Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.

  • Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в
    разных комбинациях;
  • помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности,
  • создавать коммуникативные ситуации;
  • автоматизировать языковые и речевые действия;
  • а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы
    ученика.
  • Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.

Для чего это нужно? С какой целью?

Презентация
Приложение 1 – Караева Н.Ю.
Приложение 2 – Казарова Н.Н.
Приложение 4 – Колязинова М.А.
Приложение 5 – Фото

  • Повышение результативности в обучении английскому языку.
  • Мотивация учащихся к изучению иностранного языка.

Задачи:

  • Сформировать лингвистические способности.
  • Создавать коммуникативные ситуации.
  • Реализовать индивидуальный подход и интенсификацию самостоятельной работы
    ученика.
  • Развивать творческие способности у учащихся.

Развивать различные виды коммуникативных умений.

При реальном общении различные коммуникативные умения обычно неразделимы. Для ведения разговора требуются сформированные умения и аудирования и говорения.

При заполнении бланков необходимо писать и читать. Это так называемые “интегративные, или комплексные умения”. На уроке развиваются различные коммуникативные умения.

ИКТ осуществляют возможность проводить экстенсивное аудирование, где важно понять определенную информацию. Это можно делать как со всей группой так и индивидуально. И существует возможность быстро проверить себя и узнать результат своей работы. А затем плавно перейти к говорению, так как услышанное часто порождает желание рассказать о себе или просто продолжить разговор по заданной теме.

Задания такого рода можно составить самим, используя возможности интерактивного комплекса "Mimio" "Smart". Все на доске перемещается – слова, картинки. Учащиеся не только визуально воспринимают информацию, но и практически, перемещая слова.

Ребята с удовольствием выполняют такие задания. И главное создается ситуация успеха, так как все справляются с заданием.

Формирование лингвистических способностей.

Для использования грамматического материала в речи учащимся необходимо знать лексику, которая употребляется в модели. В этом случае учитель вводит сначала необходимые слова.

Можно использовать графические возможности компьютера. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке.

И тут к нам снова на помощь приходит компьютер.

  • С этой целью можно использовать программу Power Point.
  • А для закрепления лексики можно использовать возможности комплекса Mimio и Smart.

На интерактивной доске задания можно строить разные, а цель одна - активизировать лексику по теме. Ребята могут перемещать картинки или слова и создавать правильную пару.

  • Лексико-грамматические структуры обычно отрабатываются в заданиях игрового
    характера.
  • А на более старшей ступени можно составлять и такие задания, где можно писать
    на доске, а затем проверить работу с помощью компьютера, возможна
    индивидуальная работа за персональным компьютером, а можно работать в
    тетрадях и потом проверить на доске, используя мультимедийный комплекс.
    Вариантов множество.

Создание коммуникативных ситуаций.

  • Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного
    овладения иностранным языком, учащиеся должны знать не только языковые
    формы (грамматику, лексику, произношение), но также иметь представление, как
    их использовать.
  • Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к
    использованию языка в реальной жизни. Учитель планирует на уроке как можно
    больше ситуаций общения и снова на помощь приходят ИКТ.
  • Нами используются видео ролики.

Развитие творческих способностей у учащихся.

Такая форма работы, как проект уже давно применяется и на уроках английского языка. Положительные стороны этого вида работы:

Повышение общей мотивации учащихся. Проекты – личностно-ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о своих увлечениях, изучают интересные для себя темы. Драматизация - один из видов проекта.

Драматизация может быть использована в рамках урока, на повторительно-обобщающих занятиях, на уроках домашнего чтения и развития речи, во внеклассной работе. Инсценировки помогают закрепить и расширить изученную лексику, ненавязчиво и без монотонности отработать грамматический материал. Практика показывает, что в условиях эмоционального подъема, репетиций, праздника, публичного выступления фонетические, грамматические и лексические умения и навыки усваиваются очень быстро и прочно, используются более осознанно.

Положительным аспектом этого вида учебной деятельности является и то, что в этой работе могут активно участвовать все ученики, независимо от уровня их владения языком роль найдется каждому. Участие в подобных мероприятиях очень важно для ученика, несет ему положительный эмоциональный опыт, позволяет развить свои творческие способности, реализовать себя как личность, принадлежащую к определенной социокульурной общности, с одной стороны, а с другой стороны, -воспитывает в нем интерес и уважение к культуре страны изучаемого языка.

Организация учебной и внеклассной деятельности с элементами драматизации это способ органично сочетать кинестетический стиль обучения, наиболее естественный для младшего и среднего школьного возраста, с вербальным, визуальным и аудиторным. Для ребенка -это способ удовлетворить свои познавательные потребности, проявить и развить творческие способности в предметно-практической деятельности, актуальной для этого возраста: движении, танце, пении, изготовлении декораций, костюмов и т. п. При этом в активную работу включаются все виды памяти.

Повышение значимости английского языка как средства общения. Такая форма работы ставит ребенка в центр процесса обучения, повышает его интерес к иностранному языку, дает чувство комфортности и удовлетворения от работы, обогащает его эмоциональный опыт.

Образовательная и воспитательная ценность. Межпредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, самодисциплины и т.д.

Психологические приёмы повышения мотивации обучения:

  • Новизна материала, опора на любознательность
  • Поощрять любые усилия
  • Дать проявить самостоятельность
  • Воспринимать ученика в положительном свете, несмотря на успеваемость
  • Учить слушать, выбирать существенное
  • Чтение противоречивого материала
  • Говорить о практической значимости знаний
  • Налаживание эмоционального контакта с учениками и их родителями
  • Дать испытать ситуацию успеха хоть в чём-либо

Заключение.

  • Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать “грамотными” в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность.
  • Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. И это не просто слова. Проанкетировав учащихся, мы узнали, что такая форма работы им нравится. Все ребята дали утвердительный ответ “Да”. – 100%.

Анкета

  1. Есть ли положительный результат данного вида деятельности?
  2. Способствовал ли он росту уровня знаний англ. языка?
  3. Вы бы хотели продолжить эту форму работы?
  • Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации
  • Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.
  • Одним из самых важных результатов применения ИКТ в области образования является появление возможности в большей степени удовлетворять. индивидуальные потребности учащихся. Технологии не только обеспечивают более интересное содержание учебных программ, но и позволяют провести более достоверную оценку знаний учащихся, выяснить слабые стороны их подготовки и определить оптимальные варианты действий преподавателей для передачи им необходимых знаний и навыков.

Эффективность.

  • Общекультурное развитие учащихся.
  • Совершенствование навыков владения компьютером.
  • Совершенствование языкового уровня
  • Индивидуализация обучения (дифференцированные задания).
  • Самоутверждение учащихся.

Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят “на одном дыхании”), а соответственно это оказывает существенное влияние на усвоение материала, на успеваемость. Мы не можем сказать, что все стали учиться на отлично. Это не так. Но нет неуспевающих. Слабые ученики предпочитают выполнять работу в компьютерном варианте и делают это охотнее, с большим удовольствием.

  • Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы).
  • Эстетичность презентации учебных материалов.
  • Совершенствование процесса проверки работ учащихся.
  • Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).

Трудности интегрирования ИКТ и преподавания английского языка.

  • Необходимость владения навыками педагогического дизайна.
  • Затрата времени на отбор и адаптацию материалов при подготовке урока.

Литература:

    1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.
    2. Веб-ресурсы:
    3. Яковлев А.И. : Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cor.edu.27.ru/
    4. Электронные технологии в системе образования... [Электронный ресурс]. – Режим доступа.
      http://som.fio.ru/getblob.asp?id= 10007856# Тос26155139
    5. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе...[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://portal.krsnet.ru/razdels/uchitelia/rmo/metod/ang/itdokald.htm
    6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru

ВВЕДЕНИЕ

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Я считаю, что проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника, общающегося в Интернет сообществе. Поэтому, по моему мнению, современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Дадим определение понятию “средства ИКТ”. Средства информационно - коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [Сайков Б.П.,]. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

2. электронные энциклопедии и справочники,

3. тренажеры и программы тестирования,

4. образовательные ресурсы Интернета,

5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

6. видео и аудиотехника,

7. научно-исследовательские работы и проекты.

Прoрыв в области ИКТ, прoисходящий в настoящее время, застaвляет пересматривaть вoпросы организaции инфoрмациoнного oбеспечения познaвaтельной деятельности. Тaким oбразом, ИКТ пoзволяет рассмотреть вoзможности использования информационных технологий в oбразовательной деятельности:

1. для поискa литерaтуры, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и рабoты с ней (реферирoвание, конспектирoвание, аннoтирование, цитирование и т.д.);

2. для работы с текстами, используя пакет оснoвных прикладных прoграмм Microsoft Office: Microsoft Word позволяет сoздавать и редактирoвать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsof Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher пoзволяет сoздавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4. для хранения и накoпления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использовaнием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинствa:

1. общекультурное развитие обучaющихся;

2. совершенствование навыков владения компьютером;

3. совершенствование языкового уровня;

4. создание благоприятного психологического климата;

5. повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

6. самоутверждение учащихся;

7. возможность реализации индивидуализации обучения;

8. реализация принципа обратной связи;

9. большие возможности наглядного предъявления материала;

10. исключение времени для написания материала на доске;

11. экономия расходования материалов учителем;

12. совершенствование процесса проверки работ учащихся;

14. сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

15. aктивизация навыков самостоятельной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. развитие речевых умений для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:

речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации;

языковая/лингвистическая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

2. развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации ; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Для обучения учащихся фонетике языка я использую сайты:

Первый из вышеуказанных сайтов предоставляет широкий выбор игр и упражнений на соответствие слов и их транскрипционных обозначений. Второй сайт содержит видеоролики, в которых наглядно показан процесс произнесения разных типов звуков и использования всех органов речи.

Лексика вводится и закрепляется мной с помощью презентаций с изображением разных предметов и появляющихся по щелчку мыши под ними надписями, а также флэш песен с сайта council.org/en.

Грамматике обучать можно с помощью мультимедийных презентаций, в которых содержатся формулы, схемы и графики http://www.homeenglish.ru.

Для обучения аудированию можно использовать аудио рассказы с сайта http.//www.storynory.com и флэш истории с сайта council.org/en, которые сопровождаются заданиями на проверку понимания услышанного.

Кроме того, выступления учащихся со своими презентациями и проектами выполненными с помощью программы Power Point способствуют развитию говорения. Учащиеся совершенствуют монологическую речь, учатся задавать вопросы и отвечать на них.

Новой формой общения и проверки домашних заданий является электронная почта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.

Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях;

  • помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности,
  • создавать коммуникативные ситуации;
  • автоматизировать языковые и речевые действия;
  • а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал.

Учителя стараются применять в своей работе новые современные технологии. Ими используются разные дополнительные электронные пособия и программы, но не всегда это подходит непосредственно к учебнику. Поэтому в настоящий момент мы вынуждены разрабатывать дидактическое обеспечение урока самостоятельно с использованием, конечно же, мультимедийных технологий. Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

Компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной деятельности. Компьютер предоставляет педагогу возможность высвобождения времени для творческой деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. В то же время, современные УМК по английскому языку представляют в основном дидактические аудиоматериалы, поэтому ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивные материалы и пособия, а также возможность учителю самостоятельно разработать слайд-презентацию с материалами с сайтов. Учителям иностранных языков необходимо овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса.

Разнообразие средств информационно-коммуникационных технологий и возможности их применения в образовательном процессе

Определим для себя, что такое “информационно-коммуникационные технологии”. Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

В современных источниках информационно – коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD-диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • научно-исследовательские работы и проекты.

Цель:

  • Повышение результативности в обучении английскому языку.
  • Мотивация учащихся к изучению иностранного языка.

Задачи:

  • Сформировать лингвистические способности.
  • Создавать коммуникативные ситуации.
  • Реализовать индивидуальный подход и интенсификацию самостоятельной работы ученика.
  • Развивать творческие способности у учащихся.
  • Развивать различные виды коммуникативных умений.

При реальном общении различные коммуникативные умения обычно неразделимы. Для ведения разговора требуются сформированные умения и аудирования и говорения.

При заполнении бланков необходимо писать и читать. Это так называемые “интегративные, или комплексные умения”. На уроке развиваются различные коммуникативные умения.

ИКТ осуществляют возможность проводить экстенсивное аудирование, где важно понять определенную информацию. Это можно делать как со всей группой так и индивидуально. И существует возможность быстро проверить себя и узнать результат своей работы. А затем плавно перейти к говорению, так как услышанное часто порождает желание рассказать о себе или просто продолжить разговор по заданной теме.

Задания такого рода можно составить самим, используя возможности интерактивного комплекса "Mimio" "Smart". Все на доске перемещается – слова, картинки. Учащиеся не только визуально воспринимают информацию, но и практически, перемещая слова.

Ребята с удовольствием выполняют такие задания. И главное создается ситуация успеха, так как все справляются с заданием.

Формирование лингвистических способностей.

Для использования грамматического материала в речи учащимся необходимо знать лексику, которая употребляется в модели. В этом случае учитель вводит сначала необходимые слова.

Можно использовать графические возможности компьютера. Это особенно важно при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе позволяет ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с действием, а не с фразой на родном языке.

И тут к нам снова на помощь приходит компьютер.

С этой целью можно использовать программу PowerPoint.

А для закрепления лексики можно использовать возможности комплекса Mimio и Smart.

На интерактивной доске задания можно строить разные, а цель одна - активизировать лексику по теме. Ребята могут перемещать картинки или слова и создавать правильную пару.

Лексико-грамматические структуры обычно отрабатываются в заданиях игрового характера.

А на более старшей ступени можно составлять и такие задания, где можно писать на доске, а затем проверить работу с помощью компьютера, возможна индивидуальная работа за персональным компьютером, а можно работать в тетрадях и потом проверить на доске, используя мультимедийный комплекс. Вариантов множество.

Создание коммуникативных ситуаций.

Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком, учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматику, лексику, произношение), но также иметь представление, как их использовать.

Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию языка в реальной жизни. Учитель планирует на уроке как можно больше ситуаций общения и снова на помощь приходят ИКТ.

Нами используются видеоролики.

Развитие творческих способностей у учащихся.

Такая форма работы, как проект уже давно применяется и на уроках английского языка. Положительные стороны этого вида работы:

Повышение общей мотивации учащихся. Проекты – личностно-ориентированный вид работы, так как учащиеся пишут о своих увлечениях, изучают интересные для себя темы. Драматизация - один из видов проекта.

Драматизация может быть использована в рамках урока, на повторительно-обобщающих занятиях, на уроках домашнего чтения и развития речи, во внеклассной работе. Инсценировки помогают закрепить и расширить изученную лексику, ненавязчиво и без монотонности отработать грамматический материал. Практика показывает, что в условиях эмоционального подъема, репетиций, праздника, публичного выступления фонетические, грамматические и лексические умения и навыки усваиваются очень быстро и прочно, используются более осознанно.

Положительным аспектом этого вида учебной деятельности является и то, что в этой работе могут активно участвовать все ученики, независимо от уровня их владения языком роль найдется каждому. Участие в подобных мероприятиях очень важно для ученика, несет ему положительный эмоциональный опыт, позволяет развить свои творческие способности, реализовать себя как личность, принадлежащую к определенной социокульурной общности, с одной стороны, а с другой стороны, -воспитывает в нем интерес и уважение к культуре страны изучаемого языка.

Организация учебной и внеклассной деятельности с элементами драматизации это способ органично сочетать кинестетический стиль обучения, наиболее естественный для младшего и среднего школьного возраста, с вербальным, визуальным и аудиторным. Для ребенка -это способ удовлетворить свои познавательные потребности, проявить и развить творческие способности в предметно-практической деятельности, актуальной для этого возраста: движении, танце, пении, изготовлении декораций, костюмов и т.п. При этом в активную работу включаются все виды памяти.

Повышение значимости английского языка как средства общения. Такая форма работы ставит ребенка в центр процесса обучения, повышает его интерес к иностранному языку, дает чувство комфортности и удовлетворения от работы, обогащает его эмоциональный опыт.

Образовательная и воспитательная ценность. Межпредметные связи способствуют развитию у учащихся познавательной активности, самодисциплины и т.д.

Психологические приёмы повышения мотивации обучения:

  • Новизна материала, опора на любознательность
  • Поощрять любые усилия
  • Дать проявить самостоятельность
  • Воспринимать ученика в положительном свете, несмотря на успеваемость
  • Учить слушать, выбирать существенное
  • Чтение противоречивого материала
  • Говорить о практической значимости знаний
  • Налаживание эмоционального контакта с учениками и их родителями
  • Дать испытать ситуацию успеха хоть в чём-либо

Заключение.

Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать “грамотными” в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность.

Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем. И это не просто слова. Проанкетировав учащихся, мы узнали, что такая форма работы им нравится. Все ребята дали утвердительный ответ “Да”. – 100%.

Анкета

  1. Есть ли положительный результат данного вида деятельности?
  2. Способствовал ли он росту уровня знаний англ. языка?
  3. Вы бы хотели продолжить эту форму работы?

Интернет позволяет не только насытить обучающихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации

Активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного общества.

Одним из самых важных результатов применения ИКТ в области образования является появление возможности в большей степени удовлетворять. индивидуальные потребности учащихся. Технологии не только обеспечивают более интересное содержание учебных программ, но и позволяют провести более достоверную оценку знаний учащихся, выяснить слабые стороны их подготовки и определить оптимальные варианты действий преподавателей для передачи им необходимых знаний и навыков.

  • Эффективность.
  • Общекультурное развитие учащихся.
  • Совершенствование навыков владения компьютером.
  • Совершенствование языкового уровня
  • Индивидуализация обучения (дифференцированные задания).
  • Самоутверждение учащихся.

Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят “на одном дыхании”), а соответственно это оказывает существенное влияние на усвоение материала, на успеваемость. Мы не можем сказать, что все стали учиться на отлично. Это не так. Но нет неуспевающих. Слабые ученики предпочитают выполнять работу в компьютерном варианте и делают это охотнее, с большим удовольствием.

  • Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы).
  • Эстетичность презентации учебных материалов.
  • Совершенствование процесса проверки работ учащихся.
  • Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).
  • Трудности интегрирования ИКТ и преподавания английского языка.
  • Необходимость владения навыками педагогического дизайна.

Затрата времени на отбор и адаптацию материалов при подготовке урока. Таким образом, возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка.

В дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки “открытия” нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление, систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля.

Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля. Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Урок “открытия” нового звания.

В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы в идеале, хотелось бы с одновременным дублированием действий обучающимися на своих рабочих местах. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляются определения, схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается для каждого учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающие виды заданий.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся.

Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с иноязычной культурой. Например, сайт о королеве Елизавете II и её семье или ролики, дающие характеристику штатов США, помогают в выполнении упражнений по теме “Страны изучаемого языка”. Эти ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники.

В практике работы можно использовать мультимедийные учебники, которые наглядно представляют материал, обеспечивают быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала). Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную информацию). Преподаватель задаёт приемлемую, по его мнению, форму и последовательность представления материала.

Количество созданных компьютерных программ для изучения английского языка уже превышает число “обычных” школьных учебников, но их качество до сих пор остается неудовлетворительным.

Источники.

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2014г.

Веб-ресурсы.

  1. Яковлев А.И. : Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cor.edu.27.ru/
  2. Электронные технологии в системе образования... [Электронный ресурс]. – Режим доступа.
    http://som.fio.ru/getblob.asp?id= 10007856# Тос26155139
  3. Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе...[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://portal.krsnet.ru/razdels/uchitelia/rmo/metod/ang/itdokald.htm
  4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://school-collection.edu.ru

THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT THE ENGLISH LАGUAGE LESSONS (OBSERVATIONS FROM EXPERIENCE OF WORK) (статья)

Аннотация

Реально ли в современной российской школе создать соответствующие условия для того, чтобы каждый ребёнок был успешен, имел право и умел осуществлять выбор, становился творческой личностью?

Вопрос, конечно, глобальный, и ответов на него может быть великое множество.

Сегодня личность ребенка и его внутренний мир являются центром внимания, и основной задачей современного учителя является выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально развивают личность ученика. Учитель обязан активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам, создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. И именно этим я и стараюсь заниматься на своих уроках.

Изучение лексики является одной из важных сторон овладения иноязычной речью, поэтому я уделяю ей большое внимание.

Мною составлены и применяются различные задание на закрепление, употребление, правописание английских слов:

Составление слова из отдельных букв (ребята перетаскивают буквы, проговаривают слово, запоминают правописание);

Дифференциация слова (помогает детям распознать и запомнить значение слова);

Употребление слова в контексте (дети вписывают слова, подходящие по смыслу или перетягивают готовые);

Тренировка правописания (предлагаю задание исправить ошибки, очень любимое детьми, тренирующее к тому же орфографическую зоркость), а также целый ряд заданий, отрабатывающих основные этапы работы с лексической стороной речи: демонстрацию, закрепление, контроль, успешно применяемых мною на уроках.

На I-м этапе - введение лексики, например, по теме “Погода” использую картинки, изображающие природные явления. Детям необходимо сопоставить картинку и предложение.

Затем следует активизация лексики во фразах:

What a beautiful day! - Какой прекрасный день!

It’s windy! - Дует сильный ветер!

It’s raining - Идёт дождь и т.д

Учащиеся учатся употреблять лексику в контексте.

На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Здесь предлагаются различные задания, выполняемые на доске и одновременно в тетрадях учащихся.

На III-м этапе проводится контроль изученной лексики.

Учащиеся выполняют задание, на понимание прочитанного текста, в результате выполнения которого дети должны нарисовать описываемый в тексте предмет. С

помощью шторки открывается рисунок, и происходит мгновенный контроль усвоения лексики. И, конечно же, каждый ученик стремится добиться лучших результатов!

Задания очень разнообразны, зависят от творческого потенциала педагога.

Особое внимание в работе с ИД мною уделяется использованию Интернет-ресурсов. С помощью вложений можно перейти на определенную страничку в сети с целью работы. В работе на уроках я беру материалы сайта www.britishcouncil.org, других сайтов, где размещён материал по активизации лексики. Учащиеся могут самостоятельно создавать рассказы, используя знакомые слова, прослушивать написанное, отвечать на вопросы.

Использование ИД на уроках английского языка помогло мне добиться лучшего усвоения школьниками лексического материала, а также повысило мотивацию

детей к изучению не только иностранного языка, но и информационных технологий.

Уроки с применением ИКТ носят эмоциональный и познавательный характер.

Все перечисленные выше формы и методы позволяют мне разнообразить формы урока, способствует повышению мотивационного компонента обучения.

Одним из основных направлений моей работы является использование информационно-коммуникационных технологий для создания наглядных пособий через подбор иллюстраций, тематических звуковых сопровождений и презентаций.

Являясь эффективным способом визуализации учебного материала, презентация дает возможность варьировать способы его подачи, приспосабливая его к конкретным учащимся с разным уровнем подготовки, способностей и интересов.

Особенно ценна возможность использования компьютерных технологий для обучения иностранному языку в начальных классах . Например, для освоения учащимися 2-х классов английского алфавита использую разработанные мною наглядные электронные материалы (презентации), в которых буквы вводятся вместе с образам соответствующих им объектов.

Озвучивание осуществляется фрагментами народной музыки Великобритании, США, России и европейской классики, что уже на раннем этапе обучения дает возможность познакомить учащихся с музыкальным фольклором стран изучаемого языка, а, кроме того, создать на уроке положительный эмоциональный фон.

По мере освоения отдельных букв дети начинают учиться читать слова, из них составленные. Для этого разработаны электронные материалы по таким темам, как «Гласные в закрытом слоге», «Гласные в открытом слоге», «Буквосочетания» (oo, sh, ea, wa, wha, all, ow, th, er, ur, ir or,).

Для слайдов подбираются максимально интересные картинки, а слово, взятое в качестве подписи, повторяется много раз, напечатанное разными шрифтами и цветами, что поддерживает внимание детей в рабочем состоянии и не утомляет их однообразием.

Чтение структур «Where are you from?», «Who is he?», «What does he do?», «I want to be», «How many?», «I like» и т.д., повторяемое из урока в урок на экране, вызывает такой же живой интерес, как и на первом уроке, тем более, что не представляет труда внести элемент новизны, сделав некоторые изменения в презентации, чтобы избежать заученного бездумного повторения и связанной с этим скуки. Детям нравится сам процесс труда, а это то, о чем учитель может только мечтать. В результате читать мои ученики 2-х классов научились на месяц раньше, чем предусмотрено программой, и это стало любимым их видом работы.

Опыт показывает, что презентации для закрепления лексики являются отличной базой и для отработки грамматического материала.

С этой целью мною разработаны и применяются на практике

Для учащихся 2 класса «Pronouns», «Where?», «Colours»,

«Numerals», «How many? », «Prepositions», «Sports and games»;

Для учащихся 3-4 классов «Where?» (предлоги места),

«Possessive case», «This - that», «Tenses», «Ordinal numerals»,

«There is», «There was», «There are/ There were», «Pets»,

«Parts of the body», «Face», «Christmas», «New Year»,

«Clothes», «Degrees of comparison», «Seasons».

Используя возможности информационно-коммуникационных технологий, создаю ребусы и кроссворды для повторения лексики, а также комиксы в качестве опоры, как для пересказа текста учебника, так и для отработки разговорной темы или грамматической конструкции. Этот вид работы вызывает интерес у детей и предоставляет учителю возможность проверить, насколько осознанны их устные высказывания.

Компьютерное тестирование, разработанное в PowerPoint, позволяет учащимся сразу же проверить свои знания, используя ключ или правильный вариант, представленный на следующем слайде.

Создание компьютерных презентаций широко практикуется и моими учащимися 9 и 11 классов для представления своих исследовательских проектов по английскому языку. Поиск материала с использованием Интернет-ресурсов расширяет информационную базу учащихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий в изучении иностранного языка, несомненно, имеет большое практическое значение, а именно:

Является эффективным средством визуализации учебного материала, позволяя учителю реализовать свой творческий потенциал;

Помогает учителю в осуществлении личностно-ориентированного подхода к обучению;

Способствует расширению кругозора учащихся и повышению их культурного уровня;

Является средством повышения мотивации к изучению предмета;

Стимулирует поисковую и деятельность ученика и способствует развитию его творческих способностей.

Помимо этого, внедрение в практику работы школы инновационных технологий, призванных формировать поликультурную языковую личность, готовую к плодотворной межкультурной коммуникации, имеет решающее значение в повышении качества владения школьниками иностранным языком.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках иностранного языка способствует тому, чтобы:

1. Найти пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности;

2. Создать благожелательную творческую атмосферу на уроке;

3. Постоянно обращаться к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности;

4. Искать и находить наиболее эффективные пути усвоения знаний;

5. Раскрыть и реализовать личностные особенности и ученика и учителя.