Очевидное всегда забывается, а ты – самая очевидная вещь для себя самого.

Ты знаешь, что ты есть.

Ты можешь помнить тысячи других вещей, но тебе не надо помнить себя. Жизнь прекрасно продолжается без самовспоминания. В этом нет необходимости. Это совершенно бесполезно. В том, что касается повседневной работы, тебе не нужно знать абсолютное, бесконечное. Естественно, ты начинаешь воспринимать себя как должное, как будто ты знаешь, как будто ты помнишь.

Только очень редко… когда ты встречаешь кого-то, кто помогает тебе осознать, что ты не помнишь себя, ты заснул. Пока кто-нибудь не спровоцирует тебя, не создаст в тебе вопрос, очевидное будет оставаться забытым. Быть с мастером означает просто учиться – не ответ, а вопрос. Ответ в тебе самом. Ты просто забыл вопрос.

Ошо, The Sword and the Lotus, p. 184

Георгий Гурджиев, греко-армянского происхождения, философ, мистик, писатель, и учитель, полное имя - Георгий Иванович Гурджиев, родился в Александрополе, на границе России и Турции, около 1870 года (точная дата, как и многие другие подробности его жизни, неизвестна).

Сам Гурджиев постарался, среди многих своих тайн, особенно тщательно сохранить тайну времени и места своего рождения. Единого ИСТИННОГО источника не существует! Есть всего лишь версии.

В статьях Википедии о Гурджиеве даются разные даты. Георгий Гурджиев, ещё в течении своей жизни, намеренно (так же как и Сталин) скрывал дату своего рождения, умышленно называя разным людям разные даты. Делалось это по причине, которая известна каждому грамотному мистику: по дате, с помощью астрологии, можно узнать многое такое, что человек хотел бы о себе утаить. В итоге это привело к тому, что об этих персонах до сих пор ходят легенды. И чем больше Вы возьмёте "источников", тем больше будет хаос. Например, наиболее компетентный в этом вопросе Ровнер А.Б., автор книги "Гурджиев и Успенский", называет 3 даты предположительного рождения Гурджиева: 1872-1874-1877. Это и есть "оптимальная истина".
Георгия Гурджиева сравнивают то с графом Калиостро, то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской. Ему приписывают тайную власть над вождями политических диктатур. За ним тянется шлейф самых неожиданных легенд, где возникают Гитлер, Сталин и Берия…

Этот человек был и остается одной из самых загадочных фигур ХХ века.

Он оставил после себя книги «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми», «Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть»»,
множество техник для работы над осознанностью, в том числе танцы и движения Гурджиева.

Танцы и движения Гурджиева - замечательный дар для всех, кто хочет стать осознанней, и готов предпринимать для этого конкретные действия.

Часть танцев Гурджиев принес из регионов Северной Африки, Центральной Азии, Тибета, большую часть - разработал самостоятельно.

При правильном подходе, гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние ПРИСУТСТВИЯ, что непросто в обыденной жизни.

Способствуют созданию гармонии между телом умом и чувствами.

Поддерживают состояние расслабленности и бдительности одновременно.

Для медитирующих - это «випассана с открытыми глазами».

Процесс изучения Гурджиевских танцев - это путешествие к центру своего существа, нахождение внутренней тишины, красоты, блаженства.

Много путешествовал по странам Востока (Индия, Афганистан, Персия, Туркестан, Египет, Тибет…), в поисках «тайного знания».

С 1912 года начал создавать группы людей, заинтересованных в работе над собой.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На "Четвертом пути" - так Гурджиев назвал свое учение - человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий - всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление - это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон - основа любого творчества - отражен во многих мировых религиях. Вследствие этого закона, работа над собой - это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное - Учителя, пассивное - ученика, нейтральное- группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним. Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. "Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща".

Значительное место в воззрениях Г.И. Гурджиева занимают представления об "ученике", "учителе" и их взаимоотношениях. Ученик - это человек, который в силу обстоятельств своей жизни пережил опыт пробуждения и тем самым вышел из "внешнего круга" человечества, но сам по себе не способен к дальнейшему продвижению по пути внутренней реализации. Учитель - это тот, кто уже проделал необходимую работу по интеграции множества своих "я" и по соподчинению личности сущностью, т.е. имеющий подлинное Я, собственную волю и способность действовать. Учитель выступает тем самым как необходимое условие конфронтации ученика с самим собой в целях внутреннего развития.

Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него - внешнему миру. Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия.

Гурджиевские техники самоосознавания

Ощущайте вкус еды, которую вы едите, со всем своим вниманием.

Остановите необязательные разговоры.

Если вы заметили, что другой не слушает, остановитесь немедленно.

Если вы поймаете себя поющими свою обычную песню, остановитесь немедленно.

Действительно закрывайте действия путем отпускания их / полностью возвращаясь к себе.

Практикуйтесь на телефонных звонках.

Начните следующее действие с полностью чистым умом.

Слушайте музыку и заметьте, где в теле музыка слышна. Заметьте разницу между физическими восприятиями ритма, мелодии и гармонии.

Слушайте тишину, интервалы между словами или музыкальными нотами.

Заметьте, когда вы теряете свое внимание и засыпаете.

Видьте жизнь, как игру, в которой все роли равны.

Наблюдайте одну из своих ролей и попробуйте разоблачить идентификацию.

Не растрачивайте энергию на чрезмерные усилия: завинчивая крышечку зубной пасты слишком туго, так же с крышкой от банки с арахисовым маслом, захлопывая дверь, слишком сильно нажимая на свою клавиатуру, и т.д., и т.п.

Короче, имейте чувство меры!

Гурджиев и Сталин

Сталин и Гурджиев хорошо знали друг друга. По некоторым сведениям, они в одно и то же время учились в Тифлисской православной семинарии. Хотя это очень сомнительно: Гурджиев к тому времени уже получил такие колоссальные духовные знания, что семинария ему ничего не дала бы... Но совершенно точно, что они жили на одной квартире в Тифлисе. И поскольку оба были исключительными личностями, то влияние друг на друга оказали заметное. Впоследствии, будучи в эмиграции, Гурджиев не раз упоминал о ранении, которое он получил в молодости в Закавказье. Как раз во время знаменитых «эксов» молодых революционеров, организацию которых приписывают Сталину. Многое говорит за то, что он был ранен пулей в конце 1904 года в районе Чиатурского ущелья, когда грабили почтовый дилижанс. И все-таки преувеличивать влияние Гурджиева на будущего вождя, как это многие сейчас делают, не стоит.

Существование в одно время двух мощных концептуальных систем - национал-социализма и коммунизма - безусловно, интереснейший факт. Не покидает ощущение, что за любыми научными объяснениями должно существовать еще что-то, менее реальное, но находящееся ближе к истине. Этим ощущением оправдана попытка поставить между Сталиным и Гитлером Георгия Гурджиева, крупнейшего философа и, если хотите, эзотерика XX века, русского Дона Хуана 20-х годов.

Сталин и Гурджиев

У траекторий Сталина и Гурджиева существует три точки пересечения. Ответить на вопрос, реальны эти точки или нет, невозможно. Если существующие биографии Сталина смело можно назвать PR-продуктами, то биографии Гурджиева попадают под определение народных сказаний.

Точка первая.

Сталин родился в 1887 году в городе Гори. Гурджиев родился в 1885 в селении Гурджани. Таким образом, изначально их отделяли 2 года и сто двадцать километров. Известно, что в период с 1899 по 1901 год они обучались в духовной семинарии Тифлиса. Были ли они знакомы? Неизвестно. Можно лишь привести цитату из книги Троцкого «Сталин»: «В то время его (Сталина) интересовали вопросы социализма и космогонии.» После этого Сталин уходит в революционную борьбу, а Гурджиев уезжает на Тибет.

Точка вторая.

В период 1912-1913 гг. и Сталин и Гурджиев активно работают в Петербурге. Сталин курирует редакцию газеты «Правда», а Гурджиев преподает и организовывает первую постановку своего спектакля «Борьба магов». Никаких доказательств их пересечения не существует. Однако возможность их встречи, вероятна.

Третья точка

Еще менее реальна. Никаких сведений об отношении Сталина к эзотерике нет. Но существует легенда о том, как в конце 30-х годов в Россию, к Сталину, приехал некий человек, который прошел незамеченным в Кремль, в кабинет к Сталину. По одной из версий это был Гурджиев. Литературное изложение этой истории можно найти у Виктора Суворова в книге «Контроль».

Гурджиев и Гитлер

Пересечение Гурджиева и Гитлера имеет одну известную точку, достаточно четко зафиксированную. Известно, что Гурджиев был близок с Карлом Хаусхофером (по всей видимости, они были членами группы, занимающейся поисками... того, что они искали) и, соответственно, с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство.
Написано

Сталин и Гурджиев хорошо знали друг друга. По некоторым сведениям, они в одно и то же время учились в Тифлисской православной семинарии. Хотя я в этом сомневаюсь: Гурджиев к тому времени уже получил такие колоссальные духовные знания, что семинария ему ничего не дала бы... Но совершенно точно, что они жили на одной квартире в Тифлисе. И поскольку оба были исключительными личностями, то влияние друг на друга оказали заметное. Впоследствии, будучи в эмиграции, Гурджиев не раз упоминал о ранении, которое он получил в молодости в Закавказье. Как раз во время знаменитых «эксов» молодых революционеров, организацию которых приписывают Сталину. Многое говорит за то, что он был ранен пулей в конце 1904 года в районе Чиатурского ущелья, когда грабили почтовый дилижанс. И все-таки преувеличивать влияние Гурджиева на будущего вождя, как это многие сейчас делают, не стоит.

Существование в одно время двух мощных концептуальных систем - национал-социализма и коммунизма - безусловно, интереснейший факт. Меня не покидает ощущение, что за любыми научными объяснениями должно существовать еще что-то, менее реальное, но находящееся ближе к истине. Этим ощущением я оправдываю свою попытку поставить между Сталиным и Гитлером Георгия Гурджиева, крупнейшего философа и, если хотите, эзотерика XX века, русского Дона Хуана 20-х годов.

Сталин и Гурджиев

У траекторий Сталина и Гурджиева существует три точки пересечения. Ответить на вопрос, реальны эти точки или нет, невозможно. Если существующие биографии Сталина смело можно назвать PR-продуктами, то биографии Гурджиева попадают под определение народных сказаний. Точка первая. Сталин родился в 1887 году в городе Гори. Гурджиев родился в 1885 в селении Гурджани. Таким образом, изначально их отделяли 2 года и сто двадцать километров. Известно, что в период с 1899 по 1901 год они обучались в духовной семинарии Тифлиса. Были ли они знакомы? Неизвестно. Могу лишь привести цитату из книги Троцкого «Сталин»: «В то время его (Сталина) интересовали вопросы социализма и космогонии.» После этого Сталин уходит в революционную борьбу, а Гурджиев уезжает на Тибет. Точка вторая. В период 1912-1913 гг. и Сталин и Гурджиев активно работают в Петербурге. Сталин курирует редакцию газеты «Правда», а Гурджиев преподает и организовывает первую постановку своего спектакля «Борьба магов». Никаких доказательств их пересечения не существует. Однако возможность их встречи, на мой взгляд, вероятна. Третья точка еще менее реальна. Она похожа на историю про тайный приезд Beatles в Москву. Никаких сведений об отношении Сталина к эзотерике нет. Но существует легенда о том, как в конце 30-х годов в Россию, к Сталину, приехал некий человек, который прошел незамеченным в Кремль, в кабинет к Сталину. По одной из версий это был Гурджиев. Литературное изложение этой истории можно найти у Виктора Суворова в книге «Контроль».

Гурджиев и Гитлер

Пересечение Гурджиева и Гитлера имеет одну известную точку, достаточно четко зафиксированную. Известно, что Гурджиев был близок с Карлом Хаусхофером (по всей видимости, они были членами группы, занимающейся поисками... того, что они искали) и, соответственно, с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство. Есть основание полагать, что свастика как символ национал-социализма появилась при непосредственном участии Гурджиева.

Считал, что вся наша жизнь находится под влиянием определенных космических законов.

Эннеаграмма Гурджиева

Чтобы эти законы были более понятны людям , исследователь показывал их на примере древнего символа: Эннеаграммы. Этот символ существовал еще на Ближнем Востоке почти два с половиной тысячелетия назад. Встречается он в самых разных видах учений и религий, начиная с философов и математиков Древней Греции, суфистов и заканчивая иудаизмом, каббалой и христианством.

Среди литературных работ, которые оставил после себя исследователь, важно упомянуть его наиболее известные, такие как «Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и его недописанный труд «Жизнь реальна, когда Я есть». Все это, можно сказать, его программные произведения, в которых сконцентрировались его взгляды и идеи. Все эти работы составляют цикл «Все и вся».

Таким образом, можно утверждать, что в целом Гурджиев создал ценнейшую и в то же время достаточно простую для изучения и применения систему, которая реально может помочь человечеству подняться на новую ступень его развития. И система эта работает, можно сказать, вне времени и вне пространства: она была актуальна век назад так же, как актуальна и теперь.

Вот, например, некоторые убеждения Мастера, которые были бы полезны сегодня и нам:

О деньгах или плата за осознанность

Ничто не показывает человека так хорошо, как его отношение к деньгам. Люди готовы тратить сколько угодно на свои личные фантазии, но совершенно не ценят чужого труда, - заметил однажды Гурджиев.

В то время как плата по Гурджиеву - есть принцип. Она необходима даже не столько не тем, кто ее от вас принимает. В большей степени она необходима вам самим. Более того: она абсолютно вам необходима.

Способ оплаты в принципе может быть разным. Но никто не может и не должен получить что-то, за что он не заплатил. Вещи не могут быть даны: они могут быть только куплены. И это условие есть один из магических законов. Это касается не только материальных вещей, но и знания. И это есть космический закон.

Вы хотите знать, почему многие из людей почти ничего не имеют или имеют мало?.. Очень просто: они хотят получить нечто за ничто.

Эти шестьдесят три коротких совета-указания помогали душке Ховард, как называли еще окружающие дочь Гурджиева, на протяжении всей ее долгой жизни. И если их правильно понимать и применять - могут они помочь и любому другому человеку, способному прислушиваться к ценнейшему и уникальному опыту своих предшественников и Учителей.

Мы приведем здесь все 63 строки этих ценнейших жизненных рекомендаций, ибо есть в них, на наш взгляд, потребность и сегодня:

Концентрируй своё внимание на себе.
Осознавай в любой момент то, что думаешь, чувствуешь, желаешь или делаешь.
Всегда завершай начатое тобой.
Делай, что делаешь настолько хорошо, насколько возможно.
Не привязывайся к тому, что может впоследствии разрушить тебя.
Проявляй свою щедрость без свидетелей.

Не занимай слишком много пространства.
Не шуми и не делай излишних жестов. Если в тебе нет ещё веры, имитируй её.
Не впечатляйся легко от воздействия сильных личностей. Не хватай ничего и никого.
Распределяй справедливо. Не соблазняй. Ешь и спи ровно столько, сколько необходимо.
Не говори о своих личных проблемах. Не суди и не делай различия, пока не узнаешь все основные факты.
Не заводи бесполезной дружбы. Не следуй общим тенденциям. Не продавай себя.

Меняй свою гордость в чувство собственного достоинства. Меняй свою злость в креативность и созидание.
Меняй свою жадность в почитание красоты. Меняй свою зависть в восхищение достоинствами других.
Меняй свою ненависть в милосердие. Не восхваляй, но и не оскорбляй себя.
Заботься о том, что тебе не принадлежит, так же, как о своём собственном. Не сетуй, не жалуйся себе.
Развивай своё воображение. Не давай другим указаний только ради удовольствия подчинения.
Плати за работу и услуги, которые тебе оказывают. Не пропагандируй свою работу и идеи.

  • Не пытайся пробудить в других по отношению к себе такие чувства как: жалость, симпатию, восхищение, соучастие.
  • Не пытайся выделиться своим внешним видом. Никогда не противоречь, просто храни молчание.
  • Не залезай в долги, покупай и плати немедленно. Оскорбив публично, приноси извинения публично.
  • Заметив свою ошибку в разговоре, не настаивай на своей правоте из чувства гордости и немедленно откажись от своих прежних намерений.
  • Не отстаивай свои прежние идеи только из-за того, что они тобой уже провозглашены.
  • Не храни бесполезных вещей. Не украшай себя чужими идеями.
  • Не фотографируйся со знаменитостями.
  • Будь своим судьёй. Не характеризуй себя по тому, чем обладаешь.
  • Осознавай, что всё принадлежит тебе.

Если ты медитируешь и к тебе явился Дьявол - заставь и Дьявола медитировать.

Взгляды из реального мира

В последние годы и у нас начали, наконец, появляться книги Гурджиева. Так, среди других его трудов, на реальных и виртуальных прилавках книжных магазинов уже можно встретить сборник «Взгляды из реального мира». В него входит несколько работ, таких как единственное изданное при жизни автора в 1933 году его сочинение «Вестник грядущего блага» и «Беседы с учениками»: по сути, - это стенограмма встреч Учителя со своими последователями времен 1941-1946 годов прошлого века, во время Второй мировой войны, оккупированном немцами Париже. Эта книга опубликована достаточно недавно и впервые появилась на русском языке.

Гурджиев и Сталин

Они знали друг друга. Более того: оба были когда-то семинаристами духовной семинари в Тбилиси, есть сведения, что жили даже в одной комнате. Сталин навещал в Москве и двоюродного брата Гурджиева, известного скульптора Меркурова, который делал посмертные маски с партийных деятелей и правителей того времени.

Известно даже, что под влиянием Гурджиева Сталин изменил дату своего дня рождения. Что позволило ему в дальнейшем получить власть.

Гурджиев и Гитлер

Тема эта тоже достаточно одиозная и будоражащая умы обывателей до сих пор. приписывается какое-то особое влияние на нацистов и их кумира. Связано это, пожалуй, с тем, что все они - каждый в своей мере - интересовались вопросами непознанного. Вопрос лишь в том, - какие у каждого из них были для этого истиные цели и побуждения.

Существует даже история о том, что Гурджиев обучал гипнозу Адольфа Шикльгрубера, будущего «фюрера третьего рейха», но факты эти не могут считаться подлинными.

Зато в своих работах Мастер относился к политикам, что были обуреваемы жаждой власти, совершенно определенным образом. Он называл такую породу людей словом «хаснамус» , люди без совести, и считал их тупиковой ветвью цивилизации, обучая при этом других, как можно использовать «хаснамусов» в своих целях.

Последний час жизни Гурджиева


Умер великий маг в 1949 году, 29 октября, под Парижем, в американском госпитале. Все, кто при этом присутствовал, включая врачей, были потрясены тем, что они увидели. В последний свой миг Гурджиев сел в постели, открыл глаза, попросил, чтобы ему дали его красную шляпу, взял в разные руки сигарету и чашку кофе, закурил, сделал глоток… Было видно, что жизнь его покидает. Но лицо излучало свет и сияли глаза. Наконец, в последнее свое мгновение, Гурджиев произнес, обратившись к собравшимся: «Есть ли у кого-нибудь вопросы? А то я ухожу».

Никто не сумеет бежать из тюрьмы без помощи тех, кто бежал раньше: только они могут рассказать, каким образом возможно устроить побег,- говорил Гурджиев.

Вы должны сами определить, как переработать мои идеи, чтобы сделать их своими, только вам принадлежащими. Ваш автомобиль не может работать на том особом горючем, на котором работает мой автомобиль. Я предлагаю вам лишь исходное сырье. Вы обязаны извлечь из этого сырья то, что можете использовать вы.

Смелее садитесь за руль.

Только опираясь на знания предшественников и на их опыт, можно попытаться постичь непостижимое, - чем является наша жизнь. Надеемся, рассказ об этом человеке поможет вам сделать первые шаги на пути осознанного управления своей жизнью.

Учение Гурджиева называют ещё учением четвертого пути. Классификация «путей» даётся им самим вполне определенная. Путь первый – это путь факира, который ради познания мира жертвует физическими благами. Второй путь – путь монаха. Монах обуздывает страсти. Третий путь – путь йогина, дисциплинирующего ум. Четвертый путь - объединяет и преломляет первые три. Это путь мага, путь максимальной осознанности, путь пробуждения от власти иллюзий и состояния автоматизма. Это «Айда-йога».

«Четвертый путь называют иногда путем хитреца. «Хитрецу» открыт один секрет, которого не знают ни факир, ни монах, ни йогин».

«Четвертый путь не требует уединения в пустыне, не требует от человека, чтобы он оставил все, чем жил раньше, отказался от всего. Четвертый путь начинается гораздо дальше, чем путь йоги; это значит, что человека нужно подготовить для четвертого пути, и такая подготовка приобретается в обыденной жизни; она должна быть очень серьезной и охватывать самые разные стороны.»

В 1919-1920 годах Гурджиев открывал его в Тифлисе и Константинополе. Пробовал Гурджиев открыть его и в Германии - не сложились отношения с властями. Остановился Гурджиев на Франции. На средства учеников им был куплен замок в поместье Приэре, около Фонтенбло под Парижем.

Балет

То, что кардинально отличает учение Гурджиева от прочих школ - это использование в практике танца. В Институте Гурджиева ученики танцевали танцы двух видов: экзерсисы и балеты. Первые заключались в разнообразных движениях и испытаниях на выносливость. Например, надо было ходить по кругу с вытянутыми руками, что некоторым удавалось проделывать около часа, не отдыхая. Второй вид - это космогонический суфийский танец.

В последние годы жизни Гурджиев представлялся именно учителем танцев, что, конечно, значило больше, чем просто балетмейстер. Гурджиев утверждал, что в каждом его «священном танце» заключен тайный смысл, недоступный непосвященным. Существует даже версия, что Гурджиев своим балетом «Битва магов» ни много ни мало спровоцировал Вторую мировую войну.

Управляемый кризис

Основой обучения в Институте Гармонического развития человека был принцип маятника, а точнее - выведения маятника из состояния равновесия. Гурджиев утверждал, что любое развитие начинается в борьбе, что для эффективного роста требуется вывести человека из зоны комфорта. Холеные аристократки в Институте Гурджиева стирали и забивали гвозди, человека, боящегося вида крови, отправляли резать скотину. Такой радикальный подход, вкупе со спартанской дисциплиной, породил слухи о зверствах, творящихся в доме Мастера. Масла в огонь подлил трагический случай: после недолгого пребывания в Институте умерла английская писательница Кэтрин Мэнсфилд. Это до сих пор дает основание критикам Гурджиева называть его чуть ли не палачом, хотя женщина приехала в Институт уже тяжелобольной.

Сталин

Когда речь заходит о Гурджиеве, одной из самых «горячих» тем становится тема отношений Гурджиева со Сталиным. Очевидно, что они были знакомы: учились вместе в Тбилисской духовной семинарии, известно также, что Сталин останавливался в Москве у родного брата Гурджиева. Двоюродный брат Гурджиева, скульптор Меркуров, был привилегированной особой в Кремле – ему было дозволено делать посмертные маски с членов правительства и деятелей партийного аппарата. Заслужить странную, в определенной степени магическую роль кремлевского Гермеса-психопомпа (проводника душ умерших), Меркурову было бы гораздо легче, воспользовавшись протекцией брата. Гурджиев повлиял на то, что Сталин сменил дату своего рождения. Ректификация даты позволила ему взять и удерживать власть. В качестве года нового воплощения оба мага избрали один и тот же 1879 год. Тотем этого года - паук.

Нацисты

Тема связи Гитлера с Гурджиевым также является одной из «вечных». Известно, что Гурджиев был знаком с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство. Свастика как символ национал-социализма также появилась при непосредственном участии Гурджиева.

Одним из учеников Гурджиева в 20-е годы был Карл фон Штюльпнагель. Уже в 30-е, когда бывший ученик шёл по улице в сопровождении двух эсэсовцев с собаками, Гурджиев дал ему пинка со словами «Recollection!» (Помни!). Гурджиев повел себя как дзэнский учитель, бьющий ученика палкой для пробуждения. В 1944-м году Штюлпнагель, уже генерал-полковник пехоты, стал участником заговора против Гитлера. По воспоминаниям, перед расстрелом ученик Гурджиева сохранил"солдатскую выправку».

Смерть

Гурджиев был страстным автогонщиком. В аварии он попадал не раз. После своей последней аварии Георгий Иванович отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. Умер маг 29 октября 1949 года в американском госпитале под Парижем. Врач, присутствовавший при смерти Гурджиева, вспоминал: «Я присутствовал при смерти стольких людей, но эта смерть потрясла меня своей необычностью, я не мог себе представить, чтобы кто-нибудь мог так умереть. В миг своей смерти он открыл глаза, сел в постели, поддерживаемый подушками, попросил шляпу, надел ее, красивую красную шляпу, взял сигарету в одну руку, чашку кофе в другую, закурил и стал потягивать кофе.»

Вся жизнь исчезла из его тела, но лицо его лучилось, а глаза сияли. В последнее мгновение он сказал: «Есть ли у кого-нибудь вопросы, а то я ухожу?»

Во любом случае, К.С. Нотт в своей книге «Дальнейшие учения Гурджиева» описывает, как он встретил Гурджиева в парижском кафе и стал сетовать ему на то, зачем он увлек его и другого наиболее вероятно своего ученика , Ораджа, так далеко от родных мест, а теперь оставил их, так и не дав высшего познания… Гурджиев сначала тихо слушал, а затем, саркастически ухмыльнувшись, прямо сказал: «Мне нужны крысы для экспериментов».

Какие же эксперименты он проводил?

Значительную часть системы Гурджиева занимало обучение священным танцам и их исполнению. Он сам тренировал неопытных в танцах учеников, а затем в Париже, Лондоне, Нью-Йорке были даны показательные концерты. Кроме того, он старательно подавлял волю своих последователей, инакомыслящих безжалостно изгонял.

Вторжение нацистов застало Г.И. Гурждиева во Франции. И тут выяснилось, что определенно некоторые моменты (источник не указан) в учении Гурджиева весьма устраивают Гитлера и его единомышленников. Скажем, Гербигер – учитель Гитлера – считал, что причиной апокалипсиса может стать Луна. «Это уже четвертый спутник Земли, – считал он. – Прежние три упали на Землю и разорвались. Каждый катаклизм уничтожал предыдущую цивилизацию. Выжить могут только самые достойные…»

И Гурджиев находил, что человек всецело находится под контролем Луны. Она контролирует не только лунатиков, но и имеет решительно огромное влияние (источник не известен) на всех остальных. Гитлер был знаком с этой доктриной и не видел в ней ничего вредного.

Более того, известно, что Карл Хаусхофер – один из идеологов Третьего рейха – был в свое время с Гурджиевым на Тибете, искал там корни арийской расы. Известно также, что некоторые из нацистов были учениками Гурджиева.

Во любом случае, известен такой эпизод. Гурджиев как-то подошел к одному из руководителей оккупантского режима во Франции и по-приятельски хлопнул его по спине. Охрана тут же скрутила Гуржиева, а сам нацист лишь расхохотался: «Учитель! Как я рад встрече!..» – и принялся с ним обниматься.

В общем, оккупацию Франции Гурджиев пережил более чем сносно.

Однако после краха Третьего рейха у него начались осложнения. Многие стали смеяться над Гурджиевым, называя его «греческим шарлатаном», «американским мастером магии» и «чудотворцем с Кавказа». Количество его учеников уменьшилось, хотя оставшиеся не сомневались, что он был истинным магом, обладавшим оккультным знанием и особыми силами.

Говорили также, что Гурджиев мог может быть предсказывать будущее (примечание переводчика) . Делал, правда, он это не часто и по особой просьбе своих учеников. Но некоторые из предсказаний, через учеников, стали достоянием печати. И тогда выяснилось, что Гурджиев заранее предсказал смерть Ленина, гибель Троцкого. Последнее, видимо, обеспокоило И.В. Сталина, который и был главным организатором покушения на Льва Давидовича. Он приказал Берии разобраться с гуру.

Возможно, после этого и произошла авария, с которой начат наш рассказ. Автомобиль Гурджиева на большой скорости вдруг потерял управление и врезался в дерево. Впрочем, у аварии могли быть и вполне обыденные причины: все знали, что Гурджиев был жуткий лихач, просто-таки безумный водитель.

Так или иначе, но Георгий Иванович после аварии отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. И 29 октября 1949 года он скончался в американском госпитале под Парижем.

Берия доложил Сталину, что перед смертью гуру сказал: «Я оставляю вас в затруднительном положении».

Его преданные ученики дежурили у его тела несколько дней, и К.С. Нотт отметил в своих воспоминаниях, что «в помещении чувствовались сильные колебания» и, казалось, «излучение шло от самого тела».

А Джон Бене, который возглавил одну из групп после смерти Гурджиева, утверждал, что в последние месяцы жизни учителя тот говорил, что «он неизбежно покинет этот мир, но придет другой, кто завершит начатое им дело», откуда-то с Дальнего Востока.

Источник

  • Ведическая концепция мироздания

    Концепция мироздания в ведахСогласно ведам, существуют материальные и духовные миры...Любой может выбирать себе место жизни,...

  • Инструмент Бога: желания

    Вопросы к Наталии.36.36.Вопрос: ИНСТРУМЕНТ БОГА: ЖЕЛАНИЯ.Ответ:Каждое живое существо полагает, что желания – это неотъемлемая...

  • Бхагавад-Гита всем. Глава 2. Стих.46-51

    В следующем стихе будет высказано Мнение Бога относительно деятельности, которая претендует на плоды и не связана с скорей...

  • Капище

    Религия славян. КапищеКапище является священным местом общины, на котором проводятся обряды, Славянские праздники и таинства...

  • Истинное знание

    Истинное знание. АдвайтаМахарадж: Есть тело. В теле есть наблюдатель, а вне его – наблюдаемый им мир. Наблюдатель и его наблюдение,...

  • О Религии

    Суфизм«Есть Одна - неуклонный прогресс в верном направлении к идеалу, который наполняет смыслом жизни каждую душу».на санскрите...

  • Воинственные христиане

    Вы спрашиваете меня, что сделал бедный Иисус, что заслужил таких глупых идиотов, какими являются его последователи? Вы спрашиваете,...

  • Бхагавад-Гита всем. Глава 11. Стих.1-55

    35.Саньджая сказал.Услышав эти слова Самого Бога Кешавы, тот, кто должен был исполнить (Арджуна), сложив ладони, содрогаясь...

  • Настоящая религия

    Я слышал о двух молодых людях. У них был такой бизнес: один определенно молодой человек входил в городок ночью и бросал...

  • Мысли о смерти

    Есть законы, по которым вода превращается в лед, и также есть законы, скорей всего которые вызывают формирование эго. Чтобы...

  • Смысл жизни. Часть 1

    Проходит тысячи и десятки тысяч рождений, пока душа достигнет животной формы существования, обогатится опытом, начнет более...

  • Мощи святых

    В настоящее время "серебряную" воду используют в медицине при лечении желудочно-кишечных заболеваний, воспалительных процессов...

Другие категории и статьи раздела «Религия»

Иудаизм

Иудаизм - избранные публикации по теме Иудаизм. Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя монотеистическая религия. Иудеи должны следовать законам и предписаниям, описанным в священном писании иудаизма - Торе.