Независимая оценка квалификации поможет работодателю определить, соответствует ли квалификация работника профстандарту или иным требованиям, установленным в нормативно-правовых актах. Является ли обязательной независимая оценка квалификации работников? Вправе ли работник самостоятельно пройти такую оценку? Какие гарантии предусмотрены для работников, направляемых на независимую оценку квалификации? Какова процедура направления работников на экзамен по независимой оценке квалификации? В статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Является ли обязательной независимая оценка квалификации работников?

Для начала разберемся с тем, что представляет собой независимая оценка квалификации (НОК). Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 238‑ФЗ :

под независимой оценкой квалификации понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

независимая оценка квалификации проводится центром оценки квалификаций (ЦОК) в соответствии с правилами Федерального закона № 238‑ФЗ;

работодатель проводит НОК в отношении работников, с которыми заключены трудовые договоры.

К сведению:

Работодатель может направить на прохождение НОК и соискателей на должность, которые не являются сотрудниками организации. Однако в дальнейшем связанные с этим расходы нельзя будет признать при исчислении налога на прибыль.

Обязательно ли оценивать квалификацию работников? Статьей 196 ТК РФ установлено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Как видим, трудовое законодательство не обязывает работодателя оценивать квалификацию работников, а разрешает ему принимать соответствующие решения самостоятельно исходя из спе­цифики деятельности.

Работодатели с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, определяют:

  • формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
  • перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение НОК.

Вместе с тем ч. 4 ст. 196 ТК РФ установлено: в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение работников или обеспечивать получение ими дополнительного профессионального образования, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Например, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» при наличии в штате организации работников, занимающихся управлением внедорожниками, они подлежат обязательной оценке квалификации.

К сведению:

НОК может проводиться только центрами оценки квалификаций. Вместе с тем работодатель вправе проводить оценку квалификации работников через процедуру их аттестации.

Какие гарантии предусмотрены для работников, направляемых на НОК?

Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования, в том числе на НОК, перечислены в ст. 187 ТК РФ.

Вправе ли работник самостоятельно пройти НОК?

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона № 238‑ФЗ прямо предусмотрена возможность прохождения НОК лицами, претендующими на осуществление определенного вида трудовой деятельности. В частности, работник может выступить в роли инициатора проведения оценки в случае, если он претендует на ту или иную должность. Предполагается, что положительное заключение независимого оценщика поможет устроиться на работу, удержаться на ней и продвинуться по карьерной лестнице.

В случае, когда НОК проводится по инициативе работника, она финансируется за счет его средств.

При этом следует обратить внимание на пп. 6, который был введен в п. 1 ст. 219 НК РФ Федеральным законом № 251‑ФЗ . Положениями данного подпункта предусмотрено предоставление социального вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение НОК на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность согласно законодательству РФ.

Такой вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на прохождение НОК. Кроме того, надо помнить об общем ограничении размера социального вычета по НДФЛ: в совокупности он должен составлять не более 120 000 руб. за налоговый период (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Данный вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Какова процедура направления работника на НОК?

Порядок и условия направления работников на НОК необходимо прописать в коллективном или трудовом договоре. Такое требование установлено в ст. 196 ТК РФ.

Прохождение НОК является добровольной процедурой, то есть работодателю необходимо получить письменное согласие работника. В частности, согласие можно получить на уведомлении. Специальная форма уведомления законодательством не установлена, так что оно составляется в произвольном виде. Ниже приведем образец уведомления о необходимости пройти НОК.

Общество с ограниченной ответственностью «Матрица»

электромонтажнику Д. Н. Копосову

Уведомление

01.03.2017 г. Н. Новгород

Уважаемый Дмитрий Николаевич!

В соответствии со ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ предлагаем Вам пройти независимую оценку квалификации на соответствие Профессиональному стандарту «Электромонтажник», утвержденному Приказом Минтруда РФ от 18.01.2017 № 50н.

В случае Вашего согласия независимая оценка Вашей квалификации на соответствие профессиональному стандарту «Электромонтажник» будет проводиться в форме профессионального экзамена в центре оценки квалификаций ЦОК «ГАЦ ВВР» по адресу: г. Н. Новгород, пр. Героев, д. 11, в период
со 2 по 14 апреля 2017 года.

За период сдачи профессионального экзамена в соответствии со ст. 187 ТК РФ Вам будет выплачен средний заработок.

Директор Борисов О. С. Борисов

Экземпляр уведомления получил

(дата) (подпись)

С прохождением независимой оценки

квалификации согласен / не согласен Копосов Д. Н. Копосов

(нужное подчеркнуть)

Обратите внимание:

С учетом положений ст. 192 ТК РФ за отказ работника от прохождения НОК, в том числе предусмотренной локальным нормативным актом, к нему не может быть применено дисциплинарное взыскание. Однако в случае, когда требования к квалификации работника установлены законом либо работодатель принял решение об обязательном применении профстандартов, после отказа работника от прохождения НОК работодатель может провести аттестацию самостоятельно. По результатам аттестации возможны перевод сотрудника на другую работу, направление его на курсы повышения квалификации или переподготовку. В отдельных случаях непрохождение аттестации является основанием для увольнения.

В случае согласия работника работодатель заключает договор с ЦОК.

Каковы правила проведения экзамена по НОК?

С 1 января 2017 года действуют Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 (далее – Правила № 1204).

Согласно п. 6 Правил № 1204 лицо, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (работодатель, соискатель, иное физическое или юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и ЦОК договора о возмездном оказании услуг.

Для прохождения профессионального экзамена соискатель лично или через законного представителя подает в ЦОК на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя (п. 7 Правил № 1204):

заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой соискатель хочет пройти профессиональный экзамен, при этом в заявлении соискатель дает согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;

иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения НОК.

В течение 10 календарных дней после получения комплекта документов ЦОК информирует соискателя способом, указанным в заявлении, о результатах рассмотрения заявления и согласовывает дату, место и время проведения экзамена, а также сообщает соискателю о процедурах его проведения.

В случае если профессиональный экзамен проводится по направлению работодателя, ЦОК согласовывает с работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена.

Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами для проведения НОК по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

К сведению:

При проведении профессионального экзамена вправе присутствовать представители Минтруда, совета по профессиональным квалификациям.

Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения НОК.

В соответствии с п. 15 Правил № 1204 результаты профессионального экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии.

К сведению:

По итогам профессионального экзамена ЦОК выдает (ч. 4, 5 ст. 4 Федерального закона № 238‑ФЗ):

  • свидетельство о квалификации – в случае успешного прохождения экзамена (сведения о выданном свидетельстве будут также вноситься в специальный реестр);
  • заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю – при неудовлетворительном результате экзамена.

Не позднее семи календарных дней после завершения профессионального экзамена ЦОК направляет протокол, копии комплектов документов соискателя и иные материалы профессионального экзамена в совет по профессиональным квалификациям.

Не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото- и видеоматериалов и иных материалов профессионального экзамена совет по профессиональным квалификациям:

  • проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК;
  • принимает решение о выдаче соискателю или его законному представителю центром оценки квалификаций свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена;
  • направляет в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для внесения в реестр сведений о проведении НОК информацию о свидетельствах о квалификации и заключениях о прохождении профессионального экзамена.

Не позднее 30 календарных дней после завершения профессионального экзамена на основании решения совета по профессиональным квалификациям по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена ЦОК:

  • либо оформляет и выдает соискателю или его законному представителю свидетельство о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена оформляет и выдает заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя);
  • либо направляет свидетельство о квалификации (заключение о прохождении профессионального экзамена) по адресу соискателя, указанному в заявлении о проведении профессионального экзамена.

К сведению:

По правилам ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 238‑ФЗ работник и работодатель, если они не согласны с результатами экзамена, в течение 30 календарных дней с даты их информирования вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Для информирования работодателей и граждан о проведении экзамена на сайтах ЦОК и совета по профессиональным квалификациям, а также в реестре сведений о проведении НОК размещаются следующие сведения и документы:

  • наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым ЦОК проводит оценку;
  • сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;
  • перечень документов, необходимых для прохождения экзамена по соответствующим квалификациям;
  • комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения оценки;
  • почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса сайтов ЦОК и совета по профессиональным квалификациям;
  • адреса мест проведения экзамена;
  • образец заявления соискателя о проведении экзамена;
  • Правила № 1204.

Расходы на проведение НОК и налоги

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 238‑ФЗ в Налоговый кодекс Федеральным законом № 251‑ФЗ был внесен ряд поправок, в частности, в ст. 217, 219, 264. Данные изменения начали действовать 01.01.2017.

Налог на прибыль. Как уже было отмечено, на основании ст. 187 ТК РФ прохождение работником НОК по инициативе работодателя оплачивается за счет его средств.

Федеральным законом № 251‑ФЗ в расходы на обучение, учитываемые в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ, включены также расходы на прохождение НОК на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика.

В целях налогообложения прибыли расходы на прохождение НОК учитываются в составе прочих расходов при соблюдении ряда условий (пп. 23 п. 1, пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • наличие договора между ЦОК и работодателем;
  • наличие трудового договора с работником, который прошел НОК.

Аналогичные условия должны быть соблюдены при признании расходов на НОК «упрощенцами» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником НОК на соответствие требованиям к квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению НОК и одного года работы физического лица, прохождение которым такой оценки было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, но не менее четырех лет.

НДФЛ. В соответствии с п. 21.1 ст. 217 НК РФ (введен Федеральным законом № 251‑ФЗ) не подлежат налогообложению суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, согласно законодательству РФ.

Страховые взносы. Суммы оплаты прохождения работниками НОК не перечислены среди расходов, освобожденных от обложения страховыми взносами (пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Из прямого толкования норм следует, что на такие суммы нужно начислять страховые взносы. По нашему мнению, в данной ситуации взносы не начисляются, как и в отношении стоимости обучения работника, если оно проводится в рамках основных профессиональных образовательных программ или дополнительных профессиональных программ (письма Минфина РФ от 16.11.2016 № 03‑04‑12/67082, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14‑03‑11/08‑13985, а также информация ФСС, размещенная на сайте http://fss.ru 04.03.2016).

Возможно, в ближайшее время законодатели исправят данный пробел, а пока во избежание разногласий с проверяющими желательно обратиться за разъяснениями в инспекцию ФНС и территориальное отделение ФСС по месту регистрации организации.

Куда обращаться работодателям при возникновении вопросов, связанных с проведением НОК?

Распоряжением Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р «О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров» базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров была определена автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» (далее – Национальное агентство).

Функции Национального агентства

Создание базы данных лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров с учетом лучших отечественных и международных практик

Организация повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, образовательным программам среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, на основе применения профессиональных стандартов, лучшего отечественного и международного опыта

Методическая и консультационная поддержка работодателей, их объединений, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации рабочих кадров

Осуществление мероприятий по повышению престижа рабочих профессий

Подготовка и распространение методических и информационных материалов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в соответствии с профессиональными стандартами

Названным распоряжением Национальному агентству рекомендовано создать управляющий комитет базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров с участием представителей объединений работодателей, объединений профсоюзов, органов власти и заинтересованных организаций.

Итак, если у работодателей возникнут вопросы о применении профстандартов и направлении сотрудников на НОК, за методической поддержкой и консультациями они могут обратиться в Национальное агентство.

К сведению:

Ранее Распоряжением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1987-р (действовало в редакции от 26.11.2015) базовым центром было признано Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия». Однако поддержка работодателей по вопросам профстандартов и оценки квалификации не входила в его функции.

Напомним, что давать официальные разъяснения по применению профстандартов вправе и Минтруд (ч. 3 ст. 195.3 ТК РФ). Если мнения Национального агентства и Минтруда не совпадают, приоритет следует отдавать рекомендациям Минтруда.

К сведению:

Разъяснения Минтруда по вопросу применения работодателями профессиональных стандартов были приведены в Письме от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465.

* * *

В заключение перечислим основные моменты, рассмотренные в статье:

  • необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель;
  • порядок и условия направления работников на НОК нужно прописать в коллективном или трудовом договоре;
  • прохождение НОК является добровольной процедурой, работодатель должен получить письменное согласие работника;
  • для независимой оценки квалификации сотрудников работодатели должны обращаться в специальные центры оценки квалификаций, при этом за работодателями сохраняется право проводить оценку квалификации работников через процедуру их аттестации;
  • с учетом поправок, внесенных в НК РФ, работодатели могут учесть при исчислении налога на прибыль расходы на НОК работников, с которыми заключены трудовые договоры. Направить на прохождение НОК можно и соискателей на должность, которые не являются сотрудниками организации, однако расходы, связанные с этим, не учитываются в целях налогообложения;
  • суммы оплаты работодателем независимой оценки квалификации работника не облагаются НДФЛ;
  • в случае прохождения сотрудником НОК по его инициативе он самостоятельно оплачивает соответствующие расходы, при этом он вправе заявить социальный налоговый вычет;
  • при возникновении вопросов о применении профстандартов и направлении сотрудников на НОК работодатели могут обращаться за методической поддержкой и консультациями в Национальное агентство и Минтруд.
  • Оценка персонала, ассессмент

Проект закона о независимой оценке квалификации обсуждался уже очень давно и вот в июле 2016 года было принято целых три закона: Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» , Федеральный закон от 03.07.2016 N 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» , Федеральный закон от 03.07.2016 N 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации».

Саму оценку будут производить центры оценки квалификаций (далее — ЦОК). Проверяться при этом будет квалификация соискателя на требования установленные законодательно или в профессиональном стандарте.

Сама оценка будет проводится в форме профессионального экзамена с применением оценочных средств, под которыми в законе понимается «комплекс заданий, критериев оценки, используемых центрами оценки квалификаций при проведении профессионального экзамена». А порядок проведения профессионального экзамена еще будет дополнительно установлен Правительством РФ.

Пройти такую оценку может любое физическое лицо. Оно в рамках это закона называется «соискатель», который может прийти сам или по направлению работодателя.

Процедура будет платной. Оплату будет производить заинтересованное лицо. То есть, если например, физическое лицо обратилось в ЦОК, чтобы подтвердить свою квалификацию для дальнейшего трудоустройства на работу, то он сам и будет за это платить. Если же работодатель направляет своих работников, то именно работодатель и будет плательщиком услуги.

Федеральный закон от 03.07.2016 N 251-ФЗ внес поправки в Налоговый кодекс РФ, что оплата за прохождение независимой оценке не подлежит налогообложению НДФЛ (поправка в ст. 217 Налогового кодекса РФ), они дают право на социальный налоговый вычет в размере стоимости оценки (поправка в ст. 219 Налогового кодекса РФ), сами расходы на проведение оценки работодатель может относить на затраты (поправка в ст. 264 Налогового кодекса РФ) и документы, подтверждающие эти расходы хранить не менее 4 лет.

С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее - Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры - создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

Вспомним о профстандартах

Несмотря на беспокойство работодателей госсектора, связанное с введением профессиональных стандартов, все оказалось не так страшно. Обязательны профстандарты пока (как и планировалось изначально) только в двух случаях:
  • наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ;
  • когда эти требования к квалификации работников установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Разъяснено, что под иными нормативными актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают к выполняющим те или иные трудовые обязанности работникам специальные требования, носящие нормативный правовой характер.
В остальных случаях профстандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).

Кроме этого, для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50 % акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов будет устанавливать Правительство РФ.

Минтруд все же рекомендовал работодателям государственных и муниципальных учреждений провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие требованиям профстандартов, а также составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.

Сегодня организации уже должны начать определенную работу по приведению в соответствие с профстандартами должностных инструкций, штатных расписаний, трудовых договоров и других документов, если стандарты обязательны или работодатель решил взять их за основу квалификационных требований к работникам.

Независимая оценка на смену аттестации

Как ранее уже отметил Минтруд, уволить работника, квалификация которого не соответствует требованиям профстандартов, работодатель не может. Сначала он должен установить уровень квалификации, проверить профессиональные навыки, знания и умения работника путем аттестации.

Аттестация - это проверка профессионального уровня сотрудника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.

Требования проводить аттестацию для всех работодателей законодательством не установлено. Однако с принятием профстандартов необходимость ее провести может возникнуть у многих, для чего работодателям нужно будет разработать порядок ее проведения.

Обратите внимание

Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Однако законодатель предлагает другой выход из данной ситуации - вводится институт независимой оценки квалификации (далее - НОК). Разговор об этом шел еще с 2013 года. Предполагается, что данный способ оценки будет иметь значительные преимущества как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получат профессиональную помощь в оценке квалификации работника и смогут отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом. Не придется подвергать проверке знаний и умений поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки.

Работнику же такая оценка дает возможность подтвердить свою квалификацию независимо от конкретной организации, что пригодится ему и при трудоустройстве.

Участники независимой оценки

Итак, Закон № 238‑ФЗ, который вступит в действие с 1 января 2017 года, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения НОК, определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.

В статье 2 Закона № 238‑ФЗ дается следующая формулировка: НОК - это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций. Под соискателем понимается работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.

Однако действие Закона № 238‑ФЗ не распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.

В статье 3 Закона № 238‑ФЗ перечисляются все участники системы независимой оценки. Их состав и основные функции представим в виде схемы.

Органы и организации, занимающиеся независимой оценкой

Национальный совет Национальное агентство развития квалификаций Советы по профессиональным квалификациям Центры оценки квалификации Орган исполнительной власти

(Минтруд)

Консультативный орган. Координирует деятельность органов власти, работодателей, профсоюзов, образовательных и других организаций Автономная, некоммерческая организация. Обеспечивает деятельность по развитию квалификаций Орган управления, уполномоченный проводить оценку по определенному виду деятельности Юридическое лицо, непосредственно проводящее оценку квалификации Утверждает примерное положение о совете по профессиональным квалификациям и порядок наделения его полномочиями по проведению независимой оценки

Отдельно отметим орган, который занимается независимой оценкой, - это не образовательная организация. Центр оценки квалификаций (далее - ЦОК) - юридическое лицо, занимающееся в соответствии с Законом № 238‑ФЗ деятельностью по НОК. Оценка осуществляется путем проведения профессионального экзамена, по итогам которого ЦОК выдает свидетельство о квалификации.

Полномочиями по оценке ЦОК наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям (далее - Совет), который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться НОК, и направляет сведения о таких на­именованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.

Совет также контролирует деятельность ЦОК, проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК, принимает решение о выдаче ЦОК свидетельств о квалификации и направляет в Национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для внесения в реестр.

Таким образом, реестр, который формирует и ведет Национальное агентство развития квалификаций, включает в себя информацию:

о деятельности Национального совета и Национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;

  • О советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
  • о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится НОК, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
  • о выданных свидетельствах о квалификации;
  • о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете;
  • иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.
Сведения, содержащиеся в реестре, открыты, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.

Порядок проведения оценки

Прежде всего следует сказать, что система НОК строится на добровольной основе. И обратиться в ЦОК может как работодатель, так и соискатель.

Основные моменты проведения оценки установлены ст. 4 Закона № 238‑ФЗ, в соответствии с которой НОК, как уже было отмечено, проводится ЦОК в форме профессионального экзамена. Утверждение порядка прохождения экзамена находится в ведении Правительства РФ.

К сведению

Пакет документов, в том числе образец заявления для проведения НОК (и в форме электронного документа), и порядок подачи такого заявления разрабатывает Минтруд.

Итак, если инициатором прохождения независимой оценки является соискатель, то она осуществляется за счет его средств либо за счет иных физических и (или) юридических лиц. Если же на прохождение независимой оценки направляет работодатель, она проводится за счет работодателя.

Для прохождения профессионального экзамена в ЦОК представляются:

  • письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием Интернета;
  • копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;
  • иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
По итогам профессионального экзамена соискателю в 30‑дневный срок ЦОК выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена - заключение о его прохождении, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока совет по профессиональным квалификациям осуществляет проверку, обработку и признание результатов НОК соискателя.

Решения, принятые ЦОК по итогам профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования участников о результатах прохождения экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, могут быть обжалованы в письменном виде.

Обратите внимание

Для работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, порядок проведения оценки может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если для таких категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях (ч. 3 ст. 3 Закона № 238‑ФЗ).

Одновременно с Законом № 238‑ФЗ были приняты и вступят в силу еще два закона, вносящие изменения в Трудовой и Налоговый кодексы. Первый закон касается гарантий работникам, связанных с прохождением оценки квалификации, а второй с налогообложением затрат на оплату такой оценки.

Независимая оценка и Трудовой кодекс

Федеральным законом от 03.07.2016 № 239‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» были внесены изменения в ст. 187, 196 и 197 ТК РФ, в которых установлены права работников на подготовку и дополнительное образование, а также гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.

Прохождение работниками независимой оценки с 1 января 2017 года будет приравнено к получению ими дополнительного профессионального образования. То есть для работников вместе с правом на получение дополнительного профессионального образования будет установлено право на прохождение независимой оценки.

В свою очередь, согласно новой редакции ст. 196 ТК РФ работодателю придется:

  • внести дополнение в коллективный, трудовой договоры об условиях и порядке направления работников на прохождение независимой оценки;
  • локальный акт, устанавливающий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых для этого профессий и специальностей, дополнить перечнем профессий и специальностей для направления работников на прохождение НОК, учитывая при этом мнение представительного органа работников.
Обратите внимание

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение НОК для собственных нужд определяет работодатель.

Кроме этого, установлено, что направить работника на НОК можно только с его согласия. При этом работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно новой ст. 187 ТК РФ, если сотрудник проходит оценку квалификации с отрывом от работы, за ним должны быть сохранены место работы и средняя зарплата по основному месту работы. Если же прохождение НОК осуществляется в другой местности, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Ну и как уже было отмечено, по Закону № 238‑ФЗ при направлении работодателем работника на НОК оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.

Независимая оценка и Налоговый кодекс

Федеральным законом от 03.07.2016 № 251‑ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации», принятым и вступающим в силу одновременно с Законом № 238‑ФЗ, внесены дополнения в ст. 217, 219 и 264 НК РФ.

В частности, среди не подлежащих налогообложению доходов физических лиц будут и суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой согласно законодательству РФ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).

А для определения суммы налоговой базы физического лица в перечень социальных налоговых вычетов будут включены расходы в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность по законодательству РФ, - в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки с учетом ограничения максимального размера вычета 120 000 руб. в совокупности за налоговый период.

Налоговые льготы предоставляются и работодателю, направившему работника на независимую оценку. Так, согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки, как и расходы на обучение, не облагаются налогом на прибыль, если прохождение оценки осуществляется на основании договора об оказании услуг, а работник, направленный на оценку, трудится на основании трудового договора.

Мы рассмотрели лишь основные моменты, связанные с НОК. До вступления в силу Закона № 238‑ФЗ работы законодателям хватит - чего стоит только корректировка образовательных стандартов и разработка механизма их внедрения в систему образования. До окончания процесса совершенствования процедуры оценки квалификации работников еще далеко.

Отметим, что при оценке особые требования будут предъявляться не к наличию конкретного образования, а к уровню знаний и умений, которыми владеет работник при выполнении своей трудовой функции (речь не о том, конечно, когда требования к образованию установлены законодательством). И именно такой подход работодателям рекомендуется применять сейчас, проводя оценку квалификации работников самостоятельно, до того, как ею займутся специализированные организации.

При этом снова напомним, что независимая оценка - дело добровольное. Если работник откажется от ее прохождения, заставить вы его не сможете, а для установления соответствия уровня его квалификации занимаемой должности придется провести все ту же аттестацию.

По независимой оценкой квалификации подразумевается проведение специальной процедуры оценивания знаний и практических навыков работника или соискателя определенной должности на соответствие установленным профессиональным стандартам или иным требованиям к квалификации. При этом результат данной процедуры может напрямую влиять на возможность трудоустройства соискателя или увольнения работника за несоответствие занимаемой должности. Поэтому знать о том, обязательна или нет независимая оценка квалификации и что это такое следует всем сторонам трудового договора.

Независимая оценка квалификации – законы и нормативная база

В российском законодательстве концепция независимой оценки квалификации является достаточно новой и применяется с 2017 года. Для внедрения данной системы и концепции в трудовую практику в России были приняты отдельные нормативные документы и акты. Кроме этого, регулируется её проведение также и положениями Трудового кодекса РФ. Всего же, правовое регулирование рассматриваемой процедуры обеспечивается положениями следующих российских нормативных документов:

  • Ст. 187 ТК РФ. Её принципами обеспечивается предоставление трудящимся, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации определенных социальных гарантий. В частности, на время прохождения оценки за сотрудником должно сохраняться его рабочее место, должность, и заработная плата. Кроме этого, если на оценку его направляет работодатель – он обязан оплатить как услуги по проведению означенной процедуры, так и покрыть все расходы, как командировочные, если оценка будет производиться в ином населенном пункте.
  • Ст. 196 ТК РФ. Принципы означенной статьи устанавливают основные обязанности и права работодателя в вопросах проведения и назначения независимой оценки квалификации. В частности, к ним относятся право самостоятельно определять в локальных нормативных актах и иных документах порядок направления сотрудников на означенную оценку, а также обязанность исполнять нормативы законодательства в вопросах предоставления сотрудникам гарантий на время прохождения означенной процедуры.
  • Ст. 197 ТК РФ. Нормативами данной статьи устанавливается право самих работников на прохождение независимой оценки квалификации по их желанию, а также на получение дополнительного необходимого им профессионального образования при необходимости.
  • ФЗ №238 от 03.07.2016. Данный Федеральный закон в своих положениях заложил основы проведения независимой оценки квалификации. Им регулируются как основные понятия, связанные с проведением означенной процедуры, так и другие нюансы, и особенности независимой оценки квалификации, её значение и правовые последствия для сторон трудового договора и самой оценки.
  • Постановление Правительства РФ №1204 от 16.11.2016. Означенное правительственное постановление своими положениями обеспечивает правовое регулирование процедуры проведения независимой оценки квалификации уполномоченными на неё организациями и устанавливает конкретные правила, используемые в данном процессе.

В целом, законодательная база для проведения независимой оценки квалификации является достаточно обширной и этом позволило в достаточно быстрые сроки ввести эту систему в качестве используемой на федеральном уровне и существующей во всех субъектах РФ. При этом сама по себе оценка квалификации может являться полезно как для работника, так и для работодателя и государства в целом за счет ряда особенностей, которые будут рассмотрены далее.

Что такое независимая оценка квалификации, когда и как она проводится

В первую очередь под независимой оценкой квалификации подразумевается прохождение сотрудником или соискателем тестирования на соответствие какому-либо конкретному профстандарту . Требования к прохождению такового тестирования могут устанавливаться отдельными нормативными актами, затрагивающими аспекты работы в определенных должностях. В частности, является обязательной оценка квалификации для воителей или специалистов, ответственных за охрану труда на предприятиях с опасными условиями труда.

При этом в отличие от непосредственно трудовых взаимоотношений, независимая оценка квалификаций не является сугубо двусторонним процессом, касающимся лишь работника и работодателя. Обязательным её участником должен также являться центр оценки квалификации. Таковые учреждения и порядок их функционирования определяются положениями вышеозначенного ФЗ №238. Государством ведётся соответствующий реестр центров оценки, ознакомиться с которыми имеет право каждый желающий.

Центры оценки квалификаций являются сугубо частными организациями, однако их деятельность подлежит строгому законодательному регулированию. При этом они вправе самостоятельно устанавливать расценки на свои услуги в определенных пределах, а процедура проведения оценки квалификации является платной и не подлежит компенсации из бюджета.

В целом, процесс направления сотрудника на независимую оценку квалификации может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель находит основание, в соответствии с которым работник может быть направлен на независимую оценку квалификации. Таковыми основаниями могут являться положения локальных актов в организации, коллективного договора или трудового договора, а также законодательные требования к проведению оценки квалификации на регулярной основе. Кроме этого, факторами, на основании которых может быть проведена оценка квалификации могут являться ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей, несчастный случай на производстве или распоряжение исполнительных органов по вопросам труда.
  2. Работодатель выдает сотруднику направление на прохождение независимой оценки. При этом работодатель в данном случае сам вправе выбрать конкретное учреждение, в котором должен проходить означенную процедуру трудящийся. Так, многие работодатели сейчас заключают договора об обслуживании с отдельными центрами оценки, что позволяет снизить общие затраты на проведение оценки.
  3. Сотрудник самостоятельно прибывает в указанное в направлении время и дату в центр оценки квалификации и подает направление на проведение тестирования, после чего проходит его. В некоторых случаях оплата тестирования может осуществляться работником – например, если работодатель предусмотрел подобный порядок оценки или вовсе не рассматривал порядок проведения означенной процедуры. В таком случае сотруднику необходимо обеспечить сохранность документов, подтверждающих его затраты на прохождение оценки квалификации.
  4. По итогам оценки квалификации сотруднику выдается сертификат о прохождении, либо непрохождении означенной оценки. В случае, если квалификация не была подтверждена, работник вправе обжаловать решение центра в судебном порядке, или же пройти тестирование в ином учреждении по своему выбору. Однако в случае прохождения повторного тестирования, трудящийся не может требовать компенсации от работодателя за прохождение означенной оценки.
  5. На время отсутствия сотрудника, работодатель сохраняет за ним его средний заработок, а при необходимости отправиться в иной населенный пункт – обеспечивает выплату работнику командировочных средств в соответствии с установленным Трудовым кодексом порядком.
  6. На основании сертификата о прохождении оценки квалификации, работодатель принимает соответствующие кадровые решения. В частности, подтверждение квалификации может подразумевать повышение работника в должности или перевод его на новую должность, ради которой он проходил оценку. Неудовлетворительный же результат может привести к отстранению сотрудника от работы или даже увольнению по причине несоответствия занимаемой должности. Однако перед увольнением работодатель обязан предложить непрошедшему оценку сотруднику иные наличествующие на предприятии должности, на которые тот подходит. Уволить работника можно будет лишь только после его отказа или при отсутствии подходящих вакантных должностей.

Процедура проведения независимой оценки квалификации может быть инициирована и самим работником. Например, в случае, если он хочет иметь дополнительную документацию, подтверждающую его статус, либо же хочет устроиться на новую должность или новое рабочее место. Также, документы о наличии какой-либо квалификации могут требоваться и при непосредственном трудоустройстве.

В вопросах же того, обязательна независимая оценка квалификации или нет, законодательство решает этот вопрос достаточно просто. Следует обратить внимание на отдельные нормативные документы, регулирующие вопросы ведения определенной деятельности – именно их положениями устанавливается обязательность соответствия профстандартам, или же рекомендательный характер их применения и использования.

Налоговый вычет по 3 НДФЛ за независимую оценку квалификации

Действующее налоговое законодательство позволяет трудящимся получать определенные дополнительные гарантии на случай прохождения ими независимой оценки квалификации. В частности, подразумевается возможность получения налогового вычета 3-НДФЛ за независимую оценку квалификации при расчете заработной платы работника.

Документы для получения налогового вычета предоставляются работником, потратившимся на прохождение оценки не работодателю, а непосредственно в ФНС. При предоставлении работодателю даже полного пакета необходимой документации, он не вправе осуществить налоговый вычет.

Размер социального налогового вычета за оценку квалификации составляет 13% от сумм, потраченных на прохождение означенной процедуры.

С 1 января 2017 года действует Закон «О независимой оценке квалификации». О его содержании и предназначении важно знать кадровику, а также юристу, бухгалтеру и руководителям. Данный закон регламентирует процедуру независимой оценки работника или соискателя на занятие должности на предмет того, соответствует ли квалификация человека той работе, которую он делает или на занятие которой претендует. Важно понимать, что собой представляет эта новая процедура, кого и в каком случае на нее отправлять, обязательно это делать или нет и какие юридические последствия влечет прохождение данной независимой оценки для работодателя и работника. Ответы на эти вопросы в Актуальной теме.

Что собой представляет независимая оценка квалификации работников

Закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ регламентирует проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Что такое независимая оценка квалификации

Это процедура, в ходе которой проверяется, соответствует ли квалификация работника или потенциального работника (в законе для них используется общий термин – «соискатель») профессиональному стандарту или квалификационным требованиям, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

По чьей инициативе она проводится

Несколько вариантов (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ):

  • по инициативе соискателя за счет средств соискателя;
  • по направлению работодателя за счет средств работодателя;
  • по инициативе и за счет средств иных физических и юридических лиц;
  • в порядке, установленном трудовым законодательством.

Кто и в какой форме ее проводит

Ее проводят центры оценки квалификаций (юридические лица) в форме профессионального экзамена (п. 8 ст. 2 Закона № 238-ФЗ).

Кто координирует деятельность центров

Структура органов, обеспечивающих и контролирующих деятельность центров, включает в себя:

  • Национальный совет по развитию квалификаций при Президенте РФ;
  • Национальное агентство развития квалификаций;
  • Советы по профессиональным квалификациям по определенным видам профессиональной деятельности;
  • Минтруд РФ.

Какой может быть результат экзамена

2 варианта:

  • успешно – тогда выдается свидетельство о квалификации. Оно вносится национальным агентством развития квалификаций в специальный реестр. Доступ к нему является открытым и бесплатным.
  • неуспешно – в этом случае выдается заключение о прохождении экзамена с рекомендациями для соискателя.

Если соискатель не согласен с результатами, он вправе их обжаловать.

Есть ли случаи обязательного прохождения такой оценки

Нет, таких случаев ТК РФ и Законом № 238-ФЗ не предусмотрено. Процедура независимой оценки квалификации целиком добровольная и проводится только с согласия самого соискателя.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» . . Вступил в силу 01.01.2017

Примечание редакции:

в настоящее время в стране действует 11 центров оценки квалификаций, из которых 3 занимаются оценкой квалификации бухгалтеров. Планируется, что к концу 2017 года центров оценки квалификаций будет уже 30.

Кроме данного закона, выпущено уже более десятка нормативных документов, касающихся этой темы. Вся нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации, не сегодняшний день включает в себя следующие документы.

Таблица: «Нормативно-правовая база, регулирующая независимую оценку квалификации»

№ п/п

Федеральные законы

1

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»

2

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»

Указы Президента
3

Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 (ред. от 18.12.2016) «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»

Постановления Правительства
4

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»

5

Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р (О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров)

Приказы Минтруда
6

Приказ Минтруда РФ от 15.11.2016 № 649н «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре»

7

Приказ Минтруда РФ от 01.12.2016 № 701н «Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами прохождения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации»

8

Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления»

9

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена»

10

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»

11

Приказ Минтруда РФ от 14.12.2016 № 729н «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации»

12

Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 758н «Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий»

13

Приказ Минтруда РФ от 19.12.2016 № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий»

Схема: "Система независимой оценки квалификаций"

Правила проведения экзамена по независимой оценке квалификации

Правила проведения независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена следующие.

1. Оплатить экзамен.

Лицо, за счет средств которого проводится экзамен (соискатель, работодатель или иное лицо) оплачивает услуги по проведению экзамена на основании заключенного между ним и центром оценки квалификаций договора о возмездном оказании услуг.

2. Подать документы.

В центр оценки квалификаций представляется на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя:

  • заявление о проведении экзамена. В нем нужно указать квалификацию, по которой соискатель хочет пройти экзамен и дать согласие на обработку персональных данных;
  • копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;
  • иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения независимой оценки квалификации.

3. Согласовать время.

Центр оценки квалификаций в течение 10 календарных дней после получения комплекта документов согласовывает с соискателем дату, место и время проведения экзамена, а также информирует соискателя о том, как будет проходить экзамен. Если он проводится по направлению работодателя, центр оценки квалификаций согласовывает дату, место и время проведения с работодателем.

4. Пройти экзамен.

Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами (комплекс заданий и критериев оценки) для проведения независимой оценки квалификации по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

5. Получить документ.

Экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки.

Результаты экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. Центр оценки квалификаций в течение 7 календарных дней направляет протокол в совет по профессиональным квалификациям. Совет в течение 14 календарных дней принимает решение о выдаче соискателю (либо-либо):

  • свидетельства о квалификации (если экзамен сдан);
  • заключения о прохождении профессионального экзамена (если экзамен не сдан).

В обоих случаях сведения о результате экзамена направляются в «реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации».

Центр оценки квалификаций на основании решения совета выдает соискателю соответствующий документ. Крайний срок его выдачи – 30 календарных дней после завершения экзамена.

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 22.11.2016

Утверждены:

  • образец заявления для проведения независимой оценки квалификации;
  • порядок его подачи.

Образец заявления для проведения независимой оценки квалификации

Приказ Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н «Об утверждении образца заявления для проведения независимой оценки квалификации и Порядка подачи такого заявления» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 21.11.2016 .

Образец свидетельства о квалификации

Утверждены:

  • форма бланка свидетельства о квалификации и приложение к нему;
  • технические требования к этому бланку;
  • Порядок заполнения бланка и выдачи его дубликата;
  • форма заключения о прохождении профессионального экзамена.

Форма бланка свидетельства о квалификации

Приказ Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н «Об утверждении формы бланка свидетельства о квалификации и приложения к нему, технических требований к бланку свидетельства о квалификации, порядка заполнения бланка свидетельства о квалификации и выдачи его дубликата, а также формы заключения о прохождении профессионального экзамена» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 10.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 30.12.2016 .

Оплату независимой оценки квалификации можно учесть в расходах при ОСН, УСН и ЕСХН

Установлен порядок налогообложения затрат на услуги по независимой оценки квалификации сотрудника.

Порядок зависит от того, кто оплачивает данные услуги: работодатель или работник.

Расходы несет работодатель

В таком случае стоимость услуг учитывается при расчете налога на прибыль, единого налога при УСН (ЕСХН) и не облагается НДФЛ.

Чтобы затраты участвовали в налогообложении, необходимо выполнить определенные условия:

  • заключить с центом независимой оценки договор на оказанием услуги по проведению независимой оценки;
  • работником должен проработать в компании по трудовому договору не менее 1 года;
  • документы по расходам на прохождение оценки необходимо хранить не менее 4-ех лет.

Расходы несет работник

Если независимую оценку квалификации оплачивает сам работник, то ему положен в уплаченной сумме (максимальный размер такого вычета составляет 120 тыс. рублей в год, с учетом вычетов на лечение, обучение и др.).

Федеральный закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» . Документ включен в СПС "Консультант Плюс" . Вступил в силу 01.01.2017 . Официальный интернет-портал правовой информации, 04.07.2016 .

Примечание редакции:

что касается стоимости независимой оценки, то она варьируется в зависимости от квалификации, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Например, экзамен по квалификациям «Главный » и «Бухгалтер» в любом центре оценки составляет 19 тыс. рублей .

Когда независимая оценка квалификации может понадобиться работодателю и работнику

Независимая оценке квалификация – дело добровольное. Поэтому возникает логичный вопрос: кому и для чего она может понадобиться? В чем ее ценность? Попробуем ответить на эти вопросы с точки зрения работника и работодателя, смоделировав различные ситуации.

Работодателю

В ходе независимой оценки квалификации человек оценивается на предмет того, соответствует ли он требованиям профстандарта. В связи с этим уместно вспомнить, что некоторые из профстандартов обязательны для применения некоторыми организациями. Например, профстандарт «бухгалтер» обязателен для главных бухгалтеров ПАО. Поэтому такое общество может взять человека на эту должность при условии, что он соответствует профстандарту. В противном случае компанию могут штрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Определить, соответствует претендент этому стандарту или нет, компания может и сама. Но может обратиться для этого в центр оценки квалификаций и получить свидетельство о квалификации претендента на должность. Тогда она будет точно уверена, что новый главбух нанят на законных основаниях. В данной ситуации, памятуя о штрафе, это важно.

Эти же мотивы могут двигать фирмой и при найме остальных сотрудников. С тем лишь отличием, что если компания решит не прибегать к независимой оценке и оценить кандидата самостоятельно, ответственность за принятие этого решения она будет нести самостоятельно, штрафовать ее за это никто не будет.

На вопрос же о том, можно ли использовать результаты независимой оценки квалификации в качестве повода для расставания с некомпетентным сотрудником, ответ отрицательный. Трудовой кодекс этого не предусматривает. Для данных целей в нем была и остается оговоренной иная процедура – аттестация (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), которую проводит аттестационная комиссия, создаваемая внутри компании. Поэтому негативные результаты независимой оценки квалификации (когда выдается «заключение», а не «свидетельство»), проведенной одним из центров оценки квалификации, поводом для увольнения быть не могут.

Работнику

Потенциальный работник

Он может быть заинтересован в независимой оценке квалификации, если хочет предупредить сомнения потенциального работодателя в своей способности выполнять определенную работу. Например, это может быть девушка, которая последние несколько лет не работала, поскольку сначала находилась в декретном отпуске, потом еще несколько пребывала в статусе домохозяйки, а затем решила снова устроиться на работу. В таком случае, невзирая на наличие у нее диплома об образовании и опыта работы, работодатели наверняка будут сомневаться в ее компетенции на сегодняшний день. Тогда полученное свидетельство о квалификации как раз может выручить.

Или другой пример – человек после учебы трудился только в качестве фрилансера, причем неофициально. И если уровень образования он еще может подтвердить документально, то в отношении имеющегося опыта с этим трудности. В таком случае свидетельство о квалификации также способно убедить представителей кадровой службы работодателя, что этот человек способен выполнять ту работу, на которую он претендует.

Действующий работник

Для настоящих сотрудников свидетельство о квалификации может помочь для продвижения в профессии и повышения шансов роста заработной платы. Возможно, свидетельство поможет получить допуск работодателя к определенным видам работ, конкурсам, участию в контрактах и т.д.

Кроме того, независимая оценка квалификации может потребоваться, в преддверии увольнения. Например, когда компания планирует расстаться с сотрудником в связи с сокращением штата или по причине его несоответствия занимаемой должности.

Что касается сокращения штата, то если компания прибегнет к этой процедуре, приоритетное право остаться на работе получат те, кто наиболее квалифицирован (ст. 179 ТК РФ). Вот здесь и может пригодиться свидетельство о квалификации. Правда, нужно понимать, что сама по себе эта бумага не даст никаких гарантий от увольнения. Организация вправе сама решать, кто из работников, по ее мнению, более квалифицирован. Ведь критериями квалификации работника являются уровень образования и опыт практической работы. Исходя из них, работодатель имеет право самостоятельно решать, кого оставить (Определение КС РФ от 18.12.2007 № 867-О-О). Тем не менее, свидетельство о квалификации может быть принято во внимание.

Что касается такого основания для увольнения, как несоответствие занимаемой должности, то, как уже было сказано выше, ТК РФ требует подтвердить недостаточную квалификацию работника результатами аттестации, а не независимой оценки квалификации. Это разные процедуры. Поэтому, имея на руках свидетельство о квалификации, на него можно ссылаться перед работодателем, но считать этот документ защитой от увольнения все же нельзя.

Статья Проказина Е.А.,
редактора-эксперта журналов «Время Бухгалтера, «Время Юриста»
«Кому и когда может понадобиться независимая оценка квалификации»