• 47. Возрастные и половые особенности развития мускулатуры, влияние трудовой деятельности и занятий физической культурой и спортом на развитие мускулатуры.
  • 48. Образования вспомогательного аппарата мышц (фасции, фасциальные связки, фиброзные и костно-фиброзные каналы, синовиальные влагалища, слизистые сумки, сесамовидные кости, блоки) и их функции.
  • 49. Мышцы живота: топография, начало, прикрепление и функции.
  • 50. Мышцы вдоха. Мышцы выдоха.
  • 52. Мышцы шеи: топография, начало, прикрепление и функции.
  • 53. Мышцы, сгибающие позвоночник.
  • 54. Мышцы, разгибающие позвоночник.
  • 55. Мышцы передней поверхности предплечья: начало, прикрепление и функции.
  • 56. Мышцы задней поверхности предплечья: начало, прикрепление и функции.
  • 57. Мышцы, производящие движения пояса верхней конечности вперед и назад.
  • 58. Мышцы, производящие движения пояса верхней конечности вверх и вниз.
  • 59. Мышцы, сгибающие и разгибающие плечо.
  • 60. Мышцы, отводящие и приводящие плечо.
  • 61. Мышцы, супинирующие и пронирующие плечо.
  • 62. Мышцы, сгибающие (основные) и разгибающие предплечье.
  • 63. Мышцы, супинирующие и пронирующие предплечье.
  • 64. Мышцы, сгибающие и разгибающие кисть и пальцы.
  • 65. Мышцы, отводящие и приводящие кисть.
  • 66. Мышцы бедра: топография и функции.
  • 67. Мышцы, сгибающие и разгибающие бедро.
  • 68. Мышцы, отводящие и приводящие бедро.
  • 69. Мышцы, супинирующие и пронирующие бедро.
  • 70. Мышцы голени: топография и функции.
  • 71. Мышцы, сгибающие и разгибающие голень.
  • 72. Мышцы, супинирующие и пронирующие голень.
  • 73. Мышцы, сгибающие и разгибающие стопу.
  • 74. Мышцы, отводящие и приводящие стопу.
  • 75. Мышцы супинирующие и пронирующие стопу.
  • 76. Мышцы, удерживающие своды стопы.
  • 77. Общий центр тяжести тела: возрастные, половые и индивидуальные особенности его расположения.
  • 78. Виды равновесия: угол устойчивости, условия сохранения равновесия тела.
  • 79. Анатомическая характеристика антропометрического, спокойного и напряженного положения тела.
  • 80. Вис на выпрямленных руках: анатомическая характеристика, особенности механизма внешнего дыхания.
  • 81. Общая характеристика ходьбы.
  • 82. Анатомическая характеристика 1,2 и 3 фаз двойного шага.
  • 83. Анатомическая характеристика 4, 5 и 6 фаз двойного шага.
  • 84. Прыжок в длину с места: фазы, работа мышц.
  • 85. Анатомическая характеристика сальто назад.
  • 77. Общий центр тяжести тела: возрастные, половые и индивидуальные особенности его расположения.

    Общим центром тяжести (ОЦТ) человека называют точку приложения равнодействующих всех сил тяжести частей его тела. ОЦТ располагается на уровне I-V крестцовых позвонков и проецируется на переднюю поверхность тела выше лобкового симфиза. Положение ОЦТ по отношению к продольной оси тела и позвоночного столба зависит от возраста, пола, костей скелета, мышц и отложений жира. Кроме того, наблюдаются суточные колебания положения ОЦТ в связи с укорочением или удлинением позвоночного столба, которые возникают из-за неравномерных физических нагрузок днем и ночью. У пожилых и старых людей положение ОЦТ зависит также от осанки. У мужчин ОЦТ располагается на уровне III поясничного - V крестцового позвонков, у женщин - на 4-5 см ниже, чем у мужчин, и соответствует уровню от V поясничного до I копчикового позвонка. Это зависит, в частности, от большего, чем у мужчин, отложения подкожного жира в области таза и бедер. У новорожденных ОЦТ находится на уровне V-VI грудных позвонков, а затем постепенно (до 16-18 лет) опускается вниз и перемещается несколько кзади.

    Положение ОЦТ тела человека зависит также от типа телосложения. У лиц долихоморфного типа телосложения (у астеников) ОЦТ располагается относительно ниже, чем у лиц брахиморфного типа телосложения (у гиперстеников).

    В результате исследований было установлено, что ОЦТ тела человека находится обычно на уровне II крестцового позвонка. Отвесная линия центра тяжести проходит на 5 см позади поперечной оси тазобедренных суставов, примерно на 2,6 см кзади от линии, соединяющей большие вертелы, и на 3 см кпереди от поперечной оси голеностопных суставов. Центр тяжести головы располагается немного кпереди от поперечной оси атлантозатылочных суставов. Общий центр тяжести головы и туловища находится на уровне середины переднего края X грудного позвонка.

    Для сохранения устойчивого равновесия тела человека на плоскости необходимо, чтобы перпендикуляр, опущенный из его центра тяжести, падал на площадь, занимаемую обеими ступнями. Тело стоит тем прочнее, чем шире площадь опоры и чем ниже расположен центр тяжести. Для вертикального положения тела человека сохранение равновесия является главной задачей. Однако, напрягая соответствующие мышцы, человек может удержать тело в различных положениях (в известных пределах) даже тогда, когда проекция центра тяжести выведена за пределы площади опоры (сильный наклон туловища вперед, в стороны и т.д.). Вместе с тем стояние и передвижение тела человека нельзя считать устойчивыми. При относительно длинных ногах человек имеет сравнительно небольшую площадь опоры. Поскольку общий центр тяжести тела у человека расположен сравнительно высоко (на уровне II крестцового позвонка), а опорная площадь (площадь двух подошв и пространства между ними) незначительна, устойчивость тела очень невелика. В состоянии равновесия тело удерживается силой мышечных сокращений, что предотвращает его от падения. Части тела (голова, туловище, конечности) при этом занимают соответствующее каждой из них положение. Однако если будет нарушено соотношение частей тела (например, вытягивание рук вперед, сгибание позвоночника при стоянии и т.д.), то соответственно изменяются положение и равновесие других частей тела. Статические и динамические моменты действия мускулатуры находятся в прямой связи с положением центра тяжести тела. Поскольку центр тяжести всего тела располагается на уровне II крестцового позвонка позади поперечной линии, соединяющей центры тазобедренных суставов, стремлению туловища (вместе с тазом) опрокинуться назад противостоят сильно развитые мышцы и связки, укрепляющие тазобедренные суставы. Так обеспечивается равновесие всей верхней части тела, удерживающейся на ногах в вертикальном положении.

    Стремление тела упасть вперед при стоянии обусловлено прохождением вертикали центра тяжести впереди (на 3-4 см) от поперечной оси голеностопных суставов. Падению противостоят действия мышц задней поверхности голени. Если отвесная линия центра тяжести переместится еще дальше кпереди - к пальцам, то сокращением задних мышц голени пятка приподнимается, отрывается от плоскости опоры, отвесная линия центра тяжести перемещается вперед и опорой служат пальцы стопы.



    Владельцы патента RU 2291680:

    Изобретение относится к медицине, а именно к способам восстановления биохимического баланса опорно-двигательного аппарата человека. Способ включает визуальный осмотр опорно-двигательного аппарата человека и выявление нарушения его мышечного каркаса. Проверяют мышечную активность тела человека путем контроля за выполнением упражнений на координацию, гибкость, точность, умение владения предметом, обучают человека новым навыкам ходьбы, для чего сначала обучаемый выполняет упражнения, направленные на восстановление функций суставов и связок стоп, при выполнении которых обучаемый постоянно контролирует правильность выполнения упражнений, а также ощущения, возникающие при этом. Затем выполняет упражнения на ходьбу и выполняет движение с фиксированным положением таза. Комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком, каждый день не менее 30 минут до формирования устойчивого навыка ходьбы.

    Изобретение относится к области медицины, а именно, к способам восстановления биомеханического баланса опорно-двигательного аппарата человека путем восстановления вертикальной оси его тела.

    Изобретение может быть использовано для профилактики плоскостопия; укрепления и реабилитации мышц тазового дна после родов, для профилактики мужской импотенции; для восстановления мышечного баланса ослабленных мышц; поддержания суставной подвижности за счет восстановления тонуса мышечно-связочного аппарата.

    Изобретение может быть использовано также в спортивной медицине для восстановления опорно-двигательного аппарата в период реабилитации спортсменов. Кроме того, изобретение может найти применение в такой профессиональной области, как бальные танцы, балет, не только для реабилитации, но и совершенствования профессионального мастерства.

    Известно, что центральная вертикальная линия, проходящая через центр тяжести тела, проходит через таранно-ладьевидный сустав стопы, голеностопный сустав, внутреннюю часть коленного сустава до тазобедренного сустава, затем через 3-й поясничный позвонок по вертикальной части грудного отдела позвоночника, далее проходит через 1-й грудной позвонок и затылочный надмыщелок. В итоге вес тела равномерно распределяется на тазобедренные суставы. При этом переднезаднее равновесие удерживает равномерное распределение веса по центральной линии. При таком перераспределении веса легко варьировать равновесие, так как весь позвоночник и суставы нижних конечностей в состоянии обеспечить оптимальную вертикальную осанку за счет синхронного напряжения мышц.

    В повседневной жизни тело человека испытывает значительные сжатия. При этом усилия, приводящие к изменению оси тела и его частей, приводят к изменениям в тканях опорно-двигательного аппарата, различным травмам и устойчивому снижению тонуса мышц. Задача восстановления вертикальной оси тела человека является основной при коррекции опорно-двигательного аппарата, в том числе, восстановления его мышечного каркаса.

    Известен способ восстановления вертикальной оси тела человека, заключающийся в проведении сначала расслабляющего массажа стоп, передней поверхности голени, периостального массажа в области гребня большеберцовой кости, затем расслабляющего массажа с растягиванием икроножной мышцы, после которого осуществляют мобилизацию в суставе Лисфаранка путем давления на подошвенную область ладьевидной кости, затем проводят тонизирующий массаж наружной подошвенной поверхности стопы и подошвенной поверхности, направленный на укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, кроме того, при обнаружении признаков смещения основания крестца выполняют соответствующие упражнения, направленные на устранение выявленного смещения, при наличии компенсаторной боковой деформации поясничного отдела позвоночника проводят упражнения на увеличение силы пояснично-подвздошной мышцы, противоположной смещению крестца, на контралатеральной стороне проводят релаксацию с растяжением мышцы, при наличии начинающейся ротации позвонков деформированной части позвоночного отдела проводят упражнения на увеличение силы наружной косой мышцы живота на стороне вогнутой части дуги деформации и релаксацию с растяжением на контралатеральной стороне (см. RU 2222307 С2, 27.04.2004).

    Однако в известном способе восстановление вертикальной оси проводится без включения в работу больших полушарий головного мозга человека. Отсутствует память навыка нового движения и закрепления его, что снижает эффективность самого способа.

    Известен способ восстановления вертикальной оси тела человека путем анализа топографии тела в целом с помощью проекционной стереофотометрии, выявления патологий костно-мышечной системы с последующей выдачей рекомендаций, направленных на восстановление вертикальной оси, в том числе, использование ортопедических стелек-супинаторов (см. [email protected]).

    В известном способе восстановления вертикальной оси тела человека для формирования и закрепления в памяти нового навыка движения необходим достаточно длительный промежуток времени использования дополнительного средства - супинатора. Кроме того, известный способ осуществляет восстановление вертикальной оси без осознанного включения в работу больших полушарий головного мозга человека при формировании и закреплении памяти нового навыка движения, что снижает эффективность самого способа.

    Задача, решаемая изобретением, заключается в создании способа восстановления вертикальной оси тела человека, в котором человек осознанно формирует новый навык движения, корректирующий вертикальную ось своего тела с последующим закреплением его в памяти.

    Техническим результатом является возможность восстановления вертикальной оси тела человека за счет осознанного формирования им самим нового навыка движения и закреплением его в памяти. Это достигается тем, что в способе восстановления вертикальной оси тела человека предварительно осуществляют визуальный осмотр человека, выявляют отклонения от оси, затем проверяют активность мышечного каркаса человека путем контроля за выполнением человеком упражнений на координацию, гибкость, точность, умение владения предметом, после чего путем выполнения физических упражнений обучают человека новым навыкам ходьбы, для чего сначала обучаемый выполняет вводные упражнения, направленные на восстановление функций суставов и связок стоп, при этом обучаемый постоянно контролирует правильность выполнения упражнений, а также ощущения, возникающие при этом, после чего обучаемый переходит к выполнению первого упражнения, заключающегося в выполнении движения вперед мелкими переступаниями, исходное положение первого упражнения: пятки вместе, носки врозь, колени прямые, стопы развернуты под углом 45°, руки внизу прямые, голова прямо, причем при выполнении движения вперед обучаемый напрягает мышцы бедра и голени, фиксируя внимание на внутренний свод каждой стопы, включающий большой палец, центр свода стопы и пятку, при выполнении движения назад - напрягает мышцы внешней части бедра и голени, фиксируя внимание на внешний свод каждой стопы, включающий мизинец, центр свода и пятку, после освоения первого упражнения обучаемый выполняет второе упражнение, включающее движение вперед и назад приставным шагом, при выполнении приставного шага вперед толчковая нога осуществляет переход с большого пальца, при выполнении приставного шага назад - стопа ставится в центр, направляющим при этом является мизинец, после освоения второго упражнения обучаемый приступает к выполнению третьего упражнения, которое заключается в выполнении движения вперед и назад усвоенным шагом, при этом исходное положение остается неизменным, при выполнении этого упражнения при каждом шаговом движении обучаемый фиксирует положение своего тела в состоянии равновесия, при выполнении четвертого упражнения сначала обучаемый осуществляет фиксацию положения таза ягодичными мышцами и втягивание копчика внутрь, затем выполняет движение вперед назад усвоенным шагом с сохранением фиксированного положения таза, комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком, каждый день не менее 30 минут до формирования устойчивого навыка ходьбы.

    В предлагаемом способе последовательность упражнений идет от стопы вверх до тазобедренного сустава.

    Способ осуществляется следующим образом:

    Сначала проводят визуальный осмотр положения тела человека в позе стоя, в ходе которого определяются его конкретные отклонения от классической вертикали. Особое внимание обращают на центры суставов и центр массы тела. Функциональный анализ положения человека в позе стоя осуществляют в соответствии с известной методикой (см. В.И.Дубровский и др., "Биомеханика", Учебник для сред. и высш. учеб. заведений, М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004, стр.55-58).

    Затем осуществляют проверку динамики выполнения упражнений, точность выполнения через слово и через показ, а также определяют влияние на человека внешнего фактора (привыкание к залу, наличие предметов, освещенность, звуковой фон) и определяют отношение человека к своим "неумелым" движениям. Для этого предлагают человеку ряд упражнений:

    Удержание гимнастического кольца на пальцах обеих рук;

    Вращение кольца вокруг ладони, по часовой и против часовой стрелки;

    Вращение кольца вертикально по полу, успевая самому пройти круг.

    Человеку предлагают также соразмерить свое движение относительно вращения кольца:

    На расстоянии не менее 6 метров накинуть обруч на спинку стула, при этом бросок выполняется двумя руками от груди;

    Сидя на стуле, руки вверху, обруч горизонтально, бросок обруча вверх, руки прижать к себе. Обруч должен пройти вниз, не касаясь тела.

    При контроле за выполняемыми упражнениями особое внимание обращают на постановку стоп (пронация/супинация), какая нога активнее, каков угол сгибания в коленях при основной стойке, на смещение таза относительно центра тела, проявленные асимметрии в теле. Это необходимо для проверки возможности управления движениями через мозг.

    В предлагаемом способе исключен "жесткий тренинг" в виде команд и тело обучаемого плавно выводится на собственное, индивидуальное звучание.

    После чего человека обучают новым навыкам ходьбы. Сначала предлагают обучаемому поставить стопы вместе и посмотреть в зеркало на свое лицо, затем развернуть носки на угол 45°. При каждом изменении положения своего тела обучаемому предлагают контролировать свои ощущения. Как показывают наблюдения за обучающимися, устойчивее стоять во второй позиции упражнения, а возникающие при этом ощущения это ощущения радости и желания общаться. При первой позиции упражнения - человек замкнут в себе.

    Затем обучаемому предлагают пройти свои обычные шаги, проконтролировав угол сгибания в колене, подтягивание ноги, поскольку с детства в шаги человека закладывается звуковое сопровождение: "Поднимай ноги". Далее обучаемому предлагают выполнить новую систему движения перехода - мах ноги через вертикаль. Нога через вертикаль сгибается настолько, насколько ей необходимо совершить перенос. Это и есть обретение нового навыка движения.

    При выполнении упражнений на нижние конечности ноги прямые, колени втянуты за счет напряжения надколенной мышцы, которая при выполнении шаговых движений не контролировалась сознанием человека. В обычной практике движения согнуть сустав легче, чем выпрямить. Таким образом, в соответствии с предлагаемым способом при выполнении ходьбы активизируются мышцы, ранее менее задействованные. Это позволяет разгрузить напряжение "усталых" мышц.

    При обучении новым навыкам движения обучаемому предлагают выполнить ряд упражнений. Исходное положение:

    ноги - правая на опоре большого пальца ноги, пятка повернута внутрь, влево, левая впереди под углом в 45°. Обучаемому предлагают провести правую ногу через соприкосновение пяток с выносом вперед, развернутую в стопе. Совершить несколько маховых движений ногой вперед-назад, удостоверившись, что нога проходит и не задевает пол. То же самое предлагают проделать с другой ноги. В случае недостаточной подвижности голеностопного сустава проводят дополнительные общеразвивающие упражнения. После чего обучаемый начинает выполнять движение вперед мелкими переступаниями, пятки вместе, руки внизу, голова прямо, ноги прямые.

    Обращают внимание обучаемого на внутренний образовавшийся клин между стопами с углом разворота в 45°. При таком угле разворота стоп общий центр тяжести тела и поперечная ось тазобедренного сустава лежат в одной плоскости, обеспечивается наибольшая степень устойчивости тела при движении вперед или назад. При этом движении импульс начинается - пятка, свод, большой палец, внимание обучаемого обращают на свод стопы. При движении назад импульс начинается - мизинец, свод стопы, пятка.

    Известно, что вертикальная ось стандартной нижней конечности проходит от подвздошной кости через середину коленной чашечки и второй палец стопы. В позе стоя тяжесть тела распределена равномерно на обе нижние конечности.

    В предлагаемом способе меняется направление вертикальной оси от подвздошной кости, через коленный сустав и до ладьевой внутренней косточки, Таранная кость распределяет равномерно нагрузку массы тела через пяточную и плюсневые косточки. Работа происходит за счет внутренних мышц бедра, которые мало задействованы в повседневной практике движения.

    Как показали проведенные испытания способа, индивидуальные характеристики ног, в том числе Х-образные и О-образные ноги, в результате освоения нового навыка ходьбы изменяют свою вертикальную ось. Общеизвестно, что последовательное вовлечение мышц в работу и точная координация их сокращений при ходьбе обеспечивается центральной нервной системой и, главным образом, корой больших полушарий головного мозга. Считается, что ходьба представляет собой автоматизированный, безусловный рефлекс, который приводит к созданию жестких, устойчивых стереотипов, приводящих к потере гибкости суставов, в конечном итоге, их мобильности.

    При постановке стопы на горизонтальную поверхность по устоявшейся практике ходьбы человек выполняет шаг с пятки, получая удар в поясничную область. В прелагаемом способе стопа ставится в средину свода, которая образуется при пересечении двух диагональных линий от мизинца к пятке, от большого пальца к пятке. Две ладьевые косточки (внутренняя и внешняя) удерживают равновесие голеностопного сустава. Это позволяет обеспечить мягкую амортизацию свода стопы и активизацию поперечных осей стоп, которые отвечают за тазовый, коленный, голеностопный суставы.

    При выполнении устоявшейся практики ходьбы идет расслабление голеностопных связок, приводящих к изменению постановки стопы. Чаще всего, именно стопа находится в положении гиперпронации.

    Предлагаемый способ восстанавливает мышечный каркас нижних конечностей, что, в конечном итоге, позволяет восстановить вертикальную ось человека. Все нарушения стоп происходят оттого, что идет недостаточное перераспределение массы тела.

    Первый контроль за своими движениями через центральную нервную систему происходит с участием больших полушарий мозга. Правое полушарие управляет логическим мышлением, а левое отвечает за восприятие художественных образов. Они связаны между собой нервными волокнами мозолистого тела. Кора головного мозга образует внешнюю часть полушарий центрального сознания, где осуществляются мыслительные процессы, осознаются сенсорные стимулы, реализуется произвольный контроль движений. У нормального человека работает весь мозг. У человека типа "зверь-человек" работает только мозжечок. У "человека" работает кора, подкорка, и начинают работать таламическая и гипоталамическая зона, т.е. работает средний мозг. Левое полушарие отвечает за воспроизведение, но, если восприятие будет неправильным, то человек, обладая большим объемом информации, не сможет правильно высказаться. Правое полушарие воспринимает мир. Единственная возможность равновеликого развития, когда оба полушария развиты одинаково.

    При выполнении упражнений нервный импульс, поступающий из головного мозга, чаще всего ослабевает в области коленей и локтей.

    Головной мозг действует, интегрируя поступающую информацию, выбирая нужный ответ, и дает инструкцию соответствующей части тела, органу, как поступить. Таким образом, нервная система обеспечивает коммуникацию и координацию взаимодействий между всеми органами, а также с внешним миром. Известно, что эта система взаимодействий имеет сложную структуру. Она состоит из тела, которое включает в себя все органеллы. Это ядро, митохондрии, рибосомы и эндоплазматический ретикулум. Нервная клетка имеет окончание - дендриты, коротенькие нервные окончания, которые собирают всю информацию из внешней и внутренней среды и направляют ее по своим клеточкам. Дендрит - переводится как "дендрос" - дерево. Как ветви дерева, собирают информацию и переносят в тело клетки. Оттуда эта нервная информация, пройдя через ядро, через тело клетки, проходит по аксону уже следующей клетки. Аксоном является самая длинная часть нервной клетки, передающая импульс. Ее длина больше метра. Аксон заканчивается синоптическим окончанием. В нем вырабатывается медиатор, который передает возбуждение с одной клетки на другую. Та, в свою очередь, принимает нервное возбуждение на дендриты, проводит через тело и потом через аксон, на следующую клетку. Так, соединяясь, нервные клетки могут передавать информацию, например, из головного мозга до самой нижней части тела.

    Отсутствие информации о состоянии двигательного аппарата в каждый момент движения приводит к тому, что мозг теряет способность контролировать, оценивать характер движения и вносит поправки на всех этапах двигательного акта. И хотя эфферентные импульсы поступают из мозга в мышцы и вызывают их сокращения, процесс этот не контролируется и не регулируется, так как отсутствует обратная связь, без которой невозможно управление двигательными актами и выполнение точных и плавных движений. Известно также, что потеря чувствительности приводит к ослаблению мышечного тонуса.

    Обучение новому навыку ходьбы позволяет контролировать своим сознанием проход первого импульса от головного мозга до стопы, за счет чего обеспечивается обратная связь.

    После освоения первого упражнения обучаемый выполняет второе упражнение, включающее движение вперед и назад приставным шагом. Исходное положение прежнее.

    Обучаемому предлагают выполнить шаг с прямой ноги, развернутой стопой. При этом отталкивание обучаемый выполняет с большого пальца и через соединение пятки с пяткой останавливается в статическое исходное положение. Шагательные движения характеризуются попеременной активностью ног с чередованием отталкивания и переноса каждой ноги. В теории, отталкивание, как основа шагательных движений, неразрывно связаны с подготовкой к нему, следовательно, в практике, обучаемый удерживает свое внимание на переходе ноги с большого пальца, на постановку слегка супинированной стопы. Обучаемый глазами фиксирует, насколько правая или левая стопа ушла от оси продольного шагательного движения, за инерционным моментом раскачивания тела вдоль и поперек оси, за направлением стопы от пятки через свод стопы до большого пальца. При выполнении упражнения отслеживается импульс, идущий по ноге от головки бедра, удерживая внимание на напряжении свода стопы. В опорный период шагательного движения осуществляется амортизация. Она начинается с постановки ноги на опору и заключается в торможении движения тела по направлению к опоре. Происходит уступающее движение, мышцы растягиваются и уменьшают скорость движения тела вниз. К концу амортизации вертикальная составляющая скорости общего центра масс (ОЦМ) тела падает до нуля, опускание вниз прекращается. Горизонтальная же составляющая скорости за это время уменьшается, тело не останавливается, а продолжает медленно двигаться вперед. Амортизация заканчивается в момент прекращения движения ОЦМ тела вниз. Для амортизации шага обучаемому предлагают постановку ноги производить в центр свода стопы. Этим достигается легкость и плавность всех элементов шага и ощущение невесомости тела. Стыковка стоп производится с правой и левой ноги при движении вперед и аналогично при движении спиной назад.

    После освоения второго упражнения обучаемый приступает к выполнению третьего упражнения, которое заключается в выполнении движения вперед и назад свободным шагом, при этом исходное положение остается неизменным. При каждом шаговом движении обучаемый фиксирует положение своего тела между стоп, сохраняя дольше двухопорное положение, иначе тело будет либо впереди, либо сзади. Поскольку при движении массы тела перемещается и общий центр тяжести, но для сохранения равновесия его проекция не должна выходить за пределы площади опоры.

    Известно, что длина обычного шага составляет 76-79 см. У мужчин она больше, чем у женщин. Длина шага при выполнении всех упражнений предлагаемого способа будет зависеть от того, насколько обучаемый сможет удержать тело между стопами. Известно также, что двигательная система управляет всеми целенаправленными движениями тела во внешнем мире. Они всегда сопровождаются работой и реакциями механизмов позы, идет ли речь о подготовке к движению или о коррекции позы во время движения. Тесная взаимосвязь между функцией позы и направленными функциями - функциональное свойство двигательной системы. Без контроля позы со стороны двигательной системы человек беспомощно рухнет на землю. Поэтому удерживание обучаемым положения позы, при которой тело находится в состоянии равновесия, является важным фактом осознания им своей вертикальной оси. При выполнении этого этапа не следует торопиться, т.к. это первая "примерка" к своей вертикали.

    В военной практике применяется строевой шаг, где вынос ноги происходит махом прямой ноги и жесткое опускание на поверхность с ударом стопы (печатают шаг). Гражданский шаг отличается переносом согнутой в колене ноги со свободным опусканием стопы на опору. В предлагаемом способе нога проходит прямой, но с контролируемой постановкой стопы на опору. Нога при прохождении положения вертикали сгибается настолько, насколько ей необходимо совершить перенос.

    После освоения третьего упражнения обучаемый переходит к выполнению четвертого упражнения, при котором сначала осуществляет фиксацию положения таза ягодичными мышцами и втягиванием копчика внутрь. Затем он выполняет движение вперед назад новым усвоенным шагом с сохранением фиксированного положения таза.

    Фиксация тазовой части осуществляется следующим образом. Левая рука лежит на животе, правая сзади на тазовой части. В таком положении можно варьировать положением таза - вперед, назад. Обучаемому предлагают найти копчик и мысленно провести его по направлению вперед вверх, до пупка. В этом случае напрягаются ягодичные мышцы и мышцы нижнего пресса, т.е. осуществляется "втягивание живота" без участия диафрагмы. При таком положении таза обеспечивается свободный вдох-выдох. Кроме того, идет иннервация половых органов, нет отведения таза вперед, назад, в сторону и, следовательно, тазовая часть находится в фиксированном положении, обретая вертикальную ось нижних конечностей.

    При таком фиксированном положении таза обучаемый выполняет шагательные движения вперед и назад. Комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком, каждый день не менее 30 минут до формирования устойчивого навыка ходьбы.

    Как показали проведенные исследования, после освоения человеком комплекса упражнений в соответствии с предлагаемым способом восстанавливается тонус мышечного каркаса опорно-двигательного аппарата и вертикальная ось. Были проведены исследования с использованием известного прибора для экспресс диагностики опорно-двигательного аппарата "Плантоскопа", регистрационное удостоверение №ФС 02012004/0340-04, код ОКП 944280. Исследования проводились до и после освоения нового навыка ходьбы. У 70% обученных новому навыку ходьбы было зафиксировано изменение вертикальной оси тела человека в сторону ее восстановления. В эксперименте участвовали 100 человек.

    Способ восстановления вертикальной оси тела человека, заключающийся в том, что осуществляют визуальный осмотр опорно-двигательного аппарата человека и выявляют нарушения его мышечного каркаса, затем проверяют мышечную активность тела человека путем контроля за выполнением упражнений на координацию, гибкость, точность, умение владения предметом, после чего путем выполнения физических упражнений обучают человека навыкам ходьбы, корректирующим вертикальную ось своего тела с последующим закреплением его в памяти, для чего сначала обучаемый выполняет вводные упражнения, направленные на восстановление функций суставов и связок стоп, при выполнении которых обучаемый постоянно контролирует правильность выполнения упражнений, а также ощущения, возникающие при этом, после чего обучаемый переходит к выполнению первого упражнения, заключающегося в выполнении движения вперед мелкими переступаниями, исходное положение первого упражнения: пятки вместе, носки врозь, колени прямые, стопы развернуты под углом 45°, руки внизу прямые, голова прямо, причем при выполнении движения вперед обучаемый напрягает мышцы бедра и голени, фиксируя внимание на внутренний свод каждой стопы, включающий большой палец, центр свода стопы и пятку, при выполнении движения назад - напрягает мышцы внешней части бедра и голени, фиксируя внимание на внешний свод каждой стопы, включающий мизинец, центр свода и пятку, после освоения первого упражнения обучаемый выполняет второе упражнение, включающее движение вперед и назад приставным шагом, при выполнении приставного шага вперед толчковая нога осуществляет переход с большого пальца, при выполнении приставного шага назад - стопа ставится в центр, направляющим при этом является мизинец, после освоения второго упражнения обучаемый приступает к выполнению третьего упражнения, которое заключается в выполнении движения вперед и назад усвоенным шагом, при этом исходное положение остается неизменным, при каждом шаговом движении обучаемый фиксирует положение своего тела в состоянии равновесия, при выполнении четвертого упражнения сначала обучаемый осуществляет фиксацию положения таза напряжением ягодичных мышц и втягиванием копчика внутрь, напрягая при этом только мышцы живота нижнего пресса, и выполняет движение вперед назад усвоенным шагом с сохранением фиксированного положения таза, комплекс упражнений обучаемый выполняет босиком каждый день не менее 30 мин до формирования устойчивого навыка ходьбы.

    Изобретение относится к медицине, а именно к лечебной физической культуре, и может быть использовано для лечения и реабилитации, больных с рубцовыми стенозами гортани и трахеи различной этиологии

    Изобретение относится к медицине, а именно к способам восстановления биохимического баланса опорно-двигательного аппарата человека

    Удержание вертикальной позы, прямостояние и биподальная локомоция - это венец эволюции человека в его приспособительной деятельности к существованию в гравитационном поле Земли. А с другой стороны, удержание вертикальной позы вбирает в себя особенности конституции человека, интегрирует его жизненный опыт и отчасти демонстрирует функциональные и патологические особенности конкретного индивида. Ортоградное положение тела характеризует такие двигательные действия человека, как стояние , ходьба , бег и прочие виды двигательной деятельности.

    Ортоградная поза - наиболее изученное и изучаемое положение человека многими науками, такими как анатомия , биомеханика , физиология , медицина , постурология, физическая культура . Ортоградная поза связана с важным биомеханическим параметром человека, именуемым «Осанка ».

    Поза стоя

    Синонимы:

    • положение стоя
    • вертикальная стойка
    • основная стойка (в спорте и в постурологии)

    Поза стоя - основная характеристика таких важных двигательных актов человека, как стояние и ходьба .

    Поза сидя

    Поза для отдыха или для выполнения каких-либо действий с опорой на «пятую точку», на ягодицы или бёдра, при которой туловище сохраняет вертикальное положение (en:sitting).

    Существует и более научное определение этой позы: «положение тела при котором вес тела переносится главным образом на седалищные бугры таза и подлежащие мягкие ткани» (Sitting is a body position in which the weight of the body is transferred to a supporting area mainly by the ischial tuberosities of the pelvis and their surrounding soft tissue) Cornell University Ergonomics Web - Sitting and Chair Design Существует множество типов сидения:

    • на стуле
    • на полу
      • поза портного
      • поза Лотоса (в Йоге)
      • «по-японски»(Сэйдза)
    • на «корточках»
    Поза сидя на стуле

    Поза, сидя на стуле, является удобной например, для офисной работы, но сама по себе является тяжелым испытанием для скелета и внутренних органов человека. Поза сидя характеризуется углом, образованным лучами, проведенными от нижней части грудины к плоскости лица и к сгибу коленного сустава. Этот угол называется углом наклона туловища.

    В зависимости от угла наклона туловища, различают:

    • нормальный угол наклона (при хорошей осанке).
    • угол сутулости.
    • угол компрессии (такая поза характеризует очень плохую осанку или очень плохую привычку сидеть «сложившись»).

    Cутулая поза сидя

    Сутулая поза сидя характризуется максимальным сгибанием в поясничном и грудном отделах позвоночника, наклоном туловища вперёд.

    Эта поза имеет целый ряд неблагоприятных биомеханических и физиологических последстий:

    1. Сглаженный поясничный лордоз и наклоненный грудной и соответственно шейный сегменты тела приводят к перегрузке шейного и поясничного отделов позвоночника .
    2. Если вес головы составляет в среднем 3 кг, то нагрузка на шейный отдел позвоночника возрастет многократно - до 18 кг.
    3. Нагрузка на передний опорный комплекс позвоночника увеличивается при уменьшении поясничного лордоза При сутулой осанке без того высокая нагрузка возрастет со 150 % до 180 % веса тела.
    4. При наклоне грудного сегмента вперед, уменьшается объем грудной полости, и мы наблюдаем сдавливание, как легких, так и органов брюшной полости. Сдавливаются гортань и сосуды шеи.
    5. Ухудшается кровоток в органах малого таза. Геморрой , простатит обычные спутники любителей такой позы.

    Проблемы здоровья, связанные с сидячей позой

    Кокцигодиния

    Общий медицинский термин, обозначающий боль в кресце или в копчике. Кокцигодиния ограничивает комфортное сидение на стуле приводит к вынужденной позе с перенесением опоры на одну из ягодиц.

    Горизонтальная поза

    Поза лежа

    Эта поза менее всего изучена по-причине низкого интереса исследователей к этой форме двигательной активности. Положение лежа - самое экономное в энергетическом отношении. Используется при исследовании основного обмена (количества энергии, необходимого для поддержания нормальных функций организма при минимальных процессах обмена веществ). Если человек лежит в полном покое спустя по меньшей мере 12 час после приема пищи, то используемая в каждый данный момент энергия расходуется на работу сердца, дыхательные движения и на поддержание температуры тела.

    Различают следующие позы:

    • лёжа на спине
    • лёжа на животе
    • лёжа на боку
    • эмбриональная поза

    а также спортивные стойки:

    • упор лежа
    • упор лежа прогнувшись
    • лёжа на боку
    • упор лёжа на лопатках

    Эмбриональная поза (поза спящего) - голова приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Эта поза обусовлена преобладанием тонуса мышц-сгибателей. Суставы конечностей находятся в физиологическом положении, то есть в том положении, при котором обеспечивается максимальный покой и разгрузка суставных поверхностее. Такое положение, как правило, положение легкого сгибания суставов в англоязычной литературе называют положением отдыха (rest position).

    Поза на четвереньках

    Патологическая поза

    Поза, обусловленная нарушением тонуса мышц, характерная для ДЦП

    Патологическая поза - характерная поза в результате нарушения функции мышц и суставов в результате заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Например, поза при детском церебральном параличе (ДЦП), поза в результате контрактуры тазобедренного сустава при коксартрозе, сгибательная поза при анкилозирующем спондилите , поза при кривошеи . Некоторые патологические позы имеют образные названия: поза легавой собаки (менингитическая) - поза, характерная для острого периода менингита , при которой больной лежит на боку с согнутыми и приведенными к животу ногами; поза лягушки - поза, характерная для спинальной наследственной амиотрофии, при которой руки согнуты в локтевых, а ноги в коленных суставах, плечи приведены к туловищу, бедра отведены.

    Поза и психо-эмоциональное состояние человека

    Известны позы радости, открытости, спокойствия, печали, смущения…, отражающие внутреннее состояние человека.

    Пассивно-оборонительная поза

    Например, в ответ на отрицательные эмоции или при усталости человек рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, принимает так называемую пассивно-оборонительную позу .

    Пассивно-оборонительная поза характеризуется: приподнятыми и сведёнными вперёд плечами, опущенной и выдвинутой вперед головой, сутулой спиной. При частом повторении такая поза может стать и часто становится привычной, закреплённой в двигательном стереотипе осанки . Особо следует отметить первичные позиционные нарушения в подростковом возрасте. Так, юноши и девушки, под влиянием различных психоэмоциональных комплексов, деформируют осанку - выдвигают оба плеча вперед и «горбятся». В итоге запускается циклическая перестройка мышечных групп и формируется патологическая осанка. Плохая осанка , в свою очередь способствует закреплению психо-эмоцинальных нарушений и формированию неврозов.

    Многие заболевания психоэмоциональной сферы (неврозы) связывают с нарушением осанки. Синдром хронической усталости - наиболее распространенное заболевание современного человека (его называют также неврастения, вегето-сосудистая дистония). Наиболее общий признак неврастении - ощущение постоянной усталости, головные боли, головокружение, учащенное сердцебиение и т. д. Люди, страдающие неврозом всегда «зажаты», для них характерны неравномерное напряжение мышц и плохая осанка. Человек способен сознательно корректировать привычную позу и выработанную годами манеру двигаться, и тем самым освободится от имеющихся проблем. На этом, например, основана методика Фредерика Александера и другие методы психосоматической коррекции, которые помогают эффективно расслабить мышцы, снять излишнее напряжение.

    Рабочая поза

    рабочее место для работы с компьютером

    Рабочая поза - взаимное расположение частей тела при выполнении трудовой операции изучается наукой эргономикой (гигиеной труда).

    Рабочие позы подразделяют на свободные, неудобные, вынужденные и фиксированные.

    В настоящее время всё большее внимание уделяют эргономике поз офисного труда и школьного обучения.

    Выполняя школьные задания, дети, как правило, вынуждены длительное время сохранять рабочие позы, которые часто не соответствуют нормальной физиологии. После начала занятий в школе для ребёнка количество времени, проводимого в сидячей позиции, значительно увеличивается, и школьная парта становится важным фактором окружения. Принято считать, что готовить уроки удобнее всего сидя за столом. Однако многолетний опыт работы школы-интерната № 76 г Москвы для детей с заболеванием позвоночника свидетельствует, что качество обучения нисколько не снижается при обучении в положении лежа на специальной наклонной доске-парте См. санаторная школа-интернат №76

    Поза и положение тела в спорте

    В каждом упражнении различают три фазы:

    Исходное положение (ИП) - поза, наиболее удобная для выполнения физического упражнения или иного двигательного действия. Чаще всего в физической культуре ИП является основная стойка , но перед выполнением некоторых упражнений необходимо принять другие ИП: стоя на коленях, полуприсед, упор присев, упор лёжа, лёжа на животе, боку или спине, в висе и т. д.
    Основная стойка - положение, при котором ноги выпрямлены в суставах, туловище выпрямлено, голова держится ровно, прямо, взгляд направлен вперёд, руки свободно свисают по сторонам. Обычное положение стоп - «пятки вместе, носки врозь». Например Д. Крадман (1928), так описывал основную стойку в шведской гимнастике: «4 точки в единой плоскости: затылок, лопатки, ягодицы и пятки, кисти рук вытянуты, подбородок опущен, голова назад».

    Спортивная гимнастика

    Художественная гимнастика

    Гимнастика ушу-таолу

    Фигурное катание

    Атлетика

    Лёгкая атлетика

    Силовые виды спорта. Позы для работы с весом

    Фиксация подъёма штанги

    Приседание со штангой на спине в паурлифтинге

    Становая тяга

    Поза в силовых видах спорта, к которым относится тяжёлая атлетика (штанга), бодибилдинг (силовая гимнастика), гиревой спорт , пауэрлифтинг , отражает их внутреннее содержание.

    Фиксируются следующие положения:

    • - неподвижное положение атлета со штангой над грудью на выпрямленных руках (в жиме штанги лёжа);
    • - со штангой на плечах, ноги и туловище прямые, ступни ног на одной линии, параллельной грифу (в приседании со штангой);
    • - со штангой в опущенных вниз руках, ноги и туловище прямые, ступни ног на одной линии, параллельной грифу, плечи опущены и отведены назад (в становой тяге).

    Художником, впервые поднявшим образ человека на такую высоту, был Леонардо да Винчи В его творчестве удивительно сочетается пытливый аналитический дух раннего Возрождения с его всеобъемлющими интересами и мощное стремление к синтезу, упорядочению и норме свойственное ХVI столетию . Все привлекает внимание Леонардо, но главным объектом изучения и главной целью всех стараний живописца является человек. С величайшей тщательностью исследует он внутреннее строение человека, его пропорции и разнообразнейшие жизненные функции, стремясь на основе этого анализа установить некие объективные закономерности и дать общие правила для художников. Не довольствуясь отображением одного внешнего облика, Леонардо с живым интересом вглядывается в человеческие лица, стараясь найти связь между переживаниями человека и их внешними проявлениями, стремясь через богатство жестов и игру физиономии передать внутреннее духовное состояние.

    Другой известный мастер той эпохи Микеланджело также создаёт образ совершеного человека. Его «Давид » полон внутренней динамики, экспрессии, энергии и реализма.

    Естественная величавая красота ренессансных фигур, без излишней манерности жестов и поз, четкость пропорций и форм человеческого тела делает эти произведения искусств эталоном положения тела для физиологов и биомехаников. Так скульптура Микеланджело является обычной иллюстрацией естественной позы и осанки.

    Контрапост - приём в изобразительном искусстве, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Контрапост позволяет передать движение или напряжение фигуры, не нарушая впечатления её равновесия, придаёт дополнительный объём изображению, динамизирует ритм фигуры.

    Естественная поза противопоставляется анатомическому (антропометрическому) положению тела - стандартной позе, применяемой для исследования (ее также называют поза Форестье): в вертикальном положении вес тела равномерно распределен на правую и левую ногу. При правильной осанке мы видим симметричное расположение головы и туловища, ноги выпрямлены, плечи расслаблены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична.

    Франсуа Роден. Мыслитель, 1880-1882

    Виктор Васнецов. Алёнушка, 1880-1881

    В дальнейшем значение позы в изобразительном искусстве возросло. Поза передаёт уже не только гармонию человека, его телесную и духовную красоту, но также и его внутреннее состояние, стремления, мечты. Таков знаменитый «Мыслитель» Франсуа Родена , по замыслу художника изображающий Данте у врат Ада , сочиняющего свою «Божественную комедию» . Скульптура стала одной из самых узнаваемых в массовом сознании, символом силы человеческого разума, выражение "поза мыслителя" стало нарицательным.

    В том же, 1880 году , русский живописец Виктор Васнецов начал работу над картиной «Алёнушка» , названной впоследствии известным критиком И. Э. Грабарем одной из лучшей картин русской школы. В позе Алёнушки, в её согбенной фигурке, вызывающей безмерную жалость, в трогательной худобе и девической нескладности всего её облика Васнецов выразил то, о чём на протяжении веков слагались множество русских песен и сказок.

    Сила тяжести играет важную роль в двигательной деятельности человека. Без умения ощущать и оценивать ее невозможно сохранение поз и равновесия тела. Хореографическая тренировка вырабатывает у артистов балета хорошо развитое ощущение положения тела и его частей в пространстве, т. е. способность чувствовать и оценивать силу тяжести. Возбуждая рецепторы кожи, мышц и вестибулярного аппарата, сила тяжести приводит к рефлекторному перераспределению тонуса мышц. Изменяя мышечные усилия для преодоления силы тяжести, танцовщик сохраняет равновесие и устойчивость тела.

    Наиболее устойчивая поза тела — это стояние на двух ногах при опоре на всю стопу. Но вместе с тем это положение неустойчивого равновесия: тело совершает маятникообразные движения вправо—влево и вперед—назад. Как только произойдет отклонение от нейтральной продольной оси тела — начинается падение. В этот момент напрягаются мышцы противоположной стороны тела (при качании вправо — левой, при качании назад —передней) и оно возвращается в прежнее положение. Но по инерции тело вновь перемещается за вертикальную линию — уже в другую сторону. Снова начинается падение и напрягаются мышцы противоположной стороны тела и т. д.

    Изменения в равновесии при качаниях тела в стороны воспринимаются рецопторами кожи подошв стоп и двигательного анализатора. Качания вперед—назад вызывают возбуждение рецепторов мышц ног. Кроме того, при качаниях тела изменяются положения костей в суставах ноги. Важнейшую роль при этом играет голеностопный сустав. Любое изменение его суставного угла вызывает поток нервных импульсов от его рецепторов в центральную нервную систему. В ответ на эту информацию происходит рефлекторное изменение напряжения мышц.

    Роль анализаторов в сохранении равновесия

    Любое движение требует равновесия тела. Анализаторы играют в его сохранении ведущую роль. Двигательный анализатор воспринимает напряжение мышц ног и размах движений в суставах, двигательный и осязательный вместе — соприкосновение с опорой и ее противодействие (реакция опоры). Осязательный анализатор показывает скорость перемещения тела, а вестибулярный — изменение скорости и направления движения, создает чувство поз. Зрительный анализатор дает ощущение полета, направления движения и его изменения и скорости. Равновесие в движении зависит и от степени развития свойств анализаторов и от согласованности в их работе.

    «Анатомия и физиология человека», М.С.Миловзорова

    Хореографическая двигательная деятельность во многом отличается от спортивной. Положения и движения тела в балете иные, чем в спорте. Например, в спорте не встречается передвижение на «пальцах» и на предельно супинированных ногах. Но, несмотря на это, и спорт, и хореография имеют много общего. Это прежде всего то, что подготовка и творческая деятельность артистов балета и спортсменов…

    Один из действенных способов управления предстартовыми состояниями — разогревание. Оно равнозначно спортивной разминке.«Боевая готовность» является наилучшим предстартовым состоянием, но она не может в полной мере мобилизовать весь организм и подготовить его к предстоящей работе. Поэтому разогревание необходимо. Только оно приводит нервную систему, мышцы и вегетативные органы в нужное состояние. Спортивная разминка состоит из двух частей:…

    Как бы хорошо не был подготовлен организм к работе, ни один вид мышечной работы не может продолжаться бесконечно. И при продолжительной двигательной деятельности, и при длящейся несколько секунд обязательно наступает временное снижение работоспособности — утомление. Основной причиной, вызывающей утомление, является торможение, возникающее в центральной нервной системе, а не утомление самой мышцы. Очень высокий темп движений,…

    По окончании физической работы в организме наминаются процессы восстановления. Производя мышечную работу, организм затрачивает энергию и запасы ее уменьшаются. Количество белков и других веществ сокращается, в тканях накапливаются продукты распада. Функции систем органов и обмен веществ значительно повышаются. Образуется кислородная недостаточность. Восстановительные процессы пополняют недостаток кислорода тканях, ликвидируют утомление, и перед концом периода восстановления работоспособность становится выше, чем была к началу работы. Так утомление приводит…

    Поздние стадии перетренированности требуют полного отдыха. На ранних стадиях можно уменьшить физическую нагрузку и этого будет достаточно, чтобы усилить протекание процессов восстановления. Как отдыхать после обычных ежедневных уроков танца и репетиций? На первый взгляд кажется, что у воспитанников хореографических училищ, кроме обеденного перерыва, существенного отдыха нет. Ведь специальные уроки сменяются общеобразовательными, а перемены уходят на переодевание, переходы из залов…

    Вертикальное положение тела человека, перемещение его в пространстве, различные виды движений (ходьба, бег, прыжки) сложились в процессе длительной эволюции вместе со становлением человека как вида. В процессе антропогенеза, в связи с переходом предков человека к наземным условиям существования, а затем и к перемещению на двух (нижних) конечностях существенно изменилась анатомия всего организма, отдельных его частей, органов, включая и опорно-двигательный аппарат. Прямохождение освободило верхнюю конечность от опорно-двигательной функции. Верхняя конечность превратилась в орган труда - руку и в дальнейшем могла совершенствоваться в ловкости движений. Эти изменения как результат качественно новой функции отразились на строении всех составных частей пояса и свободного отдела верхней конечности. Плечевой пояс служит не только опорой свободной верхней конечности, он значительно увеличивает ее подвижность. Благодаря тому что лопатка соединяется со скелетом туловища главным образом при помощи мышц, она приобретает большую свободу движений. Лопатка участвует во всех движениях, которые совершает ключица. Кроме того, лопатка может свободно перемещаться независимо от ключицы. В многоосном шаровидном плечевом суставе, который почти со всех сторон окружен мышцами, анатомические особенности строения позволяют производить движения по большим дугам во всех плоскостях. Особенно заметно специализация функций отразилась на строении кисти. Благодаря развитию длинных, очень подвижных пальцев (в первую очередь большого пальца) кисть превратилась в сложный орган, выполняющий тонкие, дифференцированные действия.

    Нижняя конечность, приняв на себя всю тяжесть тела, приспособилась исключительно к опорно-двигательной функции. Вертикальное положение тела, прямохождение отразились на строении и функциях пояса (таза) и свободного отдела нижней конечности. Пояс нижних конечностей (тазовый пояс) как прочная арочная конструкция приспособился к передаче тяжести туловища, головы, верхних конечностей на головки бедренных костей. Установившийся в процессе антропогенеза наклон таза на 45-65° способствует перенесению на свободные нижние конечности тяжести тела в наиболее благоприятных для вертикального положения тела биомеханических условиях. Стопа приобрела сводчатое строение, что увеличило ее способность противостоять тяжести тела и выполнять роль гибкого рычага при его перемещении. Сильно развилась мускулатура нижней конечности, которая приспособилась к выполнению статических и динамических нагрузок. По сравнению с мышцами верхней конечности мышцы нижней конечности имеют большую массу.

    На нижней конечности мышцы имеют обширные поверхности опоры и приложения мышечной силы. Мышцы нижней конечности крупнее и сильнее, чем верхней конечности. На нижней конечности разгибатели развиты больше, чем сгибатели. Это связано с тем, что разгибатели играют большую роль в удержании тела в вертикальном положении и при передвижении (ходьба, бег).

    На руке сгибатели плеча, предплечья и кисти сосредоточены на передней стороне, поскольку работа, производимая руками, совершается впереди туловища. Хватательные движения производятся кистью, на которую действует большее число сгибателей, чем разгибателей. Поворачивающих мышц (пронаторы, супинаторы) у верхней конечности также больше, чем у нижней. У верхней конечности они развиты намного лучше, чем у нижней. Масса пронаторов и супинаторов руки относится к остальным мышцам верхней конечности как 1:4,8. У нижней конечности отношение массы поворачивающих мышц к остальным равно 1:29,3.

    Фасции, апоневрозы у нижней конечности в связи с большим проявлением силы при статических и динамических нагрузках развиты значительно лучше, чем у верхней конечности. У нижней конечности имеются дополнительные механизмы, которые способствуют удержанию тела в вертикальном положении и обеспечивают передвижение его в пространстве. Пояс нижней конечности почти неподвижно соединен с крестцом и представляет собой естественную опору туловища. Стремлению таза опрокинуться кзади на головках бедренных костей препятствуют сильно развитая подвздошно-бедренная связка тазобедренного сустава и сильные мышцы. Кроме того, вертикаль тяжести тела, проходящая впереди поперечной оси коленного сустава, механически способствует удержанию коленного сустава в разогнутом положении.

    На уровне голеностопного сустава при стоянии увеличивается площадь соприкосновения между суставными поверхностями костей голени и таранной кости. Этому способствует тот факт, что медиальная и латеральная лодыжки охватывают передний, более широкий отдел блока таранной кости. Кроме того, фронтальные оси правого и левого голеностопных суставов устанавливаются друг к другу под углом, открытым кзади. Вертикаль тяжести тела проходит кпереди по отношению к голеностопным суставам. Это приводит как бы к ущемлению переднего, более широкого отрезка блока таранной кости между медиальной и латеральной лодыжками. Суставы верхней конечности (плечевой, локтевой, лучезапястный) таких тормозных механизмов не имеют.

    Глубоким изменениям в процессе антропогенеза подверглись кости, мышцы туловища, особенно осевого скелета - позвоночного столба, который является опорой для головы, верхних конечностей, органов грудной и брюшной полостей. В связи с прямохождением образовались изгибы позвоночника, развилась мощная дорсальная мускулатура. Кроме того, позвоночник практически неподвижно соединен в парном прочном крестцово-подвздошном сочленении с поясом нижних конечностей (с тазовым поясом), который в биомеханическом отношении служит распределителем тяжести туловища на головки бедренных костей (на нижние конечности).

    Наряду с анатомическими факторами - особенностями строения нижней конечности, туловища, выработанными в процессе антропогенеза для поддержания тела в вертикальном положении, обеспечения устойчивого равновесия и динамики, особое внимание должно быть уделено положению центра тяжести тела.

    Общим центром тяжести (ОЦТ) человека называют точку приложения равнодействующих всех сил тяжести частей его тела. Согласно данным М.Ф.Иваницкого, ОЦТ располагается на уровне I-V крестцовых позвонков и проецируется на переднюю поверхность тела выше лобкового симфиза. Положение ОЦТ по отношению к продольной оси тела и позвоночного столба зависит от возраста, пола, костей скелета, мышц и отложений жира. Кроме того, наблюдаются суточные колебания положения ОЦТ в связи с укорочением или удлинением позвоночного столба, которые возникают из-за неравномерных физических нагрузок днем и ночью. У пожилых и старых людей положение ОЦТ зависит также от осанки. У мужчин ОЦТ располагается на уровне III поясничного - V крестцового позвонков, у женщин - на 4-5 см ниже, чем у мужчин, и соответствует уровню от V поясничного до I копчикового позвонка. Это зависит, в частности, от большего, чем у мужчин, отложения подкожного жира в области таза и бедер. У новорожденных ОЦТ находится на уровне V-VI грудных позвонков, а затем постепенно (до 16-18 лет) опускается вниз и перемещается несколько кзади.

    Положение ОЦТ тела человека зависит также от типа телосложения. У лиц долихоморфного типа телосложения (у астеников) ОЦТ располагается относительно ниже, чем у лиц брахиморфного типа телосложения (у гиперстеников).

    В результате исследований было установлено, что ОЦТ тела человека находится обычно на уровне II крестцового позвонка. Отвесная линия центра тяжести проходит на 5 см позади поперечной оси тазобедренных суставов, примерно на 2,6 см кзади от линии, соединяющей большие вертелы, и на 3 см кпереди от поперечной оси голеностопных суставов. Центр тяжести головы располагается немного кпереди от поперечной оси ат-лантозатылочных суставов. Общий центр тяжести головы и туловища находится на уровне середины переднего края X грудного позвонка.

    Для сохранения устойчивого равновесия тела человека на плоскости необходимо, чтобы перпендикуляр, опущенный из его центра тяжести, падал на площадь, занимаемую обеими ступнями. Тело стоит тем прочнее, чем шире площадь опоры и чем ниже расположен центр тяжести. Для вертикального положения тела человека сохранение равновесия является главной задачей. Однако, напрягая соответствующие мышцы, человек может удержать тело в различных положениях (в известных пределах) даже тогда, когда проекция центра тяжести выведена за пределы площади опоры (сильный наклон туловища вперед, в стороны и т.д.). Вместе с тем стояние и передвижение тела человека нельзя считать устойчивыми. При относительно длинных ногах человек имеет сравнительно небольшую площадь опоры. Поскольку общий центр тяжести тела у человека расположен сравнительно высоко (на уровне II крестцового позвонка), а опорная площадь (площадь двух подошв и пространства между ними) незначительна, устойчивость тела очень невелика. В состоянии равновесия тело удерживается силой мышечных сокращений, что предотвращает его от падения. Части тела (голова, туловище, конечности) при этом занимают соответствующее каждой из них положение. Однако если будет нарушено соотношение частей тела (например, вытягивание рук вперед, сгибание позвоночника при стоянии и т.д.), то соответственно изменяются положение и равновесие других частей тела. Статические и динамические моменты действия мускулатуры находятся в прямой связи с положением центра тяжести тела. Поскольку центр тяжести всего тела располагается на уровне II крестцового позвонка позади поперечной линии, соединяющей центры тазобедренных суставов, стремлению туловища (вместе с тазом) опрокинуться назад противостоят сильно развитые мышцы и связки, укрепляющие тазобедренные суставы. Так обеспечивается равновесие всей верхней части тела, удерживающейся на ногах в вертикальном положении.

    Стремление тела упасть вперед при стоянии обусловлено прохождением вертикали центра тяжести впереди (на 3-4 см) от поперечной оси голеностопных суставов. Падению противостоят действия мышц задней поверхности голени. Если отвесная линия центра тяжести переместится еще дальше кпереди - к пальцам, то сокращением задних мышц голени пятка приподнимается, отрывается от плоскости опоры, отвесная линия центра тяжести перемещается вперед и опорой служат пальцы стопы.

    Кроме опорной, нижние конечности выполняют локомоторную функцию, перемещая тело в пространстве. Например, при ходьбе тело человека совершает поступательное движение, попеременно опираясь то на одну, то на другую ногу. При этом ноги поочередно совершают маятникообразные движения. При ходьбе одна из нижних конечностей в определенный момент является опорой (задней), другая - свободной (передней). При каждом новом шаге свободная нога становится опорной, а опорная выносится вперед и делается свободной.

    Сокращение мышц нижней конечности при ходьбе заметно усиливают изогнутость подошвы стопы, увеличивают кривизну ее поперечного и продольных сводов. Одновременно в этот момент туловище несколько наклоняется вперед вместе с тазом на головках бедренных костей. Если первый шаг начат правой ногой, то правая пятка, затем середина подошвы и пальцы поднимаются над плоскостью опоры, правая нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах и выносится вперед. Одновременно тазобедренный сустав этой стороны и туловище следуют вперед за свободной ногой. Эта (правая) нога энергичным сокращением четырехглавой мышцы бедра выпрямляется в коленном суставе, касается поверхности опоры и становится опорной. В этот момент другая, левая нога (до этого момента задняя, опорная) отрывается от плоскости опоры, выносится вперед, становясь передней, свободной ногой. Правая нога в это время остается позади в качестве опорной. Вместе с нижней конечностью и тело передвигается вперед и несколько вверх. Так обе конечности поочередно проделывают одни и те же движения в строго определенной последовательности, подпирая тело то с одной, то с другой стороны и толкая его вперед. Однако во время ходьбы не бывает момента, чтобы обе ноги были одновременно оторваны от поверхности земли (плоскость опоры). Передняя (свободная) конечность всегда успевает коснуться плоскости опоры пяткой раньше, чем задняя (опорная) нога полностью отделится от нее. Этим ходьба отличается от бега и прыжков. Вместе с тем при ходьбе присутствует момент, когда обе ноги одновременно касаются земли, причем опорная - всей подошвы, а свободная - пальцами. Чем быстрее ходьба, тем короче момент одновременного прикосновения обеих ног к плоскости опоры.

    Прослеживая при ходьбе изменения положения центра тяжести, можно отметить движение всего тела вперед, вверх и стороны в горизонтальной, фронтальной и сагиттальной плоскостях. Наибольшее смещение происходит вперед в горизонтальной плоскости. Смещение вверх и вниз составляет 3-4 см, а в стороны (боковые качания) - 1-2 см. Характер и степень этих смещений подвержены значительным колебаниям и зависят от возраста, пола и индивидуальных особенностей. Совокупность этих факторов обусловливает индивидуальность походки, которая может изменяться под влиянием тренировки. В среднем длина обычного спокойного шага составляет 66 см и занимает время 0,6 с.