Наш эксперт — доцент кафедры офтальмологии ФДПО Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова Минздрава России Нина Максимова .

1. Почаще давайте глазам отдых. Если у ребёнка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже есть небольшая близорукость — через каждые 30. Чем выше близорукость, тем чаще надо делать перерывы. 10-15 минут отдыха — это не сидение с планшетом или телефоном, это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь в окно, делаешь гимнастику для глаз.

2. Книжку или тетрадку надо держать на расстоянии 35-40 см от глаз. Так меньше напрягается глазная мышца, меньше устают глаза.

3. Закаляйте ребёнка, чтобы он как можно меньше болел. Чем чаще ребёнок болеет, тем больше у него шансов получить близорукость. Так что гулять надо не меньше двух часов в день.

За компьютером младший школьник может проводить не больше 15–20 минут в день, старший – не больше часа. Если работу за это время не выполнить, её надо разбить на части, и через каждые 15 минут делать для глаз перерыв.

Внимание!

В выходные младшие школьники могут смотреть телевизор не больше 30 минут непрерывно, старшие – не больше часа с расстояния не ближе 2,5 метра.

4. Кормите полезными для глаз продуктами. Творогом, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, индюшкой, крольчатиной. Давайте ему чернику, бруснику, клюкву, смородину, больше моркови с капустой и зелени — петрушки, укропа... Для глаз полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция с витамином D, с фосфором.

5. Если у ребёнка близорукость и врач прописал ему очки, носить их надо обязательно. Надевать — и когда смотришь на школьную доску, и когда идёшь в театр, и когда сидишь у телевизора. Если ребёнок всё время щурится, напрягает глаза от того, что видит плохо, близорукость у него будет прогрессировать быстрее, разовьётся расходящее косоглазие.

6. Не сберегли глаза старшего — подстелите соломку младшим детям: не учите их читать раньше 4 лет, не отдавайте в 6 лет в школу, особенно если в роду у вас есть близорукие. Цилиарная мышца, которая обеспечивает хорошее зрение, окончательно формируется к 7-8 годам (среди тех, кто пошёл в первый класс в 6 лет, в 3 раза больше близоруких, чем среди школьников, которые пошли в первый класс в 7 лет), не сажайте малышей перед телевизором раньше 2 лет и не больше, чем на 10 минут, не давайте дошкольникам планшеты и смартфоны.

Смотреть телевизор в будние дни школьник может ограниченное время. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем) да два-три часа дома – это нагрузка, которую не может выдержать растущий глаз. А близорукость особенно быстро развивается от 7 до 9 лет и от 12 до 14 лет.

Человеческий глаз— уникальный, исключительно сложный прибор спомощью которого мыпознаем окружающий мир. Человек видит ясно, когда все отделы этого прибора работают гармонично. Если вкаком-либо звене происходит сбой— зрение ухудшается.

Сетчатка— внутренняя оболочка глаза, воспринимающая свет. Для хорошего зрения необходимо, чтобы световые лучи сходились точно насетчатке. Обеспечивает эту точную фокусировку хрусталик— природная линза, расположенная внутри глаза. Когда этого непроисходит, мир вокруг принимает нечеткие, размытые очертания.
Если человек хочет рассмотреть близко расположенный объект, включается так называемый механизм аккомодации. Специальные глазные мышцы сокращаются, асвязки, переходящее вхрусталиковую сумку рассабляются, делая хрусталик выпуклым, как увеличительное стекло. Когда взгляд устремлен вдаль, мышцы расслабляются ихрусталик становится плоским.

Впоследние годы врачи стревогой отмечают неуклонный рост нарушений зрения. Идеально созданный природный глаз человека оказался плохо приспособленным ксовременным зрительным нагрузкам иразрушительному воздействию техники (компьютер, телевизор, сотовый телефон и т. д. ).
Если непроводить профилактические мероприятия при большой зрительной нагрузке— потеря хорошего зрения неминуема.

Как портится зрение
Поданным генетиков, когда зрение родителей впорядке, шанс школьника получить плохое зрение равен 25%. Если близорукостью страдает папа или мама— 50%. Ну, авероятность того, что ребенок обоих близоруких родителей наденет очки, равна уже 80%.
Нодаже при наследственной предрасположенности развития близорукости можно недопустить. Дело втом, что человеческий глаз обладает запасом прочности, который спасает зрение в« Трудные моменты» . Зрение начинает ухудшаться, если этот резерв исчерпан.
Чтоже подрывает запас прочности детских глаз? Это ителевизор, икомпьютерные игры, и, конечно, непосильные зрительные нагрузки связанные сзанятиями вшколе. Вредное воздействие настолько велико, что завремя обучения вшколе число близоруких детей увеличивается с4% до40%, тоесть в10 раз! Неудивительно, что убольшинства людей близорукость начинается именно враннем школьном возрасте.
При чтении глаза находятся вогромном напряжении. Глазные мышцы, которые держат хрусталик, сильно напрягаются иустают. Запас прочности глаз стремительно тает, может возникнуть иактивно прогрессировать близорукость.

Основными факторами, стимулирующими развитие близорукости ушкольников, считаются:
 Недостаточное освещение рабочего места вшколе ивдомашних условиях вовремя приготовления уроков (особенно при искусственном освещении).
 Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы вдомашней обстановке размеры мебели соответствовали росту.
 Неправильная посадка зарабочим столом. Вредная привычка читать иписать, сильно склонив голову, сгорбившись, снаклоном всторону, внеудобном положении, способствует ослаблению зрения.
 Длительное пребывание закомпьютером.
 Неограниченный просмотр телепередач.
 Игры всотовый телефон.

Как правильно сидеть застолом:
 длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер;
 высота ножек стола должна равняться длине голеней;
 голеностопный, коленный итазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол;
 между краем стола игрудной твоей клеткой необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти.
При работе книгу или тетрадь необходимо держать нарасстоянии 33см отглаз. При этом меньше всего деформируется глазное яблоко. Лучше всего читать сподставки. Нужно помнить, что достоверно « опасным» вплане прогрессирования близорукости, является зрительное рабочее расстояние при чтении иписьме менее 20-25 см.
Нерекомендуется читать ииграть лёжа иособенно набоку, атакже втранспорте. Дело втом, что вположении лёжа, как правило, недостигается правильная освещённость объекта, апри лежании набоку, кроме того, глаза располагаются наразном расстоянии отрассматриваемого предмета иэто приводит кзрительной утомляемости иголовной боли. Вибрация транспорта вызывает зрительный дискомфорт при чтении вовремя езды.

Просмотр телепередач
Все рекомендации попросмотру телевизионных передач детям соснижением зрения должен давать врач— офтальмолог.Нокаждый ребенок должен помнить, что наибольшее утомление инапряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии кэкрану телевизора. Это усугубляется тем, что дети иподростки часто смотрят телевизор всамых разнообразных позах. Лучше всего расположиться оттелевизора неближе, чем на3метра, при этом следует сидеть несбоку, апрямо перед экраном. Если тыносишь очки для дали, следует ихнадеть, чтобы излишне ненапрягать зрение.
Смотреть телевизор следует восвещенной комнате.
Если ребенку 8 лет, топросмотр телепередач должен быть ограничен 30- 40минутами. Вболее старшем возрасте время можно увеличить до1,5- 3 часов вдень, нонепрерывно неболее часа, независимо оттипа телевизора (обычный, плоский экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор).
Как это нипечально для школьника, носмотреть телевизор можно только ввыходные дни, когда нет уроков. Пять часов напрягать глаза вшколе (уроки физкультуры ипения мынесчитаем) идва-три часа дома— такую нагрузку неможет выдержать растущий глаз.

Компьютерный зрительный синдром
Это заболевание глаз, вызванное работой закомпьютером иприводящее кснижению зрения. Зрение человека, сформированное входе длительной эволюции, оказалось мало приспособленным ктакой работе.
Возникает компьютерный зрительный синдром после длительной (втечение нескольких часов без перерыва) работы закомпьютером. Его признаки знакомы многим. Появляется жжение, чувство « песка» завеками, глаза могут покраснеть. Могут также появиться боли при движении глаз. головные боли вобласти лба. Иэти опасные явления непроходят бесследно. Вследствие нарушения работы глазных мышц, снижается зрительное восприятие. Если зрительные перегрузки систематически повторяются— может появиться « временная» близорукость, ауже имеющаяся близорукость начинает прогрессировать.
Клинические исследования показали: даже один день работы закомпьютером вызывает ухудшение зрения! Иэто неудивительно. Глаз патологически устает. Чтобы компенсировать недостаток кровообращения мелкие сосуды наповерхности глаз расширяются, вызывая ихпокраснение.
Если непомочь глазам вборьбе снакопившейся усталостью, топостепенно изменения втканях глаза, ивпервую очередь это глазные мышы, будет продолжаться. Следствием этого может стать прогрессирующая близорукость.
Чтобы сохранить зрение при современном уровне зрительных нагрузок необходимо строго соблюдать определенные правила. Впервую очередь -это максимальное сокращение времени работы закомпьютером иправильная посадка, которая помогает предотвратить еще ивозможное появление болей вобласти спины ишеи.
Длительность безопасной работы школьника закомпьютером:
 В1 классе- 15минут вдень,
 -2-5 класс- 15- 20минут вдень,
 -6-7 класс-20 минут вдень,
 -8-9 класс-25 минут вдень,
 -10-11 класс- 30минут напервом часу занятий и20 навтором.

После работы скомпьютером илидругой зрительной нагрузки втечение нескольких минут необходимо гимнастику для глаз, чтобы снять напряжение, улучшить кровообращение.

Основные упражнения:
Каждое упражнение следует повторять от30 до60 секунд.

 Перемещение взгляда при закрытых глазах: движения глазами направо-налево , вверх-вниз , рисуем восьмёрку и т. п. Это упражнение снимает болезненные ощущения (зуд, жжение, сухость), восстанавливает « смазку» глаз.
 Движение открытыми глазами вверх-вниз исправа- налево.
 Круговые движения глазами: почасовой стрелке ивпротивоположном направлении.
 Интенсивные сжимания иразжимания глаз вбыстром темпе. Это упражнение улучшает кровообращение идоступ кислорода кглазам илицу, укрепляет зрительную систему, расслабляет глазные мышцы.
 Движение глаз подиагонали: скосить глаза влевый нижний угол, затем попрямой перевести взгляд вверх. Аналогично впротивоположном направлении.
 Сведение глаз кносу. Для этого кпереносице поставьте палец посмотрите нанего.
 Частое моргание глазами. Это упражнение облегчает затрудненность мигательных движений, расслабляет глазные мышцы.
 Перемещение взгляда сблизкой точки наотдаленную.
 Массаж. Поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью илегкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами— указательным исредним— ввиде восьмиобразного движения. Понижнему краю глаза движение кносу, поверхнему краю глаза— над бровями. Такое движение повторяется 8- 16 раз.

Если школьник стал замечать, что стало плохо видно сдоски, появились головные боли, быстрая утомляемость глаз, если глаза струдом адаптируются крассматриванию предметов наразличных расстояниях (расплывается изображение при переводе взгляда сблизкого расстояния нарассматривание предметов вдали), необходимо сказать обэтом родителям ипосетить офтальмолога уже вближайшее время!

Как не испортить зрение при работе с бисером

(памятки)

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

    Крепко зажмурить глаза (считать до 3) открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

    Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

    Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Чрезвычайно важно хорошее освещение рабочего места, иначе ваши глаза будут сильно уставать. Кроме того, глазам необходимо регулярно давать отдохнуть примерно 10-15 минут каждый час работы с бисером.

Особое внимание уделите отдыху и разгрузке глаз, если бисероплетением занимаются дети. Также для детей необходимо ограничить время работы с бисером: 6-8 – летние могут заниматься бисероплетением не дольше 30 – 45 минут, а 9-11-летние – 45-60 минут, а 12-16 –летние час-полтора в день. Соблюдение этих требований очень важно, так как глазные мышцы у детей еще не окрепли и длительная работа с очень мелкими предметами, такими как бисер, может привести к нарушению ряда зрительных функций (косоглазию, близорукости, астигматизму).

Для профилактики таких нарушений зрения обязательно выполняйте комплекс гимнастических упражнений для глаз, и ваше зрение не только не ухудшится, но, возможно, станет лучше.

Первые два упражнения из этого комплекса рекомендуется выполнять каждые 15-20 минут работы с бисером, весь комплекс целиком делайте регулярно утром и вечером – времени и сил это отнимет совсем немного, а результат того стоит. Такая « гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, циркуляцию внутриглазной жидкости, укрепляет глазные мышцы и хорошо снимает их усталость.

Исходное положение для всех упражнений – сидя, голову держать прямо, глаза смотрят вперед.

Упражнение 1. Согревание глаз ладонями (рис. 4.1)

Закройте глаза. Положите слегка согнутые ладони на глазницы, не касаясь глазных яблок. Центр ладони должен находиться напротив зрачка, т.е. центра глазницы. Представьте, что тепло каждой ладони сосредоточилось в ее центре. В течении 30-60 секунд «направляйте» это тепло в глаза.

Упражнение 2. Круговые движения глаз (рис. 4.2 а, б, в, г)

Закройте глаза и вращайте ими: налево-вверх-налево-вниз, затем в обратном направлении. Повторите по 5-10 раз в каждую сторону. Делайте это медленно. После слегка погладьте подушечками пальцев веки, откройте глаза и поморгайте.

Упражнение 3. Движение по горизонтали (рис. 4.3 а, б)

Вытяните правую руку перед собой, зафиксируйте взгляд на ногте среднего пальца. Не поворачивая головы, следите за пальцем, медленно переведите руку вправо, затем влево по горизонтали. Повторите это упражнение с левой рукой. Все вместе медленно повторите пять раз.

Если возраст позволяет вплотную заняться бисероплетением, то желательно посвящать этой работе не более 4 часов в день, периодически давая отдохнуть глазам и выполняя упражнения, которые помогут снять утомление.

1. Плотно закрыть – но не зажмурить – и широко открыть глаза. Упражнение нужно выполнить 5 раз с промежутком в 30 секунд.

2. Не поворачивая головы, попеременно посмотреть в разные стороны, максимально отводя глаза вправо, влево, вверх, вниз. Можно выполнить упражнение 3 раза, в паузах прикрывая глаза и расслабляя мышцы лица.

3. Медленно повращать глазами сначала в одну сторону, потом в другую, делая каждый раз по 3-4 круговых движения и в промежутках прикрывая глаза на несколько секунд.

Второе и третье упражнения можно делать как с открытыми глазами, так и с закрытыми, желательно в положении сидя.

Эту гимнастику хорошо чередовать с другой. Для этого придётся сесть у окна лицом к улице и поставить на стекле точку. Сосредоточив на точке взгляд, медленно приблизить к ней лицо и на расстоянии 25-30 см от неё переключить внимание на максимально далёкие ориентиры за окном. Взгляд на точке или на дальнем объекте необходимо фокусировать не более чем на 7-8 секунд, а само упражнение желательно выполнить 10-15 раз. Тем, кто занимается низанием в очках, гимнастику тоже желательно выполнять в очках, а после этого снять их и помассировать переносицу в том месте, где «сидела» оправа.

Глазному яблоку не помешает и массаж. Для этого надо закрыть глаза и вращательными движениями помассировать глазные яблоки кончиками пальцев в течение 10-15 секунд, после чего ещё несколько секунд подержать глаза закрытыми, затем открыть, поморгать 10-15 секунд, закрыть и помассировать глазное яблоко круговыми движениями в другую сторону.

Целебное рукоделье

Давно подмечено, что правильно организованные и строго дозированные занятия определенными видами трудовой деятельности способствуют восстановлению и укреплению здоровья человека. Это направление в медицине получило название трудотерапии . Ниже мы приводим сведения о некоторых трудовых операциях, облегчающих состояние человека (в частности, женщин ) при ряде заболеваний.

Шитье . Лечит болезни сердца, связанные с нарушением ритма, снижает артериальное давление, предотвращает или облегчает нервные срывы, головные боли, улучшает сон, нормализует функцию кишечника.

Шитье предметов интерьера . Облегчает головные боли, связанные с погодными условиями, снимает нервные стрессы, стимулирует работу органов пищеварения, почек, повышает обмен веществ.

Шитье мягких игрушек, игольниц, думок. Успокаивает нервную систему, снижает артериальное давление, ослабляет аллергические реакции, способствует нормализации органов пищеварения.

Вязание . Оказывает общее успокаивающее действие.

Вязание на спицах. Оказывает благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую, нервную системы и органы пищеварения, облегчает головную и зубную боль, помогает выходу из депрессии, смягчает последствия тяжелых нервных потрясений.

Вязание крючком. Успокаивает нервную систему, разрабатывает суставы кистей рук и облегчает боли и них, особенно из-за старых травм, улучшает самочувствие при атеросклерозе, головных болях, болезнях печени и почек.

Плетение . Нормализует функцию сердечно-сосудистой системы.

Плетение кружев на коклюшках . Облегчает головную и зубную боль, уменьшает шум в ушах, способствует стиханию воспалительных процессов в кишечнике, мочеполовой системе, повышает тонус организма, препятствует преждевременному старению человека.

Игольное кружево . Снижает раздражительность, улучшает координацию движений, помогает при болезнях органов дыхания, судорогах мышц лица и шеи, дисбактериозе.

Бисероплетение . Помогает при хронических заболеваниях дыхательных путей, головных и зубных болях, нарушениях обмена веществ, судорогах.

Макраме. Облегчает состояние человека при болях различной локализации, при болезнях сердца и ночек, гормональных нарушениях, занятия макраме бодрят организм.

Лозоплетение . Хорошо зарекомендовало себя при лечении полиартрита, нервных тиков, депрессии, гипотонии, упадке сил.

Вышивание . Помогает восстановить душевное равновесие, лечит нервное перенапряжение, болезни мочеполовой системы, воспаления суставов и связок.

Резьба и роспись по дереву. Это своеобразная гимнастика для глаз при близорукости, помогает при аллергическом дерматите, гипотонии, заболеваниях органов пищеварения и дыхания.

Использованная литература

    Манкова Т.Н. «Бисерная миниатюра. Как создать объем». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.

    Стольная Е. «Цветы и деревья из бисера». Москва, «Мартин», 2006 г.

    «Санитарные правила и нормы СанПин 2.4.2.576 – 96».

    DVD : Уроки рукоделия. Бисер. 1000 оригинальных схем и рисунков. Фирма «Гамма», материалы, 2007 г.

    Журнал «Предупреждение. Здоровый образ жизни». № 4. 2005 г., стр.23-24.

хорошее зрение»

  • Читать, рисовать, писать только при хорошем освещении, чтобы свет падал с левой стороны;
  • Сидеть ровно, не наклоняясь близко к альбому, книге или тетради;
  • Не стесняться носить очки для исправления зрения;
  • При необходимости пользоваться специальными очками (солнцезащитными, защищающими глаза от травм и т.п.);
  • Выбирать для просмотра по телевизору только самые интересные передачи;
  • Сидеть на расстоянии не менее двух метров от экрана телевизора;
  • Не читать в транспорте; аккуратно работать с ножницами и другими острыми или колющими предметами;
  • Ежедневно по утрам (можно лежа в постели) выполнять гимнастику для глаз;
  • Несколько раз в день в день выполнять следующее упражнение: переводить взгляд с близкого предмета на дальний (в течении нескольких секунд);
  • Соблюдать режим дня, чередовать разные виды деятельности, регулярно проветривать помещение;
  • Включать в рацион питания печень, морковь, чернику.

Первая помощь при травме глаз

  • Попавшее в глаз инородное тело (соринка, песчинка, мошка и т.д.) вызывает жжение, слезоточение, светобоязнь. Если при осмотре глаза оно хорошо видно, удалите его кусочком стерильного бинта, носовым платком или интенсивно промойте глаз водой из пипетки. Если это не поможет, ребенка необходимо отправить к специалисту, т.к. длительное пребывание инородного тела в глазу вызывает воспаление конъюнктивы и роговицы.
  • При ушибе приложите к глазу вату или чистый носовой платок, смоченный холодной водой;
  • При термических ожогах глаз, укусах насекомых, попадании в глаза ядовитых веществ и др. тяжелых повреждениях ребенка необходимо срочно доставить в медицинское учреждение.

Гимнастика для глаз

Для любых глаз – здоровых и не очень, детских и взрослых, несколько раз в день, особенно когда почувствовали, что глаза устали делайте такие упражнения.

  1. Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. Повторите 4-6 раз.
  2. Поглаживайте в течении 1 минуты веки подушечками пальцев.
  3. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
  4. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повторите 5 раз.
  5. Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку и задержите на ней взгляд в течении 1 минуты.

Охрана зрения

Козлова С.А, Князева О.А., Шукшина С.Е. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я – человек». Мой организм: Методические рекомендации. –

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 79-81.

  1. Расслабление глаз.

Поочередно вызвать чувство тепла, тяжести, легкости, невесомости, потери ощущения глаз. Самостоятельные упражнения проводятся в течении 3-5 минут, между ними перерыв 20-40 секунд.

  1. Взгляд на горизонт.

Сосредоточить взгляд на любом удаленном объекте – облаке, дереве и т.п. смотреть как бы сквозь него, не напрягая зрение. Рекомендуется проводить через каждые 2 часа при напряженной зрительной работе.

  1. Моргание.

В течении 30-60 секунд быстро сжимать и разжимать веки. Затем расслабить глаза.

  1. Фиксация взгляда на кончике нос.

Смотреть на кончик носа двумя глазами, по возможности не моргая, голову не опускать. Выполнять 10-20 секунд до легкой слезливости и рези в глазах, расслабить глаза.

  1. Фиксация взгляда на межбровном промежутке.

Голову держать прямо. Время проведения упражнения постепенно довести до нескольких минут. Расслабить глаза. Упражнение способствует мысленной концентрации и сосредоточению.

  1. Фиксация взгляда на правом плече.

Постепенно довести время фиксации до 2-4 минут.

  1. Фиксация взгляда на левом плече (аналогично 6 упражнению).
  1. Вращение глаз.

Посмотреть вверх и очень медленно перевести взор по часовой стрелке, описать взглядом окружность максимального радиуса. Движения плавные. Постепенно довести упражнение до 2-3 поворотов в каждую сторону.

  1. Повороты глаз (динамичное упражнение).

Переводить глаза вверх - вниз, влево - вправо, по диагонали. В каждой позиции фиксировать глаза по 3-5 секунд.

  1. Поочередная фиксация взгляда на пальце и на горизонте.

Указательный палец поднять, руку вытянуть на расстояние 30 см. от глаз. Фиксировать движения по 2-3 сек. Палец должен быть расположен в одном направлении с объектом на горизонте. Смотреть внимательно, добиваясь четкого сосредоточения. Выполнять 1-3 минуты.

  1. Поочередная фиксация взгляда на кончике носа и на горизонте (аналогично 10 упражнению).
  1. Фиксация взгляда на пламени свечи.

Зажженную свечу расположить на уровне головы на расстоянии вытянутой руки. Смотреть, не моргая, широко раскрытыми глазами. Выполнять в полутьме или в темноте. Язык пламени должен постепенно превратиться в одно яркое пятно, которое будет расти по мере тренированности глаза. В идеале пятно должно занять все поле зрения. Йоги удерживают это состояние 30 минут и более. При появлении усталости глаза закрыть и «досматривать» это пятно.

  1. Фиксация взгляда на отраженном пламени свечи.

Проводится после освоения предыдущего упражнения. Используется широкая чаша, тарелка или таз с водой. Смотреть под углом 30 градусов к поверхности воды.

  1. Фиксация взгляда на солнце.

Выполнять, когда солнце касается горизонта (йоги предпочитают утреннее солнце). Смотреть широко раскрытыми глазами, не моргая, в центр, стараясь уменьшить видимое до размера солнечного диска. При ощущении рези закрыть глаза, мысленно удерживая увиденное.

  1. Фиксация взгляда на отражении солнца.

Выполнять аналогично предыдущему упражнению, но смотреть на отражение солнца в воде – в реке, озере и т.п.

В Индии солнечная терапия применяется при близорукости, дальнозоркости, астигматизме, ячменях, воспалениях глаз. Смотреть на солнце и его отражение надо 1-3 раза в неделю во время заката или восхода.

  1. Фиксация взгляда на луне и ее отражении (подобно 15 упражнению).

Смотреть 3-5 минут под углом 45 градусов (так меньше устают глаза). Людям с неустойчивой нервной системой смотреть на луну не рекомендуется. Здоровым людям можно проводить упражнение 1 раз в неделю полезно фиксировать взгляд на звездах, облаках, морских просторах.

  1. Массаж глаз

Сесть за стол. Локтями упереться в крышку стола и опустить голову на ладони.

Легко массировать глаза (надавливание, вращение, поглаживание, вибрация). Выполнять до ощущения тепла в глазах.

  1. Промывание глаз.

Широко раскрыть глаза и наклонить лицо над тазом с прохладной водой, задержать дыхание. Ладонями плеснуть холодную воду в широко раскрытые глаза. Повторить несколько раз.

Примечание: упражнения делают, пока они выполняются легко. После выполнения комплекса необходим 20-минутный отдых (без чтения, просмотра телепередач и т.п.).


На сегодняшний день по данным мирового здравоохранения, в мире проживает приблизительно 40 млн слепых людей, у 120 млн жителей плохое зрение.

В России у каждого второго жителя имеется любое нарушение зрения. С каждым годом проблемы ухудшения зрения молодеют. Уже в начальной школе нарушением зрения страдают 4% ребятишек, а к окончанию школы с проблемами зрения уже около 40% школьников. Именно по этой причине необходимо своевременно начинать беречь зрение. Так как со временем эти нарушения приведут к развитию глаукомы, катаракты, отслойке сетчатки, и другим тяжелым осложнениям, которые можно решить только операционным путем.

Состояние зрения человека зависит не только от состояния глазных тканей, но и от здоровья мозга, нервной и сердечнососудистой системы. Ведь «глаз смотрит, а мозг видит». Именно в мозге моделируются картинки, зафиксированные глазами и переданными сетчаткой в нервные импульсы. Нарушение зрения может быть следствием кислородного голодания, атеросклероза, стрессов, сахарного диабета, неправильного жирового обмена и правил гигиены зрения.

Телевизор смотреть сидя, находясь от экрана телевизора на расстоянии более 2 метров.

При работе за компьютером постоянно устраивать каждый час перерывы на 10 минут.

Монитор следует располагать на расстоянии не менее 50 см от глаз. Середина монитора при этом должна быть расположена немного ниже уровня глаз.

Чаще следует моргать, если подолгу находишься перед телевизором или монитором. Таким образом, глаза защищаются от пересыхания.

Если рабочее место освещено настольной лампой, то ее плафон должен располагаться слева. Мощность лампы не должна быть меньше 60 Вт.

При выходе на улицу в солнечные дни следует в солнцезащитных очках для предотвращения глазных ожогов.

Пользоваться косметикой для глаз и средствами для кожи вокруг глаз только известных производителей и приобретать ее только в магазинах.

Засоренный глаз лучше промыть кипяченой водой. Полезно промыть глаз раствором марганцовки для дезинфицирующего действия. Промывая глаз, нужно опустить лицо с открытыми глазами в емкость с водой, или просто пипеткой.

Гимнастика для сохранения зрения

Существует необходимая для сохранения зрения гимнастика. Все упражнения несложные, поэтому важно устраивать паузы в работе для тренировки зрения.

  1. Сначала хорошо расслабиться. Поэтому несколько минут сидеть с закрытыми глазами.
  2. Открыть глаза, и вращать ими 5 раз по часовой стрелке, и столько же - против часовой стрелки, устраивая небольшие паузы.
  3. Переводить закрытые глаза вправо и влево. Затем повторить это упражнение с открытыми глазами.
  4. Переводить взгляд с близко расположенного предмета на далеко расположенный предмет по несколько раз.
  5. Закрыть глаза ладонями, добившись черного цвета.

Витамины для сохранения зрения

Витамин А является очень важным средством для сохранения зрения, так как он принимает участие в восприятии зрения. Если витамина А недостаточно в организме, то человек начинает различать желтый и синий цвета при слабом освещении. Витамина А достаточно в моркови , печени, томатах, рыбьем жире.

Витамин В важен для восприятия зрительных ощущений. Его достаточно в орехах, фруктах, крупах, почках, печени.

Витамин С поддерживает мышцы, отвечающие за движение глаз, хрусталика. Его достаточно в шиповнике, боярышнике, смородине, цитрусовых, яблоках, шпинате.

Витамин Е повышает тонус глазных мышц. При его недостатке развивается мышечная слабость. Его достаточно в растительных маслах, кукурузе, орехах, злаковых зародышах, яйцах.

Для сохранения зрения важны калий, содержащийся в бананах, растительном масле, меде; цинк, входящий в состав морепродуктов, грибов, печени.

Из ягод для сохранения зрения полезны черника и смородина. Следует принимать напитки из этих ягод.

Вот пожалуй и все советы о том, как нужно беречь зрение, надеемся что они вам помогут!