Царство Растения

Является ли растение живым организмом? По каким признакам растения отличаются от других живых организмов?

Рассмотрим признаки живых организмов, свойственные растениям.

Дыхание. Растениям, как и всем живым организмам, для дыхания необходим кислород. Выдыхают они углекислый газ. Дышат все органы и живые клетки.

Питание. Растения используют для питания неорганические вещества (воду, углекислый газ, минеральные соли) и в процессе фотосинтеза сами создают органическое вещество. Все животные, грибы и большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами. Например, животные поедают растения или других животных. Углекислый газ поступает в наземные части растения – побеги – из воздуха. (В них и происходит фотосинтез.) Поэтому побеги называют органами воздушного питания. Вода и минеральные соли поглощаются корнями из почвы. Соответственно, корни называют органами почвенного питания. В процессе питания и дыхания живые организмы получают из окружающей среды необходимые им вещества, перерабатывают их в вещества своего тела, а образовавшиеся при этом ненужные вещества выделяют в окружающую среду. Таким образом, происходит превращение веществ, которое обеспечивает и жизнедеятельность организма, и связь с окружающей его средой – обмен веществ. Обмен веществ свойственен только живым организмам.

Рост и развитие. Если говорят о росте, то имеют в виду увеличение размеров. Организм растения тоже развивается, постоянно образуя новые побеги и всегда растёт. Рост растения продолжается всю его жизнь. Развитие же предполагает формирование новых органов (из почки – новый побег, из семени – проросток и т. д.).

Размножение. Как и все живые организмы растения производят потомство. Способность отвечать на изменение условий среды. Если условия окружающей среды благоприятны для растений, то они активно растут и развиваются. Если нет, то растения или гибнут, или процесс их роста и развития замедляется. Так, растения нашей полосы приспособились к переживанию неблагоприятных зимних условий. Листья растений, растущих в тени шире, чем листья растений того же вида, выросших на открытом месте.

Образ жизни. Отличительный признак растений – прикреплённый образ жизни. «Неподвижность» растений связана со способностью к постоянному росту: поверхность организма растений, через которую поступают в организм питательные вещества, постоянно увеличивается. Оставаясь на месте, растение захватывает новые пространства, из которых и получает питание. Поэтому растения и не испытывают особой потребности в передвижении.


Кроме того, растения способны и к настоящему движению. Вспомни, как скручиваются плоды недотроги, как поворачиваются к солнцу листья и цветки (особенно хорошо это видно на подсолнечнике), как обвиваются вокруг опоры побеги вьюнка, фасоли или лимонника, усики гороха, как складываются листочки кислицы, закрываются и открываются цветки.

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)


Все растения – живые организмы. Они питаются, дышат, осуществляют обмен веществ, выделяют в среду ненужные вещества, растут и развиваются, размножаются и реагируют на воздействия внешней среды.

От других живых организмов – бактерий, грибов и животных – растения отличаются способностью создавать органические вещества из неорганических, используя энергию Солнца. При этом растения выделяют в окружающую среду кислород.

В отличие от животных, растения ведут прикреплённый образ жизни и способны к постоянному росту и образованию новых органов.


В разделе "Царство Растения" вы можете изучить:

Тема урока: «Растение - живой организм. Органы растения».

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 3.

Программа: «Гармония».

Тип: Урок изучения нового материала.

Тема урока: «Растение - живой организм. Органы растения»

Цели урока:

    Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

    сформировать представления о строении цветковых растений и их развитии, о корневых системах и их значении для растений.

    Продолжить развитие умения наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования, выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;

    Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям, интереса к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

Задачи урока:

Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;

Дать представление о растении как живом организме;

Развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;

Воспитывать бережное отношение к растениям .

Оборудование: экран, проектор, карточки с заданиями, карточки со схемой.

Ход урока.

    Организационный момент. (1мин.) (Слайд1)

Психологический настрой

Ребята, какое у вас настроение? (Дети показывают рисунок солнышка или тучки). У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь, что на уроке вы будите мне настоящими помощниками.

    Проверка домашнего задания. (3 мин.)

Работа в группах.

Перед вами листочки с вопросами, выберите правильный вариант ответа.

1 группа.

1. Какие насекомые появляются весной первыми?

А) стрекоза

Р) божьи коровки, пчёлы, муравьи

В) муха

2 группа

2. Почему ранним утром кузнечики сидят на самых верхушках травинок?

А) На траве роса. Насекомые «сушатся».

Б) Растут

В) Спят

3 группа

3. Какая стадия отсутствует у кузнечиков?

А) яйцо

Б) личинка
С) куколка

4 группа

4. Выберите правильную стадию развития колорадского жука.

А) яйца – колорадский жук

Т) яйца – личинка – куколка - колорадский жук
В) личинка – колорадский жук

5 группа

5. Назовите самого прожорливого воздушного хищника.

А) муравей

Е) стрекоза
Г) птица

6 группа

6. какие жуки носят название того месяца, в котором появляются.

А) муравей

Б) стрекоза
Н) майский жук

7 группа

7.Какое насекомое на Руси зовётся запечным соловьём?

А) муравей

В) жук
И) сверчок

8 группа

8. Какие насекомые передвигаются так: впереди разведчики, на флангах – солдаты-гвардейцы, в конце колонны – матка, в окружении пышной свиты рабочих.

В) стрекозы

Б)кузнечики
Я) муравьи

Каждая группа называет свой вариант ответа. (Слайд 2)

    Объявление темы урока и постановка целей (4 мин)

Сложив все буквы, ваших вариантов ответов, у нас получилось слово. Это слово растения.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о растениях) (слайд 3)

Какие задачи поставим перед собой? Что мы должны узнать?

Растения – это живая или неживая природа? (Живая).

Слайд 4

На слайде написан проблемный вопрос: «Растение – живой организм?»

Подумайте, почему растение – живой организм? Ваши предположения?

А теперь, давайте докажем наши предположения.

    Изучение нового материала. (15 мин)

Что такое растение?

Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.

Давайте назовём известные нам группы растений. (Сначала дети называют: деревья, кустарники, травы) (Слайд 5)

Деревья, на какие 2 вида делятся. (Сначала дети называют: хвойные и лиственные)

Ребята назовите признаки жизни растений. (Сначала дети называют: питается, дышит, растёт, размножается, умирает) (слайд 6)

Работа в парах.

Поработайте в парах. Откройте рабочую тетрадь стр. . Подумайте, что нужно растению для жизни? Какие необходимы условия для жизни?

(Сначала дети называют: вода, свет, воздух, тепло, почва). (слайд 7)

Растения растут всюду на Земле, где есть необходимые для их жизни условия: свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества. Но одни растения лучше растут только на открытых солнечных местах, а другие могут расти при слабом освещении, в тени. Одним нужно много влаги, а другие могут расти на сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают даже от небольшого мороза. Природа на Земле неодинакова. Различны условия для жизни растений на суше и в воде, в тундре и в пустыне, в долинах и на высоких горах. Одни растения широко распространены, другие встречаются редко. Некоторые растения давно исчезли, а некоторые столь редки, что их можно увидеть только в ботанических садах и оранжереях, заказниках, парках и заповедниках.

Слайд 8.

Как вы считаете, какие растения называют дикорастущими? Где растут дикорастущие растения. Дикорастущие растения растут без вмешательства человека. - Где произрастают дикорастущие растения? (В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)

Слайд 9.

Какие растения называют культурными? Растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу, называют культурными.

Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)

Работа с текстом учебника (c.78)

Какие растения изображены на рисунке? (Одни учащиеся назовут конкретные растения – яблоня, кедр, роза, мох, папоротник, водоросли; другие – группы: цветковые, хвойные, мхи, папоротники, водоросли.)

Давайте подпишем группы растений.(Тетрадь на стр.20 №13.)

Подумайте, чем же отличается каждая группа растений?

Учащиеся подготовили сообщение о каждой группе, давайте их послушаем.

Слайд 11

Водоросли- растения, обитающие главным образом в воде. Одни из них состоят из одной клетки, поэтому их можно увидеть только в микроскоп. Другие выглядят как узкие, шелковистые зеленые нити. Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

Слайд 12.

Мхи - небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми они размножаются.

Слайд 13.

Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает.

Слайд 14,15,16,17.

Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья- хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник.

Слайд 18.

Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег, цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.

Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым, выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

Давайте посмотрим, какие бывают цветущие растения.

Релаксация Видеомозаика «Музыка цветов».

Слайд 19.

Практическая работа. (самостоятельная работа. Взаимопроверка.)

Подумайте, из каких частей состоит травянистое растение.

Откройте рабочую тетрадь страница ….., попробуйте определить части растения, из чего состоит растение?

(У травянистого растения корень, мягкий стебель, листья, цветы, плоды с семенами.) Слайд 20.

Большую роль в жизни человека играют растения. Немало среди них очень ценных полезных растений.

Вспомните и назовите как можно больше названий лекарственных растений.

Ребята, а растения нужно беречь? Нуждаются ли растения в охране? Что создали люди, чтобы уберечь от гибели растений? (Красную книгу, слайд 21). Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись!

Давайте поиграем в игру «Верно – неверно»

Если верно - вы встаёте, если неверно- вы хлопаете в ладоши.

Деревья не ломайте, деревья не калечьте, ни трав, ни лист не рвите.

В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, цветов нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!

Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Наконец- то можно покричать, пошуметь, поаукать и, главное, никому не мешать!

Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

    Закрепление учебного материала. (5 мин)

Работа в группах.

Чтобы закрепить нам изученный материал, я вам предлагаю поработать в группах.

Перед Вами карточки с заданиями. Выполните их, вспоминая всё то, о чём мы сегодня говорили на уроке.

Приложение 1

Проверка. Каждая группа отвечает на свой вопрос.

V I . Итог. (4 мин) (Слайд 21)

Чему учились на уроке?

VII . Домашнее задание (2 мин) (слайд 22)

Приготовить карточку – задание для соседа по парте, нарисовав на ней цветковое растение без какого-нибудь органа (без цветка, без листьев, без корня.)

На следующем уроке соседи по парте обменяются карточками. Дополнив недостающую часть (орган) растения на карточке, вы сами проверите и оцените работу друг друга. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений, пользуясь справочником или энциклопедией.

VIII . Рефлексия (1мин) (слайд 23)

Оцените себя. Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них - разное настроение и они занимают различное положение. Обведите в кружок того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и как вы работали на уроке.

Всем спасибо за урок.

3 задание

Напишите, что нужно растению для жизни?

4 ЗАДАНИЕ

Напишите названия лекарственных растений.

__________________________________________

__________________________________________

5 задание

-Напишите какие растения называют культурными?

______________________________________________

Приведите примеры.

______________________________________________

_______________________________________________

6 задание















Включить эффекты

1 из 15

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Растения - живой организм" посвящена жизни растений - процессам их жизнедеятельности. В работе эти процессы разобраны по типа и охарактеризованы каждый в отдельности со схематическими изображениями и наглядными анимациями.

  1. Свойства живых организмов
  2. Процессы жизнедеятельности
  3. Вопросы на закрепление

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Водопьянова Марина Александровна

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Свойства живых организмов

  • Дышат
  • Питаются
  • Размножаются
  • Растут
  • Развиваются
  • Умирают
  • СОСТОЯТ ИЗ КЛЕТОК
  • Слайд 3

    • КЛЕТКИ
    • ОРГАН
    • ОРГАНИЗМ
  • Слайд 4

    Процессы жизнедеятельности

    Жизнедеятельность - это процессы, протекающие в организме и обеспечивающие его существование.

    Слайд 5

    Питание и дыхание

  • Слайд 6

    Обмен веществ, выделение

  • Слайд 7

    Размножение

    Размножение растений

    • Бесполое
    • Половое
  • Слайд 8

    Рост и развитие

  • Слайд 9

    Организм – живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие

    Слайд 10

    а) питанием;

    б) дыханием;

    в) обменом веществ;

    г) выделением.

    Слайд 11

    а) уменьшение веса;

    б) изменение окраски;

    в) дыхание;

    г) взаимодействие со средой.

    Слайд 12

    а) углекислый газ;

    б) кислород;

    г) водород.

    Слайд 13

    а) организм;

    г) элемент.

    Слайд 14

    Домашнее задание

    § 3, вопросы после параграфа

    Слайд 15

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    (слайд №1)

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

    Фронтальный опрос

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕНРИАЛА:

    Растения – живая система.

    (слайд №2):

    • Дышат
    • Питаются
    • Размножаются
    • Растут
    • Развиваются
    • Реагируют на внешнее воздействие
    • Умирают
    • Состоят из клеток

    (Пояснения к слайду №6)

    Выберите правильные ответы.

    Процесс поглощения веществ растением из окружающей среды, превращение и удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется:

    а) питанием;

    б) дыханием;

    в) обменом веществ;

    г) выделением.

    Только для живых организмов характерно:

    а) уменьшение веса;

    б) изменение окраски;

    в) дыхание;

    г) взаимодействие со средой.

    Что растительный организм выделяет в процессе дыхания?

    а) углекислый газ;

    б) кислород;

    г) водород.

    Как называется часть организма, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции?

    а) организм;

    г) элемент.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд №14)

    § 3, вопросы после параграфа.

    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования №1456 г. Москвы

    Конспект урока по биологии в 6 классе «Растение – живой организм»

    УРОК № 4. РАСТЕНИЯ – ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

    (слайд №1)

    ЦЕЛЬ УРОКА: начать формирование понятия об организме как особой единице жизни; конкретизировать это понятие характеристикой особенностей растительного организма; создать представление о сложности жизнедеятельности организма растений; охарактеризовать основные свойства (функции) растений как живых существ; формировать умения сравнивать жизнедеятельность разных растений с целью выявления их основных функций.

    ОБОРУДОВАНИЕ: гербарии, электронная презентация к уроку.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

    Фронтальный опрос

    Назовите вегетативные органы растений

    Чем семенные растения отличаются от споровых?

    Какие споровые растения вы знаете?

    Индивидуальный опрос с использованием дидактических карточек

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕНРИАЛА:

    Рассказ учителя с элементами беседы

    Растения – живая система.

    В этом году мы начали с вами изучать курс «Биология». Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.

    А какую часть биологии мы изучаем в этом году? (ответ учащихся)

    «Ботаника» изучает растения. Это значит, что растения является живым организмом.

    Давайте вспомним признаки живых организмов (ответ учащихся)

    (слайд №2):

    • Дышат
    • Питаются
    • Размножаются
    • Растут
    • Развиваются
    • Реагируют на внешнее воздействие
    • Умирают
    • Состоят из клеток

    Каждым из этих свойств или несколькими сразу могут обладать и неживые организмы. Но есть еще одна общая черта – все живые организмы, даже самые маленькие, состоят из клеток или их производных. В свою очередь клетки объединятся в органы.

    Что такое орган? Какие органы мы вспомнили в начале урока? (ответ учащихся)

    (слайд №3) Группа органов образует систему, в которой все органы, выполняющие свои функции, взаимосвязаны между собой и работают согласовано, дополняя друг друга. Взаимосвязанная работа системы органов обеспечивает жизнь растений как единого организма.

    Что произойдет, если корни не будут поглощать воду из почвы, или листья не смогут образовать достаточное количество питательных веществ? (ответ учащихся)

    У организма отделить работу одного органа от другого невозможно, так как все они тесно взаимосвязаны.

    Процессы жизнедеятельности растения.

    Жизнедеятельность – это процессы, протекающие в организме и обеспечивающие его существование. (слайд №4)

    Рассмотрим процессы жизнедеятельности растения.

    Питаясь, организм получает необходимые вещества для роста и развития.

    Как питается растение? (ответ учащихся) (слайд №5)

    При дыхании, растение получает необходимый ему кислород.

    В процессе обмена веществ, происходит превращение веществ, полученных при питании и дыхании, необходимых для жизнедеятельности растения. Образованные в этом процессе ненужные вещества удаляются, т. е. выделяются. (слайд №6)

    (Пояснения к слайду №6)

    В каждую клетку поступают питательные вещества (а и б)

    Из этих веществ (а и б) клетка образует для жизни свойственные ей органические вещества (АБ)

    В результате химической реакции, по действием кислорода (красный кружок), сложные вещества клетки превращаются в более простые (в и г, СО2 (синий кружок) - продукты распада). При этом освобождается необходимая для жизни энергия (Е)

    Оказавшись в благоприятных условиях и достигнув определенного возраста, растения начинают размножаться, т е. увеличивать количество особей. (слайд №7)

    В течение всей своей жизни, растение увеличивается в размерах, т е. растет, и приобретает новые свойства – развивается. (слайд №8)

    Все ли растения развиваются одинаково? Что влияет на развитие растений? (ответ учащихся, работа с учебником)

    Вывод: Организм – живая система (биосистема). Жизнь растительного организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие. (слайд №9)

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (слайды № 10-13)

    Выберите правильные ответы.

    Процесс поглощения веществ растением из окружающей среды, превращение и удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется:

    а) питанием;

    б) дыханием;

    в) обменом веществ;

    г) выделением.

    Только для живых организмов характерно:

    а) уменьшение веса;

    б) изменение окраски;

    в) дыхание;

    г) взаимодействие со средой.

    Что растительный организм выделяет в процессе дыхания?

    а) углекислый газ;

    б) кислород;

    г) водород.

    Как называется часть организма, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции?

    а) организм;

    г) элемент.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд №14)

    § 3, вопросы после параграфа.

    ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

    • Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6 класс. - 3-е изд. - М.: ВАКО, 2011. - с.13-21
    • Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс/ Сост. С. Н. Березина. – М.: ВАКО, 2012, с. 8-9
    • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И. Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2009. - с. 9-15
    • Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: Дидактические карточки. – 2-е изд., доп. - М.: Вентана-Граф, 2006.
    • Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л. В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: Методическое пособие. – 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2007.
    • Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» - М.: Издательство «Экзамен», 2008. – с.14
    Скачать конспект

    Состоят из органов.

    Орган — это часть организма, которая имеет особое строение, определенное расположение в организме и выполняет определенную функцию. Например, к органам животных относятся сердце, почки, желудок. Органами растений является листок, корень, стебель. Каждый орган в живом организме имеет особые, присущие только ему функции.

    Так, у растений листья выполняет такие функции, как фотосинтез и испарение; корень всасывает воду с растворенными в ней питательными веществами из почвы; стебель обеспечивает связь между корнем и листьями. Вместе с листьями и почками стебель образует побег — надземный орган растений. Корень и побег — это вегетативные органы растений.

    У большинства растений образуются цветки. Такие растения называются цветочными. Из завязи цветка образуются плоды с семенами внутри. Поэтому цветок, плод и семена — органы, обеспечивающие размножение растений.

    Организм животных состоит из различных органов: сердце, легкие, желудок, артерии и тому подобное. Для выполнения жизненно важных функций органы объединяются в системы органов. Например, пищеварительная система состоит из ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника.

    У животных есть такие системы органов:

    • опорно-двигательная — обеспечивает движения тела
    • дыхательная — обеспечивает организм кислородом и выводит углекислый газ;
    • кровеносная — осуществляет транспорт различных веществ в организме;
    • пищеварительная — обеспечивает поступление и усвоение организмом питательных веществ;
    • половая — отвечает за размножение организмов;
    • нервная — согласовывает и контролирует функции всего организма.

    Системы органов взаимодействуют между собой для обеспечения всех процессов жизнедеятельности организма. Поэтому организм любого живого существа является биологической системой.

    Свойства живых организмов. Рост и развитие

    В организм попадают вещества из внешней среды, обеспечивающие процессы жизнедеятельности этого организма. Во время питания попадает пища и , дыхание обеспечивает поступление кислорода. Организм перерабатывает эти вещества, часть усваивает, а часть выводит наружу, то есть происходит процесс выделения. Таким образом, между организмом и средой происходит обмен веществ.

    Поступления с пищей питательных веществ обеспечивает рост и развитие, все эти процессы вместе необходимы для вступления очень важного свойства организма — способности к размножению.

    Изменение условий окружающей среды вызывает соответствующие реакции организма (изменения в поведении живых существ). Это свойство называется раздражительностью. Основные свойства живых организмов — это питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражительность.

    Рост — это увеличение размеров и массы организмов.

    Растения растут в течение всей своей жизни. Их рост сопровождается увеличением размеров и образованием новых вегетативных органов. Такой рост называется неограниченным.

    Рост животных также сопровождается увеличением размеров — пропорционально увеличиваются все органы, образующие тело животного, но новые органы не образуются. Рост продолжается определенный период жизни животных, то есть является ограниченным.

    Организмы в течение жизни не только растут, но еще и развиваются, изменяя свой вид; приобретают новые качества.

    Развитием называются необратимые закономерные изменения, происходящие в организме живых существ с момента его зарождения до конца жизни.

    Новые качества, которые появляются у растений и животных при развитии, — это способность к размножению.

    Развитие, в процессе которого новый организм от рождения подобен взрослого животного, называют прямым. Такое развитие характерно для большинства рыб, птиц, млекопитающих.

    У некоторых животных развитие происходит с удивительными превращениями. Например, у бабочек из яиц вылупляются личинки-гусеницы, которые через некоторое время образуют куколку. На стадии куколки происходят сложные процессы преобразования, и уже из нее выходит новый бабочка. Такое развитие называют косвенным, или развитием с преобразованиями. Косвенное развитие характерно для бабочек, жуков, лягушек.

    Питание и его типы

    Питанием называется процесс поступления в организм, преобразования и усвоения им питательных веществ.

    Благодаря питанию организмы получают различные химические соединения, которые обеспечивают рост, развитие и другие процессы жизнедеятельности. К питательным веществам относятся органические и неорганические соединения.

    Растения, как и все живые организмы, питаются. При этом главная особенность растений — это способность образовывать органические соединения из неорганических под действием солнечных лучей. Этот процесс называется фотосинтезом. Необходимую для фотосинтеза воду с растворенными в ней минеральными веществами растения поглощают из почвы через корни, а углекислый газ поступает в листья через отверстия-устьица из воздуха. Процесс фотосинтеза происходит в клетках, содержащих хлорофилл, который и придает растению зеленую окраску. Для осуществления фотосинтеза необходима солнечного света. Энергию солнечного света растения превращают в химическую энергию, образуя сложные органические вещества, например, глюкозу, крахмал.

    Присущий растениям тип питания называется автотрофным.

    Животным для питания нужна пища растительного или животного происхождения, содержит готовые органические соединения. Одни животные (например, олень, заяц, овца) употребляют в пищу только растения. Их называют растительноядными животными. Другие — лев, волк, лиса и т.д. — питаются только другими животными. Таких животных называют хищниками, или плотоядными. Некоторые животные (например, вороны, чайки, медведи) — всеядные: они употребляют и растительную, и животную пищу.

    Свойственный животным организмам тип питания называется гетеротрофным.

    Итак, питание растений и животных отличается. Важную роль в природе играют органические вещества, созданные растениями в процессе фотосинтеза, поскольку от них зависит жизнь животных.

    Дыхание растений и животных. Значение дыхания для организмов

    В большинстве организмов дыхания сопровождается поглощением кислорода и выделением углекислого газа, то есть газообменная. Но для организма важно то, что кислород участвует в преобразованиях органических веществ с выделением энергии. Для дыхания всем живым существам необходим кислород.

    Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих поглощение организмом кислорода, его использование в преобразовании веществ и удаления углекислого газа. Дыхание — одна из основных свойств организмов.

    У растений нет специальных органов дыхания, поэтому попадает в растительного организма через специальные отверстия-устьица, размещенные на стебле и листьях. Дышат растения все время в течение суток, но используют гораздо меньше кислорода, чем выделяют в ходе фотосинтеза. Именно поэтому растения называют «зелеными легкими» нашей планеты.

    Дыхание животных обеспечивают специальные органы — органы дыхания. Так, рыбы поглощают кислород, растворенный в воде, жабрами. Лягушки могут дышать с помощью легких и через свою влажную кожу. Птицы требуют много кислорода, поэтому у них очень сложная система дыхания: их легкие заканчиваются воздушными мешками, проникающими даже в свободные пространства между костями скелета. У насекомых есть специальные трубочки — трахеи, через которые воздух поступает в организм. Отличные по строению системы органов дыхания являются результатом приспособления живых организмов к различным условиям существования. Однако, несмотря на различие строения, все эти системы дыхания выполняют одну функцию — обеспечивают поступление кислорода в кровь, которая разносит его по всему телу, где он используется для химических реакций, постоянно происходящих в организме.

    Итак, поступления кислорода и выделение углекислого газа в растительном организме обеспечивают устьица, в животном — органы дыхания.

    Обмен веществ и энергии

    Обмен веществ — это совокупность процессов поглощения веществ из окружающей среды, их превращений в организме и выведения из него продуктов жизнедеятельности.

    В теле живых организмов постоянно происходит обмен веществ и превращения энергии. Основу обмена составляют процессы синтеза — образование сложных органических соединений из простых, на которые расходуется энергия, и процессы распада — превращение сложных органических соединений на простые, при которых энергия выделяется. Энергия необходима организмам для поддержания жизнедеятельности, обеспечения таких процессов, как питание, дыхание, рост, развитие, движение, размножение, раздражительность.

    В природе постоянно происходит обмен веществ. Все живые организмы осуществляют обмен веществ с окружающей средой: поглощают питательные вещества и выделяют продукты жизнедеятельности.

    Для живых организмов основным источником энергии является солнечный свет. Зеленые растения способны синтезировать органические соединения из неорганических, используя энергию света. Они непосредственно поглощают солнечную энергию и тратят ее для обеспечения процессов жизнедеятельности или запасают ее в виде синтезированных соединений (белков, жиров, углеводов). Энергия, которую растения запасают во время фотосинтеза в органических веществах, выделяется в процессе дыхания, когда эти вещества разрушаются. Так обеспечиваются процессы жизнедеятельности растительного организма: всасывание воды, раскрытие лепестков, вращение листьев к свету, прорастание семян.

    Для животных источником энергии является готовые органические вещества, которые они получают с пищей (растительного или животного происхождения). Расщепление сложных соединений сопровождается высвобождением энергии, обеспечивает процессы жизнедеятельности организмов, в том числе синтез новых органических соединений. При этом синтезируются вещества, присущие данному организму, которые являются строительным материалом и поэтому играют важную роль в процессах роста и развития. Энергия, которая выделяется, обеспечивает движение, поддерживает постоянную тела животных и все другие процессы жизнедеятельности.

    Виды размножения животных и растений

    Все организмы оставляют после себя потомство. Способность организмов оставлять потомков и передавать им какие-то свои признаки называется размножением. Благодаря этому жизнь на нашей планете существует непрерывно миллиарды лет.

    Известно немало способов размножения организмов, но их все можно объединить в две группы — бесполое и половое.

    При половом размножении новое существо возникает при участии двух родительских организмов. Почти все животные и растения размножаются половым путем. При этом в особых органах образуются половые клетки. Слияние этих клеток называется оплодотворением. Зарождение человеческого существа начинается с слияния мужской и женской половых клеток. Из них образуется одна клетка — зигота, из которой развивается новый организм.

    У растений оплодотворение может произойти только после того, как пыльца достанется рыльца цветка. Этот процесс называется опылением. Все цветочные растения размножаются половым путем, образуя семена. Внутри семени развивается зародыш. При благоприятных условиях из зародыша развивается взрослое растение. Так происходит размножение растений семенами, или половое размножение.

    При бесполом размножении потомства обеспечивает одна родительская особь. Многие цветочных растений размножаются бесполым путем. Поскольку при этом новое растение развивается из вегетативных органов — побегов, листьев, почек, — такой способ размножения был назван вегетативным.

    В основе процесса вегетативного размножения лежит способность растений восстанавливать целый организм из его части. Одним из распространенных способов является размножение черенкованием. Черенки бывают стеблевые и листовые. Например, смородина размножается стеблевыми черенками, а комнатная фиалка узамбарская — листовыми. Вегетативное размножение позволяет растениям быстро развиваться и распространяться на новых территориях.

    У грибов и некоторых растений средством размножения есть крошечные клетки — споры, которые распространяются с помощью дождя, ветра или насекомых. Из них развиваются новые организмы. Размножение организмов спорами относится к бесполому размножению.

    Независимо от способа размножения живые существа воспроизводят организмы, подобные себя. Благодаря размножению организмы не только остаются на освоенных ими участках земли, но и распространяются, занимая новые территории.

    Поведение животных и растений

    Под поведением организмов понимают их способность изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.

    Формы поведения могут быть различными. Если поставить комнатное растение в горшке на подоконник, то за несколько дней можно заметить, что ее листья повернулись к окну. Соцветия подсолнечника тоже вращаются в сторону солнца. Поскольку растения укоренившиеся в почве, двигаться могут только отдельные их части. Примерами движений растений могут быть свертывания листьев мимозы, кислицы, если к ним прикоснуться, а также вращения вьющихся стеблей фасоли, гороха вокруг опоры.

    Поведение животных более разнообразно и сложно, поскольку они могут передвигаться и, следовательно, изменять условия существования. Поэтому у них очень хорошо развиты органы движения, чувств и нервная регуляция. Можно привести следующие примеры поведения животных: охота хищников или насекомоядных животных, выкармливания птенцов взрослыми птицами, брачные игры, миграции, то есть путешествия, которые осуществляют животные по суше, морю, воздуху и тому подобное.

    Все формы поведения животных можно объединить в две группы — врожденные и приобретенные. Пищевое поведение и миграции относятся к врожденной формы поведения. Примером приобретенной поведения может служить обучение — процесс приобретения организмом собственного опыта. Так, взрослые птицы учат птенцов находить пищу и избегать опасности.

    Значение приспособления организмов к условиям существования

    Приспособление организмов к условиям существования обусловливают не только различные формы поведения, но и особенности их строения, процессов жизнедеятельности, обеспечивающих возможность существования организмов в определенных условиях окружающей среды. Так, например, животные с защитной окраской или формой тела становятся менее заметными для врагов. В нашей местности много птиц и зверей, которые меняют темную летнюю окраску на светлую зимнюю, приспосабливаясь таким образом к изменению красок окружающей среды.

    И наоборот, окраска и поведение животных могут быть очень заметными. Так, ярко окрашенные ядовитые (колорадский жук, божья коровка) или жалоносные (осы, пчелы) насекомые «извещают» об опасности встречи с ними. А угрожающие позы различных змей и хищников отпугивают врагов. Также яркую окраску и специфическое поведение вызывает, например, встреча особей разных полов.

    Примеры приспособления к условиям окружающей среды можно увидеть у организмов, которые живут в условиях недостаточной увлажненности (кактусы, верблюды), в глубине почве (кроты, слепцы), в воде (рыбы, водоросли) и др.

    Тема урока: «Растение – живой организм»

    Класс: 2

    Предмет: познание мира

    Задачи урока:
    - обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;
    - дать представление о растении как живом организме;
    - развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
    - воспитывать бережное отношение к растениям.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Оборудование : картинки и гербарии «Группы растений»,составляющие органы растений, ватман, клей, фломастеры, презентация, «Признаки жизни растений».

    Базовые знания: Растения - живая природа. Они питаются, дышат, растут, размножаются и умирают. Многообразие рас­тений, их потребности

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    «Цветы»
    Если я сорву цветок,
    Если ты сорвешь цветок…
    Если все: и Я, и ТЫ –
    Если МЫ сорвем цветы,
    То окажутся пусты
    И деревья, и кусты…
    И не будет красоты.

    Ребята, а почему человек должен бережно относится к растениям?

    II. Объявление темы урока и постановка целей.

    Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – о растениях.

    Актуализация опорных знаний.

    На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. На какие группы подразделяют растения? (деревья, кустарники, травянистые растения)

    Соотнесение на группы прилагаемые растения на картинках картинки и в гербарии. (каждый ученик берет растение и определяет его в соответствующую группу)

    Из каких частей состоят растения? (корень, стебель, лист, цветок…) Собрать части растения, приклеить на ватман.

    III. Изучение нового материала

    Растение – это живые организмы. Давайте вспомним, какими признаками обладают живые организмы. Если вызывает затруднение обратится к учебнику

    Работа с учебником. Стр 46 – прочтение признака и его комментирование с примером

    1.живые организмы растут, развиваются и умирают.

    2. Растениям необходим свет, тепло, вода и питательные вещества.

    3 живые организмы размножаются, размножение это способ организмов воспроизводить себе подобных.

    4. живые организмы состоят из клеток. Их можно увидеть в микроскоп, в клетках содержатся вещества необходимые растениям для жизни.

    5 живые организмы приспосабливаются к условиям окружающего мира. (осень сбрасывают листву чтобы не замерзнуть,…)

    Вы согласны с этими признаками? Давайте проверим как растения проявляют признаки живого организма .

    IV. Исследовательская часть (Эксперименты )

    - Чтобы в этом убедится мы с вами понаблюдаем за растениями.

    1. клетки растений (микроскоп, образец клетки лука, фото клетки лепестков цветов)

    2. растения питаются (растение в горшке, вода, ветка с подкрашенной водой

    3. растения дышат, ( лупа наблюдение трещинок на стеблях,побег растения в воде, )

    Физминутка:

    Называю дерево качают ветвями, траву приседают, куст хлопают в ладоши. Берёза, одуванчик, сирень, дуб, кедр, подорожник, шиповник, колокольчик, осина, ива, ландыш, верба, клён.

    Эксперименты

    4. растения двигаются (растения в комнатных горшках, )

    5. растения накапливают силу (семена фасоли, пробирка, песок, вода)

    V. Повторение и закрепление.

    Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)

    Что нужно растению для роста и развития? (свет, тепло, вода, забота человека

    А зачем нужны растению – корень - Стебель – Лист- цветок

    VI. Итог урока.

    Тысячи лет люди собирают в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимаются рыбалкой и охотой – и все это хорошо когда в меру, без ущерба для природы. Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного - общения с природой.

    Домашнее задание

    Рефлексия
    - Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?
    - Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
    - Пополнили ли вы свой багаж знаний?
    - Получили удовольствие от урока?