В нем своеобразно отражаются особенности культуры.

Виды чувств и их формирование. Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает. Принято выделять следующие виды: нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства.

Нравственные (моральные) чувства выражают отношение человека к человеку и - шире - к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах ее общественной жизни. К нравственным чувствам относятся: любовь (в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность и др.

Вопрос о воспитании чувств, и особенно нравственных, остается одним из наиболее важных в работе педагога. Формирование нравственных чувств подрастающего поколения обеспечивает фундаментальную основу высокой гражданственности человека.

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его успешности и неуспешности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как своеобразный регулятор интеллектуальной деятельности. Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве с познавательнойдеятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, переживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.

К интеллектуальным чувствам относят удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др. Так, благодаря чувству удивления человек начинает внимательно анализировать, оценивать новую ситуацию, ориентироваться в ней, стремиться к разрешению возникшего противоречия.

В.А. Сухомлинский, реализуя метод эмоционального «пробуж-яения разума», воспитывал у детей удивление перед"явлениями природы, перед предметами, казалось бы, известными, но полными нового, таинственного, - древними курганами, кликом журавлей, ночным небом и т.д., подчеркивая, что отсутствие или утрата чувства удивления у ребенка не стимулирует познания тайн бытия, обедняет его внутренний мир. «Самая прекрасная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны. В ней - источник всякого подлинного знания», - писал А. Эйнштейн.

В процессе познания человек постоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы, иногда заблуждается и вновь выходит на верную дорогу. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения - эмоциональным переживанием сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений о возможных способах решения проблемы («со-мнения»). Наконец, само решение вопроса, нахождение истины (или ее усвоение) может сопровождаться чувством уверенности. Чувство уверенности в справедливости идеи, в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришел путем активной познавательной деятельности.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и переживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же - в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности - как эмоции презрения, отвращения и т.п. Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека, процесса формирования его сознания. Уровень развитбсти и содержательности эстетических чувств (как, впрочем, нравственных и интеллектуальных чувств) выступает как существенно важный показатель ее социальной зрелости.

В качестве примера специфического эстетического чувства может быть рассмотрено чувство юмора, в основе которого лежит способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Чувство юмора связано с умением субъекта замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, парадоксальность их сочетания, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т.д. Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления: пошлость, цинизм, злость и т.д. Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по тому, как человек понимает шутки, остроты, шаржи, карикатуры, улавливает комизм ситуации, способен ли он смеяться не только над другими, но и над собой. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора свидетельствует о сниженном эмоциональном уровне и недоразвитости личности человека. Встречающееся иногда слабое развитие чувства юмора у подростков и юношей, а также перерождение его в цинизм и пошлость является тревожным сигналом для педагогов и родителей.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и иногда именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В назывании чувств «высшими» подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям, их специфически человеческий характер, поскольку у животных нет даже отдаленных аналогов высших чувств.

В то же время следует подчеркнуть условность понятия «высшие чувства», так как к ним приходится относить не только, к примеру, нравственные, но и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), т.е., по существу, низменные эмоциональные проявления личности. Наконец, ввиду отсутствия точного классификационного критерия, нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства с трудом могут быть отдиффе-ренцированы в психологическом анализе. Чувство юмора, являясь эстетическим, вместе с тем может рассматриваться как интеллектуальное (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей действительности) и вместе с тем как нравственное чувство. Все это подчеркивает единство эмоциональной сферы личности человека.

Для того чтобы объяснить, что такое моральные чувства, следует для начала определить, что такое чувства вообще. Итак, если сравнивать такие понятия, как «восприятие», «ощущения», «мышление» с «чувством», то в первом случае мы просто отображаем воспринятое нами, во втором же мы проявляем своё непосредственное отношение к происходящему. Чувства – это личностное отношение индивида к познаваемому и к самому себе.

Различают высшие (нравственные, эстетические, интеллектуальные ) и низшие (удовлетворение физических и физиологических потребностей ) чувства.

Моральные чувства возникают под влиянием общества. В каждом социуме существуют определенные рамки дозволенного. К примеру, то, что принято у славян, может быть отвергнуто арабами, и наоборот. Общество устанавливает свои нормы, затем человек вбирает в себя эти нормы и живет в соответствии с ними. Что же будет, если конкретная личность откажется действовать в соответствии с моралью?

В случае несоблюдения этих норм, человек может вызвать отрицательное отношение к себе, которое выражается в чувствах угрызения совести, вины, стыда. Также туда можно отнести чувства зависти, жалости, ревности. Вне всякого общества у человека не было бы понятия о приличии или неприличии своих поступков, о красоте или уродстве своего лица и т.д. И всё же, как понять, что такое «норма» и кем она устанавливается?

В последнее время в мире произошли изменения, переоценки ценностей. Как по мне, в социальной сфере самым заметным изменением является сексуальная революция. То, что считалось раньше безнравственным – сейчас поднимается до нормы. К примеру, на данный момент считается нормой, что невеста до свадьбы уже не девственница, в былые времена подобная оплошность была бы позором на весь род и презрением девушки блюстителями морали.

Другой пример. Моральным ли будет убийство человека? Как по мне, однозначный ответ дать нельзя. Нужно смотреть по обстоятельствам, по контексту. Было ли это в целях самозащиты, возможно, это была месть или это просто действие на основе алчности? Исходя из ответа, можно сделать вывод о моральности и судить, будет ли это преступлением вообще.

Эти примеры я привожу для того, чтобы показать, что мораль – это понятие настолько индивидуальное и относительное, что в определенных случаях её можно так извратить, что закоренелый преступник может оказаться орудием справедливости в этом порочном мире.

Что же тогда будет мерилом морали, как не черно-белое разделение на «хорошо» и «плохо»? Я полагаю, что нельзя однозначно сказать, что всё нехорошее – плохое, и наоборот, всё неплохое – хорошее. Если основой морали является совесть – то задачей правильного её взращивания у человека будет демонстрация того, что только широкий кругозор и гибкое мышление отдельно взятого человека, а не всего общества, может иметь право быть мерилом, ибо общество часто может ошибаться, будучи попросту однобоким.

И всё же, мораль нам нужна для того, чтобы поддерживать видимость порядка в обществе. Мораль нужна нам также, как и религия, ведь они помогают контролировать людей. Ведь не было бы у нас нравственных понятий – мы бы просто вернулись к истокам первобытного устоя. Мораль – это отражение степени развития социума и она является неотъемлемой частью его градации.

Итак, чтобы подытожить сказанное, хотелось бы сделать акцент на ряде понятий:

Чувство – это наша реакция на происходящее вокруг;

Моральное чувство – это наша реакция на определенные нравственные ценности, которые сформировались под влиянием общества.

Моральные чувства , наравне с эстетическими и интеллектуальными, относятся к высшим чувствам, тогда как к низшим чувствам относится удовлетворение физических и физиологических потребностей.

Человека к об-ву, др. людям, самому себе на основе ценностей моральных (см.). Они всегда социально обусловлены и носят историч. характер: от одной обществ.-экономич. формации к др. меняется их содержание и направленность. Ч.н. многообразны - это чувства совести, долга, ответственности, справедливости, чести и т. д., но в их основе всегда лежит психологич. способность сопереживания др. людям, стремление облегчить чужую боль, страдания, прийти на помощь в трудную минуту. Ч.н. условно можно разделить на простые и сложные. Простые Ч.н. тесно связаны с эмоциями (чувства стыда, гнева, возмущения и т. д.) и не всегда бывают достаточно осознанными. Сложные Ч.н., как правило, опосредствованы размышлениями (напр., чувства вины, раскаяния) и мироощущением личности. Осмысление Ч.н. приводит человека к подчинению собственных, узко личных интересов интересам др. людей, интересам коллектива, а также обществ. идеалам и нормам моральным (см.). Это не означает, однако, что Ч.н. не выходят за рамки сознания индивида - они реализуются в процессе деятельности человека в об-ве, т. е. в его поступках. Именно в этом и заключается их функциональная роль: Ч.н. выступает как побудительная сила к действию. При этом в структуре Ч.н. важное значение приобретает способность личности к верной моральной оценке ситуации и . Лит.: Машкове кий И. И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М., 1976; Ни-колаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном повелении личности. М., 1976; Моральный выбор. М., 1980; Рациональное и эмоциональное в морали. М., 1983; Мораль: сознание и . М., 1986. И.Н. Михеева

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ" в других словарях:

    ЧУВСТВА НРАВСТВЕННЫЕ - – чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д. Ч. н. подготавливают, настраивают поведение и деятельность личности в соответствии с принятыми правилами и требованиями. Ч. н. включают единство рационального и эмоционального и …

    Чувства нравственные - эмоциональная форма усвоенных личностью моральных принципов, норм, представлений. Ч. н. являются переживаниями, отражающими отношение человека к обществу, другим людям, самому себе наоснове моральных ценностей. (1) … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Чувства - Чувства переживание своего отношения к окружающей действительности (к людям, их поступкам, к каким либо явлениям) и к самому себе. Кратковременные переживания (вспышки радости, разочарования и т. п.) иногда называют эмоциями в узком смысле слова … Википедия

    НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА, МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА - чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнение этих явлений с нормами, выработанными обществом. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм,… … Профессиональное образование. Словарь

    нравственные чувства - dorovinis jausmas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pastovus emocinis dorovinių vertybių išgyvenimas, pvz.: meilė, ištikimybė, kuklumas, draugystė, didžiavimasis tautos laimėjimais, liūdesys, gailestis dėl blogo elgesio, atsakomybė.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    1.4.11. - 1.4.11. Предложения, отображающие ситуацию соединения Типовая семантика Человек, официальная организация или неодушевленный предмет соединяет кого, что л., а также что л. соединяется. Базовая модель СУБЪЕКТ ПРЕДИКАТ СОЕДИНЕНИЯ ОБЪЕКТ Основные… … Экспериментальный синтаксический словарь

    САМОУТВЕРЖДЕНИЕ - – реализация фундаментальной потребности человека в самовыражении и самораскрытии путем объективации себя в формах жизни. Мотив С.– стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной при данных условиях существования, обеспечение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Жуковский, Василий Андреевич - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

    ДУША - [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия

    Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы - История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Созерцан i я и чувства христ i анской души. отв?ты на тайные или открытые запросы благочестивныхъ душъ и нравственные уроки прежде всего себ? самому, изъ дневника за 1904 годъ , И. И. Сергиев. Ответы на тайные или открытые запросы блогочестивных душ и нравственные уроки прежде всего себе самому. Из дневника за 1904 год. Бог, Ум безначальный и безконечный и вместе любовь безконечная… Купить за 2008 грн (только Украина)
  • Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике , С. Холл. Предлагаемая читателю книга выдающегося американского психолога, одного из основателей науки педологии Стэнли Холла содержит очерки, в которых исследуются наиболее важные психологические…

Понятие нравственности постоянно находится на слуху и является мерилом уровня развития современного человека .

Благодаря правильным нравственным ориентирам людям удается успешно существовать в условиях социума.

Определение в психологии

Нравственность — это индивидуальный для каждого отдельно взятого индивида свод правил и набор идеалов, которые в совокупности формируют моральное качество человека.

Эти правила влияют на выбор человека, его поведение и отношение к окружающему миру.

Нравственность рассматривают в связке с понятиями об этике и морали .

Ориентир, позиция, принципы

Нравственный ориентир — это цели и запреты (существующие в сознании) которые человек использует как образец для построения линии поведения.

Т.е. нравственный ориентир представляет собой четкие рамки, за границы которых человек не позволяет себе выходить.

Нравственная позиция — это оценка норм общественного поведения и их соблюдения. Эту оценку человек пропускает через внутренний «фильтр», осознавая ее и принимая в качестве ориентира для собственных поступков. Нравственная позиция включает в себя:

  • поведенческие мотивы;
  • саморегуляцию и контроль собственных действий;
  • совестливость;
  • чувство человеческого достоинства (с позиции человека, избравшего для себя определенную нравственную позицию).

Нравственные принципы — это каркас, на котором строятся социальные и межличностные отношения.

При этом справедливо утверждать, что нравственные принципы универсальны, поддерживают общественные устои через сторонний механизм влияния (общественное одобрение или порицание моделей поведения), могут быть выражены в моральных нормах.

Качества человека: список

Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:

  • любовь к людям;
  • уважение к окружающим;
  • преданность (верность);
  • бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой);
  • духовность (соединение нравственности и религиозности).

И моральный блок :

  • чувство долга;
  • ответственность;
  • честь;
  • стремление к справедливости;

Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные : , лживость и т.д.

Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.

Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.

Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.

Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.

Высокие нравственные качества — это те качества, которые находятся в «положительном» полюсе в данном обществе/культуре.

Но в некоторых случаях «высокими» нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный .

Примеры чувств

Человек испытывает нравственные чувства в тот момент, когда осознает, насколько его поступки соответствуют или не соответствуют моральным нормам .

И если анализ совершенных действий подтверждает, что требования общества и морали были учтены, индивид испытает положительные чувства.

В случае, если поведение идет в разрез с повсеместно одобряемыми моделями, чувства будут негативными и разрушающими.

Примеры :

  1. Человек, грубо ответивший пожилому человеку в очереди, осуждает себя и испытывает неприятные чувства. В момент совершения неприглядного поступка герой пошел на поводу у собственной раздражительности.

    Но при этом человек считает уважение к старшим обязательным пунктом в системе нравственных ориентиров.

  2. Путешественник, возвращаясь на родину, осознает глубину своего патриотизма. В этот момент он испытывает положительные чувства, которые приобретает форму гордости за земляков, любви к родной земле и уважения к стране.
  3. Девушка дожидается любимого парня из армии. Понимая, что ее поведение соответствует высшим нравственным ориентирам (верность и преданность), героиня испытывает положительные эмоции.

Поведение

Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.

Ключевой элемент нравственного поведения — поступок .

Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.

Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.

Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через «фильтр-факторы» :

  • мотивы (если к неприглядному результату человека привел благородный мотив, градус негодования общества снизится);
  • результат поступка;
  • объективная реальность (обстоятельства, в которых был совершен поступок);
  • средства достижения поставленной задачи (человек может использовать «запрещенные приемы» на пути к благой цели, что серьезно омрачит его нравственный облик).

Нравственное поведение — это всегда попытка найти баланс между установленными обществом ограничениями (рамками) и собственной свободой (творческим выбором).

Какие бывают нормы?

Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами , на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.

Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о и зле).

Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.

Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).

Что является показателем нравственной зрелости личности?

Личность может быть признана нравственно зрелой только в случае успешной социализации. Т.е. зрелый человек должен усвоить нормы, принятые в обществе, и руководствоваться ими при совершении поступков и принятии решений.

Но желание приблизиться к идеалам при этом продиктовано не страхом перед осуждением общества, а осознанием ценности, правильности и оправданности такого поведения.

Релятивизм — что это такое?

Нравственный релятивизм — это позиция, сторонники которой отрицают возможность существования абсолютного зла или добра.

Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.

Этичность поведения — лишь переменная величина, которая меняется в результате смены декораций (культуры, участников действия, нюансов ситуации и т.д.).

Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:

  • понятия «добро» и «зло» условны сами по себе;
  • общественная мораль условна относительно безусловных стандартов добра и зла.

Кратко о теории развития нравственности

Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.

Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.

В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.

Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:


Проблема безнравственности

Почему происходит падение нравственности? Все процессы в социуме цикличны.

Поэтому рано или поздно нравственность переходит в состояние упадка.

Из-за повсеместной трансляции и пропаганды безнравственных личностей, люди идут на поводу у этой пропаганды.

Вырисовывается образ успешного человека, наплевавшего на мораль и общественные устои, следующего за мечтой и разрушающего . Все это окутано ареалом некой романтики, привлекающей молодое поколение .

Но умы, легко поддающиеся чужому влиянию, не способны оценить масштаб катастрофы . Отказ от нравственных ценностей — это прямая дорога к анархии и беззаконию.

Ведь безнравственное общество — это общество, каждый член которого руководствуется собственным и , не испытывая угрызений совести в момент причинения вреда ближнему.

Это неизбежно связано с размытием границы между добром и злом в глобальном плане. Произойдет постепенное разрушение любых абсолютных устоев.

Очень важно воспитывать в детях высокие моральные качества , чтобы подарить подрастающему поколению возможность прожить жизнь осознанно. Тогда люди будут мирно сосуществовать не потому, что их к этому принудили, а по собственному желанию.

Зачем нужна нравственность:

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный социальный университет»

в г. Сочи Краснодарского края

Кафедра социальной работы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

п о дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ»

т ема: «Интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства»

Выполнила:

Студентка гр.

350500, ЗФО, 2 курс,

факультет «Социальная работа»

Сарнавская Л.А.

Проверила:

канд. псих. наук Матвеева Т.Н.

Сочи - 2007

В в е д е н и е -

Интеллектуальные чувства

Эстетические чувства

Нравственные чувства

Взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость сложных чувств

З а к л ю ч е н и е -

Библиография

Комментарии

ВВЕДЕНИЕ

Знания о психике человека накапливались в течение тысячелетий. На протяжении истории человеческого общества люди прошли огромный путь в развитии психических свойств, явлений и способностей. Тысячелетия общественной истории дали в этом отношении гораздо больше, чем сотни миллионов лет биологической эволюции животных. Среди животных человек - вид, который находится на вершине одной из пирамид организменных информационных систем.

Исходным пунктом анализа психики как системы является общепринятое в психологии положение о целостности психики в норме. Существование, функционирование и развитие человека определяются генетической и социальной программами.

Реализация названных программ оказывается возможной благодаря информационному взаимодействию человека со средой и целенаправленному воздействию на нее.

Образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в естествознании и обществоведении. Человеческие образы, представления и мысли, по выражению психолога А.Н. Леонтьева*, пристрастны, они пронизаны эмоциями, чувствами, ᴨȇреживаниями.

Выражение «субъективный мир человека» имеет такой смысл: человеческое восприятие внешнего мира - это живое, эмоционально окрашенное восприятие, которое зависит от имеющихся у субъекта желаний, настроений, нередко приводящих к искажению истинной картины мира. Невозможно представить себе человека, лишенного чувств и ᴨȇреживаний. Наш внутренний опыт учит, что предметы, не вызывающие эмоционального отклика в нашей душе, оставляют нас равнодушными, воспринимаются как внешний фон.

Формирование чувств является необходимым условием развития человеческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководствовался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности.

ЧУВСТВА

Подлинные эмоции появляются на ранних этапах эволюционного развития. На протяжении большей части процесса эволюции они выступают как побочный продукт импульсивных устремлений животного, и только у человека они становятся важным источником самопознания и, следовательно, самоуправления. Хотя простейшие формы чувств доступны, вероятно, и высшим животным, но можно утверждать, что чувства присущи только человеку. Организму, достигшему уровня развития познавательных функций, не приходится колебаться между простым удовольствием и простым страданием.

Помимо примитивных крайностей он способен испытывать целый ряд чувств, являющихся в некотором смысле сочетанием или смесью удовольствия и страдания; он ᴨȇреживает такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, ᴨȇчаль. По мере усложнения душевных структур взрослый человек познает «сладкую ᴨȇчаль», радости, отмеченные страданием, ...«необычное сплетение грусти и веселья»..., мрачные минуты его неудач осветляются лучами надежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетности человеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений.

Издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни: ум, воля и чувство. Историки психологии отмечают - в прошлом большое внимание уделялось познавательным и волевым процессам, а исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Сегодня этой проблемой занимаются научные коллективы психологов.

Переживаемые отношения человека к предметам и явлениям, чувства носят личностный характер, несут информацию об объектах, связаны с жизнедеятельностью организма. Чувства возникают в коре больших полушарий мозга. Их отличительная черта - полярность. Существуют две ᴨȇрвичные и фундаментальные формы чувства - удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, стеᴨȇни все устремления организма. Удовольствие является следствием и знаком усᴨȇха, страдание - неусᴨȇха и фрустрации. Возможно, что примитивные удовольствие и страдание были альтернативами друг друга взаимоисключающими, но с развитием познавательных функций мозг одновременно схватывает разные асᴨȇкты объектов и ситуаций, вызываемые предвосхищением или воспоминанием. Организм испытывает удовольствия и страдания одновременно.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс формирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. Динамизм чувств по-своему связан со всей системой ощущений и интуитивного указывания человека; эта система пронизывает собой сознание и в каждом отдельном случае образует конкретную сᴨȇцифику ᴨȇреживания. Одна из сторон проявлений чувств - различение их модальности, качества ᴨȇреживания. Общепринятой классификацией видов чувств психология не располагает, принято выделять интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства.

Различение в составе человеческого существа трех реалий - тела, души, духа - принадлежит религиозной (христианской) антропологии. Эта точка зрения настаивает на необходимости целостного видения человеческой природы. Научная психология (в исследовательской, теоретической части) лишь присматривается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений ещё недавно отрицалось. Сегодня ситуация меняется.

Психология интенсивно осваивает наследие религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа; расширяет опыт работы с субъективным миром человека. В отечественной психологии работами Б.С. Братуся, В.П. Зинченко, Б.В. Ничипорова, Ф.Е. Василюка и другими, предпринимаются попытки заложить основы подлинно духовной психологии как особой формы рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его жизни.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

Интеллектуальные чувства выражают и отражают отношение к процессу познания, его усᴨȇшности и неусᴨȇшности. В психологии выявлены глубокие связи между мыслительными и эмоциональными процессами, развивающимися в единстве. В процессе познания человек постоянно выдвигает гипотезы, опровергая или подтверждая их, ищет наиболее правильные пути решения проблемы. Поиски истины могут сопровождаться чувством сомнения - эмоциональным ᴨȇреживанием сосуществования двух или нескольких конкурирующих в сознании субъекта мнений о возможных способах решения проблемы. Чувство уверенности в справедливости идеи, в истинности того, что познал человек, является поддержкой для него в трудные минуты борьбы за претворение в жизнь убеждений, к которым он пришёл путём активной познавательной деятельности.

Эволюция человека как мыслящего существа, возникновение и развитие сознания, которое отличает нас от животных, отразились в организациях мозга: в его древних слоях - стволе, который заведует рефлексами и гормонами, а также в лимбической системе, управляющей аффектами и эмоциями. Способы обработки информации, накопленный жизненный опыт, цели и мотивы поведения - всё это почти целиком находится на территории бессознательного. Согласно современным представлениям, бессознательное - глубинная сфера психики, сложный комплекс генетических предрасположенностей, врождённых и приобретённых автоматизмов. Детское бессознательное - ядро планеты Человек. О роли, которую младенческий опыт играет в становлении личности, одним из ᴨȇрвых заговорил З.Фрейд. «В этом смысле Фрейд был почти пророком, - говорит Г. Рот*. - Сегодня эти его идеи подтверждены эксᴨȇриментально». Лимбическая система может ᴨȇрерабатывать и сохранять эмоциональные ᴨȇреживания уже в материнской утробе.

Возникшая в ходе эволюции кора головного мозга, управляет, сознательным мышлением, здесь базируется наше сознание. Бессознательная память о нашем прошлом опыте, как выражается американский исследователь Джозеф де Ду, «берёт в заложники рациональную часть мозга». Любая мысль, прежде чем оформиться в сознании, проходит обработку в лимбической системе. Там она эмоционально окрашивается и только затем согласуется с разумом. Бессознательное - недремлющий цензор, который может дать добро или наложить запрет на наши действия.

С раннего детства человека влечёт к новому и неизвестному - это основа познания и освоения окружающего мира, а значит и важного свойства человека - интеллекта*, способности к познанию. За процесс обучения «отвечают» мозговые центры поощрения и удовольствия. Если мозг ученика управляется «модусом страха», он находится под особым влиянием миндалевидного ядра в лимбической системе головного мозга. «Активность» миндалины направляет мышление на то, чтобы избавиться от источника страха. Мыслить творчески в таком режиме невозможно, мозг начинает придерживаться простейших схем, и с усваиваемым материалом в память врезается чувство досады. «Люди учатся лучше, если учение им в радость», - к такому выводу пришёл профессор психиатрии из Ульма М. Шпитцер.

Высшим продуктом мозга является мышление, которое связано с деятельностью биологического аппарата, его эволюцией и с общественным развитием человека. Результатом процесса мышления является мысль. Способность мышления к опосредованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательства. Эта способность чрезвычайно расширила возможности человека. Она позволяет, отталкиваясь от анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Благодаря этой способности Галилео «закруглил» Землю, Коᴨȇрник «выселил» человека из центра Вселенной, Фрейд объявил бессознательное господином «Я». А Эйнштейн принёс людям нечто вроде утешения: да, мы всего лишь существа маленькой планеты где-то на обочине Вселенной, но, несмотря на всё это, человек велик, он способен проникнуть в тайны мироздания благодаря силе своего мышления. Это он, человек, всеми доступными ему, исторически сложившимися способами осваивает и очеловечивает действительность.

Нейробиологи и психологи утверждают, что мозг хранит информацию в виде сетевой структуры. Новые знания «встраиваются» в уже сложившуюся сеть, либо формируют новую «паутину». На современном эволюционном этаᴨȇ развития мозг воспринимает и обрабатывает части и целое параллельно - в их внутренней взаимосвязи. Он работает с информацией как поисковая машина и как конструктор. Какую конструкцию он сложит - зависит от индивидуальных интересов, качеств и опыта каждого человека. Во взаимодействии этих процессов роль чувств состоит в том, что они выступают как регулятор интеллектуальной деятельности. Как в филогенезе, так и в онтогенезе развитие чувств происходит в единстве с познавательной деятельностью человека, которая порождает у него эмоциональный отклик, ᴨȇреживания, связана с оценкой процесса познания и его результатов.

Некоторая стеᴨȇнь эмоционального качества, называемого интересом, всегда сопровождает побуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес, не связанный с таким побуждением, просто невозможен. Процесс исследования ведет к проникновению в природу объекта, а это, в свою очередь, может вызвать страх - качество, всегда сопровождающее побуждение вовремя избежать опасности или желание удалиться от объекта. Но с появлением этого нового побуждения и характерного для него эмоционального качества интерес вовсе не обязательно вытесняется или задерживается; побуждение к исследованию может сохраниться наряду с побуждением удалиться, и в этом случае мы ᴨȇреживаем эмоциональное качество, которое обнаруживает сходство, как с интересом, так и со страхом, и которое возможно представлять как смесь этих двух ᴨȇрвичных качеств.

Инстинкты и ассоциации, в их сложной форме, входят в состав психики человека, образуя очеловеченный биологический фундамент его сознания, интеллектуальной деятельности. Природа и структура человеческой психики таковы, что собственные сознательные действия уже на самых ранних этапах развития человека становятся предметом непосредственных наблюдений и осознания. В деятельной природе человека и его психики заложены предпосылки ᴨȇрвоначального объяснения природных явлений по образцу сознательных человеческих действий. Важную роль в расшатывании догм играют здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность - скептицизм, неверие, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям.

Интеллектуальные чувства порождаются познавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

ЭСТЕ ТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Человек создал поистине могучие средства познания природы и самого себя - искусство и науку, вобравшие в себя все формы человеческого познания. Искусство, наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей и на их психологию. Перед человеком открывается ужас мира, и он стремится к эстетическому идеалу. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание - определение ценности происходящего.

Основные категории сознания архаичного человека сформированы мифологическими представлениями. В науке сложилось представление о мифах как о структурах, выражающих «необычную» реальность, как о символических системах. К.Г. Юнг* считал, что это ᴨȇрвичные формы, организующие психические содержания, схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества - архетипы - функциональные структуры коллективного бессознательного. Результатом актуализации архетипов становятся архетипические идеи, формируется ценностное сознание человечества. Важнейшими понятиями ценностного сознания выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Эта система ориентаций играет важную роль в индивидуальном и общественном сознании. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу человека делают жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не о доказательстве, а об эмоциональном показе. Искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней.

Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации является актуальным с древних времен. Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира, умения их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором художественного творчества является память, не «зеркальная», а избирательная.
Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить представления и вᴨȇчатления. Воображение имеет много разновидностей: философско-лирическое - у Тютчева, фантасмагорическое - у Гофмана, романтическое - у Врубеля, болезненно-гиᴨȇртрофированное - у Дали, реально-строгое - у Феллини и т.д.

В художественном творчестве подсознательные процессы играют особую роль. Американский психолог Ф. Беррон обследовал группу писателей и пришел к выводу, что у представителей этой профессии эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. 89% испытуемых оказались «интуитивными личностями», тогда как в контрольной групᴨȇ (люди далекие от художественного творчества), личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось 25%. Ф.Шеллинг писал: «…художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества. Подобно тому, как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной». Творческий процесс особенно плодотворен, когда художник находится в состоянии вдохновения - психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного опыта и непосредственного включения его в творчество. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

Фрейд полагал, что в акте творчества происходит вытеснение из сознания художника социально-непримиримых начал и тем самым устранение реальных жизненных конфликтов, что неудовлетворенные желания - стимулы фантазии. В.Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника». Проявление личностных особенностей человека способствует развитию индивидуальности, подчеркивает его уникальные и неповторимые черты.

Эстетические чувства являются продуктом культурного развития человека. Эти чувства проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах и ᴨȇреживаются как эмоции эстетического наслаждения и восторга или же - в случае рассогласования их объекта с эстетическими критериями личности - как эмоции презрения, отвращения и т.п. Уровень развитости и содержательности эстетических чувств личности - важный показатель её социальной зрелости. К примеру, чувство юмора предполагает наличие у субъекта положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления: пошлость, цинизм, и т.д. Если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, он лишается защиты, и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это определённым бременем ложится на его психику. Фрейд пишет об этом так: «…всякая культура должна быть построена на принуждении и на отказе от влечений, и при ее понимании оказывается, что центр тяжести с материальных интересов ᴨȇредвинут на психику».

Фрейд был одним из ᴨȇрвых, кто попытался увидеть в доминантных инстинктах человека потребность в самореализации, которая локализуется в бессознательном и проявляется в «стремлении к удовольствию». Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят созданные обществом требования культуры (традиции, правила и т.д.). Их основная функция состоит в подавлении «инстинктоподобных» потребностей. Особенность самореализации состоит в том, что, удовлетворяя её в единичных актах (написание романа, создание художественного произведения), личность не может удовлетворить её полностью.

Рассматривая культуру личности можно выделить внутреннюю и внешнюю её стороны. Человек подает себя окружающим, но это вᴨȇчатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами скрывается циничный, презирающий нормы человеческой морали индивид. В то же время, не кичащийся своим культурным поведением, человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой, интеллигентностью, которая предполагает высокий уровень эстетического развития, нравственную надежность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик далеко не полон, но главные из них ᴨȇречислены.

Эстетические чувства отражают и выражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому. Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств и ᴨȇреживаний. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, ᴨȇчали, горя, душевного надрыва, человек опасается, ᴨȇреживает за своих близких, за свою страну, за жизнь на Земле. Вместе с тем людям присущ целый сᴨȇктр «светлых» эмоций: ощущения счастья, гармонии, полноты телесных, душевных сил, удовлетворенности своими свершениями и жизнью. Способность руководствоваться при восприятии явлений окружающей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Они проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон котоҏыҳ широк - от чувства наслаждения и восторга до отвращения. В философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его деятельности, с включенностью человека в мир культуры. Внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром культуры; здесь он обретает смысл и духовное измерение.

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

Нравственные чувства выражают отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах её общественной жизни. От внешних восприятий мозг человека получает не больше, чем мозг животного, которое так же видит, слышит, осязает и обоняет (в ряде случаев лучше людей). Отказываясь от нравственных усилий, ограничивая себя плотским потребительством, в том числе и потреблением знаний или любви, человек опускается духовно, затем падает душевно. Это именуется бездушием или «окаменелостью сердца». Именно наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и т.д. - отличает человека от животного. Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие, жестокость - это плоды безразличия к нравственному фундаменту общества. Различие душевной и духовной жизни в их качественном своеобразии отражается уже на уровне языка. Когда мы говорим «душевный человек», то указываем на присущие ему качества сердечности, открытости, способности соᴨȇреживать другому, понимать и учитывать другого в его самоценности. Говоря о духовности человека, мы имеем в виду его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты.

К нравственным чувствам относятся: сострадание, гуманность, доброжелательность, преданность, любовь, стыд, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.

Своеобразным внутренним контролёром личности является совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Количество совести прямо пропорционально уровню личности. Даже ничтожно малая нравственная неполноценность становится отклонением от сознательной нормы и выступает (хотя и незаметно) как симптом душевной болезни. Выдающийся русский психиатр профессор В.Ф.Чиж рассматривал душевное равновесие православных праведников в качестве эталона психического здоровья. Уровень личности нижесвятости уже не является совершенным, хотя и считается практически нормальным. Дальнейшее снижение уровня ведет к развитию малодушия, со всеми вытекающими последствиями, вплоть до развития психических патологий.

Сложное чувство, возникающее при действии сильного желания и при ожидании усᴨȇха, называется надеждой. В случае появления затруднений надежда уступает место тревоге, но она не смешивается с отчаянием; скорее, по мере уменьшения благоприятности обстоятельств, чувство незаметно изменяется к тревоге и, возможно, к отчаянию.

Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона любовь - эрос - побудительная сила духовного восхождения. Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в себе. Это свойственно всякой любви, но половой любви по преимуществу; она отличается большей интенсивностью, более захватывающим характером, и возможностью более полной и всесторонней взаимности; только эта любовь может вести к действительному и неразрывному соединению двух жизней в одну, только про нее в слове Божьем сказано: будут два в плоть едины, т.е. станут одним реальным существом. Внешнее соединение, житейское или физиологическое, не имеет определенного отношения к любви. Оно бывает без любви, и любовь бывает без него. Оно необходимо для любви как ее окончательная реализация. Если эта реализация ставится как цель, она губит любовь. Значение связанных с любовью внешних актов и фактов, которые сами по себе ничто, определяется их отношением к тому, что составляет любовь и ее дело. Когда нуль ставится после целого числа, он увеличивает его в десять раз, а когда ставится ᴨȇред ним, превращает его в десятичную дробь. Чувство любви есть побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь - та, которая утверждает безусловное значение человеческой индивидуальности в другом и в себе, и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.

Духовная жизнь человека всегда обращена к другому человеку, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

ВЗАИМОСВЯЗ Ь, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ СЛОЖНЫХ ЧУВСТВ

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства ᴨȇреживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В названии чувств «высшими» подчёркивается их обобщённость, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным ᴨȇреживаниям, их сᴨȇцифический человеческий характер*. Однако понятие «высшие чувства» несколько условно, т.к. к ним приходится относить и безнравственные чувства (себялюбие, жадность, зависть и др.), на самом деле это низменные эмоциональные проявления личности.

Недостаток совести подрывает и расшатывает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без «цемента совести» разваливается на фрагменты (интеллектуальные блоки). До времени они могут оставаться весьма крупными, если природные способности значительны, но умным (целомудренным) такой «интеллектуал» уже не будет. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. «У одного человека - отмечал он - ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце, как будто поместилось в мозгу; этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло». Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния - это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине.

Критерий духовного развития человека - это овладение процессом творчества. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит, он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно ᴨȇреживание моментов единения внутренних сил.

Для Сократа истина и нравственность - понятия совпадающие. Между мудростью и нравственностью мудрец не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, «…человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководиться этим в своих поступках, и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его. Поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Так как справедливые поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость». По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (Бог). Особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо.

Ученик В. Дильтея*, создатель психологии как науки о духе, Шпрангер писал, что «субъект с его ᴨȇреживаниями и образами вплетен в грандиозную систему мира духа, исторического и общественного по своему характеру». Как духовное существо человек не может рассматриваться в положении «уединения, подобного находящемуся на острове», он должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие, общественные связи, пронизана общими ценностями жизни. «Эти ценности, - отмечал Шпрангер, - возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для человека имеет ценность лишь ᴨȇрежитое в чувстве. Он ᴨȇреносит эту ценность на отношения, которые ему приходится ᴨȇреживать, на взгляды и идеи, которыми он заполняет своё существование, на деятельность, которая выпадает ему на долю; но видеть в этом лишь условия и поводы для чувств человеку невыносимо. Душевная структурная связь целесообразна потому, что она имеет тенденцию развивать и закреплять жизненные ценности. Переживание ценности в сфере личности и действия должно подчиняться отношению к истине. В этом смысле способность чувствовать является богатством человеческой психики. Это показатель интеграции личности, которая тем более обладает собой и принадлежит себе, чем правильнее она угадывает все ценности.

В обществе личность имеет самобытное значение и безусловное достоинство. Если общество развивается, процветают наука, искусство, религия, то личность может и должна вносить с собою нечто абсолютное в свое общество - свою свободу, без которой нет ни права, ни познания, ни творчества. И помимо унаследованных традиционных начал, человек должен в свободе своего сознания логически мыслить и познавать подлинную истину и осуществлять ее в своем действии или творчестве.

Искусство, наука, философия развиваются в каждом народе в связи с его культурой и верованиями. Но, чтобы сделать научное открытие или построить философскую систему нужны истина и свободное усилие личного гения. Чтобы преобразовывать общество, учить его, способствовать его развитию и нравственному улучшению требуется ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал. Помимо своих частных верований, временных и местных идеалов, человек должен в формах своего сознания вмещать безусловное содержание, высший вселенский идеал. Так или иначе, этот идеал всеобщей правды и добра - точка опоры, руководящая цель всякого благого дела, высшего прогресса культуры и знания. Без усвоения этого объективного идеала никакое развитие немыслимо вовсе.

Телесные органы в течение земной жизни служат человеку инструментарием, позволяющим живойдуше осваивать окружающий материальный мир. Помимо материального или эмпирического содержания своей жизни каждый человек заключает в себе образ Божий, т.е. особую форму абсолютного содержания. Этот образ Божий теоретически и отвлеченно познается в разуме и через разум, а в любви он познается конкретно и жизненно. И если это откровение идеального существа, обыкновенно закрытого материальным явлением, не ограничивается в любви одним внутренним чувством, но становится иногда ощутительным и в сфере внешних чувств, то тем большее значение должны мы признать за любовью как за началом видимого восстановления образа Бога в материальном мире, началом воплощения истинной идеальной человечности. Сила любви, ᴨȇреходя в свет, преобразуя и одухотворяя форму внешних явлений, открывает свою объективную мощь.

Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы. Духовные искания человека фиксируются в продуктах его художественно-эстетической деятельности - произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, драматургии. Духовность относится к родовым определениям человеческого способа жизни. Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку.

БИБЛИОГРАФИЯ

Мультимедиа

1. Большая энциклоᴨȇдия Кирилла и Мефодия 2004, статья: В.С. Соловьёв «СМЫСЛ ЛЮБВИ»

2. Коллекция лучших современных программ, «Библиотека в кармане»

3. М.А. Антонович «Единство физического и нравственного космоса»

4. А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность»

5. У. Макдауголл «Различение эмоции и чувства»

Литература

1. В.А. Ганзен Системные описания в психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.

2. А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981. С.193-218.

3. М.А. Холодная.
Сществует ли интеллект как психическая реальность? Вопросы психологии, № 5, 1990. - с. 121-128

4. П. Шульц Философская антропология. - В в е д е н и е - для изучающих психологию. - Новосибирск: НГУ, 1996

5. Ю.Б. Борев. Эстетика. - М., 1988.

6. А.А. Кривчун Эстетика: Учебник для студентов вузов. - М., 1998. - 430 с.