Определить все возможные пути предупреждения врачебных ошибок и дать единые рекомендации на все случаи жизни невозможно. Важно не допускать диагностических ошибок, поскольку они приводят к ошибкам в лечении. Диагностический процесс нуждается в постоянном совершенствовании общечеловеческих и врачебных знаний, развитии врачебного мышления. На эти вопросы и следует обратить внимание в учебном процессе, во время практики, в первые годы производственной деятельности.

И.И. Бенедиктов выделил три пути предупреждения врачебных ошибок, которые можно распространить и на врача ветеринарной медицины. Это подбор и подготовка кадров, организация работы врача и его индивидуальная работа над собой.

Работу по подбору и подготовке врача ветеринарной медицины следует начинать еще в школе. Если человек ошибся в выборе профессии, его деятельность будет малополезной. Тем, кто занимается профориентацией, следует откровенно говорить о сложностях работы врача ветеринарной медицины. Лучше, когда человек разочаруется в этой профессии еще в школе или на первом курсе, чем после окончания учебного заведения. При выборе профессии на первое место ставят ее социальный престиж, материальное обеспечение врача, перспективы дальнейшего служебного роста и т.п.

Не исключено, что развитие генетики, биохимии и других наук привлечет многих способных людей к ветеринарной медицине, и они будут считать, что родились именно для этой профессии. Ведь во времена, когда Луи Пастер, Роберт Кох и др. делали свои знаменитые открытия, престиж биологической науки был очень высоким, и это привлекало к ней наиболее одаренных людей.

Конечно, в юности тяжело сделать правильный выбор будущей профессии. Учителю важно заметить и поддержать интерес молодого человека к определенной отрасли знаний и таким образом уменьшить случайность выбора.

В высшем учебном заведении важное значение имеет не только получение знаний, но и профессиональное воспитание. Следует не лакировать действительность, а давать ее такой, какой она является на самом деле. Молодые люди еще со студенческих лет будут готовиться к преодолению трудности и решению сложных вопросов.

Целеустремленная, хорошо организована работа по профессиональному воспитанию молодежи, изучение вопросов врачебной этики и деонтологии, личный пример старших товарищей должны укрепить у молодых людей любовь к избранной профессии. Воспитание будущего врача – почетное задание профессорско-преподавательских кадров учебного заведения.

В период обучения личность врача ветеринарной медицины формируется особенно активно. К основным заданиям вуза в этом направлении И. И. Бенедиктов относит такие.


1. Воспитание общеобразовательного врачебного гражданства. В процессе освоения ветеринарных дисциплин студент должен одновременно получать и морально-этическое воспитание, начиная с первых дней обучения. Следует помочь ему воспитать в себе высокие человеческие качества, которые предопределяют сердечное отношение к окружающим. Ведь деликатность, доброжелательность, человечность для врача – большая сила.

В процессе воспитания важно научить специалиста правильному поведению. Именно ошибки в его поведении иногда причиняют существенный вред всей службе ветеринарной медицины.

2. Привитие основных знаний по ветеринарной медицине. Причем необходимо не только научить студента накапливать знания, а уметь их творчески применять в практической деятельности. А этого можно достичь преподаванием учебного материала через призму его критической оценки. Если будущий специалист не просто слышит о врачебных ошибках, а участвует в их анализе, его знания глубоко усваиваются.

К сожалению, вопросам этического и деонтологического воспитания врача ветеринарной медицины пока что не уделяют надлежащего внимания. А они должны занимать важное место в обучении студентов, особенно при изучении клинических дисциплин. Нужно, чтобы эти вопросы стали обязательной составляющей всей системы воспитательной работы.

В воспитании студентов незаурядное значение имеет сила личного примера преподавателя. Если он говорит искренне и предостерегает молодых людей от врачебных ошибок, допущенных когда-то им самим из-за отсутствия опыта, слова его студенты запомнят навсегда. В некоторых учебных заведениях по примеру М.И. Пирогова, С.С. Юдина и других ученых и сегодня лучшие преподаватели учат студентов на собственных ошибках.

Вместе с тем необходимо знакомить студентов со сложностями профессии врача ветеринарной медицины, не скрывая от них ни горечи, ни неудач. Учить будущего специалиста преодолевать препятствия, находить правильный выход из сложных, казалось бы, безвыходных ситуаций. Воспитанный в атмосфере доброжелательности, после окончания учебного заведения врач будет стремиться создать такие же условия в своем коллективе.

Самовоспитание врача – это путь к сознательному формированию характера, развитию лучших человеческих качеств. Оно содействует становлению личности врача, общению с людьми в коллективе, формирует умение отличать настоящее, истинное от искусственного, притворного.

Главная цель самовоспитания врача ветеринарной медицины – глубоко овладеть профессией, воспитать в себе свободу, крепкие этические принципы, способность к профессиональному мышлению. Вуз дает основу знаний или, образно говоря, формирует умственный плацдарм, который позже позволяет самостоятельно получать необходимые знания.

Основные направления самовоспитания врачебных качеств, профессионального аутотренинга врача такие.

1. Систематическое знакомство с новейшей научно-технической информацией, специальной литературой, периодическими изданиями по вопросам ветеринарной и гуманитарной медицины.

2. Развитие врачебного мышления, которое формируется на базе информации, знаний, опыта, глубокого анализа и успехов и ошибок в практической работе.

3. Овладение методик исследования, овладение навыками работы с любой диагностической или лечебной аппаратурой и приборами.

4. Воспитание врачебного характера, т.е. качеств, необходимых для выполнения врачебного долга (уверенность, наблюдательность, самокритичность, чувство нового и т.п.).

Уверенность - это залог успеха врача. Но необходимо следить, чтобы она не превратилась в самоуверенность. Поэтому важно всегда хранить в себе критическое отношение к собственным мыслям и поступкам. Не бойтесь взять под сомнение полученные при исследовании животного данные, подвергнуть их многократной проверке. Только так можно достичь высокого профессионализма.

Врач значительно чаще, чем специалисты другого профиля, становятся в какой-то мере скептиками. За годы работы они неоднократно разочаровываются то в новом препарате, то в новом методе, на которые возлагали большие надежды. Часто результаты экспериментальных и клинических исследований не совпадают. Ученые ограничиваются изучением функции отдельного органа или действия препарата на определенную систему организма. Врач же ветеринарной медицины должен рассматривать организм как единое целое, видеть взаимосвязи органов и систем и их нарушения при заболевании. Поэтому правильно оценить действие какого-то препарата, предвидеть возможные осложнения может только врач-практик. Мало знать химиопрепараты, нужно еще умело их применять, чему в учебном заведении, к сожалению, учат мало.

Следовательно, для врача ветеринарной медицины наиболее существенны следующие черты.

1. Максимальная самокритичность. Только такой человек способен обнаружить и быстро исправить неправильный поступок или поведение. Нужно быть строгим судьей для самого себя.

2. Любовь к систематическому и настойчивому труду. Работу врача нельзя регламентировать рамками рабочего дня, ей следует отдавать себя полностью. К.И. Скрябин писал:

"Я уверен, что человек может быть по-настоящему счастливым только тогда, когда любит свою профессию, удовлетворен работой и всей душой предан ей, когда ощущает, что она необходима обществу, а его труд приносит людям пользу".

3. Чувство ответственности за порученное дело, наблюдательность. С развитием науки делаются попытки заменить некоторые функции врача компьютерами. Но профессиональную наблюдательность нельзя заменить ничем. Поэтому в системе самовоспитания врача ее совершенствованию необходимо уделить особое внимание.

4. Врачебная память – это способность воспроизводить все данные о больном при встрече с ним через несколько дней. Она развивается у каждого врача в процессе постоянных упражнений. Не имея такой памяти, он не сможет внимательно следить за течением болезни у данного животного, сравнивать результаты ежедневных наблюдений с предыдущими, правильно оценивать эффективность лечения.

5. Скорость рассуждения. Известно, что своевременная и правильная диагностика болезни – это залог успешного лечения. Молодой врач часто ощущает неуверенность после обследования животного, не может быстро поставить диагноз. Здесь важное значение имеет ранняя самостоятельная работа. Не стоит длительное время работать "под опекой", лучше больше мыслить и действовать самостоятельно.

6. Бережливое отношение к больному животному и чуткое – к его владельцу. Следует развивать в себе чувства человечности и осваивать правила врачебной этики.

Обобщая изложенное выше, необходимо отметить, что самоусовершенствование и постоянная научно-практическая подготовка является основой воспитания специалиста, которая закладывается в учебном заведении и должна продолжаться в повседневной работе врача путем самовоспитания.

Самоподготовка это постоянный процесс, который не может происходить сам по себе. Нужно иметь ее план, который бы учитывал уровень знаний врача, сильные и слабые стороны его подготовки.

Но планирование самоподготовки ничего не даст, если оно не подкреплено самоконтролем. Начинающий врач должен приучить себя систематически (возможно, еженедельно) подбивать итоги своей работы по такой схеме: что я узнал и освоил нового; какими новыми методами овладел; какие были недостатки и достижения в моей работе; достаточно ли я работал на этой неделе, если нет, то почему важно, как выполняется перспективный план самоподготовки, если этот процесс под угрозой, то какие коррективы в него следует внести.

К ошибкам при оказании неотложной помощи принято относить неправильные действия или бездействие медицинского персонала, которые вызвали или могли вызвать ухудшение состояния или смерть больного.

Врачебная ошибка как юридическая категория - это добросовестное заблуждение врача без признаков преступной неосторожности: преступной небрежности (пренебрежения видимой или известной опасностью), преступной самонадеянности (не обоснованной надежды избежать осложнений) либо преступного невежества (недостатка профессиональных знаний при возможности их получения) [Зильбер А. П., 1994]. Поэтому собственно за ошибку, вне зависимости от ее последствий, врач не может нести уголовную, дисциплинарную или иную ответственность. Ответственность наступает в тех случаях, когда среди причин, приведших к врачебной ошибке, выявляются признаки халат ности, преступной неосторожности или нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

Одна из особенностей врачебных ошибок при неотложных кардиологических состояниях состоит в том, что вследствие высокой вероятности внезапного резкого ухудшения состояния (вплоть до прекращения кровообращения) может не остаться времени для их исправления.

Ошибки можно разделить на диагностические, лечебные, тактические и деонто логические.

Диагностические ошибки

Диагностические ошибки заключаются в том, что основное и сопутствующие заболевания, а также их осложнения установлены неверно или неполно, а формулировка диагноза не рубрифици-рована либо не соответствует действующему 10-му пересмотру Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10).

По Р. Хэгглину (1993), к неправильному диагнозу могут вести следующие факторы:

а) незнание;

б) недостаточное обследование из-за:

Недостаточных возможностей;

Недостатка времени;

Плохой техники;

в) ошибки в суждении вследствие:

Нетипичного течения заболевания;

Сложившихся стереотипов;

Недостаточно конструктивного мышления;

Установки на безошибочность своего диагноза;

Предвзятости мнения;

Самолюбия и тщеславия;

Нелогичности выводов;

Нерешительности характера;

Стремления ставить особо "интересные" диагнозы;

Стремления не выходить за рамки "избитых" диагнозов;

Других черт характера, таких как склонность к пессимизму или излишний оптимизм,

Добавим, что иногда причиной диагностических ошибок является игнорирование отсутствия необходимого (или наличия "лишнего") симптома.

В неотложной кардиологии диагностические ошибки прежде всего обусловлены тяжестью состояния больного, отсутствием условий, а главное - времени для обследования, консультаций и динамического наблюдения.

Далеко не всегда недостаточная оснащенность диагностической аппаратурой (для экстренного проведения ультразвукового,

рентгенологического, лабораторного исследований) имеет решающее значение.

Чаще причиной диагностических ошибок является неумение целенаправленно и полно собрать и правильно оценить доступную информацию о пациенте: жалобы, анамнез заболевания, анамнез жизни, данные физикального и инструментального, прежде всего электрокардиографического, исследований.

Лечебные ошибки

Ошибки в проведении неотложного лечения проявляются суще ственными и необоснованными отклонениями от имеющихся локальных, региональных или национальных стандартов либо сложившихся негласных принципов оказания экстренной помощи. По мнению В. Ф. Чавпецова и соавт. (1989), лечебные ошибки проявляются в следующем:

Не назначаются лекарственные препараты и лечебные манипуляции, которые показаны;

Показанные лекарственные средства или лечебные манипуляции применяются неверно (несвоевременно, неправильно выбраны доза, способ, скорость, кратность введения либо техника исполнения);

Назначаются не показанные лекарственные препараты или лечебные манипуляции;

Используются нерациональные сочетания лекарственных средств или лечебных манипуляций;

Применяются противопоказанные лекарственные препараты или лечебные манипуляции.

Основные причины ошибок в неотложном лечении - субъективные. Определенное значение может иметь отсутствие необходимых лекарственных средств, растворов, аппаратов или инструментов. Правда, иногда это же обстоятельство снижает агрессивность лечения и угрозу для жизни и здоровья больного, возникающее от неоправданно интенсивной терапии.

Самыми частыми ошибками при оказании неотложной помощи, бесспорно, являются назначение лекарственных препаратов или лечебных манипуляций без достаточных показаний, поли-прагмазия, использование пресловутых лекарственных "кок-теилеи.

Другая, не менее опасная группа ошибок в лечении включает чрезмерно быстрое внутривенное введение сильнодействующих препаратов; использование таких лекарственных средств и способов введения, при которых трудно управлять их эффектом. Классическим примером может служить недопустимо быстрое внутривенное введение новокаинамида. Считают, что скорость внутривенного вливания данного препарата не должна превышать 30 мг/мин . Обычно, особенно на догоспитальном этапе, эта процедура не занимает более 5 мин, т. е. препарат вводят со скоростью 200 мг/мин.

Еще одна типичная и опасная ошибка состоит в том, что не учитывается влияние лекарственных средств, которыми больной лечится постоянно или которые применялись непосредственно перед оказанием неотложной помощи. Например, на фоне планового лечения блокаторами (3-адренорецепторов вводят верапамил. Последствия ошибки такого рода (артериальную гипотензию, тяжелую брадикардию) не всегда удается устранить.

Серьезной лечебной ошибкой следует считать и неприменение заведомо эффективных методов оказания экстренной медицинской помощи. В частности, к таким ошибкам можно отнести необоснованный отказ от проведения тромболитической терапии при крупноочаговом инфаркте миокарда (глава 6).

Тактические ошибки

Тактические ошибки при оказании неотложной помощи - это ошибки в определении преемственности лечения, т. е. несвоевременная или непрофильная передача больного специалистам на месте оказания помощи или при госпитализации.

Обычно тактические ошибки вытекают из диагностических, которые, в свою очередь, приводят к лечебным. На догоспитальном этапе тактические ошибки, как правило, заключаются в несвоевременной госпитализации больного, реже - в несвоевременном необоснованном или непрофильном вызове специализированной бригады. Нельзя не заметить, что поздняя госпитализация редко может быть оправдана отказом больного от стационарного лечения, чаще - это следствие деонтологической (неумение найти контакт с пациентом) ошибки.

Деонтологические ошибки

Деонтологические ошибки заключаются в неумении (иногда отсутствии сил или желания) врача найти контакт с больным и окружающими, недооценке опасности неосторожных замечаний, неиспользовании психотерапевтических методов лечения при оказании неотложной помощи. Перефразируя Конфуция, можно сказать, что тот, кто не знает силу слов, не может ни познать, ни лечить человека.

Деонтологические ошибки обычно приводят к неправильному сбору информации, а значит,- к неверному диагнозу и лече нию и остаются одной из основных причин претензий к качеству медицинской помощи.

Очевидно, что диагностические, лечебные, тактические и деонтологические ошибки взаимосвязаны, нередко обусловлены одними и теми же причинами и вытекают одна из другой. Значительное количество ошибок зависит от субъективных факторов, а многие новые возникают из-за недостаточной профессиональной оценки старых.

Предупреждение ошибок

Каждый раз, оказывая неотложную помощь, следует учитывать:

Тяжесть состояния больного (степень острого нарушения кровообращения);

Вероятность возникновения опасных для жизни осложнений (наличие прямой угрозы острого нарушения кровообращения);

Основное и сопутствующие заболевания и их осложнения;

Непосредственную причину и механизм возникновения неотложного состояния;

Поддерживающие и усугубляющие неотложное состояние факторы;

Возраст больного;

Предшествующее лечение и реакцию на лекарственные препараты в прошлом;

Возможность применения соответствующих рекомендаций по неотложной кардиологической помощи;

Особенности неотложного состояния;

При необходимости следует оговорить степень вероятности диагноза (определенный, предположительный), первоочередные направления дифференциальной диагностки (с какими заболеваниями следует дифференцировать в первую очередь).

6. Оценка клинической ситуации:

Тяжесть состояния;

Тяжесть острого нарушения кровообращения либо прямая опасность его возникновения;

Ведущий(е) синдром(ы);

Особенности неотложного состояния;

Вероятный прогноз;

Необходимость и возможность экстренного получения дополнительной информации, помощи специалистов.

7. Неотложная помощь:

Лекарственные средства: время (начало, окончание, скорость введения), доза, способ применения, реакция на применение, побочные эффекты;

Лечебные манипуляции: время проведения (начало, окончание), используемая аппаратура, технические трудности, реакция на проведение, осложнения.

8. Изменения самочувствия и состояния больного (жалобы, клинические, инструментальные, лабораторные данные, результаты моииторирования жизненно важных функций и т. п.) в динамике (по времени и по этапам оказания неотложной помощи).

9. Поддерживающее лечение, профилактические мероприятия, рекомендации для больного.

10. Преемственность в оказании медицинской помощи (кому, в какое время, в каком состоянии передан больной).

При экстренной госпитализации используют официальные бланки направлений на стационарное лечение. Помимо этого важно передать пациента непосредственно специалисту и предоставить о нем более полную информацию. Это удобно делать, заполняя формализованную карту неотложной помощи под копирку. Важно не забывать взять в стационар всю актуальную для данного случая медицинскую документацию, имеющуюся у больного дома (амбулаторная карта, справки, электрокардиограммы и пр.).

Неблагоприятный исход лечения, связанный с добросовестным заблуждением врача, принято | ; относить к врачебным ошибкам. Термин «врачебная ошибка» употребляется лишь в медицинской практике.

Основным критерием врачебной ошибки является вытекающее из определенных объективных условий добросовестное заблуждение врача без элементов халатности, небрежности и профессионального невежества.

Врачебные ошибки подразделяются на три группы:

1) ошибки диагностические - нераспознавание или ошибочное распознавание болезни;

2) ошибки тактические - неправильное определение показаний к операции, ошибочный выбор
времени проведения операции, ее объема и т.п.;

3) ошибки технические - неправильное использование медицинской техники, применение
несоответствующих медикаментов и диагностических средств и т.д.

Врачебные ошибки обусловлены как объективными, так и субъективными причинами.

Объективные затруднения в диагностике ряда заболеваний возникают из-за скрытого атипичного течения болезни, которая нередко может комбинироваться с другими недугами или проявиться в виде других заболеваний, а иногда затруднения в диагностике заболеваний и травм связаны с состоянием алкогольного опьянения больного.

Практика показывает, что большинство врачебных ошибок связано с недостаточным уровнем знаний и небольшим опытом врача. Вместе с тем ошибки, например диагностические, встречаются не только у начинающих, но и у опытных врачей.

Реже ошибки обусловлены несовершенством применяемых методов исследования, отсутствием необходимой аппаратуры или техническими недочетами в процессе ее использования.

Современной формой врачебных ошибок являются ятрогенные заболевания, возникающие обычно от неосторожного слова или неправильного поведения врача.

Подавляющее большинство ятрогенных заболеваний зависит не столько от неопытности и незнания врача, сколько от его невнимательности, бестактности, отсутствия достаточной общей культуры.

Чаще ятрогенные заболевания развиваются в двух формах: значительно ухудшается течение имеющегося у больного органического заболевания или появляются психогенные, функциональные невротические реакции.

Для предупреждения любых ошибочных действий врача каждый случай врачебной ошибки должен быть тщательно изучен и обсужден на врачебных конференциях.


БИЛЕТ №31

Особенности экспертизы трупов, извлеченных из волы. Смерть в воде. Определение давности пребывания трупа в воде.

Утопление - чаще всего результат несчастного случая во время купания.

Предрасполагающие состояния: переутомление, перегревание тела, переполнение пищей желудка, алкогольное опьянение.

От типичного утопления следует отличать так называемую смерть в воде. В некоторых случаях можно обнаружить изменения со стороны внутренних органов и отсутствия признаков смерти от утопления.

Однако, в большинстве случаев морфологических изменений не обнаруживается, лишь картина острой смерти.

В подобных случаях смерть может наступить от шока при попадании тела в холодную воду или в результате разрешения холодной водой гортанных нервов. Вода низкой температуры вызывает спазм поверхностных и легочных сосудов (кожно-висцеральный рефлекс), что приводит к длительному сокращению дыхательных мышц с острыми нарушениями дыхания и сердечной деятельности. Причиной смерти может быть эмоциональный фактор (страх) - эмоциональный шок.

Смерть может наступить от повреждения барабанных перепонок с последующим раздражением водой среднего уха с развитием рефлекторной остановки сердца по типу так называемой аурикуло-кардиопульмонального шока.

Понятие о врачебных ошибках, их классификация.

Как и в любой другой сложной умственной деятельности, в ди­агностическом процессе возможны неверные гипотезы (а поста­новка диагноза и есть выдвижение гипотез, которые либо подтвер­ждаются, либо отвергаются в дальнейшем), возможны диагности­ческие ошибки.

В настоящей главе будут проанализированы определение и сущность самого понятия «врачебные ошибки», дана их классифи­кация, рассмотрены причины возникновения врачебных, в частнос­ти диагностических, ошибок, показано их значение в течении и ис­ходе заболеваний.

Неблагоприятные исходы заболеваний и травм (ухудшение со­стояния здоровья, инвалидность, даже смерть) обусловливаются разными причинами.

На первое место должны быть поставлены тяжесть самого забо­левания (злокачественные новообразования, инфаркт миокарда, другие формы острой и обострения хронической ишемической бо­лезни сердца и многие другие) или травмы (несовместимые с жизнью или опасные для жизни повреждения, сопровождающиеся шоком тяжелой степени, кровотечением и другими осложнениями, ожоги III–IV степеней значительных поверхностей тела и т. п.), отравления различными веществами, в том числе лекарственны­ми, а также различные экстремальные состояния (механическая асфиксия, действие крайних температур, электричества, высокого или низкого атмосферного давления) и др.

Позднее обращение за медицинской помощью, самолечение и лечение у знахарей, криминальные аборты также нередко приводят к тяжелым последствиям для здоровья и жизни людей.

Определенное место среди неблагоприятных исходов заболева­ний и травм занимают последствия медицинских вмешательств, поздняя или ошибочная диагностика заболевания или травмы. Это может быть в результате:

1. Противоправных (уголовно наказуемых) умышленных дейст­вий медицинских работников: незаконное производство аборта, неоказание медицинской помощи больному, нарушения правил, спе­циально изданных для борьбы с эпидемиями, незаконного распространения или сбыта сильнодействующих или наркотических веществ и некоторые другие.



2. Противоправных (уголовно наказуемых) неосторожных дей­ствий медицинских работников, причинивших существенный вред жизни или здоровью больного (халатность в форме невыполнения или недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей; тяжкие последствия в результате грубых нарушений техники диаг­ностических пли лечебных мероприятий, несоблюдения инструкций или наставлений, например, переливание инакогруппной крови вследствие нарушений инструкций об определении групповой принадлежности крови), когда у врача или среднего медработника имелись необходимые возможности для правильных действий, пре­дупреждающих развитие осложнений и связанных с ними послед­ствий.

Уголовная ответственность в этих случаях наступает, если ус­танавливается прямая причинная связь между действием (без­действием) медицинского работника и наступившими тяжкими последствиями.

3. Врачебных ошибок.

4. Несчастных случаев в медицинской практике. Ни один человек, даже при самом добросовестном исполнении своих обязанностей, в любой профессии и специальности, не свобо­ден от ошибочных действий и суждений.

Это признавал В. И. Ленин, который писал:

«Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные и кто умеет легко и быстро исправлять их». (В. И. Ленин – Детская болезнь «левизны» в коммунизме. Собр. сочине­ний, изд. 4, т. 31, Л., Политиздат, 1952, с. 19.)

Но ошибки врача в его диагностической и лечебной работе (и профилактической, если это касается санитарного врача) сущест­венно отличаются от ошибок представителя любой другой специ­альности. Предположим, что архитектор или строитель ошиблись при проектировании или постройке дома. Их ошибка, хотя даже и серьезная, может быть исчислена в рублях, и, в конечном итоге, убыток может быть тем или иным путем покрыт. Другое дело – ошибка врача. Известный венгерский акушер-гинеколог Игнац еммельвейс(1818–1865) писал, что при плохом адвокате клиент рискует потерять деньги или свободу, а при плохом враче больной рискует потерять жизнь.

Естественно, что вопрос о врачебных ошибках волнует не толь­ко самих врачей, но и всех людей, всю нашу общественность.

Разбирая врачебные ошибки, необходимо дать их определение. Сразу же следует оговориться, что у юристов понятия «врачебная ошибка» вообще нет, ибо ошибка вообще не является юридической категорией, поскольку при этом не содержится признаков преступ­ления или проступка, т. е. общественно-опасных деяний в форме действия или бездействия, причинивших существенный (преступле­ние) или несущественный (проступок) вред охраняемым законом правам и интересам личности, в частности здоровью или жизни. Это понятие выработано медиками, причем следует отметить, что в разное время и разными исследователями в это понятие вклады­валось различное содержание.

В настоящее время общепринятым является следующее опре­деление: врачебная ошибка – это добросовестное заблуждение врача в его суждениях и действиях, если при этом не допущено элементов халатности или медицинского невежества.

И. В. Давыдовский с соавторами (Давыдовский И. В. с соавт. Врачебные ошибки. Большая медицин­ская энциклопедия. М., Сов.энциклопедия, 1976, т. 4, с. 442–444.) дают такоеже по су­ществу определение, но несколько другими словами: «...ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, яв­ляющиеся следствием добросовестного заблуждения и не содержа­щие состава преступления или признаков проступков».

Следовательно, основным содержанием этого понятия является ошибка (неправильность в действиях или суждениях), как следст­вие добросовестного заблуждения. Если говорить, например, о диагностических ошибках, то это означает, что врач, детально рас­спросив и обследовав больного доступными в определенных усло­виях способами, все-таки ошибся в диагнозе, приняв одно заболевание за другое: при наличии симптомов «острого живота» счел, что они свидетельствуют об аппендиците, а на самом деле у боль­ного развилась почечная колика.

Необходимо рассмотреть вопросы: Неизбежны ли врачебные ошибки? Какие врачебные ошибки встречаются в медицинской практике? Каковы их причины? В чем отличие врачебных ошибок от противоправных действий врача (преступлений и проступков)? Какова ответственность за врачебные ошибки?

Неизбежны ли врачебные ошибки? Практика показывает, что врачебные ошибки имели место всегда, начиная с глубокой древ­ности, и едва ли их удастся избежать в обозримом будущем.

Причина этого в том, что врач имеет дело с самым сложным и совершенным творением природы – с человеком. Происходящие в организме человека очень сложные физиологические, и тем более, патологические процессы изучены еще не до конца. Природа даже однотипных по клиническим проявлениям патологических процес­сов (например, воспаления легких) далеко не однозначна; течение этих изменений зависит от множества факторов, заключенных как в самом организме, так и вне его.

Диагностический процесс можно сравнить с решением много­факторной математической задачи, уравнения со многими неиз­вестными, причем единого алгоритма для решения такой задачи не существует. Формирование и обоснование клинического диаг­ноза основывается на знании врачом этиологии, патогенеза, кли­нических и патоморфологических проявлений заболеваний и пато­логических процессов, умении правильно интерпретировать резуль­таты лабораторных и других исследований, способности полно собрать анамнез заболевания, а также на учете индивидуальных особенностей организма больного и связанных с этим особенностей течения заболевания у него. К этому можно добавить, что в ряде случаев у врача имеется мало времени (а иногда не достает и возможностей) для исследования больного и анализа полученных данных, а решение должно быть принято немедленно. Врачу пред­стоит самому решать: окончен или следует еще продолжать про­цесс диагностики. Но фактически этот процесс продолжается все время наблюдения за больным: врач постоянно ищет либо подтверждения своей гипотезы диагноза, либо отвергает ее и выдви­гает новую.

Еще Гиппократ писал: «Жизнь коротка, путь искусства до­лог, удобный случай скоропреходящ, суждение трудно. Людские нужды заставляют нас решать и действовать».

По мере развития медицинской науки, совершенствования имеющихся и проявления новых объективных методов установле­ния и регистрации процессов, происходящих в организме человека как в норме, так и в патологии, число ошибок, в частности диагностических, уменьшается и будет уменьшаться. Вместе с тем, коли­чество ошибок (да и качество их), обусловленных недостаточной квалификацией врача, может быть уменьшено только при значи­тельном повышении качества подготовки врачей в медицинских вузах, улучшении постановки постдипломной подготовки врача и, особенно, при целеустремленной самостоятельной работе каждого врача над повышением своих профессиональных теоретических зна­ний и практических умений. Естественно, что последнее в значи­тельной степени будет зависеть от личностных и морально-этичес­ких качеств врача, его чувства ответственности за порученное дело.

В медицинской практике часто встречаются ситуации, когда из-за ошибок медработников пациенты получают тяжкие увечья или вообще гибнут. Чаще всего врачи описывают подобные ситуации как неумышленное деяние. Однако, если будет установлено, что причиной трагедии стала врачебная халатность или невнимательность медика, ошибка быстро превращается в уголовное преступление, за которое доктор понесет наказание.

Особенности и классификация врачебных ошибок

Законодатель до сих пор не дало четкого определения понятию врачебной ошибки. Встретить его можно мельком в «Основах законодательства РФ об охране здоровья» и ФЗ «Об обязательном страховании пациентов при оказании медицинской помощи». При этом, уголовное законодательство вообще не содержит никаких норм, посвященных данному понятию.

Потому, формулировка определения может быть самой разнообразной. Чаще всего встречаются такие трактовки понятия врачебной ошибки по классификации:

  • неумение медработника на практике использовать теоретические познания в сфере медицины и оставление пациента без квалифицированной помощи в результате бездействия лечащего врача;
  • неверно установленный диагноз пациента и неправильно назначенные врачебные процедуры из-за заблуждения врача;
  • врачебная ошибка при исполнении своих профессиональных обязанностей в результате заблуждения, которое не имеет под собой никаких составов преступления;
  • результат профессиональной деятельности врача, который из-за некого пренебрежения совершил ошибку в своей профессиональной сфере, но она никоим образом не связана с бездеятельностью или халатностью.

Какую бы трактовку не выбрал пользователь, итог все равно будет одним и тем же. В зависимости от полученного ущерба пациент может написать жалобу на врача или обратиться в суд.

Из-за ошибки здоровье пациента подвергается небывалой опасности, и может повлечь за собой летальный исход.

Врачебная ошибка по сути относится к родовым понятиям, и потому ее классифицируют по таким преступлениям:

  • ст.109 УК РФ – причинение смерти по неосторожности;
  • ст.118 УК РФ – причинение вреда здоровью повышенной тяжести по неосторожности;
  • ст.124 УК РФ – бездействие медперсонала и неоказание своевременной помощи.

В странах Западной Европы и США действуют регламенты в медицинской отрасли, и любая ошибка несет за собой нарушение утвержденных правил. Следовательно, нарушитель понесет ответственность за свой проступок. В России подобная судебная практика не применяется, и потому доказать, что врач совершил ошибку из-за небрежности или по другим причинам бывает невероятно сложно. Впрочем, если установить, что врач обладал всеми необходимыми знаниями и ресурсами для оказания своевременной помощи, но не сделал этого в силу тех или иных обстоятельств, то будет признана халатность врачей, за которую он понесет ответственность.

В любой ситуации, закон прежде всего встанет на сторону пострадавшего, так как врачебная ошибка считается уголовным нарушением. Впрочем, она обладает весьма большим числом особенностей, среди которых:

  1. Чаще всего ошибка происходит из-за случайностей и не подразумевает никаких плохих намерений со стороны медперсонала. Уже это дает возможность смягчить приговор лечащему врачу, если не будет доведено, что его действия (бездействие) носят злоумышленный характер.
  2. Объективная основа для возникновения ошибки может складываться из ряда факторов, среди которых невнимательность, недостаток опыта и квалификации, неосторожность. Все они могут послужить причиной для смягчения наказания.
  3. Субъективные причины ошибки врачей заключаются в игнорировании утвержденных правил, пренебрежении медицинскими препаратами и небрежностью при проведении любых обследований. Подобные причины при судопроизводстве могут повлечь за собой ужесточение ответственности.


Для того, чтобы определить, на каком этапе работы с пациентом были допущены ошибки, их принято классифицировать по следующим типам:

  • диагностические, встречающиеся чаще всего, на этапе осмотра пациента врач не учитывает специфику человеческого организма и ставит неверный диагноз;
  • организационные, связанные с нехваткой материального обеспечения лечебного заведения, а также недостаточным уровнем медицинской помощи;
  • лечебно-тактические ошибки, данный вид возникает на основании ошибочного диагноза, и предпринятые медицинские меры могут повлечь ухудшение состояния здоровья человека;
  • деонтологические, связанные с неудовлетворительным психофизическим состоянием врача, и его неправильной линией поведения с пациентами, их родственниками и другим медперсоналом;
  • технические, они связаны с неправильным оформлением медицинской карты или выписки пациента;
  • фармацевтические, которые появляются из-за того, что специалист неверно определяет показания и противопоказания, а также не обращает внимание на совместимость различных групп медпрепаратов.

Если вы хотите еще больше углубиться в данную тематику и узнать о том, что такое врачебная тайна, то читайте об этом .

Причины врачебных ошибок

Врачебная ошибка случается в тех ситуациях, когда определенное действие или бездействие медработника послужило причиной ухудшения состояния пациента или летальный исход. Если будет установлено, что ошибка непосредственно связана с небрежным отношением к должностным инструкциям или халатности, врач будет наказан.

Причины, повлекшие к появлению медицинских ошибок бывают субъективными и объективными. Самым ярким примером объективной причины выступает нетипичное поведение болезни и ее воздействие на здоровье человека. Так, если появился новый штамп вируса, который еще не изучен достаточным образом, и в результате лечения нанесен ущерб, врач к ответственности не будет привлечен, так как здесь ошибка будет связана с отсутствием умысла.

Что же касается субъективной причины, то здесь ситуация будет несколько иной. Так, ошибка может наступить из-за отсутствия опыта у врача, неправильного заполнения медицинской документации или ненадлежащего поведения.

Уголовная ответственность будет устанавливаться согласно действующей законодательной базе.

Характеристика преступления

Так как отдельного норматива для врачей, совершивших ошибку в профессиональной сфере нет в принципе, то априори халатные действия медперсонала рассматриваются как пренебрежение должностными обязанностями, которые призваны регламентировать профессиональную деятельность.


Выступая в качестве должностного лица врач может совершить преступление, в тех ситуациях, когда пациент умер, или его состояние здоровья резко ухудшилось. Ввиду этого, состав преступления будет складываться из различных факторов:

  1. Объективность. Она выражается в наличии определенных обязанностей и инструкций, которыми врач пренебрег из-за небрежности, невнимания к деталям или недооценки серьезности заболевания. Впрочем, если болезнь проявляет нетипичные характеристики, тогда причинно-следственная связь будет неопределенной, и медперсонал от наказания будет освобожден.
  2. Субъективность, выраженная наличием медицинского сотрудника, действия которого повлекли за собой появление негативных последствий для здоровья пациента, или летальных исход.
  3. Ущербность, заключающаяся в фиксации события (ухудшение здоровья или смерть), имеющего прямую зависимость от назначенных лечебных процедур и выбранной методики лечения.

Если все три фактора имеют место быть, то преступление врача будет классифицировано по ст.293 УК РФ, и за халатность врачей будет установлен определенный вид наказания. Добиться справедливости помогут квалифицированные адвокаты по врачебным ошибкам.

Ответственность за врачебную ошибку

Ответственность за врачебную ошибку может быть трех типов:

  1. Дисциплинарная. В данной ситуации ошибка выявлена внутренним расследованием и тщательным анализом действия врача. Если причиненный вред незначительный, нарушитель будет оштрафован, направлен на переквалификацию, лишен должностей или переведен в другое место работы. Также в трудовой книжке врача появится выговор.
  2. Гражданско-правовая. Если в результате действий врача пациенту причинен вред, он может затребовать денежную компенсацию, включающую в себя возмещение ущерба, стоимость всех дополнительных лекарств и ухода, моральную компенсацию.
  3. Уголовное судопроизводство, назначаемое в ситуациях, когда пользователь получил некачественные медицинские услуги, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть. В ситуациях, когда ущерб незначительный, инициировать уголовное преследование врача будет невозможно. Кроме того, будет происходить лишение прав заниматься медицинской практикой в обозримом будущем на протяжении некоего срока.

В качестве примера уголовных судопроизводств по данной тематике можно назвать такие ситуации:

  • проведен незаконный аборт, из-за которого женщина получила серьезные травмы или умерла, нарушитель будет нести наказание по ч.3 ст.123 УК РФ;
  • из-за пренебрежения врача пациент был заражен ВИЧ-инфекцией, в данной ситуации врач будет отбывать наказание в тюрьме в течение 5 лет согласно положениям ч.4 ст.122 УК РФ;
  • противоправная медицинская и фармацевтическая помощь будут наказаны по ч. 1 ст.235 УК РФ, если речь идет летальном исходе, дело будет классифицировано по ч.2 ст. 235 УК РФ, но оно будет сложным, и потребуется хороший юрист;
  • неоказание помощи, влекущее вред средней или легкой степени будет рассмотрено по ст. 124 УК РФ, если травмы более серьезные, медработник пойдет по ч. 2 ст.124 УК РФ;
  • при установленном случае медицинской халатности и пренебрежения действующими нормативами, ответственный будет осужден согласно ч. 2 ст.293 УК РФ.


Отметим, что пострадавшая сторона имеет право на компенсацию в полном объеме.

В случае инициирования уголовного судопроизводства пострадавший имеет право также подать в суд на получение компенсации за причиненный ущерб. Это указано в ст. 44 УПК РФ, законодатель не устанавливает четкие размеры денежной компенсации, потому уровень ущерба в денежном эквиваленте пользователю предстоит оценить самостоятельно.

Стоит сказать, что сумма компенсации будет складываться из материального и морального ущерба. В первом случае сюда будут включены все затраты на дорогостоящее лечение и покупку лекарственных препаратов, а также оплата услуг по дополнительному уходу. Если пользователь утратил трудоспособность, это также будет учитываться. Что касается морального ущерба, то пострадавший может запросить любую сумму, при условии, что ее размер не сильно преувеличен.

Куда обращаться и как доказать врачебную ошибку

Закон всегда стоит на страже интересов пациента, потому не стоит бояться отстаивать свою точку зрения. В случаях, когда имеет место врачебная ошибка, стоившая пострадавшему здоровья или жизни, пользователям предстоит обратиться к таким должностным лицам и инстанциям:

  1. Администрация медицинского заведения. Руководству клиники нужно будет подробно прояснить возникшую проблему и предоставить доказательства. После служебного разбирательства, в случае доказанности вины, медработник будет привлечен к дисциплинарной ответственности.
  2. Страховая компания. При наличии страховки пострадавшему или его представителю предстоит посетить страховщиков и разъяснить им ситуацию будет инициирована экспертиза , которая покажет, действительно ли медперсонал виновен в сложившейся ситуации. Если версия заявителя будет подтверждена, на врача и клинику будут наложены штрафные санкции.
  3. Судебные инстанции. Сюда нужно направить иск, в котором будет тщательно прописана ситуация, и требования заявителя. Кроме того, пользователю предстоит позаботиться о сборе доказательной базы. На основании иска будет открыто судопроизводство, и если все подтвердится, истец получит компенсацию.
  4. Прокуратура. Сюда предстоит обратиться, если пользователь намерен возбудить уголовное дело. Отметим, что разбирательство будет долгим, и за ним последуют серьезные последствия для правонарушителя.