Греки жили в Малой Азии с незапамятных времен. До завоевания полуострова османами, были здесь одним из нескольких коренных народов. Греки создали здесь города Смирна, Синоп, Самсун, Трапезунд. Последний в средние века стал важным торговым городом и столицей Трапезундской империи.

После завоевания Трапезундского государства турками, его территория вошла в состав Блистательной Порты. Греки в Османской империи составляли национальное и религиозное меньшинство. Часть понтийцев перешла и восприняла турецкий язык.

В 1878 году греков уравняли в правах с мусульманами. В начале 20 века в среде понтийских греков начали зреть сепаратистские настроения. У населения была популярна идея создания на территории Понта своего греческого государства.

С началом Первой мировой войны турецкое правительство начало рассматривать понтийских греков в качестве неблагонадежного . В 1916 году их, вместе с армянами и ассирийцами, стали выселять во внутренние регионы Османской империи. Переселение сопровождалось массовыми убийствами и грабежами. Этот процесс часто называют греческим геноцидом. Греческие повстанцы начали вооруженную борьбу за создание независимого государства.

После ухода из Понта турецких войск, власть в регионе перешла к грекам. Было сформировано правительство во главе с митрополитом Хрисанфом. После захвата области турецкими в 1918 году, начался массовый исход греков. Беженцы направлялись в Закавказье (Армению и Грузию), Грецию и Россию.

Оставшихся переселили в Грецию в 1923 году в рамках Лозаннского мирного договора, содержащего статью о греко-турецком обмене населением. Свой вынужденный отъезд понтийские греки рассматривали как национальную катастрофу. На их место заселили мусульман из балканских стран.

Язык понтийских греков

В период проживания в Османской империи понтийские греки были двуязычны. Кроме греческого они использовали и турецкий язык. Отдельные группы греческого населения перешли на турецкий еще в 15-17 веках.

Понтийский греческий значительно отличается от языка материковой Греции. Жители Афин и других городов его не понимают. Многие лингвисты считают понтийский отдельным языком. Среди понтийцев широко распространено убеждение о большой древности их языка.

Историческое название понтийского языка - ромейка. После переселения в Грецию в 1923 году, понтийцам предложили забыть свой язык и отказаться от своей идентичности. Сейчас родной язык помнят лишь представители старшего поколения, кому за 80.
Чистая ромейка частично сохраняется лишь в виллаета Оф в Турции. Это потомки греков принявших еще в 17 веке. На этом языке здесь говорят несколько тысяч человек. Понтийский диалект очень похож на язык «мариупольских греков», проживающих на Украине.

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ГРЕКИ

Известно, что древние греки не исконные жители Древней Греции. Они переселились сюда двумя волнами. Первыми пришли ахейские племена, вторая волна переселенцев дорийцы. С кем и где они жили раньше, неизвестно. Сами греки забыли, а у современных ученых этот вопрос вызывает оживленные споры и по сей день.
Но по какой-то причине эти споры идут в обход языка. И напрасно. А ведь греки принесли с собой и тот язык, на котором они разговаривали на родине, и мифы тех, с кем они жили.

Возьмем, как говорится, быка за рога и сразу же зададимся вопросом: что означает этноним греки?

Через арабский язык на этот вопрос ответить легче легкого. Это по-арабски "потопленцы ", как погорельцы. Т.е. пострадавшие от потопа. В имени дорийцы та же идея: от ар. д орр "нести ущерб".

Известно, что первоисточник мифов о потопе долина Междуречья. Её действительно время от времени постигали разрушительные наводнения. И библейский миф, в частности, заимствован оттуда. В тамошней легенде "ковчег" приплывает не к горе Арарат, а на остров Блаженства, по-арабски джазират ут- Туба , откуда Утопия. Конечно, гористая местность показалась натерпевшимся от потопов идеальным прибежищем, утопией. Да, как бы мы ни заходили вглубь истории, всегда найдем следы русского языка. Утопия, это место где не утопнешь.

Древнее название Греции Хеллада . Зная место исхода, нетрудно догадаться, что это Халдея, сословие вавилонских колдунов. И сразу станет понятно, откуда в Греции была так развита и астрология, и знахарство. Знахарь по-гречески фармакос от обратного прочтения ар. маъриф (а ) "знание". Т.е. знахарь. Академия – это сад, где спорили академики, в прошлом аккадцы, семитический народ, вышедший из Аравии.

На фоне этой информации можно вернуться к ахейцам, переселенцам первой волны. Это по-арабски "братство". От ар. а хе "мой брат". Братством называют себя некоторые духовные движения до сих пор. Белое ахейство есть и у нас.

Можно догадаться, что ахейцы не "пострадальцы " от потопа, а жреческая секта, которая не могла предотвращать губительные наводнения, за что и была изгнана. Именно они принесли с собою мифы и тот мир богов и героев, которым мы восхищаемся до сих пор.

МИФОЛОГИЯ


Греческие Боги и герои сплошь носят арабские (аравийские) имена. Зевс, главный бог греков, если снять греческое окончание, по-арабски значит "свет". А теос "бог" от обратного прочтения рус. с вет. Арабской буквой вав обозначают полугласную w , или гласную у (о).

Афродита, "рожденная из пены морской" состоит из двух частей. Первая часть от ар. у фр "гребень, грива, барашек волны". Вторая часть от рус. р одить. Откуда ж еще?

Имя бога морской стихии Посейдон надо читать арабскими глазами, т.е. наоборот. Получится "вызывающий бурю" (нодии эсоф ).

Гефеста, бога кузнечного дела, тоже надо читать по-арабски. Тогда получится тасфи "бронирование", исконное занятие кузнеца. Но арабское слово имеет мотивацию. Это масдар (отглагольное имя) так называемой второй породы (каузативной), производное от сафха "лист (железа)" В нашем языке от этого ДОСПЕХИ. Наши "прославленные" "этимологи" - ни Фасмер, ни Черных, - даже не включили это слово в свои словари. И никогда оно не было предметом рассмотрения этой "науки". Почему? Потому что они считают его мотивированным. Действительно, до – приставка, спех – корень. От этой логики легко можно охренеть , что зачастую и происходит в наших школах.
С псевдогреческими богами можно забавляться и далее, но когда принцип разгадки известен, это становится скучным занятием.

Займемся героями. Из главных героев самый славный и главный – Геракл. Многие цари вписывали его в свою родословную. Возьмем такой короткий сюжет из мифа: Ревнивая Гера насылает на Геракла болезнь ума, и тот в припадке безумия убивает своих детей, рожденных любимой женой Мегарой .

Гера, супруга Зевса, была настолько ревнивой, что без этого эпитета ее имя почти не употреблялось. И напрасно. Гера как раз и означает по-арабски "ревнивая". Геракл это просто арабское гер ъакел "безумный". Безумству храбрых поем мы песню. Настоящий герой. 12 подвигов – не шутка. Ну, а Мегара – это предмет ревности.

И кто это все насочинял? Гомер (Омер ). Типичное арабское имя, каких у них сотни тысяч.

НАУКИ


Греческие науки, понятное дело, все из Халдеи. Возьмем "царицу наук". МАТЕМАТИКА в Древней Греции еще сохраняла свое исконное значение в соответствии со своими арабскими корнями. Это не была наука о числах. Это была просто наука. Потому что матмаъ это по-арабски то же, что талаб "требование, поиск", талаб ал-ъилм "требование знаний", "учеба". Слово знания по контексту часто опускается и потому толаб (и его синоним матмаъ , мн. число мата:м еъ ) сами по себе означают учебу. Известное религиозное движение толибан наши журналисты так и переводят "ученики", "студенты". Толибан имеет другой смысл. Это искатели (истины), а не учащиеся учебных заведений, как считают наши журналисты.

Нумерологической наукой математику сделал, по всей видимости, Пифагор, создатель нумерологии. Что же ему оставалось делать, если в имени цифры так и светятся. Даже сейчас в английском есть слово figures "цифры". Это слово от арабского фагарат "позвонки", в том числе и костяшки на счетах. От арабского фагара "делать дырку, дырявить", (чтобы нанизать на проволоку).

Другой великий математик Евклид в своем имени тоже имеет негреческую часть. Ев – это хорошо, а вот клид от русского кладка, складывать. Очень хорошо сложил свою геометрию. Это, конечно, не землемерия, как нас учили в школе, Это по-арабски "универсальная метрия": гамиъ + метрия. Ей же, геометрии, всё равно что мерить – землю или воздушное пространство, или там, глиняные горшки, искусство изготовления которых ахейцы с дорийцами привезли из Вавилонии , где глина была сакральной. Именно её обжигали тамошние жрецы, чтобы сохранить свои глиняные библиотеки навечно. Вечность по-арабски хулуд , а халадон "душа", откуда и колдуны и халдеи.


Греция славилась развитой МЕХАНИКОЙ.

Механика тоже не греческое слово, а по происхождению арабское: мокин это буквально "создающий". А мокан "сооружение", "сделанное", "возведенное". А если поставить огласовку и, то получится инструмент, т.е. микан - ика . Величайший в мире механик Архимед имел имя, в котором записано по-арабски "рыхлая опора" (арха имад ). Дайте мне, говорит, точку опоры, и я переверну мир. Свою надо иметь – сказали бы ему сейчас.

АСТРОНОМИЯ

АСТРОНОМИЯ – от сложения ар.у стура "описание" и нойом , нугум , "звезды". Греки забыли, какие части слова что называют, как и свою родину, и первую часть связали со звездами, астрами, а вторую – поняли как "закон". Почти все термины астрономии и названия звезд – арабского происхождения. Это широко известно. Поэтому уйдем от подробностей. А вот АЛЬМАГЕСТ, древний каталог звезд, приписывают то греческому языку, то латинскому. Хотя и невооруженным глазом видно, что слово арабское. И мотивируется хорошо. Аль – это артикль, а магест – производное от ар. г лагола гесс "напрячь зрение, чтобы различить". Ничего лучше для астрономов придумать нельзя.


ФИЛОСОФИЯ


Больше всего Древняя Греция славится философией. По всеобщему признанию именно здесь она зародилась. Но нет. Все термины опять арабские. Философия на самом деле не "любомудрие", а ФСЛ Ф "разделение, различение, анализ". Диалектика не спор, а в обратном прочтении КТ ХЛТ "расчленение сложного". Из всей огромной армии философов только Платон именно так слово в слово и определял диалектику. Познание осуществляется через анализ-синтез, говорили греки. А вот и нет. Если мы переведем эту формулу на арабский (ФСЛ – ВСЛ), получится нечто рифмованное и совсем другое по смыслу. А именно: РАЗЛИЧАЙ и ПОСТИГАЙ. Синтез постигающего мозга с открывшейся в результате различения частичкой Истины. Вот вам элементарный шаг познания. Греки и за ними вереница философов совсем не так понимали эту формулу.


МУЗЫКА

Музыка – греческое слово. Так считают сами арабы. Ха-ха. Если взять русское слово ЗВУК и образовать по правилам арабской грамматики причастие так называемой четвертой породы, получится музика "издающая звуки". Вообще современная музыкальная терминология считается в основной итальянской. То, что она в итальянском не совсем мотивируется, этому не придают значения. На самом деле якобы итальянская терминология в основном русская. Сравните МЕЛОДИЯ, что есть упорядоченный по ладу звуковой ряд. Здесь М – это ар. а ффикс причастия, как в словах музыка или Мухаммад (прославленный). Слово ЛАД уж обсуждать не будем ввиду очевидной русской исконности. ТОН от русского тянуть, Чем более натянешь струну, тем выше ее тон. Кому это неизвестно? А мена гласных это опять след арабской грамматики. О – это показатель страдательности. А НОТЫ – это от обратного прочтения ТОН. Каждой ноте своя степень натянутости струны. Кому это неизвестно?

Но никому не известно, почему ноты называются так, как называются. Симия в этом поможет разобраться. Делов то. Сложим их названия в один звукоряд, получится арабская фраза: период (доре ), разделенный (мифассоля ) + эхо, отзвук (сада ). Мой хороший знакомый, кандидат наук в своей области и играющий пианист, сказал мне: это научное определение октавы.

Нот всего семь. Но почему же октава образовано от окто (восемь). Да это не окто а арабское уктуба "запись (нотная)".

У древней лиры (семиструнной) нижним резонатором служил панцирь черепахи, а верхним – два рога козы. Почему козы? Рогами обладают многие копытные. А потому что коза по-арабски МЪЗА. Арамейский ъайн пишется как русское У. Прочитаем теперь "по-русски", получим МУЗА. Да, музы вместе с козлами были спутниками Дионисия, бога вина. Имя этого бога тоже арабское, от корня ДНС – "топать ногами", а также "попирать". Так оно и происходит. Отсюда и танцы и ар. дана:с а "попрание". Дионис как настоящий алкаш имел кликуху : Вакх. Греки не знали, что это значит. За давностью забыли, как и свою родину. По-арабски это "бессовестный , наглый". Правильная кликуха . Проверить легко. Кстати, его маму звали Семела . "Земля" – говорят ученые. Нет. Это по-арабски "хмель". А вот еще новомодное слово, якобы французское: соммелье .

АЛФАВИТ

Считается, что греческий алфавит создан на основе финикийского с добавлением некоторых букв. В основном, букв, обозначающих гласные, которые в этих алфавитах не писались. Но не факт, что в основе греческого лежит именно финикийское письмо. Дело в том, что практически одним алфавитом из 22 букв в одной и той же последовательности пользовались и финикийцы, и арамейцы, и древние евреи, и другие народы.

Но названия некоторых греческих букв могут относится только к арабскому языку. Дело в том, что во всех так называемых семитских языках пали гортанные артикуляции, которые в арабском сохранились. А освободившиеся знаки стали использоваться некоторыми народами для обозначения гласных, чего "семитские" народы, как и арабы, не сделали, сохранив огласовки.

И вот некоторые из этих букв иногда сохраняют арабские названия в их бытность гортанными . Например О микрон, вроде как О малая. Эта же буква, которая имея два варианта, один без точек, другой с двумя точками наверху (ه ة ) в ар. я зыке называется "связанной", если она сопровождается двумя точками сверху. По-арабски связанный – марбут или макрун . Вот эта последняя превратилась в микрон. Понятая как малая, она вызвала необходимость назвать ее вариант мега (большая), хотя она совсем не больше "малой".

Вот еще одна греческая буква. Е_псилон . Что такое псилон никто не знает. На самом деле это название буквы, "гортанного взрыва", в том случае если она не выпадает в потоке речи, в противоположность другому гортанному взрыву, который может падать согласно особым грамматическим правилам. Т.е. фасилон , если не падает, василон , если подвергается падению. В семитских языках гортанные пали, а термины, их описывающие, обессмыслились, но, как выясняется, частично сохранились, своим наличием указывая на истинный источник.

РОДИНА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В Древней Греции было много семерок: семь нот, "поход С емерых против Фив", семь мудростей, семь мудрецов, семь струн на лире, семь светил на небе.

Но не столько, сколько в Месопотамии. Шумеры даже писали по глине клиньями в виде семерок. В арабском языке есть глагол саммар "вбивать гвозди", "писать клинописью". А как они строили семиэтажные башни!!! Одну возвели аж почти до самого неба, которое по-арабски называется сама :. Шумеры, по-арабски сумейри значит семерочники . Что шумеры, если даже реки Тигр и Евфрат сошлись клином-семеркой. Река Тигр – это тигр, А Евфрат – это искаженное арабское ъафрус "лев" (букв. г ривастая голова). Эти животные принадлежат одному виду и могут даже спариваться. По-арабски этот вид называется сабаъ . Так же называется семерка.

Даже сакральные пальмы в точности напоминают нам шумерский клин-семерку.

Так что древние греки пришли из Месопотамии, седьмого региона, и принесли с собой её язык и номер.

Вашкевич Н.Н.

Интервью с заместителем Председателя Московского общества греков Альбертом Янаковым

Каково общее количество греков в мире?

В мире греков около 15 миллионов. В России – 150 тыс., однако объективной эту цифру назвать нельзя ввиду миграционных процессов, а также из-за того, что многие греки, исходя из объективных и субъективных причин, указывают иную национальность (в большинстве подобных случаев в России греки указывают в графе национальность – «русский»).

Существует термин «понтийские греки» и «греки эллинские», есть ли разница между этими этнонимами?

Общечеловеческих различий между ними я не вижу. Вместе с тем, это не значит, что я перечеркиваю термин «понтийские греки». С целью изучения, культурного интереса, исторического интереса, некоторых особенностей судьбы, можно изучать и использовать этот термин. Однако, когда я говорю о греках, я говорю, что я грек и все считаю таковыми, вне зависимости от места проживания и иных отличий. Безусловно есть и другие точки зрения, когда кто-то использует эти термины с большими «границами». Эту точку зрения я не разделяю, поскольку, на мой взгляд, эта точка зрения в корне ущербна. Стоит только заложить принцип жесткой индивидуализации во взаимоотношениях между людьми, как постепенно может произойти раскол в греках как в этносе. А для греков, также как и для армян, будущее в единении. Внутри мы сами можем разобраться, какие у нас особенности, с внешними системами, на мой взгляд, наши нации должны выступать как единое целое. Вместе с тем, повторюсь, то интерес культурный, научный может быть более дифференцирован.

А существуют ли диалекты внутри греческой нации?

Да. Это связано с объективными причинами, поскольку греческий язык Малой Азии и континента в определенный момент геополитически разошлись. Между ними появилась некая граница. А язык это живая материя, и поэтому в свободной Греции пошло активное развитие языка. В Малой Азии, которая находилась под турецким гнетом, развитие несколько приостановилось, поэтому понтийский диалект сегодня ближе к древнегреческому.

Сколько членов в вашей московской организации?

Карточки заведены на 1380 человек. Но активных членов значительно шире.

Какие основные цели ставит перед собой греческая диаспора?

Существует проблема полной ассимиляции в современных условиях. Это не опасность растворения в российской культуре. Существует множество факторов, которые активно воздействуют на менталитет: информационная, экономическая, социальная среда. Исходя из этого, первоочередной целью я вижу сохранение своей национальной самобытности. Вместе с тем, ни в коем случае не идет разговор, чтобы развить самоидентификацию до такой степени, чтобы довлеть над кем бы то ни было или ставить в противовес. Наша цель привить любовь к своей истории, культуре, языку… Кроме того, нашей целью заключается привить соотечественникам интерес к нашей богатейшей истории, культуре, языку и наконец сохранить интерес друг к другу.

Не могли бы Вы назвать имена некоторых выдающихся греков в истории России или постсоветского пространства?

{youtube}4yc_9LCzQq0{/youtube}

Сложность ответа на этот вопрос заключается не в отсутствии материала, а в выборе, потому что материала так много, что приходится выбирать. Судьба Греции и России тесно переплетена и политически, и культурно, и религиозно, и на личностном уровне. Например, много исторических личностей, которые стояли у истоков образования древнерусского государства еще с Х в. Особенно этот связано с религией, православием, поскольку множество греков становились на Руси патриархами или просто отдавали свою жизнь развитию православия на Руси. Кстати первый глава греческого государства Иоанн Каподистрия был ранее министром иностранных дел Российской империи. Становление флота в России также связано с Грецией. Во времена Петра I Россия приобрела флот и у нее появились новые политические аргументы, при этом основное кадровое наполнение для российского флота в существенной части составляли греки, чья жизнь с детства была связана с морем. Очень много греков из купеческого сословия, которые были тесно вплетены в российский быт в XVIII в., XIX в. и принимали активное участие в развитии российских городов Астрахани, Санкт Петербурга, Москвы (Донской монастырь, Ильинка…).

Видите ли вы схожие черты между армянами и греками?

{youtube}hG-GOQ1_sB0{/youtube}

Конечно, вижу. Общие черты выработались во многом ввиду схожести судьбы наших народов. Во-первых, оба народа имеют древние исторические корни, соответственно богатую культуру. Во-вторых, сегодняшний армянин или грек четко идентифицируют себя и свою принадлежность к этой культуре. На протяжении многих лет и армяне, и греки жили не в идеальных условиях, и все, что есть сегодня у диаспор – благодаря их труду, терпению, работоспособности и активности. Ведь условия их жизни не способствовали развитию, богатству, скорей наоборот. Но, несмотря на это, наши народы сумели сохранять и развивать свою культуру и самобытность. И конечно важным внешним фактором, который сближает и делает похожими некие черты – это Малоазийская катастрофа (Геноцид христианских народов Османской империи).

Какова Ваша позиция в отношении Геноцида армян, греков и других христианских народов Османской империи?

Вся греческая диаспора признает факт безвинно убиенных миллионов граждан Османской империи в период I Мировой войны. Это факт. И Турции необходимо признать совершенное преступление над армянами, греками, ассирийцами и другими народами геноцидом. Мои предки из Малой Азии вынужденно эмигрировали в Российскую империю, спасаясь от этой страшной резни.

Здесь надо разделить две составляющие. Одно это то, что греки вспоминают в этот день, проводят молебен, рассказывают детям об этих трагических датах в своей истории. Вторая составляющая это то, что внешне пытается сделать общество (проведение пикетов, собраний, митингов, демонстраций) и здесь каждый армянин поймет меня как никто другой.

Как Вы оцениваете взаимодействие армянской и греческой диаспор России?

Как тесные, активные и перспективные. Во многом благодаря нашей молодежи. Алексей Черкезов активно взаимодействует с вашими молодежными подразделениями. Наши активные долгосрочные взаимодействия основываются на личностных симпатиях, что хорошо, но более важно, что строится все на объективных, фундаментальных совпадениях интересов, менталитета и культуры. Думаю, что впереди нас ждет только развитие наших взаимодействий.

Какое место занимают армяне в Вашей жизни?

У меня много друзей армян. И они играют существенную роль моей жизни, потому что общаясь, выстраивая какие-то деловые отношения, мы можем прогнозировать поведение друг друга, мы можем понимать мышление, нам в конце концов комфортно. Я рад, что у меня есть не столько партнеры, сколько друзья – армяне, с которыми мне приятно общаться.

Тигран Манасян,

О приходе греков извне Греции говорит мощный догреческий субстрат в греческом языке, возможно от неиндоевропейского языка, из которого в греческий вошла как раз лексика, связанная с местными условиями Эллады и терминами высокой городской культуры, процветавшей в Греции до греков (Kretschmer 1896; 1933; 1940; Merlingen 1955).

Если учесть единство и непрерывность микенской культуры, к концу которой принадлежат таблички микенской письменности, то греческий язык и этнос в Греции можно надежно углубить по меньшей мере до ее начала, т.е. до сер. XVII в. до н.э. (по новой хронологии - до XIX в. до н.э.). Микенская культура резко отличается от предшествующей. Исследователь этого периода перемен в Греции С. Диц констатирует, что период шахтных гробниц характеризуется внезапным и радикальным изменением культуры. Это изменение произошло за сравнительно короткий интервал - в течение жизни двух-трех поколений, если не одного. Кроме того, среднеэлладскую и микенскую культуры разделяет также горизонт разрушений (отмечены в четырех местах - van Royen and Isaac 1979, 45, 57). Однако микенская культура сохраняет всё-таки сильную преемственность от культуры среднеэлладской в керамике, ремеслах, погребальном обряде и т.д. (Dickinson 1977: 53; 1989; 1999; Dietz 1991: 7).

Хиллер (Hiller 1986) считает, что греки пришли раньше, а это было дрéвнее (явно до дорийцев) нашествие каких-то северян на Грецию. Существенно, что захороненные в шахтных могилах отличаются своим физическим типом от окрестного населения - они выше и ширококостнее. 14 микенских скелетов знати в среднем на 5 см выше, чем окружающее рядовое население (Angel 1973; Dickinson 1973; 1977), а некоторые погребенные особенно выделялись ростом (Mylonas 1973: 426). Видимо, пришельцев было не очень много, и они лишь насадили в местных центрах свои династии, образовав тонкую господствующую прослойку - как норманны в восточнославянской среде. Норманны быстро ославянились, микенские пришельцы - огречились.

Антрополог Л. Ангел замечает, что аристократия в микенских могилах менее средиземноморская по расе, более «динароидно-смешанная альпийская, чем рядовое население, и с сильным северно-иранским влиянием » (Angel 1973: 389). Под «северно-иранским» он имел в виду степное население Северного Причерноморья. В курганных погребениях с охрой венгерских степей тоже встречаются исключительно высокие индивиды - до 190 см (Makkay 2000: 34).

Заметим также, что пеласги были одним из «народов моря» пеласти (описка у древних греческих авторов), пелесет египтян, или филистимляне Библии, вышедшие из Среднего Подунавья в XII веке до н.э. (Kimmig 1964; Sandars 1978; Schachermeyr 1979; 1980). Приписывать им долгое и стойкое проживание в Греции не приходится, но если их языковые следы и удастся установить, то они должны оказаться близкими фракийским.

Когда же греки пришли в Грецию?


Как установил археолог Блейген, карта до-греческих топонимов в Греции совпадает с ареалом памятников раннеэлладской культуры. Судя по ее близости культурам раннеминойской на Крите и западноанатолийской (позже такой близости не было - на Крите, например, минийской керамики нет), эта культура принадлежала населению, оставившему топонимы на -s(s)- и -nt- (-νθ-): именно они распространены широко в Эгейском мире - в Греции, на Крите и в Анатолии. Из этого Блейген заключил, что раннеэлладская (РЭ) культура и оставлена предшественниками греков в Греции.

Этот переход от ранней к среднеэлладской (СЭ) маркируется появлением минийской керамики около 1900 г. до н.э. по традиционной хронологии (по новой, 2500 г. до н.э.). Позже Джон Каски установил, что это было лишь завершением перемен, начавшихся раньше и занявших весь РЭ III (Caskey 1968; 1969; Marinatos 1968). Теперь ясно, что уже РЭ II (или культура Кораку, как ее назвал Ренфру - Renfrew 1972) означал последний период предшествующей цивилизации, завершившись около 2200 г. (по новой хронологии, около 3000 г. до н.э.). Он закончился пожарами почти во всех центрах Греции, некоторые города были покинуты и не восстановлены. В Лерне жизнь возобновилась, но на развалинах дома местного властителя был воздвигнут курган с кромлехом, остававшийся в неприкосновенности в течение последующего периода. Таким образом, какие-то племена вторглись в Пелопоннес в конце IV - начале III тыс. до н.э.

Исчезла высокая культура раннеэлладского времени (РЭ I - культура Евтресис, и РЭ II - культура Кораку). Это поселения с крепостными стенами, с могильниками вне поселения, двухэтажными общественными зданиями, печатями, изысканными формами посуды, например, асками и т.н. соусниками, напоминающими суда. Она сменилась культурой совершенно иной, более низкого уровня. Это расположенные на смежных территориях археологические культуры Тиринф и Лефканди - с легкими апсидными домами, которые раскопщики прозвали «конурами», с бофрами (обмазанными глиной хозяйственными ямами), с захоронениями внутри поселка, под стенами и полами жилищ, с подкурганными погребениями в ямах, пифосах или каменных цистах. Есть и усовершенствование: часть керамики, формы которой совершенно новые, стала производиться на круге (минийская керамика).
Из среднеэладской культуры вычленяют аналогичные степным курган, боевые топоры, булавы и выпрямители древков стрел (Северное Причерноморье).

По мнению Хейли и Блейгена, поправленному Джоном Каски, это и был приход греков (также Palmer 1955; 1961; Marinatos 1968; 1973; Schachermeyr 1939; 1968; 1984; Sakellariou 1980a; 1991; Hiller 1982; 1986), и пришли они с севера, о чем говорят курганы, выпрямители древков стрел, апсиды домов и могил, глиняные якоря, каменные боевые топоры (Hood 1973b; Howell 1973; Hiller 1982; 1986). РЭ III значительно ужалась по сравнению с РЭ II. В основном изменениями были затронуты Беотия, Аттика, Коринф, Арголида, Аркадия, Лакония и Мессения. Сакеллариу считает, что первая волна пришельцев (в конце РЭ II) была незначительной и двигалась морским путем, а вторая, в конце РЭ III, была массовой и катилась по материку.

Сириопулос (Syriopulos 1964; 1969) собрал все материалы среднеэлладской культуры, не только керамику, и Хауэлл проанализировал их. Оказалось, что аналогий много вдали, и они сосредоточены не в степях, а в двух местах - в Трое и на Среднем Дунае.
В Трое это слои со II по V. В слое I керамика несколько иная, но со второго города начинается сплошное преемственное развитие, которое продолжается до пятого города.

На Дунае это круг культур, объединенный в баденский культурный комплекс. Это культура Баден в Австрии, она же Пецель в Венгрии, культура каннелированной керамики в Моравии, родственные культуры Костолац в землях бывшей Югославии, Коцофень в Румынии (Kalicz 1962; Petre şi Govora 1970). Для этих культур характерны каннелированная керамика, сделанная с примесью дресвы и обожженная без доступа кислорода; бофры - хозяйственные ямы, обмазанные глиной. Погребения иногда кремированы, чаще скелеты лежат скорченные в ямах, каменных ящиках и в глиняных сосудах, нередко под полом и стенами жилищ. Есть и лицевые урны, чрезвычайно похожие на знаменитые троянские, обнаруженные еще Шлиманом (в Трое II и позже). Каменные боевые топоры и булавы, выпрямители древков стрел тоже в дунайских культурах встречаются. Есть также глиняные модельки повозок. Курганов нет.

Население было боевым, подвижным и многочисленным (поселения гораздо гуще, чем в предшествующих культурах этой местности). Склонность его к экспансии сказывается в продвижении культур этого типа в сторону Италии и в сторону Греции и Анатолии.

Эвжен Неуступны на баденском симпозиуме датировал баденскую культуру шестью веками - с середины IV тыс. по XХIX век до н. э., и эта датировка ныне принята всеми.

Троя I была только провинциальным городом культуры, раскинувшейся в Малой Азии и Македонии, на островах и берегах Адриатики и проливов. Центром же этого государства была не Троя, а город Полиохни на острове Лемнос. Это была чисто морская культура. По соседству в Малой Азии были другие подобные культуры, более континентальные (культура Иортан). Культуры эти существовали примерно с 3200 г. до 2750 г. до н.э.

Внезапно мирная жизнь на западе Малой Азии окончилась. И на материке и на островах. Троя I разрушена, Троя IIа и Бейджесултан сожжены. Опустошены берега, на месте 50 поселений культуры Трои I - около дюжины поселений времени Трои II. Около 2600 г. частично сожжена и островная столица - Полиохни. В спешке там построена крепостная стена. Прерваны связи с Европой, откуда в Азию поступало олово для бронзы - в Аккадской империи при Саргонидах бронза сменилась чистой медью - на время вернулся медный век, энеолит.
Вообще олово в Европе добывалось в трех местах - в Британии, на Дунае и на Днепре. Но британское стали импортировать на континент весьма поздно в бронзовом веке.

Суть событий для Меллаарта ясна: нашествие варваров с моря, с запада (Mellaart 1966). Это была баденская культура. Мы можем опознать их прямо в культуре Трои II - в ее лицевых урнах (антропоморфных сосудах с поднятыми ручками), в каменных боевых топорах, в погребениях под полом и в сосудах.

Троя II возводится как мощная крепость, но уже Троя IIa сожжена. Около 2300 г. снова полная катастрофа. Троя IIg разрушена и сожжена, и в это же время разрушены и сожжены на обширной территории западной и южной Малой Азии поселения - столица Полиохни, города Тарс, Бейджесултан, Ахлатлибел, Герей, Полатли. В долине Коньи из 100 поселений раннебронзового века только 6 заселены снова, а на юго-западе - менее 100 из 300. Зато сильно возросло число поселений на юго-востоке - в Киликии.
Троянская культура распространилась, тем не менее, далеко на восток от Трои. А от этой катастрофы до начала II тысячелетия, когда анатолийские индоевропейские языки были засвидетельствованы письменными источниками, равномасшабных катастроф уже нет. Значит, по крайней мере последняя катастрофа, ок. 2300 г., погубившая Трою IIg, произведена приходом лувийцев, - справедливо решил Меллаарт.

Напрашивается соображение, что хетты пришли раньше лувийцев, поскольку оказались глубже в Малой Азии, и что первое время они жили в ее западной части, где после них оказались лувийцы, принесенные второй волной нашествия. Ввиду однотипности событий, видимо, и первую катастрофу можно объяснить тем же вторжением индоевропейцев, только в тот раз это были другие племена - в частности, хетты, палайцы. Вторжение лувийцев оттеснило их в глубину Малой Азии.

Хеттский, лувийский и родственные им языки в чем-то близки кельто-италийской группе, в чем-то славяно-балтийской, в чем-то грекоарийской (Гиндин 1970). Находят и их сходства с тохарами.

Догреческая топонимика частично - протохеттская. Она не ограничивается Грецией и Малой Азией, а распространяется на весь Балканский полуостров и на Италию. Это показала карта, составленная в 1954 г. Ф. Шахермейром. Таким образом, карта топонимики с известными суффиксами не совпадает с раннеэлладской культурой, как это полагали Блейген и все его последователи, а совпадает с тем ареалом, куда направлялась экспансия культур баденского круга. А в этот ареал входит среднеэлладская культура.

Таким образом, эту грандиозную миграцию никак нельзя считать приходом греков, она была миграцией хеттов и других анатолийских индоевропейцев (баденской культуры) на приморский юг Восточной Европы. Но если в Малой Азии пришельцы поселились надолго, то в остальных местах они были смяты и вытеснены или ассимилированы последующими пришельцами, оставив только топонимику и кое-что еще.

Однако хетты и лувийцы пришли в Грецию совсем не в этом качестве, не в этом облике. Они пришли в Грецию с севера, не заходя в Малую Азию, еще как совершенно незадетые хаттским воздействием индоевропейцы, чьи диалекты были тогда не так уж далеки от протогреческого, также более близкого к праиндоевропейскому состоянию, чем ахейский диалект крито-микенской цивилизации. По-видимому, до выделения анатолийской группы диалекты, которые в нее вошли (хеттский, лувийский и т.д.), располагались не рядом с предками греков и армян.

Интересно, что найденное на Крите в Арменах (к западу от Кносса) в позднеминойской III скальной могиле 24 изображение божества (Hiller 1977, Taf. 22a) согласно исследованиям Калверта Уоткинса (Watkins 1999), как по имени (Рунза, Рунта или Курунта), так и по оленьим признакам в облике совпадает с кельтским Богом-Оленем Кернунносом, которого можно видеть на изображениях парижского алтаря (рогатая антропоморфная фигура с надписью «Cernunnos») и котла из Гундеструпа. Напомним также об обилии оленьих рогов в Нальчикском могильнике, выдающем его связи с баденской культурой.

Воздействие местных анатолийских, хаттских и хурритских, народов было слишком сильным. Ведь все боги хеттского пантеона носят хаттские и хурритские имена, а лексика за исключением самого основного фонда - не индоевропейская. Можно полагать, что в Греции дело обстояло схожим образом, но там местная высокая культура, воздействовавшая на пришельцев, была не хаттской и не хурритской, а той, которая и оставила этот мощный догреческий субстрат - с лабрисами, аксаминтами, плинфами и прочими благами, за которыми вклад пришельцев с Дуная нелегко разглядеть.

Таким образом, стало более ясным раннее отделение хеттско-лувийских диалектов от праиндоевропейских.
Поскольку удалось связать хеттов с баденской культурой , а баденская культура возводится по происхождению к культуре воронковидных кубков , вопрос о раннем и кардинальном отделении хеттского языка нужно связывать с вопросом о резком разделении между культурами баденского круга и противоположной частью культуры воронковидных кубков. Калиц реконструирует их постоянно враждебные отношения, постоянную отчужденность.

Заметим, что первые баденские проявления в Греции и Анатолии - это культура Тиринф и культура Трои II - V, а они появились в разное время: культура Тиринф на полтысячи лет позже, чем культура Трои II.

В работе по гидронимии (речь шла о происхождении славян) Удольф составил карту, по которой очаг происхождения индоевропейского - в Центральной Европе .

Первое появление греков в Греции, их нашествие с севера отличалось от дорийского нашествия прежде всего тем, что дорийцы поселялись среди своих единоплеменников, а первые греки встретили здесь чужую народность, с чужим языком, хотя и, возможно, не совсем непонятным. Кроме того, дорийцы расселялись в той же стране, а первые греки прибыли издалека. По этим показателям первые греки занимают среднюю позицию между дорийцами и «народами моря». Между тем, те и другие быстро перенимали местную керамику, а нередко и местные погребальные обычаи и поэтому археологически трудноуловимы. Показательно, что в греческом языке целый ряд слов, связанных с керамикой, не имеет индоевропейских корней, т.е. заимствован. Это «глина» (keramos), «горн» (keramion), виды сосудов - kantharos, aryballos, lekythos, depas, phiale (Grumach 1968 - 69).

Хаммонд (Hammond 1972; 1976) раскопал в Албании и Македонии курганы с кромлехами, каменными ящиками и другими конструкциями, синхронные с РЭ II - СЭ. Есть курганы и в Греции. Раннеэлладские могильники были бескурганными, так же как и баденские. Выходит, курган был занесен в Грецию протогреками.
Наиболее же недвусмысленным свидетельством пребывания в Греции северных пришельцев не-баденского облика являются черепки шнуровой керамики. Шнуровой орнамент был распространен в Северной и Центральной Европе на сосудах культур воронковидных кубков и шнуровой керамики, а в степях - в культурах михайловской, репинской, ямной, среднеднепровской и катакомбных.

Ни михайловская, ни усатовская культуры не могут быть источником протогреков - они древнее почти на тысячу лет. Но вот центральноевропейские культуры шнуровой керамики как раз могут приниматься в расчет с хронологической точки зрения, и может быть источником нерушайская культура и ее ответвления в Венгрии, Румынии и Югославии.

Если исходить из датировки черепка из Евтресис и из отсутствия курганов в РЭ III, то протогреки, если это они, вторглись в конце ранне-элладского III уже в страну, захваченную их протохеттскими или протолувийскими предшественниками. Тут стоит отметить, что разрушения РЭ III не идут в сравнение с размахом разрушений предшествующей катастрофы - в конце РЭ II. В конце раннеэлладского III разрушены только Евтресис и Кораку, все остальные - за 500 лет до того. Это похоже на дорийский способ инфильтрации, при котором разрушений и должно быть немного.

Население, строившее дома с апсидой и обладавшее культурой, анализированной Бестом, действительно родственно троянскому и в конечном счете восходит к баденской культуре, являясь протохеттским, а те, кто принес шнуровую керамику и боевые топоры, пришли с севера отдельно.

Итак, протогреки появились на рубежах Греции вскоре после занятия страны их предшественниками, хеттами или лувийцами, перенявшими местную цивилизацию. Новые пришельцы начали беспокоить страну со смешанным, а может быть, уже хеттоидным населением, с севера, а затем и просачиваться на эту южную территорию уже описанным манером. Этот процесс имел свои приливы и откаты, но дело закончилось через полтысячелетия полным освоением территории протогреками и разрушением остатков местного сопротивления. Вероятно, ситуация трехъязычия (догреческий, протохеттский и протогреческий) облегчила превращение языка завователей в lingua franca Греции и затем в единый греческий язык.

Откуда же пришли протогреки?

Лингвистические ориентиры исключают Центральную Европу: греки должны были соседствовать с ариями и армянами, поскольку когда-то говорили на одном праязыке.

Из предшествующего рассмотрения можно заключить, что арии обитали в понтокаспийских степях, и им принадлежали ямная, а затем катакомбные культуры и срубная с андроновской, а фригийцы - в Венгрии и Румынии, им принадлежали культуры с лицевыми урнами и инкрустированной керамикой. Фракийцы, ближе всего по языку стоявшие к грекам, были связаны с культурой многоваликовой керамики, которая сложилась на базе нерушайской культуры Молдавии и Румынии. Таким образом, нерушайская культура имеет больше всего шансов оказаться культурой протогреков. Нерушайская, или ее ближайшие ответвления в степях Сербии и Венгрии.

По-видимому, протогреки пришли в Грецию из-за Нижнего Дуная, с нерушайской или родственной ей культурой . Ок. 2500 г. до н.э. в степях обитало население катакомбной культуры, в дунайской части степей - нерушайская культура погребений с охрой, именуемая чаще всего буджакской, или в раннем варианте - днестровской, в позднем буджакской. У этой нерушайской культуры способ погребения - тот же, что у ямной (курганы с ямными могилами и скорченными костяками с охрой), но керамика иная, балканская. Был ли это результат инфильтрации настоящей ямной культуры или даже репинской культуры с востока на территорию культуры Фолтешти-Чернавода I, т.е. румынского варианта усатовской культуры, трудно сказать. Напомним, что в усатовской культуре покойники погребаются в курганах с кромлехом, а в Лерне в результате прихода нового населения, ок. 2500 г., и был воздвигнут курган с кромлехом на месте дома правителя. Вот Б. В. Горнунг (1964) и предлагал считать усатовскую культуру протогреческой. Но усатовская культура окончилась на 700 - 800 лет раньше.

Нерушайская же культура, сложившаяся на основе какой-то из культур этого региона (усатовской или культуры шнуровой керамики или культуры шаровидных амфор или всех троих вместе), испытала сильное влияние ямной культуры, то ли общеарийской, то ли, скорее, уже иранской. Последняя версия могла бы объяснить общую для иранцев и греков изоглоссу - судьбу праиндоевропейского s, его переход в h. Более поздние контакты с катакомбным населением на Нижнем Дунае, видимо, индоарийским, могли сказаться на мифологии греков и индоариев, обладающей значительной общностью.

Итак, по наиболее распространенной гипотезе общий очаг ариев и греков - это свита культур с мегалитическим наследием и с традициями чернолощеной керамики и шнуровой керамики, распространенных по берегам Черного моря. Во второй половине IV тыс. до н.э. новосвободненская, кемиобинская и репинская культуры, а также культура усатово - чернавода - фолтешти представляли диалекты грекоариев.

Затем возникшая на основе репинской культуры ямная дала начало всем ариям, из оставшейся на западе части ямной культуры образовались (через культуру Глина-Шнекенберг) армяне и фригийцы, сложившаяся там же культура многоваликовой керамики была фракийской, а вторжение буджакской (нерушайской) культуры, сложившейся на основе культуры усатово - чернавода - фолтешти, в Грецию дало начало грекам. Если так, то исходное единое состояние этих языков было раньше и где-то на территории Центральной Европы. По этой схеме фракийцы, армяне и фригийцы должны быть ближе по языку ариям, чем грекам. Именно такое соотношение языков диагностирует И. М. Дьяконов (1982).
У греков было индоевропейское название моря - ποντος, родственное славянскому понть ‘путь’. Также в греческом языке «вверх» означает движение вглубь материка, а «вниз» - движение к морю. Это явно движение по рекам, например, по Дунаю.

Одна из альтернативных гипотез предполагает очень раннее разделение. Если предположить, что уже население Новосвободной было индоариями (отсюда и обилие индоарийских компонентов), а затем эта этническая традиция была передана через новотитаровскую культуру катакомбным культурам, то синхронная с новосвободненской репинская культура уже была иранской, как и вся ямная культура. В этом случае усатовская культура была греко-фрако-фригийской, а разделение грекоариев на ветви произошло еще до прибытия в Северное Причерноморье. Этой гипотезе противоречит наличие заимствований из общеарийского словарного фонда (до его разделения) в финноугорских языках.

Продолжение следует...

(Джон Харрисон Симс)

В недавних фильмах о Древней Греции, таких как "Троя ", "Елена Троянская " и "Триста спартанцев " снимались актеры англосаксонского и кельтского происхождения, например Брэд Питт и Джерард Батлер. То же самое мы наблюдаем в новых фильмах о древнем Риме, таких как "Гладиатор " (где снимался Рассел Кроу) и сериал "Рим ". Но оправдан ли такой выбор режиссеров с исторической точки зрения? Действительно ли древние греки и римляне принадлежали к северно-европейскому типу?

Сегодня большинство историков античной культуры хранят по этому поводу молчание. Например, Пол Картледж , профессор греческой культуры в Кембридже и специалист по Спарте, пишет для круга образованных неспециалистов, но нигде в своих работах не обсуждает расовое происхождение спартанцев. Несколько лет назад я попытался выяснить у ряда профессоров античной культуры, к какой расе принадлежали древние греки - но они лишь пожимали плечами, показывая, что, дескать, этого никто не знает, да и сам вопрос не заслуживает изучения. В наше время интерес к расовой принадлежности древних, по-видимому, считается нездоровым, а все свидетельства в пользу их нордического происхождения оставляются без внимания из страха породить опасные умонастроения.

Однако еще сто лет назад европейцы были убеждены в том, что многие греки и римляне принадлежали к той же расе, что и они сами. В знаменитом 11-м издании "Британской энциклопедии ", опубликованном в 1911 году, отмечается:

"сохранение светлых волос, светлого цвета кожи и глаз среди знати Фив и ряда других мест свидетельствует о том, что русоволосый тип, характерный для северо-западной Европы, проник в греческие земли еще до начала классической эпохи ".

Далее там же сказано, что первые греки, или эллины, были нордиками, одним из "белокурых племен севера Европы, которое было известно древним под именем "кельты" ". Даже Бертран Рассел , британский философ и социалист, 60 лет назад утверждал, что эллины "были светловолосыми захватчиками с Севера, которые принесли с собой греческий язык " ("История западной философии ", 1946).

В наше время интерес к расовой принадлежности древних считается нездоровым .

Нынешние ученые отмежевались от этого единодушного в 60-е годы мнения. "Исторический атлас Древней Греции ", выпущенный издательством Penguin в 1996 году, высмеивает "без сомнения сомнительные расовые теории, на которых в значительной степени основана эта реконструкция древности ", но не предлагает никакой теории взамен, признавая лишь, что "происхождение греков остается весьма спорным вопросом ". Автор, однако, делает следующее удивительное признание:

"Целый ряд представлений о расовых истоках сложился в 19 веке, и хотя они, вероятно, отчасти обоснованы исторической традицией, археологией или лингвистикой, их нередко сочетали с другими, более неоднозначными предположениями ".

Бет Коэн в своей книге "Не классический идеал: Афины и создание образа "другого" в греческом искусстве " (2000) утверждает, что фракийцам , дальним кузенам греков, были присущи "та же темноволосость и те же черты лица, что и древним грекам ".

Однако "Британская энциклопедия " вполне обоснованно писала о белокурости фиванцев. Фивы были главным городом Беотии , богатой сельскохозяйственной области в средней Греции. Фрагменты древнего рассказа о путешествии, датируемого 150 г. до н.э., свидетельствуют, что фиванки были "самыми высокими, самыми прелестными и грациозными во всей Элладе. Свои золотистые волосы они заплетают в узел на макушке ".

Деталь росписи афинской урны, на которой, по-видимому, изображена пеласгийка.

В наши дни ученые отвергают такие мифы, однако последние не сохранились бы, если бы в целом противоречили народной памяти древних. Этот миф согласуется с тем, в чем давно убеждены специалисты по античной культуре: эллины мигрировали в материковую Грецию и на острова Эгейского моря несколькими "волнами ". Первыми из эллинов прибыли ионийцы и эолийцы, затем, несколько веков спустя, - ахейцы, и, наконец, дорийцы.

Ранняя греческая цивилизация бронзового века, разумеется, испытала влияние минойской и других средиземноморских культур, но при этом была несомненно греческой. Записи линейным письмом Б , около 1500 г. до. н.э. ставшим основным в критской культуре, были дешифрованы и оказались формой древнегреческого языка.

Около 1200 г. до н.э. эта культура, называемая микенской, пришла в упадок: ее города были разрушены и оставлены жителями, и Греция на 400 лет погрузилась в темные века . Вероятно, разрушения были отчасти вызваны землетрясениями и извержениями вулканов, а позже греки объясняли их вторжениями с севера.

Волны эллинских воинов сожгли микенские цитадели и сделались в Греции правящей расой. Они также разграбили Трою, и гомерова "Илиада " именно о них. Они же, по-видимому, в значительной степени истребили микенскую культуру: греки позабыли письмо, заглохли искусство, городская жизнь и торговля с внешним миром.

Кое-что о первых эллинах мы узнаем из "Илиады ". Поэма впервые была записана во второй половине 8 века до н.э., в конце греческих темных веков, когда финикийцы вновь научили греков писать. Она повествует о событиях, произошедших четырьмя или пятью веками ранее.

Мы считаем, что эта поэма о греках, но гомеровы герои-воины принадлежат к ахейской знати, и надо полагать, микенскую цивилизацию уничтожили именно они, а не дорийцы, которые вторглись в Грецию и вытеснили ахейцев столетием позже. Археология подтверждает это предположение, так как Троя была сожжена около 1200 г. до н.э., а начало Троянской войны традиционно относят к 1184 г. до н.э. Дорийское же вторжение разные древние историки относят к 1149, 1100 или 1049 г. до н.э.

Есть веские основания полагать, что Гомер записывал предания, которые дошли до него сквозь темные века. Сказитель жил в Ионии, области на эгейском побережье, которая сегодня принадлежит Турции, и если бы его рассказы были выдумкой, он сделал бы их героями ионийцев. Однако он поет хвалу светловолосой ахейской знати: великий воин Ахилл у него "русоволос"; величайший ахейский стратег Одиссей "рыжеват "; у его жены Пенелопы "белые щеки цвета чистого снега "; целительница и знаток лечебных растений Агамеда слывет "русокудрой "; а спартанский царь Менелай , муж Елены, назван "светловласым ".

Также и сама Елена "светлокудра ", и даже девушки-рабыни светлокожи: "русокосая Гекамеда ", "белоланитная Хрисеида " и "русокудрая Брисеида ". Это важно: ведь если светловолосыми были даже некоторые рабы, значит, нордический тип был присущ не только ахейцам, но и другим народам эгейского мира.

В описании Гомера и Пиндара большинство олимпийских богов предстают светловолосыми и "ясноокими ", то есть серо-, зелено или голубоглазыми. У Деметры "русые " или "золотистые " волосы; "златовласой " названа и Лето, мать Аполлона. Афродита - "златокудрая ", а Афина описывается как "светловласая и ясноокая ", а также как "сероглазая богиня ". Темные волосы из богов имеют двое - Посейдон и Гефест. Вспомним, как Ксенофан сетовал, что все народы представляют своих богов похожими на самих себя.

Последними из греческих захватчиков были дорийцы; они положили конец владычеству ахейцев и, вероятно, вынудили эолийцев и ионийских эллинов (среди которых были, несомненно, и предки Гомера) массово мигрировать через Эгейское море к берегам Малой Азии. Дорийцы, поселившиеся в плодородной долине Еврота на юге Пелопоннеса, были прямыми предками спартанцев классической эпохи и считали себя единственными чистыми дорийцами.

Вот что писал Вернер Йегер , директор Института исследования классической древности при Гарварде:

"Национальный тип захватчиков сохранился в самом чистом виде в Спарте. Пиндар заимствовал у дорийской расы свой идеал светловолосого благородного воина, который использовал для описания не только гомерова Менелая, но и величайшего греческого героя Ахилла, а так же и вообще всех "светлокудрых данаев" [то есть ахейцев, которые бились под Троей] героической эпохи " ("Пайдейя: Идеалы греческой культуры ", 1939).

Греки классической эпохи не считали себя автохтонами , то есть исконными обитателями своей земли. Они, напротив, гордо назывались "эпелюдами ", считая себя потомками более поздних переселенцев и завоевателей. Известное исключение представляли аркадцы и афиняне, чьи каменистые земли, по-видимому, мало привлекали вооруженных колонизаторов.