МАКСИМ

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ МАКСИМ - Происходит от латинского слова "максимус" - величайший, самый большой, превеликий.

Довольно хорошее, нежное, но холодное имя. Его основные признаки - медленный, малоподвижный, надежный - выражены не особенно ярко и интенсивно, но все же позволяют определить Максима как человека спокойного и надежного. В прошлом веке имя встречалось часто, затем наступил спад его популярности. Сейчас оно становится все более распространенным.

ИМЕНИНЫ И СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ МАКСИМА

Максим Адрианопольский, мученик, 4 марта (19 февраля).
Максим Азийский, мученик, из купцов. Своей проповедью обратил многих ко Христу. За обличение язычников побит камнями (III в.), 27 (14) мая.
Максим Антиохийский, мученик, 18 (5) сентября, 22 (9) октября.
Максим Африканский, мученик, 23 (10) апреля.
Максим Грек, преподобный, 3 февраля (21 января).
Максим Доростольский, Озовийский, мученик, 11 мая (28 апреля). Вместе с братьями Дадой и Квинтилианом усечен мечом в 286 г. при императоре Диоклетиане. Максиму предложили стать жрецом языческого храма Зевса, но он твердо отказался. А братья добавили, что Максим хорошо знает Священное Писание, и они во всем следуют ему. В темнице им явился дьявол, ополчившийся на них с оружием. Но ангел сказал, что Бог примет их к себе.
Максим Исповедник, преподобный, 3 февраля (21 января), 26 (13) августа.
Максим Кизический, епарх, мученик, 19 (6) февраля.
Максим Константинопольский, патриарх, 4 мая (21 апреля).
Максим Маркианопольский (Мизийский), мученик, 28(15) сентября.
Максим Московский, Христа ради юродивый, 26 (13) августа, 24 (11) ноября.
Максим Мученик, 10 ноября (28 октября).
Максим Мученик, 13 мая (30 апреля).
Максим Перс, Кордульский, мученик, 12 августа (30 июля).
Максим Римский, епарх, мученик, 5 декабря (22 ноября).
Максим Римский, мученик, 24 (11) августа.
Максим Тотемский, иерей, Христа ради юродивый. Подвизался на Афоне в XIII в. Переходил с места на место и, где останавливался, там устраивал себе каливу - род шалаша. Уходя с этого места, он сжигал ее, за что и получил прозвище сжигателя калив, 29 (16) января.

ЗОДИАКАЛЬНОСТЬ ИМЕНИ МАКСИМ - Козерог.

ПЛАНЕТА-ПОКРОВИТЕЛЬ МАКСИМА - Плутон.

ЦВЕТ ИМЕНИ МАКСИМ - Малиновый, красный, синий, оранжевый.

ИЗЛУЧЕНИЕ МАКСИМА - 93%.

ВИБРАЦИЯ МАКСИМА - 76 000 к/с.

КАМЕНЬ-ТАЛИСМАН МАКСИМА - Аметист.

РАСТЕНИЕ МАКСИМА - Ясень, фуксия.

ЖИВОТНОЕ МАКСИМА - Норка.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА МАКСИМА - Интуиция, скорость реакции, сексуальность.

ЗДОРОВЬЕ МАКСИМА -

ТИПАЖ МАКСИМА - Уравновешенный холерик. Кажется, что он вот-вот взорвется, но этого не происходит. Ему удается быть великолепным и непревзойденным посредником. Он вынослив и гибок, как и его тотем - ясень.

ХАРАКТЕР ИМЕНИ МАКСИМ - Это решительный человек, умеющий убедить кого угодно в чем угодно. А когда зайдет речь о чувствах и любви, ему просто нет равных. У него талант манипулировать людьми. Максим невероятно заносчив и просто помешан на своей гордости. У него живое воображение, удивительная память и чувство юмора. Максим ощущает себя хозяином жизни - и не без оснований!

Он рос в городе Лампаске. Воспитывался при храме Пресвятой Богородицы. Когда ему исполнилось 17 лет, он принял монашеский постриг и стал нести послушание у духоносного старца Марка - духовного наставника Македонии. После того, как старец скончался, преподобный Максим отправился в Константинополь и поселился в притворе храма. Он стал вести подвижнический образ жизни в качестве юродивого. Затем он отправился на Афон, где удостоился видения Пресвятой Богородицы. Об этом чудесном явлении он рассказал одному из местных старцев, чему тот не поверил и обвинил святого Максима в прелести. Подобное недоверие святой Максим смог обернуть себе во благо, так как принялся смиряться с подобным обстоятельством и отправился странствовать. Он не заводил себе постоянного жилища, а все свои каливы - травяные шалаши он сжигал. Вот почему его прозвали Кавсокаливитом (т. е., сжигающим свои каливы).

Когда же Святую гору посетил преподобный Григорий Синаит, он встретился со святым Максимом. В разговоре с ним он был настолько тронут, что удивился святости преподобного Максима Кавсокаливита. Святой Григорий упросил его оставить подвиг юродства и странничества и поселиться в одном месте. Преподобный Максим так и сделал. Он выбрал себе для жительства одну из пещер. Его стали посещать верующие люди, и даже императоры Иоанн палеолог и Иоанн Кантакузен. Перед свое праведной кончиной, святой Максим оставил свою уединенную молитву и поселился близ Лавры, где и отошел ко Господу в возрасте 95 лет.

Мужское имя Максим популярное во многих странах мира. И это не удивительно, день ангела Максима отмечается несколько раз в год. С латинского языка имя переводится как максимальный, величественный, большой. Как правило, обладатели этого имени очень веселы и энергичны, умны и решительны.

Вконтакте

Одноклассники

Происхождение имени

Имя берёт своё начало в Древнем Риме , когда-то этим именем называли знатную родовую династию (Maximus). Существует и родственное название – Максимилиан. Эти два имени близкие по звучанию и значению, но считается, что имя Максим - это упрощённая форма Максимилиана. Но все же они совершенно не зависят друг от друга, соответственно и даты дня ангела разные.

В православных святцах есть мужское имя Максим, в католичестве же есть имена Максимус и Максимилиан. В России было особо популярно в XIX веке среди простого населения. Второе рождение имя получило после 1970 годов. В странах Европы, особенно в Голландии, распространён женский вариант имени – Максима, в России оно как-то не прижилось.

Ещё в детстве для характера Максима свойственны неторопливость и тщательность . Мальчик очень рано становится самостоятельным. Хотя к родителям сильно привязан, особенно к матери, которую нежно и трепетно любит всю жизнь. Растёт юноша аккуратным и хозяйственным, он без напоминания уберётся в комнате, заправит кровать и займётся выполнением домашнего задания. Не любит оставаться один, одиночество его угнетает.

Как правило, он отлично учится. Благодаря своему живому воображению и стремлению открывать, узнавать что-то новое, ему под силу любые предметы. Особенно нравятся уроки химии и физики. Но всё же, если становится отличником, то у него проявляется и зачастую ставит себя выше других в классе. Да, он всегда готов помочь однокласснику, но иногда делает это неохотно. Главное хобби – чтение, в подростковом возрасте его привлекают приключенческие романы и книги о великих героях и походах.

Обычно, ещё в школе, определяется в своей будущей профессии и старательно движется к цели. У него прекрасно развита интуиция . Природа заложила в его характер такое чудесное качество, как умение без слов понимать людей. Он достаточно редко ошибается в людях. Часто эти навыки использует для достижения своих целей.

Из Максима может получиться отличный профессиональный юрист, психолог, политик. Помимо этого, он способен проявить себя в научной деятельности, например, став учёным, врачом. Часто увлекается творчеством. Если он будет дальше продолжать двигаться и развиваться, то из него получится хороший художник или музыкант. Так или иначе, любая работа, которую он выберет, станет для него смыслом жизни.

Его честолюбивую натуру влечёт успех и слава. Он склонен планировать всё до самых мелочей . Позволить себе в чём-то оступиться или ошибиться - не имеет права.

С женщинами он истинный романтик. Если влюбляется по-настоящему, то это точно на всю жизнь. Со своей избранницей интеллигентен и предупредителен. Но скоро не женится, предпочитая сначала проверить свои чувства временем. Но если он все же решится на этот шаг, то становится внимательным и заботливым мужем. Но все же семья будет на втором месте после работы. Детей очень любит, особенно дочерей, которых балует. А вот жена должна быть сильной женщиной, на которую он сможет положиться и бесконечно ей доверять.

Таким образом, можно отметить главные черты этого имени:

  • гордость;
  • интуиция;
  • нежность;
  • работоспособность.

Имя Максим: именины

Несколько раз в год празднуется день ангела этого имени по православному календарю. Но основной считается та дата, которая будет наиболее ближе ко дню рождения. Это и будет его день ангела. Святому, которому посвящена дата, считается небесным покровителем. Ещё издавна повелось, что день ангела по календарю намного важнее и значимее, чем день рождение. Поэтому его желательно почитать и отмечать.

Именины Максима по церковному календарю, рассмотрим далее.

Именины зимой:

Именины весной:

  • март — 4, 19;
  • апрель — 2, 23;
  • май — 4, 11, 13, 27.

Именины летом:

  • июнь -1, 30;
  • июль — 4;
  • август — 12, 13, 24, 26.

Именины осенью:

  • сентябрь — 2, 6, 18, 28;
  • октябрь — 8, 22;
  • ноябрь — 5, 10, 12, 20, 24.

В истории известно много носителей имени , поэтому и покровителей так много. Это и преподобные, и епархии, и мученики. Наиболее известные и почитаемые православной церковью:

  • святой мученик Максим Адрианопольский почитается 4 марта;
  • мученик Максим Грек почитается 3 февраля;
  • мученик Максим Кизический почитается 19 февраля;
  • мученик Максим Римский почитается 24 августа;
  • мученик Максим Доростольский, Озовийский - 11 мая;
  • преподобный Максим Афонский почитается 26 января;
  • митрополит Киевский, святитель Максим почитается 19 декабря.

Максим Грек является символом смирения и мудрости. Его несокрушимую веру не смогли пошатнуть даже бесчисленные эпидемии, засухи и гонения.

Любой образ святого несет в себе Божественное участие, поддержку и опору в тяжелые времена. Молитвы перед иконами должны звучать правильно . В своих просьбах вы должны уповать на святого, который ближе к вашим желаниям. Каждый праведник отличился при жизни определенными заслугами, а ныне помогает заблудшим и терзающимся душам прийти к свету. Максим Грек — проповедник, который станет вашим проводником в мир смирения и счастья.

Максим Грек обладал знатными корнями, блестящим образованием. Его паломничество по европейским городам позволило изучить многие языки, которые после пригодились в Москве. В качестве свой миссии Святой избрал служение Господу, отодвинув карьерные перспективы.

Для Великого Максима не было ничего важнее служения церкви и людям. Проповедник утверждал, что только Господь — истинная жизнь , и призывал к этому знатных и нищих людей. При жизни он не только прославлял слово Божие, но и помог с переводом священных книг на более доступный язык. Однако неточности в переводе в силу сложного языка послужили поводом для снятия священного сана.

Претерпев тяжкие мучения, тюремное заточение и ссылку, Максим Грек продолжил служить Господу верой и правдой. Святой умел чувствовать пронзительную чистоту канонов и нести его людям, за что проповедник был причислен к лику святых. Мученик, умеющий ощущать любое отклонение общества от православной веры, незамедлительно старался это исправить и наставить людей на путь истинный. В 1988 году Угодник был канонизирован.

Максим Грек отошел в Царствие Небесное в Троицком монастыре. Позднее у его мощей стали происходить чудесные вещи, а сами останки Святого были нетленны. В 1996 году было совершено открытие святых мощей. Как утверждали люди, работающие во время раскопок, повсеместно стояло благоухание, что есть подтверждение святой силы и Божественного участия.

Где находится икона Максима Грека

В конце 20 века было замечено сходство мощей с нарисованными ранее портретами проповедника. Это было настоящее чудо — отыскать святыню, которая на тот момент была почитаема в европейских странах. В России его канонизировали только в 1988 году. Иконописцы того времени изобразили образ святого, который и по сей день находится рядом с мощами в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. Лик проповедника часто изображается на соборе Радонежских святых.

Описание иконы

Ревнитель истины и благочестия изображен лицом к праведникам, по пояс. На более ранних иконах властитель правды держит в правой руке псалом, а левая отведена в сторону. Синее одеяние покрывает его тело. Отличительной чертой является наличие густой седой бороды.

На более поздних иконах Максим Грек изображен в полный рост, держащим в руках крест и Священное Писание. Он облачен в священническое одеяние розоватого цвета, с темно синей накидкой.

В чем помогает икона

Максим Грек является небесным покровителем ученых, священников, миссионеров, студентов и учеников. К его помощи обращаются при отсутствии веры или для укрепления в ней. В молитвах люди призывают святого Угодника помочь вынести все тяжбы и гонения. Молятся перед образом проповедника и те, кто был испытан чужой верой.

В минуты послабления веры и тяжелых мук обязательно стоит просить заступничества великого мученика. Если вы ощущаете на себе несправедливость власти, постоянное гонение и притеснение, приобретите для себя столь ценный и чудотворный образ. Духовная сила иконы Максима Грека способна помочь при болезнях, особенно душевных — депрессии и унынии .

Молитва перед иконой

«Преподобный Максим, снизойди на нас своей милостью и помоги обрести веру непоколебимую. Мы отдалены от тебя своими грехами, беззаконием, корыстными мыслями и злыми думами. Но сейчас мы молим о помощи твоей. Наставь нас на путь истинный, вразуми и возьми жизнь грешных рабов (имя) под свое покровительство. Вся твоя жизнь была примером добродетели и благочестия, так научи и нас этому. Умоли Отца Небесного о помощи в утверждении веры. Больным даруй исцеление, обиженным и гонимым заступничество, бедствующим — призвание. Все православные христиане поклоняются чудесам твоим, милости и крепости духа. Перед образом твоим мы просим о помощи. О, Великий Угодник, помоги людям, с верой к Тебе обращенным, в земных подвигах и покаянии. Прославляем со всеми святыми Бога нашего. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

День почитания иконы

Православные люди отмечают день памяти святого 21 января по старому стилю и 3 февраля — по новому. Обретение мощей празднуется 4 июля по новому стилю.

Роль святого Максима Грека в становлении православного христианства необычайно велика. Старец отдал всю свою жизнь во служение Господу и всем нуждающимся людям. Чтение молитв, особенно на сон грядущий , перед его образом поможет изменить жизнь в лучшую сторону. Будь счастливы, крепкой вам веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

. Обладая выдающимся умом и редкими способностями к высоким философским размышлениям, получил блестящее образование и избрал карьеру политика. В 610 году, когда на престол взошел император Ираклий, он оценил значимость Максима и его христианские добродетели и сделал своим первым секретарем.

Однако слава, власть и богатство не смогли угасить в Максиме желание, которое он лелеял в своем сердце c юности, – вести жизнь, соответствующую истинной философии. Через три года он оставил должность и пустые почести мира сего и стал монахом в обители Богородицы в Хрисополе под Константинополем.

Превосходно подготовленный к духовной брани размышлениями над Священным Писанием и изучением отцов Церкви, преподобный Максим быстро восходил по лестнице добродетелей, ведущей к блаженному бесстрастию. Он умело обуздывал c помощью аскезы порывы вожделения, мягкостью гасил в себе раздражительность, освобождая таким образом душу от тирании страстей, питал ум молитвой, постепенно поднимаясь к высотам созерцания. В тишине кельи преподобный Максим, склонившись над бездной сердца, созерцал в себе самом великую тайну нашего спасения. Ту тайну, в которой Слово Божие, направляемое бесконечной любовью к людям, снизошло до единения c нашей природой, отделенной от Бога и расколотой в себе самой нашим самолюбием, снизошло, чтобы восстановить в ней целостность, чтобы среди людей воцарился гармоничный союз братского милосердия и чтобы людям открылся путь единения c Богом, ибо «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 16).

Проведя десять лет в безмолвии, преподобный Максим вместе c учеником Анастасием перебрался в маленький монастырь святого Георгия в Кизике. Там он положил начало своим первым произведениям: аскетическим трактатам о борьбе со страстями, о молитве, бесстрастности и святом милосердии. В 626 году совместное наступление персов и аваров на Константинополь (отраженное благодаря чудесному вмешательству Божией Матери ) вынудило монахов покинуть обитель.

Для преподобного Максима настал новый период жизни – скитания ради истины. Отныне он должен был и поступками, и в произведениях нести свидетельство о Божественном милосердии в византийский мир, оказавшийся на грани катастрофы из-за персидских набегов. Некоторое время преподобный Максим провел на Крите, где начал борьбу за православную веру, выступив против монофизитских богословов. Затем перебрался на Кипр и в 632 году окончательно поселился в Карфагене.

В этом городе он познакомился со (память 11 марта), большим знатоком монашеских традиций, богословом, уважаемым за приверженность Православию. Святой Максим стал его духовным учеником. Софроний жил в Евкратском монастыре вместе c другими монахами, бежавшими из Палестины после взятия Иерусалима персами.

На протяжении всего этого периода (626–634) преподобный Максим, прежде чем вступить в борьбу за веру, смог глубоко, как никто до него, разработать учение об обожении, взяв за основу философские и богословские принципы православной духовности. Его творения представляют собой глубокие и сложные трактаты о Божественной литургии, о трудных местах Священного Писания и неясных выражениях у и . В них преподобный Максим возводит грандиозную богословскую систему. Согласно ей, человек, помещенный Богом в этот мир, чтобы быть священником космической литургии, призван собирать смыслы (logoi) всех существ, чтобы преподносить их Божественному Слову, их Первопричине, в диалоге свободной любви. Таким образом человек исполняет предназначение, ради которого и был создан: то есть, осуществляя союз c Богом, приводит также всю вселенную к ее совершенству во Христе-Богочеловеке .

Когда на престол взошел император Ираклий, он направил усилия на реорганизацию пошатнувшейся империи и на подготовку контратаки против персов, проведя ряд административных и военных реформ. Особенное внимание Ираклий уделил восстановлению христианского единства, чтобы предотвратить переход монофизитов на сторону персов или арабов. Константинопольский патриарх Сергий получил от императора задачу найти для этой цели компромиссную догматическую формулу, способную удовлетворить монофизитов, не отрицая при этом Халкидонский собор. Патриарх предложил учение о моноэнергизме, согласно которому человеческая природа Христа оставалась пассивной и нейтральной, так как ее собственное естество было поглощено энергией Слова Божия. На самом деле речь шла о том же монофизитстве, но немного завуалированном, то есть термин «природа» был заменен на термин «энергия».

В 630 году император назначил Кира Фасисского патриархом Александрийским, поставив перед ним задачу объединиться c монофизитами, которых было особенно много в Египте.

Уния была подписана (633), и в александрийских тавернах народ хвалился, что монофизиты победили халкидонитов. Тогда святитель Софроний, единственный, подал голос в защиту двух природ Христа. Он направился в Александрию к Киру, который, желая избежать открытой борьбы, направил его к Сергию в Константинополь. После долгих и безрезультатных дискуссий Софронию запретили дальнейшие дебаты о природах и энергиях.

Вернувшись в Палестину, он был принят народом как защитник Православия и избран патриархом Иерусалимским. В это время арабы продолжали вторжение и стояли на пороге целого ряда крупных завоеваний, поставивших судьбу империи под серьезную угрозу. Сразу после интронизации святитель Софроний опубликовал окружное послание, в котором указал, что каждая природа наделена собственной энергией и Христос имеет одно Лицо, но две природы и, соответственно, два действия (энергии).

Тем временем преподобный Максим оставался в Карфагене и потихоньку втягивался в догматическую борьбу в поддержку духовного отца. Не нарушая запрета на тему о двух энергиях, он тонко проводил мысль, что «Христос по-человечески совершает то, что есть Божественное (совершая чудеса) и по-Божественному – то, что есть человеческое (Животворящие Страсти)» . Но когда в 638 году Ираклий издал эдикт, подтверждающий запрещение дискутировать о двух энергиях и предписывающий всем исповедовать единую волю во Христе (то есть монофелитство), Максиму пришлось оставить уединение и публично выступить, проповедуя истину. Поскольку святитель Софроний умер в том же году, надежды всех обратились к святому Максиму – самому авторитетному исповеднику Православия. Так же, как во времена святителя Афанасия Александрийского или святителя Василия Великого, спасение истинной веры зависело теперь от одного человека.

В обширной корреспонденции, адресованной папе Римскому, императору и влиятельным лицам империи, а также в глубочайших по мысли трактатах премудрый Максим показал, что Слово Божие, имея любовь и бесконечное уважение к Своему творению, восприняло человеческую природу во всей ее целостности, никак не умалив ее свободу. Будучи волен уклониться от страданий, Христос добровольно пошел на них как человек. По воле и замыслу Божиим, Он открыл нам Своими покорностью и послушанием путь ко спасению (ср.: Мф. 26: 39). Человеческой свободе, совершенным образом объединенной c абсолютной свободой Божией в Лице Христа, было благодатью возвращено ее естественное движение к единению c Богом и другими людьми. Все то, что преподобный Максим познал благодаря своему молитвенному и созерцательному опыту, он смог теперь изложить, основывая учение об обожении человека на богословии Боговоплощения. Никакой другой отец Церкви прежде не заходил так далеко в исследовании человеческой свободы и ее единения c Богом, будь то в Лице Христа или у святых. Преподобный Максим дал наиболее полное изложение православной доктрины о Боговоплощении. Спустя еще некоторое время святому Иоанну Дамаскину осталось только изложить ее более доступным языком, чтобы передать следующим поколениям как непреложную традицию.

Сергий Константинопольский умер в 638 году, а новый патриарх Пирр оказался ярым поборником новой ереси. Тем не менее, несмотря на притеснения, большая часть христиан сопротивлялась выполнению императорского декрета. Незадолго до смерти, в 641 году, Ираклий был вынужден признать свое поражение в религиозной политике. Пирр впал в немилость во время смены власти и бежал в Африку.

В Карфагене он выступил оппонентом преподобного Максима во время публичной дискуссии о Лице Христа (645). Излагая тайну нашего спасения c непреложно твердой аргументацией, святой монах добился того, что патриарх признал свои ошибки. В заключение Максим предложил лично отправиться в Рим и там, перед гробницей апостолов, предать анафеме монофелитство. Однако немного времени спустя Пирр, как «пес», вернулся «на свою блевотину» (2 Пет. 2: 22) и бежал в Равенну. Папа Феодор тотчас запретил его в служении и осудил за ересь его преемника на Константинопольской кафедре Павла.

Политическая ситуация после завоевания Египта арабами стала более чем когда-либо непрочной. Поэтому император Констант II (641–668) опасался открытого разрыва c Римом и в ответ на вмешательство папы издал Типос (648), в котором любому христианину под страхом сурового наказания запрещалось дискутировать о двух природах и двух волях. Затем начались преследования и гонения на православных, в особенности на монахов и друзей преподобного Максима.

Исповедник встретился в Риме c новым папой Мартином I (память 13 апреля), который был твердо настроен поддерживать правую веру. По его инициативе в 649 году был созван Латеранский собор, осудивший монофелитство и отменивший императорский эдикт. В высшей степени раздраженный таким противостоянием, император направил в Рим экзарха во главе армии (653). Они арестовали больного и бессильного папу и, жестоко c ним обращаясь, доставили в Константинополь. Там его судили как преступника, подвергли публичному оскорблению и сослали в Херсонес. В сентябре 655 года святой Мартин Исповедник скончался.

Преподобный Максим также был арестован незадолго до папы Мартина, вместе со своим верным учеником Анастасием и папским апокрисиарием, также носившим имя Анастасий (память 20 сентября). Максим провел несколько месяцев в тюрьме, а после предстал перед тем же судом, который столь сурово обошелся со святым епископом Рима. Процесс над главой Православия хотели представить как политическое дело, поэтому Максима обвинили в выступлении против императорской власти и пособничестве арабам, завоевавшим Египет и другие африканские территории. Затем Максима осудили за то, что он своим учением вносит раскол в Церковь. Пребывая духом в Боге и исполненный милосердия к своим врагам, святой c невозмутимым спокойствием отвечал на клевету, объясняя, что не исповедует никакого особенного учения. Он заявлял, что готов скорее порвать общение со всеми Патриархатами и даже умереть, чем пойти на сделку c собственной совестью и предать веру. Все трое обвиняемых были приговорены к ссылке: Максим был отправлен в Визию (во Фракии), его ученик Анастасий – в Перверу, а другой Анастасий – в Месемврию. И хотя их жизнь преисполнилась всяческих лишений, они не утратили радости, страдая во имя Господа в ожидании воскресения.

Узнав во время этого судебного процесса, что новый папа Евгений I готов принять компромиссную формулировку, предполагающую наличие третьей энергии во Христе, преподобный Максим написал догматическое письмо. Этот поступок привел к тому, что римский народ взбунтовался и принудил папу обойтись без императорского согласия на его интронизацию. Тогда император понял, что не сможет подчинить себе христиан, пока не победит Максима, и послал к нему епископа Феодосия c двумя опытными придворными. Страдания в ссылке и долгое тюремное заточение нисколько не ослабили самообладания святого исповедника. Он без труда опроверг все их аргументы, вновь изложил православное учение и со слезами призвал императора и патриарха покаяться и вернуться к правой вере. После каждого ответа святого посланники императора бросались на него c яростью диких зверей, осыпая оскорблениями и покрывая плевками.

Затем преподобный Максим был переведен в Перверу, где шесть лет оставался в заточении вместе c Анастасием. В 662 году он вновь предстал на суде перед Константинопольским патриархом и его синодом. Ему задали вопрос: «Так к какой Церкви ты принадлежишь: Константинопольской? Римской? Антиохийской? Александрийской? Иерусалимской? Ибо видишь – все они едины c нами». Исповедник отвечал: «Кафолическая Церковь есть правое и спасительное исповедание веры в Бога всяческих». В ответ на угрозу смертной казни он сказал: «Пусть исполнится то, что прежде всякого века определено обо мне Богом, и принесет Ему славу, определенную прежде всякого века» . Осыпав Максима и его спутников проклятиями и оскорблениями, члены церковного суда передали префекту города, который определил им в качестве наказания бичевание и отсечение органов исповедания – языка и правой руки. Всех в крови, святых провели по городским улицам, а затем префект приказал заточить их в разных крепостях в Лазике на далеком Кавказе.

Именно здесь 13 августа 662 года в возрасте 82 лет в крепости Схимар преподобный Максим окончательно соединился со Словом Божиим, Которое он так любил и Животворящим Страстям Которого подражал своим исповеданием веры и мученичеством. По преданию, каждую ночь три лампады – символ Святой Троицы – сами собой зажигались над его гробницей. Святая десница преподобного Максима находится в монастыре святого Павла на горе Афон.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря