В середине прошлого столетия сформировалось новое направление психотерапии – гештальт-терапия. Данное психотерапевтическое воздействие включает в себя целый ряд определенных методик. К их числу относятся традиционный психоанализ, телесно-ориентированная терапия, психодрама, арт-терапия и другие психологические методики.

Термин «гештальт» является производным от немецкого слова «gestalt», что означает «форма», «фигура». В основе этого психотерапевтического направления лежит программа расширения собственного самосознания человека. Во время занятий пациент постепенно осмысливает свою жизнь, пытается найти собственную взаимосвязь с окружающим миром и живущими в нем людьми.

По мнению специалистов, использующих на практике данный метод, любые подходы и техники гештальт-терапии способствуют усилению процессов внутреннего осознания путем диалога между пациентом и врачом-терапевтом. Занятия принято проводить в групповой или индивидуальной форме общения. Всё зависит от желания людей, отдавших предпочтение гештальт-терапии.

Первоначальным техническим приемом является заключение договора-контракта между участвующими сторонами. Врач-терапевт и пациент – это равноправные партнеры. При заключении контракта оговаривается аспект существующих проблем, требующих преодоления, формируются цели, которые желает достичь пациент. Ценность первого этапа гештальт-терапии заключается в том, что, несмотря на равноправные условия между общающимися сторонами, уже при заключении контракта пациент учится брать на себя ответственность за результаты терапии.

Среди многочисленных подходов данного метода психотерапии основное внимание уделяется технике диалога и проективным техникам. Техника диалога осуществляется при контакте между терапевтом и пациентом, в процессе которого специалистом отслеживаются различные переживания, а главное – механизмы прерывания эмоционального состояния пациента. Проектированная техника подразумевает под собой подход, направленный на работу с образами, воображаемыми диалогами, сновидениями. Как правило, на практике обе техники тесно взаимосвязаны между собой.

Пожалуй, одной из самых широко является методика «горячего стула», которая проводится в групповых занятиях. «Горячий стул» подразумевает место, на которое садится человек, повествующий о собственной проблеме. Взаимодействие происходит исключительно между ним и врачом-терапевтом. Остальные участники групповых занятий являются пассивными зрителями и включаются в диалог только по указанию терапевта. Основная сущность данной техники гештальт-терапии заключается в разборе эмоций и переживаний людей. Причем особенно важно, чтобы окружающие говорили именно о собственных чувствах и не давали советы пациенту, который сидит на «горячем стуле».

Положительный эффект дает оригинальная терапевтическая техника, которая называется фокусированное осознание (концентрация). Происходит такое занятие на трех уровнях. Первое – это осознание окружающего внешнего мира, что видит, слышит человек. Второе подразумевает внутреннее состояние – эмоции, телесные ощущения. Третье – мысли человека. Всё происходит в проекции «здесь, сейчас», то есть пациент рассказывает о том, что он чувствует в данный момент. Такое концентрирование, или фокусирование, помогает пациенту значительно обострить свои ощущения. Кроме того, монолог-осознание приносит ценные сведения для врача-терапевта, проводящего тренинг.

Большую пользу имеет техника «пустого стула», на который помещается воображаемый (иногда значимый для пациента) человек, с которым происходит общение. Такой диалог может открыть многие личностные проблемы пациента и представляет собой сильное терапевтическое воздействие.

Еще одной ценной методикой считается техника работы с полярностями. В личности любого человека сосуществуют противоположности (полярности). Человеку, неуверенному в себе, рекомендуется представить какую-либо уверенную часть собственной личности и провести диалог, исходя из этого. А человеку, переживающему проблемы в межличностном общении, рекомендуется обратиться с какой-нибудь просьбой (даже нелепой) к другому, что в реальной жизни для него представляет непреодолимую трудность.

Все техники существенно расширяют зону осознания личностного поведения. Гештальт-терапия – эффективное психотерапевтическое направление, помогающее найти собственное «Я»!

Материал к педсовету

«Использование

педагогических технологий

для повышения

качества

образования»

Н.И.Шульженко

ноябрь 2014г.

Мудрость обитателей пустыни говорит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как сделать так, чтобы ученик захотел узнать?

В своем выступлении я хочу рассказать педагогических технологиях, которые помогают мне повысить качество образования.

С каждым годом в нашу жизнь все настойчивее врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии . Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно – коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Работа по интерактивной доске.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, увеличивать темп работы на уроке. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение на уроке, легко вовлекая их в учебный процесс. В классе не остается равнодушных. За счет большой наглядности, использование доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.

У нас появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом, написанное на интерактивной доске, может сохраняться, распечатываться.

Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников.

Презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук, изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка.

Ученые доказали, что человек запоминает 20 % услышанного и 30 % увиденного, и более 50 % того, что он видит и слышит одновременно. Следовательно, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

Кроме этого, презентация дает мне возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей моего класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Я использую презентации на всех этапах урока, и считаю, что они достаточно эффективно срабатывают.

На уроках окружающего мира ребята с большим удовольствием готовят доклады, сообщения, презентации по изученным темам. Домашнее задание становится творческим. Повышается собственная самооценка, активность каждого ученика.

От учеников мы часто слышим слова «интересно» и «неинтересно». Поэтому на своих уроках я часто применяю технологии игрового обучения . Учащиеся с удовольствием «играют» и усвоение материала проходит легче.

Динамично помогают начать урок игровые методы «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», « Поздоровайся глазами». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Недавно я ввела игровой прием «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме. Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.

Завершить урок можно, применив такие игровые методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Также на своих уроках я применяю технологии проблемного обучения. Особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

На уроках ввожу учащихся в проблему, при этом они совместно находят пути ее решения в доступных учащимся противоречиях.

Например, при изучении на уроках окружающего мира темы «Природные зоны», предлагаю проблемные задачи и вопросы, в ходе решения которых дети приходят к необходимым результатам. Так, исходное положение: «Растения зоны тундры отличаются большим разнообразием, чем растения зоны Арктических пустынь», возникает логичный вопрос: «Почему?», «Каковы причины такого различия?».

Учащиеся довольно быстро осваивают такого рода задания, так как уроки проходят интересно, у них вырабатывается потребность анализировать, спорить, доказывать свою точку зрения.

Вывод: Чтобы повысить качество образования следует: использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.:

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Обучающий семинар по теме:
«Каким должен быть современный урок? Активные методы преподавания и обучения»

«Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра.» Джон Дьюи

Цель занятия:
 Учителя понимают, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов
 Учителя могут ответить на вопрос: «Современный урок - какой он?» (создадут постер)
 Учителя продолжают знакомиться и отрабатывать на практике активные методы преподавания и обучения

1. Позитивный настрой на занятие:
 Просмотр Ералаш «Чертенок № 13» (подумать какая идея видеоролика)
 Прием разделения на группы «Термины»
Всем раздаются карточки с терминами, участники должны понять по какому принципу эти ключевые понятия можно объединения в группы.
 Итак, почему вы объединились т.о., какая тема вас объединяет? (учителя рассаживается по группам по 6 человек)
 Названия групп:

1 группа
Урок (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, наука.
2 группа
Учитель всегда будет капитаном в образовательном плавании.

3 группа
Урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов
4 группа
Урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.

5 группа

«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».

6 группа

Группам раздаются бумажные макеты ШКОЛЫ, фундаментом, которых будут являться собранные карточки с терминами.
Ведущий : итак, вы получили кирпичи для фундамента вашей школы – знаний по данной теме.
Мы предлагаем вам достроить дом: дополнить информацию ключевыми понятиями по теме. Таким образом вы получите карту – подсказку из основных, ключевых понятий по каждой заданной теме. Время 5 мин.
Дополнительную информацию на поставленные вопросы, можно найти по-разному. Можно обратиться к учебнику, энциклопедии, толковым словарям, к какой-либо поисковой системе Интернета.
Либо учителя, изучают материал по предложенным заготовкам – текстам по теме.

2. Защита постеров : «Каким должен быть современный урок?»:
1 группа
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Откуда пошло слово – урок? Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле?
Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, наука.
Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий.
2 группа
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Дети как «губка» впитывают всю информацию, но этого недостаточно в нашем стремительно развивающемся мире. Основной задачей учителя - научить детей саморегуляции и навыкам самостоятельного обучения. Поэтому новые подходы в обучении необходимы. Они ставят деятельность учащихся на первое место и учат их как обучаться – «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться».
3 группа
Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:
1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе - обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
2. Переход на предпрофильное и профильное обучение. Этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи.
3. Внедряются информационные технологии. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
4. Организация Единого национального тестирования предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.
4 группа
Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.
Что значит современный? По - моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе. Человек в современном мире должен не столько обладать набором теоретических знаний, сколько уметь применять их на практике, быть готовым принять решение, проявить инициативу, работать самостоятельно, ставя перед собой новые цели.

5 группа
«Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
Педагоги, психологи и методисты всегда уделяли большое внимание проблеме активизации деятельности учащихся в процессе обучения, поскольку сознательное и прочное усвоение знаний и осознанное формирование способов действий происходит, прежде всего, в процессе активной умственной деятельности обучаемых. Следует отметить, что в основе широко распространенной классификации методов обучения на активные и пассивные (В. А. Беловолов) лежит уровень познавательной активности обучаемых. Пассивное обучение организуется, как правило, по схеме «учитель ® ученик». Активное обучение соответствует схеме «учитель « ученик», что позволяет организовать диалог школьников с учителем. В последнее время педагогами и психологами уделяется внимание интерактивным методам обучения, позволяющим создавать ситуации для активного взаимодействия всех учащихся друг с другом (работа в парах, тройках, группах), то есть строить обучение по схеме «учитель « ученик « ученик». Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

3. Активные методы преподавания и обучения:
 Прием «Шесть шляп» " Шесть Шляп мышления" или «Шесть умных шляп» разработан Эдвардом де Боно, отражает процесс параллельного мышления, который ускоряет сфокусированное мышление из числа различных решений. Сущность метода: Метод используется в целях активизации различных аспектов мышления для осуществления более детального обсуждения и совершенствования общей мыслительной деятельности.
Задание: Вам надо ответить на вопрос:
«Нужны ли «Активные методы преподавания и обучения?»

Алгоритм реализации метода: Шесть шляп символизируют различные аспекты мышления. Учащимся выдается шляпа (настоящая или вымышленная), цвет которой соответствует определенной смысловой нагрузке. Ученикам необходимо осуществлять все мыслительные операции (размышлять, анализировать и т.д.) в заданном контексте цвета шляпы.

Белая шляпа: нейтральная позиция, основанная на фактах и объективной
Информации. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию, которая нам уже известна или необходима.
Красная шляпа: эмоциональная позиция, основанная на догадках,
интуиции, чувствах. Красная шляпа означает чувства, догадки и интуицию.
Черная шляпа: критическая, аналитическая позиция, основанная на «негативном» аргументировании. Черная шляпа это оценка – «адвокат дьявола», или почему что-то может не работать.
Желтая шляпа: оптимистическая позиция, основанная на «позитивном»
аргументировании. Желтая шляпа символизирует яркость и оптимизм. Под этой шляпой вы изучаете позитивные стороны идеи, и переключаете свое внимание на поиск достоинств и пользы.
Зеленая шляпа: креативная позиция, выявляющая перспективы, возможности, новые идеи. Зеленая шляпа фокусируется на креативности; возможностях, альтернативах и новых идеях.
Синяя шляпа: хладнокровная позиция, признающая приоритетность плановых действий, четкую организацию, контроль и обязательность принятия решений Синяя шляпа управляет мыслительным процессом. Это контролирующий механизм, который гарантирует наблюдение направлений всех Шести шляп.

Вот, что пишут учителя:
«Современный урок - какой он? Демократичный. Где дети не боятся высказывать свое мнение, не боятся новшеств, урок на котором учителю и ученику комфортно».
«На мой взгляд, современный урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать».
«Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке. Современный урок должен воспитывать Творца и Деятеля!»
Современный урок должен быть связан не только с усвоением школьниками определенной суммы знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.
Современный урок должен обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволить ребенку активно войти во взрослую жизнь.
Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.
Другая важная тенденция – становление различных моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков.
Одну из моделей современного урока можно назвать традиционной – классно-урочной, и она эффективно действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложился свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как:
- триединая цель урока;
- план-конспект;
- формы обучения;
- методы и приемы обучения;
- типы уроков и другие.

Пример использования этого приема на уроке литературы:

Изучение нового
5
мин Задание 2. Мини-бой «Кто больше?» Представить доказательства того, что эти герои являются романтическими образами.

Изучение нового материала
15 мин
Задание 3. С помощью метода «6 шляп» представить свой взгляд на судьбу романтических героев Лермонтова и Марлинского.
Белая шляпа - чистый разум, трезвое мышление.Она оперирует только имеющимися фактами и цифрами. Смотрим только на то, что имеем и пытаемся извлечь только то, что можно извлечь.
Красная шляпа – это эмоции, внезапные прозрения и интуиция.Красная шляпа – это пылкий оратор и политик, всегда берущий в расчёт сиюминутный настрой толпы.
Чёрная шляпа – это пессимист. Однако, он должен быть аргументированным пессимистом.
Жёлтая шляпа – это «позитивное» Солнышко. Жёлтая шляпа – выразитель самого оптимистичного взгляда на будущее, Тот, Кто Подмечает Всё Самое Лучшее, самое удачное.Самое главное: жёлтая шляпа должна уметь найти «позитив» в «негативе».
Зелёная шляпа – это шутовской колпак с бубенчиками. Зелёная шляпа – это полёт фантазии и фонтан самых смелых и безумных творческих идей.
Синяя шляпа – это просто организатор всего процесса. Роль синей шляпы – быть координатором, спикером – дающим (или не дающим) слово всем предыдущим шляпам, суммировать и итожить.

15 мин Задание 4. Презентация «Шляп»

Метод «Вращающиеся станции»
 Сущность метода: Метод направлен на формирование навыка целостного восприятия проблемы, на основе множества идей.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников: Класс поделен на несколько «станции». Ученики класса респределены в малые группы. Необходимые ресурсы: цветная бумага, пишущие ручки (рекомендуется выдать каждой группе ручки разных цветов, что поможет проследить вклад, внесенный каждой группой).
Алгоритм реализации метода: Каждая группа находится около своей «станции». Участникам отведено время (не более 10-ти минут) для обсуждения спорной проблемы и для фиксирования своих идей на бумаге или доске. По истечении времени группы переходят к другим станциям в классе, где продолжают обсуждение, основываясь на идеях предыдущей группы, которая ранее располагалась около этой станции. Чередование продолжается каждые 10 минут, пока все группы не побывают на всех позициях и не рассмотрят комментарии других групп.

Задание: Выписать «Критерии эффективности современного урока»

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.
Так может и не стоит ничего менять?
Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками стихотворения:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.
Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.
Но время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о третьей модели реализации современного урока – компетентностном подходе, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования.

Критерии эффективности современного урока:
Обучение через открытие
Развитие личности
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Демократичность, открытость
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Метод «Каждый учит каждого» (также известен по названию «Берешь одно – даешь другое»).
 Формируемые навыки: Совместной работы; управления информацией.
Сущность метода: Метод эффективен для передачи большого объема фактической информации среди учеников. Взамен необходимости передачи учителем большого потока информации, ученики отбирают необходимый материал, непосредственно касающейся темы, и передают его своим ровесникам. Согласован с методом «Кластеры», предназначенным, также, для передачи информации.
Алгоритм реализации метода:
1. Каждому ученику выдан лист бумаги, на котором записана информация о каком-либо факте или о статистических данных. Желательно, чтобы для каждого ученика была определена разная информация.
2. Ученики знакомятся с предназначенной для них информацией (необходимо убедиться, что ученики понимают ее значение).
3. Ученики свободно передвигаются и делятся своими утверждениями с другими учениками. Цель их передвижения - разъяснение полученной информации наибольшему количеству присутствующих, насколько это возможно.
4. Ученики могут детализировать свои объяснения, предоставляя, в случае целесообразности, примеры, или объединяя свои утверждения с утверждениями других учеников.
5. По истечении достаточного времени для обмена информацией, ученики работают в небольших группах для систематизации всей информации, полученной в процессе выполнения задания.
6. При последующем опросе ученики объясняют и обосновывают свою систему классификации.
7. Ученики могут обсудить свою реакцию на различные факты/данные:
Что их удивило? Что их шокировало? Что из утверждений опечалило или
осчастливило их, и что заинтересовало?
8. Ученики могут размышлять о своем собственном обучении:
Что они легче запоминают? Что для них является самым сложным?
9. Главные выводы по всем опросам могут быть записаны на доске или на учебном плакате.


Бодрячки: Если вы по утрам с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
Если уверены в своих силах, топните ногой.
Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
Если вас волнует судьба нашей страны, хлопните в ладоши.
Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
Если вы верите в то, что наша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед.

Метод «Пять вопросов»
Формируемые навык и: мышления, принятия решений; управления информацией.
Сущность метода: Метод представляет собой сбор информации, позволяющей ученикам глубоко изучить вопрос или дифференцировать его на небольшие суб-темы или задачи, что предоставляет возможность ученикам овладеть сложными темами. Метод предусматривает изучение разного рода возможностей, которые могут привести к планированию действий и установлению целей. Сбор информации возможен в сочетании с использованием методов «Лавина идей» и «Коллекция стикеров».
Алгоритм реализации метода:
1. Подготовить большой, широкий лист бумаги и маркер.
2. Ученикам задан вопрос с использованием вопросительных слов: «Как» или «Почему».
3. Предложения записываются на учебном плакате.
4. Учителя используют одинаковое слово для развития идей и изучения
дальнейших идей.
5. Учителя продолжают использовать одинаковые формы вопросов до тех пор, пока идея /предложение не изучено полностью.
Изучаемый концепт: местное гражданство
Как мы можем вовлечь молодежь в сообщество?
- Рассматривать вопросы, интересующие молодых людей.
Как мы можем решать эти вопросы?
- Повышать осведомленность о проблемах молодежи.
Как мы можем повысить осведомленность по данному вопросу?

.Метод «Горячий стул»
Формируемые навыки : совместной работы; креативного подхода к решению задач; мышления, принятия решений.
Сущность метод а: Представляет собой творческое ролевое задание в качестве эффективного инструмента для обсуждения проблемных вопросов, взаимообмена информацией.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников: Один «горячий» стул ставится лицом к группе. В целях обеспечения более
непринужденного общения, допускается расположение «горячего» стула в центре круга.
Алгоритм реализации метода :
1. Ученикам назначается роль определенного персонажа, либо они сами придумывают
роль, имеющую отношение к поставленному вопросу.
2. Ученики анализируют свои роли в группах или самостоятельно.
3. Другие участники групп продумывают сложные вопросы для человека, располагающегося на «горячем» стуле.
4. Обсуждаемый герой садится на «горячий» стул, и одноклассники его опрашивают.
Это поможет ученикам почувствовать сопереживание определенному человеку или свою сопричастность с той точкой зрения, мнением, которое они не разделяют.
5. Темой «горячего» стула может стать такая проблема, как война в Ираке, клонирование людей, использование ветровых электростанций и мн. др. Характер данного метода позволяет принять участие и высказать свое мнение каждому члену класса, в том числе и учителю.
6. Принцип метода позволяет организовать в классе игру по разгадыванию тайн, в ходе которой учащиеся класса должны установить личность человека, располагающегося на «горячем» стуле.
7. В процессе опроса, организованного после выполнения задания, рекомендуется постановка вопросов для учеников следующего характера: что они узнали, что для них было интересного, и оспорили ли бы они что-либо из сказанного человеком на «горячем» стуле.
Примерные события, персонажи/роли:
Вторая мировая война
Владелец завода в Индии, эксплуатирующий детей
Абылай Хан

Метод «Своя игра»
Формируемые навыки: управления информацией; мышление.
Сущность метода : Метод заключается в формировании у учеников навыков формулирования вопросов к предоставленным ответам на них. Использование метода способствует выявлению способных к креативному мышлению учеников.
Алгоритм реализации метода:
1. Ученикам предоставлен ответ на вопрос, имеющий непосредственное отношении к исследуемой теме. Ответы могут варьироваться от простых фактических (дата, имя или место события) - до предоставления абстрактных понятий или описания эмоций.
2. Ученикам необходимо сформулировать вопросы для каждого предложенного ответа.
3. Если ответ не имеет однозначного вопроса, ученики сравнивают и
противопоставляют вопросы, которые они придумали, аргументируя свою формулировку вопроса.
Примерные вопросы и ответы:
1066 (Когда произошла битва при Гастингсе?)
Ангела Меркель (Кто является первой женщиной-канцлером
Германии?)
Униженные (Как чувствовали себя африканцы в Южной Африке во
время расовой сегрегации, когда им было запрещено пользоваться в
автобусах?)

Примеры рефлексии
 - Телеграмма учителю
1.Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрёл…
9. Я научился…
10. У меня получилось…

Примеры рефлексии
Составляем синквейн
Назовите тему урока одним словом
Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют тему.
Назовите 3 действия, которые можно выполнять с темой.
Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока
Как иначе можно назвать тему?

рефлексия “ Пятерочка “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
Средний палец – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения

Рефлексия

- «Я»: как я работал: допускал ли ошибки?
- «Мы»: насколько мне помогали одноклассники, учитель? А я - им?
- «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?
- Я ставлю себе за урок оценку…
- Мне понравилось на уроке…

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)
З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

4. Подведение итогов занятия:
 Так, что же такое современный урок? - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
 Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
 Новизна современного казахстанского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для воспитания ученика XXI века. Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок.
Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

5. Рефлексия:
 Что произвело на вас наибольшее впечатление?
 Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
 Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

11.01.2015 10091 932

Макухина Юлия Васильевна

учитель начальных классов

КГУ «Корнеевская средняя школа»

Есильский район, СКО

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Элисон Кинг

Цели:

Расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;

Показать приемы использования приемов в своей практической работе

Оборудование: интерактивная доска, презентация

Критерии успеха:

Знать приемы критического мышления;

Уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: педагоги школы

Ход мастер-класса

1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды).

Видеоролик «Позитивный настрой»
Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто любит мечтать!
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!
Здравствуйте те, кто любит сладкое!

Кстати о сладеньком, предлагаю вам взять со стола один понравившийся десерт. Смелее, смелее. Изучите его форму, вкус, цвет, фактуру, размер. Открываем, изучаем.

Деление на группы «Конфета»

Определение правил работы в группах

Уважительное отношение ко всем членам группы; - умение слушать и слышать всех членов группы; - оказание помощи друг другу; - активное участие всех членов группы в работе;

2. Ознакомление педагогов с модулями Программы.

Краткая характеристика модуля «Обучение критическому мышлению»

3. Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах. Просмотр видеоролика о критическом мышлении.

Стадия « ВЫЗОВ»

Актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

Пробудить интерес, активизировать обучаемого;

Структурировать последующий процесс изучения материала

Функции стадии вызова

Ø Мотивационная;

Ø Информационная;

Ø Коммуникационная;

Прием «Корзина идей

Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

Прием «Верите ли вы, что…»

Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал»)

Практическая часть. Работа в группах.

Прием «Верите ли вы, что…»

Верите ли вы, что по окончанию семинара, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

Верите ли вы, что устанете сегодня на семинаре?

Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

Приём «Корзина идей»

Что такое критическое мышление в вашем понимании? (педагоги на стикерах пишут свое мнение по данному вопросу и прикрепляют их в «корзину идей»

Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Получение новой информации;

Ее осмысление

Соотнесение новой информации с собственными знаниями;

Поддержание активности, интереса.

Функции стадии осмысления

Ø Систематизационная;

Ø Информационная;

- Прием «Инсерт»

Этапы работы:

1. Каждому ученику выдается текст и таблица

2. Прочитывание и осмысление текста с последующими пометками на полях текста

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

« v » - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.)

4. Систематизация текста

5. Заполнение таблицы в виде сжатой информации (это может быть слово, фраза, понятие и т.д)

6. Обсуждение в группах по заданной теме.

7. Затем идет межгрупповое обсуждение каждого столбца

- Прием «Чтение с пометками»

Практическая часть. Работа в группах

- Приём «Таблица аргументов»

Аргумент

Почему «да»

Почему «нет»

Емеля в сказке «По щучьему велению» был лентяем

Прием «Взаимопрос». Работа в группах

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы:

Толстые вопросы

Кто….

Что…

Когда..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Выражение новых идей и информации собственными словами;

Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

Функции стадии рефлексии

Ø Коммуникационная;

Ø Информационная;

Ø Мотивационная;

Ø Оценочная;

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Написание синквейна

- Приём «Написание ЭССЕ

Приём «Кластер»

Прием «Горячий стул»

Практическая часть. Работа в группах

Приём «Кластер»

Используется как средство для подведения итогов,

как стимул для возникновения новых ассоциаций

и графических изображений новых знаний.

Этапы работы:

1. Выписывается ключевое слово;

2. Записываются слова и предложения по теме;

3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.

Составление кластера со словом учитель. Защита кластеров по группам.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Этапы работы:

1. На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;

2. Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

Приём «Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила написания синквейна:

  1. Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
  2. Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
  3. Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)
  4. Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме
  5. Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Работа в группах. Составление синквейна к словам мышление, обучение. Защита синквейнов.

Прием «Горячий стул»

Для демонстрации этого приема можно пригласить сертифицированного педагога. Каждая из групп продумывает вопросы и задают их педагогу, сидящему в данный момент на «горячем стуле»

Как изменилось качество обучения по вашему предмету после того, как вы прошли трехуровневые курсы?

Какие изменения вы увидели в своих учениках. Опишите их.

Как вы считаете, что нужно для того, чтобы достичь максимально хороший результат качества обучения в школе?

Использование на уроках приемов критического мышления дает ученику:

Повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Использование на уроках приемов критического мышления дает учителю:

Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Видеоролик «У тебя есть выбор»

Рефлексия мастер-класса. Оценивание на стикерах.

Рефлексия «Пожелание»

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу по кругу:

Избавляйся от…

Будь всегда…

Помни…

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новой добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

С.Маршак

Вам понравилось занятие? Тогда давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами. Спасибо! До свидания!

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Солт үстік Қазақстан облысы

М.Жумабаев ауданы

Қарақоға орта мектебі

Северо-Казахстанская область

Район Магжана жумабаева

МАСТЕР – КЛАСС

При ёмы технологии развития критического мышления

Учитель начальных классов:

Бер И.А.

2015-2016 уч год

Мастер-класс «Использование приемов критического мышления на уроках в начальных классах»

Бер Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

КГУ «Карагугинская средняя школа»

Район М.Жумабаева, СКО

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Элисон Кинг

Цели:

Расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления;

Показать приемы использования приемов в своей практической работе

Оборудование: интерактивная доска, презентация,ватманы,маркеры,текст В.Драгунского «Друг детства»,конфеты для деления на группы

Критерии успеха:

Знать приемы критического мышления;

Уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету.

Целевая аудитория: педагоги района

Ход мастер-класса

1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды).

Видеоролик «Позитивный настрой»
Здравствуйте те, кто любит мечтать!
Здравствуйте те, кто мечтает полетать!

Здравствуйте, те кто готов творчески работать!
Здравствуйте те, кто любит сладкое!

Кстати о сладеньком, предлагаю вам взять со стола один понравившийся десерт. Смелее, смелее. Изучите его форму, вкус, цвет, фактуру, размер. Открываем, изучаем.

2. Деление на группы «Конфета»

3.Определение правил работы в группах

Уважительное отношение ко всем членам группы;

Умение слушать и слышать всехчленовгруппы;

Оказание помощи друг другу;

Активное участие всех членов группы в работе;

У важаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе, который будет посвящён технологии, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

1 этап. Мотивация

А что это за технология, попробуйте определить, посмотрев мультфильм «Поросёнок и печенье» (просмотр м\ф)

Работа в группе (на обсуждение 3 мин)

Итак, как Вы думаете, о какой технологии пойдёт речь и почему Вы так считаете? (о ТРКМ)

Сегодня мы будем говорить о ТРКМЧП (слайд 1).

Верите ли вы, что по окончанию семинара, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

Верите ли вы, что устанете сегодня на семинаре?

Верите ли вы, что можно детей младшего возраста научить учиться?

В начале, середине и по окончанию мастер- класса, работая в группе, Вы будете заполнять таблицу «Знаю - Хочу узнать - Узнал » (раздать постеры, начертить таблицу). Это один из приёмов ТКМ.

Работа в группе

1 задание (5 мин)

В 1 графу напишите всё, что Вы знаете или когда-то слышали о данной технологии. Во 2 графу, что бы Вы хотели узнать об этой технологии. А 3графу заполним в конце занятия. Презентация ответов.

- Итак, ТРКМ - это американская технология. В Казахстане она начала развиваться с 90-х годов. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы. Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на всех уроках, а так же во внеурочное время. Помимо этого приёмы технологию можно использовать при проведении семинаров, педсоветов, заседаний МО.

4.Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

На 1стадии :

Прием «корзина идей»

Прием «вы согласны с этим высказыванием?»

-«верите ли вы, что…»?

Прием «ЗУХ»

5. Второй этап «осмысление » - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Получение новой информации;

Ее осмысление

Соотнесение новой информации с собственными знаниями;

Поддержание активности, интереса.

- Прием «Инсерт»

Этапы работы:

1. Каждому ученику выдается текст и таблица

2. Прочитывание и осмысление текста с последующими пометками на полях текста

«+» - если считают, что это им известно;

«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;

« v » - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.)

4. Систематизация текста

5. Заполнение таблицы в виде сжатой информации (это может быть слово, фраза, понятие и т.д)

6. Обсуждение в группах по заданной теме.

7. Затем идет межгрупповое обсуждение каждого столбца

- Прием «Чтение с пометками»

6.Практическая часть. Работа в группах

- Приём «Таблица аргументов»

Аргумент

Почему «да»

Почему «нет»

Емеля в сказке «По щучьему велению» был лентяем

Прием «Взаимопрос». Работа в группах

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы:

Толстые вопросы

Кто….

Что…

Когда..

Может…

Будет..

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если..

Жизнь Драгунского

7.Так при знакомстве с произведением Драгунского «Друг детства» урок начала с абривиатуры убдажр.-расшифруйте слово. Тут же предлагаю определить тему нашего занятия. Называю автора и даю распечатанный материал об авторе и задание-заполнить схему

В тексте даётся материал о семи профессиях автора. Я умышленно даю схему с лишними ячейками для творчества.Проанализировав текст дети делают вывод: что он был трудолюбив,умен и т.д,вписывая в пустые ячейки.

Каждая группа защищает кластер, доказывая свои утверждения и выводы.

При чтении –приём «инсерт» использую, что заставляет ребят вчитываться в текст осознанно.

Для работы над текстом после чтения –«толстые и тонкие «вопросы. При чем зачастую, после вторичного чтения,предлагаю учащимся самим составить вопросы по тексту. Простые вопросы дети составляют легко, а для составления толстых вопросов, пишу подсказки на доске.

Например:Что было бы,если…

Как вы думаете,…..

Порой предлагаю мною озаглавленные части произведения для установления последовательности действий по тексту.Что позволяет еще раз воспроизвести в памяти события произведения и готовит к пересказуНа этапе –рефлексия, использую «Синквейн»-(пока мои ученики это делают с моей помощь порой)Вот что получилось при составлении характеристики главного героя произведения

Дениска

Увлеченный, внимательный

Мечтает, дорожит, любит

Ради друга детства отказался от мечты

Настоящий друг

Дениска

Маленький,умный

Дружит, мечтает,помнит

Любит свои игрушки

Друг

8.Третий этап – «рефлексия» - размышления . Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»

Выражение новых идей и информации собственными словами;

Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Написание синквейна

Приём «Написание ЭССЕ

Приём «Кластер»

Прием «Горячий стул»

9.Практическая часть. Работа в группах

Приём «Кластер»

Используется как средство для подведения итогов,

как стимул для возникновения новых ассоциаций

и графических изображений новых знаний.

Этапы работы:

1. Выписывается ключевое слово;

2. Записываются слова и предложения по теме;

3. Происходит разделение материала на отдельные блоки;

4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Этапы работы:

1. На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;

2. Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

Приём «Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила написания синквейна:

    Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)

    Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)

    Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)

    Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме

    Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

10.Работа в группах. Составление синквейна к словам учитель,ученик. Защита синквейнов.

11.Прием «Горячий стул»

Для демонстрации этого приема можно пригласить сертифицированного педагога. Каждая из групп продумывает вопросы и задают их педагогу, сидящему в данный момент на «горячем стуле»

Как изменилось качество обучения по вашему предмету после того, как вы прошли трехуровневые курсы?

Какие изменения вы увидели в своих учениках. Опишите их.

Как вы считаете, что нужно для того, чтобы достичь максимально хороший результат качества обучения в школе?

Практическая работа составьте постер - что дают приёмы КМ учителю и ученику

Использование на уроках приемов критического мышления дает ученику:

Повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Использование на уроках приемов критического мышления дает учителю:

Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Роль учителя в ТКМ (Слайд 10)

    направляет усилия учеников в определенное русло

    сталкивает различные суждения

    создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

    дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

    подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

заполните таблицуЗУХ третью графу.Оправдались ли ваши предположения,укажите это на стикерах

12.Видеоролик «У тебя есть выбор»

13.Рефлексия «Пожелание»

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу по кругу:

Избавляйся от…

Будь всегда…

Помни…

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новым будет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

С.Маршак

Вам понравилось занятие? Тогда давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу громкими аплодисментами. Спасибо! До свидания!