения своих внутренних и внешних функций;
  • государство – это сила, власть, организация, принуждающая человека к чему-то, и потому в своем начале несправедливая и неправильная.

И еще существует огромное количество вариаций, между тем дающих определенную и совершенно различную трактовку вопроса о том, что такое государство. В юриспруденции выделяется несколько признаков, которыми должно обладать государство:

1. Территория - четко закрепленная и хотя бы частично постоянная должна быть у любого государства.

Это условие порой хитро обходят обладатели таких организаций, как непризнанные государства.

Например, они регистрируют как территорию своего государства собственную квартиру или вообще сайт (никто не говорил, что территория должна быть реальной, а не виртуальной).

2. Право. Что такое государство - это организация, нечто упорядоченное, и как у любой организованной группы людей, у государства должны быть правила, т.е. право, законы, судебная система и т.д.


3. Аппарат принуждения – то есть полиция, ОМОН, ФБР, система штрафов и тому подобные вещи.

4. Публичная власть – важный признак государства. Это люди, профессионально занимающиеся управлением, составлением законов, сбором налогов и больше ничем.

5. Налоги и сборы на эту публичную власть, социальные услуги, а также общественные нужды типа войны, голода, неурожая или, скажем, реставрации памятников, подготовки к Олимпиаде или ремонта дорог.

6. Идеология – факультативный пункт. Идеология в государстве – религия, философия или образ жизни. В случае отсутствия идеологии государство называется светским.

7. Социальные службы – т.е. школа, университеты, больницы и т.п.

8. Суверенитет – отношение государства с другими административными единицами.



Главным ответом на вопрос о том, что такое государство, является ли тот или иной объект государством или не является, считается признание или не признание его таковым. Признавать должны, конечно, другие страны и полномочные их представители.

Ученые расходятся не только в определении государства, но и в его происхождении. Теорий относительно формы возникновения государства существует несколько: теологическая (все создал Бог, авторы – Фома Аквинский и Блаженный Августин), общественного договора (люди не могут без общества, вот и заключили договор, авторы – Жан – Жак Руссо, Д. Лорк, Г. Гоббс и некоторые другие), марксистская, расовая (государство – результат расового превосходства одних народов над другими, авторы - Губино, Ницше) и ряд других.

Понятие и признаки государства

Говоря о том, что же такое «понятие и признаки государства», стоит разобраться, в общем определении государства. Государство представляет исторически выделенный из общества особый институт, олицетворяемый в особом аппарате управления (принуждения) общественными процессами, действующими в пределах определенной территории в порядке осуществления суверенной государственной власти, издания всеобщих законов и других различных нормативных правовых актов, рассчитанных на упорядочение общественных отношений. Государство, как организация власти политической, с помощью права и государственного аппарата управляет делами всего общества.

Понятие и признаки государства

Государство, как институт, обладает собственными признаками и функциями. Прежде всего, стоит упомянуть об основных признаках государства:

  1. Ведется управление общественными делами на основании его многообразных интересов. Государство представляет интересы общества и согласовывает их.
  2. Право является источником государственной власти, юридически оформляет ее и, таким образом, делает легитимной. Право же определяет различные формы осуществления власти в государстве, ставит юридические рамки.
  3. Управление в государстве осуществляется исключительно при помощи специально созданных органов, находящихся в иерархической зависимости друг от друга.
  4. В государстве объединяются люди различных национальностей и вероисповеданий.
  5. Наличие суверенитета, трактуемого как независимость и верховенство власти.
  6. Право законотворчества и требование исполнения законов. В противном случае могут быть применены различные меры ответственности.
  7. Распоряжение национальными ресурсами, материальный фундамент.
  8. Установленные порядки взимания налогов и сборов с населения.
  9. Символы: герб, гимн, флаг.

Понятие и признаки государства не ограничиваются вышеперечисленными, но данные являются основными.

Функции государства – это деятельность и ее направления, в которых выражается его назначение в жизни общества и вся основная сущность. В функциях же отражается и механизм воздействия государства на все процессы, происходящие внутри него.

Основные функции государства:

  1. Охрана правопорядка и законности, свобод и прав граждан.
  2. Политическая (народовластие и суверенитет).
  3. Экономическая (контроль над государственным бюджетом, системой налогообложения, ценовой политикой и т.д.).
  4. Социальная (система здравоохранения, пенсионное обеспечение и пр.).
  5. Идеологическая (воспитание поколения в духе официальной идеологии, пропаганда ценностей и идей).
  6. Экологическая (охрана окружающей среды, восстановление природных богатств);
  7. Защита граждан от угрозы с внешней стороны.
  8. Взаимодействие с международными организациями и другими государствами.

В основном различают организационные, а также правовые формы осуществления государственных функций. К правовым относятся: правотворческая, правоохранительная, правоприменительная. К организационным формам относят регламентирующую, идеологическую и хозяйственную. Функции государства имеют различные классификации и собственные признаки.

Также существует такое понятие как «цели государства». К основным государственным целям относятся: формирование условий для развития экономики и поддержание социальной стабильности в обществе. Все остальные цели вытекают из данных.

Также непосредственным воплощением целей являются задачи государственного регулирования. Все задачи осуществляются через функции.

Таким образом, подводя итог по теме «понятие и признаки государства», можно сказать, что государство является особенной формой организации общества и занимает основное место в структуре политической системы.

Признаки государства

Государство обладает суверенитетом.

Понятие, признаки и типы государства.

Государство – это:

1 ) территориальное образование;

2 ) организация политической власти, которая осуществляет управление обществом, необходима как для реализации классовых задач, так и общественных дел;

3 ) особая публичная власть, которая не сливается с обществом, отделена от общества;

4 ) сложный и организованный механизм управления.

Государственная власть осуществляется органами , которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. В данном случае управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих вне их; можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении.

Поскольку государство выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни и сами ничего не производят, оно имеет право на сбор денежных средств с населения. Налоги, сборы, займы идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Эта характеристика государства производна от его понимания как публичной власти.

Власть государства распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, которая существовала в первобытном обществе. Она распространялась на всех членов рода вне зависимости от их местонахождения.

Суверенитет:

1 ) верховенство власти внутри страны;

2 ) независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся в пределах страны, а также за пределами территории государства.

Из двух признаков , которые являются составными частями суверенитета, раньше отмечали главным образом второй (независимость, неповиновение государства как суверена надгосударственной организации или другому государству).

Государство, которое прежде всего реализует себя как орудие социального компромисса , должно отвечать уровню развития демократии в обществе.

Правовое государство – это демократическое государство, власть которого, а также формирование, функционирование базируются на праве, высшее предназначение которого заключается в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государства. Правовое, демократическое, цивилизованное государство – это то, рубежи власти которого жестко основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом и правовое государство, и демократия предполагают нужные для любого общества законность и правопорядок.

Государство – очень сложное явление, в ряду его основ, которые оказывают непосредственное влияние на его суть и социальное назначение, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран:

1 ) религиозный фактор (Пакистан, Иран, и др.);

2 ) национальный фактор (например, прибалтийские государства).

Хотя это еще не означает , что все данные факторы должны находиться в определении государства вообще. При этом достаточно отталкиваться от его наиболее общих начал – классового и общечеловеческого.

Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат.

Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это :

1 ) наличие публичной власти , которая реализуется органами, занимающимися управлением;

2 ) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;

3 ) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;

4 ) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;

5 ) наличие суверенитета . Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;

6 ) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

7 ) наличие государственных символов : флага, гимна, герба;

8 ) обеспечение соблюдения законов ипорядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

9 ) распоряжение национальными ресурсами;

10 ) наличие собственной финансовой и налоговой системы;

11 ) наличие связи с правом , так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

12 ) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.

Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.

В соответствии с научными положениями марксизма государство по сущности является организацией политической власти в обществе в лице господствующего экономически класса. Данные положения обедняли и искажали представление о государстве, так как являлись односторонними и заключали в себе понимание сущности государства и его социального назначения лишь с классовых позиций.

Общечеловеческое предназначение государства – отыскивать социальный компромисс между разными слоями населения и обеспечивать тем самым общесоциальную направленность при реализации государственных функций. Государство, таким образом, должно учитывать одновременно общечеловеческое и классовое начала.

Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

Типология государства это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.

Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.

Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.

Подходы к типологии государств:

1 ) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;

2 ) цивилизационный подход .

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

1 ) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

2 ) класс, инструментом власти которого становится государство;

3 ) социальное назначение государства.

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

1 ) рабовладельческий;

2 ) феодальный;

3 ) буржуазный;

4 ) социалистический.

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

Формационный подход имеет следующие достоинства:

1 ) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

2 ) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

Недостатки:

1 ) односторонность;

2 ) не учитываются духовные факторы.

В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби ). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях :

1 ) современных и древних;

2 ) западных, восточных, православных и др.

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу ), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др.

Положительные черты цивилизационного подхода :

1 ) выделение духовных, культурных факторов;

2 ) более четкая типология государств.

Недостатки:

1 ) низкая оценка социально-экономического фактора;

2 ) преобладание типологии общества над типологией государства.

Форма государства: понятие, характеристика.

Под формой государства принято понимать способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства есть единство трех автономных элементов: формы правления, формы государственно-территориального устройства и политического режима.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1 ) социально-экономические, культурные;

2 ) исторические, национальные и религиозные традиции;

3 ) природные и климатические условия;

4 ) расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1 ) порядок формирования органов государственной власти;

2 ) структуру государственных органов;

3 ) особенность территориальной самостоятельности населения;

4 ) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5 ) специфику отношений государственных органов и населения;

6 ) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Функции государства: понятие, виды, характеристика.

Функции Российского государства это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата.

Функции государства отличаются от функций органов государственной власти, которые специально созданы для отдельного вида деятельности. Таким образом, функции охватывают деятельность государства в целом.

Многообразные функции Российского государства можно классифицировать по разным основаниям:

1) отталкиваясь от длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи);

2) по значимости – основные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач;

3) учитывая направленность государственной деятельности, – общесоциальные и классовые;

4) в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние.

В современной юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно:

1 ) экономическая функция – направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.;

2 ) политическая функция – связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.;

3 ) социальная функция – согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.;

4 ) идеологическая функция – поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

Скажите научное определение "Что такое государство? "

Просьба просто так не отвечать!!!

Валентина к

Государство - правовая организация и функционирование власти.
Это совокупность официальных органов власти, действующих на всей территории страны или на отдельных территориальных субъектах страны.
Это организация политической системы (способ организации общества) , являющаяся его официальным представителем и выразителем интересов и имеющая полномочия в случае необходимости применять средства и меры принуждения.

Другие определения государства:
«Государство – это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. Государство – это институт или ряд институтов, основная задача которых (независимо от всех прочих задач) – охрана порядка. Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например, полиция и суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер. с англ. – М. : Прогресс. С. 28).

«Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий» (Гринин Л. Г. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. С. 20).

«Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт – правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип реципрокности» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P.1255).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И. , Полное собрание сочинений, 5 изд. , т. 39, с. 75).

Людмила колмогорова

Государство
Основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом. Любое Г. выражает и защищает интересы всего общества и интересы правящих кругов. Г. обладает признаками и чертами, отличающими его как от догосударствен-ной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующих наряду с ним негосударственных (партийных, общественных и пр.) организаций. Наиболее характерные черты Г. : а) наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, органы управления, суда, прокуратуры и др. Низшим звеном аппарата служит государственный орган: б) наличие наряду с аппаратом власти и управления аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей - армии, полиции, разведки, контрразведки, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т. п.) . Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение; в) разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду. фратрии, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. Жители, проживающие на территории Г. , независимо от производственных связей являются либо гражданами (в условиях республики) , либо подданными (в условиях монархии) , либо лицами без гражданства или иностранцами, подпадающими под юрисдикцию Г. , под действие его законов; г) вся территория Г. разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, граф>ст-ва, районы и т. д. Но назначение их и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории: д) суверенитет. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. А во-вторых, независимость ее на международной арене. В суверенитете находит свое политическое и юридическое выражение полновластие Г. В нем же выражается способность Г. , независимо от других Г. ,

Государство - сложное явление и охватить одним понятием все его аспекты невозможно, поэтому дать достаточно полное представление о нем может только ряд определений. В этой связи следует, в первую очередь, различать понятие государства в широком и узком смысле слова.

В широком смысле государство - это всеобъемлющая, правовая, суверенная, территориальная, политическая организация общества, располагающая специальным аппаратом власти, который обеспечивает существование общества как единого целого, его внешнюю и внутреннюю безопасность (вплоть до применения, принуждения - силового воздействия). Иными словами, государство - это форма организации общества, возникающая на определенном этапе его исторического развития. Слова «страна», «отечество», «общество», «государство» являются синонимами, если в них подразумевается понятие государства в широком смысле.

В узком смысле государство - это механизм управления обществом в виде специального аппарата суверенной власти (публичной, политической), распространяющейся на все население страны и ее территорию, обладающей на этой территории монополией на применение принуждения, налогообложения, издания нормативно-правовых актов. Иначе говоря, государство - это механизм осуществления публично-политической власти в обществе, механизм управления обществом. Такая трактовка государства по существу отождествляется с понятием государственного аппарата, системы его органов, наделенных властными полномочиями. Среди определений понятия государства есть и такие, которые акцентируют внимание на государстве как ведущем участнике международных отношений, субъекте международного права, который характеризуется наличием у него определенной территории, населения, власти (государственной), которая распространяется на все население данного государства и его территорию. Основным качественным признаком государства как субъекта международного права является суверенитет. Поэтому не случайно 16 июня 1990 г., в период распада СССР, стремясь к созданию независимого Украинского государства, Верховный Совет УССР как высший представительный орган государственной власти принял Декларацию о государственном суверенитете Украины.

§3. Основные признаки государства

Различные определения понятия государства всегда указывают на те или иные признаки государства. Полноценное освещение этих признаков невозможно без упоминания о государственной (публично-политической власти). Государственная власть - это власть одновременно публичная и политическая. Публичной она является потому, что официально управляет делами всего общества и выступает от имени общества в целом при решении вопросов, относящихся к ее компетенции. Политической же она является потому, что в лице государственного аппарата отделена от общества, относительно обособлена от него. Относительно самостоятельное существование, положение в обществе и та сила, которой данная власть обладает, позволяют ей действенно управлять социально неоднородным обществом, т.е. таким, где во многом отсутствует единство, совпадение интересов у различных слоев, групп и общностей людей. Отношения между ними составляют сферу политики как таковой. Прямое предназначение власти заключается, прежде всего, в регулировании этих отношений, что и делает публичную власть политической, при чем успех в борьбе несовпадающих во многом интересов различных социальных слоев, групп и общностей в социально-неоднородном обществе всегда на стороне того, кто обладает государственной властью. Овладение этой властью позволяет одной какой-либо части общества (большей или меньшей, либо ее представителям) не только управлять делами всего общества, обеспечивать его безопасность, существование как единого целого, но и руководить им преимущественно в своих интересах, что и придает публичной власти политический характер. Именно поэтому она всегда выступает как власть публично-политическая.

Государственную власть нельзя отождествлять с самим государством, ибо государство - это организация данной власти, т.е. ее устройство, механизм ее осуществления в лице определенных органов: судебных, контрольно-надзорных, военных и т.д. Сама же по себе государственная власть - это способ руководства обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения. Из этого следует, что основой действенности государственной власти является авторитет силы, а не сила авторитета. Однако сказанное вовсе не означает, что государственная власть - это сила, которая не стремится к тому, чтобы быть авторитетной. Не случайно, например, в демократических государствах проводятся соответствующие социологические исследования, изучается общественное мнение по поводу состоявшихся или планируемых тех или иных государственных решений. К тому же эффективность решения многих внутригосударственных, международных проблем, как показывает история, не всегда находится в зависимости от так называемых «силовых решений» государства (государств).

Для всякого государства характерно наличие государственной власти, являющейся суверенной. Государственный суверенитет, который необходимо отличать от национального или народного суверенитета, предполагает верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от какой-либо иностранной власти. Суверенитет, рассматриваемый как сопоставительное свойство государственной власти (и государства как ее организации), указывает на ее положение среди тех властей, которые имеют место в обществе церковной, родительской, корпоративной и т.д. Государственная власть существует обособленно от указанных властей и имеет верховенство по отношению к ним в сфере государственных дел. Кроме того, любое государство должно признавать такой порядок вещей в системе отношении властей внутри государства и не вмешиваться в его внутренние дела, а также считаться с ним как с равноправным, самостоятельным, независимым субъектом межгосударственных отношений. Уважение суверенитета государства (независимо от величины его территории, количества населения и т.д.) - принцип международного права и международных отношений, который, в частности, закреплен в Уставе ООН. Таким образом, вышесказанное о суверенитете обращает внимание на то, что в целом суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Изучение государства показывает, что его можно рассматривать как организацию власти, которая является всеобъемлющей. Только государственная власть распространяется на всех лиц (физических, юридических), которые находятся на территории государства. Если суверенитет понимать как свойство государственной власти, которое указывает на ее силу, то всеобъемлемость - это свойство государственной власти, указывающее на масштаб ее действия в обществе. Более широкое понимание «всеобъемлемости» как признака государства предполагает указание на то, что государство - это организация общества в единое целое через институт «гражданства» (подданства), т.е. государство - это всеобъемлющая организация общества.

Государство является организацией власти, которая властвует на строго определенной территории, т.е. ограниченной части поверхности планеты (суши, моря, воздушного пространства). Территория государства может мыслиться в качестве материальной основы его существования.

Существование государств неотделимо и от наличия соответствующего населения страны (народонаселения, государственного народа). Не случайно ведь широко распространено понимание государства как общества, организованного государством, т.е. особым способом организованного общества. Люди, народ, население страны - социальная основа государства. Народ, населяющий территорию государства, является субъектом и объектом государственной власти.

Государство объединяет людей (население страны) в единое целое, а принадлежность их к данному государству отражается понятием «гражданство» (подданство). Гражданство (подданство) - это устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях,

Государству свойственно объединение людей по территориальному признаку в один территориальный коллектив (граждане государства, население страны) и одновременное разделение в его целях оптимизации управления на меньшие территориальные коллективы (население областей, районов и т.п.).

Государству свойственно наличие аппарата управления, особого разряда лиц, профессионалов по управлению. В государстве всегда есть управляющие и управляемые. К органам управления относятся правительство, различные министерства, государственные комитеты и т.п. При описании государства свойственно обращать внимание на присущий ему так называемый аппарат принуждения, т.е. отряды вооруженных, специально обученных людей, принудительные учреждения. Они являются силовой основой действенности государственной власти. К числу «силовых» ведомств государства в первую очередь относятся вооруженные силы, органы охраны общественно го порядка, органы государственной безопасности, карательные (пенитенциарные) учреждения. Государству принадлежит монопольное право применять принуждение на своей территории.

Только государство имеет право издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы и т.д.), обязательные для всеобщего исполнения. Нормативно-правовые акты закрепляют право вые (юридические нормы), в которых выражена общеобязательная государственная воля. Юридические нормы рассчитаны на добро вольное их соблюдение. При необходимости проведения их в жизнь обеспечивают специальные юридические органы: налоговые органы, прокуратуры, милиции и др. Финансовую основу деятельности государства образуют, в первую очередь, налоги. Налогообложение является монопольным правом государства. Иные поступления в бюджет (казну государства) дают займы (внешние и внутренние), доходы от деятельности государственных предприятий, различные сборы (судебные, таможенные) и т.д.

Билет 1.

1. Государство: понятие (3 определения), признаки, сущность.

Понятия: Государство-это общество на самом высоком уровне развития (греки). Гегель: государство – это шествие бога на Земле. Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Государство-это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной территории, использующая право и социальный аппарат принуждения.

Признаки государства

    Территория и территориальная организация власти. Внутреннее территориальное деление.

    Население.

    Суверенитет.

    Налоговая система.

    Наличие особого публичного аппарата управления, обладающего специальным легальным аппаратом принужления – применение силы и контроля (полиция, суды, армия).

    Законодательная система.

    Наличие государственно символики, столицы, герба, государственного языка.

Понятия государства.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство - это особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа.

Признаки государства.

    Наличие публичной власти

    Система налогов и займов

    Территориальное деление населения

    Монополия на правотворчество

    Монополия на легальное применение силы, физического принуждения.

    Находится в устойчивых правовых связях с населением, проживающим на его территории

    Обладает определенными материальными средствами для проведения своей политики

    Выступает единственным официальным представителем всего общества

    Суверенитет

    Символы – герб, флаг, гимн

Сущность государства .

Главное в сущности государства – содержательная сторона, то есть, чьи интересы данная организация политической власти осуществляет.

В связи с этим можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

    Классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.

    Общечеловеческий подход в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.

    В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественно осуществлению интересов определенной религии.

    В рамках национального подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны.

    В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.