«Плюсы и минусы современной демократии. Опыт становления в России и мире»

Введение.

Сама постановка вопроса, несет в себе больше смысловую нагрузку политической составляющей, чем социальной. Становление обычно рассматривается с точки зрения права, по каким формам и правилам формируется власть, ее структура, минусы и плюсы как института власти. Все это входит в зону интересов политологии.
Для социологии политики предметом исследований является не институциональная (политическая) составляющая власти, а ее логичность и целесообразность с точки зрения людей; не ее функциональная рациональность, а способность объективно выражать интересы больших и малых социальных общностей. Социология политики – это человеческое измерение политических процессов(1).
Давайте попытаемся рассмотреть, что такое демократия с точки зрения простого обывателя. А начнем мы не с принятых канонов, не с рассмотрения вопроса, начинающегося с определения демократии и ее зарождения в мире и дальнейшего формирования, а с рассмотрения того, что же такое социология и как она, на мой взгляд, развивается в наше время.

Социология и власть.

Объект социологии, как и других общественных наук, - социальная реальность, и потому социология - наука об обществе. Одно из возможных определений социологии - это наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме.
Но, по моему чисто субъективному мнению дилетанта, главное - не то, что изучает социология, и даже не то, что является ее предметом. Самое главное – это конечная цель. Цель применения знаний и информации после анализа общества. По моему мнению, - Социология это всего лишь инструмент, и главное – определить его назначение. Можно сказать, что социология исследует общество для того чтобы спрогнозировать его оптимальные пути развития и сгладить либо предотвратить конфликты. Только с чьей точки зрения – оптимальное? Оптимальное - это понятие достаточно субъективное. Для одной социальной группы – благом является одно, для другой такой подход будет неприемлем.

Вот в итоге и получается, что в результате, основное направление развития социологии тесно связано не столько с обществом, сколько с доминирующей в этом обществе идеологией. Социология – это инструмент правящей элиты. Можно сколько угодно говорить о честности и беспристрастности социологических исследований, обрамляя все это красивыми словами о демократии и равенстве. Но также следует помнить, что социологические исследования, в большинстве случаев, оплачиваются “элитой”, основная цель которой удержать власть. И сегодня независимому социологу, при публикации своих исследований, нужно пройти по тонкой грани, чтобы не попасть под действие статьи 163 УК РФ, или 174 УК РК. Как итог, социолог никогда не приведет результат исследования, конфликтующий с вектором развития правящей элиты. Кто захочет, чтобы его объявили в разжигании социальной розни?

Может со мной и не согласятся, но давайте посмотрим на историю развития социологии в России. Например, учебник по социологии говорит, что социология при СССР была признана лженаукой, а исследование общества во время СССР проводили в рамках дисциплины – научный коммунизм, как теоретического фундамента, для практической реализации о светлом коммунистическом будущем. Научный коммунизм рассматривался, как научное руководство общественными процессами.

Сегодня роли этих дисциплин поменялись, научный коммунизм предан забвению, а любой учебник практически по любой дисциплине, будь то экономика или история, не обходится без аргументированного, зачастую с приведением статистических данных, напоминания
о том, как “плохо” жилось при СССР, что, с моей точки зрения, только подтверждает то, что история пишется победителем. По моему мнению, научный коммунизм, был намного честнее. Он прямо говорил, что демократия (народная демократия) – это диктатура пролетариата, которая обеспечивает участие рабочих, всех трудящихся масс в управлении государством, выборность и сменяемость представителей трудящихся в органах государственной власти, единства законодательной и исполнительной власти, создание системы государственного управления на основе принципа демократического централизма, руководство коммунистических и рабочих партий.

А чья диктатура при капиталистической демократии сегодняшнего дня? Кто сможет ответить на этот, казалось бы, простой вопрос? Об этом, почему-то прямо не пишет ни один учебник по социологии и политологии. Этот вопрос не рассматривается напрямую.
И ни один учебник не пишет, почему некогда сильные и уверенные в себе люди при загнивающем СССР, осознав, что все, во что они верили и ради чего жили, оказалось ошибкой, и обманом, а вся их прожитая жизнь оказалась лишена смысла, и тот стыд и ужас, ту безнадежность которые обрушились на них, вместе с развалом Союза и приходом нищеты и свободой слова в их дом, невозможно утопить ни в алкоголе, ни в наркотиках.

На мой взгляд, сегодня нет и идеологической составляющей в РФ. Если в странах СНГ преобладает идея возрождение “угнетенной” нации, с постепенной подменой понятия “Улучшение благосостояния за счет роста социальных благ” - на понятие “Улучшение благосостояния в далеком будущем за счет роста национального самосознания”, то в России идею объединяющую все общество, не могут озвучить не только простые обыватели, но и ведущие политики.
Есть попытка возродить идею объединения на базе религии. Сегодня мы видим попытки задать именно этот вектор направления. Первые лица ходят в храмы, делают хадж. Но по моему мнению – это не совсем та идея, которая нужна России. И играть чувствами верующих – не совсем правильно. По моему мнению, после развала СССР исчезла идеологическая составляющая социализма, и попытка подмены ее на идеологию религии, как средство манипулирования сознанием ни к чему не приведет. Почему?
А потому, что я исхожу из реальной объективности. С моей точки зрения, религиозная вера нужна слабым. Сильный и так найдет свой путь в жизни. С другой стороны, когда вера принимает форму религии, а правила веры превращаются в институты с определенными ограничениями, то и Сильный вынужден следовать определенным институциональным ограничениям, чтобы не превратиться в диссидента.

Но не это главное. Главное в том, что религия - это власть. В чем тогда интерес Мечети и Церкви если не в стремление к власти?

А власть - это всегда подавление воли человека. Я не против веры, но когда она превращается в религиозные течения - то становится злом. Потому как те, кто стоит на вершине пирамиды далеко не святые и не аскеты. Власть - это очень редкий наркотик, редко кто может отказаться от его употребления. Неограниченное желание этой власти и приводит в итоге к конфликту интересов.

Ни одна религия не говорит о демократии, она говорит о безоговорочном подчинении установленным правилам. Вы ведь согласны со мной?

Да, мне могут возразить, что сегодня формируется новое общество. И это новое общество основано на высоких технологиях. Полностью согласен. Но это не означает, что высокотехнологическое общество будет обладать принципами высокой морали. Толстая пачка банкнот или неотразимая мощь заряженного пистолета, или то и другое вместе - вот аргументы, с которыми принято считаться в нашем высокотехнологичном мире.

Опять в первые ряды выходит желание первоначального накопления капитала за счет труда рабочего. Казалось бы не совместимые понятия – труд рабов и высокие технологии. Но как видим такие вопросы уже поднимаются на уровне президента,(например на прямой линии президента РФ В.В. Путина 2016 г по Сахалину). И это только та информация, которая смогла дойти до самого верха.

Посмотрите на уголовно процессуальный кодекс. Насильное удержание человека против воли практически невозможно доказать. Дело разваливается прямо на глазах. Например, если потерпевший на вопрос о том, оказывали ли на него физическое воздействия для того чтобы насильно его удержать, ответит что нет. Не оказывали. Или ответит, что,например, только пугали оружием, а территорию он не мог покинуть потому что во дворе непривязанные собаки бойцовских пород. То суд такие доводы, как правило, не принимает. Такой работодатель, в самом худшем случае заплатит административный штраф за нарушение трудового законодательства.

Такие предприятия называют сейчас в обществе – трудовыми профилакториями. Там в большей части работают лица потерявшие жилье, по народному, бомжи, но еще имеющие мало-мальское здоровье. Но бывает, что в такие условия попадают и “благонадежные” граждане.
Часть этой проблемы очень подробно и доступно описывают заведующий кафедрой трудового и социального права ЮУРГУ Г.Х Шафикова в соавторстве с преподавателями Нигматулиной и Сагындаковым в статье “Новые формы принудительного труда в современных экономических условиях”, опубликованной в вестнике ЮРГУ.

Стоит рассмотреть вопрос и о “распиливании” людей на органы. Требования рынка, создали еще один страшный источник криминального дохода.

И в этих условиях социолог – это всего лишь статист, который не может идти наперекор правилам, установленным режиссером. Он всего лишь,выполняет роль инструмента, способный делать только то, что прикажут, или идти куда велено.

А есть ли вообще эта самая демократия и что это такое вообще?

Обратимся к всемирной сети. В Википедии дается следующая информационная справка:
“Демократия - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью.

Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.”

Но давайте не будем прибегать к ответу на этот вопрос формулировками политологии, не будем рассматривать возможные типы и историческое развитие демократии, а как истинные социологи, обратимся к мнению народа. Посмотрим, что же думало общество о демократии, да и о власти как таковой. Мы же определились с Вами ранее, что Социология политики – это человеческое измерение политических процессов(1).
Первый пример – это мнение писателя Джозефа Редьярда Киплинга в переводе М.Тугушевой (1899 г). Думаю, этот перевод стоит привести полностью:

О партиях(7)
...Но хватит о душных, заплеванных салунах. Давайте обратимся к величественному зрелищу, кое представляет собой Государство во имя народа, для народа и управляемое народом, как это понимают в Сан-Франциско. Книга профессора Брайса сообщает, что каждый американский гражданин старше двадцати одного года имеет право голоса. Он может ничего не смыслить в собственных делах, не ладить с женой, не внушать уважения своим детям, быть нищим, полупомешанным от постоянного пьянства, банкротом, подонком, просто-напростб дураком от рождения, но он имеет право голоса. И если ему заблагорассудится, он может голосовать без передышки- за губернатора штата, государственных служащих, твердые местные цены, канализационные подряды и прочие начинания и дела, в которых он так же мало разбирается.
Один раз в четыре года он голосует за нового президента. В свободные промежутки он выбирает судей, то есть людей, которые должны обеспечивать справедливое судопроизводство. Судьба судей во многом зависит от любви населения к перевыборам, которые повторяются каждые два-три года. Такая ситуация считается наиболее подходящей для избрания независимого во мнениях и нелицеприятного деятеля. Вся масса голосующих разделена на две партии - республиканскую и демократическую. Каждая из них полагает, что другая ведет перл создания (то есть Америку) прямым путем в ад. Следует также отметить, что демократы пьют больше республиканцев и когда напьются, то много толкуют о штуке, которая называется «тариф», в которой они ничего не понимают, но которую считают оплотом национальной экономики или же, наоборот, вернейшим средством ее погибели. Иногда они говорят одно, иногда - другое, в зависимости от того, что думают по данному поводу республиканцы, которые вообще постоянно себе противоречат. Но то, что я вам рассказал,- правдивый и яркий отчет о лицевой стороне американской политики. С изнанки она выглядит по-другому.
Так как все здесь имеют право голоса и могут голосовать решительно по любому поводу, то в результате появились на свет некие мудрецы, понаторевшие в искусстве скупки голосов и оптовой продажи их всем, кто в них очень нуждается. Вот, например, какой-нибудь американец занят строительством своего жилища и ему некогда голосовать за местных бойцовых петухов, окружных присяжных и прочую живность, но у тех, кто вечно слоняется по улице и кто ничего не делает, времени предостаточно. Их кличут просто «парнями», и парни составляют своеобразный слой населения. Это все молодые люди, они не умеют ни воевать, ни работать. Нет, они не кровопийцы, они просто бездельники, которые не умеют ни выращивать скот, ни копать колодцы. Это, попросту говоря, праздношатающиеся, которые готовы поддержать любое дело и начинание, лишь помани их бутылкой. Они ждут, они всегда под рукой, а ведь смысл и слава американской политики в том и состоит, чтобы всегда быть под рукой. И вот некий мудрец, владелец салуна, умело распределяя спиртное, всегда имеет в своем распоряжении целую компанию таких парней, которые за стаканчик вина проголосуют за или против всего, что есть в подлунном мире. Конечно, не каждый хозяин винного погребка обладает необходимой сноровкой. Успех зависит от тщательного изучения местной политической жизни, тут требуются такт, умение убеждать, неистощимый запас анекдотов на забаву толпе и для привлечения ее каждый вечер в салун, пока он не станет настоящим салоном забулдыг. Но главное - надо иметь в виду, что рассчитывать на немедленный эффект этой питейной стратегии не приходится, хотя в конечном счете «парни», которые угощаются на даровщинку, расплатятся со своим благодетелем в тысячекратном размере... Таков обычный стратегический план действий. Рядовых" граждан угощают даровым вином, им перепадает немного денег - и они голосуют. Тот, кто может обеспечить десяток голосов, получает соответствующее вознаграждение. Тот, кто имеет в своем распоряжении тысячу,- весьма уважаемый человек, и так далее, вплоть до главного салунного стратега, наиболее изощренного в искусстве накапливания голосов и умения пускать их в оборот, когда потребуется. Такой человек управляет городом, как самодержец, наделенный безграничной властью. Может быть, желаете знать, кому это выгодно? Все общественные должности (за исключением очень немногих, где требуются специальные технические познания) краткосрочны и распределяются в соответствии с «политическими» симпатиями. Чего же вы хотите? Большому городу требуется большое количество служащих. Каждая должность обеспечивает приличное жалованье и влияние, которое стоит двух жалований. Эти должностные лица благоволят к тем, кто обеспечивает им голоса. Председатель комиссии по канализационным подрядам, к примеру,- джентльмен, который получил свою должность благодаря республиканцам. Он мало что знает о канализации, еще меньше заботится о том, чтобы знать, но у него достаточно здравого смысла, чтобы отдать все подряды по прокладке канализационных труб и эксплуатации мусороуборочных машин тем господам, с помощью которых он получил голоса. Начальнику полиции помогли занять сей пост голоса парней, которые еженощно подвизаются в одном прекрасном салуне. Начальник полиции может быть строжайшим блюстителем нравов, но он не допустит, чтобы его помощники запретили в этом салуне ночные сборища и картежную игру. Большинство должностных лиц избираются сроком на четыре года, и дурак тот, кто не выжмет из своего положения все выгоды, какие только можно.
Единственно, кто страдает от такой прекрасной общественной системы, так это сами люди, создавшие ее, от нее страдают сами американцы... В настоящее время Сан-Франциско находится под управлением человека, зрение которого настолько ухудшилось, что ему требуется поводырь. Официально он известен как Босс Бакли, а неофициально-Слепой Дьявол. Вот передо мной, черным по белому, его послужной список. Он занимает четыре колонки убористого шрифта, и, может статься, не понравится вам. Вкратце он таков. Босс Бакли, обладая тактическим чутьем и глубоким знанием темных сторон городской жизни, сплотил вокруг себя немало избирателей. Сам он почти никогда не претендовал на какую-либо должность, но по мере роста числа своих сторонников продавал их услуги более высокостоящим группировкам, взимая проценты с каждого учреждения и должности. Он контролировал демократическую партию в Сан-Франциско. Вот, например, народ выбирает судей. На самом деле их выбирают люди Босса Бакли, и, естественно, судьи - его собственность. Мне приходилось во время официальных обедов и встреч слышать рассказы знающих людей, непричастных к политике, о «судопроизводстве» по гражданским и уголовным делам, когда судьи назначали цену за решение дела в пользу истца или ответчика. И об этом рассказывалось совершенно спокойно, с бесстрастием хроникера. Все контракты по ремонту дорог, строительству общественных зданий и так далее контролирует Босс Бакли, потому что решения по этим контрактам выносят люди, которых Бакли послал в городской совет. И с каждого такого контракта Босс Бакли взимает процент для себя и своих сторонников.
У республиканцев в Сан-Франциско тоже есть хозяин. Он не столь гениален, как Босс Бакли, но я отказываюсь верить, что он хоть сколько-нибудь добродетельнее. Просто он располагает меньшим количеством голосов.
Человек рождается, чтобы умереть. Можно сказать, он рождается для того, чтобы жить. И в этом будет определенный резон. Но так как ничто в нашем мире не вечно, то конечной и самой главной точкой является именно смерть.

Читая этот текст, лично у меня возникли прямые ассоциации с объективной действительностью сегодняшнего дня. Не напоминает ли Вам, демократия и свободы выбора, которую описывает Киплинг ситуацию на Украине? Не с помощью ли этих, праздношатающихся “парней”, которые готовы поддержать любое дело и начинание, лишь помани их бутылкой и сделали оранжевую революцию? Прошли века, а по сути как мы с Вами видим, ничего не изменилось. Прав тот, кто сильнее. У кого в руках сосредоточен наибольший ресурс, как человеческий, так и финансовый.
Народу хочется верить, что пестрая карнавальная мишура и предвыборные обещания – чистая правда. И он верит, и верит с удвоенной силой, когда еще и наливают и дают закусить. Народу не нужны научные выкладки. Им не нужны математические обоснования и статистические данные. Редко кто может и хочет анализировать. Все это не имеет значения для подавляющего большинства людей. Они видят то, что видят, и доверяют своим ощущениям. Их не нужно ни в чем убеждать. Каждый человек имеет собственную точку зрения на происходящее, не подозревая о том, что в большинстве случаев она навязана ему извне.
В 90-х годах в Москве одним из фондов был проведен социальный эксперимент. Вроде как шутка-шоу, с трансляцией по телевидению. Но думаю в то время, кто мог анализировать, сделал правильные выводы.
На одну из Московских площадей подогнали три фуры с колбасой. Условие состояло в том, что желающие приобрести продукт, должны были еще и проголосовать за одного из кандидатов: Сталина, Горбачева и Чебурашку.
С первой фуры заполняли бланк за кандидата “Чебурашка” и колбасу просто раздавали, со второй продавали за полцены и голосовали за Сталина, с третьей продавали выше средней и отдавали свой голос за Горбачева.
Конечно, очень быстро вокруг первой машины собралась огромная толпа, которая напугала и самих организаторов. Колбаса таяла на глазах, и организаторы, растягивая время, по ходу выдумывали различные отговорки, что кончились бланки и др. С толпы кричали: Когда подвезете бланки, грозили жалобами.
Все это в 90-х смотрелось смешно с экрана телевизора. Я был тогда подростком и смеялся от души, хотя нужно было плакать.
Именно тогда, стоило понять, что все что нужно, можно купить, купить за палку колбасы. В том числе и голоса избирателей. И народу будет все равно, кто этот гражданин Чебурашка. Главное – что он колбасу раздает.
Сегодня я понимаю, что это были первые попытки проанализировать поведение общества, и мне уже не смешно, а горько.

Марк Твен:

Мы в Америке получили три неоценимых дара: свободу слова, свободу совести и – благоразумие, удерживающее нас от того, чтобы ими пользоваться.

Джон Голсуорси
…. Однажды я написал такую, не пользующуюся популярностью, строку: “В настоящее время Демократия напоминает бегущего человека, за которым следует, на все более и более почтительном расстоянии, его собственная душа.” Демократия все больше подменяется понятием “современная цивилизация”, которая гордится тем, что может задним числом смягчить чинимое ею зло, но которая не может предусмотреть его и еще меньше способна его избежать ….

Эмма Смит.

Нам говорят, что социализм - синоним агрессии и экспансии, что он – угроза демократии, что он – враг человечества. И разумеется, нам никогда не говорят о действительной угрозе, которую представляет социализм, - угрозе существованию капитализма. Что же до утверждения, будто социализм – враг человечества, то сейчас в мире достаточно примеров, способных еще и еще раз доказать обратное: что на самом деле, а не в одной лишь теории именно социализм – живая реальная надежда человечества. Подобные доказательства могли бы оказаться катастрофическими для обвинителей; и потому средства массовой информации заняты их сокрытием либо искажением.

В.В.Жириновский

Демократическая Америка вторглась в Афганистан и оккупирует его уже 10лет. Демократическая Америка вторглась в Ирак, и оккупирует его уже 7 лет. Готовится к оккупации Ливия и 1945 года оккупировало уже 150 стран, и окружила нашу страну кругом военными базами, с целью уничтожения нашей страны.

Писатель публицист, журналист Сергей Василенков

Вообще, США - удивительная страна. Администрация, исполнительная и законодательная власти, Республиканская и Демократическая партии - все говорят о демократии, свободе и правах человека. Однако всю свою историю американцы занимаются только тем, что истребляют другие народы и завоевывают страны, которые не согласны с их "ковбойским" менталитетом. О нем еще в 1846 году сказал сенатор Харт Бентон: "Судьба Америки - экспансия и завоевания"

Питер Бейнчли, английский военный эксперт.

Американцы так любят собственную демократию и ненавидят диктаторов (вроде Каддафи), что с удовольствием разбомбят и оккупируют любое государство, где есть чем поживиться. Чем же закончилось установление демократии в Ливии?"12 тысяч американских солдат передислоцировались с военной базы на Мальте на территорию Ливии. Им поставлена задача взять под охрану трубопроводы, нефтеперерабатывающие заводы и места добычи нефти"

“Опросив” народное мнение, что же мы имеем на выходе? Какое значение приняла неизвестная переменная под названием демократия?

Как видим, с точки зрения народа, демократия – это диктатура. Диктатура элиты власти с иллюзией возможности участвовать в управлении государством. Диктатура, готовая забыть о морали и принципах, чтобы удержать власть в своих руках.
Кто-то меня спросит, а где мнение других респондентов? Неужели все так и есть? Может такое мнение подобрано специально? Разве нет других мнений, в той же Америке и России.
Конечно есть. Сколько людей, столько и мнений. И его может привести, тот кто не согласится со мной, в своей работе, в своем Эссе.
Да, Сегодня Америка – считается оплотом демократических принципов. Все это так. Но, давайте вернемся немного назад и вспомним историю Че Гевары. Сейчас многие из молодежи носят майки с его изображением, но мало кто из них знает, что это был за человек и как закончил он свою жизнь.
Либерально-демократические принципы не помешали ЦРУ поместить Че Гевару в черные списки и ликвидировать в 1967, подвергнув его перед этим бесчеловечным пыткам и отрубив еще живому человеку руки, в качестве доказательства смерти революционера. Почему так произошло? Он нес угрозу обществу? Нет, в нем увидели угрозу существования своего капитала, элита США. И чтобы ликвидировать эту угрозу, были забыты все демократические принципы и конвенции.

Так о каких демократических принципах и свободе слова мы говорим? Научный коммунизм, честно и открыто заявлял- народная демократия – это диктатура. Диктатура пролетариата с возможностью выборной власти. Диктатура, готовая в любой момент применить силу, для защиты своей элиты.

Заканчивая этот кейс хочу отметить, что при СССР была своя ИДЕОЛОГИЯ, своя вера - вера в социализм, и по моему мнению - эта лучшая вера, которая была придумана людьми за всю их историю, заменить которую будет очень непросто. Общество верило в лучшую жизнь, которая становиться действительностью уже сегодня, и будет лучше у следующих поколений, а не в эфемерный загробный мир, и верило искренне. А сейчас большинство из нас ни во что не верят вообще.
Мое мнение заключается в том, что прежде всего, нужно ответить на вопрос, для чего живет человек. В чем смысл нашего общества? Определить идеологическую составляющую развития гражданского общества, страны в целом. Многие могут сказать, что человек рождается, чтобы умереть, и нужно прожить жизнь “красиво” наплевав на остальных. Другие считают, что он рождается для того, чтобы жить, и жизнь нужно прожить достойно, в соответствии с моральными принципами и на благо общества. Третьи стремятся увязать “свой срок” на Земле, с общим смыслом бытия. Четвертые просто живут, и плывут по течению.
Но не смотря на различие мнений, необходимо точно знать, к чему стремится общество. Честно ответить, что будет являться конечной точкой развития. Определить вектор развития: что ждет нас дальше: Век высокотехнологического рабства или третья стадия капитализма с переходом в коммунизм? И только после ответа на этот вопрос, следует использовать такие инструменты как социология, для определения оптимальных путей достижения этой цели.

Литература изученная при написании Эссе:

1. Геннадий Иванович Козырев Социология: 100 вопросов – 100 ответов изд Владос
2. В. А. Ядов. Стратегия социологического иследования
3. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. Фролов С.С. Москва 1994
4. Экономическая социология. Учебное пособие для вузов. Изд. М.: Академический Проект; Фонд «Мир»
5. Д.Н. Валеев. Три лика. Изд Москва Мысль.
6. Социология политики. Бурдье Пьер. (источник http://rutracker.org/)
7. Сброник.Писатели Англии о США изд. Москва. Прогресс 1986.
8. Н.н, Яковлев Избранные произведения. Вашингтон. Преступившие грань. Изд. Москва 1989г.
9. Научный коммунизм Москва1975г.
10. Научный коммунизм Москва 1965г.
11. Зангер. Вестник права РК №7. Изд.Lawpress.
12. Уголовно процессуальный кодекс. Практика. В примерах и задачах. Lawpress.
13. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Изд. Жети Жаргы. Алматы
14. Различные источники в сети интернет.

Ключевые слова: понятие, характеристики, формы, преимущества, недостатки, демократического, режим

Понятие "демократия" означает, как известно, народовластие, власть народа . Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

  • провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
  • решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
  • предполагается существование правового государства и гражданского общества;
  • выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;
  • силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
  • доминируют методы убеждения, компромисса;
  • политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;
  • гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
  • реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии - это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа - депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными . В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

o на сложность принятия согласованных решений;

o на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;

o на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

o на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

o отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

o приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

o отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

o возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

o на ослабление демократического контроля снизу.

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

64. Булатова А.Н. Политология: Учеб.пособие/ Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н.. - Алматы: Данекер, 2000

65. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов - 2-е изд., доп. - М.: ИТРК РСПП, 1997.

66. Политология: Учеб.пособие.-Алматы «Қазақ Университеті», 2000

67. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие М.Гардарики, 2000

68. Политология: Курс лекций. - Алматы: Творч.объед.»Журналист», 1994

69. Политология: учебник / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД России. - М.: ООО Изд-во "Проспект", 2005

70. Исмаилов А.И.Пак А.И.Тулебекова С.К.. Политология: Учебно-методическое пособие/ - Шымкент: ЮКГУ, 1999

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Политология как наука

Политология как наука.. Содержание темы.. Объект и предмет политологии Политология как наука о власти политических системах процессах Основные подходы к..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет политологии
Приступая к рассмотрению первого вопроса, спросим себя, возможно ли научное осмысление и изучение политики? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется на первый взгляд. Политологии по сей де

Законы и категории, методы и функции политологии
Для того, чтобы рассмотреть категории и законы политологии нужно знать, что вообще такое категория и закон, то есть дать им философское определение: Категория - это ос

Главные
Политика по масштабу приложения: 1) мировая; 2) международная; 3) внутренняя. Политика п

Место политологии в системе социально-гуманитарного знания
Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений.

Основные этапы становления и развития политической науки. История политической мысли Казахстана
Содержание темы: Политическая мысль Древнего Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм, легизм). Каутилья как предтеча макиавеллизма. Политическая мысль Древней Греции и Др

Сравнительная политология
Содержание темы: Политика в системе общественной жизни Понятие политики и ее происхождение. Специфика политической сферы общества. Теоретические подходы и

Понятие политики и ее происхождение
Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался по

Теоретические подходы и эмпирические парадигмы в исследовании политики
Хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания политики: 1. Исторически пе

Функции и элементы политики
Итак, назначение (функции) политики заключается в следующем: · политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп; · политика призвана обеспечивать ур

Соотношение политики, морали и права
В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственн

Социально-этнические общности и национальная политика
Содержание темы: Этнос и нация. Нация - высший тип этноса. Два подхода к понимание категории «нация»: этно-лингвистический и государственно-правовой. Национальные и

Этнос и нация. Нация - высший тип этноса
Что такое этнос? Это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологии, а

Национальные и этнические отношения в обществе
Национальные отношения – это взаимоотношения людей, принадлежащих к различным этносам (этническим группам, нациям) по поводу удовлетворения своих интересов. Национальные отношения проявляю

Понятие власти. Концепции власти
Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, является власть. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность,


В этих, а также в других теориях нашли обоснование разные точки зрения и относительно природы власти - первоисточника власти. Остановимся на некоторых из них. Психологические трактовки в

Понятие политической власти и ее особенности. Формы политической власти
Многозначность власти проявляется и в другом аспекте: власть может выступать как социальная, т.е. присутствовать в отношениях между большими социальными группами, и как межличностная (в отношениях

Типы легитимности власти
Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определи

Теоретические модели политических систем
Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Политическая система - это целостная совокупность госуда

Поддержка система
Среда --- --- Среда В данной модели “вход” - это то, что питает систему, а “выход” - это то, что она производит. В соответствии с этой концепцией политическая сист

Структура политической системы
Политическая система имеет собственную структуру, которую можно представить в виде следующих подсистем (элементов): институциональная подсистема, состоящая из различных г

Функции политической системы
Любая политическая система многофункциональна. К ее основным функциям, относятся следующие: политическое руководство обществом, в том числе определение стратегических цел

Типология политических систем
Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию. 1. В зависимости от политического режима различают следующие политические системы: o тоталитар

Понятие политического процесса, его сущность и основные характеристики
Осуществление политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение и перераспределение ресурсов власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие реш

Происхождение и сущность государства
Государство является центральным институтом политической системы и основным институтом политической власти. В государстве народ объединяет свои усилия для достижения экономических, политических и с

Теория завоевания
Объясняет возникновение государства завоеванием одних групп населения другими. Конфликтная теория, приверженцами которой выступают американские политологи М.Фрид и Р.Ка

Социально-экономическая концепция возникновения государства
Занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность - взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом. По мнению

Признаки государства, его функции и цели
Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем: 1. Властные системы: органы законодательной власти;

Типология государства
Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных в государстве отношений позволяют типологизировать, классифицировать разные виды г

Понятие политической партии
Партии - весьма своеобразный феномен политической жизни. Они непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований. По суще

Многопартийная система плюралистической ориентации
Для партий этой системы характерны: самостоятельность в определении и проведении своей политики; тенденции к блоковой политике; самостоятельность в организации и

Помимо партий неотъемлемым элементом любого демократического общества являются общественно-политические организации и движения
Общественно-политические организации - добровольные объединения граждан, возникающие по их инициативе и для реализации их интересов. Основными характерными чертами общественных организаций

Национальное движение
Набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д. Кроме того, существуют: движение непр

Политические режимы. Демократизация и политическая модернизация общества
Содержание темы: Понятие политического режима. Типы политических режимов. Тоталитаризм как политический феномен. Тоталитаризм, его основные типы и разновидности.

Понятие политического режима
Функциональный и динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме. Политический режим (в самом общем плане) - это совокупность методов и средс

Тоталитаризм, его основные типы и разновидности
Недемократические режимы представлены разными формами тоталитаризма и авторитаризма. В переводе с позднелатинского "тоталитарный" означает "относящийся к

Понятие демократии
В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано америка

Политическое сознание и политическая культура
Содержание темы: Сущность политического сознания. Пути формирования политического сознания. Формообразование политического сознания: политическая теория, государственно

Политика и культура. Понятие политической культуры
Развитие современной цивилизации, экономики, науки, техники предъявляет необычно высокие требования к профессионализму во всех сферах человеческой деятельности. Профессионализм подразумевает компет

Структурные элементы политической культуры
Структура политической культуры: 1. Культура политического сознания, которая включает в себя: o политические представления и убеждения; o политические ценности, традиции,

Функции политической культуры
В процессе формирования политической культуры сформировались и развиваются ее функции. Они являются теми направляющими, по которым политическая культура входит в жизнь и быт человеч

Типология политической культуры
Политологи выделяют несколько базовых моделей политической культуры. Различают фрагментарную и интегрированную политическую культуру. Для первой характерно наличие раз

Особенности современной казахстанской политической культуры
Рассматривая феномен политической культуры в целом, мы не можем пройти мимо особенностей казахстанской политической культуры, характер которой во многом предопределил и предопределяет направление р

Понятие политической элиты. Современные теории элит
Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества,

Способы рекрутирования политической элиты
Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило уще

Политическое лидерство
Тема политического лидерства всегда привлекала внимание ученых-обществоведов. Античные историки Геродот, Плутарх и другие в своих описаниях уделяли политическим лидерам главное внимание, в

Психологическая теория
Ее основоположник З. Фрейд считает, что в основе лидерства лежит подавленное, неудовлетворенное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. ("В мире ясно только т

Типология политического лидерства
Существуют разнообразные классификации лидерства. Рассмотрим некоторые из них. По отношению руководителя к подчиненным: · авторитарное - единоличное направляющее воздействие лидер

Политические технологии
Содержание темы: Понятие политических технологий. Политические технологии как неотъемлемая часть политологии. Развитие подходов к определению технологий в политическом

Сущность и особенности политического анализа
Потребность в политической стабильности, механизме госу­дарственного управления, способном эффективно адаптироваться к меняющимся политическим условиям, выдвигает на первый план проблему научного а

Избирательные системы
Выборы - совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти, участие общества в формировании государственных, представительных, законодательных, исполнит

Понятие мировой политики
Современный мир представляет собой гигантскую систему систем или макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии основные политические субъекты: народы, государства

Субъекты международных отношений
Все организации должны иметь собственный устав, международный статус и быть открытыми. Классифицировать международные организации можно следующим образом. 1

Понятие глобальных проблем современности
Современное политическое состояние международной среды определяется процессами глобализации. Хотя у иследователей нет единого определения этого явления и однозначной оценки его последствий, в литер

Политическое прогнозирование. Политические проблемы суверенного Казахстана
Содержание темы: Понятие, сущность и особенности политического прогнозирования. Сферы применения и основные принципы политического прогнозирования. Цель, объективные ос

Понятие, сущность и особенности политического прогнозирования
Люди всегда стремятся узнать, какое будущее их ожидает. Это знание стимулирует их деятельность. Практика управления социально-политическими процессами подтверждает, что чем выше уро

Этапы и типы прогнозирования. Методы и средства научного прогноза
Алгоритм проведения политического прогноза распадается на ряд взаимосвязанных последовательных этапов. Рассмотрим сущ­ность и содержание этих этапов. Первый этап - предпрогнозноя ориентаци

Демократия - это политический режим, который во многом считается режимом будущего, он обеспечивает гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

  • 1) на сложность принятия согласованных решений;
  • 2) на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;
  • 3) на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;
  • 4) на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

  • 1) отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;
  • 2) приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;
  • 3) отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

4) на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но и у нее могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности"), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших.

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

Выделим плюсы демократии:

  • 1 признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности;
  • 2 равноправие граждан
  • 3 поощрение активного участия народа в политической жизни
  • 4 формирование механизмов общественного контроля
  • 5 ограничение всевластия государства
  • 6 существование условий для постоянного обновления властных структур
  • 7 стимулирование многообразия общественной жизни
  • 8 отказ от диктатуры
  • 9 отказ от насилия
  • 10 отказ от применения всевозможных видов силы как способов решения вопросов
  • 11 четкое распределение функций.

Минусы демократии:

  • 1 отсутствие реального равенства между возможностями политических партий и граждан, хотя это и оформлено юридически;
  • 2 зависимость политиков от финансово- промышленных групп;
  • 3 слабы механизмы контроля общества за выдвижением кандидатов в представительные и исполнительные органы власти;
  • 4 возможность коррупции;
  • 5 возможность дезорганизации всей общественной жизни.

Лекция 5

Право

Основа конституционного строя РФ

Конституционный строй - форма и способ организации государства, которые обеспечивают подчинение его праву и характеризуют его как подчиняющийся конституции государства

Государство как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые закреплены в конституции за государством.

В основном законе есть глава - основы конституционного строя (не подлежит поправкам)

Основы конституционного строя - устои и основные принципы, призванные предать Российской Федерации характер демократического и правового государства

· Франция - национальный девиз «Свобода, равенство и братство»

· Греция - свобода или смерть

· РФ - нет

Демократия

Одна из основных форм политического режима, основная на признании народа в качестве единственного источника власти и возможности управления делами общества и государства, путём прямого или опосредованного волеизъявления граждан

Основные модели:

  1. Агрегативная : набор правовых механизмов, обеспечивающий устойчивое равновесие в обществе, за счёт компромисса между различными слоями и стратами
  2. Делиберативная (Совещательная): демократичность системы находится в прямой корреляции от открытости государства для дискуссии
  3. Институциональная: институты власти как основа
  4. Консенсусная: учёт мнения не только большинства, но и меньшинств
  5. Мажоритарная: упор на мнение большинства (мнением меньшинств можно пренебречь)
  6. Минималистская: несмотря на учёт волеизъявления, народ должен передать власть профессионалам, которые будут управлять государством
  7. Партисипативная: народ участвует в непосредственном производстве правовых норм
  8. Плебисцитарная: (= контрольная демократия)вынесение вотума доверия определённым лицам на постоянной основе
  9. Плюралистическая: чем более диверсифицировано общество, тем лучше развитие(упор на роль группы)
  10. Экономическая: представление о том, что гос. собственность нужно поделить между гражданами и государством (граждане акционеры государства)
  11. Элитарная: делит на правящее меньшинство(элита) и большинство (народ); меньшинство управляет большинством
  12. Консервативная: демократия подчинена национальным интересам

Провозглашён принцип разделения властей

Принцип и реализация этого принципа

  1. Осуществляется только конституцией, а не существующим законодательством
  2. Исполнительная, законодательная и судебная власть должна осуществлять различными органами и лицами
  3. Все ветви равны и автономны
  4. Ни одна ветвь не вмешивается в прерогативы другой
  5. Законны принимаются только законодательными органами
  6. Исполнительная власть занимается только исполнением законов
  7. Судебная власть может установить закон недействительным, если он противоречит конституции (конституционный совет относится только к судебной власти)
  8. Споры о компетенции ветвей власти решается только в судебном порядке
  9. Система сдержек и противовесов

Народ, как единственный источник полновластия в РФ

Народ - принадлежность определенной группе населения, ассоциированный в рамках единой территории, соответствующему суверенном государству

Народ закреплён за государством

Народный суверенитет - Осуществление самостоятельной власти без санкции или разрешения со стороны государства

Формы демократии

1. Представительная - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации

Плюсы прямой демократии

  1. Исконность - корнями непосредственная демократия исходит к Греческим полисам
  2. Отсутствие искажений - если принятие решений - логическая цель, то нет ответвлений
  3. Ответственность - за тот или иной выбор несет ответственность каждый гражданин
  4. Отсутствие бюрократизма
  5. Здравомыслие - при принятии решений исходим из своих интересов
  6. Справедливость - при принятии решений понимаем, что от нашего решения будет зависеть насколько оно справедливо или нет

Минусы прямой демократии:

  1. Сложность принятия решений
  2. Недостаточная компетентность (по мнению юристов)
  3. Высокая степень манипулированности общественным мнением
  4. Разброс мнений - сложно выработать консолидированное решение
  5. Дорого - так как нужно проводить большие опросы
  6. Возрождение архаики - «кровная месть» - не объективное мнение

2. Непосредственная(прямая)- ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Ее суть - опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Плюсы представительной демократии

  1. Большая политическая стабильность
  2. Обеспечение правопорядка, обороны и безопасности
  3. Государственное принуждение
  4. Неотвратимость наказаний
  5. Мобилизационный ресурс
  6. Наличие компетентного управленческого аппарата
  7. Отсутствие принятия популистских решений