Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию — те или иные действия человека. Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания.

Сознание - это отражение объективной реальности в ее различных проявлениях, в значительной степени оно присуще живой природе, но самый высокий уровень развития и организации сознания имеет человек.

Человеческое сознание это высшая форма отражения, пропуская через себя материальную действительность, сознание отражает ее через осмысление полученного опыта. Создавая идеи и концепции, сознание видоизменяет реальность, преобразуя материю в идею, сознание воплощает ее в новых видах материи, которые рождают новые идеи, и этот процесс бесконечен, сознание отражает то, что само создает.

Между материей и сознанием нет, и не может быть четкой границы, это не более чем разные состояния единой субстанции. Подобно тому, как лед при нагревании превращается в воду, а вода - в пар, так и сознание, сгущаясь, становится веществом, а утончаясь - духом.

На более высоком уровне организации, материя переходит в другое качество, обретая вид и свойства энергии, но по своей сути, они тождественны, одно неотделимо от другого. Человеческое тело, как одна из самых сложных форм организации материи, выступает очень наглядным примером преобразования материи в сознание, а сознания в материю в процессе их взаимного отражения.

Механизмы сознания.
Сознание неразрывно связано с телом, а его материальным инструментом для восприятия, отражения и трансформации реальности является человеческий мозг. Это сеть, состоящая из примерно 100 миллиардов нейронов. Сенсорная система органов чувств постоянно собирает информацию об условиях внешней среды и передает ее для обработки в соответствующие отделы головного мозга.

В общем виде процесс информационного обмена с окружающим миром можно описать следующим образом: информация через каналы восприятия поступает к анализаторам, после преобразования сигналов, возникают соответствующие зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые стимулы, вызывая различные биохимические процессы в теле и ответные реакции на них.

Синхронная работа разных отделов мозга происходит посредством передачи электрических импульсов, каждый нейрон обладает электрическим зарядом, когда напряжение достигает определенного уровня, нейрон разряжается и, передавая по цепочке электрохимический сигнал в другие клетки, приводит его в исполнение, этот механизм называется «Стимул - Реакция».

В зависимости от частоты повторения стимула, связи между нейронами могут укрепляться, либо ослабевать, это называется нейропластичностью, чем сильнее стимул, тем быстрее происходит ответная реакция на него, часто повторяющиеся ситуации формируют устойчивые соединения между группами нейронов. Устойчивые нейрохимические связи группируются в паттерны мышления, своеобразные шаблоны передачи нервного импульса между нейронами, которые выражаются в автоматических, стереотипных реакциях в ответ на похожие стимулы. В результате этого работа нашего мозга сводится к простому распознаванию стимула, для того чтобы подобрать соответствующую ему реакцию, этот режим автоматического реагирования характеризуется полным отсутствием осознанности.

Тонкий механизм.
Но существует другой механизм, более тонкий и совершенный, итальянские ученые обнаружили наличие особой группы нервных клеток, расположенных в лобной и теменной долях головного мозга, так называемых зеркальных нейронов. Они работают по совершенно другому механизму, который происходит еще до того, как срабатывает механизм «Стимул-Реакция».

Реакция зеркальных нейронов происходит непосредственно во время сенсорной стимуляции, передача нервного импульса и разрядка нейрона, начинается еще при виде выполняемого действия, так же, как если бы оно на самом деле выполнялось в этот момент. Пока мы просто смотрим на какое-то действие, в нашем мозге формируется моторный план его выполнения, нейроны активизируются и передают электрический заряд по траектории, соответствующей непосредственному выполнению этого действия. Зеркальные нейроны объединяют восприятие и действие в единый мозговой процесс, полностью имитирующий увиденное на нейронном уровне.

Каждый нейрон может отдавать электрический потенциал, то есть разряжаться, кодируя либо сенсорное событие - восприятие действия, либо побуждение к действию и моторный план его выполнения, либо ментальный процесс - запоминание действия. Зеркальные нейроны кодируют два из возможных потенциалов действия, тем самым стирая границы между действием и восприятием, они не просто составляют нейронную схему, устанавливающую соответствие между выполняемым и наблюдаемым действием, они также выполняют более тонкое кодирование чужих действий, используя полученную информацию.

Декодер намерения.
Мозговые клетки, которые активируются при реализации наших собственных намерений, активируются и в том случае, когда мы распознаем намерения, соотносимые с действиями других людей, начальным действием активируется цепь зеркальных нейронов, в результате чего эти клетки симулируют целую последовательность действий, связанную с конечным результатом. Эта группа зеркальных нейронов получила название «логически связующие», они не просто кодируют действия, а соотносят их логически с предшествующими ему событиями.

Например, если мы смотрим на человека, берущего в руку чашку, наши зеркальные нейроны кодируют его последующие действия, в зависимости от окружающей обстановки. То есть, если мы смотрим на человека, который берет чашку в начале завтрака, то вероятнее всего, он делает это для того, чтобы выпить, то, что в ней находится. В этот момент между нашими нейронами пройдет цепочка нервных импульсов, соответствующая процессу глотания жидкости и возможно нам тоже захочется чего-то выпить. Если же мы увидим, как человек берет чашку в конце завтрака, то логически это соотносится с намерением убрать ее со стола или вымыть и подобные действия будут сымитированы на уровне нашей собственной нейронной активности. То есть мы проделаем это же действие в своем уме, на уровне сознания мы с абсолютной точностью отзеркалим то, что увидели.

Базовое свойство зеркальных нейронов, срабатывать и при действии и при его наблюдении, говорит о том, что они участвуют в очень точном распознавании поведения других людей. Причем характер выполняемого действия не имеет значения, важна его цель, то есть намерение, на которое собственно и срабатывают зеркальные нейроны. Через отражение тонкого внутреннего состояния других людей, мы имитируем эти состояния на нейронном уровне у себя в мозге, тем самым распознавая мотивацию, стоящую за действием.

Сознание - зеркало.
Сознание, в прямом смысле этого слова, является отражением объективной реальности, и оно происходит благодаря работе зеркальных нейронов. Наш мозг способен зеркально воспроизводить глубочайшие аспекты чужого внутреннего намерения на тонкоструктурном нейронном уровне. Идеомоторная функция зеркальных нейронов заключается в том, что исходным побуждающим фактором для их активации является не сенсорное раздражение, не стимул, а мотивация, то есть - намерение.

Для нейронного зеркального воспроизведения необходимо не само действие, а образ того, что должно быть с его помощью достигнуто. Если с этим образом не вступает в конфликт любая противоречащая ему идея из системы убеждений личности, сформированных ранее, образ соответствующий намерению способен напрямую активизировать само действие.

Кроме того, зеркальные нейроны срабатывают во время нашего восприятия движений не только скелетных, но и мимических мышц. Наблюдая выражение лица других людей, происходит особая форма коммуникации, зеркальное нейронное копирование, которое очень быстро и точно передает невербальные сообщения о психоэмоциональном состоянии человека, с которым происходит контакт.

Зеркальные нейроны разряжаются при виде человека, выражающего свои эмоции, в результате мы можем распознать и почувствовать на уровне собственных эмоций то, что переживают другие. Это понимание состояния других людей называется эмпатия - способность сопереживать и чувствовать других так же, как себя. Просто наблюдая за бессознательными движениями, которые совершает человек, можно понять какие действия он выполнит в следующий момент и какие чувства им при этом движут

Но самое уникальное в работе зеркальных нейронов то, что после восприятия стимула и их разрядки не происходит реакции, этот процесс полностью является внутренней активностью мозга, и именно он лежит в основе осознавания.

Работа зеркальных нейронов выражается в информационном считывании, которое позволяет через имитацию нейронной активности распознать и вывести на сознательный уровень полученную информацию прежде, чем последует рефлекторное действие в ответ на нее. Это в свою очередь дает нам возможность самоанализа, самоанализ очень сильно влияет на то, как в дальнейшем поведет себя мозг. Когда мы осознаем то, что происходит, активизируются мозговые области саморегуляции, они позволяют нам четко контролировать собственные мысли, чувства и поведение, если вместо рефлекторного реагирования присутствует контроль, наша эмоциональная стабильность возрастает.

Процесс формирования определенных условий, в которых происходит, или будет происходить, деятельность индивида есть психическое отражение. Итогом подобного отражения психики является совершенно субъективная оценка внешних или внутренних данных о мире, в целом представляющая собой какую-то модель окружающей действительности.

Такой субъективный подход позволяет вести жизнедеятельность и удовлетворять свои личные запросы. Стоит отметить, что психическое отражение – это обязательно процесс, связанный с субъектом непосредственным образом. Однако представления о процессах психики через призму мышления, восприятия или воображения является лишь моделью психики, в реальности же она более целостна.

Роль психического отражения заключается в создании единого, более структурированного образа из разномастных объектов окружающей действительности.

Уровни психического отражения

Сенсорно-перцептивный. Индивид, или субъект, полагаясь на ту информацию, которую он получает, вследствие стимулирования органов чувств реальными объектами, строит свою линию поведения, то есть реагирует на события так, как по его мнению он должен поступить в данной ситуации.

Уровень представлений. Образы могут возникать без непосредственного участия других объектов на органы чувств индивида. Другими словами, существует воображение, бесконечный процесс образного мышления. Суть такой функции в планировании, самоконтроле и коррекции действий.

Вербально-логическое мышление. На этом уровне происходящие мозговые операции еще менее связаны с событиями текущего времени вне зависимости от их актуальности. Субъект использует только логические понятия и приемы, сформированные в процессе культурно-исторического развития человека. Он строит личный опыт на основе тех ценностей, что сложились исходя из его ментальности.

Итак, в определении субъективности учавствует понятие пристрастности субъекта. Психологи всегда интересовались зависимостью восприятия, мышления субъекта от его потребностей, внутренних установок. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие психики включает в себя не только отражение объектов действительности, но и понятие сознания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

Введение

Переживание, как субъективное отражение реальности

Заключение

Список использованных источников

В ведение

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. Представляется, что анализ тематики переживание как субъективное отражение реальности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Попытки рассмотреть действие механизмов мотивации показывают, что во взаимодействии эмоций и процессов познания порой достаточно отчетливо участвуют и посредничают таинственные субъективные феномены, вроде чувства реальности, которое, как было показано выше, оказывает заметное влияние на возникновение эмоций.

В советской психологии существует традиция рассматривать переживание в качестве одной из центральных категорий, характеризующих психическое. С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» говорит о том, что "всякий психический факт - кусок реальной действительности и отражение действительности".

Эти два аспекта, всегда представленные в сознании человека в единстве и взаимопроникновении ступают здесь как переживание и знание. Моментом знания в сознании особенно подчеркивается отношение к внешнему миру, который отражается в психике. Переживание это первично.

Как можно видеть, речь идет об аналитическом сечении целостного акта психического отражения, выделении и противопоставлении в нем полюсов знания и переживания, иначе - отражаемого содержания и его субъективного носителя.

Образы, мысли, идеи не могут существовать без некоторого носителя, субстанции воплощения, и такой субстанцией является субъективное переживание. Человек может для сохранения перекодировать образы в ту или иную систему символов и знаков, но для того, чтобы стать достоянием другого человека, они должны быть им перевоплощены обратно, переведены из конвенционального внешнего во внутренний, живой носитель. Именно субъективное переживание является носителем психических образов, а не физиологические процессы.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики переживания как субъективного отражения реальности, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований тематики исследования.

С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы. Это значит, что данная работа помимо учебной, будет иметь теоретическую, так и практическую значимость.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования: анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа); обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения); моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Цель работы - изучение темы переживание как субъективное отражение реальности.

Объект работы - система реализации переживание как субъективное отражение реальности.

Предмет исследования - частные вопросы деятельности системы переживание как субъективное отражение реальности.

переживание эмоциональный аффект мотивация

П ереживание, как субъективное отражение реальности

Определенную интерпретацию проблема переживания получает и свете трехмерной концепции чувств В. Вундта. Если учесть расширенную трактовку в этой концепции сферы эмоционального, тот факт, что чувства характеризуются в ней как «субъективный элемент душенной жизни», сопровождают всякий акт отражения и образуют отдельный пласт психического - ее можно рассматривать как концепцию не столько эмоции, сколько субъективного переживания. Согласно этой концепции эмоциональные переживания удовольствия-неудовольствия представляют собой одни из возможных (но не обязательных) компонентов субъективного переживания, а традиционные эмоции типа радости, стыда, гнева. определенные формы развития субъективного переживания во времени.

Развитие этих взглядов способно привести к коренному изменению представлений о принципиальном строении психического. Так, из них следует вывод о двуплановости субъективного образа, о том, что всякое содержание получает в нем двойное отражение: на основе тех или иных когнитивных характеристик и, кроме того, в виде чувств-переживаний.

Пережить - это значит не просто субъективно испытать, а испытать непременно особой как-то специфически, и это «как-то» непосредственно схватывается субъектом на изначально ему доступном сложном языке, который только в развитых формах психики становится частично вербализуемым, причем с иллюзией принадлежности вербализованных отстоявшихся форм исключительно полюсу знания и объекта.

"Чувственная ткань" отражения и сознания является не сенсорной, как это следует из господствующей в психологии доктрины когнитивизма, а чувственной в вундтовском смысле слова. Одно из преимуществ данной гипотезы заключается в том, что при ее принятии не возникают затруднения, связанные с необходимостью объяснения взаимодействия образований разной модальности в целостном акте отражения. Ею предполагается, что основа отражения - чувственная ткань - уже изначально является амодальной и что язык субъективных переживаний-чувств является как бы общим знаменателем, через который могут связываться впечатления от разных органов чувств и, что особенно важно, образовываться сенсомоторные, иначе - созерцательно-деятельностные сплавы.

Функции переживаний

Концепция В. Вундта содержит следующие предположения о функциональном назначении чувств-переживаний:

Они отвечают за целостность, структурированность отражения.

Чувства способны служить посредником, связующим звеном между отдельными образами, мыслями, представлениями в том, что У. Джемсом было названо «потоком сознания»: благодаря чувству, вызванному некоторой ситуацией, мы вспоминаем о другой ситуации, когда-то вызвавшей сходное или противоположное чувство. Данное их проявление особенно отчетливо наблюдается когда этот процесс как бы застревает и мы переживаем чувство, указывающее, что с чем-то подобным мы уже сталкивались, но неспособны восстановить, с чем именно. Связывая в "потоке coзнания" отдельные образы и идеи, чувства обнаруживают себя, согласно В. Вундту, в качестве механизма ассоциаций.

Чувства-переживания представляют собой первую фазу развития активных эмоциональных реакций, или аффектов, а также возникающих из аффектов волевых побуждений и итоговых внешних действий, иначе говоря - участвуют в осуществлении процессов, которые в современной психологии называются мотивационными.

Таким образом, концепция В. Вундта помогает узаконить и локализовать в системе психического разнообразие субъективных переживаний не только категориально и в структурном отношении, но и функционально, изображая их При усвоении новых навыков, знаний, умений, происходит своеобразное сокращение, свертывание переживаний, складываются чувства более высоких порядков обобщения, исчезает переживание напряжения и т. п.

Способность одного явления или события напоминать о другом как один из самых ярких психологических феноменов, принятых в качестве универсального объяснительного принципа в ассоцианизме, тоже должна иметь объяснение, обеспечиваться некоторым механизмом и реализующим процессом. Постановка проблемы переживания открывает определенные перспективы в выяснении этого механизма. От частного чувства могут актуализироваться общие чувства, сложившиеся на основе слияния как симультанных, так и сукцессивных переживаний. Актуализация общего сукцессивиого чувства вооружает субъекта представлением о возможном чувственном развитии ситуации или отдельных ее элементов.

Таким образом, значение слияния чувств не исчерпывается структурированием отражаемого содержания в данной ситуация и распространяется на будущее. Сложившиеся; чувственные комплексы откладываются в опыте, обеспечивая приспособительные эффекты, значение которых трудно переоценить. Опытный субъект, воспринимая ситуацию, чувственно переживает значительно больше, чем непосредственно ему открывается стимуляцией. По эпизодическим обрывкам частных чувств он способен восстановить ту чувственную картину, которую могла бы вызвать стимуляция, в данный момент скрытая и на него не действующая; по первым признакам некоторого разворачивающегося события он способен с предвосхищением пережить всю чувственную «мелодию» этого события. Иначе говоря, в переживаниях-чувствах, а через них и в объективизированных представлениях ему на основе наличной стимуляции открывается его опыт, имеющий к ней отношение.

Из-за амодальности сферы переживаний чувственное ожидание изменения стимуляции имеет возможность связываться в ней в единый комплекс с чувственной картиной тех активных действий индивида (двигательных - повернуть, толкнуть и т. д., или умственных - сложить, отвлечься, обобщить...), которые являются условием преобразования стимуляции.

Очевидно, что в организации психического должна быть инстанция, в которой могли бы происходить такого рода перцептивно-проприоцептивные синтезы.

Наряду с различными вариантами проявления чувств в качестве связующего звена между отдельными элементами приобретенного опыта они служат также основой для приобретения такого опыта, его структурирования и упорядочения.

"Смутные" переживания интенсивно изучаются в психосемантике. Эти переживания создают возможность исследования при помощи субъективного шкалирования, семантического дифференциала и других приемов построения семантических пространств, именно они обсуждаются под названием коннотативного значения объектов.

Субъективные переживания и мотивация

Из вундтовских составляющих субъективного переживания наиболее прямо презентирует мотивацию измерение удовольствия-неудовольствия. Положение о том, что полезные, нужные с точки зрения потребностей воздействия и ситуации получают положительную окраску, а вредные - отрицательную, в психологии эмоций признается с редким согласием.

Непосредственным «предметом» мотивационных отношений, в частности отношений удовольствия-неудовольствия, могут служить не внешние воздействия и отражающие их познавательные образы, а специфические субъективные переживания. Иными словами, существуют; и имеют широкое распространение случаи, при которых мотивационное значение предметов и воздействий идентифицируется не по их познавательным характеристикам, а по тому переживанию, инварианту или «мелодии» чувственного впечатления, которое ими вызывается.

Опосредованность мотивационного распознавания объектов переживанием, отсутствие прямой привязанности этого процесса к сенсорно-перцептивным признакам делают его менее жестко детерминированным, зато более универсальным и гибким; благодаря этому, например, в качестве мотивационно значимого может восприниматься не само по себе воздействие, а его специфическое отношение к опыту индивида.

Переживаниями опосредованы и другие случаи возникновения мотивационного отношения к сложным, особенно многомодальным воздействиям и развернутым во времени событиям.

Особую разновидность взаимодействия мотивационных отношений с другими компонентами поля субъективных переживаний составляют случаи возникновения эмоциональных реакций с условием учета контекста ситуации. Речь идет о распространенном, хотя явно недостаточно осмысленном феномене. Как правило, фрустрирует и вызывает, например, гнев не просто неуспех, недостигнутая цель, а непредвосхищенный неуспех, что означает участи в возникновении этой реакции момента, привносимого из прошлого.

Эмоции, которые В. Вундт называл аффектами, часто возникают не на само по себе событие, а на определенное стечение связанных с ним обстоятельств.

Но если есть феномен, должен быть и лежащий в его основе процесс и механизм. Процесс взаимодействия переживаний различного происхождения, их слияния в общее чувство, соответствующее целостной ситуации, по своим признакам отвечает тому, чтобы быть задействованным в механизме, обеспечивающем учет обстоятельств. Такой механизм способен формировать непосредственные субъективные впечатления неожиданного успеха, несправедливого упрека, неоправданного риска, легкомысленного решения и других комплексных переживании, способных перерасти в выраженные эмоциональные реакции.

Участие ситуативных факторов в формировании мотивационных побуждений отчетливо демонстрируют также феномен градиента цели, означающий зависимость мотивационного отношения к ней от воспринимаемого расстояния до нее в «жизненном пространстве». Поле субъективных переживаний представляется вполне подходящим основанием для конкретно-психологических процессов, обеспечивающих различное мотивационное отношение к одной и той же цели.

В целом стоит подчеркнуть, что в проблематике субъективных переживаний, в частности, их отношения к мотивации вопросов значительно больше, чем ответом. Ее можно обозначить как важнейшую зону для перспективного развития психологии мотивации.

З аключение

На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие основополагающие выводы.

Реальность субъективных переживании позволяет охарактеризовать их как универсальную онтологическую основу психического образа, как конкретно-субъективную форму существования отражаемого в нем содержания. Другими словами, в психическом переживание проявляется в качестве реального носителя познавательных образов (воспринимаемых, представляемых, мыслимых) и в этом смысле противопоставляется отражаемому в них идеальному содержанию (которое неминуемо переживается): «Субъекту идеальное есть лишь содержание психического отражения объективного мира» (Гальперин). Разумеется, противопоставление переживания и отражаемого содержания (образов, знаний) является относительным, так как в целостных психических явлениях эти два полюса всегда выступают в единстве формы и содержания. Следует отметить, что в виде переживания и знания в психике человека обнаруживаются моменты, «в тех или иных формах представленные даже в совсем элементарных психических образованиях» (Рубинштейн), т. е. речь идет не только о высшей форме отражения - сознании.

Многие проблемы, касающиеся переживания, не разработаны даже на уровне гипотез. Отсутствие представлений о границах эмоциональной сферы отражения автоматически обусловливает неопределенность в вопросе об основных видах переживания.

Игнорируются при анализе психического весьма разнообразные и функционально важные явления.

Таковы, например:

чувства меры реальности отражаемого содержания, которые обычно не замечаются из-за постоянного присутствия в психическом, но отчетливо обнаруживаются при психотических нарушениях, когда действительность воспринимается нереальной или в нее проецируются и воспринимаются реальными образы галлюцинаторного происхождения;

чувство узнавания, тоже столь же мало заметное в нормально функционирующей психике и столь же явно обнаруживающееся в случае застрявшего припоминания, при неспособности человека идентифицировать узнаваемое явление, а также при аномалиях в виде симптома «уже виденного» в отношении того, что никогда раньше не воспринималось, или «никогда не виденного» при восприятии хорошо известных предметов;

чувства пространственного расположения предметов в отношении тела;

чувства способа действия;

чувства сходства, ожидания и многие другие психические явления, имеющие признаки непосредственного субъективного переживания.

Таким образом, непосредственный опыт как будто говорит о том, что наряду с эмоциями существует множество других психических явлений, обладающих признаками переживания. Но что в таком случае объединяет и различает эти разновидности переживания, какие возможны дальнейшие характеризующие его дифференциации? Данные вопросы остаются открытыми.

С писок использованных источников

1. Головин С. Ю. Словарь психолога - практика. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2005. - 976 с.

2. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

3. Маклаков А. Г.Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.

4. Немов Р. С. Психология. 2-й том: Психология образования. - М.: Владос, 2003. - 608 с.

5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. завидений. - 3-е изд. - М.: Академия, 2002. - 512 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.

Размещено на Allbest . ru

Подобные документы

    Определение понятия "гендер". Теория социального конструирования гендера. Переживание с точки зрения различных психологических концепций. Гендерные особенности психологического переживания. Специфическое содержание переживания кризиса одного года.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2012

    Восприятие тела в период беременности с позиций гештальт-психологии. Типология стилей переживания беременности с точки зрения гештальт-психологии и особенности работы при разных стилях переживания. Шесть вариантов стилей переживания беременности.

    реферат , добавлен 22.12.2012

    Проблема критической ситуации. Виды фрустрационного поведения. Задача определения психологического понятия конфликта. Целевая детерминация переживания. Проблема классификации процессов переживания. Культурно-историческая детерминация переживания.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2012

    Понятие переживания времени в психологии. Влияние эмоций на функцию дыхания. Переживание субъективного замедления течения времени в экстремальных ситуациях. Особенности переживания времени у больных с гипертонической болезнью и бронхиальной астмой.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2015

    Исследование связи значимого для подростка переживания одиночества со сформированными у него предпосылками самостоятельности. Сопоставление позитивных и негативных аспектов переживания одиночества и наличествующих у подростка предпосылок субъектности.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Переживание как предмет исследования в отечественной психологии. Анализ психологических исследований по проблеме переживания ситуации хронической болезни человеком пенсионного возраста. Феноменологическое интервью как метод исследования переживания.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Анализ основных научных подходов к изучению женского одиночества, его виды и причины. Исследование отличий в особенностях переживания чувства одиночества овдовевшими и разведенными женщинами. Проработка проблемы горя по поводу утраты близкого человека.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2012

    Эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку ситуаций для жизнедеятельности человека. Квалификация эмоций - это субъективные переживания человека. Волевые качества личности сложны и многообразны.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Психологические причины возникновения, структура и формы проявления зависти как чувства неудовлетворенности собой. Оценка влияния зависти на межличностные отношения. Исследование различия переживания зависти военнослужащими различного социального статуса.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2014

    Особенности переживания одиночества и развитие подростка. Причины возникновения чувства одиночества у учащихся 15-17 лет. Особенности переживания одиночества (позитивные и негативные аспекты) и наличествующие у подростка предпосылки субъектности.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. Совместно они обеспечивают чувственное отражение объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств. Необходимо понимать и сам процесс чувственного отражения, и соотношение между восприятием и ощущениями.

Восприятие - это процесс целостного отражения предметов, ситуаций и событий, протекающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Ощущение - психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств воспринимаемых предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма в момент непосредственного воздействия раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состоянии организма достигает мозга человека. Все ощущения есть результат активности именно органов чувств, которые благодаря своему специфическому устройству преобразуют энергию раздражителей в энергию ощущений. Раздражителями называют предметы и явления действительности, воздействующие на органы чувств человека, а воздействие раздражителей на органы чувств - раздражением. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений справедливая, хотя и не полная.

Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экс герорецептивные. Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Третья и самая большая группа ощущений - экстерорецептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой.

Всю группу экстерорецептивных ощущений принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения. Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности тела, и реакцией соответствующего воспринимающего органа. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние и особенно слух и зрение.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация. Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах этого вида ощущений. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя на функциональное состояние рецептора. Длительность ощущения - его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Этот след - физиологическая основа кратковременной памяти.