Вопрос:

Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?

Ответы:

Да, безусловно существует. Коррупция зародилась в СССР, и плавненько перешла в РФ. При советском строе все были равны, но опять же: депутаты, главы районов, советов и т.д были на порядок выше простых смертных. У них, естественно было больше денег, больше силы, авторитета. Сейчас мы видим абсолютно такую же ситуацию. Только денег больше. А деньги правят миром, т.е есть деньги-есть все.

Похожие вопросы

  • Подумайте и ответьте, к каким типам политических групп относятся следующие организации и движения? 1.Группы давления. 2.Группы интересов. а)профсоюзы б)Союз предпринимателей в)феминистское движение г)экологическое движение д)красный крест е)совет ветеранов ж)Союз офицеров з)Объединение казаков и)движение солдатских матерей
  • Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления. Мама постелила на кровать новую покрывалу. Море мож- но раскрасить синим гуашем. Во время войны моя бабушка была миномётчиком. Им приказали сдать все оружия. Вода используется также и для хозяйственной цели. Сейчас хлебу у нас вдоволь. Подумать только, сколько платий висит у неё в шкафу, а она всё требует новые. Мама проводит со мной больше время, чем папа.
  • А. С. Грибоедов горе от ума Чацкий и фамусовское общество План 1 история создания комедии горя от ума 2 Чацкий и фамусовское общество А) как Чацкий в первый раз появлчется в доме фамусова Б) Чацкий и Софья В) чацкий и молчалин Г) чацкий на балу у фамусова Д) почему чацкого обвиняют сумасшедшим 3 какова роль комедии грибоедова в развитии русской литературы Помогите, прошу

/ / / Что такое преемственность поколений?

Преемственность – это сохранение каких-либо элементов во время развития кого-то или чего-то. Под преемственностью поколений подразумевают передачу семейных ценностей, определенных взглядов, идей. Иногда преемственность проявляются в том, что дети выбирают ту же профессию, что и их родители.

Я думаю, что преемственность бывает добровольная и принудительная. Часто родители навязывают детям свои взгляды на жизнь, на вечные проблемы дружбы, любви, брака и др. Старшие также нередко решают, кем станет их ребенок, настаивают, чтобы он продолжил их дело, лишая чадо возможности сделать выбор самостоятельно. Если же преемственность добровольная, ребенок или молодой человек впитывает семейные традиции как губка, осознано выбирает профессию родителей, а потом отдается ей с любовью.

Проблему преемственности можно заметить в произведениях многих писателей. Не всегда она выходит на первый план, однако, если поискать между строками, можно сделать для себя важные выводы. Андрей Болконский из романа А. Н. Толстого «Война и мир» – сын отставного генерала. Он умен, стог к себе и это неудивительно, ведь именно такими качествами обладал и его отец Николай Болконский. Молодой князь посвящает свою жизнь службе, мечтает о славе. И это тоже пример преемственности, ведь сын становится на тропу, которую начал топтать его отец. Его желание добровольное, а не навязанное родителем.

Образ Андрея Болконского показывает, что преемственностью можно считать общие черты характера и занятия отцов и детей.

Преемственность взглядов, идей можно заметить в романе Б. Васильева «Завтра была война». Дочь Люберецкого Вика такая же вольнодумная, как и ее отец. Она смело зачитывает в кругу одноклассников запрещенные стихотворения С. Есенина. Даже после нотаций Валендры Вика не отказывается от своих взглядов. Невидимая связь с отцом проявляется после того как девочка совершила самоубийство. Ей легче было покинуть этот мир, чем предать самого дорогого человека.

Этот пример показывает, что преемственность поколений связывает тонкой, но очень прочной ниточкой отцов и детей.

Преемственность семейных традиций продемонстрирована в романе И. Гончарова «Обломов». Главный герой произведения – дворян очень пассивный. Вместо того, чтобы что-то делать, он думает, мечтает. Однако, из-за бездействия мысли так и остаются нереализованными. Илью Ильича не интересуют никакие мероприятия, поэтому друзья не могут вытащить его в свет. В одном из эпизодов романа узнаем, что такой же порядок был заведен в доме родителей Ильи Ильича. Сын просто унаследовал его.

Этот пример показывает, что дети часто наследуют традиции родителей, уклад их жизни, не задумываясь о последствиях.

Таким образом, преемственность можно назвать мостиком, который помогает разным поколениям сохранять связь на протяжении веков. Тем не менее, нужно думать над тем, что ты берешь от старших поколений.

Современная российская элита, несмотря на малый с исторической точки зрения срок существования, уже приобрела специфические черты, которые отличают ее как от европейских элит, так и элит Восточной Европы.

1. Для современной российской элиты характерна высокая степень социальной и персональной преемственности с советской номенклатурой. Исследование О.В.Крыштановской, выполненное в середине 1990-х гг. показало, что в федеральной и региональной элите высокий процент старых советских функционеров, которые воспроизводили типичные практики властной деятельности в новых условиях. Социальная преемственность элиты означает, что после политического или социального переворота новая элита воспроизводит основные типы властной деятельности, практики взаимоотношений с массами. Персональная преемственность означает, что на личностном уровне ряд элитных позиций был занят представителями прежней номенклатуры.

Вполне естественно, что доля выходцев из номенклатуры в составе российской элиты постоянно сокращается, элита осваивает новые практики власти и управления, но связь с номенклатурной системой существует.

2. Экономической основой существования российской элиты стала приватизация государственной собственности. Реализация принципа конверсии власти в собственность в 1990-е г. позволила элите перевести в частную собственность значительный объем наиболее прибыльных предприятий и целые отрасли экономики России, особенно – топливно-сырьевого сектора. Приватизацией государственной собственности объясняется быстрый рост децильного коэффициента, сильной социальной дифференциацией, быстрый рост числа сверхбогатых людей.

3. Социальной основой новой российской элиты стали группы предпринимателей, в том числе бывших «красных директоров», наиболее близких к государственной власти, а также государственные чиновники, создавшие состояния на приватизации государственной собственности и оказании услуг бизнесу. Роль так называемых «демократических новобранцев», пришедших во власть в конце 1980-х – первой половине 1990-х г., крайне мала. Они в значительной степени либо экскорпорированы из элиты в результате выборов, либо приняли установки и правила новой элиты, они прочно инкорпорированы в состав элиты.

4. Мотивационной стороной деятельности новой элиты является удержание власти ради сохранения приватизированной собственности. Проблема для элиты заключается в том, что данной модели мотивации нельзя придать статус всеобщности, поскольку это означает распространение принципа перераспределения государственной собственности на массы. Но со стороны масс может возникнуть конкуренция с элитами за социальные и экономические ресурсы, что может привести к социальному взрыву. Поэтому российская элита не может предложить массам привлекательной модели существования, новой идеологемы, которая бы оправдывала нынешний социальный порядок. Принципы либерализма полезны только для элиты, но для масс они означают существование в неконкурентных условиях в борьбе за ресурсы.

5. Способом деятельности современной элиты становится легитимизированный произвол (А.Дука), который позволяет менять правила по ходу игры. В частности, это выражается в изменении политико-правовыми средствами содержания конституции страны. Нормы конституции, которые элиты гарантировать не могут, подвергаются секвестированию либо коррекции. Это, в частности, нормы, провозглашающие Россию социальным государством, демократическим государством и др.

Поскольку в России на протяжении 1990-х – первой половины первого десятилетия 2000-х г. неоднократно происходил передел собственности, постольку для обеспечения новых переделов между внутриэлитными группами стабильные правила не являются необходимыми. Главным инструментом передела собственности между внутриэлитными группами выступает президентская власть (соответственно на уровне регионов – губернаторская).

6. Институциональную основу современной элиты составляют:

– для политической элиты

а) институты государственной власти, построенной по принципу разделения властей. Поэтому в состав федеральной политической элиты входят Президент и руководители его администрации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, Правительство РФ, члены высших судов РФ. Аналогична структура региональной политической элиты;

б) лидеры общероссийских политических партий;

для экономической элиты – крупные государственно-частные корпорации («Газпром» и прочие), финансово-промышленные группы;

для информационной элиты – средства массовой информации, в первую очередь, телевидение и пресса, Интернет.

7. Идеологическую основу деятельности элиты федерального уровня составляет идеология либерализма в ее самом крайнем варианте. С точки зрения ее сторонников, только рыночные условия могут породить конкуренцию среди производителей, на рынке труда, стимулируя тем самым рост качества продукции, внедрение новейших достижений научной мысли в производство, повышение уровня квалификации работников и т.д. С этой целью российское государство стремится войти в ВТО, закрывает или перестает финансировать нерентабельные с точки зрения рынка предприятия, отрасли экономики, социальную сферу (сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.).

2. Консолидация власти и «собирание элит» как форма мобилизации элит

Консолидация власти – как процесс концентрации, централизации, огосударствления власти, направленный на институционализацию политического режима, отражающего интересы государственной бюрократии.

Концентрация власти происходит по властной вертикали и горизонтали. Вместо дисперсного состояния власти, многоцентрия, отсутствия четко выраженного центра притяжения власти возникает:

А) по М.Н.Афанасьеву – властецентричность, т.е.

1) власть появляется и проявляет себя;

2) власть локализует себя в политической власти;

3) политическая власть локализуется в государственной власти;

4) устранение оппозиции как альтернативных центров властных инициатив и возможных форм деятельности.

Б) власть сосредотачивается и институционально, и географически в немногих центрах, традиционных для принятия решений и устоявшихся с точки зрения политической практики в России

1) по вертикали – в Москве, Центре;

2) по вертикали – в региональных центрах;

3) установление единой матрицы властных отношений в стране.

Происходит переформатирование политического и властного пространства. Концентрация власти выражается в выстраивании «вертикалей власти», каждая из которых замыкается на президентской администрации. Общими признаками для возникающих структур становятся: жесткая иерархическая соподчиненность, доминирование федеральных органов в сфере принятия решений, концентрация ресурсов на федеральном уровне, воссоздание номенклатуроподобных механизмов кадровой политики, борьба с фракционностью и инакомыслием, вытеснение несистемных элементов из официальных структур и др.

Особое место в процессах концентрации власти занимает «президентская вертикаль» (Администрация Президента РФ, Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, губернаторы (главы администраций регионов)). Если раньше (до 2005 г.) высшее должностное лицо субъекта федерации рассматривалось как элемент системы государственной власти субъекта федерации со своими самостоятельными интересами, то сейчас все чаще Президент РФ говорит о «большом правительстве», включающем федеральное правительство и губернаторов, которое должно действовать как «единая корпорация». Губернаторы, пользуясь своим положением в регионах, начинают проводить политику внутрирегиональной консолидации власти, добиваясь воссоздания в своих регионах матрицы политических отношений, характерной для федерального центра.

Происходит переход от той идеальной модели, которая была заложена в Конституции 1993 г. (от демократической к этатистской).

Централизация власти понимается как выстраивание единой властной иерархии в стране (административно-политической по своему характеру):

1) иерархичность и соподчиненность уровней власти;

2) выстраивание иерархичных властных структур (экономических, социальных, общественных и др.);

3) сведение всех иерархий (стремление) в один центр принятия стратегических решений.

Огосударствление власти проявляет себя как тенденция по нескольким направлениям.

1. Государственная власть становится «государственной», т.е. применяет силу, в применении силы присутствует «общегосударственный интерес», т.е.государственная бюрократия выступает как единая сила в проведении данного курса (например, процесс по делу Ходорковского, «продавливание» Единой России на выборах и др.).

2. Огосударствление политических структур, в первую очередь политических партий, и исключение из официальной (легальной) политической сферы несистемных (негосударственных, т.е. не действующих в согласии с государством) сил.

Политические партии действуют лишь в том случае, если они позволяют управлять собой из центра принятия административных решений. Складывается партийно-политическая вертикаль (федеральные партии, партийные фракции в представительных органах государственной власти регионов).

«Партийная вертикаль» создавалась именно потому, что партии являются слабыми институтами политической жизни и ими, следовательно, проще управлять из одного центра принятия политических решений. Государство выступает как основа деятельности партий, по крайней мере, до тех пор, пока они не обретут нормальную электоральную поддержку (если это произойдет).

Изменение законодательства в пользу усиления роли партий в политической жизни страны, с одной стороны, содействует ускоренной институционализации партийной системы, с другой стороны, превращает ее в элемент государственного механизма, действующий под сильным влиянием самого государства. В силу этих обстоятельств партии лишаются своих главных функций – быть средством связи между государством и обществом, быть выразителем массовых политических настроений, быть средством артикуляции альтернативных мнений.

Партии в союзе с государством и государственным аппаратом начинают действовать как единый механизм выработки и принятия решений (распределение средств перед выборами между регионами под Единую Россию, использование Единой России для проведения государственного курса, хотя вряд ли кто-то будет утверждать, что на данном этапе ЕР является самостоятельным актором выработки и принятия решений.

3. Селекция групп интересов. Можно полагать, что доступ к власти получают лишь консенсусные группы интересов, которые могут действовать в согласии с курсом Кремля.

4. Огосударствление (частичное) естественных монополий и стремление создать крупные холдинги, ФПГ и т.д., действующие под государственным контролем.

5. Огосударствление институтов представительства общественных интересов, в том числе создание Общественной палаты. Встраивание в механизм принятия государственных решений на правах факультативных элементов. Аналогичные процессы начинают развиваться в регионах. Попытка поставить под контроль наиболее влиятельные элементы общества «Общественную вертикаль» власти стали строить «сверху», создавая Общественную палату. Сама процедура формирования состава палаты показывает ее предназначение: она должна стать проводником президентского влияния на интеллигенцию в целом – на «образованное общество». Отдельные оппозиционные элементы, оказавшиеся в ее составе, станут лишь необходимым демократическим камуфляжем, не имеющим реальной политической силы. Общественная палата станет также элементом лоббистских структур, на что уже обратили внимание представители крупного бизнеса. В период формирования Общественной палаты были отработаны механизмы проведения в ее состав представителей крупного бизнеса от регионов, что предопределяет ее возможную судьбу как самостоятельного элемента политической системы.

В целом создание разного рода общественных организаций, консолидирующих население по профессиональному, этническому, конфессиональному и другим признакам ориентировано на подчинение групповых интересов общегосударственным. Главная характеристика этих организаций – доминирование политико-административной элиты в составе высшего руководства организаций, превращение их в корпорации со строгой внутренней дисциплиной, нарушение которой будет караться отлучением от определенного вида ресурсов.

6. Огосударствление СМИ.

7. Огосударствление последней массовой внутриэлитной силы – региональных элит:

7а) через институт наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ;

б) через создание Государственного совета;

в) через создание «Большого правительства»;

г) через регулирование финансовых потоков из Центра.

Президент РФ включает региональные элиты в различные властные вертикали (президентскую, правительственную, партийную – через партию Единая Россия), предоставляя им право совещательного голоса.

Такие «вертикали» выполняют многообразные функции : во-первых, они позволяют сохранять видимость политического присутствия региональных элит в федеральных структурах власти; во-вторых, обеспечивают возможность учета мнения «снизу», со стороны губернаторов, представителей «общественности»; в-третьих, превращают участников данных структур в проводников политики федерального центра; в-четвертых, формируют систему политической коррупции, основанной на распределении части политических возможностей в данных структурах. Данные «вертикали власти» носят, как правило, неконституционный характер, выполняя функцию «приводных ремней» от президентской администрации к населению.

Поэтому одним из главных результатов собирания элит становится устранение с политической арены последней неконтролируемой, потенциально оппозиционной силы – региональных элит, перевод их оппозиционности в латентное состояние. Если раньше борьба за ресурсы проходила по линии «Центр − регионы», между федеральными и региональными элитами, то теперь Путин отрывает региональные элиты от масс и административными мерами привязывает к Центру. Он лишает региональные элиты массовой электоральной поддержки в возможном противостоянии Центру. Поэтому новый водораздел борьбы за ресурсы будет складываться как борьба между элитой как социальным слоем, властвующей группой и массами.

С помощью политических реформ происходит усиление федеральной элиты за счет консолидации региональной элиты и привязки ее к властвующей группе. Это последний резерв федеральной элиты на пути продолжения либеральных преобразований при отсутствии массовой социальной поддержки. Только консолидация элиты дает возможность избежать раскола элит, от превращения ее части в лидера протестных движений или выразителя альтернативного политического курса.

Региональные элиты лишились прежней легальной политической роли. Они перестали играть роль политического буфера между центром и массами, они перестают быть выразителем интересов регионов, для них наступил институциональный цугцванг − любой ход плохой, если он не направлен на поддержку федерального центра.

Меняется их роль в политической системе: значительно уменьшается их роль как акторов политического процесса, они все больше становятся субъектами политической деятельности. Региональные элиты постепенно превращаются в транслятор воли Центра, в хозяйственного представителя федерального центра в регионах. В силу этих обстоятельств ценность статуса региональных элит понижается, резко меняется соотношение статусов между исполнительной и законодательной ветвями власти. Региональные административно-политические элиты включаются в русло управляемой административной деятельности, направляемой из федерального центра.

Резко ослабляется властный потенциал региональных элит − происходит уменьшение их влияния на выработку государственного курса, особенно в части формулировки инновационных проектов; властные ресурсы приобретают иную форму (латентная, торг, «влияние за исполнение»).

Если суммарно обозначить наиболее важные изменения в статусе региональных элит, то можно констатировать ее переход от положения «всевластного барона» к положению «княжеского посадника». А это означает, что завершается переход от фрагментированных региональных сообществ к региональным сообществам, построенным по принципу сдирижированного порядка, в которых происходит координация местного элитного сообщества, согласование интересов экономических и политических акторов в соответствии с «генеральной линией» федерального центра.

3. «Собирание элит» как форма мобилизации элит

Консолидация власти не является самоцелью для власти, это средство консолидации элит. На данном этапе развития консолидация элит находится в стадии «собирания элит».

Собирание элит – процесс социальной консолидации элит вокруг государственных институтов и государственной власти.

Это не означает, что между элитами не может быть противоречий, но они подчиняются реализации государственного интереса, частногрупповые интересы становятся вторичными по отношению к государственному.


Помимо рядовых граждан важными субъектами политиче­ской жизни страны являются политические группы. Ниже будут выделены четыре ведущих группы - группы давле­ния, группы интересов, лобби и элита.

В демократическом государстве рядовые граждане оказы­вают влияние на правительство двумя путями:

Созданием организованных общественных групп.
Такие группы называются общественными потому, что

участвующие в них граждане не получают за свою работу за­работной платы, не регистрируются в качестве обычной орга­низации, скажем института или торговой фирмы. Добро­вольные помощники чаще всего работают бесплатно.

Различают два типа организованных общественных групп:

Группы, защищающие собственные интересы (профсоюзы, союз предпринимателей);

Группы, выступающие с новой инициативой по изменению законов (феминистское движение).

Первый тип называется группами давления, второй - группами интересов.

Наименование групп достаточно условное. К примеру, куда отнести общество по защите памятников культуры или общест­во по охране окружающей среды? С формальной точки зрения - к первому типу, поскольку в их названии встречается слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих групповых интересов, а интересов всего общества. В то же вре­мя профсоюзы, отстаивая собственные интересы, постоянно

выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общество. Правильнее оба типа групп различать по тому, чьи интересы они защищают - свои собст­венные или других людей, и потому одни называть группами давления, а другие - группами интересов. Очевидно, что совет ветеранов относится к первым, а Красный Крест и Армия Спа­сения - ко вторым.

Группы интересов надо отличать от политических партий. Делается это по двум критериям. Во-первых, груп­пы интересов никогда не стремятся завоевать политическую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и за­няты, а не на своде декларативных утверждений, составля­ющих программу партии. Группы интересов выражают эмо­ции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, придают им удвоенную силу и, благодаря коллективным действиям, делают их достоянием общественности. В 70-е годы у нас в стране практически никто не знал экологического движе­ния. О нем мало слышали и в 80-е годы. Но когда выхлопные газы, ртутные испарения, радиоактивные осадки, промыш­ленные отходы стали массовыми и коснулись жителей мно­гих городов, образовалась группа энтузиастов, которая пла­номерно, терпеливо и последовательно привлекала к этой проблеме внимание общественности. В результате в 90-е го­ды проблема защиты окружающей среды стала одной из главных в законодательной деятельности парламента, в пе­чати, радио и телевидении, в школе ввели специальный учебный предмет.

Как только какая-то проблема становится острой или пря­мо-таки вопиющей, она сразу же привлекает внимание массы людей, из среды которой выделяются организаторы будущего движения. Правительство и парламент, благодаря тому что их внимание обратили на себя активно действующие группы интересов, лучше ориентируются во множестве проблем и сразу же выделяют ключевые.

Таким образом, группы интересов выполняют функцию лакмусовой бумаги: они высвечивают наиболее злободневные проблемы. К примеру, долгое время в армии процветала де­довщина и в мирное время гибли тысячи молодых солдат.


И только в 90-е годы в стране сформировалось мощное движе­ние солдатских матерей, обратившее на себя внимание само­го консервативного в мире властного органа - армейского командования.

Через такие движения рядовые граждане вовлекаются в активную политику и влияют на нее ничуть не меньше, чем крупные чиновники.

Долго занимаясь одной проблемой, группы интересов под­готавливают кадры квалифицированных специалистов - знатоков данной проблемы. Если вы хотите узнать все о де­довщине и уровне смертности в армии, надо обращаться в со­вет солдатских матерей. Если вам нужна исчерпывающая ин­формация об окружающей среде, то лучших специалистов, чем в одноименном движении, вам не найти и т.д. Часто ми­нистерства и парламентские комитеты, готовя конкретное ре­шение, обращаются к таким специалистам за экспертной оценкой.

Некоторые группы интересов перерастают в обществен­ные движения, а из общественных движений превращаются в политические партии.

ЭВОЛЮЦИЯ ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ

Характер осуществления функций группами давления прежде всего зависит от того, законны или незаконны спосо­бы их деятельности.

Группы интересов и группы давления, как посредники между государством и народом, выполняют свои функции следующим образом:

Взаимодействуют с кандидатами в депутаты и членами
исполнительных и представительных органов (в виде советов,
рекомендаций, убеждения);

Участвуют в финансировании законопроектов, экспер­
тиз, заключений правительственных органов;

Контролируют соблюдение принятых решений (зако­
нов), вплоть до обращения в суд;

Наблюдают за деятельностью правительства в отдельных
отраслях управления, расходованием финансовых средств и т.д.

Таковы законные (или легитимные) формы взаимодейст­вия. Кроме них существуют и незаконные формы деятельно­сти этих групп. К ним, в частности, относятся взятки и под­куп чиновников, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д.

Лобби. От групп интересов, сформированных рядовыми гражданами, надо отличать группы давления, формирующи­еся на базе бюрократических структур. В отличие от групп интересов лобби развивает прямые формы давления на власть. К лобби относят тех, кто находится в ближайшем окружении и способен протолкнуть нужное решение мирным путем, например сформировав большинство в парламенте, подкупив депутатов, войдя в доверие к родным и близким вы­сокопоставленного лица, запугав правительство или парла­мент мнимой угрозой. Последний вариант часто проигры-


вался во властных коридорах России в 90-е годы. Группа аг­рариев пугает парламент развалом сельского хозяйства, во­енные - недовольством армии и готовностью ее свергнуть правительство в случае невыделения нужной суммы в госбюд­жете. Когда деньги выделяются, они зачастую не доходят до рядовых аграриев или военных, оседая в карманах казнокра­дов. Аграрии и военные, не получив обещанных средств, вы­ражают недовольство. Их лобби, представленные в парламен­те и правительстве, снова накаляют атмосферу и.требуют денежных вливаний.

Мощные лоббистские группировки типа названных все­гда находятся около власти. Напротив, группы интересов, типа движения солдатских матерей или экологических, от нее удалены. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и добиться нужного решения. Их рупором становятся газеты, радио, телевидение, которые вполне можно считать демокра­тической трибуной для масс.

Лобби потому сильны, что контролируют какие-то страте­гические ресурсы. Военные контролируют оборону, аграрии - продукты питания, банкиры - деньги. Раньше мощную лоб­бистскую фракцию составляло русское дворянство. Оно кон­тролировало основной ресурс - собственность на землю. С ними соперничало промышленное лобби, также контроли­ровавшее жизненно важные ресурсы. Сохранилось оно и се­годня. Группы интересов не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в самую последнюю очередь.

Если лобби все время потакать, то они монополизируют всю власть в государстве, заставят его работать только на ре­шение собственных проблем. Это поняли в США еще в середи­не XX века, поэтому в 1946 г. приняли федеральный закон о деятельности лобби. Он требовал регистрации членов лобби, сообщения о денежных ресурсах и их использовании в поли­тической борьбе. С тех пор было замечено, как только дея­тельность лобби предается публичной огласке, желание обхо­дить закон усмиряется.

Элементы лоббистской тактики - тактики силового про­талкивания через властные структуры нужных решений - ис­пользуют не только сами лобби, но и другие группы и общест­венные организации. Нефтяные компании России в 1998 г.,


как они сами заявляли, не являлись лобби. Они представля­лись дойными коровами, дающими государству (от продажи нефти за рубеж) твердый доход, растрачиваемый всеми други­ми институтами и структурами. Попав в тяжелейший кризис, правительство решило повысить налоги на нефтяные компа­нии. Моментально заработали средства массовой информации, давшие возможность нефтекоролям рассказать о важности сво­ей деятельности для страны и неимоверных трудностях, с кото­рыми им приходится сталкиваться. Обработка общественного мнения была проведена очень умело и почти ненавязчиво. Слу­шание отчета нефтекомпаний в Госдуме проходило уже на под­готовленном фоне и получило ожидаемый результат. Осталось загадкой, имели нефтяники свое лобби в парламенте или нет, но давление через прессу на депутатов, президента, правитель­ство и рядовых граждан было оказано мощное.

Самой мощной группировкой, оказывающей влияние на политическую жизнь страны, является элита общества. Тер­мин «элита* в конце XIX века ввели итальянские социологи Г. Моска и В. Парето. В нашей стране и в Европе для обозна­чения высших привилегированных слоев общества использу­ется слово «элита», а в США наряду с элитой также «истеб­лишмент» (господствующая верхушка, правящие круги). Под американским «истеблишментом» имеют в виду людей, занимающих в США позиции на верху иерархических пира­мид в основных сферах жизни общества - бизнесе, политике, науке и технике, рекламе и информации, культуре и «массо­вой культуре». «Истеблишмент» держится на неформальных связях между этими людьми. Они «задают тон» во вкусах и поведении, на них ориентируются, с них берут пример.

Элита - это небольшая группа людей, которые отли­чаются не только тем, что они обладают лучшими нрав­ственными, профессиональными или творческими качест­вами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе. Элита общества - узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и крупными деньгами и на­ходящихся на вершине социальной пирамиды. К элите обычно относят представителей деловых и финансовых кругов, специ­алистов в области внешней политики и обороны: правительст­венную верхушку и политических лидеров, крупнейших уче-


ных, владельцев телесетей и наиболее известных изданий, а также популярных деятелей культуры. В США она составляет 0,5% населения, владеющего 35% национального богатства. То же самое можно сказать и о России.

Различают столько видов элиты, сколько существует ей дов власти в обществе. Это и понятно: большая власть - ос­новной признак принадлежности к элите. Есть элита экономи­ческая, элита политическая и элита бюрократов-чиновников. Иными словами, к элите относятся ведущие политики, круп­нейшие бизнесмены и высокопоставленные госслужащие. Кроме них в элиту могут также входить армейское руководст­во, руководители спецслужб.

Существует так называемая «четвертая власть» - СМИ, поэтому к элите относятся видные журналисты, работающие в газетах, и журналисты-телекомментаторы. Определенную власть над широкой публикой имеют законодатели моды и вкусов, популярные певцы и музыканты. При этом вслед за делением власти на формальную и неформальную ученые раз­личают официальную элиту, состоящую из политической вер­хушки, и неофициальную - «власть знаменитостей».

Как правило, элита составляет ядро господствующей пар­тии. Очень небольшое по размерам, оно достигает огромного эффекта. Благодаря мощным капиталам они помогают поку­пать голоса избирателей, нанимать журналистов, публикую­щих рекламные политические статьи, либо скупают какую-ли­бо газету. Когда Россия перешла от социализма к рыночным отношениям, отечественные СМИ лишились государственных дотаций. Потребовались частные капиталы. Их-то и предоста­вили наиболее богатые люди страны, так называемые олигар­хи. Финансовую помощь прессе они оказывали отнюдь не бес­корыстно: некоторые газеты, журналы и телеканалы стали рупором их идей. Олигархи имели огромное влияние на власт­ные структуры, благодаря чему добивались назначения нуж­ных себе людей на высшие государственные посты. На совеща­нии с представителями крупного бизнеса президент В.В. Путин сказал, что все олигархи будут отныне «равноуда­лены от власти».

Понятия: группа давления, группа интересов, лобби, элита.

Вопросы и задания

1. Составьте таблицу для сравнения свойств и различий групп давления, группы интересов, лобби и элиты.

*2. Как используются СМИ в политической борьбе? Иллю­стрируйте свой ответ примерами из нынешней российской жизни.

*3. Можно ли народных депутатов из Госдумы и сенаторов из Федерального собрания причислять к российской эли­те? Может быть, правильнее их называть лобби? Свой от­вет аргументируйте.

*4. Поразмышляйте, как связаны между собой следующие понятия: бюрократия, группы давления, лобби, номенкла­тура, криминалитет, парламент, элита, аристокра­тия, олигархия.

5. К какой группе относится движение солдатских матерей?

6. Какую тактику используют лобби для достижения сво­
их целей? Приведите примеры из истории.

Проблема. Существует ли преемственность между совет­ской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?

Практикум. Подумайте и ответьте, к каким типам поли­тических групп относятся следующие организации и дви­жения?

1. Группы давления.

2. Группы интересов:

а) профсоюзы,

б) Союз предпринимателей,

в) феминистское движение,

г) экологическое движение,

д) Красный Крест,

е) совет ветеранов,

ж) Союз офицеров,

з) объединения казаков,

и) движение солдатских матерей.


Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления Цель: обеспечение максимальной эффективности проведения урока. Подготовка к уроку: предварительный анализ учителем материала изучаемой темы; выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке; диагностика уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы; подбор конкретных педагогических приемов с целью использовать на уроке.


Изменения в структуре урока. Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии). Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности. Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа. Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.




Прием Я уже знаю Прием Я уже знаю Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся назвать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Сброс идей в корзину: учитель фиксирует реплики на доске. Составляется кластер, который позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.


Прием Лови ошибку. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.


Пример. Тема: «Письменность Древнего Востока» «В египетском письме более 700 клинописных знаков. В долине Нила археологи нашли таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки эти выдавливались на табличках из мягкой глины. Если было написано неправильно, то соскабливали ножом. Египетская письменность уже имела и гласные, и согласные буквы. Поэтому выучить такое письмо не составило большого труда». (6 ошибок) Тема « В Древнем Египте» « По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500г до н.э. в результате завоевательных подходов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину царей. Много тайн хранит история Египта. Так в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона- Ра обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователе»й. Правильные ответы: Нил впадает в Средиземное море, Египет расположен в низовьях Нила, территория увеличилась около 1500г.до н.э., в результате походов фараона Тутмоса, Храм в Абидоссе построен в честь Осириса, одним из семи чудес света является пирамида Хеопса.


Прием Анализ текста по предложенной схеме. Учащиеся получают доступный для понимания текст документа и проводят анализ, опираясь на перечень вопросов, предложенных после документа. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов Затем проходит обсуждение различных вариантов ответов, разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.




Примеры вопросов для старшеклассников. 1.Определить название, автора, дату создания, выходные данные предложенного документа; 2.Определить вид документа (государственные документы, мемуары, художественные произведения и т. д.); 3.Охарактеризовать историческую обстановку, на фоне которой создавался документ; 4.Установить адресат документа (кому конкретно, или какой социальной группе он предназначался?); 5.Установить цели документа (официальные - неофициальные, главные - второстепенные); 6.Охарактеризовать факты, содержащиеся в документе; 7.Выделить основные понятия (уже известные - еще не известные); 8.Охарактеризовать проблемы, затронутые в документе; 9.Охарактеризовать идеологическую позицию автора документа; 10.Выявить стилистические особенности текста; 11.Определить уровень эмоциональности; 12.Провести возможное сравнение с другими документами; 13.Определить историческое значение документа; 14.Сформулировать вопросы, возникающие по ходу анализа.


Прием Двойной дневник Прием Двойной дневник Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части: в первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.


Примеры. Ситуация неожиданности – при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями, вызывающими удивление, кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью; Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями; Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа; Ситуация предположения – основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий; Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы, наиболее убедительного, по мнению учащихся, обосновывать его.




Прием Интервью. После изучения учебного материала, учитель делит учащихся на несколько групп, представляющих того или иного исторического деятеля, и задаёт им вопросы. Цель - не односторонний ответ на вопрос, а « защита » позиций той или иной группы, что предполагает дискуссию между учениками. Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия: 1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке; 2 – вопросы, требующие отдельного исследования; 3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.


Пример. Тема: «Общественная жизнь при Николае I», 10 класс. Ученики делятся на 3 группы: A.славянофилы; B.западники; C.русские социалисты (среди них кто-то «отвечает» за идеи Герцена и Огарёва, кто-то –за идеи Бакунина, кто-то защищает взгляды Белинского). Выступления лучше осуществлять от имени какого-то конкретного исторического персонажа. Возможен вариант, при котором ученики отвечают от имени разных представителей того или иного направления. Ученикам задается ряд вопросов, а они от имени своих персонажей озвучивают ответ. Вопросы: 1)Каково ваше отношение к самодержавию? 2)Каков по вашему мнению наилучший государственный строй? 3)Что вы думаете о крепостном праве? 4)Что вы думаете о русской истории? Как вы относитесь к преобразованиям Петра? Есть ли у России свой особый путь, отличный от западного? Что вы думаете о Западе? 5)Как вы относитесь к русской крестьянской общине?


Прием Написание эссе. Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе - размышление, рассказ, стихотворение (в условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания). Эссе - размышление – направлено на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: Я считаю, что …, далее следует аргументация взглядов автора. Эссе - ретроальтернативистика. Основание – предположение о случайном характере многих исторических явлений. Задание – дать прогноз дальнейшего развития событий при исключении (изменении) определенных исторических явлений. Позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных исторических сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.


Пример. Тема: «Семья и брак», 11 класс. Проблема: Что является самым главным для создания крепкой и счастливой семьи? Тема: «Субъекты политической жизни», 10 класс. Проблема: Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Тема: «Внешняя политика СССР в гг.», 9 класс. Проблема: Какова ваша позиция по вопросу развязывания «холодной войны»?Одни историки приписывают главную вину Западу, другие- СССР, третьи- обеим сторонам.


Прием Завершим схему. Учитель предлагает учащимся завершить самостоятельно неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.


Подготовка и проведение урока - лекции. Цель: в доступной форме преподнести учащимся новый материал, представляющий сложность для самостоятельного изучения школьниками. Применение урока-лекции целесообразно в следующих случаях: 1.при изучении сложного теоретического материала; 2.при ознакомлении со спорным или новым материалом в рамках общественных дисциплин; 3.если доступ к материалу затруднен (отсутствует в тексте учебника); 4.при систематизации и обобщении обширных сведений; 5.если требуется показать значимость курса, темы (вводная лекция). Описание работы по подготовке и проведению лекции. I. Подготовка к лекции: 1.разработка содержания лекции – материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не повторять или суммировать его; 2.разработка структуры лекции – формулировка вопросов, ответы на которые даются в ходе лекции; определение основных этапов – вводной части, основной части, заключения, обеспечение логической связи между этапами лекции; 3.подготовка конспекта лекции; II. Проведение лекции: 1.перед началом лекции формулируются вопросы, ответы на которые дает учитель в ходе лекции; 2.сформулированные вопросы записываются на доске, чтобы учащимся легче было фиксировать свое внимание на главном в содержании лекции, в заключении по каждому из поставленных вопросов делается вывод; 3. составить план прослушанной лекции, либо тезисы по предложенному учителем плану; 4. самостоятельно заполнить таблицу, составить схему по ходу изложения лекционного материала, либо в конце лекции 5. Найти ответы на поставленные вопросы в изложении учителя; Каждые минут в процессе изложения лекции необходимо предусмотреть паузы, связанные с изменением характера деятельности учащихся, например, задать вопросы, поинтересоваться мнением учащихся, продемонстрировать слайды.