Классный час

«Нравственные ценности»

6 класс

Подготовила: Воронкова Е.В.

Нравственные ценности

Цели

  • Формирование учащихся ценностного отношения к семье, школе, друзьям, окружающим людям;
  • Облагораживание души и сердца подростка; обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей.
  1. Введение в проблему. Диагностика «Кто я? Какой я?».
  2. Что такое нравственность (беседа с обсуждением).

3. Заключение. Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Всё, что прекрасно – нравственно.

Г. Флобер

I. Введение в проблему. Диагностика.

Кто я? Какой я?

Задание 1 Ответьте письменно, продолжив следующие строки:

  • Неповторимый человек…
  • Во мне меня радует то, что…
  • Когда я думаю о себе, то всегда…
  • Я чувствую, что в жизни я смогу…

(Ответ может быть анонимным.)

Задание 2 Определите главные для вас ценности.

Инструкция. Вам предложен список ценностей, расположенных произвольно. Пожалуйста, прочитайте их внимательно и отметьте ценности, наиболее важные для вас лично, выпишите 6 ценностей на лист.

Список ценностей (целей):

  1. Активная жизнь, полная деятельности, эмоций.
  2. Друзья.
  3. Деньги (обеспеченность, отсутствие затруднений).
  4. Жизненная мудрость (зрелость, жизненный опыт).
  5. Здоровье (физическое и душевное)
  6. Интересная работа.
  7. Красота (умение видеть прекрасное в природе и искусстве).
  8. Любовь.
  9. Образование (возможность учиться, быть культурным, развитым).
  10. Свобода (самостоятельность, независимость).
  11. Счастливая семейная жизнь.
  12. Счастье других.
  13. Развитие (работа над собой, самосовершенствование).
  14. Развлечения.
  15. Реализация (полное использование возможностей, сил и способностей).
  16. Творчество (возможность творческой деятельности).
  17. Уважение других людей.
  18. Уверенность в себе.

А теперь представьте, что в ваш дом постучалась страшная неотвратимая сила и потребовала отдать ей 2 ценности. Страшная сила ушла, но через некоторое время вернулась и потребовала еще 2 ценности. (данный метод выявляет ценности наиболее важные для человека)

II. Что такое нравственность

Беседа:

Скажите пожалуйста, свободен ли каждый человек поступать как ему вздумается? (нет)

А почему? (в общем ответы сводятся на том чем может закончится ситуация если каждый будет делать то, что ему вздумается и права и свободы одного человека заканчиваются там где начинаются права и свободы другого)

Но как тогда уживаться вместе разным людям? (придумать нормы и правила совместного проживания)

(слайд) Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? (обсуждение)

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П.Гольдбах)

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

(Гельвеций)

нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида

(Википедия)

А, по вашему что такое Нравственность?

Существует ли нравственный кодекс?

Кто следит за его соблюдением?

Каким образом нормы морали распространяются в обществе? (обсуждение).

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

А что значит безнравственные поступки?(записать на листах, наклеить на доску, обсуждение)

Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – «хорошо», это нравственная доблесть. Быть в какой-то мере сопричастным к ним – «плохо», это подлость, измена, предательство, грех, по мнению верующих людей. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего своего, как самого себя.

(Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н.Толстой в письме Р.Роллану так писал о нравственных правилах:

«Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения».

(Цицерон)

А Вы считаете себя нравственным человеком? Подумайте, способны ли вы, если никто не узнает:

  • Украсть пучок редиски у соседа на даче.
  • Съесть конфеты, которые мама отложила к празднику.
  • Сделать благотворительный взнос.
  • Написать анонимное письмо.

На основании этого сделайте выводы относительно своего морального облика.

Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

(Если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит, этот поступок – нравственный. А если не хотите – значит, безнравственный.)

Притча старого индейца.

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый словами деда до глубины души задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце победит?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

III. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция :

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний :

  1. Быть человеком, которого любят
  2. Иметь много денег
  3. Иметь самый современный компьютер
  4. Иметь верного друга
  5. Мне важно здоровье родителей
  6. Иметь возможность многими командовать
  7. Иметь много слуг и ими распоряжаться
  8. Иметь доброе сердце
  9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям
  10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация :

  • Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
  • 5 - высокий уровень.
  • 4, 3 - средний уровень.
  • 2 - ниже среднего уровня.
  • 0-1 - низкий уровень.

Колесникова Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы. МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ», Кемеровская область, Чебулинский район, д. Михайловка.
Классный час «Азбука нравственности» рекомендован для старших классов. Форма проведения – диспут. Мероприятие способствует воспитанию нравственности, побуждению обучающихся к самостоятельной работе в вопросах морали; способствует формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; развивает умения выступления обучающихся перед аудиторией, творческие способности.

Дата публикации: 01.12.2014

Классный час «Азбука нравственности»

Цель:

Воспитание нравственности, побуждение обучающихся к самостоятельной работе в вопросах морали;

Способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту;

Развивать умения выступления перед аудиторией, творческие способности.

Форма проведения-диспут

Ход мероприятия

Духовная сила человека относится

к физической как три к одному.

Наполеон

(Эпиграф записан на доске)

Учитель. Самоутверждение в нравственной сфере – одна из важнейших ступеней личностного развития. Человеку необходимо осознание того, что он правильно живет, трудится, отдыхает. Без этой нравственной основы – как некоторой внутренней опоры – личность не обладает цельностью и логикой своего существования, является жертвой ситуации и, в конце концов, деградирует.

Как же понять и узнать свою нравственную основу? Об этом мне с вами хотелось бы поговорить на нашем занятии.

Итак, представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте свой выбор.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4.
Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
5 положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
0–1 – низкий уровень.
Задание. Деление на группы по 3-4 человека с помощью цветных жетонов.

Каждая группа в течение 2-3 минут обсуждает эпиграф, написанный на доске. Объясните высказывание Наполеона: “Духовная сила человека относится к физической как три к одному” .

Учитель К ак вы думаете, почему человек ведет себя правильно? (Ответы можно фиксировать на доске).

Учитель Психологи, изучающие становление морального сознания человека, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень . Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).

2-й уровень . Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).

3-й уровень . Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).

4-й (высший) уровень . Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

(Уровни желательно изобразить в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности. На слайде)

Упражнение “Уровень нравственной саморегуляции”.

Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях саморегуляции. Какой уровень у вас преобладает? Какой уровень преобладает в целом по классу?

Учитель Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)

Учитель Однако в нашем современном обществе возникло много отрицательных явлений: грубость, хамство, преступное поведение окружающих. Поэтому следует готовить себя к пониманию сложности мира, к далеко не всегда гуманным и нравственным отношениям в реальном мире.

(Учитель каждому раздает бланк с нравственными качествами для выполнения индивидуального задания.)

Индивидуальное упражнение “Юности честное зерцало”.

Учитель. Перед вами список из 16 нравственных качеств.

Эти качества представлены шкалой, включающей полярно-противоположные проявления этих качеств. Отметьте выраженность каждого качества у себя. Для этого обведите кружочком соответствующую цифру. Цифра 10 означает максимальную степень проявления качества, указанного в левом столбце, цифра 1 – максимальная степень проявления качества, указанного в правом столбце. По окончании вы получите свой нравственный “профиль”.

Общительность, открытость, коллективизм

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Замкнутость, скрытность, индивидуализм

Доброта, альтруизм

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Злоба, эгоизм, чувство собственности

Эмоциональная устойчивость, ровность, постоянство

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Эмоциональная неустойчивость, влюбчивость, разнообразие

Твердость, самостоятельность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Уступчивость, склонность к подчинению, покорность

Восторженность, импульсивность, азартность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Сдержанность, рассудительность, серьезность

Честность, высокая нормативность поведения

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Недобросовестность, игнорирование общественных норм

Раскованность, склонность к риску, смелость

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Скромность, стыдливость, застенчивость

Мягкость, сострадание, милосердие

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Жесткость, суровость, безжалостность

Бдительность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Доверчивость

Альтруистичность, непрактичность, доверие к людям

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Практичность, цинизм, недоверие

Прямолинейность, правдивость

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Дипломатичность, расчетливость

Спокойствие, уверенность в себе

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Тревожность, неуверенность, чувство вины

Склонность к новому

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Склонность к традиционному

Независимость мнения окружающих, стремление действовать исходя из собственных убеждений

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Зависимость от группы, ориентировка на социальное одобрение

Высокий самоконтроль, самодисциплина, безгрешность

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Низкий самоконтроль, недисциплинированность, нарушения

Собранность, возбужденность, вызванная большим стремлением к успеху

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Расслабленность, отсутствие стремления выделиться

Оценка результатов . Определите свои слабые и сильные стороны в нравственной сфере. Насколько этот ваш профиль соответствует “современным” нормам нравственности? (Обсуждение)

Задание . Обсудите в группе “нормативы” для современных социальных условий. (Обсуждение)

Учитель. Предлагаю ситуации, содержащие сложные социальные проблемы морального порядка. Нужно дать оценку поступкам героев и обосновать свои суждения.

“Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь? (Обсуждение)

“Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

“Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.

Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.

В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.

Г) В растерянности не знаете, что с ним делать. (Обсуждение)

Подведение итогов.Учитель. И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность:

Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. д.

Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Познание добра - вот нравственность моя.

Уметь его творить, желать творить и делать.

Живи и радуйся, не причиняя зла,

Ты - человек, и докажи все это делом.

Способность мыслить - вот достоинство твое.

Мысли - существенны, а не пространство, время.

Достойно мыслить постарайся, чтоб житье

Не превратилось бы в безнравственное бремя.

Цель : Нравственное воспитание старшеклассников.

Форма: Мастерская общения.

Участники: Классный руководитель, учащиеся класса.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

В наше время многие молодые люди, как, впрочем, и вполне зрелые, совершенно не знакомы с правилами поведения в обществе.

Но так ли нужно их знать? Для чего вообще нужны хорошие манеры?

Учитель (обобщает, выслушав ответы учащихся): Знать и выполнять основные правила этикета необходимо прежде всего для того, чтобы уметь общаться, наладить контакт с собеседником или партнером; не причинять окружающим беспокойства, которого можно избежать; показать себя человеком цивилизованным, воспитанным, оставить о себе самое приятное впечатление. В каждой культуре, в каждом сообществе людей есть своего рода кодекс взаимных ожиданий, моделей и правил общения. Именно он и составляет основу этикета, который пронизывает все виды официального (служебного, общественного, гражданского), ci также неофициального (семейного, бытового, товарищеского) общения. Правила, входящие в этот кодекс, не новы и не сложны. Суть их проста: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой! Вы улыбнулись— получили улыбку в ответ. Проявили внимание, интерес к собеседнику — он будет вспоминать о вас с теплотой и признательностью. Разве это не приятно? Не нужно делать вид, будто вам безразлично, что о вас подумают: каждый человек в той или иной мере озабочен мнением окружающих о себе, впечатлением, которое он производит. И чтобы это впечатление было благоприятным, надо в первую очередь усвоить несколько правил поведения в общественных местах, которые ни при каких обстоятельствах не должен нарушать воспитанный человек.

— Прежде всего, конечно, ни один мужчина (кроме очень пожилых и инвалидов) не должен сидеть в присутствии стоящей женщины и садиться без приглашения. Кроме того, недопустимо начинать разговор с женщиной или кланяться ей прежде, чем она вас узнала. Правда, в этом случае есть небольшое исключение. К примеру, проходя мимо доброй знакомой на улице или в служебном коридоре и видя, что она вас не заметила, вы можете остановить ее и осторожно дотронуться до ее руки или негромко окликнуть по имени. Ни в коем случае нельзя обращаться в общественном месте к даме по фамилии. Если вашим попутчиком (попутчицей) оказался пожилой человек, недопустимо, чтобы он держал тяжелую поклажу. Если вы не можете уступить ему место, то надо хотя бы забрать у него тяжелую сумку или чемодан. Если, конечно, он не возражает.

Безусловно, непозволительно говорить о неприятных вещах за столом, критиковать чьи-либо религиозные убеждения, унижать или принижать какую бы ни было национальность или страну, смеяться над ошибками или промахами других людей.

Воспитанный мужчина никогда не пройдет в комнату впереди женщины. Но это правило следует нарушить в том случае, когда в комнате темно и там нужно включить свет, чтобы дама случайно не наткнулась на стоящую в комнате мебель. Находясь с женщиной на лестнице, мужчина должен следовать таким правилам: при подъеме быть сзади нее, а при спуске — впереди. Таким образом мужчина убережет свою попутчицу от возможного падения.

— Любое общение начинается с приветствия. Кто должен здороваться первым? Надо ли здороваться с незнакомым человеком, если он находится в комнате?

— Здороваться надо в любом случае, это никогда не унизит вашего достоинства, а лишь покажет ваше уважение к незнакомому человеку, что всегда приятно. И не нужно ломать голову над вопросом, кто первым скажет «здравствуйте». Ведь правила этикета основаны на всем понятных нормах поведения: уважение к старшим по возрасту, по положению, к женщинам... Естественно, что положено младшему приветствовать старшего, мужчине — даму. А вот пожимать руку при этом не обязательно, рукопожатие предполагает достаточно давнее или тесное знакомство. При этом младший не должен первым протягивать руку, тут инициатива за старшим по возрасту или за дамой, с которой здороваются. При рукопожатии всегда смотрите в глаза друг другу, протянутую руку пожимайте не слишком крепко, однако свою ладонь никогда не держите безвольно, неподвижно: это всегда неприятно.

— Можно ли подавать руку в перчатке или надо обязательно снять ее?

— Мужчине — обязательно. Женщина может подавать руку, не снимая перчатки. Если она это делает, примите это как знак особого уважения. В любом случае, здороваясь, выньте руки из карманов, избавьтесь от сигареты. Если вы сидите, то лучше привстать, приветствуя входящего в комнату, если, конечно, он старше вас или если это дама. Женщина же может вести себя более свободно: и руки из кармана, муфты может не вынимать, может и вообще не протянуть руки, а ограничиться кивком, это ее право.

— Существуют ли такие ситуации, при которых женщина или пожилой человек должен все-таки здороваться первым с молодым мужчиной?

— Да, если вы обгоняете его или если присоединяетесь к его компании.

— А что такое комплименты и как правильно их делать?

— Делать комплименты — это особое искусство, потому что не все могут естественно и тонко говорить красивые и приятные слова в адрес других, тем более, что неумело сделанный комплимент может быть воспринят как лесть или неискренность. Не считайте, что комплименты делают только мужчины женщинам — это ошибочное мнение. Конечно, женщинам всегда приятно услышать добрые слова в свой адрес, но мужчинам тоже нужно уделять внимание. Как это делается? Если в женщине особенно ценится внешняя красота, то в мужчине прежде всего ум, мужественность. Именно эти качества можно отмечать, если хотите оказать внимание, завоевать дружбу или просто сделать симпатичному вам человеку приятное.

Старайтесь говорить комплименты не только, когда того требует обстановка, но и тогда, когда внутри вас вспыхивает восхищение. Это будут самые удачные комплименты и самая удачная похвала. Очень часто молодые люди и девушки испытывают неловкость, когда нужно сказать приятные слова. Умение говорить красиво и к месту приходит с опытом. Этому можно научиться, поэтому не стоит отказываться, когда вам предлагают на каком-либо мероприятии произнести поздравительные или приветственные слова, пытайтесь, вам это пригодится в жизни.

Как правильно общаться с другими людьми?

Мы живем среди людей, и мы одни из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить, слушать, делиться впечатлениями, спорить, высказывать свои мысли, шутить, т.е. общаться друг с другом с помощью речи. Вы наверняка уже сталкивались с такими ситуациями, когда собеседник вас не понял или неправильно понял. Вполне возможно, это произошло потому, что вы не знали о правилах общения. С собеседником нужно вести себя вежливо, доброжелательно, внимательно. Тему для беседы следует выбирать интересную для всех участвующих в разговоре. Постоянно говорить о себе неприлично. Нельзя перебивать собеседника.

Умение слышать, а не только слушать является важнейшим фактором эффективного общения. К древнегреческому философу Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, жаждущий овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — удивился ученик. — «Потому, — ответил знаменитый философ, — что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать и слушать».

Эти слова, прозвучавшие более двух тысячелетий назад, перекликаются с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами». Во время разговора следует показать свою заинтересованность к человеку, с которым ведете диалог. Слушающий не только должен воспринимать информацию, но и понимать эмоции, чувства и переживания собеседника. Иногда лучше промолчать, чем сказать лишнее. Например, если знаешь, что произнесенное тобой слово может обидеть собеседника.

Информация для учителя. Эффективными средствами нравственного стимулирования личности учащихся могут стать любительские психологические тесты, используемые на классных часах с целью самопознания, самоанализа учениками тех или иных личностных качеств, побуждения их к саморазвитию и самосовершенствованию. Не претендуя на абсолютную объективность, они дают человеку информацию, которая помогает ему задуматься о самом себе, определить перспективы своего личностного роста.

Тест «Добрый ли вы человек?»

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы просто поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Можете ли вы бескорыстно помочь человеку?

9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь поставьте себе 1 балл за ответ «Да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «Нет» на вопросы 2, 5, б, 8, 9, 10, 12.

Если вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей, вас считают хорошим другом.

От 4 до 8 баллов — ваша доброта — дело случая. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Старайтесь быть ровным со всеми, чтобы люди на вас не обижались.

Менее 4 баллов — общение с вами, надо признаться, порой бывает мукой даже для самых близких вам людей. Вам необходимо пересмотреть свое отношение к окружающим.

Тест «Хорошо ли вы воспитаны?»

Это можно проверить (впрочем, не принимая результаты слишком серьезно), если ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы:

1. Всегда ли вы приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?

2. Выходя из здания, придерживаете ли вы тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?

3. Продвигаясь в трамвае к выходу, вежливо ли вы обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»?

4. Здороваетесь ли вы везде, куда бы ни пришли, даже в лифте и в магазине?

5. В театре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят?

6. Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?

7. Вы пришли в кинотеатр. Должна ли женщина снимать свой головной убор?

8. Может ли левша протягивать для рукопожатия левую руку?

9. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил?

Если на большинство вопросов вы ответили положительно, то можете считать себя вполне воспитанным человеком. Главное, чтобы вы всегда помнили о правилах вежливости.

Викторина знатоков этикета

За столом

1. Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до краев? (Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см ниже края чашки.)

2. Можно ли есть варенье из общей вазочки? (Нет. Варенье кладут в специальную розетку и едят из нее.)

3. Как принято есть лимон? (Ломтик лимона- кладут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца.)

4. Как следует есть пирожные? (Пирожные берут специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которые легко крошатся, можно брать рукой.)

5. Можно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой? (Хлеб с общей тарелки берут всегда рукой, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.)

На улице, в транспорте

1. Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

2. С какой стороны от женщины должен идти мужчина? (Слева от женщины, военный — справа.)

3. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и не называя имен, предложить им самим себя представить? (Нет. Человек, знакомящий их между собой, обязан представить каждого.)

4. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

5. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

7. С вами, наверное, такое бывает: вы встречаете человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)

8. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, свободную руку держать в кармане? (Нет, он должен вынуть руку из кармана.)

9. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека? (Приветливая улыбка желательна всегда.)

10. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий? (Первым здоровается входящий.)

Правила общения, которые помогут вам быть приятным собеседником

1. В беседе старайтесь не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника.

2. Не унижайте других, не задевайте чувств своего собеседника, не старайтесь его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничайте. Неприлично говорить об отсутствующих плохо.

4. Следите за своей речью. Не следует разговаривать слишком громко, привлекая к себе внимание окружающих, но и слишком тихо говорить также не стоит, так как собеседник вынужден будет изо всех сил напрягать свой слух, чтобы вас понять.

5. Если вы чего-то недопоняли или не расслышали, попросите повторить: «Извините, я не расслышал».

6. Очень невежливо отвечать вопросом на вопрос.

7. Если к вашему разговору присоединился третий человек, найдите тему, которая будет интересна всем троим.

8. В споре не стремитесь быть правым, не демонстрируйте свою обиду, если ваша точка зрения не принята всеми. Примите к сведению аргументы других. Это не значит, что вы должны отказаться

от своего мнения, но форма несогласия должна быть корректной.

9. Не засоряйте свою речь бранными словами. Помните, что, употребляя нецензурные выражения, вы не только вызываете брезгливость окружающих, но и совершаете правонарушение.

Рефлексия: «Сегодня я понял, что...»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноясыльская средняя общеобразовательная школа»

Конспект классного часа в 6 классе по теме:

«Мораль и нравственность»

Выполнила: Бабушкина Светлана Борисовна,

Классный руководитель 6 к класса

Классный час в 6 классе

Тема : Мораль и нравственность.

Цель : формировать у пятиклассников представления о моральных нормах, моральных обязанностях.

Задачи:

    Развивать творческие и познавательные способности

    Формировать коммуникативные умения работать в коллективе

    Воспитывать чувство долга и ответственности, моральных обязанностей во взаимоотношениях с людьми.

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация.

Ход классного часа.

(Слайд 2) Добрый день, дорогие ребята, учителя. Классный час я хотела бы начать строчками из

стихотворения Евгения Карганова «Кого я уважаю» . Послушайте и скажите, о каких качествах говорится в этом стихотворении? (Трудолюбие, патриотизм, доброта, красота, любовь к природе)

Я уважаю муравья за то, что он трудолюбивый.

Я уважаю соловья за песен звонких переливы.

Я уважаю снегирей,и дятлов тоже уважаю

За то, что родины своей они в мороз не покидают.

Еще я уважаю снег, за то, что он весной растает.

Я очень уважаю тех, кто никого не обижает.

Прослушайте отрывок из произведения и назовите автора, название: (Слайд 3)

Басня! Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей сДубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".- "Пусть сохнет", говорит Свинья: "Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

Автор, название, о ком басня, Как ведет себя свинья? Как называется в басне поучительный вывод? Какова мораль этой басни? (Неблагодарность свиньи, кот.живет за счет других. невежа, невежда). А что такое мораль в жизни?

-Ребята! Сегодня мы поговорим о морали и нравственности (Тема). (Слайд 4)

Цели: Мы должны выяснить, что же такое мораль и нравственность? Чем различаются эти два понятия? Как мы понимаем, какие поступки людей хорошие, положительные, а какие нет? В праве ли каждый человек поступать так, как ему вздумается? Должны ли существовать определенные правила общения между людьми?

На партах у вас лежат словари, найдите и прочитайте эти определения. (Слайд 5)

(Слайд 6)* В обществе принято жить по нормам морали - это правила, одобряемые большинством людей, образцы поведения, признанными обязательными для исполнения.

*Толковый словарь Ушакова: Нравственность-совокупность норм морали, определяющих поведение человека.

(Слайд 7) За выполнением нравственных норм следит сам человек, его совесть. Поэтому быть добрым, честным, справедливым – это выбор самого человека. Так же в его выборе совершать и безнравственные поступки.

Слайд 8-9 Посмотрите на слайд.

В парах вам необходимо посовещаться и заполнить пустые строчки на слайде. Нормы морали.

Выполняете вы эти правила?

Расскажите пример из жизни, когда вы соблюдали моральные нормы.

Я могу сделать вывод, что вы знакомы с некоторыми нормами поведения, принятыми в обществе.

Но главное не просто знать, но и выполнять.

Ребята, а вы когда-нибудь ехали в поезде? Куда ездили? А какие попутчики вам попадались в купе? Помните?

Слайд 10 . Работа в парах. А теперь, давайте представим себе, что ехать вам далеко, мест в купе 4. Вы уже заняли свое место, и вам надо выбрать троих попутчиков. А вот и список, из которого вам надо сделать свой выбор. Будьте внимательны, у вас несколько минут. И конечно же вам надо будет объяснить свой выбор.

Российский экспресс
Цыганка.
Молодой человек больной СПИДом.
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком.
Кавказец – мусульманин.
Человек из деревни с большим мешком.
Африканский студент.
Подросток похожий на наркомана.
Бывший заключенный.
Таджик в национальной одежде.
Полицейский.

Ребята выбирают себе попутчиков и объясняют, почему сделали такой выбор.
Учитель может задавать наводящие вопросы:»

А почему ты не выбрал подростка похожего на наркомана? Может он вовсе не наркоман, а просто больной, уставший?»

- «А кавказца-мусульманина? Разве один человек может отвечать за поступки других, может он хороший человек?»

И внешнему, и внутреннему нашему мира присуща двойственность:

Добро – зло, прекрасное – безобразное, истина – ложь, здоровье – болезнь и т. Д.

Между этими противоположностями идет постоянная борьба. И мы должны быть всегда к этому готовы. Поэтому надо сориентировать себя на нахождение “золотой середины”: уметь не ожесточаясь, не унижая других, противостоять негативному, сохраняя при этом верность высоким идеалам.

Слайд 11. Английский государственный деятель, политик и писатель Филипп Честерфилд в своей знаменитой книге «Письма к сыну», писал:
Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе – вот самый верный способ нравиться людям.

-Ребята, то, как мы относимся к другим, вернется к нам тем же.

Слайд 12 . Слова Аристотеля.

Ребята, а вы любите играть? И я люблю. Давайте поиграем, игра называется: « Дрозд».Это птичка такая. Игра в парах.
-Я - дрозд.
-Ты - дрозд.
У меня – нос.
У тебя – нос.
У меня – щечки алые.
У тебя – щечки алые. – Мы два друга, любим друг друга.(В игре дети указывают друг на друга, трогают друг друга за нос, щечки и обнимаются.)
-Какие качества человека проявляются в этой игре? (доброжелательность, внимание…)

Слайд 13.- А что может произойти, если не соблюдать моральные нормы? А что вы отнесли бы к безнравственным поступкам?

Предлагаю посмотреть притчу (небольшая поучительная история) (Прочитать понятие притчи со слайда.

Притча называется «Всё оставляет свой след».-включить видео.

О ком притча?

Зачем старик сказал забивать гвозди?

Зачем попросил вытаскивать гвозди? Какие моральные нормы нарушены?

Почему нужно соблюдать моральные нормы?

что может произойти, если не соблюдать моральные нормы?

В вашей жизни были похожие случаи?

Ответы детей

- о том, что нужно уметь себя сдерживать, работать над собой

-нельзя зря обижать других

-нужно уважительно относиться к другим людям.

Слайд 14 -Ребята, давайте назовем простые нормы нравственности:

Уважать других людей, быть честным, правдивым, порядочным, быть вежливым, аккуратным человеком, - уважать чужое время, проявлять уважение к людям старшего поколения, родителям и друзьям уважать людей других национальностей, терпимо и уважительно относиться к их обычаям и правилам общения.

Слайд 15 - В заключении определим ваш моральный уровень. Вам придётся ответить на вопросы. Надо отвечать ДА или НЕТ. Готовы?

Слайд 5

Блиц-опрос:

    Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)

    Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)

    Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ)

    Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА)

    Уметь благодарить- это норма? (ДА)

    Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)

7.Дети должны помогать родителям? (ДА)

Слайд 16. Результаты анкетирования:

«да» 5- высокий нравственный уровень.

4-средний нравственный уровень.

3-1-низкий нравственный уровень.

Слайд 17 -Давайте подведем итог нашей работы.

Каждый из нас живет среди людей, то есть в обществе, и чтобы всем было приятно и комфортно жить в этом обществе, нужно следовать простым нормам нравственности. Нужно не только знать, но и соблюдать нормы морали.

Слайд 18 .Рефлексия : Ребята, оцените свою работу:

Зеленый смайлик: Я активно участвовал, мне было интересно; размышлял и высказывался по предложенными ситуациями, получил возможность сделать выводы о нравственности или безнравственности поступков людей.

Жёлтый смайлик: Я слушал, но не проявил себя в полную силу, понимал о нравственных причинах поведения людей, сам для себя сделал выводы о нормах поведения.

Красный смайлик: Мне было не очень интересно; не вижу смысла разбирать ситуации, искать причины поведения людей и о них высказываться.

Слайд 19. Спасибо за внимание.


Классный час

Тема: Нравственность в современном мире.

Цель: формирование нравственной личности.

Задачи:


  • сравнить значение нравственности в разные времена;

  • развивать стремление к нравственному совершенствованию;

  • разграничить понятия хорошего и плохого поступков;

  • воспитание нравственной жизненной позиции у учащихся;

  • способствовать развитию у детей умения правильно (объективно) оценивать своё поведение.
Форма: классный час.

Метод: дискуссия.

Ход классного часа.

I . Орг. момент.

II . Введение темы классного часа.

Учитель. Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
И сегодня мы с вами поговорим о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

II . Обсуждение определения нравственности.

Как одним словом ответить на этот вопрос? (нравственность)

Как вы понимаете слово «нравственность»?

Как бы вы его определили?

В разных источника есть разные определения нравственности. Вот некоторые из них.

Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность - внутренняя установка человека.

Так что же такое – нравственность?

IV . Дискуссия.

Актуальна ли нравственность в современном мире?

Какого человека вы бы назвали нравственным?

Как определить нравственный человек или нет?

Как стать нравственным человеком?

Учитель. В современном мире нравственность исчерпала свою актуальность, что не вызывает особого восторга. Люди, особенно современная молодежь не совсем понимают, что такое нравственность. Нравственность - это, прежде всего ответственность за свои поступки перед собой, перед своей совестью. Только по поступкам человека, мы можем сказать о его нравственности, потому что не известно о чем думает человек, какие у него мысли. Даже если его мысли безнравственные, никто не скажет о нем, что он не имеет нравственности. В нашем понимании нравственный тот человек, который не ворует, не убивает, воспитанный. О нравственности человека можно судить по его увлечениям, по тому, какие фильмы смотрит, какие читает книги. Все очевидные поступки человека говорят о его нравственности. Нравственный человек честный, трудолюбивый, уважает окружающих людей, живет по совести. Родителям необходимо с детства объяснять своему ребенку, что такое нравственность, прививать ему все качества, соответствующие этому понятию.

Какими качествами, по – вашему, должен обладать нравственный человек?

(благородный, честный, добрый, не предающий, умеющий жертвовать собой ради других, тактичный, культурный, терпимый по отношению к людям, доброжелательный, отзывчивый, внимательный, заботливый, понимающий)

Делается схема.

– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)

– Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)

– И в подтверждение ваших ответов стихотворение И.Гетте:

Пять свойств.

Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сродниться,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.

Существуют ли идеалы нравственности, сложившиеся в веках? Приведите примеры из книг, кинофильмов.

Существует мнение, что многие нравственные идеалы прошлого сегодня не актуальны, несовременны. Может ли нравственность быть современна или несовременна? (Обсуждение)

V . Обсуждение высказываний про нравственность.

Замечательный любимый многими русский писатель Л.Н.Толстой говорил:

«Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби: числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

Человек! Это высокое звание.
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, туманной млечности,
В бесконечности начинается.
И кончается в бесконечности...
Поколеньями созидается век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель):

«Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия».

Добро и зло творить
Всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого - зло родится.

Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ):

Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.

Древнеиндийское изречение: «Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе».

Аристотель (древнегреческий философ) : «Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.
Высказать несколько точек зрения, доказать актуальность данных изречений и в современном мире.

VI . Разбор ситуаций.

1. Чтение стихотворения «Ёжик» О. Высотской.

Серёжа очень нелюдим.
Ох, как подружиться с ним?
А может быть, напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
Девчонки просят: – Ёжик,
Дай перочинный ножик!
А Коля крикнет всех смеша:
– Не уколитесь об Ежа!
Но Ёж как будто глух и нем –
Сидит, не говорит ни с кем.
– Серёжа, взять в кино билет?
А он сердито буркнет: – Нет.
– А на коньках пойдёшь кататься?
– Нет мама будет волноваться.
Но вот в начале декабря
Узнали об Еже,
Что у него совсем не зря
Так плохо на душе,
Что мама у него больна,
С постели не встаёт она.
И Ёжик ходит за обедом
И топит печь вдвоем с соседом.
Он должен в комнате прибрать,
А иногда и постирать.
Конечно, трудно одному
Приходится Серёже,
Решил Алёша: «Мы ему
Всей звёздочкой поможем!»
Друзья стучатся у дверей:
– Открой, Серёжа, поскорей!
Мы в нашем переулке тебе купили булки.
– И сахар взяли заодно!
– А здесь, в пакетике, пшено!
Давай готовить ужин! –
Серёжа был сконфужен.
Уж не казался он ежом,
Он стал совсем не колкий,
Скорей за чайником пошёл.
Достал посуду с полки.
Теперь хотел бы дружить,
Пожалуй, с целым светом!...
Когда кому-то трудно жить,
Должны мы знать об этом.

Какие поступки описаны в данном произведении.

Смотрим иллюстрации и объясняем поступки.

Наказание или преступление?”

Одна особа известна как сплетница, ябеда. Вы и большинство ваших одноклассников ее терпеть не можете. Однажды ваши одноклассники договорились проучить ее – побить. Как вы поступите? Вы присоединитесь; не будете вмешиваться или расскажете об этом кому-нибудь?

Уличная мораль”

В вашем классе произошел случай. Жестоко избили хорошего, но слабого физически мальчишку за то, за то, что он не поддержал предложение сбежать с урока. Вы видели кто бил, но в ответ на предложение выдать хулиганов вы промолчали.

Находка”

Вы случайно нашли чек на приобретение дорогой вещи …

А) Попытаетесь найти того, кто его потерял.
Б) Бежите к прилавку – вы столько о ней мечтали.
В) Сомневаетесь в его действительности, боитесь неприятностей.
Г) В растерянности не знаете, что с ним делать.

VII . Определение уровня нравственной самореализации.

Психологи, изучающие становление морального сознания ребенка, предложили шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характере причин, побуждающих человека к тому или иному действию.

1-й уровень . Чтобы избежать наказания и получить награду. (Подделываться).
2-й уровень . Чтобы все обо мне думали хорошо – другие и я сам. (Казаться).
3-й уровень . Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества. (Подчиняться).
4-й (высший) уровень . Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах. (Быть самим собой).

Уровни на доске изображены в виде лестницы, где первому уровню соответствует нижняя ступенька, четвертому соответственно верхняя.

Это уровни нравственного поведения, где самому высокому уровню соответствуют высшие общечеловеческие ценности.

Приведите примеры из своих поступков и поведения на различных уровнях самореализации.

Какой уровень у вас преобладает?

Какой уровень преобладает в целом по классу?

VIII . Анкетирование.

А теперь мы проверим, правильно ли вы определили свой уровень нравственности.

4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов (зачитывается учителем):

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Делаем вывод по самооценке.

IX . Рефлексия.

На доске поляна. У детей различные части этой поляны (цветы, солнце, бабочки). Каждому ученику нужно написать своё самое ярко выраженное нравственное качество на этих деталях. Затем они выходят к доске, прикрепляют это качество на полянку и озвучивают его.

X . Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Цель оправдывает средства».

XI . Итог классного часа.

Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду
делать хорошо,
и не буду -
плохо".

Наш с вами классный час я хочу закончить словами Л.Толстого:

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: Самому стать лучше ».

И пусть вас сопровождают по жизни следующие слова: