Периодизация всемирной истории и истории медицины. Основные этапы развития медицины.

Источники изучения истории медицины – краткая характеристика историко-медицинских источников.

Музеи истории медицины в России, странах СНГ и за рубежом. Музей истории СГМУ.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ - это наука, которая изучает достижения в области врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до наших дней).

Как предмет преподавания делится на общую ичастную .

Общая история медицины занимается выявлением главных закономерностей исторического развития врачевания и изучением основных проблем медицины.

Частная история медицины содержит сведения о развитии отдельных медицинских специальностей, касающиеся жизни и деятельности выдающихся врачей и ученых-медиков, научных достижений их школ, истории важнейших открытий в области медицины.

Периодизация и хронология истории медицины основана на принятой в современной исторической науке периодизации всемирной истории, согласно которой всемирно-исторический процесс делится на 5 основных периодов:

* первобытное общество

* древний мир

* средние века

* новое время

* новейшая (современная) история

Источники изучения истории медицины делятся на несколько основных групп:

ü Вещественные (материальные) - это археологические находки

(черепа, кости, монеты, медали, гербы, печати)

ü Этнографические - обряды, обычаи, поверья

ü Устные и фольклорные - песни, сказания, баллады, легенды

ü Лингвистические - изображения в речевой форме, которые показыва-

ют через слово родство целых групп и народов

ü Письменные - глиняные таблички, папирусы, рисунки на камнях и

скалах, рукописи, печатные произведения врачей, историков, философов, во-

енных и государственных деятелей, архивные материалы

ü Кино- и фотодокументы

Кстати. Есть такой

Музей истории медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, есть также в Берлине, Филадельфии, Тамбове:D

№2 Общая историческая ситуация. Характеристика эпохи. Киевская Русь IX – XIV веков.

Во второй половине IX. в. на обширных землях Восточной Европы

образовалось Древнерусское государство с главным городом Киевом

под управлением Рюрика Варяжского /862-879/, известное под названием "Киевская Русь ".

Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980 - 1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм - Десятинная церковь.

В XI в., под правлением Ярослава Мудрого , Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.

Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами. Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы .

В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий - ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.

№3. В чем заключалось значение принятия Русью христианства для развития лекарствоведения

Важным событием в истории Руси было принятие христианства в качестве государственной религии в 988. г. князем Владимиром.

Опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности.

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Также святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю

Монастыри в Киевской Руси были в значительной мере преемниками византийской образованности. В их стены проникали и некоторые элементы медицины, соединялись с практикой русского народного врачевания, что давало возможность заниматься лечебной деятельностью. Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря, XI-XIII веков) содержит сведения о появлении в монастырях своих лекарей и признании светских врачей. Среди монахов оказывалось много ремесленников, хорошо владевших своей профессией; были среди них и лечцы. Была

Ну скажите, что от Византии была перенята баня, и лекарства в основном были растительного происхождения; с лечебными целями использовались десятки видов растений. Археологические находки показывают, что русская земля изобиловала лекарственными растениями и давала богатый выбор для лечебного применения. Это обстоятельство отмечали западно-европейские писатели. Применялись такие растения, которых не знали в Западной Европе.

Медицина в Древнерусском государстве Киевская Русь. Представления о причинах болезней у русичей. Древнейшие виды медицинской деятельности. Радикальные и нерадикальные методы лечения.

Стр. 201 учебника

Сохранялось 1) Народное врачевание - язычество и знахарство. 2) после принятия христанства развивалась монастырская медицина. 3) Со временм княжения Ярослава Мудрого на Руси появилась светская (мирская) медицина

1)Народных врачевателей начали называть лечцами, которые передавали свой опыт из поколения в поколение.

Опыт народного врачевания был обобщен в травниках и лечебниках. Лечили лекарствами из растений и минералов, а также использовали целебные свойства нарзана.

2) Про монастырскую скажите про то, что в религиозном сознании болезнь считалась как наказание или «вселение» бесов.

Большой популярностью пользовалась больница при первом созданном монастыре- Киево- Печерской лавре (прославились монахи- подвижники Антоний, Агапит, Алимпий)

3) Светская… Ну она предполагала возмездное лечение, платную то есть… Лечец- армянин практиковал так.

Иноземная медицина, ее влияние на становление врачевания в Древнерусском госсударстве

Помимо русских медиков в Киеве и других крупных городах практиковали и иноземные врачи - греки, сирийцы, армяне, имевшие свои дома с лекарственными «погребами» (аптеками). И естественно, как русские, так и иноземные врачи привлекались для медицинского обслуживания князей, бояр, а также княжеских дружинников, составлявших основу государственной власти в древнерусских княжествах.

Так, при дворе Владимира Мономаха служил лечец-армянин (умел определять болезнь по пульсу и внешнему виду больного), Петр Сирянин…

Разрядный, холопий, житный, конюшенный.

Особенно много приказов создал Иван IV Васильевич "Грозный"(1533- 1584) –

Поместный, стрелецкий, иноземный, пушкарский, разбойный, посольский и др.

Медицинских наук. Роль Петровской Академии наук и ее первого президента

Самойловича, Н. М. Максимовича - Амбодика, М. В. Ломоносова и других

Общая историческая ситуация. Характеристика эпохи. Медицина в России в

Первой половине 19 века.

В первой половине XIX в. медицина в России развивалась в

условиях разложения феодально-крепостнического строя, формирова-

ния и нарастания капиталистических отношений. Расширялась

международная торговля. Русские хозяйственные /хлеб, ножи, лен/ и

промышленные товары поставлялись на рынки государств Западной

Европы и Средней Азии. Развитие промышленности, освоение новых

земель и рост населения вызывали потребность в специалистах.

Открылся ряд новых университетов: в Дерпте (Юрьеве, ныне Тарту,

1802), Казани (1804), Харькове (1805), Петербурге (1819) и Киеве (1834).

Новым университетам был дан либеральный устав 1804 г., предусмат-

ривавший автономность учреждений, выборность ректора, деканов, про-

фессоров. Однако реформы государственного устройства и управления

первых лет царствования Александра I Павловича (I801 -1825) очень

скоро были ликвидированы.

Вторжение Наполеона в Россию поставило страну перед грозной

опасностью, вызвало небывалый патриотический подъем. Профессора и

преподаватели университетов, врачи принимали активное участие в

защите Родины. Огромную работу по созданию госпиталей и эвакуации

раненых проделал Х.И. Лодер (1753-1832); непосредственно на полях

сражения работал И.Е. Дядьковский (1784-1841) и многие другие круп-

ные ученые.

После Отечественной войны 1812 г. наступила полоса реакции,

характерная для второй половины царствования Александра I и всего

правления Николая I Павловича (1825-1855). В 1817 г. Министерство

народного просвещения было переименовано в Министерство

духовных дел и народного просвещения . В 1820 г. была назначена

правительственная ревизия университетов. В Казанском, учебном

округе ее проводил попечитель округа М.Л. Магницкий, устроивший

подлинный разгром Казанского университета: он требовал от

профессоров отказа от "гибельного материализма", запретил вскрытие

трупов, закрыл анатомический музей, все препараты которого были

отпеты и похоронены в соответствии с церковным обрядом. Несмотря

на это, университеты России оставались центрами передовой науки.

Ведущими центрами медицинской науки были медицинский факультет

Московского университета и Медико-хирургическая академия. Для

каждого из центров была характерна обособленность, возникшая в

связи с задачами, стоявшими перед этими учреждениями.__

29. Формирование фундаментальных наук медико - биологического профиля. Роль А.М. Филомафитского в становлении физиологии как науки (Дядьковский, Иноземцев).

Филомафитский - один из первых представителей экспериментального направления физиологии в России. Был сторонником практического, а не теоретического обучения. Проводил эксперименты по изучению рефлексов (кашля, выделения желудочного сока. Впервые в России применил микроскоп для исследования клеток крови .. Стремился связать физиологию с практическими задачами медицины.

Не принимал электрическую теории нервного возбуждения , подчёркивал различие между электричеством и «нервным живым началом». Опережая существовавшие взгляды, полагал, что источником тепла в живом организме является обмен веществ. Говорил о процессах угнетения и задерживания рефлекторных реакций в головном мозге .

Сочинения

«Физиология, изданная для руководства своих слушателей» - это первая оригинальная и критическая сводка опытных физиологических знаний.

«Трактат о переливании крови (как единственном средстве во многих случаях спасти угасающую жизнь

Совместно с Н. И. Пироговым разработал в 1847 году метод внутривенного наркоза .

Характеристика первого этапа развития советского здравоохранения (1917-1940). Становление советской медицины в период Октябрьской революции и гражданской войны, восстановление народного хозяйства и построение основ социализма в СССР.

С 1917 г. в нашей стране вопросы охраны здоровья стали государственной задачей, что обеспечивалось государственным руководством и финансированием служб здравоохранения и медицинской науки.
Тяготы революции, гражданская война, разруха, голод, несовершенная организация медико-санитарной помощи, недостаток врачей обусловили перечень неотложных задач этого периода: строительство новой системы организации медико-санитарной службы в Красной Армии; борьба с эпидемиями; привлечение медицинских работников к активной работе и создание необходимых учреждений для оказания медицинской помощи населению; охрана материнства и младенчества.
26 октября (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном комитете Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов был образован медико-санитарный отдел во главе с М.И.Барсуковым. Этому отделу поручалось начать реорганизацию медико-санитарного дела в стране, а также организовать медицинскую помощь восставшим.
24 января 1918 г. декретом СНК РСФСР медицинские коллегии всех Комиссариатов были объединены в Совет врачебных коллегий, который стал высшим медицинским органом в стране.
11 июля СНК принял декрет «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения». Народным комиссаром здравоохранения был назначен Н.А.Семашко, его заместителем - З.П.Соловьев, в состав коллегии НК.З вошли: В.М.Бонч-Бруевич (Величкина), А.П.Голубков, П.Г.Дауге, Е.П.Первухин.
На местах создавались медико-санитарные отделы Советов, которые проводили решения центральных органов в области здравоохранения на своих территориях.
Для организации медицинского обслуживания бойцов Красной Армии постановлением ВЦИК в октябре 1919 г. был создан специальный комитет помощи раненым и больным красноармейцам. Большая роль в координировании всех вопросов принадлежит З.П.Соловьеву, в январе 1920 г. он возглавил Главное Военно-санитарное управление Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1919 г. он избран председателем Исполкома Российского общества Красного Креста. Госпитальная база была приближена к местам боевых действий, была осуществлена мобилизация медицинских работников. Проводились специальные меры по борьбе с эпидемиями, особенно сыпного тифа, как в войсках, так и среди гражданского населения. Массовая профилактическая помощь сочеталась с санитарным просвещением, для которого были найдены действенные формы.
Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни» обязывал больничные кассы оказывать застрахованным - рабочим, служащим и членам их семей - бесплатную помощь, что положило начало осуществлению принципа бесплатной, общедоступной и квалифицированной медицинской помощи трудящимся. Больничные кассы, располагавшие определенными средствами, создали ряд крупных амбулаторий, больниц и поликлиник.
В декабре 1918 г. была национализирована вся аптечная сеть, в Наркомздраве был организован фармацевтический отдел.
В Наркомздраве была организована секция по борьбе с туберкулезом и подсекция по борьбе с венерическими заболеваниями. Начали создаваться лечебно-профилактические учреждения нового типа - диспансеры (противотуберкулезный и венерологический). В 1919 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд по борьбе с социальными болезнями.

Число медицинских учреждений возрастало, в том числе увеличивалось и число диспансеров. В связи с введением НЭПа встала необходимость перестройки работы здравоохранения, исходя из новых условий. Большинство медицинских учреждений было переведено с государственного на местный бюджет, который не везде был достаточным. Это приводило к закрытию ряда учреждений и введению платы за лечение. Однако вскоре III Всероссийский съезд здравотделов провозгласил незыблемость основных принципов здравоохранения - государственный характер и бесплатность. К концу этого периода вновь начинает отмечаться рост количества медицинских учреждений не только в городах, но и в сельской местности.
Эпидемическая обстановка в стране продолжала оставаться сложной. В результате огромных усилий эпидемии удалось локализовать. В эти годы большое внимание уделялось борьбе с малярией: при Наркомздраве была организована в 1921 г. Центральная малярийная комиссия, а на местах - малярийные станции и пункты. Началась планомерная борьба с оспой, также закрепленная декретами: «Об обязательном оспопрививании» (октябрь 1924 г., как дополнение кдекрету 1919 г.), обязывающий проводить ревакцинацию. Важное значение имел декрет «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации». В июне 1921 г. было издано постановление, согласно которому в Наркомздраве сосредотачивалось все дело санитарной охраны жилищ.
Особенно остро в эти года ощущался недостаток врачей и другого медицинского персонала. Стали открываться новые медицинские факультеты университетов.
К концу этого периода наметились некоторые тенденции к улучшению состояния здоровья населения: сократилась заболеваемость и смертность от острозаразных болезней, общая смертность снизилась до 20,3 на 1000 населения, постепенно стала расти продолжительность предстоящей жизни.

С началом первых пятилеток в экономической политике страны был взят курс на.индустриализацию и коллективизацию. Форсированные индустриализация и экономический рост в условиях нехватки капиталов вели к увеличению разрыва между экономической и социальной сторонами развития. При значительном увеличении капиталовложений в промышленность доля расходов на социальную сферу и здравоохранение сокращалась. Основным методом лечебно-профилактической помощи провозглашается диспансеризация.

Действовавший в стране, так называемый, остаточный принцип финансирования здравоохранения обусловил серьезное ослабление внимания к вопросам охраны здоровья и, как следствие, сокращение ассигнований, приостановку роста сети, уменьшение числа лечебно-профилактических учреждений. Начиная с 1934-1935 гг. сеть медицинских учреждений на промышленных предприятиях уменьшалась, качество обслуживания рабочих снизилось, показатели заболеваемости с временной утратой нетрудоспособности возросли. Сказалась, вероятно, и неудовлетворительная работа органов здравоохранения. Поэтому перед Г.Н.Каменским и сменившем его в 1937 г. на посту наркома здравоохранения СССР М.Ф.Болдыревым были поставлены серьезные задачи по ликвидации выявленных недостатков в здравоохранении. Началось строительство здравоохранения в союзных республиках. Для каждой республики была утверждена обязательная сеть врачебных участков, обеспеченных врачами. Был предусмотрен бюджет учреждений здравоохранения. Создается медицинская и фармацевтическая промышленность.

Новейшее время.

Медицина и здравоохранение в годы послевоенного восстановления народного хо-

зяйства и дальнейшего развития социалистического общества (1945 - начало 1960-х

Ликвидация тяжелых последствий войны. Восстановление в кратчайшие сроки ма-

териально-технической базы здравоохранения. Широкий комплекс мероприятий пообеспечению высокого уровня медико-санитарного обслуживания населения, сниже-

нию заболеваемости и смертности, строительство новых медицинских учреждений,

санитарный надзор за реконструкцией и строительством населённых пунктов и т. д.

Успехи в области здравоохранения к концу четвёртой пятилетки (1946 - 1950). Даль-

нейшее развитие медицины и здравоохранения в пятой (1951-1955) и шестой (1956-

1960) пятилетках. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по

дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения

СССР” (1960) - теоретическое обобщение опыта Советского государства по созданию

и совершенствованию социалистической системы здравоохранения.

Критика: состояние здоровья И. В. Сталина (смерть Бехтерева), остаточный прин-

цип финансирования здравоохранения, репрессии 1930-х годов (1937) и 1940-50-х го-

дов. “Дело врачей”. Книги - “Зубр” Д. Гранина, “Дети Арбата” А. Рыбакова.

Отношение к генетике у государства - “Генетика - продажная девка империализма”.

Работы Н. И. Вавилова, путешествия по миру и сбор коллекции семян (которая была

сохранена в годы Великой отечественной войны во время блокады г. Ленинграда).

Борьба с Лысенко. Похоронен в общей могиле на Саратовском кладбище.

II этап: начало 1960-х - 1990-е годы

По мере преодоления внешних и внутренних негативных влияний, в новых кон-

кретно-исторических условиях (1960-90-е годы) прежние формы государственно-

политического устройства и прежние методы управления обществом всё чаще прояв-

ляли свою неэффективность и требовали существенного реформирования (демокра-

тизации). Это предполагало реализацию целого комплекса мер, направленных на ли-

квидацию прежнего

Советская медицинская наука и практика. Остаточный принцип финансирования

здравоохранения. Состояние здоровья первого лица в государстве. Правозащитная

деятельность А. Д. Сахарова.

IV этап: 1990-е – 2009-е годы

Принятие закона о медицинском страховании граждан. Система ОМС и ДМС.

Законодательство в области охраны здоровья граждан.

Расширение прав пациента (лист нетрудоспособности, выбор врача, места лечения и

т. д.). Введение платных услуг. Стандарты медицинской помощи. Проблема качества

54. Советские терапевтические школы. Выдающиеся советские терапевты

Профилактическое и физиологическое направление, основы разви-тия, которых были показаны выше на примерах достижений медико-биологических и гигиенических наук, широко проникли и в клиническую медицину. Советская клиническая медицина развивалась преемственно на традициях Г.А. Захарьина, C.П. Боткина, на принципах индивидуализации в подходе к больному, единства и целостности организма, связи клиники с физиологией и патологией.

Одной из центральных проблем профилактического направления в клинике было учение о преморбидных состояниях и борьбе с ними. В создании этого научного направления особенно большие заслуги принадлежат Максиму Петровичу Кончаловскому (1875-1942). М.П. Кончаловский в 1899 г. окончил медицинский факультет Московского университета, в 1912 г. защитил докторскую диссертацию. В 1918 г. был избран профессором госпитальной терапевтической клиники, которой руководил до конца жизни.

В основе взглядов М. П. Кончаловского было понимание организма как единого целого, объединенного нервной системой. Особое место в лечении больных М. Кончаловский уделял естественным целебным силам природы.

Крупнейшим терапевтом был ученик Г.Ф. Ланга – Александр Леонидович Мясников (1899-1965), академик АМН СССР. По окон-чании в 1922 г. 1-го МГУ работал под руководством Г.Ф. Ланга в Ленин- граде. В 1932 г. избран заведующим кафедрой терапии Новосибирского медицинского института. С 1938 по 1940 гг. заведует кафедрой Ленин-градского медицинского института; с 1940 по 1948 гг. - кафедрой Военно-морской медицинской академии в Ленинграде. С 1948 г. – директор Института терапии АМН СССР. А.Л. Мясников опубликовал более 200 научных трудов, в том числе 9 монографий и 4 учебника по проблемам внутренних болезней. Его капитальные труды посвящены разработке клиники и лечению болезней печени, описаний пораженного органа при малярии и бруцеллезе, исследованиям артериальной гипертонии, артериосклероза, ишемической болезни сердца. А.Л. Мясниковым была выдвинута концепция о взаимоотношении гипертонической болезни и атеросклероза, которая рассматривает их как единую патологию.

Сущность гипертонической болезни была раскрыта еще в 1922 г. учителем А.Л. Мясникова - Г.Ф. Лангом /1875-1948/, который выделил это заболевание в отдельную нозологическую форму. Основным в раз- витии гипертонической болезни он считал функциональные изменения в коре головного мозга, сводящиеся к нарушениям взаимоотношений между процессами торможения и возбуждения. Советские ученые не только выяснили механизм сердечно-сосу- дистых заболеваний и предложили средства лечения и профилактики, но и детально изучили их клинику. Терапевты B.П. Образцов /1851-1920/ и Н.Д. Стражеско (187б-1952) впервые в мире, ещё до применения электрокардиографии, на основе клинических проявлений диагностиро- вали инфаркт миокарда. Были разработаны новые классификации болезней сердечно - сосудистой системы (Г.Ф. Ланг, 1935) и сердечной недостаточности (Н.Д. Стражеско, В.Х. Василенко). Сочетание лечебных и профилактических вопросов изучения па- тологических процессов как выражения изменений в целостном орга- низме оказалось плодотворным для исследований в области другихразделов клиники. Это создание концепции о гастрите и язвенной бо- лезни как общего заболевания организма (М.П. Кончаловский, Н.Д. Стражеско, Р.А. Лаурия), изучение болезней почек (С.С. Зимницкий, Ф.Г. Яновский, М.С. Вовси, Е.М. Тареев), печени (А.Л.Мясников).

Научная деятельность

Работая над диссертацией, применил оригинальный метод инъекции мочевых канальцев и кровеносных сосудов, благодаря чему показал отсутствие прямого сообщения этих образований между собой. Впервые описал особенности гистологического строения почки: капсулу, извитой каналец, сосудистый клубочек.

Диссертация выдержала в Европе несколько изданий, широко цитировалась и в XIX веке.

Роль капсулы и образованного ею пространства в механизме мочеобразования стала понятна после работ английского исследователя Боумена. В русскоязычной литературе эту структуру принято называть капсулой Шумлянского-Боумена.

Константи́н Ива́нович Ще́пин (1728-1770) - русский врач и ботаник XVIII века.

Разработал научно обоснованную систему подготовки врачей, составил программы обучения для госпитальных школ. Чтение лекций, вопреки обычаю, проводил на русском языке, ввёл обязательное преподавание анатомии на трупах.

В области ботаники был одним из первых русских флористов-систематиков.

Биография

Ранние годы. Образование

Щепин родился в 1728 году в селе Молотникове близ города Котельнича Вятской губернии. Родители Щепина были крестьянами. Ко времени его поступления в Хлыновскую славяно-латинскую школу в Вятке отец стал пономарём котельнической церкви.

Благодаря своим способностям Щепин уже в школе выделился из круга своих сверстников. Преподаватели, наблюдая за успехами Щепина, советовали ему продолжить учение в академии . После окончания класса риторики 14-летний Щепин в 1742 году по совету вятского епископа Варлаама (Скамницкого) , преодолев огромное расстояние, почти пешком добрался до Киева и поступил в Киевскую духовную академию. Срок обучения в этом учебном заведении не был точно определён и мог продолжаться от трёх до десяти лет. Щепина сразу зачислили во второй класс, а через два месяца перевели в третий . Для Щепина в стенах академии открылись широкие горизонты, он сделался одним из первых воспитанников знаменитого училища. В 1743 году, в пятом классе, его успехи оценены самой высшей отметкой «преизряден». Он в совершенстве овладел латинским языком , шёл впереди других студентов, и потому смело мог рассчитывать занять впоследствии почётное место профессора в этой академии. Но в это время в Киеве только и было разговоров, что о знаменитом тогда В. Г. Барском, недавно возвратившемся из-за границы. Записки его о заграничной жизни переписывались во множестве экземпляров и читались нарасхват; рассказы его o вынесенных впечатлениях и виденных чудесах волновали не только студентов, но и большую часть киевского общества; вполне понятно, что Щепин тоже увлекался ими и решил побывать во что бы то ни стало за границей . В 1748 году, пройдя класс философии и отказавшись от завершавшего образование класса богословия , Щепин по своей просьбе был отправлен в Италию.

Без знакомых и друзей, без денег юный Щепин находился в Италии. Он посетил Флоренцию, слушал лекции по философии, медицине, естествознанию и математике в Падуанском и Болонском университетах, затем переехал в Грецию и в мае 1751 года оказался в Константинополе. По примеру Барского выучился в Константинополе английскому и греческому языкам :200 . Из архивов известно, что Щепин ещё в 1748 году увлёкся медициной в Болонье. М. П. Бестужев-Рюмин и М. И. Воронцоврекомендовали Щепина в Академии наук. В архиве Академии наук хранятся копии аттестатов студента Щепина, где записано, что Щепин слушал лекции многих выдающихся учёных того времени.

В Академии Щепин занимался под руководством Степана Петровича Крашенинникова и уже через три месяца упорных занятий был возведён из адъютанта в переводчики. В ходе совместной работы Крашенинникова и Щепина между ними возникла крепкая и долгая дружба, прерванная лишь смертью Крашенинникова. Щепин помогал Крашенинникову в исследовании флоры Петербургской губернии :191 , а после смерти академика некоторое время воспитывал его осиротевшего сына .

По настоянию Крашенинникова Щепин был направлен за границу учиться ботанике в Лейден и Уппсалу, ему было назначено ежегодное пособие в 360 рублей . 30 мая 1753 годаЩепин из Кронштадта отбыл в Голландию. После высадки в Амстердаме Щепин отправился в Гаагу. С 1753 по 1754 год он проходил обучение в Лейденском университете. Но, в связи со смертью Крашенинникова в конце 1755 года, новые обстоятельства в Академии наук изменили его планы : в 1756 году он обратился с просьбой к главному доктору и лейб-медикуП. З. Кондоиди о принятии его в медицинское ведомство. После согласия Академии и по возвращении ей денег, затраченных на его обучение, 31 августа 1756 года Щепину в Лейден был послан указ о его переводе в ведение Медицинской канцелярии для приготовления к профессуре, и его командировка была продолжена :200 . Щепин подробно писал Медицинской канцелярии о своем пребывании в Лейдене.

В Лейдене Щепин поступил на медицинский факультет тамошнего университета, через 2 года его окончил и 9 мая 1758 года защитил докторскую диссертацию на тему «О растительной кислоте» . В ней рассказывается о значении диеты и растительных кислот пищи для здоровья и долголетия. Основой суждения Щепина явились наблюдения за образом жизни крестьян и солдат России, а также опыт народной медицины. Физический труд, растительная пища, содержащая кислоты, и квас, благоразумное и редкое употребление мяса - вот что, по Щепину, способствует долголетию. Особое значение он придавал умеренному питанию и пище, содержащей растительные кислоты. Представляет интерес учение доктора о профилактике цинги и лечении больных этой болезнью. В то время наука не располагала знаниями о витаминах и их физиологической роли. Щепин подметил, что крестьяне России, употребляя зимой квашеную капусту, ржаной хлеб и настой хвои, не болеют цингой. Он полагал, что содержащаяся в них растительная кислота предупреждает болезнь. На этой основе он предложил метод лечения и профилактики цинги. Щепин впервые указал на предполагаемую кислоту, содержащуюся в растениях, как на противоцинготный фактор. Щепин был первым, кто поставил на обсуждение проблему профилактического значения диеты .

В том же году им издано дополнение к диссертации под заглавием «Ботанические замечания о некоторых растениях» . В числе растений, упоминаемых в последнем сочинении, Щепин описал новый род растений и в память С. П. Крашенинникова, бывшего его первым учителем ботаники и всегда пробуждавшего в нём самые светлые воспоминания, назвал егоCrassina . В Лейдене же было напечатано ещё одно его сочинение - «О русском квасе» (1761) .

Денежный вопрос остро стоял перед Щепиным, так как переводы из России часто задерживались и были не такими большими, как хотелось Щепину. Директор Медицинской канцелярии П. З. Кондоиди, поставивший целью сделать из Щепина квалифицированного доктора медицины, не останавливался перед затратами. Он решил направить Щепина в другие страны для пополнения медицинских знаний. В данной ему программе задачей было поставлено не только изучение медицины и хирургии, но естествознания в широком смысле - физики, химии. Он должен был, между прочим, обращать внимание на «рудокопное дело» в Англии и Франции :112 . В июне 1758 года Щепин посетил Амстердам и Утрехт, первого июля он был вРоттердаме, а оттуда поплыл в Англию. В Англии Щепин пробыл два месяца, в конце 1758 года возвратился из Лондона в Голландию. Из своей поездки в Англию Щепин ничего для себя полезного не вынес. Несколько более плодотворным оказалось путешествие в Париж, где он пробыл около семи месяцев с октября 1758 по май 1759 года. Щепин в Париже слушал курс лекций, прошёл курс хирургических операций, изучал анатомию и повивальное искусство. 28 июня 1759 года он отбыл из Амстердама через Данию (в Копенгагене ознакомился с королевским кабинетом естествознания ) и Швецию (в Уппсале волею случая познакомился с Карлом Линнеем , гостеприимно его принявшим и подарившим ему на прощание несколько книг своего сочинения ) в Петербург. В августе, уже будучи доктором медицины, Константин Иванович Щепин ступил на родную землю.

Развитие физиологии

К 1863-1868 годам относится окончательное формирование физиологической школы Сеченова. Ряд лет он со своими учениками занимался физиологией межцентральных отношений. Наиболее существенные результаты этих исследований опубликованы в его работе «Физиология нервной системы» (1866).

Для Возрождения характерны сильные «вызовы» научному мышлению и научной практике со стороны «реальной» практики. Примером может служить развитие медицины в этот период.

Как важный этап в утверждении опытного метода в науке следует отметить труды Иарацельса (1493-1541), который явился одним из его основоположников. В работах «Малая хирургия» и «Большая хирургия» Пара- цельс утверждал, что теория врача есть опыт и что никто не может стать врачом без науки и практики. Именно с работ Парацельса начинается кардинальная перестройка химических знаний, а именно - достижений алхимии в приложении к медицине. Развитие химических знаний идет от процессов получения золота к процессам приготовления лекарств. По мнению Парацельса, здоровье человека обеспечивается наличием в организме трех начал: серы, ртути и соли. Нарушение их пропорций приводит к заболеваниям. Это объясняет тот факт, что многие врачи периода Возрождения придавали большое значение лекарственным препаратам, содержащим эти три элемента. Впрочем, при всей практической ориентированности медицина Парацельса имела мощный налет мистицизма.

Анатомия. Практические достижения в медицине во многом связаны с деятельностью Андреаса Везалия (1514-1564). В 1537 г., в возрасте 23 лет, он получил степень доктора медицины и стал профессором Паду- анского университета, одного из самых передовых научных центров того времени. Анатомируя человеческие трупы, Везалий установил, что взгляды Галена на строение тела человека, господствовавшие в Европе в течение 14 столетий, во многом ошибочны, так как были основаны на изучении анатомии животных. Везалий исправил более 200 ошибок Галена, правильно описал скелет человека, его мышцы, внутренние органы. Кроме того, Везалий поднял очень важный методологический вопрос. По его мнению, настоящим врачом мог считаться только тот, кто, прекрасно зная анатомию человека, сам может проводить операции. Практика, основанная на теории, - вот залог успеха медика.

Результаты своих исследований Везалий изложил в прекрасно иллюстрированных «Анатомических таблицах», в кратком учебнике анатомии

«Извлечение» («Эиитоме»), предназначенном для интересующихся медициной и анатомией, и в основополагающем труде «О строении человеческого тела» (1543). Везалий не только систематизировал знания в области анатомии за все предшествующие столетия, но и сделал все для становления и представления анатомии как науки в современном понимании. Соединяя педагогическую и исследовательскую работу и направляя их результаты в практику, Везалий нанес мощнейший удар по всей средневековой схоластике. Канонизированные церковью положения Галена были поставлены под сомнение. Инквизиция посчитала Везалия инакомыслящим и приговорила его к сожжению на костре, однако позже приговор был заменен на паломничество в Иерусалим.

Кроме работ Везалия, необходимо указать и труды Ш. Этьена (1503- 1564) «О рассечении частей тела человека»; М. Сервета (1509-1553) «Восстановление христианства», где впервые в Европе был описан малый круг кровообращения; Иеронима Фабриция (1533-1619), впервые продемонстрировавшего венозные клапаны и доказавшего односторонность движения крови; Бартоломея Евстахия (1510-1574), описавшего органы слуха. На основе научного фундамента анатомии, заложенного в период Возрождения, получили свое развитие физиология, терапия и хирургия.

Следует всячески внушать всем вновь вовлекаемым в наше искусство молодым медикам, чтобы они презирали перешептывание физиков (да простит их Бог), а следовали бы обычаю греков и настоятельным требованиям Природы и разума и прилагали бы к лечению и собственную руку, для того чтобы не обратить растерзанное искусство врачевания во всеобщую гибель человеческих жизней...

А. Везалий

Хирургия. Становление хирургии как науки проходило весьма драматично. В Средние века в Европе существовало разграничение между врачами, которые получали образование в университетах и занимались только лечением внутренних болезней, и хирургами, которые специального образования не имели, врачами не считались и в сословие врачей не допускались.

Согласно цеховой организации средневекового города, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Более высокое положение занимали так называемые «длиннополые» хирурги , которые отличались своей длинной одеждой. Как правило, это были люди, окончившие университеты; они имели право участвовать в консилиумах, определять стратегию лечения болезней. Среднее положение занимали «короткополые» хирурги", они были в основном цирюльниками и занимались «малой» хирургией - кровопусканием, удалением зубов. Самое низкое положение занимали банщики , которые выполняли простые врачебные манипуляции (массаж, вправление вывихов и т.п.). Официальная медицина запрещала хирургам выполнять врачебные манипуляции по лечению внутренних болезней, выписыванию рецептов и т.д. Хотя «ремесленники»-хирурги имели несравненно более богатый практический опыт, чем врачи, но все же в университеты они не допускались.

Большую роль в сближении теории и практики хирургии сыграло появление огнестрельного оружия и как следствие - необходимость в лечении огнестрельных ран. Появились работы итальянского хирурга И. де Виго (1450-1545) «Искусство хирургии», французского хирурга и акушера А. Паре (1510-1590) «Способ лечить огнестрельные раны, а также раны, нанесенные стрелами, копьями и др.». Деятельность этих людей и их многочисленных последователей в разных странах способствовала превращению ремесленника-хирурга в полноправного врача.

Фармацевтические лаборатории. Освоение вновь открытых территорий (а в ходе Великих географических открытий известная европейцам территория расширилась в два раза!) ввело в оборот огромное количество сведений об их флоре и фауне. Как следствие этого, появляется огромное количество новых трав лекарственного назначения.

Размеры аптекарских лавок значительно увеличились: из простых лавок, размещавшихся в одной комнате, в эпоху Возрождения они превратились в большие фармацевтические лаборатории, включавшие в себя помещения для приема посетителей, кладовые, лаборатории с печами и дистилляцион- ными аппаратами. Начиная с XV в. культивируются аптекарские ботанические сады, которые стали называться «садами здоровья».

Ботанические сады. В эпоху Возрождения ботанические сады начали играть громадную культурологическую и естественнонаучную роль - они стали специфической формой освоения растительного пространства.

Ботанические сады были разбиты в нескольких итальянских городах: в 1545 г. - в Пизе; в 1547 г. - в Падуе; в 1567 г. - в Болонье.

Ботаника становится интегрирующей наукой: все это богатство требовалось систематизировать, описать. Искусство разведения садов стало подлинной наукой. Планировка, подбор растений, учет рельефа местности, характер и вкус владельца - все это требовало увязки в единое целое и системности. Сады создавались как художественные произведения, как поэмы. Символ сада становится символом единения естественного и искусственного.

  • Везалий Л. О строении человеческого тела // Хрестоматия по истории науки и техники. М.: Изд-во РГГУ, 2005. С. 322.

Роберту Ланце удалось оседлать приливную волну открытий, порожденных раскрытием тайн ДНК. Исторически в развитии медицины в человеческом обществе можно выделить по крайней мере три крупных этапа. На первом этапе, продолжавшемся десятки тысяч лет, в медицине царили суеверие, колдовство и слухи. Большинство детей умирало при рождении, а ожидаемая продолжительность жизни колебалась от 18 до 20 лет. В этот период были открыты кое-какие полезные травы и химические вещества, такие как аспирин, но научного метода поиска новых лекарств и способов лечения не существовало. К несчастью, любые средства, которые по-настоящему помогали, становились тщательно охраняемыми секретами. Чтобы заработать, «врач» должен был угождать богатым пациентам, а рецепты своих микстур и заклинания хранить в глубокой тайне.

В этот период один из основателей знаменитой ныне клиники Мэйо, посещая пациентов, вел личный дневник. Там он откровенно писал, что в его черном врачебном чемоданчике есть всего два действенных средства: пила и морфий. Пилу он использовал для ампутации пораженных органов, а морфий - для обезболивания при ампутации. Эти средства работали безотказно.

Все остальное в черном чемоданчике, грустно замечал доктор, - это змеиный жир и шарлатанство.

Второй этап развития медицины начался в XIX в., когда появилась микробная теория болезней и сформировались представления о гигиене. Ожидаемая продолжительность жизни в США в 1900 г. составила 49 лет. В Европе на полях сражений Первой мировой войны умирали десятки тысяч солдат, и возникла нужда в настоящей медицинской науке, в проведении реальных экспериментов с воспроизводимыми результатами, которые затем публиковались в медицинских журналах. Европейские короли в ужасе наблюдали, как гибнут их лучшие и умнейшие подданные, и требовали от врачей настоящих результатов, а не пустых фокусов. Теперь врачи, вместо того чтобы угождать богатым покровителям, сражались за признание и славу при помощи статей в солидных рецензируемых журналах. Так была подготовлена платформа для продвижения антибиотиков и вакцин, которые увеличили ожидаемую продолжительность жизни до 70 лет и более.

Третья стадия развития - это молекулярная медицина. Мы сегодня наблюдаем слияние медицины и физики, видим, как медицина проникает вглубь вещества, к атомам, молекулам и генам. Этот исторический переход начался в 1940-е гг., когда австрийский физик Эрвин Шрёдингер, один из основателей квантовой теории, написал востребованную книгу «Что такое жизнь?». Он отверг представления о том, что существует какой-то таинственный дух, или жизненная сила, которая присуща всем живым существам и которая собственно и делает их живыми. Вместо этого, рассуждал ученый, вся жизнь основана на некоем коде, а код этот содержится в молекуле. Обнаружив ее, он предполагал, что разгадает тайну бытия. Физик Фрэнсис Крик (Francis Crick), вдохновленный книгой Шрёдингера, объединил усилия с генетиком Джеймсом Уотсоном, чтобы доказать, что этой сказочной молекулой является молекула ДНК. В 1953 г. было сделано одно из важнейших открытий всех времен - Уотсон и Крик раскрыли структуру ДНК, имеющую форму двойной спирали. Длина одной нитки ДНК в распутанном виде составляет около двух метров. Такая нитка представляет собой последовательность из 3 млрд азотистых оснований, которые обозначаются буквами А, Т, С, G (аденин, тимин, цитозин и гуанин) и несут в себе закодированную информацию. Расшифровав точную последовательность азотистых оснований в цепочке ДНК-молекулы, можно прочесть книгу жизни.



Стремительное развитие молекулярной генетики привело в конце концов к возникновению проекта «Геном человека» - важнейшей вехи в истории медицины. Ударная программа секвенирования всех генов человеческого организма обошлась примерно в 3 млрд долларов и включала в себе работу сотен ученых по всему миру. Успешное завершение проекта в 2003 г. ознаменовало начало новой эпохи в науке. Со временем у каждого человека появится личная карта генома на электронном носителе вроде CD-ROM. В этой карте будут записаны все примерно 25 000 генов данного человека, и она станет для каждого своеобразной «инструкцией по применению».

Нобелевский лауреат Дэвид Балтимор обобщил все вышесказанное одной фразой: «Сегодняшняя биология - это информационная наука».

План: 1. Развитие врачевания в Древней Руси. Становление государственной медицины в России (IX-XVI вв.). 2. Реформы в области медицинского образования и науки в конце XVIII – XIX вв. 3. Развитие педиатрии в XVIII – XIX вв. в России. 4. Развитие теоретической и клинической медицины в конце XVIII-XIX вв.

Три направления врачевания в Древней Руси: 1. Народная медицина (с языческих времен). 2. Монастырская медицина (с принятием Православия). 3. Светская (мирская) медицина (формировалась параллельно монастырской, в миру).

Врачевателя на Руси называли: ü Льчец ü Целебник ü Льчец-резальник ü Врач «мудрый» , «хитрок» , «филозов»

Киево-Печерская лавра Первая на Руси больница, была устроена Феодосием ПЕЧЕРСКИМ в середине 1070 -х гг. при Киево-Печерской лавре. «Калика-перехожий»

ДРЕВНЕРУССКИЕ ВРАЧЕВАТЕЛИ АНТОНИЙ (XI в.) – первый организовал уход за больными в монастыре. АЛИМПИЙ (XI в.) – был известным иконописцем и одновременно лечил прокаженных АГАПИТ (ум. в 1095) безмездный врач, прославился лечением Владимира Мономаха.

Медицинские произведения XVXVI вв. «ГАЛИНОВО НА ИПОКРАТА» - небольшой переводной трактаткомментарий, в котором кратко излагались теории медицины античных авторов.

Медицинские произведения XV -XVI вв. «ВРАТА АРИСТОТЕЛЕВЫ» или «ТАЙНАЯ ТАЙНЫХ» Обрисован этический облик врача. Высказаны принципы построения медицинской помощи в государстве. Изложены способы исследования глаз, уха, неба, кожи, груди, конечностей.

«ВЕРТОГРАД ЗДОРОВЬЯ» 1534 г. Прописи для лечения всех известных тогда болезней. Содержал главы «Учения» , «Рассуждения о пульсе» , «О лихорадке» . Правила «вхожьдения бальнаго» . Советы, как вести себя здоровому при моровых поветриях.

ПЕРВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ВРАЧИ Юрий ДРОГОБЫЧСКИЙ Получил образование в Польше (Кракове), долгое время работал за границей. Франциск Георгий СКОРИНА Получил образование в Польше (Кракове) и в Падуе. Иван АЛМАНЗЕНОВ - изучал медицину в Кембридже

Петр Васильевич ПОСНИКОВ В 1692 г. поехал учиться за границу В 1701 г. вернулся с дипломом Падуанского университета в звании доктора философии и врачебной науки.

1. СТРОИТЕЛЬСТВО АПТЕК 1672 г. – вторая аптека на Руси. 1581 г. – первая Царева аптека

2. СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНОЙ 1620 г. - АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ РЕОРГАНИЗАЦИЯ: 1716 г. - АПТЕКАРСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1721 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ 1763 г. - МЕДИЦИНСКАЯ КОЛЛЕГИЯ 1803 г. – МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

3. ОГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БОЛЬНИЦ И ГОСПИТАЛЕЙ 1682 г. – БОЛЬНИЦЫБОГАДЕЛЬНИ («шпитальные дома») 1707 - первый ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ. 1670 г. - Приказ СТРОЕНИЯ БОГАДЕЛЕН 1712 г. – Указ о строительстве «ШПИТАЛЕТ» для самых увечных 1715 г. – Указ об обязательном строительстве ГОСПИТАЛЕЙ

4. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЕДИЦИНЫ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЕДИЦИНА – деятельность медицинских работников, направленная на улучшение медикосанитарного обслуживания населения, осуществляемая в дополнение или вопреки соответствующей работе государственных учреждений. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ газеты, журналы ОБЩЕСТВА РУССКИХ ВРАЧЕЙ 15 июня 1861 г. БЕСПЛАТНЫЕ ЛЕЧЕБНИЦЫ 25 марта 1861 г.

5. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМЫ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ ЗЕМСКАЯ МЕДИЦИНА – форма медицинского обслуживания сельского населения, возникшая в России во 2 -й половине XIX в. (1864 г.) Земский врач – общественный деятель Общественное служение народу Опыт земской медицины был перенесен в советское здравоохранение, а в 1934 г. рекомендован Лигой Наций для всех стран. Основными принципами как и в земской стали: 1. Участковость. 2. Общедоступность. 3. Бесплатность.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ НАЗВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ в XVIII-XIX вв. üПовышение температуры - ГОРЯЧКА üЖар и озноб – ЛИХОРАДКА üЭпилепсия – ПАДУЧАЯ üИнфаркт миокарда – РАЗРЫВ СЕРДЦА üТиф – ГНИЛАЯ ГОРЯЧКА üГепатит – ЖЕЛЧНАЯ ГОРЯЧКА üИнсульт – АПОПЛЕКСИЧЕСКИЙ УДАР üа в случае смерти – КОНДРАШКА üТуберкулез легких – ЧАХОТКА üСкарлатина – КРАСНУХА üДифтерия и круп – ГЛОТОШНАЯ üГангрена – АНТОНОВ ОГОНЬ üАнгина – ГРУДНАЯ ЖАБА

Второй вопрос РЕФОРМЫ в ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ в конце XVIII – XIX вв.

ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ до XIX в. 1654 г. – первая ШКОЛА РУССКИХ ЛЕКАРЕЙ. Н. Л. Бидлоо 1707 г. - при первом военном госпитале в Москве была открыта ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКОЛА.

МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ 1727 г. При Большом морском и сухопутном госпитале было устроено МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ. С 1786 г. все госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища.

ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК 1724 г. Ломоносов считал медицину наукой «полезнейшей роду человеческому, которая через познание свойства тела. . . достигает причины» . Тесно связывал медицину с естествознанием, в частности с физикой и химией.

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 25 января 1755 г. был утвержден проект университета. С 1758 г. предполагалось разделение студентов по трем факультетам (философский, юридический и медицинский). Медицинский факультет начал свою деятельность в 1764 г. 1755 г.

МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКАЯ 1798 г. АКАДЕМИЯ В 1798 г. медикохирургические училища были реорганизованы в Медико-хирургическую Академию С 1881 г. МХА стала называться ИМПЕРАТОРСКАЯ ВОЕННОХИРУРГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. физиолог И. М. СЕЧЕНОВ, терапевт С. П. БОТКИН, хирург Л. А. БЕККЕРС, офтальмолог Э. А. ЮНГЕ, химик А. П. БОРОДИН, психиатр И. Н. БАЛИНСКИЙ и др.

ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1888 г. Основан в 1878 г. , открыт в 1888 г. в составе единственного факультета - медицинского, который впоследствии был преобразован в медицинский институт (в настоящее время – Сибирский государственный медицинский университет). Томский государственный университет Сибирский государственный медицинский университет

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПЕДИАТРИИ в XVIII веке 1727 г. – вышел указ «О строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалования» . С 1775 г. начали создаваться «ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ» .

Михайло Васильевич ЛОМОНОСОВ Подробно рассмотрел причины заболеваемости и смертности новорожденных. Предложил составить и издать руководство об акушерстве и о лечении детских болезней. Предложил учредить воспитательные дома, которые стали прообразами детских больниц. 1711 -1765 «О СОХРАНЕНИИ И РАЗМНОЖЕНИИ РОССИЙСКОГО НАРОДА» (1761 г.)

ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ БОЛЬНИЦЫ В ЕВРОПЕ В Германии – в 30 -40 -е гг. XVIII в. в Берлинской больнице Шарите были созданы детские отделения и первая кафедра детских болезней. Во Франции - в 1802 г. в Париже была открыта 1 -ая детская больница. В РОССИИ В 1834 г. в Санкт. Петербурге (2 -ая в Европе). В 1842 г. – в Москве. В 1844 г. - в Санкт -Петербурге основана клиническая больница для малолетних детей.

ПЕРВЫЕ СОЧИНЕНИЯ О БОЛЕЗНЯХ ДЕТЕЙ Нестор Максимович АМБОДИК МАКСИМОВИЧ Семен Герасимович ЗЫБЕЛИН (1735 -1802) (1744 -1812) Одним из первых попытался выделить болезни детей из общей внутренней медицины. Описал вопросы ухода за ребенком и заболевания детей раннего возраста. Дал классификацию ряда детских заболеваний. «Искусство повивания, или Наука о бабичьем деле»

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ПЕДИАТРИИ в XIX веке Степан Фомич ХОТОВИЦКИЙ (1796 -1885) В 1836 г. начал читать самостоятельный курс детских болезней с включением анатомо-физиологических особенностей детского организма, заболеваний детей всех возрастов, острых детских инфекций. В 1847 г. написал первое руководство по педиатрии «ПЕДИЯТРИКА» Он определил цели и задачи педиатрии как самостоятельного раздела медицины, разработал первую учебную программу по детским болезням.

Нил Федорович ФИЛАТОВ (1847 -1902) ОПИСАЛ: скарлатинную краснуху (болезнь Филатова-Дьюкса). инфекционный мононуклеоз (болезнь Филатова). «Семиотика и диагностика ранний признак кори (пятна детских болезней» , Бельского-Филатова-Коплика). «Краткий учебник детских болезней»

СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ПЕДИАТРИИ В РОССИИ 1865 г. – выделен Николай отдельный курс детских Иванович болезней при кафедре акушерства и гинекологии БЫСТРОВ в МХА, а затем и кафедра (1841 -1906) детских болезней (Василий Маркович Разработал первую программу ФЛОРИНСКИЙ) 1870 г. – создана самостоятельная кафедра детских болезней в МХА преподавания педиатрии. Под его руководством в 1885 г. создано первое научное общество детских врачей в Санкт-Петербурге.

ГУНДОБИН Николай Петрович (1860 -1908) Занимался изучением анатомо-физиологических особенностей детского возраста (возрастная анатомия). Поднимал вопросы воспитания детей и школьной гигиены. Боролся с детской смертностью. «Общая и частная терапия детского возраста» (1896) Основоположник русской «Особенности детского научной педиатрии возраста» (1906)

Карл Николай Алексеевич Андреевич ТОЛЬСКИЙ РАУХФУС (1832 -1891) Основатель научной школы педиатрии в России. По его инициативе создана первая детская клиника при Московском университете (1866). (1835 -1915) Организатор больничного дела. В 1864 г. создал детскую больницу в Санкт-Петербурге (ныне им. Раухфуса). В 1872 г. – в Москве (ныне им. И. В. Русакова).

КОНГРЕССЫ и СЪЕЗДЫ ПЕДИАТРОВ МЕЖДУНАРОДНЫЕ 1902 г. - передовые педиатры различных стран Европы объединились в Лигу по борьбе с детской смертностью. 1911 г. - Первый Международный конгресс по охране младенчества. ВСЕРОСИЙСКИЕ 1911 г. - Первый Всероссийский съезд детских врачей.

Георгий Несторович СПЕРАНСКИЙ (1873 -1969) Российский и советский педиатр. В 1908 г. по его инициативе в Москве была открыта первая консультация для детей грудного возраста. В 1910 г. – первая лечебница для грудных детей. Был одним из организаторов Государственного научного института охраны материнства и младенчества. «Учебник болезней раннего детского возраста» .

АНАТОМИЯ (от греч. anatomе рассечение, расчленение) Петр Андреевич ЗАГОРСКИЙ (1764 -1846) Основатель первой анатомической школы в России. Создатель учения о связи формы органов с функцией. «Сокращённая анатомия или руководство к дознанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке» , 1802.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ Николай Иванович ПИРОГОВ Петр Францевич ЛЕСГАФТ (1810 -1881) (1837 -1909) Основоположник топографической анатомии. Создал первый в России институт практической анатомии (1846) Широко применял эксперимент, а также призывал к изучению анатомии живого человека. Одним из первых использовал в анатомии рентгеновские лучи.

ХИРУРГИЯ (от лат. chirurgia ручная работа, или «рукодействие» ; от грсч. cheir рука + ergon действие) Иван Федорович БУШ (1771 -1843) Первый преподаватель хирургии в ИМХА. Федор Иванович ИНОЗЕМЦЕВ (1802 -1869) Одновременно с Пироговым произвел операцию под наркозом

Николай Иванович ПИРОГОВ (1810 -1881) Основоположник военно-полевой хирургии. Ввел неподвижную гипсовую повязку. Вместе с Ф. И. ИНОЗЕМЦЕВЫМ первым произвел операцию под эфирным наркозом на поле боя (1847). Совместно с А. М. ФИЛОМАФИТСКИМ разработал метод внутривенного наркоза. Предложил ряд хирургических операций, вошедших в мировые анналы.

Николай Васильевич СКЛИФОСОВСКИЙ Один из основоположников отечественной клинической хирургии, полостной хирургии. (1836 -1904) Активно способствовал внедрению в отечественную хирургию принципов антисептики. Один из основоположников военно -полевой хирургии.

ТЕРАПИЯ (от греч. therapia лечение) Матвей Яковлевич МУДРОВ (1776 -1831) Настаивал на старательном заполнении историй болезни. Сергей Петрович БОТКИН (1832 -1889) Основоположник военнополевой терапии

Виднейшие терапевты XIX в. Григорий Антонович ЗАХАРЬИН (1829 -1898) Большое значение в диагностике придавал анамнезу. Алексей Александрович ОСТРОУМОВ (1844 -1908) Основные труды по физиологии и патологии кровообращения.

ФИЗИОЛОГИЯ (от греч. physis природа + logos учение) Иван Михайлович СЕЧЕНОВ (1829 -1905) Изучал функции головного мозга. Открыл центральное торможение («сеченовское торможение»). Обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности. Установил неразрывную связь физиологических и психологических процессов. Главный труд «Рефлексы головного мозга» .

Иван Петрович ПАВЛОВ (1849 -1936) Изучал физиологию сердечнососудистой и пищеварительной систем. Создал учение о высшей нервной деятельности. Обосновал метод условных рефлексов. В 1904 г. был удостоен Нобелевской премии.

ИММУНОЛОГИЯ (от лат. immunitas освобождение, избавление + logos учение) Илья Ильич МЕЧНИКОВ (1845 -1916) В 1887 г. сформулировал фагоцитарную теорию иммунитета. Работал над проблемами долголетия. В 1908 г. удостоен Нобелевской премии.