1.2 Дуалистическая и парламентарная монархии

Дуалистическая и парламентарная монархии рассматриваются как разновидности конституционной монархии.

В дуалистической монархии есть конституция (нередко она тоже октроируется монархом), парламент, без участия которого законы не могут приниматься. Однако правительство (кабинет министров) назначается монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом. Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов, власть короля даже больше, чем это установлено конституцией. Примеры дуалистических монархий - Марокко, Непал, Иордания. Монархи этих стран неоднократно распускали парламенты. Иногда конституция предусматривает выражение парламентом вотума недоверия правительству, но это формальность: король может вместо отставки правительства не согласиться с решением парламента или даже распустить его.

В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путём (как исключение - Великобритания, не имеющая единого конституционного акта, причём часть конституционных актов разновременно издавались единолично монархами). Законодательной властью обладает парламент. Обычно его нижняя палата избирается, а верхняя назначается монархом. Монарх является главой государства, но обычно участия в управлении не принимает. Конституция Японии, действующая с 1947 года, прямо запрещает ему это; в других странах (как в Великобритании) монарх ограничен во властных полномочиях на основе конвенциональных норм, сложившихся в порядке обычая в ходе государственной практике.

Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по конституции, оно обычно назначается монархом, но только из партии, победившей на очередных парламентских выборах.

Право вето монарха также ограничено. Например, в Великобритании оно только отлагательное и не применяется с царствования Георга II. В Японии император вообще не обладает правом вето. Особая форма парламентарной монархии существует в некоторых государствах - членах Британского Содружества. Как уже говорилось выше, в них королева Великобритании считается главой государства, но она представлена генерал-губернатором. Иногда генерал-губернатор избирается парламентом или рекомендуется правительством и лишь затем утверждается королевой.

Дуалистическая монархи является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует...

Виды монархий в современном мире

Парламентарная монархия более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции. В парламентарной монархии король царствует...

Виды монархий в современном мире

Ранее мною уже упоминалось, что основными признаками монархии являются наследственный порядок замещения посты государства и его неответственность...

Дуалистическая монархия представляет собой исторически первоначальную разновидность конституционной (ограниченной) монархии...

Виды монархической формы правления в зарубежных странах

Парламентарная монархия как вторая разновидность ограниченной монархии возникает в государствах, перешедших к индустриальному строю, и в самом общем виде характеризуется ослаблением власти монарха...

Договор банковского вклада (депозита)

Ценная бумага представляет собой документ, который содержит сведения об имущественных (обязательственных) правах. Документ закрепляет такие права, поэтому передача документа влечет передачу прав...

Монархия и ее признаки

Организация высших органов государственной власти, их структура, компетенция, порядок образования в современных странах обнаруживают заметное многообразие...

Монархия и ее признаки

Истории известно много разновидностей монархии, разберём лишь основные из них, сгруппированные по различным основаниям. По объему ограничений выделяют следующие виды монархий: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия - монархия...

Монархия как форма правления

Основными признаками классической монархической формы правления являются: существование единоличного главы государства...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

на тему: "Дуалистические монархии мира"

Содержание

  • Монархия
  • Дуализм в истории
  • Дуализм в истории
  • Монако
  • Марокко
  • Конституция
  • Парламент
  • Местные органы власти
  • Судебная система
  • Местные органы власти
  • Судебная система
  • Иордания
  • Таиланд
  • Малайзия
  • Вывод

Монархия

Монархия (лат. Monarchia от др. - греч. МпнбсчЯб - "единовластие": мьнпт - "одиночный, единый" и?счЮ - "управление, власть") - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежащая одному лицу - монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т.д.) и, как правило передаётся по наследству.

Дуалистическая монархия - форма правления, при которой монарх сохраняет всю полноту контроля над исполнительной властью (в частности, назначает министров, ответственных перед ним).

Дуалистическая монархия (лат. Dualis - двойственный; англ. Dual monarchy) - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Дуалистическая монархия является видом конституционной монархии.

Конституционная монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена так, что в сфере государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически. В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать (Голосовать, подать (подавать) голос за что-нибудь или против чего-нибудь (в собрании, парламенте)) бюджет.

Дуализм в истории

Признаки дуалистической монархии

1. наличие, наряду с монархом, иных высших органов - парламента и правительства (что несвойственно абсолютной монархии);

2. назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

Если парламент однопалатный, то 50% депутатов избирались населением, которое пошлет в парламент буржуазию, а 50% депутатов назначались монархом - они консервативной направленности, т.е. за сохранение старых порядков.

3. монарх выполняет функции реальной главы государства.

4. по конституции правительство отвечает перед парламентом. Но на практике - отвечает перед монархом.

Особенности дуалистической монархии

Формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента .

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё (1689-1755).

Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Законодательная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства.

Парламент (англ. Parliament,фр. Parlement, от parler - говорить) - высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать (Голосовать, подать (подавать) голос за что-нибудь или против чего-нибудь (в собрании, парламенте)) бюджет.

Дуализм в истории

Дуализм характерен для эпохи перехода от феодализма к капитализму.

Дуалистические монархии были распространены в конце XIX начале XX в. (в период буржуазно-демократической революций) в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки.

Дуалистическая монархия - это компромисс между нарастающей буржуазией и феодалами, теряющими позиции.

В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно.

Российская империя в качестве дуалистической монархии существовала в 1905 - 1917 годах. Также дуалистическими монархиями были Германия (в 1871 - 1918 годах) и Япония (в последней трети XIX века).

Также дуалистической монархией была Австро-Венгрия.

Дуалистические монархии в современном мире :

К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Монако , Марокко, Иордания, Таиланд, Малайзия .

Монако

По форме правления Монако - конституционная монархия, с некоторыми вторичными признаками дуализма. Главой государства является князь.

Государственное устройство страны регулируется конституцией, введённой в действие 17 декабря 1962 года. Конституция, в частности, хоть и провозглашает принцип разделения властей, однако власть князя абсолютна (ничем и никем не может быть ограничена). В 2002 конституция княжества была пересмотрена. Официально были несколько расширены полномочия законодательного органа (Национального совета).

В соответствии с конституцией 2002, Монако - "наследственная и конституционная монархия". Законодательная власть в стране разделена между главой государства, которому принадлежит законодательная инициатива, и парламентом (Национальным советом), который принимает по ним законы.

Глава государства - князь, который представляет княжество в отношениях с другими государствами, выдвигает законопроекты, осуществляет по согласованию с Национальным советом полный или частичный пересмотр конституции, обладает правами помилования, амнистии, награждения и предоставления монакского гражданства. Князь Монако с 9 мая 1949 - Ренье III (Луи Анри Максанс Бертран) из династии Гримальди, родился в 1923, внук князя Луи II. Окончил Гастингский университет в Великобритании и университет в Монпелье (Франция), в 1944-1945 служил во французской армии в чине полковника. Умер 6 апреля 2005.

При князе действует Совет короны, который призван помогать главе государства в осуществлении ряда конституционных прерогатив и консультировать его по вопросам, затрагивающим интересы государства. Он дает заключения по проектам законов и указов, представленным на его рассмотрение князем.

Парламент Монако - Национальный совет, состоящий из 24 членов, избираемых на 5 лет всеобщим голосованием граждан Монако обоего пола, которым исполнилось не менее 18 лет. 16 членов Национального совета избираются по мажоритарной, 8 - по пропорциональной системе голосования. Члены парламента принимают законы и бюджет княжества; для внесения поправок в конституцию требуется не менее 2/3 голосов. Национальный совет может быть распущен главой государства при согласии Правительственного совета, но безотлагательно должны быть назначены новые выборы. Правительство страны не несет ответственности перед Национальным советом.

Исполнительная власть исходит от князя. Управление осуществляется государственным министром, представляющим главу государства и назначаемым им. Государственному министру помогает возглавляемый им Правительственный совет из советников, ответственных за руководство специализированными департаментами. Министр и члены совета несут ответственность перед князем за управление княжеством. В обязанности правительства входят: разработка законопроектов и представление их князю, обеспечение соблюдения законов, руководство административными и общественными службами, издание министерских актов и постановлений, касающихся исполнения законов и княжеских указов, командование силами порядка и полицией, ведение внешней политики и т.д.

По традиции, пост государственного министра занимает гражданин Франции, отбираемый князем из числа трех лиц, предложенных французским правительством. С января 2000 государственным министром назначен на 5 лет член монакской партии Национальный демократический союз Патрик Леклерк.

Законодательная власть в Монако принадлежит князю, но он полностью делегирует ее судебным органам, действующим от его имени. Система судопроизводства основана на французском кодексе законов. Она состоит из судов первой инстанции, мирового и апелляционного судов. Имеется также Верховный суд, состоящий из пяти членов и двух заседателей, назначаемых князем сроком на четыре года по представлению Национального совета.

В административном отношении княжество состоит из четырех кварталов, соответствующих образующим его городам.

В Монако имеется полиция, но нет собственной армии, кроме королевской гвардии, состоящей из 65 человек. Вопросы обороны находятся в компетенции Франции.

Марокко

Современное Королевство Марокко это конституционная монархия, располагающая развитым аппаратом внутренней безопасности, традиционными монархическими институтами, парламентом и слабо структурированной системой политических партий.

Монарх

Политическая система Марокко характеризуется прежде всего неограниченными полномочиями короля в отношении правительств и номинальным объемом полномочий премьер-министра. В стране запрещены критические высказывания в отношении членов королевской фамилии, концепции монархии, имущественного достояния короля и права Марокко на территорию Западной Сахары.

Власть монарха в Марокко базируется на системе управления, при которой признание религиозного превосходства короля и подчинение ему как Амиру аль-Му"уминин (главе правоверных мусульман) служит основой личного авторитарного управления знатью и населением в целом. В соответствии со статьей 2 Конституции Марокко, король признается религиозным главой страны и "верховным представителем нации, символом ее единства, гарантом прочности и жизнеспособности государства". Король является важнейшей фигурой в системе управления и жизни марокканского общества, а монархия несет основной груз политической власти. Государственная религия Марокко - ислам.

Конституция

Основы жизни королевства Марокко закреплены конституцией, впервые обнародованной Королем Хасаном II в 1962 году, через год после вступления на престол. В 1970 в текст конституции был внесен ряд поправок. По результатам другого референдума, проведенного в сентябре 1972, в текст конституции были внесены изменения, расширяющие полномочия парламента и премьер-министра.

В результате конституционных поправок в 1997 году в стране был сформирован двухпалатный парламент, а избиратели получили возможность более активно влиять на выборы руководящих органов как на национальном, так и на местном уровнях.

Исполнительная власть в стране осуществляется премьер-министром, назначаемым Королем. Премьер-министр возглавляет Совет министров и формально имеет право самостоятельно подбирать министров, но тем не менее, назначение ключевых министров находится в ведении короля. Кроме того, король обладает правом осуществлять управление страной при помощи указов.

Парламент

Парламент в Марокко существует с 1956. В 1997 году был сформирован двухпалатный парламент в составе верхней Палаты советников (270 мест) и нижней Палаты представителей (325 мест). Депутаты верхней палаты избираются на девятилетний срок непрямым голосованием по спискам городских и сельских советов, Торговой палаты, промышленных, ремесленных и других профессиональных союзов. Депутаты нижней палаты избираются на пятилетний срок всеобщим голосованием.

Местные органы власти

Судебная система

В сфере компетенции парламента находятся: принятие годового бюджета, который вносится королем, утверждение состава кабинета министров, обсуждение вносимых правительством в парламент законопроектов, осуществление законодательной деятельности и формирование комитетов по разным вопросам. Парламент Марокко, в котором с начала 1960-х годов большинство мест принадлежало представителям прокоролевских партий, обычно не решался выступать с инициативой принятия каких-либо важных законов и до 1997 лишь механически утверждал предложения правительства.

Местные органы власти

Административно-территориальное деление Марокко на провинции, округа, каидаты и общины сохранилось со времен французского протектората. Крупнейшие города, Касабланка-Мохаммедия и Рабат-Сале определяются как вилаи и делятся на префектуры. С 1994 система префектур введена также в других городах, например в Ужде, Агадире, Тетуане. Города делятся на районы. Власть на местах осуществляют чиновники министерства внутренних дел: в провинциях - губернаторы, в городах - мэры, в округах - каиды.

Судебная система

Законодательство Марокко несет на себе отпечаток мусульманской, традиционной племенной и французской судебных систем. Значительная часть статей кодексов торгового и административного права Марокко заимствована из французских кодексов, в то время как вопросы личного статута мусульман решаются шариатскими судами.

Судебная система Марокко включает в себя местные суды, функционирующие в каждой общине или же городском районе, региональные суды, апелляционные суды и Верховный суд в Рабате. Существует также система военных судов. Высшая палата правосудия рассматривает злоупотребления должностных лиц. Cудьей в Марокко могут стать только граждане страны, язык судопроизводства - арабский, судебное разбирательство, как правило, ведется одним судьей.

Иордания

Иордания - дуалистическая монархия, что закреплено в Конституции, принятой 8 января 1952 года. Исключительная власть сосредоточена в руках короля и его совета министров. Король подписывает все законы, его право вето может быть преодолено двумя третями голосов обеих палат Национальной Ассамблеи. Он назначает всех судей своими указами, утверждает изменения в Конституцию, объявляет войну и командует вооруженными силами. Совет министров, возглавляемый Премьер-министром, назначается королём, который может снять с должности отдельных министров по запросу Премьер-министра.

Конституция предусматривает три вида судов: гражданские, религиозные и специальные. Административно Иордания разделена на 12 мухафаз, губернаторов которых назначает король. Они являются единственными руководителями всех отделов правления и проектов развития на вверенных им территориях.

Королевские вооруженные силы также находятся под контролем короля.

Действует Конституция 1952 г. (с изменениями; ранее действовали конституции 1928 и 1946 гг.). По форме правления Иордания конституционная дуалистическая монархия. Политический режим - умеренно авторитарный. Принятая в 1990 г. Национальная хартия заложила основы демократизации страны. Иордания была провозглашена правовым государством, которое придерживается принципа верховенства закона и черпает свою легитимность в "свободном волеизъявлении народа". В 1991 г. отменено действовавшее с 1967 г. военное положение, в 1992 г. разрешена деятельность политических партий (запрещенная еще в 1957 г.).

Законодательная власть принадлежит Королю и Национальному собранию, состоящему из Сената и Палаты депутатов. Члены Сената (40 мест) назначаются Королем сроком на 4 года (его состав обновляется наполовину каждые 2 года). Члены Палаты депутатов (80 мест) избираются на всеобщих прямых выборах. Закон о выборах закрепляет часть депутатских мест за меньшинствами: 6 мест - за бедуинами (коренными жителями страны), 3 места за черкесами и чеченцами, 9 мест - за христианами.

Глава государства - Король, обладающий широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти. Король является верховным главнокомандующим сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами; он ратифицирует законы и вводит их в действие.

Конституция 1952 г. наделяет Короля правом: объявления войны и заключения мира; ратификации договоров и соглашений; назначения выборов в Палату депутатов; созыва Национального собрания; роспуска Палаты депутатов; роспуска Сената или освобождения от членства в нем любого сенатора; назначения членов Сената, а также спикера Сената и принятия его отставки; введения, присвоения и лишения гражданских и военных рангов, званий и почетных титулов, награждения орденами и медалями; помилования или отмены приговора суда; подтверждения вынесенного судом смертного приговора.

Исполнительная власть осуществляется Королем и правительством (Советом министров) во главе с Премьер-министром. Король назначает Премьер-министра, освобождает его от должности или принимает его отставку; назначает (по рекомендации Премьер-министра) министров, освобождает их от должности или принимает их отставку.

Все решения Совета министров подписываются Премьер-министром и министрами и, в предусмотренных Конституцией и законом случаях, передаются Королю для утверждения.

Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед Палатой депутатов за осуществление государственной политики страны. Кроме того, каждый министр ответствен перед Палатой депутатов за работу своего министерства. Конституция требует, чтобы каждый новый Кабинет представил программу своей деятельности Палате депутатов. Если палата выносит вотум недоверия, Кабинет должен уйти в отставку.

Таиланд

Королевство Таиланд - государство, управляемое системой наследственной конституционной монархии с присутствием элементов дуализма. Главой государства является Король Таиланда. В течение долгого времени с 1782 года монархами являлись представители известной династии Чакри, носящие неизменное имя Рама. В настоящий момент королем Таиланда является Пхумипон Адульядет (Рама IX, правящий рекордное количество лет даже по мировым меркам всего человечества - с июня 1946 года).

Государство является конституционной монархией с 1932 года. Последняя конституция, принятая в 1997, существенно расширяет права граждан, возможности их контроля над выборами, создает условия для борьбы с коррупцией в политической системе страны.

Король является национальным символом и лидером страны. Вмешательство в политические дела государства он осуществляет только при необходимости предотвращения кровопролитий. Не смотря на то, что власть его ограничена, король - персона неприкосновенная. За критику или оскорбления в его адрес каждый, даже власть имущий, житель государства рискует быть осужденным на немалый срок.

Парламент Таиланда - двухпалатная Национальная Ассамблея, состоит из Сената на 150 мест и Палаты Представителей на 480 мест. Лидер партии, имеющей большинство в Палате Представителей, как правило, становится премьер-министром. Членов обеих палат избирает народ Таиланда, за исключением 50 % Верхней палаты (Сената), они назначаются монархом. Нижняя палата (Палата представителей) избирается на 4 года, Сенат - на 6 лет. Глава правительства - Премьер-министр. Парламент государства обладает законодательной властью, но король имеет возможность всегда, при необходимости, заблокировать любой законодательный акт.

Таиланд - унитарное государство, разделенное на 72 провинции (чангват), которые делятся на районы (ампэ). Местные власти находятся в ведении МВД и назначаются из центра. В последнее время предпринимаются попытки децентрализации власти. Крупнейшие города: Бангкок, Накхонрачасима, Убонрачатхани, Чиангмай.

Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд. В конце 2005 и в 2006 году в стране разразился политический кризис. Он проявился в том, что на улицах столицы проходили массовые акции с требованиями отставки премьер-министра - Таксина Чиннавата. Спровоцировала всеобщее негодование сомнительная сделка между Шин корп. И сингапурской инвестиционной компанией Темасек, совершенная членами семьи Таксина. Чтобы снять остроту политического кризиса Таксин Чиннават распустил парламент и назначил новые парламентские выборы. Однако они ничего не решили, поскольку вновь победила партия Таскина Чиннавата "Тхай рак Тхай". Оппозиционная Демократическая партия не признала выборов, обвинив власти в фальсификации. Таксин передал полномочия временно исполняющему обязанности премьер-министра вице-премьеру Чатчаю Ваннасатхи. Конституционный суд признал результаты выборов недействительными, и королевским декретом были назначены новые выборы.

Однако было очевидно, что новые выборы не смогут разрешить политический конфликт, поскольку электоральная база политических партий осталась прежней. Таким образом, массовый внепарламентский протест против Таксина, а также решимость политической оппозиции, прежде всего в лице Демократической партии, создали ситуацию политического тупика, который не имел перспективы разрешения в рамках электорального процесса. Следствием всего стал военный переворот, который прошел бескровно, не встретив сопротивления. Таксин Чиннават в это время находился в Нью-Йорке, на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Группа переворота сформировала Совет национальной безопасности. Правительство было отправлено в отставку, запрещена деятельность политических партий, сформировано новое правительство, которое возглавил генерал Сают Чуланон, бывший главнокомандующий сухопутными войсками и бывший советник при короле. Создана Национальная законодательная ассамблея для разработки новой конституции, которая должна была пройти первую процедуру референдума в Таиланде. Эти меры привели к стабилизации политической ситуации в стране.

Однако уже в январе 2011 года, по сообщению Российской газеты политическое затишье в Таиланде прекратилось. Сегодня на улицы Бангкока вновь выходят манифестанты из Народного альянса за демократию, или "желто рубашечники". НАД требует от правительства Ветчачивы немедленно пересмотреть отношения с Камбоджей и решить ряд накопившихся проблем, включая принадлежность древнего храма Преах Вихеар.

Политическая стабильность сегодня остается животрепещущей проблемой. Борьба за демократию в Таиланде еще не закончена.

Малайзия

Государственным устройством Малайзии является федеративная конституционная монархия. Конституция независимой Малайи была принята в 1957. В 1963 в связи с объединением Малайи с Сингапуром, Сараваком и Сабахом в Федерацию Малайзия в нее были внесены дополнения - Акт о Малайзии. Официальной идеологией страны в 1970 провозглашена "основы государства". Она провозглашает стремление к укреплению единства много расового и социально справедливого общества, упрочению демократии, уважению к культурным традициям и развитию страны. Для достижения этих целей выдвигаются следующие принципы: вера в бога, преданность монарху и государству, уважение конституции, соблюдение законов, достойное поведение и соблюдение норм морали.

Глава государства - король, иначе называемый Верховный правитель (Янг-ди-пертуан-агонг). Он и его заместитель избираются советом правителей (наследственных султанов). Совет правителей, помимо избрания главы государства, "дает советы" при назначении судей, генерального прокурора, членов избирательной комиссии и комиссии государственной службы. Он принимает или отвергает законы, связанные с изменениями границ султанатов-штатов. Управление страной происходит с согласия парламента и кабинета министров. Верховный правитель так же является главнокомандующим вооруженными силами страны. В его функции входит и назначение премьер-министра, членов сената и верховного суда, подписание всех постановлений федерального правительства. Характерной чертой государственного строя Малайзии является то, что престол монарха не передается по наследству, Верховный правитель избирается сроком на 5 лет из числа наследных титулованных правителей штатов на специально созываемой конференции, в работе которой принимают также участие и губернаторы штатов.

Высший законодательный орган Малайзии - парламент. Он состоит из двух палат: сената (Деван негара) и палаты представителей (Деван ракьят). Более половины членов сената назначается главой государства сроком на 6 лет. Все депутаты палаты представителей избираются населением сроком на 5 лет. Во всех штатах, кроме Сабаха и Саравака, их избирают на всеобщих выборах, а в указанных штатах - из числа членов законодательных собраний этих штатов.

Федеративное государство Малайзия состоит из 13 штатов и 2 федеральных территорий. Из числа штатов, расположенных в полуостровной части страны, девять - Селангор, Паханг, Негери-Сембилан, Перак, Кедах, Перлис, Келантан, Тренгану и Джохор - возглавляются наследными правителями. В остальных штатах - Малакке, Пулау-Пинанге, Сараваке и Сабахе - управление осуществляют назначаемые монархом губернаторы.

В каждом штате действует собственная конституция, имеются однопалатный законодательный орган и исполнительный совет во главе с первым министром. В обязанности правительств штатов входят рациональное использование природных ресурсов, обеспечение функционирования местных органов власти, контроль за соблюдением законов ислама и малайских обычаев, а также организация общественных работ. При этом каждый из штатов получает от федерального правительства определенную финансовую помощь.

Ведущую роль в политической жизни страны занимает группа буржуазных партий, возглавляемой партией "Объединенная малайская национальная организация" (ОМНО), построенной по национальному признаку. Другие крупные политические партии: "Китайская ассоциация Малайзии" (КАМ) и "Индийский конгресс Малайзии" (ИКМ). Эти три партии образовали единый блок - Союзную партию, состоящую из представителей трех национальных общин. В 1974 г. коалиция трех ведущих политических партий была расширена за счет других, в том числе и оппозиционных, партий, и был создан Национальный фронт (НФ), что способствовало усилению роли и влияния ОМНО. Представители ОМНО, КАМ и ИКМ занимают ключевые посты в правительстве Малайзии.

Государственным языком Малайзии является малайский, хотя значительная часть населения использует английский, китайский, тамильский и другие индийские языки. Кроме того, коренные жители Саравака и Сабаха говорят на некоторых языках австронезийской семьи языков, а малочисленное коренное население Полуостровной Малайзии пользуется языками мон-кхмерской группы австроазиатской семьи. Немногие автохтонные народы имеют письменность.

По сравнению с другими государствами Юго-Восточной Азии Малайзию отличает весьма высокий уровень урбанизации. В начале 1990-х годов немногим более 50% всех малайзийцев проживали в городах с численностью населения, превышающей 10 тыс. человек. В Малайзии насчитывается около 40 "крупных" городов с населением свыше 50 тыс. человек.

дуалистическая монархия парламент власть

Вывод

Дуалистическая монархия это один из видов конституционной монархии, исторически переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально (в силу конституционных норм), и ещё более фактически (в силу слабости, неразрывности демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в цент всей политической системы данного государства. Так правительство несёт формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, лишь воле монарха. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Для демократической монархии характерно наличие двухпалатного парламента, нижняя палата которой избирается, а верхняя назначается монархом, обладающим так же значительными полномочиями в области законодательной и судебной власти.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формы государственного правления. Понятие монархии как государственной формы правления, ее достоинства и недостатки. Сущность абсолютной и дуалистической монархии. Конституционные монархии и современность. Нетрадиционные виды монархии и их характеристика.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Понятие и признаки монархии. Виды монархий: история и современность. Восточная деспотия и сословно-представительная монархия. Основные признаки дуалистической и парламентской монархии. Сущность кланового принципа. Главные особенности современных монархий.

    курсовая работа , добавлен 18.11.2010

    Понятие, преимущества и недостатки монархии как вида государственного правления. Исторические формы становления патриархальной, сакральной, деспотической монархии. Особенности конституционной, абсолютной, дуалистической и парламентской форм единовластия.

    реферат , добавлен 23.08.2013

    Исследование классификации форм и разновидностей монархии. Изучение особенностей дуалистической и парламентарной монархии. Анализ правового положения монарха, его исключительных прав и обязанностей. Системы престолонаследия в монархических государствах.

    реферат , добавлен 29.12.2016

    Исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Характеристика абсолютной, ограниченной, дуалистической и парламентарной монархии.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2011

    Становление Французского королевства после распада империи Каролингов, период сеньориальной монархии. Усиление королевской власти, формирование сословно-представительной монархии XIV-XV вв. Завершение государственной централизации, абсолютная монархия.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2014

    Понятие и сущность монархии. Признаки монархии как формы правления, ее достоинства и недостатки. Обзор монархий как формы правления: особенности абсолютной, ограниченной формы. Монархии в историческом аспекте. Современные монархические государства.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2011

    Изучение признаков монархии (абсолютной, дуалистической и парламентарной конституционной), республики (президентская, парламентская, смешанная). Особенности нетипичных форм правления. Исследование современного вида государственного управления в России.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2010

    Социальные и политические причины усиления абсолютной монархии в Европе. Годы правления Генриха VII, результаты деятельности. Создание первых постоянных английских посольств за границей. Предпосылки усиления абсолютной монархии в Англии при Генрихе VIII.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2014

    Понятия формы государства и формы правления. Особенности монархии как формы правления. Монархия как цепь политико-правовых следствий. Первичные и вторичные следствия монархии. Виды нетипичных форм монархий. Шведская модель функционирования монархии.

исторически первая форма ограниченной, конституционной монархии, когда власть короля была ограничена парламентом, но управление страной осуществлял монарх, назначавший министров, ответственных только перед ним, а не перед парламентом. Король обладал правом издания нормативных указов, значение которых зачастую равнялось закону. В современную эпоху конституции не говорят о Д.м., хотя, по существу, ее элементы имеются в Иордании, Марокко, Непале, Кувейте (на деле это абсолютная монархия, хотя в Кувейте действует Конституция и избираемый меньшинством населения парламент). В.Е. Чиркин

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ

лат. dualis - двойственный) - разновидность конституционной (ограниченной) монархии, характеризующаяся отделением законодательной власти от исполнительной. В основе дуалистических и парламентарных форм правления лежат идеи Ж.-Ж. Руссо о единстве верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную.

Заметный подъем авторитета парламента вызвал к жизни политическую теорию смешанной монархии, в частности, учение Дж. Фортескье об особой форме суверенитета в Англии, которым король и парламент облечены совместно: монарх не должен самочинно обременять подданных налогами, изменять и вводить новые законы без согласия парламента.

Д.м. появилась в XVIII в. в результате компромисса между растущей буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества и являлась исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При такой форме преобладание все же остается за монархом и его окружением. Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными. Власть монарха ограничена конституцией, но он наделен исполнительной властью, которую может осуществлять непосредственно или через назначаемое им правительство; формирует правительство; издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом; имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента (без его утверждения закон в силу не вступит); может распустить парламент. Официально правительство несет двойную ответственность, но реально оно подчинено монарху. Парламент не может путем вотума недоверия или иным способом отправить правительство в отставку. Он может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Этот достаточно мощный рычаг используется лишь раз в году. Депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное; политический режим носит авторитарный характер. Государственный режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти.

Дуалистическая монархия

При данной форме правления власть носит двойственный характер. Она юридически и фактически разделена между правительством и монархом (правительство формирует монарх), и парламентом. Эта монархия возникает при переходе общества из феодальной формации в буржуазную, при этом «Наследственный монарх выражает интересы феодалов, тогда как парламент представляет интересы класса буржуазии». Парламент чаще всего наполовину формируется монархом (в основном верхняя палата), остальная же половина формируется представителями из народа.

Большинство ученых, например О.В. Мартышин считают, что в дуалистической монархии все же большая часть полномочий принадлежит монарху, т.к. он имеет право вето по отношению к законодательным актам парламента .

Исходя из полученных выше данных можно выделить следующие признаки дуалистической монархии:

ь высшая власть носит двойственный характер, т.е. разделена между правительством и парламентом;

ь правительство формируется монархом и полностью подчинено ему;

ь часть парламента формируется монархом, а часть народом;

ь эта форма правления имеет место быть при переходе от феодальному к буржуазному обществу.

Из примеров современных дуалистических монархий можно привести Марокко, Иорданское Хашимитское Королевство, Кувейт. Существует также позиция, что среди современных монархий дуалистических нет, т.к. «они продолжают оставаться абсолютными, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы».

Парламентская монархия

Парламентарная монархия как вторая разновидность ограниченной монархии возникает в государствах, перешедших к индустриальному строю, и в самом общем виде характеризуется ослаблением власти монарха .

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей.

Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Считается, что едва ли не единственный для монарха способ не подписывать акт - это отречься от престола или, по крайней мере, выступить с подобной угрозой. Такой случай, например, имел место в Норвегии в апреле 1940 г., когда король Хокон VII использовал угрозу отречения от престола как средство давления на правительство .

Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и скрепляются его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом "Король не может быть неправ").

Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено .

Изложенная система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Анализируя роль монархии в государственном механизме Великобритании, В. Богданор отмечает, что монарх продолжает сохранять определенные прерогативы, роль которых возрастает в период конституционных кризисов. В повседневной жизни британскому монарху приходится не так часто самостоятельно осуществлять свои конституционные полномочия, поскольку в Великобритании сложилась двухпартийная система, а на парламентских выборах действует мажоритарная избирательная система, благодаря которой одна политическая партия способна добиваться парламентского большинства. В таких условиях нет никакой необходимости вмешательства монарха в политику .

Как показывает практика Великобритании, а также некоторых других парламентарных монархий, влияние главы государства обычно возрастает в случае, когда ни одна политическая партия не располагает парламентским большинством и у монарха появляется определенная свобода при формировании правительства. Так, в 1957 и 1963 гг. победившая на парламентских выборах в Великобритании консервативная партия не смогла выдвинуть согласованную кандидатуру на пост премьер-министра. В сложившейся ситуации решающее слово оказалось за королевой Елизаветой II, которая в 1957 г. поддержала кандидатуру Г.Макмиллана, а в 1963 г. - А. Дугласа-Хьюма.

Роль монарха может оказаться достаточно весомой и в условиях, выходящих за конституционные рамки. Так, в 1981 г. попытки государственных переворотов были предприняты в Испании и в Таиланде. Их неудача во многом была обусловлена категорическим отказом монархов обоих государств поддержать заговорщиков .

Традиционно парламентскими монархиями считаются и доминионы Великобритании - Австралия, Канада, Новая Зеландия и некоторые другие. Английское слово «dominion» буквально означает «владение, владычество, власть». Британские доминионы - это бывшие колонии, фактически независимые государства. Главой доминионов официально считается английская королева, представленная назначаемым ею генерал-губернатором. Во всех этих странах действуют собственные парламенты и ответственные перед ними правительства, возглавляемые премьер-министрами. В этих странах номинальной является не только власть королевы, но и ее представителя - генерал-губернатора .

Выше мною были рассмотрены основные виды монархий. Однако в современном мире существуют и нетипичные формы монархии. Например, «выборная» монархия в Малайзии, «коллективная» монархия в Объединенных Арабских Эмиратах и монархия по праву «личной унии».

1. «Выборная» монархия в Малайзии.

Специфика «выборной» монархии заключается в том, что глава такого государства не наследует свой престол, а избирается на определенный срок. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.

Однако главой «выборной» монархии не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента. Монархом здесь может быть только один из «местных монархов» - правителей составных частей федерации.

В Малайзии девять из тринадцати субъектов федерации возглавляются наследственными султанами, и только эти девять образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу короля и вице-короля. Их избирают, как правило, из соображений старшинства или длительности правления.

Король и султаны выполняют, главным образом, представительские функции, но все вносимые в Конституцию поправки подлежат их утверждению. Основные же функции управления выполняют парламент и премьер-министр.

Парламент Малайзии состоит из двух палат: нижней - Палаты представителей и верхней - Сената. Палата представителей комплектуется в результате всеобщих прямых выборов. Сенат состоит из избираемых членов и членов, назначаемых королем.

Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству во главе с премьер-министром, которым становится лидер партии, победившей на выборах в Палату представителей.

2. «Коллективная» монархия в ОАЭ

Объединенные Арабские Эмираты являются федеративным государством, состоящим из семи эмиратов - абсолютных монархий.

Формально в иерархии государственного устройства данного государства высшее место занимает Высший Совет союза. Совет состоит из глав всех семи эмиратов. Совет определяет общую политику государства, а Совет министров отвечает перед Высшим советом за проведение этой политики. Помимо определения внешней и внутренней политики, Высший совет вправе пересматривать принцип государственного устройства страны. Совет также утверждает кандидатуру на пост председателя Совета министров.

Главой Объединенных Арабских Эмиратов является монарх, который избирается на пять лет из числа монархов каждого из эмирата. Он является верховным главнокомандующим вооруженными силами, председателем Высшего совета обороны. Глава государства подписывает указы и постановления, подтвержденные Высшим советом, нормативные акты, принятые Советом министров. Кроме того он назначает членов дипломатического корпуса, высших гражданских и военных чиновников, объявляет амнистию либо подтверждает смертные приговоры.

Исполнительная власть представлена Советом министров во главе с председателем, назначаемым на пост президентом и утверждаемым Высшим советом. К полномочиям правительства относятся разработка законопроектов и федерального бюджета, принятие постановлений и инструкций для исполнения законов и других нормативных актов.

Законодательная власть в стране представлена федеральным Национальным советом, в состав которого входят представители эмиратов, число которых закреплено в Конституции и определяется в зависимости от численности населения, политической и экономической ситуации в том или ином эмирате.

Национальный совет не является законодательным органом в полном смысле, поскольку не обладает законодательной инициативой. В его полномочия входит лишь обсуждать законы, которые предлагает Совет министров и вносить по своему усмотрению поправки и дополнения. Совет также вправе наложить вето на любой законопроект. Однако в этом случае монарх все же имеет право принять закон после утверждения Высшим советом союза. Таким образом, Национальный совет, несмотря на то, что в Конституции описывается как законодательный орган, является скорее консультативным.

Форма правления в Объединенных Арабских Эмиратах в какой-то мере напоминает «выборную» монархию в Малайзии. Здесь, точно также, глава государства избирается, однако все основные полномочия сосредоточены не в руках выборного монарха, а у Высшего совета союза.

3. Монархия по праву «личной унии»

Объединения монархических государств существуют в форме «личной унии». Она имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона опять переходит к другим лицам, «личная уния» прекращается.

Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными общим монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.

Примером монархии по праву «личной унии» является Канада. Официально главой Канады является королева Великобритании. Официальным представителем королевы является генерал-губернатор. Он назначается королевой по совету премьер-министра.

Законодательная власть представлена Парламентом, включающим королеву (в ее отсутствие - генерал-губернатора), Сенат и Палату общин. Сенаторы не избираются, а назначаются генерал-губернатором. При этом полномочия Сената весьма ограничены, например, конституционные поправки могут быть приняты даже в обход Сената.

Исполнительная власть представлена Тайным советом, члены которого назначаются генерал-губернатором, для того чтобы сформировать министерский кабинет, управляемый премьер-министром. Члены Кабинета имеют министерские должности и являются единственными членами Тайного совета, которым разрешено официально действовать от имени генерал-губернатора.

Особенность современной монархии - это отличительная черта данной формы правления, характеризующая индивидуальность организации ее органов власти и отличающая современные монархии от их исторических аналогов.

Первой, и наверное самой главной особенностью является «нетипичность», так удачно выделенная В.Е. Чиркиным. Он называет классическую парламентскую монархию «республиканской монархией», т.е. монархией в которой власть монарха полностью ограничена во всех сферах государственной власти. Ярким примером «нетипичной» монархии может служить Англия - Центр Содружества независимых государств, которые раньше входили в ее колонии. Английская монархия являет собой пример классической конституционной парламентской монархии. Конституции Объединенного Королевства фактически не существует (она является неписанной), но ее заменяют нормы статутного права, среди которых можно выделить Хабеас Корпус Акт 1697г., Билль о правах 1689г., Закон о престолонаследии 1701г. и др. Юридически английской королеве принадлежит огромное количество полномочий: она назначает премьер-министра, членов правительства, созывает и распускает парламент, может наложить вето на законопроект, издаваемый парламентом, является верховным главнокомандующим в период войн и т.д., эти факты делают великобританскую монархию дуалистической. Но фактически своими полномочиями королева никогда не пользуется, что ярко характеризует афоризм «мертвое право» или «спящий английский лев». А все основные полномочия королевы выполняют члены правительства. Еще один яркий пример «нетипичности» являет собой Япония - государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю. Главой государства является император - «символ государства и единства нации». Японская Конституция 1947г. сводит реальную власть императора к нулю. Все действия императора: назначение премьер - министра, промульгация поправок к законам, созыв и роспуск парламента, назначение и отстранение от должности министров - могут осуществляться императором только с одобрения Кабинета министров (правительства) и Коккайя (парламента).

Фактически за императором остались только традиционно-церемониальные функции: обращение к парламенту с речью на открытии сессии, представительство за рубежом, подписание официальных документов.

Все вышеперечисленные факты дают полное основание назвать японскую монархию конституционной и парламентской, а так же, как говорилось ранее и символичной монархией.

Другой отличительной особенностью является то, что ни одна монархия Европы не является абсолютной, что еще раз подчеркивает высокий уровень европейской демократичности. Однако Ватикан с юридической точки зрения является абсолютной монархией. Это самое микроскопическое (территория - 0.44 кв. км, население - около 1000 человек) государство Западной Европы, с огромной историей и интереснейшей формой правления. Главой государства является Римский Папа, который избирается на свою должность Коллегией кардиналов пожизненно. Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. При нем (при Папе) существует законосовещательный орган (все та же Коллегия кардиналов). Самое интересное то, что Ватикан практически имеет свою Конституцию, а точнее сказать Конституционные акты государства-города Ватикана от 7 июня 1929 года.

Исходя из приведенных выше фактов выходит то, что в силу наличия у Папы всех трех рычагов власти ватиканская монархия является абсолютной; факт государственной церкви делает ее теократической, а наличие конституционных актов полуконституционной. То есть в Ватикане имеет место абсолютная теократическая полуконституционная монархия.

Но, перечисляя эти факты, следует иметь ввиду, что наличие государственности у такой страны как Ватикан является всего - лишь данью средневековым традициям Европы.

В наше время существует проблема «богатый Север - бедный Юг», эту же тенденцию можно в той или иной степени заметить и у монархий, то есть чем южней находится монархия, тем более она абсолютна. Так из северных монархии можно привести пример Швеции. Это североевропейская монархия, являющаяся еще более ограниченной, нежели монархия английская. Монарх в Швеции, по Конституции от 1974 г., не имеет практически никаких полномочий, кроме церемониальных: открыть заседание парламента, поздравить население страны с Новым годом и т.д. Т.е. монарх в Швеции является всего - лишь символом государства наравне с флагом и гимном и не более, и по европейским устоям является данью традициям. Т.е. шведскую монархию можно назвать супер - парламентской.

Из южных монархий в пример можно привести Бруней. Азиатское государство с зачатками парламентаризма и конституционности. В 1984 г., когда Бруней обрел свою независимость власть перешла в руки султана. В этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти. В роли законодательных органов могут выступать лишь Конституционные советы, являющиеся своего рода совещательным органом при монархе.

Власть в Брунее сосредоточена в руках одного самодержавного монарха. Хотя на данный момент Бруней напоминает Россию в начале XX века, т.к. сейчас виден рост брунейского освободительного движения.

То есть брунейская монархия по своей сути является абсолютной с незначительными зачатками парламентаризма и демократии.

Еще одной важной особенностью некоторых современных монархий является фиктивность законодательных (законосовещательных органов) при монархе. Эта особенность относится к современным абсолютным мусульманским монархиям. В Омане, например, «создание парламента как противоречащего традициям мусульманского фундаментализма исключается». Парламент заменяется институтом аш-шуры - законосовещательным органом при монархе, но реальных полномочий он не имеет и находится в полной зависимости от монарха.

Так же можно заметить, что многие неевропейские монархии имеют в своей основе европейские демократические институты, этот фактор является производной колониальных захватов и протекторатов. Ярким примером этой особенности может служить, например Иордания. Государство на Ближнем Востоке в Западной Азии. Иордания долгое время находилась под протекторатом Англии, практически до 1952г. Что сказалось на становлении в ней умеренно авторитарного политического режима. Очень много Хашимитское Королевство переняло от Англии: провозглашенное верховенство закона, народовластие в «свободном волеизъявлении народа». В 1992 г. в Иордании разрешена деятельность политических партий. Законодательная власть разделена между Национальным собранием (парламентом) и королем (институт монарха назван не султаном или эмиром, а именно королем, что подчеркивает влияние западноевропейской идеологии). Верхняя палата иорданского парламента так же назначается королем.

Исполнительная власть осуществляется королем и правительством, главой последнего является монарх. Все решения правительства подписываются исключительно монархом, отсутствует институт контрасигнатуры.

Конституция 1952 г. наделяет короля правом: объявления войны и мира, ратификации договоров и соглашений, назначения выборов в нижнюю палату парламента, роспуска последней, назначения членов верхней палаты, и спикера, награждения титулами и наградами, отмены приговоров суда, подтверждения смертного приговора.

Иорданское Хашимитское Королевство является ярким примером дуалистической конституционной монархии.

Еще одним ярким монархии, побывавшей под протекторатом является Оман. Государство на юго-востоке Аравийского полуострова, получившее свою независимость лишь во второй половине XX в., а до этого долгое время находившееся под протекторатом Англии. И этот факт оказал заметные отпечатки на высшую власть Омана.

Главой Омана является Султан из правящей династии. Ему принадлежит вся полнота власти: он является главой правительства, полностью контролирует деятельность законосовещательного органа, является верховным главнокомандующим и т.д.

Роль Конституции выполняет основной закон Султана от 6 ноября 1996 г. До этого времени Конституцией Омана являлся Коран, что подчеркивает теократичность этого азиатского государства. Султан же является и религиозным главой (религия Омана - ислам ибадитского толка). Таким образом на Аравийском полуострове имеет место быть исключительно абсолютная монархия с начальными зачатками конституциолнализма и парламентаризма.

Очень близкой к этой особенности является постколлониальная монархичность некоторых островных республик, побывавших в числе колоний Великобритании, и находящихся сейчас в британском Содружестве. К таким странам В.Е. Чиркин относит например Антигуа, Барбуду, Барбадос, Ямайку и др.

Важнейшей особенностью является то, что в большинстве монархий Европы институт монарха является лишь данью традициям. Приверженность населения этих стран к монарху ярко иллюстрирует нам как же сильно засело в психике у людей осознание того, что личность монарха священна, что он является своего рода их защитником от всех бед. Эту особенность ярко иллюстрируют примеры уже рассмотренной Англии или Нидерландов. Нидерланды - «страна, в которой разрешено все!» - так называют Нидерланды европейские соседи. Эта страна формально имеет 2-е Конституции: Статут Королевства Нидерландов от 1954 г. (этот акт решает вопросы между самими Нидерландами и их провинциями, т.к. по форме государственного устройства Нидерланды являются унитарным децентрализованным государством) и Конституции Нидерландов от 1815 г., закрепляющей основы нидерландского конституционного строя.

Юридически и фактически Нидерланды - конституционная парламентская монархия, главой государства является королева, королевское звание же передается по наследству.

Юридическое закрепление широких полномочий монарха на деле оказывается совсем иным: королева назначает премьер-министра, устанавливает министерства, назначает комиссаров в провинциях. Каждый год в третий вторник сентября королева выступает на объединенной сессии парламента с докладом об основных направлениях государственной политики. Она (королева) руководит внешней политикой и имеет право помилования. Однако, все вышеперечисленные полномочия зачастую вместо королевы выполняют члены правительства.

Выходит, что нидерландская монархия очень приближена по своей сущности к монархии английской, так как монарх фактически является государственным главой по традиции, как и в Англии.

Абсолютно во всех монархиях глава государства предстает как символ последнего, именно лицо своего государя дороже всего для населения с монархическим правосознанием, нежели флаг, герб, гимн и др. И эта особенность характерна даже не столько европейским монархиям, сколько монархиям африканским. Например, Свазиленду. Стране на юге Африки, так же неоднократно подвергавшейся влиянию западной идеологии. Конституции как таковой в Свазиленде нет, но есть королевские конституционные акты, закрепляющие основы конституционного строя этой страны.

Главой государства является Король, в руках которого сосредоточена исполнительная, отчасти законодательная и судебная власть. Монарх в Свазиленде является главой правительства (Совет министров), назначает его премьер-министра и всех других членов правительства. Но интересен тот факт, что все министры должны быть еще и членами парламента. Это дает Королю существенные преимущества в законодательной сфере.

Отличительной особенностью является выборность монархов в Малайзии и ОАЭ, это абсолютный феномен монархической формы правления, который является своеобразным «миксом» монархии и республики, хотя, конечно же монархического и даже абсолютистского в этих странах больше. Так Малайзия - «монархия из нескольких монархий» или «Соединенные монархические штаты», так окрестило эту страну мировое сообщество. Она состоит из тринадцати штатов, которые возглавляют наследственные монархи (султаны, раджи), и двух федеральных территорий, которые возглавляют губернаторы.

Верховный правитель Малайзии выбирается главами штатов, которые образуют «Совет правителей». По Конституции 1957 г. Верховный правитель, избранный абсолютным большинством, частично обладает полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной сфере власти. В отношении первой он утверждает законы, изданные Парламентом, но одновременно он лишен права вето. В отношении исполнительной власти монарх не может назначать членов Кабинета министров (правительства), он может лишь координировать направления деятельности правительства своими указаниями.

Но при всем при этом, у Верховного правителя Малайзии остается исключительное право назначения судей, представительства страны на международной арене, командования армией при военных действиях. Интересен тот факт, что все субъекты Малазийской Федерации обладают собственными Конституциями, а так же и широкими полномочиями, что делает Верховного правителя Малайзии «первым среди равных».

Малайзия по своей сущности является уникальной монархией, так как во главе страны стоит аристократическая элита, выбирающая главу из своей среды. То есть малазийскую монархию можно обозначить как поликонституционную парламентскую монархию с характерными аристократическими признаками.

Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Это государство находится в восточной части Аравийского полуострова на побережье Персидского и Оманского заливов. Назвать Эмираты полноценной монархией нельзя, так как главой государства является Президент, причем выборный. Однако он выбирается из семи эмиров, являющихся правителями эмиратов, которых соответственно тоже семь.

Полномочия так называемого Президента юридически и фактически очень широки: он является председателем правительства (Кабинета), входит в Высший совет федерации (парламент арабского типа), так же является верховным главнокомандующим и представителем Эмиратов за границей.

Очень важен в Арабских Эмиратах такой демократический орган, как Федеральный национальный совет (ФНС). Он является совещательным органом при правительстве. В его компетенцию входит принятие государственного бюджета, а так же рассмотрение нормативных актов правительства. Очень интересен тот факт, что в состав ФНС входят представители народа из каждого эмирата; ну конечно же эти представители не являются простыми крестьянами или рабочими, они принадлежат знатным родам и династиям.

Большое значение имеет принятая в 1971 г. Конституция, которая, однако же, регулирует лишь полномочия таких институтов как институт правительства, органов парламента и Президента, а так же частично основные права и свободы граждан.

Самое поразительное в ОАЭ является то, что в каждом из семи эмиратов имеет место абсолютная монархия, которая сочетается еще и с Конституциями эмиратов. Высшая власть страны не имеет никакого права вмешиваться во внутренние дела эмиратов.

Таким образом, в восточной части Аравийского полуострова находится уникальное государство: республика с монархией (причем абсолютной) в основе или «монархической республикой». Причем абсолютно невозможно в данном случае отнести эту республику ни к президентской ни к парламентарной, т.к. в первом случае полномочия президента не слишком велики, а во втором органы парламента не имеют своего четкого очертания.

Еще одной интересной особенностью некоторых современных монархий является монархический федерализм, причем характерный не только для ОАЭ и Малайзии, но и например для такого государства как Бельгия. По Конституции Бельгии от 1831г. это государство является унитарным, но при развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные неоднородностью национального состава населения. Однако федерализм в монархиях можно рассматривать как еще один способ ограничения власти монарха с помощью децентрализации государственного руководства монархией.

Среди арабских монархий присутствует особый принцип престолонаследия, это так называемый клановый принцип, когда монарха выбирает его семья. Эта особенность присуща исключительно азиатским монархиям Персидского залива. Если вспомнить престолонаследие в Древнем Египте, то можно найти очень много общего. Такой принцип просматривается например в уже рассмотренном Катаре.

Таким образом, среди основных особенностей современных монархий можно выделить десять основных. И данный перечень особенностей не является исчерпывающим, но именно он наиболее точно характеризует положение современных монархий, как форм правления в мире, их значение и отличия современных монархий от их исторических предшественников.

Существование различных форм правления в современном мире обусловлено историческими особенностями развития государств в разных частях света. Специфические события, происходившие в судьбе каждого народа, провоцировали изменения в политическом строе и в отношении к правительству страны. Так, развивались формы правления, в которых решения принимало своего рода народное собрание или любое другое объединение нескольких людей. А в некоторых государствах авторитетом и полной властью обладал лишь один человек, такой тип власти называется монархией.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному человеку и, чаще всего, передаётся по наследству. Единоличного правителя называют монархом, а в разных культурных традициях он приобретает различные именования – царь, король, князь, император, султан, фараон и т.д.

Ключевыми особенностями монархического строя являются:

  • Наличие единоличного монарха, правящего в государстве пожизненно;
  • Передача власти по наследству;
  • Монарх представляет своё государство на международной арене, а также является лицом и символом нации;
  • Власть монарха часто признаётся священной.

Виды монархии

В современной науке выделяется несколько разновидностей монархической власти. Основным принципом классификации понятия выступает степень ограничения власти монарха. Если царь, император или какой-либо другой единоличный правитель обладает неограниченной властью, а все органы власти ему подотчётны и полностью подчиняются, то такая монархия называется абсолютной .

Если же монарх является лишь представительным лицом, а его власть ограничена конституцией, полномочиями парламента или культурной традицией, то такая монархия называется конституционной .

Конституционная монархия, в свою очередь, делится на две ветви. Первый вид – парламентарная монархия – предполагает только представительную функцию монарха и полное отсутствие у него власти. А при дуалистической монархии глава государства имеет право принимать любые решения о судьбе страны, но только в рамках одобренной народом конституции и других законов.

Монархия в современном мире

В наши дни ещё многие страны сохраняют монархическую форму правления. Одним из самых ярких примеров парламентарной монархии является Великобритания, где монарх выступает в роли представительного лица могущественной страны.

Традиционный вариант монархии, или абсолютная монархия, сохраняется в некоторых государствах Африки, например, в Гане, Нигерии, Уганде или ЮАР.

Дуалистическая монархия сохранилась в таких странах, как Марокко, Иордания, Кувейт, Монако и Лихтенштейн. В последних двух государствах дуалистическая монархия представлена не в чистом виде, а с некоторыми специфическими особенностями.