Иконография Богородицы очень широкая. Ни один образ не пользуется такой любовью и почитанием в народе, как Богородица.

В иконографии Богородицы значительное место занимают и иконы, написанные по мотивам пророчества Симеона: Мария, видя страдания Иисуса Христа, испытала такую боль, которая была по силе и боли равнозначна удару кинжала в сердце, о котором говорил старец.

Пророчество Симеона, как одно из самых эмоционально насыщенных предсказаний, сюжетно и по смыслу нашло свое выражение в целой галерее икон: с разными названиями и легендами, разными датами их прославления и разными историями их происхождения, но все они показывают исполнение предсказанного Симеоном: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

Многие образы на сюжет слов св. Симеона настолько похожи, что их часто путают, называя одну и ту же икону разными именами (то «Семистрельной», то «Умягчением злых сердец», то «Симоновым проречением»), не особо утруждаясь обращением к тонкостям иконографии. Мы тоже не претендуем на всеохватность галереи икон с похожими сюжетами, но хотя бы для себя расставим некоторые точки над i.

Почти все сходятся во мнении, что достоверно трудно установить источник происхождения икон, получивших разные названия, но имеющих один сюжет: предсказание Богородице о Ее судьбе старцем Симеоном.

Чаще всего говорят о католических корнях иконы, или восходящих к юго-западной части древней Руси, области, близкой к католичеству, что видно, например, на иконе «Васильковская», о которой - ниже.

Вообще, надо сказать, что история, когда православная икона имеет католическое происхождение, достаточно редкое явление. Икон такого типа можно пересчитать по пальцам. Но, кажется случай с «Симоновым проречением» как раз такой.

Иконография Богородицы на сюжет исполнения пророчества очень широкая: «Умягчение злых сердец», «Симеоново проречение», «Семистрельная», «Страстная», «И Тебе самой душу пройдет оружие», «Скорбящая Богородица» и другие.

Но только одной из них составлена служба в день св. Симона, 16 февраля: «Празднование Пресвятей Богородице ради Ее иконы, именуемыя Умягчение злых сердец или Симеоново проречение».

И эта икона непосредственно связана с праздником Сретения. В остальных случаях памятные дни икон на сюжет пророчества Симеона отнесены дальше - либо к страстной седмице и пасхальным дням или еще дальше. Несмотря на иконографическое сходство и путаницу в названиях, иконы все-таки можно различить между собой. Так «Семистрельная» - это другая икона, чем «Умягчение злых сердец».

В вышеупомянутой иконе мы видим по три стрелы слева и справа и одну, направленную острием к сердцу, снизу.

В "Семистрельной" - другое расположение стрел: три стрелы справа и четыре слева, в некоторых вариантах – четыре справа и три слева. Но надписание одно - «Семистрельная». Празднование иконы «Семистрельная» приходится на 26 (13) августа.

К типу "Семистрельной" относится также икона жиздринская, которая называется «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие». Ее память также отмечается 26 (13) августа. Отличие «Страстной» от «Семистрельной» в том, что на коленях Богородицы лежит умирающий Иисус.

Иконография Богородицы на сюжет прорицания Симеона существуют и другие иконы. Наиболее старинная из них «Васильковская», которая тоже имеет свои варианты.

Сказание об иконе говорит, что однажды слепой Василий был брошен в лесу своей дочерью. Заблудившись, он прилег и заснул. В тонком сне явилась ему Богородица, повелевшая раскопать меж листьев, на которых он лежит, ямку. В ней он найдет воду. Богородица повелела Василию обмыть этой водой глаза, и он прозреет.

Василий так и сделал. И тотчас прозрел. Прозрев, он увидел в кустах икону с тем самым образом Пречистой, в котором Она явилась ему во сне. С тех пор он служил Богородице до конца дней своих: на месте водного источника он ископал колодец, поставил над ним палатку, а позднее на месте обретения иконы выстроил деревянную церковь с названием «Святая вода».

Иконографический образ этой иконы очень отличается от предыдущих: здесь уже не семь стрел, а один меч, вонзенный в середину груди. Икона явно тяготеет к католическому типу: на голове корона; плат накинут на голову по образу западноевропейских Мадонн.

Волосы выбиваются из-под платка, лик и взгляд устремлены куда-то вдаль, в будущее, нимба над головой почти не видно. Лик не выглядит аскетическим: полноватое, округлой формы лицо выражают не скорбь, как, например, на иконе "Семистрельная", а скорее мечтательность.

Разновидностью «Васильковской» иконы является целая галерея других икон. Например, очень интересными и больше похожими на религиозную живопись являются иконы «Мать Скорбящая» или «Богородица Скорбящая» (Mater Dolorosa). Чаще всего такие иконы встречаются в западной Европе.

Иконография Богородицы на сюжет пророчества Симеона, восходящая к православной школе иконописи, расширяет сюжетную линию до последних дней Спасителя. Очень интересна икона, которая называется «Плач при Кресте».

На ней, кроме скорбящей Богородицы с вонзенным в Ее грудь мечом, изображены орудия казни Иисуса: плеть, терновый венец, гвозди, клещи, тридцать сребренников, за которые был продан Иисус Иудой. Иногда изображается рука, которая ударила Иисуса по щеке на допросе.

Справа на иконе - Крест, орудие распятия Иисуса, за Крестом – город Иерусалим, слева – столб, самое необычное сооружение иконы.

Изображение столбов восходит к византийской традиции: на столбах изображались небожители: цари и императоры. Но на иконе «Плач при Кресте» на столбе изображен петух, который, по Евангелию, утром дня казни Иисуса трижды пропел. После этого, по предсказанию Иисуса Христа, Петр отрекся от Учителя.

Около столба изображена лестница, с помощью которой поднимали Иисуса Христа на Крест и снимали Его Тело; а также шест, на котором Ему подавали губку, чтобы смочить губы специальным напитком. Все это – Скорбящая Матерь, меч, вонзенный в Ее грудь, предметы истязаний и казни Спасителя - должно было напоминать молящемуся о страстях Господних.

Поскольку иконы с сюжетом Распятия и Страстей связаны с Великим Постом и потом с Пасхой, то дни празднования этих икон следуют непосредственно за этими днями.

Многообразие иконографии Богородицы с сюжетом на слова старца Симеона говорит о том, что и сюжет, и слова очень близки каждому человеку.

У всех случаются тяжелые моменты в жизни, и каждый стремится утишить свою боль.

Обращаясь к этим иконам, многие получают сердечное облегчение.

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда апостол Павел пишет своим духовным детям о браке, о семейных взаимоотношениях, о том, что последует за свадьбой, у современного читателя может возникнуть ощущение, что Христов посланник больше всего на свете хочет своих адресатов просто-напросто напугать: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1.Кор.7.27,28). Особенно поражает это последнее «мне вас жаль»! Странная вещь: разве брак не является делом, заповеданным Богом и потому богоугодным, разве не Сам Бог сказал Адаму и Еве: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1.28)? Почему же тогда – «жаль»?

Выпавшие на сегодняшний день два события церковного года: светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и третье воскресенье Великого поста, которое Церковь именует «Крестопоклонным», то есть посвящённым поклонению Кресту, на котором был распят Сын Преблагословенной, – парадоксально соединяют радость брака и его скорбь. Два эти события, как и те два евангельских отрывка, которые мы только что читали за литургией, ещё и ещё раз напоминают нам о великом трагизме того, что Церковь называет Домостроительством Божиим – замыслом нашего Бога о спасении падшего и погибающего человечества.

Кроткий ответ Богоотроковицы архангелу: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк.1.38) – на самом деле есть просто исполнение, и исполнение абсолютное, совершенное, того, что Бог заповедал каждому из нас: «…отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк.8.34). «Неискусобрачное зачатие» и безболезненное рождение Богомладенца были только ступенями, которые привели Богородицу на Голгофу. Страшные гвозди Креста пронзили не одну лишь Священную Плоть Сына Человеческого, но и Пречистое Сердце Девы. Язвы Сына сокрушили сердце Матери. Так исполнилось «проречение Симеоново»: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2.35). Так «Сила Божия» совершилась, осуществилась «в немощи» (2.Кор.12.9). Вот чем обернулось смиренное и радостное согласие, вот что на самом деле означает быть «Рабой Господней», вот чем заканчивается всякая попытка «взять крест свой»! Ведь следовать за Господом необходимо до конца, до Голгофы, «до смерти, и смерти крестной» (Флп.2.8).

Мать Пресвятая Богородица прошла этим скорбным путём. Она не испугалась Креста, Она не бежала скорби, Она смиренно и кротко понесла обиды и унижения, боль и ужас. И в результате Её радость, возвещённая архангелом, стала и нашей радостью. Нас никогда бы не согревала надежда на Вечную Жизнь, если бы Она, единственная из всего рода человеческого, не решилась однажды стать «Рабой Господней» – полностью, всецело, до конца, до того страшного мига, когда Сын Её и Бог в смертной муке возопил на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27.46). Подумайте, Она слышала этот крик! Но и в этот час, когда «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф.27.51,52), и в этот час Она, наша Заступница и Ходатаица, не забыла о радости, обещанной архангелом, не поколебалась в вере.

Не только в браке мы, по слову апостола, «будем иметь скорбь». «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16.33), – обещал нам Господь. В том и состоит великий трагизм замысла Божьего о нас, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14.22). А если хочешь сохранить душу свою в бестрепетной безмятежности, если цель твоей жизни – покой и тишина, тогда уж лучше было бы тебе родиться в этот мир не человеком, а бездушной скалой, холодным камнем, не ведающим ни слёз, ни скорби, ни страха, ни боли расставания. Но мы, слава Богу, люди! Потому и радость брака растворена у нас скорбью разлуки. Любая мать знает, что и ей «оружие может пройти душу». Знает, но несёт свой крест. Знает, но не отказывается от «скорби брака», потому что помнит слова своего Спасителя: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16.21.22).

Матерь Божия не устрашилась и не дрогнула, когда голос архангела позвал Её. Точно так же не смутилась Она и перед высокими и страшными ступенями Иерусалимского Храма, когда навек расставалась с родителями Своими. Не отказалась Она и от креста, когда праведный Симеон пророчествовал Ей о грядущих испытаниях. Потому-то и стала Она «главизной нашего спасения», потому и ублажают Её «все роды». Аминь.

Мы с вами должны рассматривать эти слова в контексте всего, что сказал Симеон.

ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец.

Здесь две главные мысли об Иисусе.

ПЕРВАЯ МЫСЛЬ

Иисус –
...спасение Божие,
...свет для язычников,
...слава Израиля.

ВТОРАЯ МЫСЛЬ

Иисус станет причиной разделений, падений, восстановлений и через это откроются помышления многих сердец.

Помните, как Сам Иисус сказал? «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» ().

Учение Иисуса, Его жизнь, Его отношение к людям, Его слова и заявления – всё это стало мечом, разделившим и продолжающим разделять людей. Не примающие Его не могут принять тех, кто уверовал в Него, и отсюда разделение. Иисус – Камень противостояния всей планеты. Одни разбиваются о Него, другие разбиты Им, одни падают из-за Него, другие восстанавливаются, но нет никого, кто остался бы в стороне. Его имя, Его учение, появившеся на устах одного человека, сразу приносит эмоции в сердца окружающих: либо к объединению и возвышению, либо к разделению и падению.

Когда Симеон произносил эти слова, он так же сказал, что и Мариамь не избежит этой борьбы, и по ней, как по другим людям, пройдёт это оружие. И ей придётся сделать свой выбор: является ли Иисус её Спасителем... или просто сыном, который будет однажды распят на кресте. История, рассказанная в третьей главе Евангелия от Марка, показывает нам, что Мариамь тоже проходила путь верующего человека, она тоже не сразу уразумела, Кем был Иисус ( -35)

Интересно, что слово, которое в Евангелии от Луки переведено, как оружие, ещё несколько раз встречается в Библии только в книге Откровение. Помотрим на эти стихи?

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон ****; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей.

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон ****

Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними **** уст Моих.

Из уст же Его исходит острый ****, чтобы им поражать народы.

а прочие убиты **** Сидящего на коне, исходящим из уст Его


Как мы видим, жизнь Иисуса была одним сплошным непрекращающимся сражением против греха, сатаны, заблуждений, лжи. И мы видим, что Он всегда сражался мечом, оружием Слова. Слово Бога - «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (). А Мариамь, мать Иисуса, - одна из человеков, и ей «оружие» должно было пройти по душе, либо спасая, либо поражая.

И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
И.Бродский «Сретение»

Меня всегда смущало народное понимание праздника Сретения. «Этот праздник символизирует встречу зимы с весной. В этот день… », — то и дело услышишь по радио или прочтешь где-нибудь. Какая еще весна, где она с зимой встретилась 15 февраля? А по старому стилю — это и вовсе начало самого снежного месяца. Хотя если не буквально… Слово-то главное названо — «встреча». И встреча эта случилась.

Мир, лежащий во грехе, страхе, проклятии за грехопадение человека, подобен долгой ледяной ночи. Но живущие под ее гнетом, почти отчаявшись, все же узнают о рассвете. Пусть солнечные лучи еще не пробились, но ветер уже сорвал тяжелое сонное безмолвие, и откуда-то издалека повеяло чем-то теплым. И тот, кто шел через эту долгую ночь, кто был в ней одинок, оставлен и неутешен, кто, возможно, не видел и смысла в этом пути, вдруг осознает, что каждый его шаг — это не движение в никуда, а шаг навстречу Тому, Кто столько времени этой встречи так же очень ждал. И это знание дает силы преодолевать и собственное бессилие, и боль, и даже безверие.

Сретение — это добрая весть о бессмертии для умирающего. Это радость о скорой Победе, до которой очень многие не дожили, но есть сила, которая имеет власть воззвать их даже из бездны ада. Это последняя надежда, которая, как рука, подана отчаявшемуся в могилу. Это дивный светлый берег, путь к которому лежит сквозь смертельный шторм. Пусть он не оставит и щепки от наших утлых лодок, но наступивший рассвет принесет на волнах нас к Дому, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 5).

Мы узнаём о событиях того дня из Евангелия. На сороковой день от рождения Спаситель был принесен Матерью и святым Иосифом в храм. По закону Моисееву родители должны были приносить в храм своих первенцев (то есть первых сыновей) для посвящения Богу. Сорок дней являлись для матери периодом очищения, после этого она приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Своему Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Богоприимец Симеон взял Бого-младенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). В храме была также 84‑летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 37-38).

Так происходит в Иерусалиме мало кем замеченное величайшее событие в истории человечества. Тьма озарена светом, надежда омыла теплом уставшее от мрака сердце. Да, еще пройдет некоторое время, пока исполнится то, чему надлежит быть. Но Дева родила, пророчество Исайи сбылось, и с нами Бог (Ис. 7, 14). С нами Тот, Кто понесет грех мира, Кто избавит живущих и умерших от ночи вечной, Кто откроет объятия убивающему Его миру. Сейчас Он маленький и беззащитный в старческих руках. Что почувствовал Симеон, когда узнал Его? Прежде всего, наверное, что с Ним завершалось все ветхое. Он это осознал, и поэтому теперь и смерть для него была, как позже скажет апостол Павел, приобретением (см.: Фил. 1, 21-23). Это было избавление. Это был новый исход.

Как же, наверное, тяжело ему было сказать Божией Матери про оружие, которое пройдет Ей душу! Но представьте и другое — каково Ей Самой было жить с этим знанием. Каково это: знать всю жизнь, что твой ребенок, твой первенец, единственный, будет на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий? Ее путь к Голгофе начался там, в день встречи с Симеоном. Тихий небесно-голубой цвет украшает наши храмы в этот день, указывая на тайну Пречистой Девы и Ее подвиг. У Креста Она приняла весь род человеческий под Свой покров. Как это постичь? Ведь «…туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел» (А. Ахматова).

Всем нам знакома икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». А все ли мы знаем, что этот образ имеет еще одно название — «Симеоново проречение»? Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит оружие печали и сердечной боли. О чем Она молилась, видя избитого и распятого Сына? Сожалела ли Она о тех, кто был ослеплен сатанинской яростью?

А мы? Когда нас самих кто-то задевает, молимся ли о них, жалеем ли их, понимаем ли, что обижающие нас — лишь орудие в руках настоящего, невидимого врага? Мы не способны терпеть невзгоды и оскорбления в отношении себя, а Ей пришлось увидеть весь ужас того, что творится в сердцах людей, ослепленных ненавистью. Страшно? Ей было страшнее. Помните, как писал убитый большевиками Николай Гумилев:

Ничего я в жизни не пойму,
Лишь шепчу: «Пусть плохо
мне приходится,
Было хуже Богу моему
И больнее было Богородице».

Но прореченное Симеоном — это не только указание на грядущее страдание и печаль, это еще и пророчество о том, что нет, не было и никогда не будет в нашей жизни того, что не было бы уврачевано Божественной жертвой.

А еще праздник Сретения — это напоминание о предстоящем Великом посте. Сказанное Симеоном было принято Богородицей со смирением. Но все же оно не могло не встревожить душу молодой Матери. Ее сострадание Сыну, как уже сказано выше, началось со слов Симеона. Не пост ли это? Не сорокадневный — пожизненный пост. Ведь Она жила с этим до самого страшного дня — и всю оставшуюся Свою жизнь.

Сретение — это праздник, это торжество, но это еще и скорбь Матери… Прежде Животворящего Креста было проречено о незримом, порой невыносимо тяжком кресте материнства.

Мне нередко приходится видеть совсем маленьких детей в безнадежном состоянии. Входить в детскую реанимацию очень тяжело… но еще тяжелее не быть там. Особенно их матерям, тем, для кого время — это замершая на мгновенье секира, уже занесенная над детской кроваткой. Ночь становится бесконечной — и тогда, незримо и тихо, Она вновь предстает, как тогда в Иерусалиме, готовая принять и наши испытания.

Он шел по пространству,
лишенному тверди,
он слышал, что время
утратило звук.
И образ Младенца с сияньем
вокруг
пушистого темени смертной
тропою
душа Симеона несла
пред собою,
как некий светильник,
в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять
не случалось.
Светильник светил,
и тропа расширялась.

И.Бродский «Сретение»

Газета «Православная вера» № 3 (551)

Согласно Евангельскому повествованию, праведному старцу Семеону, много лет пребывавшему в недоумении о значении слов в книге пророка Исаии «Се Дева во чреве приимет и родит Сына…», было предречено, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. На сороковой день по Рождеству Христову, когда во исполнение закона Моисеева, согласно которому все родители должны были своих первенцев приносить в храм для посвящения Богу, Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса в Иерусалим. Праведный Симеон Богоприемец, как священнослужитель, принял Младенца на руки и, Духом Святым прозрев в Нем Бога, воскликнул: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» (Лк 2, 29-32). Предвидя же скорбь, которую придется перенести Божией Матери при распятии Христа, праведный Симеон обратился к Ней со словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой душу пройдет оружие, — да откроются от многих сердец помышления». (Лк 2, 34-35). Именно этот Евангельский сюжет лег в основу почитаемой на Руси иконы Божией Матери «Семистрельная», передающей в аллегорической форме пророческие слова праведного Семеона Богоприемца во время сретения — встречи Богомладенца.

Пророчество праведного Симеона Богоприимца на «Семистрельной» иконе изображено видимыми символическими знаками – мечами, или, иногда, стрелами. Выбор образа меча, связанного в человеческом представлении с пролитием крови, не случаен и изображает великое горе Божией Матери, поскольку, как пишется в книге Левит, «… душа всякия плоти кровь его есть» (17,11). На иконе Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца. Этот образ отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и особенно во время Страстных дней Спасителя. В Священном Писании число семь символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности утвердилось понятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах; существует также семь церковных таинств и т.д. Семь мечей, пронзающих сердце Пресвятой Богородицы, говорят о полноте той скорби, которую Она претерпела в земной жизни. Есть и другое толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это — семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.

Существует очень схожий вид иконы Божией Матери, который называется «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Небольшое иконографическое отличие образов Богоматери «Семистрельной» и «Умягчение злых сердец» состоит в том, что на первой из них «стрелы» пишутся по три с одной и четыре с другой стороны, а на второй — по три справа и слева, а одна снизу. В настоящее время в Русской Православной Церкви принято считать эти иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни их празднования — 26 августа, 15 февраля (в день Сретения Господня) и в Неделю всех святых, когда в дореволюционной России чествовали образ Божией Матери «Умягчение злых сердец». Еще один Богородичный образ, имеющий свою особую историю, непосредственно носит название «И Тебе Самой душу пройдет оружие…» или «Страстной». На этой иконе Пресвятая Богородица изображена в молитвенном положении. Одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, а другой прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

Первоначальный чудотворный образ «Семистрельной» Божией Матери, согласно церковного предания, был написан в глубокой древности. В изданиях XIX века сообщается, что этой иконе более пятисот лет. В дореволюционной России был известен один ее чтимый список, который отождествлялся с самим легендарным оригиналом. Он был сделан в XVIII столетии и, возможно, с не сохранившегося изначального образа.

О первом прославлении иконы Божьей Матери «Семистрельная» сохранилось следующее предание. Некий крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты и уже отчаялся в возможности исцеления. Однажды в тонком сне Божественный голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви на берегу реки Тошни, неподалеку от Вологды, где хранились ветхие иконы, образ Пресвятой Богородицы и с верой помолиться перед ним об исцелении своего недуга. Два раза он приходил в храм и, рассказывая о своём сне, просил впустить его на колокольню. Но крестьянину не верили и отказывались исполнить его просьбу. Лишь в третий раз церковнослужители позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, словно простая доска служила ступенькой лестницы, по которой поднимались звонари. Ужаснувшись этому невольному кощунству, священнослужители омыли образ и отслужили перед ним молебен, после чего крестьянин обрел полное исцеление.

Память об этом чуде могла исчезнуть, если бы через несколько лет новое знамение Божие, не явило чудотворную силу «Семистрельной» иконы Божией Матери. В 1830 году большую часть Европейской России, в том числе и Вологодскую губернию, постигла страшная эпидемия холеры. Во время этого мора из Тошни в Вологду были перенесены многие святыни, среди которых был и «Семистрельный» образ. Христолюбивые жители Вологды обнесли «Семистрельную» икону торжественным крестным ходом вокруг города. После этого всеобщего моления перед чудотворной святыней холера отступила так же внезапно, как и пришла. Со времени икона прославилась многими чудесными исцелениями больных по молитвам перед ней Богородице. После 1917 года чудотворный образ исчез из Иоанно-Богословской церкви.

В настоящее время мироточивая икона Богоматери «Семистрельная» находится в храме Архангела Михаила на Девичьем поле в Москве. Еще один мироточивый хранится в Воскресенском кафедральном соборе города Арзамаса Нижегородской области. Икона написана в XIX веке, по преданию одним из учеников основателя перовой провинциальной школы живописи в России А.В. Ступина. Начиная с 1998 года, на образе несколько раз замечали капельки благовонного мира, освидетельствовал которые епископ Балахнинский Иерофей (Соболев) (+2001).

Перед иконой Пресвятой Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец», молятся при вражде или гонениях, об умиротворении враждующих, а также в озлоблении сердца — о ниспослании дара терпения.

Николай Жидков