В истории искусства немного избранных, о ком бы современники сказали: он создал символ своей эпохи. О русском художнике Кузьме Петрове-Водкине говорили именно, так.


Автопортрет. 1918
Холст, масло. 71 x 58 см

"Этот художник тем и интересен,- считает искусствовед Наталья Адаскина, -что соединил традиции русского искусства Запада и Востока, был в сердцевине этих отношений. Сам он - выходец из провинциальной России. В маленьком городке на Волге, близ Саратова под влиянием патриархальной среды складывалось его мировоззрение. Потом он оказался в Петербурге, учился в художественном училище барона Штиглица, ему открылись богатства искусства этого самого европейского из русских городов. Затем была учеба в Москве, в Училище живописи ваяния и зодчества, приобщение к московским художественным традициям. В 28 лет Петров-Водкин приехал в Париж, 2 года работал рядом с такими мастерами как Матисс, Сезанн. Может быть, он в полной мере и не оценил их тогда, но глубоко впитал впечатления от выставок".


Кафе. 1907
Холст, масло. 130 x 98 см
, Санкт-Петербург



Вид музея Клюни в Париже. 1908
Холст, масло. 65 x 49 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Париж. Нотр-Дам. 1924
Холст, масло. 60 x 50 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из Парижа художник на несколько месяцев съездил в Северную Африку - в Тунис, Алжир. Эти поездки, особенно африканская, помогли ему более остро почувствовать собственную страну. Он писал в письме, что "вошел в чужую жизнь и увидел лучше достоинства и недостатки своей".


Бириби. Африка. 1907
Холст, масло. 38 x 48 см
Частное собрание



Негритянская деревня. 1907
Холст, масло. 37 x 49 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Африканский мальчик. 1907
Холст, масло. 48 x 36 см
Частное собрание


Негритянка. 1907
Холст, масло. 48 x 37 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Город Константина. Алжир. 1907
Холст, масло. 37 x 48 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

O путешествиях Петрова-Водкина, о его стремлении увидеть мир собственными глазами и понять его можно много рассказать. Однажды он поехал Германию, в Мюнхен... на велосипеде. Скудны были средства 23-летнего студента, а Мюнхен манил, казался "окопом, который задерживал просачивающееся в Восточную Европу влияние французской живописи", - так вспоминал впоследствии Петров-Водкин этот город.

А четыре года спустя в Италии он пробыл вдвое дольше. И не удивительно. Ведь здесь когда-то жили и творили его художественные кумиры - Леонардо да Винчи, Джованни Беллини. Здесь, на земле Италии, он воочию увидел и объект своего жгучего любопытства - вулкан Везувий. Он совершил даже восхождение к кратеру Везувия как раз в период его вулканической активности, и потом Петров-Водкин всю жизнь утверждал, что это событие разбудило его художественное сознание.

Петров-Водкин вообще был склонен к планетарному размаху. Так он воспринимал пространство - волжские просторы, песчаные пустыни Африки и Средней Азии он изображал их не плоскими, а сферически выпуклыми, будто это взгляд на Землю из космоса.


Вид Самарканда. 1921
Холст, масло. 39 x 54 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Самарканд. Рухабад. 1921
Холст, масло. 40 x 55 см
Художественный музей Эстонии, Таллин

Он ощущал цвет - как мощное излучение ярких тонов: красного, желтого, синего. Рождение и смерть, любовь, материнство, - вот немногочисленные, но вечные темы, к которым художник обращался. И собственная теория живописи сложилась у него именно на основе этого видения. "Форма и цвет, объемлющий эту форму, - и есть живопись" - так просто сформулировал Петров-Водкин свой принцип.


Юность (Поцелуй). 1913
Холст, масло. 120 x 154 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Мать. 1915
Вариант одноименной картины 1913 года, находящейся в ГТГ
Холст, масло. 107 x 98 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Материнство. 1925
Холст, масло. 64 x 80 см
Частное собрание



Первые шаги. 1925
Холст, масло. 82 x 65 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



В детской. 1925
Холст, масло. 45 x 65 см
Частное собрание

Лучшие картины Петрова-Водкина разделены сейчас между Петербургом и Москвой. В Петербурге, где художник начинал свое образование, в Русском музее хранится полотно, с которого началась его известность - "Сон", 1910 год. Пустынный, почти сюрреалистический пейзаж. Аллегорическое полотно, но как созвучно оно было своей эпохе!
После революции 1905 года в России наступило "состояние сна, паралич политический и моральный", - писал Петров-Водкин.


Сон. 1910
Холст, масло. 161 x 187 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Мальчики (Играющие мальчики). 1911
Холст, масло. 123 x 157 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Третьяковской галерее в Москве принадлежит главный шедевр Петрова-Водкина - "Купание красного коня", 1912 год. Во все полотно мощная фигура коня. Он заслоняет собою почти все пространство холста.


«Купание красного коня»
Фрагмент
1912 г.
Холст, масло 160 х 186
Государственная Третьяковская галерея
Москва

"Для меня "Красный конь" - яркий образец символистской живописи, - говорит Наталья Адаскина, - это очень емкий образ, представляющий эпоху, говорящий от ее лица. Главное в картине - это предчувствие: что-то произошло и чего-то ждут. Предстоит что-то грандиозное, коренным образом меняющее судьбы. Оцепенение перед началом чего-то нового настолько ярко выражено в картине, что она стала символом эпохи - начала 20 века.

Это понимали уже тогда, в 1912 году, когда картина впервые была показана на выставке. Ее вывесили как эпиграф над входной дверью в зал. Символика "Красного коня" удивительным образом перекликалась с символикой русской иконописи. В 1914 году "Красный конь" отправился на международную выставку в шведский город Мальмё. Началась первая мировая война. Картина исчезла. Её судьба оставалась неизвестной до 1950 года, когда шедевр Петрова-Водкина разыскала его вдова и ценой больших усилий вернула на родину.


«Землетрясение в Крыму»
1927
Холст, масло 95,5 х 10
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Весна в деревне. 1929
Эскиз обложки журнала "Красная панорама"
Бумага, акварель, графитный карандаш. 31 x 28 см
Национальная галерея Армении, Ереван

Картины художника вывозились за рубеж еще при жизни художника, с конца 20-х годов. Они экспонировались в Европе, Америке и некоторые работы мастера были куплены за границей. Петров-Водкин - художник очень интересующий коллекционеров.


«В Шувалове»
1926
Холст, масло 44,5 х 60
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«1919 год. Тревога»
1934г.
Холст, масло 138 x 169
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Весна»
1935
Холст, масло 186 х 159
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Петров-Водкин любил не только живопись, но и театр и литературу. Он играл на скрипке, писал пьесы, автобиографические повести, оформлял интерьеры и улицы к праздникам, преподавал. Он был щедрый, масштабный, универсальный талант.

Эскиз грима Сатаны к инсценировке "Дневник Сатаны" (по Л.Андрееву). 1922
Эскиз
Бумага, акварель, пастель. 31 x 32 см
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва


Автопортрет. 1929
Холст, масло. 47 x 37 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ольга Боброва
К 120-летию со дня рождения художника Кузьмы Петрова-Водкина

Тема Музейных палат в эту субботу «Выставка к 140-летию со дня рождения художника Кузьмы Петрова-Водкина в Русском музее», гость – ведущий научный сотрудник Русского музея, сокуратор выставки Ольга Мусакова.

Без преувеличения, это самая крупная выставка Петрова-Водкина, дополненная частными собраниями и коллекциями других музеев. Некоторые работы показываются впервые.

Последняя персональная выставка Петрова-Водкина в Русском музее прошла в 1978 году, выставлялась графика. До этого, с купюрами, работы художника демонстрировали в 1966, тогда не была представлена его религиозная живопись. Последняя прижизненная состоялась в 1936 году. Понятно, что и тогда не все сюжеты допускали до публики. Так, в последний момент всё же убрали «от греха подальше» картину «Новоселье» (Рабочий Петроград). Казалось бы, тема идеологически выверенная. А всё же есть что-то в лицах этих новых жильцов, в грязной чужой посуде в отражении зеркала, заставляющее засомневаться в торжестве справедливости.

На выставке много хрестоматийных работ, таких как «Купание красного коня», «Мать», «Скрипка», но представлены они в контексте картин ранее не выставлявшихся, а также в рядом с графическими эскизами. Которые часто смотрятся как вполне самостоятельные произведения.

Вот «Мадонна с ребёнком. Пробуждающая», 1922 год. Написана к рождению долгожданной дочери.

Образ будто бы потёртый. Не исключено, что использовался в семье как подголовная икона… Петров-Водкин был человеком глубоко религиозным, из верующей старообрядческой семьи.

И при этом принял революцию, занимал высокие посты. Мог эмигрировать, но принципиально вернулся в советскую Россию.

«Голова Христа», 1921, частное собрание, Петербург.

Распятие, 1920-е годы. Частное собрание, Москва.

И примерно в эти же годы находит образ нового хозяина страны – рабочего. Вот такой он, человек того времени, 1926 год

Редкость на выставках, картина из собрания Центрального музея вооружённых сил. «После боя».

Пронзительные «Скрипка» и «Натюрморт с чернильницей», между ними. 1918 и 1934 гг.

Написанная в 1934 году картина «Тревога.1919». Неподдельный страх.

Кто же он, Петров-Водкин? Авангардист, представитель реализма? Адепт религиозного искусства? Каждый раз узнаваем. И в натюрморте, и в программном полотне.

Любимый пёс.

А вот он же, присмотритесь.

Всегда требовательный к себе.

И в 1890-х, ещё студентом, в прошлом мастер вывесок.

1907, в поисках метода.

Обретение сферической, наклонной перспективы. 1921 год.

Автопортрет 1926-1927.

Отдельный зал посвящён творчеству Петрова-Водкина – театрального художника. Эскизы грима и декораций. Часть из них так и остались в замыслах, на сцене не были воплощены. Интересно, что художник преподавал на курсах сценического мастерства Всеволода Мейерхольда.

Эскиз к постановке «Братья Карамазовы», 1927 г.

«Интерьер квартиры художника», 1920, тушь, перо, акварель. Частное петербургское собрание.

Текст: Ксения Басилашвили.

Сегодня как никогда ясно, что Кузьма Петров-Водкин - гений ХХ века и степень его влияния на культуру своей эпохи соизмерима со значением таких личностей в искусстве, как Казимир Малевич, Павел Филонов, Василий Кандинский. В залах корпуса Бенуа показаны этапные работы художника, освещающие все периоды его творческой биографии, произведения как известные, так и забытые, находящиеся в собраниях различных музеев и частных коллекциях. Впервые рядом с произведениями из постоянных экспозиций Русского музея и Третьяковской галереи представлены этюды и эскизы к ним, позволяющие увидеть воочию процесс работы художника.

На выставке представлено 236 произведений живописи и графики (160 произведений из коллекции нашего музея) из собраний ГТГ, Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева, Художественного музея г. Хвалынска, Петербургского театрального музея, Музея театрального искусства им. А. А. Бахрушина в Москве, Государственного Эрмитажа, региональных художественных музеев, частных коллекций Петербурга и Москвы. Среди произведений из разных коллекций, показаны шедевры художника, такие как «Купание красного коня», «Богоматерь Умиление злых сердец», «Петроградская мадонна», «Смерть комиссара», «Тревога» и другие.

Смотреть виртуальный тур по выставке


Одну из своих наиболее известных картин - «Фантазию» Кузьма Петров-Водкин написал в 1925 году. Ее тоже можно будет увидеть на выставке в корпусе Бенуа Русского музея

Разочарованный певец революции

Первая за сорок лет персональная выставка великого художника Кузьмы Петрова-Водкина открылась в Русском музее

24.05.18 выставки

В ближайшее время вдоль канала Грибоедова опять будут стоять очереди. В корпусе Бенуа Русского музея, где обычно проходят все громкие выставки, открылась экспозиция, пропустить которую не должен ни один уважающий себя любитель живописи. 140-летие Кузьмы Петрова-Водкина здесь отмечают показом более двухсот его произведений из российских музеев и частных коллекций. Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ, при поддержке которого в Русском музее реализовано немало интересных проектов. Среди них - выставки Рериха, Бакста, Верещагина. «Мы очень рады, что выставка работ Петрова-Водкина приходится на летний период, когда в городе много туристов. Надеемся, что ею насладятся не только жители, но и многочисленные гости Санкт-Петербурга», - отметил заместитель руководителя департамента корпоративной сети - старший вице-президент ВТБ Юрий Левченко.

Не потерять лица

Действительно, нынешняя экспозиция в корпусе Бенуа - событие из разряда уникальных, потому что последний раз персональная выставка, на которой была представлена только графика Петрова-Водкина, проходила в Русском музее сорок лет назад - в 1978 году, и это несмотря на то что здесь хранится огромная коллекция его произведений - более 70 картин, 700 графических рисунков и единственная работа в декоративно-прикладном жанре - тарелка «Серафим».

В послевоенные годы творчество Петрова-Водкина не то чтобы отодвигалось на второй план, но как-то не особо и популяризировалось. «Купание красного коня» - пожалуй, единственная картина, которая была на слуху. В живописи тогда были другие кумиры. Поэтому до 1978-го еще одна выставка прошла в 1966-м, а до этого - аж в 1936-м, еще при жизни художника.

Такой скромный интерес к живописцу, которого сегодня можно смело назвать гениальным, объясняется, скорее всего, тем, что в конце своей жизни - а умер Петров-Водкин в Ленинграде в 1939-м и похоронен на Литераторских мостках - он разочаровался в революции. Вернее, в ее методах. И это разочарование стало проглядывать в полотнах. А вот религиозная тематика все больше проникала в творчество Кузьмы Сергеевича.

«Это великий художник сложнейшего времени в политической истории России, в истории русской культуры, русского искусства, испытавший огромное количество влияний, но не потерявший своего лица», - сказал на пресс-показе выставки директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

Самородок из Саратовской губернии

И действительно, биография Петрова-Водкина, родившегося в 1878 году в городке Хвалынске Саратовской губернии, - это просто исторический сериал о жизни самородка из народа. Отец - сапожник, мать - горничная, и железнодорожное училище как лучший вариант карьерного роста окончившего четыре класса сына. У которого при этом - и откуда что берется - разнообразные таланты перекрывали друг друга.

Юный Кузьма поначалу долго выбирал, чем заняться - живописью или литературой. Профессии железнодорожника в его планах не было. Но даже остановившись на живописи, он не оставлял и писательство. В его творческом багаже 30 литературных произведений - от пьес и стихов до очерков и дневниковых записей. Некоторые из них, посвященные творческому процессу, можно увидеть на выставке.

Скинулись на «стипендию»

Но уже в Хвалынске он знакомится с иконописцами и начинает сам писать иконы и рисовать маслом. И однажды его рисунки увидел архитектор Мельцер, приехавший строить особняк для местной помещицы. Увидел, проникся и увез Кузьму в Петербург, где тот поступил в Училище барона Штиглица. А хвалынские купцы между тем скидывались и присылали каждый месяц талантливому земляку 25 рублей. Что, надо заметить, Петров-Водкин не оценил, а даже, наоборот, оскорблялся, мол, подачку какую-то кидают, а потом всю жизнь надо будет благодарить. Поэтому неудивительно, что он радостно принял Октябрьскую революцию и активно поддерживал революционные настроения. Но - только в первые годы.

Начал же свой путь в профессии Петров-Водкин в 1904 году - его майоликовое панно до сих пор можно увидеть на домовой церкви Ортопедического института в Санкт-Петербурге. А в 1909-м уже состоялась его персональная выставка. Год спустя имя Петрова-Водкина узнали все: большой резонанс вызвала его картина «Сон», в которой многие увидели излишний эротизм и влияние европейского символизма. Всё это смущало живописцев-классиков и в последующие годы. Пока уже сам Кузьма Сергеевич не стал классиком.

Надо заметить, что Петров-Водкин был очень разноплановым художником. Не по манере письма, а тематически. На выставке в корпусе Бенуа можно увидеть и натюрморты, и пейзажи, и портреты, и монументальные полотна. Преобладают на них красный, синий и желтый цвета, которые отсылают к иконописи. И ноу-хау Петрова-Водкина - «сферическая перспектива», которая вносит в сюжет возвышенность и ощущение полета. «На линии огня», «Полдень. Лето» - эти картины представляют собой образцы такой «сферической» живописи. От которой художник тем не менее неоднократно уходил.

От комиссаров к Пушкину

Организаторы выставки тоже постарались не акцентировать внимание на какой-то одной стороне творчества Петрова-Водкина. Здесь можно увидеть и первые его рисунки, и эскизы к картинам, и театральные работы, которыми художник занимался в последние годы жизни, и книжные иллюстрации. И хотя в экспозиции представлены лишь избранные произведения, даже они поражают разнообразием интересовавших художника тем.

А они, эти темы, менялись с годами. И вот уже купающихся мальчиков и матерей с младенцами сменяют комиссары и рабочие. Потом, после того как Петров-Водкин разочаровался в революционных идеалах, командиры Красной армии и собирающиеся на демонстрацию трудящиеся на его картинах уступают место просто весне и просто девушкам, без идеологической подоплеки. Последней большой работой Петрова-Водкина стала картина «Новоселье» («Рабочий Петроград»), написанная в 1937 году. И никакого энтузиазма по поводу того, что рабочий класс заселяется в богатые особняки, она не несет. «Новоселье» получилось весьма трагическим.

Может быть, поэтому в конце жизни Кузьма Сергеевич Петров-Водкин переключился на пушкинскую тему - здесь уже не могло быть никаких разочарований. Но работа эта осталась незаконченной. Хотя портрет Пушкина на выставке есть, так же как портрет Ахматовой, висящий напротив автопортрета самого Петрова-Водкина, который очень ценил ее творчество, но недолюбливал как человека. Но два гения, по воле создателей выставки, смотрят друг на друга. И им явно есть что сказать.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

В Русском музее Петербурга открылась выставка Кузьмы Петрова-Водкина. В честь 140-летия художника музеи, галереи и частные коллекционеры представили самое полное собрание работ: от хрестоматийного «Купания красного коня» до совсем малоизвестных. Некоторые выставляются впервые.

В советское время картины Петрова-Водкина были едва ли не в каждом уважающем себя музее страны. Автор, имя которого, пожалуй, на слуху у всех. Что стоит только одно знаменитое «Купание красного коня»! И вдруг сенсация: оказывается, последний раз персональная выставка Петрова-Водкина проводилась более полувека назад. Художник, которого считали певцом революции, картины которого были в советских учебниках, был далеко не однозначен.

«Вот и сегодня многие путаются, к какому лагерю его отнести: к правому или левому? А он ни правый и ни левый. Он сам по себе! Художник, который в своем творчестве аккумулировал все главные тенденции XX века: в культуре, в искусстве, в живописи», - говорит ведущий научный сотрудник отдела живописи Русского музея Ольга Мусакова.

Выставка в Русском музее начинается с ученических работ. «Автопортрет» привезли из Хвалынска, родины художника. В доме родителей в Саратовской области теперь музей, где трепетно сохраняют 9 картин. Будущему гению - 25. Всего четыре класса церковно-приходской школы. Рисовать учился у иконописцев. Вспоминал, ходили с монахом по берегу Волги, искали охру, растирали краски. Баночки на подоконнике стояли, как разноцветные бабочки.

«Когда мы познавали мир в детстве, у нас трава была зеленая, небо - голубое, вода была мокрее. Но мы забываем и не видим окружающий нас мир. Мы живем в темной комнате. Мы живем, опираясь на свой опыт. Вот он хотел вернуть человека в ту солнечную комнату, залитую светом и ощущениями», - говорит заведующая художественно-мемориальным музеем К. С. Петрова-Водкина в Хвалынске Валентина Бородина.

Сын сапожника, он, как говорят сейчас, сделал сам себя. Занимался фактически самообразованием. По случаю поступил в училище технического рисования в Петербурге, а потом поехал за живой, живописью, в Москву. Учился в частных академиях Парижа.

Его биография полна легенд. Рассказывал, что его похитили в Италии, а в Африке пришлось сражаться с кочевниками. Из Парижа он привез жену - дворянку, француженку Мари, которую всю жизнь ласково именовал Мара. Она и его муза, и натурщица, и секретарь. Когда у них родилась дочь, Петров-Водкин нарисовал икону и освятил в одном из храмов. Совсем не канонический лик Богородицы затерт. Он положил свою икону под голову Маре, чтобы роды прошли легче. А ведь еще была целая серия: «Распятие для Хвалынского храма», «Христос-сеятель».

Он и свой трехцветный метод - рисовать только красным, синим и желтым - сформулировал, как развитие иконописной школы. Сегодня на выставке внучка Петрова-Водкина задается вопросом: после этого такой ли уж он «красный» художник?

«Большее восхищение у меня вызывают натюрморты. Я к ним иначе как к лаборатории, эксперименту относиться не могу. Там игра формы, цвета, материала. Такое взаимодействие, такая динамика, что я всю стену дома над кроватью увешала этими репродукциями», - рассказала Зинаида Барзилович.

Впервые организаторам удалось собрать работы из разных коллекций и дать возможность познакомиться с целыми периодами творчества Петрова-Водкина. Один зал, например, посвящен серии «Играющие мальчики». Эта картина долгое время считалась утраченной или незаконченной художником, ее только недавно обнаружили в одной частной коллекции. А эта, казалось бы, прямая цитата: Матисс, «Танец», те же красные фигуры, синий и зеленый фон. Но у Петрова-Водкина совершенно иной смысл – в последний момент замечаешь в руке мальчика камень.

И это уже совсем не «игровая» или «танцевальная» тема. Это библейская история Каина и Авеля. Художник переворачивает наше первое впечатление, обманывает, шокирует.

Вот еще одна легенда - он уверял, что изобрел теорию «сферической» перспективы, когда в детстве падал с горы: небо показалось перевернутой чашей, а линии уходили не в даль, а соединялись в его сердце. И повторял: желаю зрителям на каждой выставке погрузиться в мое пространство, чтобы в душе осталось много простых и острых заноз.