Мы часто сталкиваемся с понятиями политической власти, политических партий. Мы слышим о них по телевидению, радио, читаем в газетах. Попробуем разобраться, что такое политика, для чего она существует, как реализуется, почему общество не может существовать без власти.

Политика

Под политикой понимают деятельность, которая связана с отношениями между крупными группами людей, социальными слоями и даже целыми нациями. Она предполагает участие в государственных делах и включает в себя те цели и методы, которые используются, чтобы добиться реализации интересов больших социальных групп.

Так как в обществе существует много различных групп, то интересы, которые им присущи, также могут сильно отличаться. Одни могут поддерживать действующее правительство, другие относится к нему критически. Возникает борьба за власть.

Политическая власть

Под властью мы понимаем ситуацию, когда кто-то обладает полномочиями по руководству, управлению другими людьми. Она проявляется в разных ситуациях.
Властью обладают:

  • президент по отношению к гражданам;
  • офицер по отношению к солдатам;
  • учитель по отношению к ученикам.

Особенности власти:

  • властные полномочия дают возможность отдавать приказы и требовать их исполнения;
  • политическая власть распространяется на большие группы людей;
  • власть опирается на такие институты, как полиция, армия, суд, для контроля исполнения приказов и применения санкций для тех, кто их игнорирует или выполняет недобросовестно.

Роль политики и власти

В современном обществе политика и власть играют важную роль. Они влияют на различные сферы жизни общества. Власть ежедневно управляет теми процессами, которые происходят в обществе.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Значение политики и властью определяется важностью управления государством, так как без него невозможно установить порядок, поддерживать стабильное развитие и обеспечивать нормальную жизнь граждан.

Средства массовой информации

В современном обществе велика роль интернета, телевидения, радио, газет. С помощью средств массовой информации люди узнают новости, высказывают свое мнение о том или ином событии.

Большую роль СМИ играют также и в политике, так как в них находят непосредственное отражение действия власти, освещаются заявления политиков, и происходит их обсуждение специалистами и рядовыми гражданами.

Значение средств массовой информации состоит в том, что они:

  • дают представление о работе органов власти, о деятельности партий и иных организаций, о назревших проблемах;
  • вовлекают людей в политическую сферу, формируют мнение о событиях в стране;
  • быстро реагируют на все значимые события и транслируют их, вызывая отзывы людей;
  • поднимают актуальные проблемы, заставляя власть обратить на них внимание.

Нельзя забывать, что в средствах массовой информации не всегда передается объективная и достоверная информация. Случается так, что выбирается тот материал, который интересен его издателю, отвечает его взглядам. Некоторым событиям могут быть даны личные оценки, которые не всегда соответствуют реальности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию (9 класс), мы выяснили, что политика и власть играют важную роль в жизни общества, так как от них зависит развитие государства, его взаимоотношения с гражданами и другими странами, положение социальных групп, их возможность, либо невозможность, выражать свое мнение и реализовывать потребности. Большую роль в современной политической системе играют также средства массовой информации, которые моментально реагируют на происходящие события и выражают мнение людей по разным вопросам.

Политика (от греч. полис – государство) – искусство управлять государством. Наука предлагает разные определения политики. Политика – это:

Сфера жизни общества, связанная с распределением и осуществлением власти;

Деятельность по регулированию отношения между социальными группами в процессе управления государством;

Политическая деятельность партий или отдельных людей для реализации важных интересов с помощью политической власти или борьбы за власть;

Стремление к власти или к оказанию влияния на распределение власти;

Политические убеждения, принципы и идеи;

Совокупность политических наук.

Политика бывает внутренней (ориентированной на решение внутренних задач) и внешней (международной).

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю или волю общества. Власть подразумевает управление людьми при помощи каких-либо средств. Признаки власти: наличие лидера (руководителя) и подчиняющихся; проявление воли лидера в форме приказов; введение санкций – наказаний за неподчинение приказам; всеобщее подчинение воле лидера. Формы передачи власти: наследственная (переход власти по наследству, например после смерти или отказа от трона монарха), конституционная (с помощью законных выборов, например выборы президента), насильственная (захват власти).

Политическая власть – власть одной группы людей над другой. Политическая власть является обязательной и принудительной для всех членов общества. С помощью законов общество принуждается выполнять распоряжения власти. Виды политической власти: законодательная (издание законов), исполнительная (исполнение законов), судебная (наказания за неисполнение законов).

Политическая система – комплекс следующих структур: государство и его взаимодействие с политическими организациями. Политическая система – механизм управления обществом и осуществления власти. Власть реализуется с помощью политической системы. В зависимости от политического режима выделяют виды политических систем: тоталитарные, авторитарные, демократические. Функции политической системы: определение целей и путей развития общества; определение интересов участников политического процесса; мобилизация и организация обществ по исполнению целей и задач; распределение ресурсов и денежных средств; разработка законов и контроль за их исполнением; обеспечение стабильности и безопасности общества; приобщение граждан к политике (участию в выборах).

Элементы политической системы – части, из которых состоит политическая система: государство, политические организации (политические партии и движения), общественные организации (профсоюзы, религиозные организации и др.), политические нормы (закон), политические взгляды и традиционные политические отношения. Политические отношения – отношения между людьми в процессе политической деятельности; отношения между государством и обществом, между партиями, классами и социальными слоями.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.1. Понятие власти

4.1. Понятие власти

Власть – 1) есть господство одного над другим или другими; право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства; 2) способность и возможность влиять на характер, направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения, насилия и убеждения. Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма и др.

Трактовки и подходы к определению природы власти

1) социологический подход: телеологический (характеризует власть как способность реализовать намеченные цели – Б. Рассел ); системный (рассматривает власть как способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств); структурно-функциональный (рассматривает власть как способ социальной самоорганизации общества, основанный на целесообразности функций управления и исполнения – Т. Парсонс ); теория социальной конфликтологии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин утверждают, что природа господства и подчинения одного класса другим обусловлена обладанием собственностью и экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества); дуалистическая концепция (М. Дюверже; выделяет внутри власти два элемента: материальное принуждение и убеждение в том, что такое подчинение справедливо и законно).

2) поведенческий подход: теологическая концепция (божественное происхождение власти); биологическая концепция (власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа – Ф. Ницше ); бихевиористская («воля к власти», «психологическая энергия» – Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин ); психоаналитические концепции (З. Фрейд, К. Г. Юнг, К. Хорни – стремление к власти и особенно обладание ею компенсирует физическую или духовную неполноценность личности); мифологическая концепция (Л. Дюги ).

Структура власти: субъект власти (отдельный человек, организация, общность людей, народ или мировое сообщество); приказ субъекта власти (выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения); объект власти (человек, общность людей, организация и др.); подчинение объекта власти приказу; ресурсы власти; общественные нормы.

Ресурсы власти – совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта (в примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя, затем на богатство и силу; в индустриальных обществах преобладающим ресурсом власти становится организация: бюрократия, партии, движения; в современных обществах властные отношения в большой мере зависят от обладания информацией):

1) экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и пр.);

2) социальные (способность повышения или понижения социального статуса или ранга);

3) культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т. д.):

4) силовые (оружие, аппарат физического принуждения, в государтве это: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура);

5) демографические (люди как универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы).

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, информационную, политическую. Экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, обладание собственностью. Социальная власть – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Информационная власть – власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Политическая власть выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей.

Отличительные признаки политической власти: верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; всеобщность, т. е. публичность; легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны («монополия на законное насилие» по М. Веберу ); моноцентричность, т. е. существование общегосударственного центра принятия решений; многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).

Функции политической власти: а) управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.); б) формирование и оптимизация политической системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти; в) организация политической жизни и политических отношений, создание определенного типа правления; г) обеспечение стабильности в стране.

Типологии политической власти

Государственная (публичная, суверенная, на определенной территории) – осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение.

Общественная (партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.

По функциям органов: законодательная, исполнительная, судебная.

По широте распространения: международные организации (мегауровень), центральные органы государства (макроуровень), региональные организации (мезоуровень), власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

По способам взаимодействия субъекта и объекта (по режиму правления): демократическая, авторитарная, тоталитарная.

По типам социального господства (М. Вебер ): традиционная, легальная, харизматическая.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Принцип легитимности (М. Вебер ) связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.

Основные источники (основания) законности, правомерности политической власти:

– традиционная легитимность формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам.

– рациональная (демократическая) легитимность возникает в результате признания людьми справедливости процедур, на основе которых формируется система власти.

– харизматическая легитимность складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Люди некритически воспринимают стиль и методы правления, безоговорочная поддержка властителя нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Из книги Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века автора Федосюк Юрий Александрович

Губернские власти ГУБЕРНАТОР - глава, или, как прямо формулировалось в законе, «хозяин губернии», непосредственно подчинялся самому влиятельному из министерств - министерству внутренних дел. При губернаторе имелось ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ. Живую и яркую картину

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Уездные власти Губерния делилась на УЕЗДЫ, административными центрами которых были уездные города. Уездным или другим негубернским городом (так называемым ЗАШТАТНЫМ) управлял ГОРОДНИЧИЙ - полицейский чиновник, распоряжавшийся всеми делами города.Городничий лучше

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Власти предержащие Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии (Послание апостола Павла к Римлянам, гл. 13, ст. 1-5) говорится о повиновении властям: «Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть аще не от Бога».В переводе на русский язык «предержащий»

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Коридоры власти С английского: Corridors of Power.Название романа (1964, рус. пер. 1966) английского писателя, ученого-физика, общественного и государственного деятеля лорда Чарльза Перси Сноу (1905-1980).Иносказательно о непубличных, закрытых от общественного контроля властных сферах,

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА Полезной моделью считается техническое решение, относящееся к устройству. Под устройством обычно понимается совокупность элементов, расположенных в

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

43. ПРИРОДА ВЛАСТИ Власть – центральный элемент политики.Власть – возможность с опорой на различные средства оказывать воздействие на людей и осуществлять свою волю. Ее средствами являются сила, авторитет закон, экономика, традиция. В политике власть осуществляется не

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

29. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.Ресурсами власти называют потенциальные средства, которые могут использоваться, но еще не используются или

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Во власти торнадо Так называют в Северной Америке смерчи гигантской разрушительной силы (от искаженного испанского слова «тронада», то есть гроза). Огромные по размерам, эти атмосферные вихри крушат на своем пути все. Известно много достоверных свидетельств, когда

Из книги Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства автора Коровина Елена Анатольевна

Представитель власти ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ - по смыслу УК должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц. не находящихся от него

Из книги Индформинг. Путь успеха личности автора Баранов Андрей Евгеньевич

Коридоры власти (Corridors of Power)Роман (1964)Действие романа Ч. П. Сноу «Коридоры власти» происходит в Великобритании в 1955–1958 гг. Главный герой романа - молодой политик-консерватор, представляющий левое крыло своей партии, Роджер Куэйф. Повествование ведется от лица его

Из книги автора

Камень власти Весит этот камень 136,75 карата - встречаются бриллианты и побольше. Форма его - квадрат, обточенный по углам. Встречаются камни и более изысканные. Но дело в том, что данный камень - один из самых известных миру исторических алмазов. Он менял страны,

Из книги автора

Индформинг власти Власть – это желание руководить кем-либо, занятие захватывающее и порой у многих доходящее до апогея – то есть хочется властвовать все большим и большим количеством людей. А по сути, что такое власть или желание власти, – это попытка навязывания своего

Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Существенными признаками отношений власти можно считать:

1) наличие не менее двух партнеров;

2) приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение;

3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к кому относится приказ, должен его исполнить;

4) подчинение воле, выраженной в приказе.

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конфликтный аспект власти), с другой - организацию для достижения общих целей (целевой аспект власти). Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной системы, и поэтому возникает вместе с ним.

В первобытном обществе власть носила непосредственно общественный характер, поскольку все основные вопросы решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Однако созывались родовые собрания крайне редко. Их ход, как правило, регулировался и направлялся советом старейшин, который разрешал споры, согласовывал действия членов рода при проведении сельскохозяйственных работ и т. д. Постепенно первобытное общество отходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредоточивается в руках вождей, которыми становились мужчины имевшие высокий общественный статус и признание. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне - носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе вожди в основном занимались организацией военных походов и распределением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осуществляли контроль за обменом и торговлей. В выполнении этих функций им помогал особый штат помощников.

Вождество представляло собой особый тип власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлось одной из разновидностей политической власти. Политической называется такая власть, которая основана на принуждении одной группы людей в отношении другой. Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные группы и общество в целом. Для осуществления политической власти необходимо:

1) общественное разделение между группой, осуществляющей власть, и группами, в отношении которых эта власть осуществляется;

2) организованное принуждение в общественном масштабе.

Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

Источники (или ресурсы) власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена классификация ресурсов власти на экономические, социальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным - систему различных привилегий и льгот, престижные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным - знания и информацию, к силовым - институты физического принуждения (армия, полиция и т. п.). Однако эффективность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. legitimus - законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а принимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предполагает, что одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчинения Вебер выделял три типа легитимного господства.

Традиционное господство обусловлено традициями, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в святость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

Легальное (или рационально-легальное) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения власти. При таком типе легитимности законам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрократия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическое господство (от греч. charisma - божественный дар) опирается на авторитет лидера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и способность, дарованные Богом, природой, судьбой. Харизматический лидер руководствуется в своей деятельности не действующими юридическими нормами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в необыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические лидеры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. После общественной стабилизации харизматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и рационально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной политической практике они переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной заботы правящих групп является легитимизация власти, т.е. обеспечение ее признания и одобрения со стороны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимого власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результатам выборов и т. д.

Легитимность следует отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих государственных актах. Получить юридическую законность (легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.


| |

Добрый день, сегодня вводное занятие к блоку «Политика» «Понятие власти. Государство и его функции». Мы охарактеризуем основные институты политической подсистемы – власть и государство.

Современное понимание политики заключается в понимании многообразных целей и интересов социальных , участвующих в политической деятельности и необходимости координации общественных интересов. Каждый политики (даже , ) представляют интересы социальных групп, стоящих за ними. Например, Наполеон – интересы нарождающейся Ленин – класса

Наиболее корректно сегодня выглядит следующее определение:

Политика – борьба больших групп людей за государственную власть и возможность влиять на нее.

Власть – возможность влиять на поведение другого человека, основной (первый) институт политической сферы.

Власть для политики первична, государство ( обладающий всей полнотой власти) – вторично.

В этом смысле существует значительной число форм реализации (видов власти):

Таким образом, субъектами политической деятельности (активным началом), является государство, лидеры, элиты, народные массы, социальные группы ( институты (
– власть, за которую идет борьба, (материальные и интеллектуальные – например), общественные и их распределение.

Зачем нужна политика? Каково соотношение цели и средств ее достижения в политической деятельности? Решаема ли актуальная во все времена проблема злоупотребления политиками высоким социальным и должностным положением (например,

На эти вопросы мы можем ответить только в рамках нескольких противоположных друг другу подходов к пониманию политики как специфического вида

Для основателей политологии (Аристотеля, продолжавших его традицию мыслителей средневековой Европы), главная задача политика – (сплочение общества) на основе достижения общего блага.

Предлагаем сразу закрепить наше понимание политики как особого вида деятельности. Напомним, что деятельность человека всегда проявляется в ее предназначении, выполняемых функциях. Задание части 2 для форме, будем внимательны.

25 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «функции политической деятельности»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности.

«Функции политической деятельности» – задачи, которые стремятся реализовать обладающие властью субъекты политики.

1. Направлениями политической деятельности являются достижение власти, обеспечение общественного порядка, интеграция социальных интересов.
2. Особенностями политической деятельности является сосредоточение общественных интересов и обладание значительными ресурсами.

Продолжим разговор о политике, определив термин государство.

Государство – основной институт политической системы, обладающий суверенитетом.